4.3. ПРЕСТУПНОСТЬ НА МОРЕ КАК КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Михеев Валерий Леонидович, кандидат юридических наук, доцент кафедры морского права.
Государственная морская академия имени адмирала С.
О. Макарова.
law@gma.ru
Аннотация: в статье автор рассматривает морские пространства как район совершения разнообразных преступлений, представляющих угрозу национальным интересам прибрежных стран и международному судоходству и ставит вопрос о необходимости выделения криминологического исследования морской преступности в самостоятельную научную проблему. Главным для выделения морской преступности в самостоятельный объект исследования, по мнению автора, является то, что криминологическая характеристика преступности на море не может быть предопределена только формулой национального права, а должна быть детерминирована также нормами международного права и нормами иностранного.
Ключевые слова: морская преступность, морские преступления, пиратство, безопасность на море, криминологическая оценка.
CRIMES AT SEA AS СШМШОЬООУУ PROBLEM
Mixeev Valerii Leonidovich, PhD, Assistant Professor of the admiral Makarov State Maritime Academy.
law@gma.ru
Annotation: in this article the author analyzes crimes at sea posing threat to national interests of the coastal states and to the international navigation and raising question of the necessity of criminology researches as an independent scientific problem. The main thing for allocation of sea criminality in independent object of research, according to the author, is that criminology characteristic of the criminal acts at sea cannot be predetermined only by the national law, and should be predetermined by international law and, in a certain cases by norms of the foreign legislation.
Keywords: criminal acts at sea, piracy, safety at sea, criminology estimations.
Человечество издавна связывало свои жизненно важные интересы с морем. Эти интересы определяются потребностями государств в защите своего суверенитета и территориальной целостности, развитии судоходства, разведке и добыче живых и минеральных ресурсов, размещении в пределах своих морских пространств отдельных элементов своей инфраструктуры, защите и сохранении морской среды и природных ресурсов, а также проведении научных исследований.
Вместе с тем, практика использования морских пространствах свидетельствует о том, что в этом, весьма специфичном, с правовой точки зрения районе, столетиями совершались и продолжают совершаться разнообразные преступления, представляющие угрозу национальным интересам прибрежных стран и международному судоходству.
К числу таких преступлений на море следует, прежде всего, отнести пиратство и вооруженный грабёж судов, неправомерную перевозку морским транспортом
оружия, нанесение ущерба биологическим ресурсам, незаконную иммиграцию и др.1
Морские преступления, хотя и относятся к одной из древнейших угроз для мореплавания, их количество имеет тенденцию к устойчивому росту, а современное проявление становится все более изощренным, как детище не только преступных индивидов, а преступных организаций, представляющих по сути транснациональные корпорации, которые занимаясь преступной деятельностью на суше (торговлей наркотиками, оружием, контрабандой, торговлей людьми...) расширяют сферу своей деятельности за счет морских пространств.
Слегка поколебавшаяся в 2010 г. кривая известных случаев пиратства, в 2011 г. уже получила тенденцию устойчивого роста. Если в 2010 году пираты захватили 53 судна; взяли в заложники 1181 моряков (восемь были убиты), то только в первом полугодии 2011 г. пиратские атаки на мировых водных пространствах составили 266; только за январь-сентябрь 2011 года было совершено 346 пиратских нападений на море, 35 судов было угнано. После того, как с конца 2008 года борьбу с пиратами в Красном море, Аденском заливе и части Индийского океана стали вести военные корабли стран НАТО, России, Австралии, Китая и некоторых других государств, пираты переместили свою активность к не патрулируемому восточному побережью Сомали. Они также стали разбойничать в более отдаленной от берегов Сомали части Индийского океана. По данным ООН, с 2000 по 2007 годы ежегодно совершалось в среднем по 26 нападений пиратов на корабли у побережья Сомали. В
2008 году это число возросло до 111 и достигло 400 в
2009 и 2010 годах, распространившись также на Аденский залив, Красное море и Индийский океан. Только в 2010 году, по данным ООН, около 790 моряков были захвачены в заложники пиратами2. По данным ИМО, только за ноябрь 2011 было совершено 6219 разбойничьих нападений на морские суда3. 2011 принес рекордный доход сомалийским пиратам, оцениваемый по некоторым источникам в более чем 135$ млн. в сопоставлении с 80$ млн. в2010г.4
Другой вид преступлений на море связан с незаконной рыбопромысловой деятельности. Ущерб мировой экономики от незаконного рыболовства ежегодно оценивается в 10-23 $ млрд5. Ученые говорят о частичном истощении ресурсов у берегов Японии, восточного побережья Канады, и Новой Англии (США), Индонезии и Аляски; считаются полностью истощенными воды восточного побережья Южной Америки, где ежегодный вылов упал с 20 до 4х миллионов тонн. Терпит огромные убытки индустрия сардинного производства у побережья Калифорнии, добыча аляскинского краба и трески6.
