Научная статья на тему 'О целесообразности включения в перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности капитана морского судна'

О целесообразности включения в перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности капитана морского судна Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАН МОРСКОГО СУДНА / CAPTAIN OF SHIP / СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECTS OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / НЕПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / NON-PROCEDURAL ACTIONS / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / OPERATIONAL INVESTIGATIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова Лариса Васильевна

Рассматривается вопрос о необходимости законодательного закрепления права капитана морского судна на проведение оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступления на борту морского судна. В частности, анализируются законодательная регламентация возможности отнесения их к субъектам оперативно-розыскной деятельности. Аргументируются основания и пределы проведения непроцессуальных действий, проводимых капитаном морского судна. Так, капитану морского судна при совершении преступления на судне в открытом море и невозможности в ближайшее время оказаться в порту, приходится проводить оперативно-розыскные мероприятия и неотложные следственные действия. Однако легализация полученных оперативных материалов представляет сложность, кроме того, не следует забывать, что оперативно-розыскная деятельность достаточно эффективный инструмент проверки сообщений о преступлении, так как зачастую, даже при наличии повода к возбуждению уголовного дела, установить и зафиксировать признаки преступления только уголовно-процессуальными мерами не представляется возможным. Все это предопределяет необходимость включения в перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности капитана морского судна. Приводятся различные точки зрения по исследуемой проблеме, предложены законодательные изменения о субъектах оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлова Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the expediency of including the captain of a sea vessel in the list of operational search activities

The issue of the necessity of legislative consolidation of the right of the captain of a sea vessel to conduct operative-search measures, when a crime is committed on board of a vessel, is considered. In particular, the legislative regulation of the possibility of assigning them to the subjects of operational-search activity is analysed. The reasons and limits of the nonprocedural actions of the sea vessel conducted by the captain are argued. So, the captain of a sea-going ship in the commission of a crime on a ship on the high seas, and the impossibility of appearing in the port in the near future, must carry out operational-search measures and urgent investigative actions. However, the legalisation of the operational materials obtained is difficult, in addition, it should not be forgotten that operational-search activity is an effective tool for verifying reports of a crime, since often, even if there is a reason for initiating a criminal case, to establish and record signs of a crime only by criminal procedural measures is not possible. All this predetermines the need to include the captain of a sea vessel in the list of operational search activities. Various points of view on the investigated problem are given. In this regard, and on the basis of theoretical and empirical research, legislative changes have been proposed on the subjects of operational-search activity.

Текст научной работы на тему «О целесообразности включения в перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности капитана морского судна»

УДК 343.13 ; 347.79

Михайлова Лариса Васильевна

кандидат юридических наук, доцент Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск

lora.mihailova@mail.ru

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПЕРЕЧЕНЬ СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАПИТАНА МОРСКОГО СУДНА

Рассматривается вопрос о необходимости законодательного закрепления права капитана морского судна на проведение оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступления на борту морского судна. В частности, анализируются законодательная регламентация возможности отнесения их к субъектам оперативно-розыскной деятельности. Аргументируются основания и пределы проведения непроцессуальных действий, проводимых капитаном морского судна. Так, капитану морского судна при совершении преступления на судне в открытом море и невозможности в ближайшее время оказаться в порту, приходится проводить оперативно-розыскные мероприятия и неотложные следственные действия. Однако легализация полученных оперативных материалов представляет сложность, кроме того, не следует забывать, что оперативно-розыскная деятельность - достаточно эффективный инструмент проверки сообщений о преступлении, так как зачастую, даже при наличии повода к возбуждению уголовного дела, установить и зафиксировать признаки преступления только уголовно-процессуальными мерами не представляется возможным. Все это предопределяет необходимость включения в перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности капитана морского судна. Приводятся различные точки зрения по исследуемой проблеме, предложены законодательные изменения о субъектах оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: капитан морского судна, субъекты оперативно-розыскной деятельности, непроцессуальные действия, оперативно-розыскные мероприятия.

Немаловажное место в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности на объектах морского транспорта занимает субъект проведения оперативно-розыскных мероприятий. Отдельные ученые к данному субъекту относят и капитана морского судна [10, с. 160], в рамках нашего исследования мы постараемся определить, может ли он выступать в этом качестве.

В системе организационно-правовых средств по обеспечению безопасности мореплавания важное место занимает решение капитана морского судна. Должностные полномочия капитана в зависимости от исполняемых им функций подразделяются на три группы:

1. Полномочия по управлению судном и судовождению (ст. 61 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ));

2. Полномочия по предоставлению интересов судовладельца и грузовладельца (с. 71 КТМ РФ);

3. Полномочия представителя государственной власти (при исполнении функций дознания на борту судна при совершении уголовного преступления, проведения неотложных следственных действий и возбуждению уголовного дела согласно Международному кодексу проведения расследований аварий и инцидентов на море 1997 г, а также ст. 69,69.1 КТМ РФ и п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК РФ.

