Научная статья на тему 'Уголовно-процессуальные полномочия капитана российского морского судна: национальное и международно-правовое регулирование'

Уголовно-процессуальные полномочия капитана российского морского судна: национальное и международно-правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1965
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / КАПИТАН / МОРСКОЕ СУДНО / SHIP / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / CRIMINAL PROCEDURE LAW / ДОЗНАНИЕ / INQUIRY / ДАЛЬНЕЕ ПЛАВАНИЕ / LONG SEA VOYAGE / ОТКРЫТОЕ МОРЕ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / EXCLUSIVE ECONOMIC ZONE / ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА / CONTIGUOUS ZONE / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ / TERRITORIAL SEA / ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ / INTERNAL WATERS / ПОРТЫ / PORTS / THE MASTER / HIGH SEAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуцуляк Василий Николаевич

Капитан морского судна, плавающего под российским флагом, осуществляет предоставленные ему уголовно-процессуальные полномочия исключительно по делам публичного обвинения. Вместе с тем объем этих полномочий и особенности их реализации во многом зависят от международно-правового режима того района Мирового океана, где находится судно в момент совершения преступления на его борту. Если преступление совершено на борту судна в открытом море, находящемся вне юрисдикции какого бы то ни было государства, капитан осуществляет свои уголовно-процессуальные полномочия на основании общепризнанного международно-правового принципа юрисдикции государства флага судна в открытом море. При нахождении российского судна в исключительной экономической зоне и прилежащей зоне иностранного государства капитан российского судна при осуществлении уголовно-процессуальных полномочий должен иметь в виду, что с точки зрения осуществления судоходства указанные морские пространства близки к режиму открытого моря, но вместе с тем здесь следует учитывать ограничения, накладываемые международным правом и национальным законодательством. Если преступление совершено на борту российского судна при проходе через территориальное море иностранного государства, его уголовная юрисдикция в соответствии с нормами международного права не осуществляется, за исключением конкретно установленных случаев. При нахождении российского судна в иностранных внутренних водах, включая порты, власти прибрежного государства имеют право осуществлять уголовную юрисдикцию, но, как правило, отказываются от этого в случаях, которые получили закрепление в международно-правовых обычаях, а также в двусторонних соглашениях между государством флага судна и прибрежным государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальные полномочия капитана российского морского судна: национальное и международно-правовое регулирование»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ ГУЦУЛЯК

Юридический институт Российского университета транспорта 127994, Российская Федерация, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9 E-mail: gutsul@inbox.ru SPIN-код: 7730-0551 ORCID: 0000-0002-5843-2661

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КАПИТАНА РОССИЙСКОГО МОРСКОГО СУДНА: НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья подготовлена при информационной поддержке Справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Аннотация. Капитан морского судна, плавающего под российским флагом, осуществляет предоставленные ему уголовно-процессуальные полномочия исключительно по делам публичного обвинения. Вместе с тем объем этих полномочий и особенности их реализации во многом зависят от международно-правового режима того района Мирового океана, где находится судно в момент совершения преступления на его борту. Если преступление совершено на борту судна в открытом море, находящемся вне юрисдикции какого бы то ни было государства, капитан осуществляет свои уголовно-процессуальные полномочия на основании общепризнанного международно-правового принципа юрисдикции государства флага судна в открытом море.

При нахождении российского судна в исключительной экономической зоне и прилежащей зоне иностранного государства капитан российского судна при осуществлении уголовно-процессуальных полномочий должен иметь в виду, что с точки зрения осуществления судоходства указанные морские пространства близки к режиму открытого моря, но вместе с тем здесь следует учитывать ограничения, накладываемые международным правом и национальным законодательством.

Если преступление совершено на борту российского судна при проходе через территориальное море иностранного государства, его уголовная юрисдикция в соответствии с нормами международного права не осуществляется, за исключением конкретно установленных случаев.

При нахождении российского судна в иностранных внутренних водах, включая порты, власти прибрежного государства имеют право осуществлять уголовную юрисдикцию, но, как правило, отказываются от этого в случаях, которые получили закре-

пление в международно-правовых обычаях, а также в двусторонних соглашениях между государством флага судна и прибрежным государством.

Ключевые слова: международное право, капитан, морское судно, уголовно-процессуальное право, дознание, дальнее плавание, открытое море, исключительная экономическая зона, прилежащая зона, территориальное море, внутренние воды, порты

VASILIY N. GUTSULYAK

Institute of Law, Russian University of Transport

9-9, Obraztsova str., Moscow 127994, Russian Federation

E-mail: gutsul@inbox.ru

ORCID: 0000-0002-5843-2661

CRIMINAL PROCEDURE POWERS OF THE MASTER OF THE RUSSIAN SHIP: NATIONAL AND INTERNATIONAL REGULATION

The article is written with the informational support of SPS Consultant Plus.

Abstract. The Master of a ship flying the Russian flag exercises criminal procedural powers granted to him solely in cases of public prosecution.

At the same time the scope of these powers and the peculiarities of their realization largely depend on the international legal regime of the area of the oceans where the vessel is located at the time of committing the crime on its board.