Морская среда используется и для совершения иных видов преступлений, включая несанкционированное вещание из открытого моря, повреждение подводного
1 Практически в море это, как принимают, интегрирует все
противоправные действия один срок - «морские преступления», которые и будет использоваться далее в существующих уведомлениях. иК1_: http://www.msecurity.ru/rLis/pagel61/
3 МЭС.4/С^с.178 20 декабря 2011
4 11^: Ь|йр://епуоу360.рс^егои^.сот^ад=р^асуТа^
5 Ассошиэйтед Пресс, "Захваченное судно проливает свет на незаконном лове рыбы, « Новости СБЭ, 8 октября 2011.
6 11^: http://marinebio.org/oceans/ocean-resources.asp
кабеля или трубопровода, незаконную перевозку оружия, наркотиков и психотропных средств, а также мигрантов.
Статья 3 Римской конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против
безопасности морского судоходства 1988 г. указывает, что любое лицо совершает преступление, если оно незаконно или преднамеренно:
а) захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой, или угрозой силы, или путем любой другой формы запугивания;
б) совершает акт насилия против лица на борту судна, если этот акт может угрожать безопасному плаванью данного судна;
в) разрушает морское навигационное оборудование, сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасному плаванью судна;
г) наносит ранения любому лицу.
Вместе с тем, кроме насильственных преступлений, при эксплуатации морского транспорта и искусственных сооружений совершаются
ненасильственные преступления, связанные с халатностью и нарушением действующих правил эксплуатации. По данным Института лондонских страховщиков почти на каждом четвертом судне, потерпевшем бедствие в 2004-2009 гг., морская катастрофа возникла из-за пожара или взрыва (в результате нарушений правил пожарной безопасности, самовозгорания горючего и грузов, взрыва гидравлических смесей, неисправностей электрооборудования и др.). На танкерном флоте причиной гибели или катастроф в 25% случаев -ошибки комсостава, в 16% - ошибки рядовых членов экипажа, 12% - повреждения корпуса, 10% - ошибки береговых служб, 7% - выход из строя механизмов, 7% - ошибки лоцманов.
Анализ противоправной деятельности на море весьма затруднен из-за отсутствие единых подходов в криминологической характеристики этого вида
преступлений и отсутствия должного статистического учета. Но даже те случаи, которые известны позволяет выявить некоторые качественные характеристики морской преступности.
Во-первых, этот вид преступления носит преимущественно корыстный, умышленный характер.
Во-вторых, в этом виде преступности значителен удельный вес неосторожных преступлений, основанных на человеческом факторе и
непредсказуемости морской стихии.
В-третьих, исходя из правового режима возможных районов совершения подобных преступлений, их криминологическая оценка имеет не только
внутренний, но и международный характер поскольку значительная количество морских преступлений совершаются в пространствах с ограниченной юрисдикцией прибрежных государств (на континентальном шельфе или в водах исключительной экономической зоны) или в водах открытого моря (по некоторым оценкам до 40%). Терроризм, пиратство, вооруженный грабёж и другие противоправные акты, направленные против безопасности судоходства, не всегда происходят в пределах водной акватории7.
7 Часто они имеют место или, в любом случае, имеют начало в
области порта. Поэтому действия для безопасности навигации
нужно рассмотреть вместе с безопасностью средств порта.
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования морской преступности объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по обеспечению международного судоходства и формированию государственной политики в области защиты прав и законных интересов компаний вовлеченных в транспортную и
нефтегазодобывающие индустрии.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых преступлений, обусловленными спецификой правового режима пространств где они совершаются, особыми условиями жизнедеятельности (относительно продолжительный период нахождения в изолированных судовых условиях и весьма ограниченный социальный круг и др.), особенностями личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристик. В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин, динамики и высокой преступной активностью «обеспечивающих» международных групп.
