Сухаренко А.Н.
Иванов Р.С.
150
РОССИИСКО-КИТАИСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ, СЕПАРАТИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ
RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST TERRORISM, SEPARATISM AND ExTREMISM
Б статье содержится анализ китайской антитеррористической политики, состояния российско-китайского сотрудничества в сфере противодействия терроризму, а также отдельных положений двустороннего соглашения о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2010 г.).
Ключевые слова терроризм, экстремизм, международное сотрудничество, закон, договор.
The article contains an analysis of China's anti-terrorism policy, the state of Russian-Chinese cooperation in the field of counter-terrorism, as well as certain provisions of the bilateral agreement on cooperation in combating terrorism, separatism and extremism (2010).
Keywords: terrorism, extremism, international cooperation, the law, agreement.
150
В соответствии с п. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [1], деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных
объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры, относится к
Сухаренко Александр Николаевич, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ (г. Владивосток) e-mail: [email protected]
Иванов Роман Сергеевич, соискатель, отдел проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму, Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации e-mail: [email protected] © Сухаренко А.Н., 2016 © Иванов Р.С., 2016
числу основных угроз государственной и общественной безопасности.
Не меньшую опасность, по мнению разработчиков Стратегии, представляет деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму является международное сотрудничество, которое осуществляется на 151 договорной основе. В соответствии п. 50 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 [2], основные усилия России в рамках международного антитеррористического сотрудничества сосредоточены на:
а) выявлении и устранении пробелов в международном праве в части, касающейся регламентации антитеррористического сотрудничества;
б) продвижении российских международных инициатив в антитеррористической области, включая Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму;
в) обеспечении эффективной работы механизмов как многостороннего (в формате СНГ, ШОС, ОДКБ и других международных организаций), так и двустороннего взаимодействия с партнерами по антитеррористической коалиции;
г) осуществлении мероприятий по перекрытию каналов финансирования террористических организаций, пресечении незаконного оборота оружия, боеприпа-
сов и взрывчатых веществ, недопущении передвижения террористов через государственные границы, противодействии распространению террористической пропаганды и идеологии, оказании содействия жертвам терроризма.
В настоящее время Китайская Народная Республика (КНР) - одна из потенциальных сверхдержав, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд человек), занимающее третье место в мире по территории, уступая лишь России и Канаде. В условиях глобальной турбулентности и постоянно меняющихся угроз значимость российско-китайского стратегического партнерства постоянно возрастает. Основные принципы двусторонних отношений, главные направления и сферы сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, под- 151 писанном 16 июля 2001 г. в Москве. Согласно ст. 20 Договора, Стороны в соответствии со своим законодательством и международными обязательствами активно сотрудничают в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также другой преступной деятельностью [3]. Такое сотрудничество осуществляется в рамках двухсторонней Рабочей группы, а также на многосторонних площадках (ШОС и БРИКС). Помимо этого, функционирует механизм совместных антитеррористических учений.
В июне 2002 года государства-члены Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан) подписали Соглашение о создании Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Данная структура предназначена для содействия координации и взаимодействия компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, как эти деяния определены в Шанхайской конвенции от 15.06.2001. Одной из ее задач является формирование банка данных о международных террори-
стических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, а также источниках и каналах их финансирования; состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивающих интересы Сторон; неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму [4].
Необходимость совместных усилий в борьбе с терроризмом вполне очевидна. Согласно «Глобальному индексу терроризма 2016», подготовленному Институтом экономики и мира совместно с Университетом Мэриленда, среди 163 стран по уровню террористической активности Китай занял 23-е место, а Россия - 30-е место. По оценкам экспертов, за 20142015 годы в результате терактов в Китае пострадали 556 человек, еще 445 - погибли. Российские потери оцениваются в 85 52 и 70 человек соответственно [5].
Неутешительными оказались выводы экспертов Всемирного экономического форума (WEF), представленные в докладе «Глобальный индекс конкурентноспособности 2016-2017» [6]. Согласно ему, среди 138 стран по уровню ущерба бизнеса от терроризма Россия заняла 101-е место, а Китай - 83-е. Ранее они занимали 102-е и 86-е места соответственно [7].
О решимости Китая бороться с данной проблемой наглядно свидетельствует факт принятия на 18-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва в декабре 2015 года первого в истории страны закона «О борьбе с терроризмом», который вступил в силу 1 января 2016 года. После его принятия борьба с терроризмом была внесена в стратегию национальной безопасности, а для руководства антитеррористической деятельностью создан специальный орган. Особенностью закона является содержащееся в нем определение «терроризма» - убеждения и действия, создающие панические настроения в обществе, направленные против обще-
ственной безопасности, посягающие на личное имущество или угрожающие государственным органам и международным организациям, направленные на реализацию собственных политических и идеологических целей через применение методов насилия, разрушения и запугивания. Сегодня власти смогут привлекать к уголовной ответственности не только за организацию, планирование, подготовку и осуществление терактов, но и за пропаганду, подстрекательство к осуществлению террористической деятельности, организацию, руководство и участие в террористических группировках, а также предоставление им помощи. Закон также запрещает СМИ сообщать подробности терактов, распространять сведения о террористической деятельности, которые могут спровоцировать подражание [8].
В целях активизации антитеррористического сотрудничества Федеральным законом от 22.11.2016 № 390-ФЗ [9] 152 было ратифицировано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (далее - Соглашение), подписанное 27 сентября 2010 года в Пекине [10]. По информации МИДа России, Китай завершил все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления его в силу, 31 декабря 2011 года.
