© Т.С. Трофимова, 2018 УДК 342 ББК 67
СВOБOДA ПEPEДВИЖEНИЯ, EblBOP МECТA ПPEБЫВAНИЯ И ЖИТEЛЬCТВA И ИX ЗAКPEПЛEНИE В OБЩEПPИЗНAННЫX ПPИНЦИПAX И НOPМAX МEЖДУНAPOДНOГO ПPAВA НА ПРИМЕРЕ СТРАН — УЧАСТНИКОВ ШОС
Татьяна Сергеевна Трофимова,
aдъюнкт кaфeдpы гocyдapcтвeннo-пpaвoвыx дисциплин Opлoвcкого юpидичecкого инcтитyта МВДPoccnn имeни В.В. Лyкъянoвa
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: А.С. Прудников, доктор юридических наук, профессор Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Aннoтaция. Рассматривается закрепление права каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в общепризнанных принципах и нормах международного права. Анализируются международно-правовые акты, регламентирующие данное право.
Ключeвыe cлoвa: конституционное право, право, свобода, передвижение, место пребывания и жительства.
Для цитирования: Трофимова Т.С. Свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства и их закрепление в общепризнанных принципах и нормах международного права на примере стран — участников ШОС. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):35-9.
FREEDOM OF MOVEMENT, CHOICE OF PLACE OF RESIDENCE AND ENSHRINED IN UNIVERSALLY RECOGNIZED PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW ON THE EXAMPLE OF THE COUNTRIES-PARTICIPANTS OF SCO
Tat'yana S. Trofimova,
post graduate of Chair of state and legal disciplines of Orel law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov
Abstract. The аг1Ме is devoted to securing the right of everyone to freedom of movement, Лоюе of р1асе of residence in the ипгуегеаИу recognized рппср^ аМ Mims of пЛетайопа1 bw. The аиШог analyzes the г^етайопа1 instruments governing the provision of this right.
Keywords: сошйМюпа! kw, right, freedom, movement, р1асе of stay аМ residerne.
Важным условием существования личности в современном обществе является присутствие у нее единого комплекса прав и обязанностей, закрепленных нормами права. Отталкиваясь от сложившейся нормативно-правовой базы в области прав человека и ее действий в их защите и обеспечении, а также системности ее применения в международных отношениях ряда государств, следует отметить международно-правовые стандарты, возникшие в этой области. В основном все международно-правовые нормы в области прав и свобод человека называют международно-
правовыми стандартами [1, с. 93]. Данный термин охватывает весьма неоднородные нормы, такие, как правила международных договоров, резолюций, политических договоренностей, (например: Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Соглашение о создании Содружества Независимых государств, Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, международные обычаи и др.).
Однако, главным вопросом, стоящим перед международным сообществом, является проблема соотношения международного и
внутригосударственного права. В настоящее время, пожалуй, она приобрела особую остроту и актуальность в связи с расширением сферы действия, усложнением структуры, а также дифференциацией субъектов международных отношений [2, с. 76].
Значение международно-правового регулирования в данной сфере заключается в том, что оно обеспечивает баланс интересов государств в области регулирования миграционных процессов и, тем самым, гуманизирует законодательную и правоприменительную практику национальных государств, способствуя тому, что трансформированное в национальное законодательство положение о признании высшей ценностей человека, его прав и свобод приобретает характер действительного конституционного императива, непреложного принципа в организации и деятельности современного государства. Очевидно, что закрепление в международных правовых актах в первую очередь права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства представляет собой основу построения уведомительной системы миграционного учета иностранных граждан.
Отсюда при анализе международных правовых документов, регулирующих миграционные процессы, в том числе и миграционный учет в первую очередь следует обратиться к нормам международных соглашений, гарантирующих указанные права.
Изучение закрепления свободы передвижения следует начать с Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года и состоит из нескольких разделов. Дополнительно были приняты четырнадцать протоколов, дополняющих ее и вносящих в нее изменения. Европейская конвенция — старейший международный договор, предназначение которого заключается в том, чтобы гарантировать соблюдение прав человека. Она вступает в силу для государств, которые ее ратифицировали. В отдельных случаях им приходится вносить изменения в свое законодательство и практику с целью выполнения взятых на себя обязательств.
В международных правовых актах акцентируется внимание на возможность реализации прав, в частности права на свободу передвижения, выбор места жительства лицам, законно находящихся на
территории какого-либо государства, то есть вставших на миграционный учет или зарегистрировавшихся [3].
Очень важно подчеркнуть, что процессы регулирования миграционных отношений остаются чрезвычайно актуальными на сегодняшний день. По статистике ГУВМ МВД России, на территории России пребывают более девяти миллионов иностранных граждан, среди которых большинство составляют граждане Таджикистана, Узбекистана и Казахстана [4].