Для нашей работы интерес представляют полномочия капитана как органа дознания.

Уголовно процессуальный кодекс РФ (далее -УПК РФ) в ч. 3 ст. 40 возложил на капитанов судов обязанность в случае совершения на судне преступления возбудить уголовное дело в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ, и провести неотложные следственные действия. К этому следует

добавить, что ст. 40 УПК РФ, закрепляющая права и обязанности органов дознания, перечисляет лишь их уголовно-процессуальные полномочия, не касаясь оперативно-розыскных полномочий.

В Уставе службы на судах рыбопромыслового флота РФ в пп. (05) п. 30 указано, что в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния, капитан имеет право произвести дознание в установленном законодательством порядке, задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до прихода в первый порт для передачи его с материалами дознания соответствующим властям.

На судне, находящемся в плавании, капитан возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК РФ. Приказом министерства транспорта в 2012 году был утвержден «Порядок и особенности выполнения капитаном судна действий, не относящихся к процессуальным, в случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения (далее - Порядок)». Согласно требованию «Порядка», капитан судна в процессе выполнения своей служебной деятельности выполняет также непроцессуальные действия.

Прежде чем приступить к изучению возможности исполнения капитаном судна обязанностей субъекта оперативно-розыскной деятельности (далее субъекта ОРД) необходимо уяснить сущность такого понятия как непроцессуальные действия.

Понятие непроцессуальные действия законодатель не раскрывает, а встречающиеся в юридической литературе дефиниции достаточно разнообразны и очень часто приводятся без какой-либо аргументации. В то же время научной дискуссии по этому вопросу практически не велось.

© Михайлова Л.В., 2018

Вестник КГУ^ № 1. 2018

247

Так, одним из первых М.С. Строгович определил, что непроцессуальные действия - это действия, которые носят как оперативно-розыскной, так и процессуальный характер. Облекаемые в процессуальную форму, они являются следственными действиями, выступающими в виде оперативно-розыскных мер - носят непроцессуальный характер и могут производиться только органами милиции [12, с. 43]. Более широкое толкование понятие непроцессуальных действий предложил Д.И. Бедняков, который отнес к непроцессуальным действиям предельно широкий набор. Помимо действий, проводимых в ходе оперативно-розыскных мер, это и действия по получению информации субъектами доказывания с помощью действий, не предусмотренных законом; действия по получению информации о преступлении, полученные гражданами, организациями, предприятиями; данные, собираемые юридическими кооперативами, частными сыскными агентствами [2]. Похожую позицию занимает А.П. Дербенев, утверждая, что понятием непроцессуальные действия охватываются и розыскные действия следователя (складывающиеся из направлений отдельных поручений органу дознания), и оперативно-розыскные меры органа дознания [6, с. 78-82]. Анализ определений, предложенных данными авторами, дает основание полагать, что большинство из них под непроцессуальной деятельностью понимают действия по сбору сведений, добытых при помощи иных, нежели уголовный процесс, познавательных технологий, в частности, при помощи административного производства, оперативно-розыскной и частной детективной (сыскной) деятельности [7, С. 38-40].

Такой подход получил свое дальнейшее развитие в работах А.Г. Лекаря, Д.В. Гребельского, которые считали, что различие между процессуальными и непроцессуальными действиями заключается в их непосредственных целях и в характере средств и методов, с помощью которых эти меры осуществляются [5, с. 55-57; 8]. Таким образом, из числа представленных в юридической литературе мнений можно выделить два подхода к определению понятия непроцессуальные действия: узкий и широкий. Узкий подход основан на признании непроцессуальными действиями только оперативно-розыскных действий, проводимых следователем или оперативным сотрудником в рамках возбужденного уголовного дела. Широкий подход, к сторонникам которого мы себя относим, базируется на рассмотрении непроцессуальных действий как действий проводимых различными субъектами по сбору информации, направленной на отыскание сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение или подготовку преступления, а также отыскание дополнительных сведений по возбужденному уголовному делу средствами и методами, не упоминаемыми в УПК.

Включение в Правила п. 1 указывает на производство наряду с возбуждением уголовного дела непроцессуальных действий, на то, что орган, производящий дознание (капитан судна), непременно должен обладать оперативными полномочиями [10, с. 114-125].