Однако самым главным для выделения морской преступности в самостоятельный объект исследования является то, что криминологическая характеристика преступности на море не может быть предопределена только формулой национального права, а предопределена международным правом и, в определенной мере, нормами иностранного уголовного законодательства.
Российская уголовная политика практически никак не отслеживает морские преступления как самостоятельный вид преступности, уголовный кодекс содержит лишь неполный и разрозненный перечень статей, имеющих отношение к рассматриваемому виду преступлений, а процессуальное уголовное право практически не приспособлено к осуществлению действий в отрыве от территории государства, то понятно, насколько значительны сложности при изучении состояния, тенденций и генезиса морской преступности, изучении личности преступника, при разработке применительно к этой группе лиц мер профилактики и правового реагирования.
Все это вместе обусловливает необходимость всестороннего анализа морской преступности как относительно самостоятельного феномена, проработки мер по ее предупреждению. Речь в данном случае идет об особенностях подхода, а не об особом подходе, изолирующем изучение преступлений на море от изучения других видов насильственных и ненасильственных преступлений.
Существующий международный нормативный массив применительно к преступлениям на море недостаточно точен, ясен и, зачастую, не
обеспечивает должной правовой основы для
организации противодействия.
Как известно Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (далее КМП-82) содержит понятие «пиратства», и «несанкционированного вещания». Как уже отмечалось выше, Римская конвенция 1988 г. существенно увеличивает перечень морских преступлений. Международный кодекс по управлению безопасностью, 1994 г. уделяет особое внимание стандартам в отношении экипажей, но не содержит ясных указаний на противодействие преступности. Неоднократно пересмотренная Конвенции о
подготовке и дипломировании моряков 1978 г. не
содержит специализированного раздела по подготовке к противодействию преступным посягательствам на морской транспорт, а такие конвенции как МАРПОЛ, Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 (с протоколом 1994 г.), Международная
конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (Фонд МКЗН, 1971 г. с Протоколом 3992 г.) содержат довольно сложные механизмы обеспечения компенсации пострадавшим только от загрязнения нефтью 8.
Система мер по обеспечению безопасности судов и портов создается на основе положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Конвенция СОЛАС-74) с поправками, Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) и рекомендаций ИМО. Основной её задачей является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей морских судов, а также сохранности самих судов, портовых средств, предназначенных для их обслуживания, и их персонала.
Большая роль в создании этой системы принадлежит ИМО и особенно её Комитету по безопасности на море (КБМ). Комитет постоянно обобщает случаи пиратства, вооруженного ограбления судов и других противоправных актов на море, проводит семинары и практические занятия. Одним из результатов этой работы являются циркулярные письма, которые содержат рекомендации по противодействию подобным актам.
Вместе с тем, указанный международный орган лишь фиксирует событие преступления и весьма ограниченно пытается в своих аналитических письмах исследовать причины морских преступлений, при этом не анализирует общую криминологическую картину (включая процессы детерминации, морской преступности, личность преступника и пути предупреждения преступлений как социальных явлений).
В российских правовых источниках и доктрине также остаются неразрешенными некоторые теоретические вопросы, в частности, связанные с объемом и характером уголовных преступлений, совершенных в различных по своему правовому режиму пространств. Так, например, в соответствии с положениями статьи 11 (2)9 УК РФ1 преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на российской, что не противоречит нормам международного права, а вот как указанные положения УК распространяет и на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, если международное право11 устанавливает, что юрисдикция прибрежного государства распространяется только на случаи, когда последствия преступления распространяется на прибрежное государство, либо преступление
8 Организация Объединенных Наций Сегодня. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк. 2008.
9 Действие уголовного права относительно лип, которые совершили преступление на территории Российской Федерации.
10 В выпуске Федерального закона 04.09.2007 46-Р7 номеров.
11 См., например, статья 27 Соглашения Организации Объединенных Наций на морском законе 1982.
нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море, либо если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель государства флага обратится с просьбой о помощи к местным властям, либо если эти меры необходимы для пресечения незаконного оборота наркотических или психотропных средств. А как быть, например, если лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находится в бербоут-чартере12, как обеспечить права подозреваемых, в отношении которых должны осуществляться процессуальные действия в море, каковы процедуры содержания подозреваемых в совершении преступлений на военном корабле и этот перечень может быть продолжен.
Указанные выше и некоторые иные недостатки уголовного права непосредственным образом проявляются на правоприменительной практике. Речь, в частности, идет о спорности сформировавшихся взглядов на природу применения силы, квалификацию преступлений, существо отношений по сотрудничеству с другими государствами. Слабость или отсутствие государственной политики в рассматриваемой области13 предопределяет отказ от дальнейшего преследования преступников и судебного разбирательства. Так, например, 06 мая 2010 г. стало известно, что российские моряки отпустили пиратов, захвативших танкер «Московский университет», апеллируя к международному праву, которое, по их мнению, не содержит «...юридических правил судебного преследования пиратов... и их действия не попадают под юрисдикцию какого-либо государства и международного права»14. Вместе с тем, следует отметить, что это не повсеместная практика. Так, 25 ноября 2010 г. Федеральный суд США признал пятерых сомалийцев виновными в пиратстве и приговорил их к пожизненному заключению15. 22 ноября 2011 г. в суде Гамбурга начался процесс по делу о 10 морских разбойников, которых обвиняют в нападении на немецкий сухогруз и в похищении людей с целью получения выкупа. Им грозит до 15 лет лишения свободы. В августе 2011 г. Голландский суд приговорил к 7 годам тюремного заключения двух сомалийских пиратов.
В 2010 г. парламент Франции принял закон о борьбе с пиратством16. Документ дает большую свободу действий французским ВМС в ходе операций в открытом море, предоставляя командирам кораблей
12 Бербоут - чартер - договор фрахтования судна без команды.
По настоящему договору судовладелец обязуется предусматривать вызванное правление (груз) на фрахтователя в использовании и во владении на определенном периоде, не завершенном с командой и не оборудованным судном для транспортировки товаров, пассажиров или для других целей торговать навигацией (KTM Искусство Российской Федерации. 211)
13 На материалах информационного агентства РИА Новостей с 05.06.2010. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев благодарил Министерство обороны выпуск экипажа танкера «московский университет» и указал, что «.... мы будем иметь дело с пиратами со всей серьезностью военно-морских законов..., в то время как это не мы должны поступить с банкетами как наши наследователи, понять как...».
14 На материалах НОВОСТНОГО АГЕНТСТВА РИА НОВОСТЕЙ
15 URL: http://www.gazete.ru/news/lastnews/2010/05/06/n_] 491860.shtml
16 Сомалийцы ответчиков были заблокированы 01 апреля 2010 в водах Индийского океана моряками от фрегата Военно-морских сил Nicolas США, которые пираты попытались атаковать.
полномочия офицеров уголовной полиции, которые имеют право вести расследования. В соответствии новым документом они могут обыскать подозрительные суда, отдать приказ открыть огонь или сменить курс, арестовать и передать правосудию пиратов, уничтожить их суда17.
Появились и первые процессуальные нормы, так согласно европейскому законодательству, которое применимо в данном случае, пираты могут быть задержаны на срок до 12 дней, согласно упомянутого выше французского закона пираты могут быть арестованы и содержаться на борту военного корабля в течение 48 часов до решения судебного следователя.
Криминализация морепользования осуществляется не только как следствие организованных и спланированных акций морского развоя, но и продолжающимися случаями халатности и нарушениями правил эксплуатации водного транспорта. Только в последнее время имели место нарушения правил эксплуатации судна и правил судовождения, которые привели к гибели 122 пассажиров, находившихся на борту 9 июля 2011 года дизель-электрохода «Булгария»; отказ от спасания людей привел на скамью подсудимых капитана буксира «Дунайский-66», которого обвиняют в грубом нарушении Кодекса внутреннего водного транспорта18, за те же деяния капитан теплохода - «Арбат», который тоже в момент кораблекрушения прошел мимо, в декабре 2011 приговорили к штрафу в 130 тысяч рублей. Нарушение правил судоходства повлекло к гибели людей и на круизном судне «Коста-Конкордия», который потерпел катастрофу у берегов Италии 13 января 2012 г.