Данные страны входят сейчас в Шанхайскую организацию сотрудничества. Следовательно, необходимо обратиться к практике правового регулирования отношений в области реализации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в рамках данной организации.
ШОС действует на основании «Декларации о создании «Шанхайской организации сотрудничества» от 15.06.2001 года, в которой уделяется внимание вопрсу свободы передвижения, в частности, миграционным процессам: «ШОС придает приоритетное значение региональной безопасности и предпринимает все необходимые усилия для ее обеспечения... в соответствии с чем, будут разработаны соответствующие многосторонние документы о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов преступной деятельности.» [5, с. 27—29].
На основании «Хартии Шанхайской организации сотрудничества» от 07.06.2002 года, основными целями и задачами ШОС являются: «.совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией» [6].
Если рассматривать экономическую составляющую миграционных процессов, то она приводит к изменению ситуации на рынке труда. Вследствие чего 22 ноября 2008 г. было вынесено Распоряжение Правительства РФ № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации», где определяется Интеграция в международное транспортное пространство в рамках Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества. В данном распоряжении сказано о необходимости
«обеспечения свободного транзита пассажиров и грузов, эффективное использование транзитно-транспортного потенциала указанных государств» [7], в частности в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Рассматривая «Конвенцию Шанхайской организации сотрудничества против терроризма», заключенную 16.06.2009 г. в городе Екатеринбурге, мы можем отметить основополагающие принципы ШОС по соблюдению верховенства права и демо-кратичсеких ценностей, основных прав и свобод человека, в том числе и права на свободу передвижения, а также норм международного права [8]. В унисон данному нормативно-правовому акту звучит и «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», ставящая на доминантные позиции осуществление основных прав и свобод человека [9].
В проекте «Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму», представленному Президенту Российской Федерации 05.06.2017 г., в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения территориальной целостности и национальной безопасности от экстремизма, страны-участники устанавливают сотрудничество в сфере правовой помощи и выдачи, в отношении преступлений, охватываемых Конвенцией, таким образом, взаимодействуя в сфере миграционных процессов [10].
В «Соглашении между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от 17.06.2004 года, раскрывается проблема незаконного перемещения или намерениями относительно незаконного перемещения наркотиков и их прекурсоров с территории одной Стороны на территорию другой Стороны, таким образом, затрагивается вопрос сотрудничества в рамках ШОС с целью пресечения незаконной миграции и незаконного перемещения наркотических средств [11, с.16—22].
Упоминается о борьбе с нелегальным пересечением границ и в «Декларации глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества» от 05.07.2005 года, акцентируя внимание на том, что-
бы ШОС решала задачи, связанные с ликвидацией материальной базы в рамках борьбы с международным терроризмом, в первую очередь посредством борьбы с незаконным оборотом оружия, организованной трансграничной преступностью, нелегальной миграцией и наемничеством [12].
Одним из важнейших соглашений, регулирующих право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, стало «Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимопомощи в таможенных делах» от 02.11.2007 года, который четко поясняет, что целью данного соглашения является профилактика правонарушений в сфере миграционных процессов, а также «Таможенные службы в рамках их компетенции:...в) принимают меры к взаимному упрощению порядка и условий транзитного перемещения товаров и транспортных средств через территории государств Сторон» [13, с. 14— 19]. По нашему мнению, такая формулировка четко предполагает претензии государств на упрощенный порядок миграции граждан, т.е. полной и своевременной реализации права на свободу передвижения в рамках данных стран.
«Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью» от 11.06.2010 года является также важным документом в сфере регулирования вопросов миграции, в частности, согласно данному соглашению, стороны сотрудничают в предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений, связанных с незаконной миграцией, в том числе совершаемых организованными группами [14, с. 17—22].
Очень важно подчеркнуть, что 20 января 2017 года для России вступило в силу «Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок» [15], реализация которого позволит:
• снять существующий запрет на въезд российских автотранспортных средств на территорию Китая через пункты пропуска на казахстанско-китайской границе;
• увеличить доступ российских товаров в Китай, а также китайских товаров в регионы России;
• прогрессировать азиатско-европейские наземные транспортные связи.