Вместе с тем, как отмечает Б.Т. Безлепкин, «необходимость в проверочных действиях возникает по самым различным причинам, которые объединяются следующим соображением: сведения о преступлении, содержащиеся в источнике первичной информации, сомнительны; немедленное возбуждение уголовного дела может назавтра же повлечь его прекращение» и в том, что «решающая роль в установлении оснований к возбуждению уголовного дела принадлежит негласным комбинационным оперативно-розыскным средствам и методам проверки заявлений и сообщений, которые являются более гибкими по сравнению с процессуальными проверочными действиями... В сложных, запутанных ситуациях, когда ответить на вопрос о событии преступления, не выходя из кабинета следователя, практически невозможно, только сведения, добытые оперативно-розыскным путем - гласным или негласным, - способны внести ясность в вопрос, было ли преступление и каков его характер» [3, с. 21-25].

Фактически Б.Т. Безлепкин соотнес понятие орган дознания и субъекты ОРД и тем самым причислил капитана морского судна к субъекту ОРД. Но сколь правомерно ставить между ними знак равенства?

В ст. 13 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности (далее - ФЗ об ОРД) указан перечень субъектов ОРД, т.е. круг органов, уполномоченных государством осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом законодатель относит к ним только оперативные подразделения. Исходя из прямого толкования данной нормы, никто другой таким правом не наделен: можно сделать вывод о том, что и руководители перечисленных органов не могут осуществлять данную деятельность, исходя из их правового статуса.

В юридической науке известны различные подходы к пониманию субъектов ОРД.

Одна позиция представлена А.Ю. Шумиловым, К.М. Тарсуковым и А.Е. Чечетиным [14, с. 100112; 13, с. 99; 15, с. 52], которые под субъектами ОРД признают только тех, кто обладает необходимыми полномочиями, выступает их организатором, непосредственным исполнителем и несет ответственность за законность и обоснованность предпринимаемых действий. Сторонники другой позиции В.М. Атмажитов и В.Г. Бобров к субъектам ОРД относят оперативных работников; сотрудников других (не оперативных) подразделений органов, осуществляющих ОРД; лиц, оказывающих содействие; специалистов; руководителей оперативных подразделений. При определенных обсто-

ятельствах субъектами ОРД являются следователи, прокуроры, судьи, а также должностные лица правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств [1, с. 7]. С.И. Захарцев субъектом ОРД считает оперативное подразделение и (или) физическое вменяемое лицо (оперативник, агент и др.) [9, с. 34].

Таким образом, в приведенных точках зрения субъекты ОРД отождествляются с участниками. Это понятие охватывает достаточно широкий круг лиц, и импонирует автору, так согласно ч. 5 ст. 6 ФЗ об ОРД в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, используют иных должностных лиц и специалистов и отдельных граждан. При этом прочтение данной нормы закона не позволяет сделать однозначный вывод о том, относить ли этих лиц к субъектам ОРД или нет.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что капитаны морских судов являются субъектами ОРД. Данный вывод мы делаем по следующим основаниям:

1. Капитаны морских судов обладают специфическими полномочиями по проведению ОРМ на судах при совершении преступлений;

2. Как должностное лицо, выполняющее правоохранительные функции на судне, капитан будет являться специальным субъектом уголовно-правовых отношений в случае, если в результате их действий произойдет существенное нарушение охраняемых уголовным законом прав;

3. Как правило, капитан выступает инициатором и организатором проведения непроцессуальных действий в случае совершения преступления на судне. Фактически он становится субъектом управления системой расследования, которая на наш взгляд, включает в себя и систему оперативно-розыскного обеспечения раскрытия преступления.

4. В функции капитана входит оформление полученных результатов. По существу вопрос сводится к временному принятию капитаном морского судна функций субъекта ОРД, призванного решить определенную задачу - раскрыть и расследовать конкретное преступление, совершенное на судне.

Учитывая вышеизложенное, автор считает необходимым предусмотреть отдельные нормы, закрепляющие положения о субъектах оперативно-розыскной деятельности. К таким субъектам должны быть отнесены и должностные лица, в том числе и капитаны морских судов, осуществляющие деятельность в местах удаленных от правоохранительных органов, в случае совершения в данной местности преступления. Капитан морского судна может частично осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях раскрытия преступления на вверенном ему объекте до прибытия сотрудников правоохранительных органов.

Библиографический список

1. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Оперативно-розыскные мероприятия: актуальные вопросы теории и практики: материалы научно-практического семинара // Академия Управления МВД России. -М., 2005. - С. 21-31.

2. Бедняков Д.И. Не процессуальная информация и расследование преступлений. - М., 1991. - 208 с.

3. Безлепкин Б. Т. Настольная книга следователя и дознавателя. - М., 2010. - 288 с.

4. Бекяшев К.А. Морское рыболовное право. -М.: Колос, 2001. - С. 248-254.

5. Гребельский Д.В. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности советской милиции // Соц. законность. - 1974. - № 3. - С. 55-57.