If the offence is committed on board a vessel on the high seas outside the jurisdiction of any state, the Master shall exercise his criminal procedural powers on the basis of the generally recognized international legal principle of the jurisdiction of the flag state of the vessel on the high seas.

When the Russian vessel navigates in the exclusive economic zone and the adjacent zone of the foreign state, at implementation criminally-procedural powers of the Master of the Russian vessel it is necessary to mean that from the point of view of implementation of navigation the specified sea spaces are close to the regime of the high seas, but at the same time here it is necessary to consider the restrictions imposed by the international law and the national legislation.

If the crime is committed on board a Russian vessel crossing the territorial sea of a foreign state, its criminal jurisdiction in accordance with the rules of international law shall not be exercised, except in specified cases.

When a Russian vessel is in foreign inland waters, including ports, the authorities have the right to exercise criminal jurisdiction, but usually refuse to do so in cases that have been consolidated in international legal customs, as well as in bilateral agreements between the flag state of the vessel and the coastal state.

Key words: international law, the Master, ship, criminal procedure law, inquiry, long sea voyage, high seas, exclusive economic zone, contiguous zone, territorial sea, internal waters, ports

1. Введение

Одним из основных принципов уголовного права является принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление. Еще в XVIII в. выдающийся итальянский просветитель, автор знаменитого труда «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа писал: «Одно из самых действенных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказаний, а в их неизбежности»1.

Особенно сложно обеспечить реализацию данного принципа на борту судна, поскольку большую часть своего эксплуатационного времени оно проводит в дальнем плавании в море вдали от берегов.

В древние времена капитан судна считался «следующим после Бога» ("next after God")2, так как его власть на борту была практически безграничной. В этом плане и сегодня мало что изменилось. Как отмечает Д.Г. Вильсон, «несмотря на достижения в области коммуникационных технологий, которые, возможно, делают капитана более подотчетным судовладельцу, он сохраняет свою полную власть на борту судна, находящегося в открытом море»3.

На актуальность проблемы указывает и тот факт, что в 2013 г. Международная морская организация (International Maritime Organization — IMO) приняла Руководство по сохранению и сбору доказательств на борту судна (Резолюция A. 1091 (28) от 4 декабря 2013 г.)4. Этот документ предназначен в первую очередь для капитанов морских судов,

1 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Пер. с итал. М.М. Исаева. М., 1939. С. 308.

2 См.: Maritime History Archive. URL: https://www.mun.ca/mha/mlc/articles/ shipmasters/index.php (дата обращения: 02.05.2018).

3 Wilson D.G. Interdiction on the High Seas: The Role and Authority of a Master in the Boarding and Searching of His Ship by Foreign Warships // Naval Law Review. 2008. Vol. 55. P. 198.

4 См.: Guidelines on the Preservation and Collection of Evidence Following an Allegation of a Serious Crime Having Taken Place on Board a Ship or Following a Report of a Missing Person from a Ship, and Pastoral and Medical Care of Persons Affected. URL: www.professionalmariner.com/Web-Bulletin-2014/New-IM0-rule-tasks-mas-ter-with-collecting-and-preserving-evidence-of-shipboard-crime/ (дата обращения: 19.04.2018). Русский перевод см.: Руководство по обеспечению сохранности и сбору доказательств после заявления о серьезном преступлении, совершенном на судне, или после сообщения о пропавшем без вести лице с судна, а также по оказанию

выполняющих при известных обстоятельствах функции официального представителя государства флага. Именно на это должностное лицо возлагается обязанность в случае совершения на борту судна тяжких преступлений или поступления сообщения о пропавшем с судна человеке обеспечить сохранение и сбор соответствующих доказательств до начала работы правоохранительных органов.

Вместе с тем, как отмечается в самом Руководстве, его положения не должны толковаться как устанавливающие основания для уголовной или иной ответственности капитана морского судна за сохранение и сбор доказательств. Капитан судна не является профессиональным следователем на месте преступления и не действует в качестве сотрудника правоохранительных органов при применении положений Руководства. Его задача заключается в сохранении, сборе соответствующих доказательств, которые в противном случае могли бы быть утеряны.

В приложении к Руководству содержатся формы заявлений потерпевших, допросов предполагаемых правонарушителей и свидетелей, образцы иных процессуальных документов. Поскольку капитан морского судна, как правило, не имеет юридического образования и соответствующего опыта расследований уголовных дел, Руководство является для него хорошим подспорьем.

Разработанное ИМО Руководство фактически закладывает международно-правовую основу уголовно-процессуальных полномочий капитана вне зависимости от национальности вверенного ему судна.

2. Процессуальные полномочия капитана при осуществлении функций дознания

Специфика правового статуса капитана российского морского судна заключается в том, что он может одновременно выступать в качестве полномочного представителя владельца судна и (или) фрахтователя, владельцев груза, государства флага судна и при определенных условиях осуществлять публично-правовые функции, в том числе удостоверять непосредственно на борту судна завещания, документы, подтверждающие факты рождения и смерти, морского протеста и т.д.