Проведенный анализ международно-правовых актов, регламентирующих право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства предоставляет возможность говорить о том, что проблематика, принадлежащая к данной сфере, давно не рассматривается исключительно на внутригосударственном уровне. Фактически на достаточно обширной международно-правовой базе создается государственный институт обеспечения права на свободу передвижения. В тоже время приведение права на свободу передвижения только к признанию его множеством государств в качестве основного рассчитано на общество, постоянно соблюдающее нормативные предписания, а также обладающее устойчивой экономической основой с целью обеспечения гарантий, вытекающих из данных норм. По этой причине проблема поддержания признанных мировым сообществом нормативных моделей права на свободу передвижения остается важным для большинства стран. Т.А. Прудникова отмечает, что ведя речь о зарубежном опыте регулирования миграции, следует отметить, что этот опыт противоречив, преемственность государственной политики в области миграции населения так же, как и в России, отсутствует. Опыт европейских государств в области миграционной политики неоднозначен и существует немало нерешенных проблем [16].
Таким образом, вопрос защиты права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства рассматривается в настоящее время в качестве объекта совместного регулирования международных и внутригосударственных правовых норм. Однако не стоит забывать, что нормы международных договоров в большинстве случаев носят лишь рекомендательный характер и нет необходимости копировать их содержание в национальном законодательстве. Здесь необходимо соблюдать одно основное правило: нормы национального законодательства не должны противоречить ратифицированным нормам международных соглашений.
Литература
1. Филатов A.B. Организационно-правовые основы и исторические особенности обеспечения свободы передвижения и свободы выбора места
жительства в России: дис. ... канд. юр. наук: 12.00.01. М., 2003.
2. Березовская Е.В. Международное и внутригосударственное правовое регулирование. Проблемы соотношения // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 8.
3. Протокол № 4 Европейской Конвенции от 16 сентября 1963г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989.
4. Официальный сайт ГУВМ МВД России. URL: https://мвд.рф/De]jatelnost/statistюs (дата обращения 24.12.2017).
5. «Декларация о создании «Шанхайской организации сотрудничества» (Принята в г. Шанхае
15.06.2001) // Дипломатический вестник.2001. № 7.
6. «Хартия Шанхайской организации сотрудничества» (Принята в г. Санкт-Петербурге
07.06.2002) // Собрание законодательства РФ. 23 октября 2006 г. № 43. Ст. 4417.
7. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 15.12.2008. № 50. ст. 5977.
8. «Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма» (Заключена в г. Екатеринбурге 16.06.2009) // Собрание законодательства РФ. 12 марта 2012 г. № 11. Ст. 1274.
9. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) // Собрание законодательства РФ. 13 октября 2003г. № 41. Ст. 3947.
10. Постановление Правительства РФ от 05.06.2017 № 681 «О предоставлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму» // Собрание законодательства РФ. 12 июня 2017г. № 24. Ст. 3541.
11. «Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (Заключено в г.Ташкенте 17.06.2004) // Бюллетень международных договоров. 2008. № 7.
12. «Декларации глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества» (Принята в Астане 05.07.2005) // СПС КонсультантПлюс.
13. «Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах» (заключено в г. Ташкенте 02.11.2007) // Бюллетень международных договоров. 2014. № 10.
14. «Соглашение о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью" (Заключено в г. Ташкенте 11.06.2010) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 2.
15. «Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотруд-
ничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок» (Вместе с «Маршрутами и пунктами пропуска через государственные границы.», «Разрешениями.», «Кругом ведения Совместной комиссии.») (Заключено в г. Душанбе 12.09.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 25.12.2017.
16. Прудникова Т.А. Административно-правовое регулирование миграционных процессов (современность и перспективы): автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2016.
НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ
Государственный долг. Теоретические и методологические аспекты: монография / М.Е. Косов, В.Ф. Шаров, Р.Г. Ахмадеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 159 с. (Серия «Научные издания для экономистов»).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
долг
Теоретические и методологические аспекты
Монография посвящается аспектам политики государственных заимствований. В работе дается целостная картина российского финансового кризиса, рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы суверенных долговых кризисов, анализируются существующие подходы к организации управления государственным долгом. Рассматривается вопрос об использовании государственного долга для решения стратегической задачи реформирования экономической системы РФ.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов и магистров экономических специальностей вузов.
Научные издания для юристов
Э.Б. Магомедов
Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в республиках северо-кавказского федерального округа и ее предупреждение
Криминологические особенности преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа и ее предупреждение: монография / Э.Б. Магомедов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 191 с.
В работе анализируется миграционная ситуация, сложившаяся в Российской Федерации после распада СССР, обусловленная усилением внешней миграцией из стран, бывших ранее союзными республиками, в аспекте ее криминальных особенностей, и прежде всего негативных сторон, в том числе преступности иностранцев в региональном разрезе.
Особое внимание уделяется совершенствованию законодательства по предотвращению незаконной миграции и преступности иностранцев и практики его реализации в рамках Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся проблемами миграции.