6. Дербенев А.П. Пределы поручений следователя органам дознания о производстве розыскных действий // Правоведение. - 1983. - № 4. - С. 78-82.

7. Доля Е.А. Результатам оперативно-розыскной деятельности нельзя придавать статус доказательств в уголовном процессе // Российская юстиция. - 2007. - № 6. - С. 38-42

8. Лекарь А.Г. Актуальные вопросы организации и тактики предотвращения преступлений органами внутренних дел // Совершенствование деятельности органов внутренних дел по укреплению социалистической законности и правопорядка в стране на современном этапе: Социологическая и криминологическая секции. Материалы Всесоюзной научной конференции, 6-8 октября 1970 г. - М.: НИиРИО ВШ МВД СССР, 1971. - Вып. 2. - С. 8-19.

9. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2004. - 259 с.

10. Рыжаков А.П. Процессуальное решение о возбуждении уголовного дела публичного обвинения // Правоведение. - 2003. - № 3. - С. 114-125.

11. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов 3-е издание, переработанное. - М., 2013. - 285 с.

12. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2: Порядок производства по уголовным делам по советскому уголовно-процессуальному праву. - М.: Наука, 1970. - 616 с.

13. Тарсуков К.М. Способы собирания оперативно-розыскной информации. Учеб пособие. -М., 1997. - 120 с.

14. Шумилов А. Ю. Законодательство в области оперативно-розыскной деятельности как новое нормативное правовое образование // Оперативник (сыщик). - 2007. - № 2. - С. 20-25.

15. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. - 180 с.

References

1. Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. Operativno-rozysknye meropriyatiya: aktual'nye voprosy

Вестник КГУ^ № 1. 2018

249

teorii i praktiki: materialy nauchno-prakticheskogo seminara // Akademiya Upravleniya MVD Rossii. -M., 2005. - S. 21-31.

2. Bednyakov D.I. Ne processual'naya informaciya i rassledovanie prestuplenij. - M., 1991. - 208 s.

3. Bezlepkin B.T. Nastol'naya kniga sledovatelya i doznavatelya. - M., 2010. - 288 s.

4. Bekyashev K.A. Morskoe rybolovnoe pravo. -M.: Kolos, 2001. - S. 248-254.

5. Grebel'skij D.V. Pravovaya osnova operativno-rozysknoj deyatel'nosti sovetskoj milicii // Soc. zakonnost'. - 1974. - № 3. - S. 55-57.

6. Derbenev A.P. Predely poruchenij sledovatelya organam doznaniya o proizvodstve rozysknyh dejstvij // Pravovedenie. - 1983. - № 4. - S. 78-82.

7. Dolya E.A. Rezul'tatam operativno-rozysknoj deyatel'nosti nel'zya pridavat' status dokazatel'stv v ugolovnom processe // Rossijskaya yusticiya. -2007. - № 6. - S. 38-42

8. Lekar' A.G. Aktual'nye voprosy organizacii i taktiki predotvrashcheniya prestuplenij organami vnutrennih del // Sovershenstvovanie deyatel'nosti organov vnutrennih del po ukrepleniyu socialisticheskoj zakonnosti i pravoporyadka v strane na sovremennom ehtape: Sociologicheskaya i kriminologicheskaya sekcii. Materialy Vsesoyuznoj nauchnoj konferencii,

6-8 oktyabrya 1970 g. - M.: NliRIO VSH MVD SSSR, 1971. - Vyp. 2. - S. 8-19.

9. Zaharcev S.I. Operativno-rozysknye meropriyatiya: Obshchie polozheniya. - SPb.: YUridicheskij centr-Press, 2004. - 259 s.

10. Ryzhakov A.P. Processual'noe reshenie o vozbuzhdenii ugolovnogo dela publichnogo obvineniya // Pravovedenie. - 2003. - № 3. - S. 114125.

11. Ryzhakov A.P. Pravoohranitel'nye organy: Uchebnik dlya vuzov 3-e izdanie, pererabotannoe. -M., 2013. - 285 s.

12. Strogovich M.S. Kurs sovetskogo ugolovnogo processa. T. 2: Poryadok proizvodstva po ugolovnym delam po sovetskomu ugolovno-processual'nomu pravu. - M.: Nauka, 1970. - 616 s.

13. Tarsukov K.M. Sposoby sobiraniya operativno-rozysknoj informacii. Ucheb posobie. - M., 1997. -120 s.

14. SHumilov A. YU. Zakonodatel'stvo v oblasti operativno-rozysknoj deyatel'nosti kak novoe normativnoe pravovoe obrazovanie // Operativnik (syshchik). - 2007. - № 2. - S. 20-25.

15. CHechetin A.E. Aktual'nye problemy teorii operativno-rozysknyh meropriyatij. - M.: Izdatel'skij dom SHumilovoj I.I., 2006. - 180 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.