Таким образом, капитан морского судна является представителем власти на борту, и именно в этом качестве российское законодатель-

моральной поддержки и медицинской помощи потерпевшим // Сборник № 50 резолюции ИМО. Collection No. 50 of IMO Resolutions. СПб., 2015.

ство наделяет его уголовно-процессуальными полномочиями. Как справедливо отмечает Б.Т. Безлепкин, «существование такого уголовно-процессуального правила обусловлено необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке полного временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять свою юрисдикцию в данном месте и в данное время»5.

В Кодексе торгового мореплавания СССР 1968 г.6 капитан был отнесен к органам дознания (ст. 59), однако в Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ7 капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, органами дознания уже не называются. И в этой связи представляется ошибочной позиция В.Ф. Си-дорченко и А.И. Скворцова, утверждающих, что «в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании (прибрежном и заграничном), признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан выполняет функции органа дознания»8. Аналогичную ошибку, как нам кажется, допускает и профессор Г.Г. Иванов, также рассматривающий капитана морского судна в качестве представителя органов дознания9.

Нельзя не согласиться с позицией профессора С.Б. Россинского, считающего недопустимым признание полноценными органами дознания капитанов морских судов10. Действительно, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержится исчерпывающий перечень органов дознания, в котором не предусмотрены капитаны морских судов (ст. 40). А в Кодексе торгового мореплавания устанавливается, что на судне, находящемся в плавании, капитан возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК РФ, но не указывается на выполнение капитаном функций органов дознания (ст. 69).

5 Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 14-е изд. М., 2017. С. 37.

6 Утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. // Свод законов СССР. Т. 8. С. 123.

7 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

8 Сидорченко В.Ф., Скворцов А.И. Капитан морского судна. СПб., 2001. С. 102-106.

9 См.: Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М., 2002. С. 79-80.

10 См.: Россинский С.Б. Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального принуждения // Российский следователь. 2017. № 3. С. 17.

Таким образом, в соответствии с действующим российским законодательством капитан морского судна уполномочен возбуждать уголовные дела в не терпящих отлагательства случаях. Капитан морского судна, плавающего под российским флагом, осуществляет предоставленные ему уголовно-процессуальные полномочия исключительно по делам публичного обвинения. Отнесение того или иного уголовного дела к категории дел публичного обвинения определяется на основе метода исключения: уголовными делами публичного обвинения считаются дела, не являющиеся делами частного или частнопубличного обвинения.

К уголовным делам частного обвинения относятся умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ); нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию (ст. 1161 УК РФ), клевета (ст. 1281 УК РФ). Эти дела возбуждаются исключительно по заявлению потерпевшего и подлежат обязательному прекращению в случае примирения сторон. Дела частнопубличного обвинения (например, ст. 131 УК РФ «Изнасилование») также могут возбуждаться по заявлению потерпевшего, но после возбуждения дела он утрачивает право отказаться от обвинения. В российском законодательстве уголовные дела публичного обвинения, которые могут возбуждаться независимо от волеизъявления потерпевшего, составляют подавляющее большинство.

Капитан российского морского судна обязан не только возбудить уголовное дело, но и задержать подозреваемого, а также «выполнить комплекс первоначальных следственных действий, направленных на фиксацию следов преступления, поскольку откладывание производства до прибытия судна в порт неминуемо приведет к утрате следов и в итоге — к невозможности принять по делу законное решение»11.

Определенные уголовно-процессуальные полномочия морского капитана предусматриваются не только в российском законодательстве, аналогичные положения содержатся и в законодательстве ряда других государств12. Так, в соответствии с принятым в Великобритании в 1970 г. Законом о торговом судоходстве (Merchant Shipping Act) капитан судна, зарегистрированного под британским флагом, в целях

11 Стельмах В.Ю. Особенности уголовно-процессуальной деятельности в дальнем плавании, на территории экспедиций и зимовок, в Антарктике, на территории дипломатических и консульских представительств РФ // Журнал российского права. 2017. № 6. С. 125-133.

12 См.: GoldE., Chircop A., KindredH. Maritime Law. Toronto, 2003. Р. 61.

обеспечения безопасности наделяется полномочиями по задержанию любого лица, находящегося на борту судна13.

Уголовно-процессуальные полномочия морского капитана регулируются и британским общим правом. Наиболее показательным в этом отношении является дело Хук против пароходной компании Кунрада 1953 г.14 Десятилетняя девочка, находившаяся на борту пассажирского судна «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth), обратилась с жалобой в связи с «непристойным нападением» (indecent assault) со стороны стюарда. Ее отец, врач, настаивал на том, чтобы подозреваемый был задержан и помещен под стражу, так как, по его мнению, он являлся невменяемым и представлял опасность для пассажиров. Он предупредил, что придаст огласке обстоятельства произошедшего, если капитан судна не согласится с его требованием. Подозреваемый был помещен под стражу в своей каюте и затем допрошен, однако его версия была принципиально иной.