Проведенные исследования позволяют автору высказать некоторые суждения, могущие стать основой дальнейшей дискуссии и научных разработок.
Криминологическая типология морской
преступности19 предполагает своей целью разработку рекомендаций для поиска наиболее эффективных мер их профилактики. Систематизация морских преступлений в нашем случае предусматривает их группировку в рамках 2 крупных блоков:
по целям и объектам совершения;
по способам и особенностям личности преступников.
Механизм преступного поведения на море - это взаимодействие психических процессов и состояний личности с морской средой, определяющее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных; указанный механизм традиционен и состоит из: формирования мотивации, принятия решения о совершении преступления, исполнения принятого решения, посткриминального поведения.
Мотив преступного поведения на море, в дополнение к известным, содержит и политическую компоненту, где побуждение к действию, определяется не только личными потребностями, интересами, чувствами,
17 Предыдущий было действительно с 1825, и это отменено в 2007
18 иК1_: http://ru.tsn.ua/svit/v-ssha-vpervye-za-200-let-sostoyalsya-sud-nad-piratami.html
19 Хотя мы несем систему взаимозависимых уголовных исков, сделанных в морской среде к морскому преступлению, подаем
пример, дан, принимая во внимание идентичность особенности
неправомерных действий, так же совершенных во внутренних водах.
возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретной ситуации, но и побуждаемые религиозными или идеологическими целями и тогда противоправные акты трансформируются в акты морского терроризма.
Обобщенно насильственные преступления на море совершают лица мотивированные на риск совершения корыстного преступления небольшой или средней тяжести с угрозой применения насилия, не опасного для здоровья. Фактически, с учетом практики, портрет преступника меняется на мотивированные корыстные преступные деяния, сопровождаемые угрозой применения насилия, опасного для жизни жертвы. В структуре насильственной морской преступности насилие является элементом мотивации, а не только средством достижения цели. Даже похищение членов экипажа с целью получения выкупа на практике сопровождается совершением тяжкого преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства.
Нельзя сказать, что вопросы криминологической оценки морских преступлений не поднимались отечественной наукой. Они неоднократно ставились на различных конференциях и семинарах20, в том числе и на научно-практических конференциях, проводимых Российской криминологической ассоциации21. Большинство участников дискуссий делали вывод об отсутствии целостной картины состояния морской преступности и системы реагирования на нее, а также о необходимости научной разработки проблем морской преступности. Однако, несмотря на бесспорную актуальность, отечественная наука до сих пор не выделяет морскую преступность для
самостоятельного криминологического исследования, не существует научно обоснованного
терминологического аппарата, не создан криминологический портрет морской преступности и не ведется централизованной статистки морских преступлений, что негативно сказывается на
эффективности противодействия этим преступлениям.
Наличие указанных проблем, отсутствие
комплексных исследований, в которых прослеживалось бы необходимость разработки теоретических вопросов, а также насущная потребность в оценке достаточности действующего законодательства и практики его применения для
борьбы с противоправными действиями на море, предопределяют необходимость всестороннего научного исследования указанной проблемы.
Список литературы:
1. иР1_: http://www.msecurity.ru/rLis/pagel61/
2. MSC.4ZCirc.l78 20 декабря 2011
3. и^: http://envoy360.posterou.s.com/?tag=piracyfacts
4. и^: http://marinebio.org/oceans/ocean-resources.asp
5. В выпуске Федерального закона 04.09.2007 46-Р7 номеров.
6. См., например, статья 27 Соглашения Организации Объединенных Наций на морском законе 1982.
20 В нашем случае - подразделение на отдельные типы на различных основах, подобных криминологических особенностях.