Соглашение соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, развивает положения Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001, Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16.09.2009, а также способствует выполнению Плана действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (2001 г.), утвержденного Президентом РФ 14 октября 2004 года.
Соглашение охватывает такие деяния, как:
- терроризм, сепаратизм, экстремизм (содержание перечисленных деяний рас-
крывается в ст. 1 Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001) [11],
- создание организаций для совершения преступлений террористического, экстремистского и сепаратистского характера,
- предоставление финансовых и материальных средств для совершения указанных преступлений
- и другие, предусмотренные ст. 1 Соглашения.
Россия и Китай применяют Соглашение ко всем деяниям, предусмотренным ст. 1 Соглашения, признанным преступлениями независимо от используемой государствами терминологии.
Для борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и координации деятельности оба государства будут использовать такие механизмы взаимодействия, как:
обмен информацией для предупреждения и борьбы с деяниями, указанными в ст. 1 Соглашения;
проведение регулярных встреч и консультаций между компетентными органами, в том числе с привлечением экспертов.
Информационный обмен предполагает обмен данными об:
- организациях, созданных для совершения деяний, перечень которых закреплен в ст. 1 Соглашения, и их планах;
- опыте выявления, профилактики и пресечения террористических деяний;
- террористических деяниях, готовящихся, осуществляемых и/или совершенных, в том числе на территории третьих стран, и направленных против России или Китая;
- незаконном изготовлении, хранении, обороте, использовании или угрозе использования террористическими организациями и их членами ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников и ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, материалов и оборудования, которое может
быть использовано при их создании;
- осуществлении или угрозе осуществления террористической деятельности данными организациями и их членами;
- незаконном изготовлении, распространении террористическими организациями пропагандистских материалов независимо от форм их представления;
- источниках и каналах финансирования террористических организаций и также их членов;
- а также о характерных чертах, закономерностях, методах и способах деятельности террористических организаций.
Кроме того, Соглашение предусматривает укрепление сотрудничества в области научно-исследовательской деятельности, обмена техникой, освоения и совершенствования спецтехники, совместного производства спецсредств и оборудования, а также помощь в расследовании уголовных дел по запросам компетентных органов.
Сегодня основным предметом антитеррористического взаимодействия Китая с другими странами является международная террористическая организация (МТО) «Исламское движение восточного Туркестана» (ИДВТ). Основная идея ИДВТ - создание на территории Синь-цзян-Уйгурского автономного района КНР, Челикского района Алма-Атинской области Казахстана и восточных районов Киргизии независимого государства Уй-гурстан (Восточный Туркестан) [12].
Интеграционные процессы позволили представителям ИДВТ действовать не только на территории Китая и приграничных с ним государств, но и активно участвовать в террористической деятельности в Сирийской Арабской Республике и Исламской Республике Афганистан под эгидой таких МТО, как «Исламское государство», «Джебхат ан Нусра» и др. Основная цель такого «союза» для ИДВТ - получение навыков террористической деятельности в условиях масштабных боевых действий, обучение идеологической работе, получение поддержки со стороны более многочисленных террори-
стических организаций и вовлечение их в реализацию собственных целей.
Прогнозируя возможное развитие событий, китайское руководство принимает меры по укреплению антитеррористического сотрудничества с Российской Федерацией по всему спектру вопросов, предусмотренных Соглашением и другими актами. По итогам июньской встречи Президента РФ В.В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине «стороны призвали к скорейшей ликвидации террористической угрозы и прекращению вооруженного конфликта в Сирии политико-дипломатическими средствами через широкий межсирийский диалог без предварительных условий и внешнего вмешательства» [13].
Таким образом, политическая интеграция и регионализация России и Китая и партнёрские отношения со странами-участницами ШОС содействуют укреплению мира и безопасности в Центрально-азиатском регионе. Активное участие в выработке механизмов урегулирования национальных, конфессиональных, эт-нополитических конфликтов, содействие развитию совместных механизмов превентивной дипломатии, двусторонние контакты на разных уровнях, международный вес и авторитет двух стран могут оказать положительное влияние на формирование дуги стабильности на жизненно важных для них территориях, на выявление, минимизацию и устранение угроз региональной безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Рос. газета. 31.12.2015.
154 2. Рос. газета. 20.09.2009. 154
3. Рос. газета. 17.07.2001.
4. URL: http://kremlin.ru/supplement/3864 (дата обращения 18.11.2016). Ратифицировано Федеральным законом от 05.03.2004 № 7-ФЗ. Штаб-квартира РАТС - г. Ташкент.
5. Institute of economics and peace (2016): The Global terrorism index. // http://www. visionofhumanity.org/#/page/indexes/terrorism-index (дата обращения 18.11.2016)
6. WEF: The Global Competitiveness Report 2016-2017. Geneva. 2016.
7. WEF: The Global Competitiveness Report 2015-2016. Geneva. 2015.
8. URL: http://russian.news.cn/2015-12/28/c_134956122.htm (дата обращения 11.11.2016)
9. Рос. газета. 24.11.2016.
10. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ (дата обращения 11.11.2016)
II. URL: http://kremlin.ru/supplement/3405 (дата обращения 11.11.2016).
12. URL: http://nbenegroup.com/syndrome/islamknr.html (дата обращения 11.11.2016)
13. http://www.kremlin.ru/supplement/5100