После того как пассажиры сошли с борта судна в Нью-Йорке, стюарда освободили из-под стражи, и он продолжил свою работу. Впоследствии он обратился в суд, обвинив работодателя в незаконном лишении свободы. В соответствии с английским статутным правом капитан судна не обладал полномочиями для ареста подозреваемого, так как разд. 223 Закона о торговом судоходстве 1894 г. в данном случае был неприменим. Несмотря на это, руководствуясь нормами общего права, суд признал, что капитан имел право изолировать подозреваемого в целях обеспечения безопасности судна и поддержания доброго порядка на борту. Однако, по мнению суда, в данном случае не было предоставлено достаточных доказательств того, что подозреваемый представлял опасность для других пассажиров, и заключение подозреваемого под стражу было предпринято лишь с целью избежать скандала. В результате суд вынес решение о выплате стюарду 250 английских фунтов в качестве компенсации за незаконное лишение свободы.

Таким образом, общее право предусматривает определенные уголовно-процессуальные полномочия капитана, который вправе воспользоваться ими, если речь идет об обеспечении безопасности судна и лиц, находящихся на его борту. Уголовно-процессуальные полно-

13 См.: Hopkins F.N., Watkins G.G. Business and Law for the Shipmaster. 7th ed. Glasgow, 1989. Р. 139.

14 См.: Hook v. Cunard S.S. Co. LTD [1953] 1 All E.R. 1021; Grime R.P. Shipping Law. L., 1978. Р. 56-57.

мочия капитана распространяются не только на членов экипажа, но и на пассажиров и лиц, незаконно находящихся на борту судна. Капитан вправе отдать приказ об их аресте и наказании (ранее он мог применять даже телесные наказания, но в настоящее время они запрещены)15.

3. Необходимые условия реализации уголовно-процессуальных полномочий капитана морского судна

Согласно ст. 2 УПК РФ нормы Кодекса распространяются на производство по уголовному делу о преступлении, совершенном на морском судне, находящемся за пределами территории страны под флагом России, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации. Эти положения требует определенных пояснений.

Первый квалифицирующий признак касается местонахождения судна. Термин «за пределами территории РФ» формально означает, что речь идет о тех случаях, когда судно находится за пределами внешней границы территориального моря России, т.е. за пределами ее государственной границы. Вместе с тем нужно иметь в виду, что если судно вышло из территориального моря РФ, но продолжает находиться в ее прилежащей зоне (24 морские мили16, отмеряемые от тех же исходных линий, что и территориальное море) или в исключительной экономической зоне (ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), то в этих морских пространствах, на которые не распространяется суверенитет прибрежного государства, в полной мере осуществляется юрисдикция, в том числе и уголовная, в отношении судов под флагом этого государства.

Второй квалифицирующий признак — это регистрация судна под флагом Российской Федерации. В связи с этим возникает достаточно интересный вопрос, как быть с иностранными судами, зарегистрированными в российском бербоут-чартерном реестре и получившими, соответственно, временное разрешение на плавание под флагом России. Видимо, на них также распространяются нормы российского уголовно-процессуального законодательства.

15 См.: Giles O.C. Shipping Law. L., 1981. Р. 81.

16 Одна морская миля составляет 1852 м.

Еще один важный аспект проблемы связан с возможностью нахождения на борту судна, зарегистрированного под флагом Российской Федерации, иностранных граждан. Кодекс торгового мореплавания допускает это, предусматривая, в частности, что в составе экипажа морского судна, зарегистрированного под российским флагом, могут находиться как граждане иностранных государств, так и апатриды (ст. 56). Вместе с тем данная статья содержит весьма важное ограничение: иностранцы и лица без гражданства могут занимать любые должности на борту судна, кроме капитана, старшего помощника капитана, старшего механика и радиоспециалиста.

Таким образом, уголовно-процессуальные полномочия капитана распространяются на иностранных граждан, находящихся на борту российского судна и входящих в состав экипажа. Вместе с тем необходимо сделать важные оговорки. С одной стороны, необходимо учитывать возможность конкурирующей уголовной юрисдикции страны гражданства иностранца, находящегося на борту российского судна. С другой стороны, уголовно-процессуальные полномочия капитана российского судна, находящегося в иностранных водах, осуществляются с учетом норм и обычаев международного морского права и национального законодательства прибрежного государства.

Что касается приписки судна к порту, то она не оказывает какого-либо влияния на правовой статус судна и в большей степени обусловлена техническими причинами. Фактически портом приписки судна является место его регистрации. Этот своеобразный «домашний адрес» морского судна, который наносится на корму судна под его названием. Судно, плавающее под флагом РФ, ipso facto может быть приписано только к российскому порту.

4. Трактовка понятия дальнего плавания

Согласно ч. 3. ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных на морских судах, находящихся в дальнем плавании, возлагаются на капитана.

Обратим внимание на несоответствие уголовно-процессуальному законодательству ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ, в которой сфера действия полномочий капитана обозначена несколько шире — на судне, находящемся в плавании. И в этом контексте плавание судна может быть не только дальним, но малым или прибрежным, иногда речь идет о заграничном плавании.