1 См., например, материалы конференций «Мировое сообщество против преступления и террористической глобализации» (Москва, 2001); «Актуальные проблемы международного морского закона» (Новороссийск, 2010); «Фактические международные правовые проблемы освоения Мирового Океана и пространства» (Москва, 2010)
7. KTM Искусство Российской Федерации. 211
8. URL: http://www.gazete.ru/news/lastnews/2010/05/06/n_l
491860.shtml
9. URL: http://ru.tsn.ua/svit/v-ssha-vpervye-za-200-let-
sostoyalsya-sud-nad-piratami.htrnl
10. См., например, материалы конференций «Мировое
сообщество против преступления и террористической глобализации» (Москва, 2001); «Актуальные проблемы международного морского закона» (Новороссийск,
2010); «Фактические международные правовые
проблемы освоения Мирового Океана и пространства» (Москва, 2010)
11. См., например, материалы Всероссийской научной и
практической конференции «Преступление как угроза национальной безопасности и руководство оптимизации борьбы против него» (Санкт-Петербург, 2011), в
частности: Значения B.A. «Борьба против проблем преступления в море».
12. Михеев В.Л., к.ю.н. Борьба с преступностью на море в системе обеспечения национальной безопасности Рроссии // Пробелы в российском законодательстве №3, 2012, с. 144-149.
Reference list:
1. URL: http://www.msecurity.ru/rLis/pagel61/
2. MSC.4/Circ.l78 20 December 2011
3. URL: http://envoy360.posterou.s.com/?tag=piracyfacts
4. URL: http://marinebio.org/oceans/ocean-resources.asp
5. In edition of the Federal law of 09.04.2007 No. 46-FZ.
6. See for example, article 27 of the Convention of the United Nations on a marine law of 1982.
7. KTM Russian Federation Art. 211
8. URL: http://www.gazete.ru/news/lastnews/2010/05/06/n_l
491860.shtml
9. URL: http://ru.tsn.ua/svit/v-ssha-vpervye-za-200-let-
sostoyalsya-sud-nad-piratami.htrnl
10. See, for example, materials of conferences «The world community against crime and terrorism globalization» (Moscow, 2001); «Topical issues of the international marine law» (Novorossiysk, 2010); «Actual international legal problems of mastering of the World Ocean and space» (Moscow, 2010).
11. See for example, materials of the All-Russia scientific and practical conference «Crime as threat of national security and direction of optimization of fight against it» (St. Petersburg, 2011), in particular: Meanings B.A. «Fight against crime problems on the sea».
РЕЦЕНЗИЯ
Статья В. Л. Михеева посвящена необходимости научной разработки проблем морской преступности и выделения для самостоятельного криминологического исследования вопроса морской преступности
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему морская криминология.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения поскольку отсутствие целостной картины состояния морской преступности и системы реагирования на нее, негативно сказывается на эффективности противодействия морским преступлениям.
Автор отмечает, что количество морских преступлений имеет тенденцию к устойчивому росту, а современное их проявление становится все более изощренным, что представляет угрозу национальным интересам прибрежных стран и международного судоходства.
Материал статьи основан на достаточно широком анализе юридических фактов и существующих нормативных актов как международного так и российского законодательства. Автор, отмечает, что морская преступность представляет собой комплексное понятие, где наряду с умышленной преступностью (морской разбой, пиратство, терроризм) существуют и преступления совершаемые по причине халатности и нарушения действующих правил эксплуатации морского транспорта и искусственных сооружений. Автор
справедливо отмечает, что анализ противоправной деятельности на море весьма затруднителен из-за отсутствия единых подходов в криминологической характеристики этого вида преступлений и отсутствия должного статистического учета.
Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения на необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования морской преступности. Одной из главных причин он считает «что криминологическая характеристика преступности на море не может быть предопределена только формулой национального права, а предопределена международным правом и, в определенной мере, нормами иностранного уголовного законодательства». В подтверждение данной точки зрения автор статьи грамотно анализирует отдельные нормативные акты и делает вывод, «что существующий международный нормативный массив применительно к преступлениям на море недостаточно точен, ясен и зачастую, не обеспечивает должной правовой основы для организации противодействия».
В статье автор также акцентирует внимание и на российской уголовной политики, делая вывод, что морские преступления как самостоятельный вид преступности не отслеживается, а уголовный кодекс содержит лишь неполный и разрозненный перечень статей, имеющих отношение к рассматриваемому виду преступлений. И это непосредственным образом проявляется на правоприменительной практике. Автор иллюстрирует данное утверждение на конкретных примерах.
Научная статья В. Л. Михеева «Преступность на море как криминологическая проблема» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Доцент кафедры Публичного права Академического института гуманитарного образования
Р. Р. Байрамов