Термин «прибрежное плавание» применяется в Положении о ди-пломировании членов экипажей морских судов17 и Требованиях к получению дипломов о присвоении квалификации и свидетельств персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации18. В соответствии с п. 10 Положения прибрежным плаванием считается плавание на удалении от берега до 50 морских миль и до 250 морских миль от побережья Российской Федерации. Следовательно, такое плавание должно отвечать двум критериям. При плавании в водах России (внутренних морских водах, территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне) удаление от берега не должно превышать 50 морских миль. Если же судно уходит в заграничное плавание — при максимально допустимом удалении от берега в 50 миль, оно не должно находиться далее 250 морских миль от побережья России.

Как это ни парадоксально, но российское законодательство не раскрывает смысл термина «дальнее плавание». Пожалуй, единственным нормативным правовым актом, содержащим конкретные критерии дальнего плавания, можно считать постановление Совета Министров СССР от 25 августа 1983 г. № 839 «Об утверждении Положения о званиях лиц командного состава судов»19. Это Положение было разработано с учетом требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г.20

В Положении приведены конкретные акватории Мирового океана с указанием названий морей и географических координат, плавание в которых рассматривается как малое (ст. 9)21. Соответственно плава-

17 См.: приказ Министерства транспорта РФ от 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 40.

18 См.: приказ Государственного комитета РФ по рыболовству от 21 мая 2002 г. № 202 «Об утверждении Требований к получению дипломов о присвоении квалификации и свидетельств персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 35.

19 СП СССР. 1983. № 26. Ст. 150.

20 International Convention of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers 1978. URL: https://treaties.un.org/pages/showDetails.aspx?objid=08000002800d6d42 (дата обращения: 20.04.2018).

21 К таковым было отнесено плавание: а) в Белом море, а также в водах Баренцева моря на восток — до линии, соединяющей мысы Меньшиков и Болванский нос; на запад — до меридиана мыса Норд-Кап; на север — до 71-й параллели; б) в морях Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском — в одном направлении

ние морских судов за пределами границ указанных акваторий рассматривалось как дальнее плавание.

Согласно Положению прибрежным плаванием считалось плавание вдоль побережья СССР в одном направлении по кратчайшему пути менее 250 морских миль от пункта отхода с удалением от берега до 50 морских миль (ст. 10). Это определение несколько отличается от предусмотренного в действующих российских нормативных правовых актах.

Таким образом, для выявления содержания термина «дальнее плавание» в целях реализации уголовно-процессуальных полномочий капитана российского морского судна в качестве ориентира можно использовать принятое еще в СССР Положение 1983 г.

5. Действия капитана в случае совершения преступления на борту судна

Очевидно, что преступления на борту судна, находящегося в дальнем плавании, совершаются весьма редко. Однако если такой случай все же произошел, то капитан как представитель власти государства флага судна должен незамедлительно использовать предоставленные ему законом уголовно-процессуальные полномочия. В этой связи для него крайне важно иметь своеобразную «дорожную карту», пошаговый сценарий, четко регламентирующий порядок его действий. Подробный алгоритм действий капитана в случае совершения преступления на борту судна содержала Инструкция о выполнении функций органов дознания на морских судах СССР, находящихся в плавании, утвержденная Генеральным прокурором СССР по согласованию с Министром морского флота СССР и Министром рыбного хозяйства СССР 7 августа 1974 г., однако в связи с прекращением существования Советского Союза она была отменена22.

по кратчайшему пути менее 400 морских миль от пункта отхода; в) в Балтийском море с его заливами, в Бельтах, Зунде, Каттегате и Скагерраке до линии Скаген-Лин-неснес и через Кильский канал — до выхода из Брюнсбюттеля; г) в Азовском море, а также в Черном море до Стамбула; д) в Каспийском море; е) в Японском море с выходом в Охотское море через Татарский пролив до параллели мыса Елизаветы; ж) в Беринговом, Охотском морях и Тихом океане — в одном направлении по кратчайшему пути менее 700 морских миль от пункта отхода, включая порты Японского моря, а также удаление в Тихий океан до 400 морских миль от берега.

22 См.: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 3 августа 1998 г. № 52 // СПС «КонсультатнПлюс».

К сожалению, новая инструкция до настоящего времени еще не принята, но в соответствии с ч. 2 ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ в 2012 г. был разработан и утвержден Порядок и особенности выполнения капитаном судна действий, не относящихся к процессуальным, в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения 23. Данный нормативный правовой акт предусматривает, какие записи должен сделать капитан в судовом журнале в связи с сообщением о преступлении: дата, координаты судна, судовое время, сведения о лице, сообщившем о преступлении, и др. Все документы, а также материалы, относящиеся к расследованию, сшиваются, нумеруются и заносятся в опись. Оформленное таким образом дело должно храниться в сейфе до захода судна в первый российский порт. Согласно Порядку в судовом журнале также делается запись об уведомлении прокурора о начатом расследовании в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ. Эта запись должна также содержать сведения о дате, координатах судна и судовом времени. Вместе с тем непонятно, какой прокурор должен уведомляться капитаном судна о начатом расследовании. В Инструкции 1974 г. речь шла о транспортном прокуроре по месту приписки судна. Можно предположить, что и в данном случае имеется в виду именно он.

В 2011 г. в Кодекс торгового мореплавания РФ была включена ст. 69.1, предусматривающая действия капитана судна в отношении лиц, совершивших преступления, направленные против безопасности морского судоходства. Появление указанной статьи было обусловлено ратификацией нашей страной Римской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г.24, предусматривающей, в частности, передачу преступников властям иностранного государства (п. 2 ст. 8).

Согласно этой статье капитан судна может передать властям иностранного государства лицо, подозреваемое в преступлении против безопасности морского судоходства, только при соблюдении двух обязательных условий: наличие заключенного международного договора, в том числе двустороннего и регионального соглашения, с участием России, статус подозреваемого лица, который не должен быть гражданином Российской Федерации или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории нашей страны.

23 См.: приказ Министерства транспорта РФ от 23 ноября 2012 г. № 407 «Об утверждении Порядка и особенностей выполнения капитаном судна действий, не относящихся к процессуальным, в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения» // Российская газета. 2013. 18 янв.

24 Текст Конвенции см.: United Nations. Treaty Series. 1992. P. 249-261.

6. Уголовно-процессуальные полномочия капитана при нахождении судна в иностранных водах

Если осуществление капитаном уголовно-процессуальных полномочий на борту российского судна, находящегося в российских водах или в открытом море, где действует принцип исключительной юрисдикции государства флага судна, не вызывает практических сложностей, то после входа российского судна в иностранные воды — исключительную экономическую зону, прилежащую зону, территориальное море или внутренние воды прибрежного государства — необходимо учитывать нормы и обычаи международного морского права, а также национальное законодательство, регламентирующее правовой режим соответствующего морского пространства.

Исключительная экономическая зона в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.25 представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отмеряемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, и подпадающий под особый правовой режим26. Главная особенность этого режима заключается в том, что прибрежное государство в своей исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, а также защиты и сохранения морской среды.

Исключительную экономическую зону можно рассматривать как часть открытого моря, где действует принцип исключительной юрисдикции государства флага судна, если только последствия совершенного на борту преступления не выходят за пределы судна, затрагивая тем самым интересы прибрежного государства, связанные с исключительной экономической зоной.

Прилежащая зона согласно ст. 33 Конвенции 1982 г. не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство может осуществлять в ней таможенный, фискальный, иммиграционный и санитарный контроль, а также применять наказания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Текст Конвенции см.: Бюллетень международных договоров. 1998. № 1.

26 Об особенностях данного вида морского пространства см.: Зарипова Э.А., Колодкин А.Л. Актуальные правовые проблемы морской исключительной экономической зоны // Московский журнал международного права. 2004. № 3. С. 197—207.

в отношении нарушений, совершенных в пределах его территории или территориального моря27.

Как видим, в этом районе прибрежное государство вправе осуществлять только предусмотренные в Конвенции виды контроля, перечень которых носит исчерпывающий характер. Что касается наказаний, то прибрежное государство может применять их только в отношении нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил в период пребывания судна в порту прибрежного государства, его внутренних водах и территориальном море.

Таким образом, в иностранной прилежащей зоне уголовно-процессуальные полномочия капитана ограничиваются лишь в отношении тех преступлений, совершенных на борту судна, которые затрагивают положения таможенного, фискального, иммиграционного и санитарного законодательства прибрежного государства. В остальных же случаях на борту судна действует принцип исключительной юрисдикции государства флага судна, установленный международным правом для районов открытого моря.

Территориальное море является составной частью территории прибрежного государства, на которую распространяется его сувере-нитет28. В соответствии с норами международного права его ширина не может превышать 12 морских миль, отмеряемых от линии наибольшего отлива или от исходных линий, соединяющих наиболее выступающие в море оконечности побережья там, где побережье имеет изрезанный характер.

Находящееся в иностранном территориальном море российское судно имеет право осуществлять проход, т.е. плавание через территориальное море в целях его пересечения, не предполагающее заход во внутренние воды или проход во внутренние воды или выход из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, за исключением случаев остановки и стоянки на якоре, связанных с обычным плаванием или необходимых в силу форс-мажорных обстоятельств (бедствие, оказание помощи и т.д.). Кроме того, проход судна через территориальное море иностранного государства должен быть мирным и не нарушать, как предусмотрено в Конвенции, «мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства».

27 Подробнее см.: Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. М., 2003. С. 51-56.

28 Подробнее см.: Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяше-ва. 5-е изд. М., 2009. С. 603-608.

При осуществлении уголовно-процессуальных полномочий на борту судна под российским флагом принципиально важное значение для капитана имеет ст. 27 Конвенции 1982 г., согласно которой уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море. Исключения предусмотрены только тогда, когда (1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство; (2) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; (3) к местным властям поступила просьба о помощи от капитана судна, дипломатического агента или консульского должностного лица государства флага судна; (4) необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками или психотропными веществами. В качестве примера можно привести преследование катером американской береговой охраны круизного судна «Карнивал Селебрейшен» (Carnival Celebration), на борту которого находился подозреваемый в убийстве, в территориальном море США в феврале 2008 г.29 Судно было остановлено до выхода из территориального моря в пяти милях от Флориды, а подозреваемый снят с борта судна и доставлен на берег, где ему было предъявлено обвинение.

Таким образом, при проходе российского судна через территориальное море иностранного государства капитан должен правильно квалифицировать совершенное преступление, с тем чтобы установить, имеет ли он право осуществлять представленные ему уголовно-процессуальные полномочия или должен передать властям прибрежного государства дело как подпадающее под их уголовную юрисдикцию.

Внутренние воды — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря30. Наибольший практический интерес представляют входящие в состав внутренних вод прибрежного государства акватории морских портов, предназначенных для захода и стоянки судов 31. Именно они являются конечной или промежуточной целью плавания морских судов, которые, как правило, осуществляют в портах погрузочно-разгрузочные работы.

В случае необходимости осуществления уголовно-процессуальных полномочий капитан должен иметь в виду, что на стоящее в иностран-

29 См.: Wright A.N. High Seas Ship Crimes // Loyola Maritime Law Journal. 2009. Vol. 7B. No. 1. P. 23-24.

30 Подробнее см.: Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 2003. С. 524-526.

31 См.: ИвановГ.Г. Правовой режим морских портов. М., 1988.

ном порту судно в полном объеме распространяется уголовная юрисдикция прибрежного государства. Если преступление совершено на борту российского судна, находящегося во внутренних водах, включая акватории портов, то решение об отказе или осуществлении юрисдикции полностью зависит от усмотрения властей прибрежного государства.

Вместе с тем в настоящее время сформировался международно-правовой обычай о нераспространении уголовной юрисдикции прибрежного государства на иностранные суда, находящиеся в его портах, за исключением строго определенных случаев, непосредственно затрагивающих интересы прибрежного государства, а именно если: 1) преступление нарушает спокойствие или порядок в порту; 2) последствия преступления выходят за пределы судна; 3) преступление совершено против лиц, не являющихся капитаном или членами экипажа судна; 4) совершено тяжкое преступление, 5) капитан судна, дипломатический или консульский представитель государства флага судна обратились с просьбой о вмешательстве. Тенденция отказа от осуществления уголовной юрисдикции, за исключением определенных случаев, получила распространение и в договорной практике РФ (Консульская конвенция между Российской Федерацией и Итальянской Республикой 2001 г., Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о морском судоходстве 2001 г. и др.).

Таким образом, если преступление совершено на борту российского судна, находящегося во внутренних водах иностранного государства, включая его порты, уголовно-процессуальные полномочия капитана весьма существенно ограничены. В этом случае он должен, прежде всего, незамедлительно проинформировать российского консула и далее действовать в соответствии с его указаниями и рекомендациями.

7. Заключение

Обеспечение неотвратимости наказания в случае совершения преступления на российском морском судне, находящемся в дальнем плавании, представляет определенную сложность. Поскольку у правоохранительных органов отсутствует возможность оперативно осуществить необходимые уголовно-процессуальные действия, капитан судна выступает в качестве представителя власти, наделенного полномочиями возбуждать уголовные дела публичного обвинения, задерживать подозреваемого, фиксировать следы преступления. При этом в соответствии с действующим законодательством он не рассматри-

вается в качестве органа дознания, однако выполняет определенные его функции.

Объем и характер полномочий капитана зависит то того, где находится судно в момент совершения преступления — в открытом море или в иностранных водах. В последнем случае при осуществлении уголовно-процессуальных полномочий капитан российского судна должен учитывать ограничения, накладываемые международным правом и национальным законодательством прибрежного государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 14-е изд. М.: Проспект, 2018.

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Пер. с итал. М.М. Исаева. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1939.

Зарипова Э.А., Колодкин А.Л. Актуальные правовые проблемы морской исключительной экономической зоны // Московский журнал международного права. 2004. № 3. С. 197-207.

Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М.: Спарк, 2002.

Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. М.: Транспорт, 1988.

Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. М.: Научная книга, 2003.

Международное право / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2003.

Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. 5-е изд. М.: Проспект, 2009.

Россинский С.Б. Задержание подозреваемого как мера уголовно-процессуального принуждения // Российский следователь. 2017. № 3. С. 16-20.

СидорченкоВ.Ф., СкворцовА.И. Капитан морского судна. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

Стельмах В.Ю. Особенности уголовно-процессуальной деятельности в дальнем плавании, на территории экспедиций и зимовок, в Антарктике, на территории дипломатических и консульских представительств Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. № 6. 125-133. DOI: 10.12737/arti-cle_59240ca9b171e6.84005490

Giles O.C. Shipping Law. London: Pitman, 1981.

GoldE., Chircop A., KindredH. Maritime Law. Toronto: Irwin Law, 2003.

Grime R.P. Shipping Law. London: Sweet and Maxwell, 1978.

Hopkins F.N., Watkins G.G. Business and Law for the Shipmaster. 7th ed. Glasgow: Brown, Son & Ferguson, 1989.

Wilson D.G. Interdiction on the High Seas: The Role and Authority of a Master in the Boarding and Searching of His Ship by Foreign Warships // Naval Law Review. 2008. Vol. 55. P. 157-211.

Wright A.N. High Seas Ship Crimes // Loyola Maritime Law Journal. 2009. Vol. 7B. P. 1-46.

REFERENCES

Beccaria, C. (1766). Dei Delitti e dellepene. Edizione quinta di nuovo corretta ed ac-cresciuta. Paris: Molini. (in It.). [Russ. ed.: Beccaria, C. (1939). Oprestupleniyakh inaka-zaniyakh [On Crimes and Punishments]. Translated from Italian by M.M. Isaev. Moscow: Yuridicheskoe izdatel'stvo NKYu SSSR].

Bekyashev, K.A. ed. (2009). Mezhdunarodnoepublichnoepravo [International Public Law]. 5th ed. Moscow: Prospekt. (in Russ.).

Bezlepkin, B.T. (2018). Kommentarii k Ugolovno-protsessual'nomu kodeksu Rossiis-koi Federatsii [Commentary to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation]. 14th ed. Moscow: Prospekt. (in Russ.).

Giles, O.C. (1981). Shipping Law. London: Pitman.

Gold, E., Chircop, A. and Kindred, H. (2003). Maritime Law. Toronto: Irwin Law.

Grime, R.P. (1978). Shipping Law. London: Sweet and Maxwell.

Hopkins, F.N. and Watkins, G.G. (1989). Business and Law for the Shipmaster. 7th ed. Glasgow: Brown, Son & Ferguson.

Ivanov, G.G. (1988). Pravovoi rezhim morskikhportov [Legal Regime of Sea Ports]. Moscow: Transport. (in Russ.).

Ivanov, G.G. (2002). Pravovoe regulirovanie morskogo sudokhodstva v Rossiiskoi Federatsii [Legal Regulation of Maritime Navigation in the Russian Federation]. Moscow: Spark. (in Russ.).

Kolosov, Yu.M. and Krivchikova, E.S. (2003). Mezhdunarodnoe pravo [International Law]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya. (in Russ.).

Kovalev, A.A. (2003). Sovremennoe mezhdunarodnoe morskoe pravo i praktika ego primeneniya [Modern International Maritime Law and Practice of its Implementation]. Moscow: Nauchnaya kniga. (in Russ.).

Rossinskiy, S.B. (2017). Zaderzhanie podozrevaemogo kak mera ugolovno-protsessu-al'nogo prinuzhdeniya [Detention of a Suspect as a Measure of Criminal Procedure Compulsion]. Rossiiskii sledovatel' [Russian Investigator], (3), pp. 16-20. (in Russ.).

Sidorchenko, V.F. and Skvortsov, A.I. (2001). Kapitan morskogo sudna [Master of the Ship]. Saint Petersburg: Yuridicheskii tsentr Press. (in Russ.).

Stelmakh, V. Yu. (2017). Osobennosti ugolovno-protsessual'noi deyatel'nosti v dal'nem plavanii, na territorii ekspeditsii i zimovok, v Antarktike, na territorii diploma-ticheskikh i konsul'skikh predstavitel'stv Rossiiskoi Federatsii [Features of the Criminal Procedural Activities at the Sea, on the Territory of the Expeditions and Wintering in Antarctica, on the Territory of Diplomatic and Consular Missions of the Russian Federation]. Zhurnalrossiiskogoprava [Journal of Russian Law], (6), pp. 125-133. (in Russ.). DOI: 10.12737/article_59240ca9b171e6.84005490

Wilson, D.G. (2008). Interdiction on the High Seas: The Role and Authority of a Master in the Boarding and Searching of His Ship by Foreign Warships. Naval Law Review, 55, pp. 157-211.

Wright, A.N. (2009). High Seas Ship Crimes. Loyola Maritime Law Journal, 7В, рр. 1-46.

Zaripova, E.A. and Kolodkin, A.L. (2004). Aktual'nye pravovye problemy morskoi isklyuchitel'noi ekonomicheskoi zony [Current Legal Problems of the Maritime Exclusive Economic Zone]. Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogoprava [Moscow Journal of International Law], (3), pp. 197-207. (in Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Гуцуляк Василий Николаевич — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры транспортного права Юридического института Российского университета транспорта.

AUTHOR'S INFO:

Vasiliy N. Gutsulyak — Doctor of Legal Sciences, Professor, Professor of the Transport Law Department, Institute of Law, Russian University of Transport.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Гуцуляк В.Н. Уголовно-процессуальные полномочия капитана российского морского судна: национальное и международное регулирование // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2018. Т. 13. № 4. С. 190-208.

CITATION:

Gutsulyak, V.N. (2018). Criminal Procedure Powers of the Master of the Russian Ship: National and International Regulation. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 13(4), pp. 190-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.