Научная статья на тему 'Российско-китайское сотрудничество в борьбе против терроризма*'

Российско-китайское сотрудничество в борьбе против терроризма* Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3334
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / США / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / СЕПАРАТИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ПРОСТРАНСТВО ШОС / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ / "МЕЖДУНАРОДНАЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ" / the Shanghai Cooperation Organization (SCO) / “global anti-terrorism operation” / China / Russian Federation / USA / regional security / security challenges and threats / international terrorism / separatism / extremism / the SCO area / anti-terrorism maneuvers

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильев Леонид Евгеньевич

Статья посвящена оценке степени эффективности взаимодействия России и Китая в их совместном противостоянии силам «трех зол» на пространстве Шанхайской организации сотрудничества, а также возможным вариантам развития событий в Центральной Азии в ближайшей перспективе и вероятной реакции этих двух государств на новые вызовы региональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN-CHINESE COOPERATION IN THE STRUGGLE AGAINST TERRORISM

The article is dedicated to the assessment of the efficiency level of cooperation between Russian Federation and People"s Republic of China in their joint opposition to the “three evil forces” in the area of the Shanghai Cooperation Organization and to the possible scenarios of the nearest future in Central Asia. The paper also characterizes potential responses of two SCO major countries to the new regional security challenges.

Текст научной работы на тему «Российско-китайское сотрудничество в борьбе против терроризма*»

Российско-китайское сотрудничество в борьбе...

93

Л.Е. Васильев'

РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА* **

Аннотация. Статья посвящена оценке степени эффективности взаимодействия России и Китая в их совместном противостоянии силам «трех зол» на пространстве Шанхайской организации сотрудничества, а также возможным вариантам развития событий в Центральной Азии в ближайшей перспективе и вероятной реакции этих двух государств на новые вызовы региональной безопасности.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика; Российская Федерация; США; безопасность; региональная безопасность; вызовы и угрозы безопасности; международный терроризм; сепаратизм; экстремизм; Шанхайская организация сотрудничества; пространство ШОС; антитеррористические учения; «международная антитеррористическая операция».

Сотрудничество России и Китая в сфере безопасности стало одним из основополагающих факторов, влияющих на выстраивание отношений между двумя государствами в новейшей истории. Так, например, потребность в создании Шанхайской пятерки, а затем Шанхайской организации сотрудниче-

* Васильев Леонид Евгеньевич, с. н. с. Центра изучения стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

** Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 14-27-21002.

94

Международные отношения КНР

ства (далее — ШОС) обусловили проблемы, связанные с региональной безопасностью и межгосударственными отношениями. События сентября 2001 г. и их последствия стали катализатором расширения и углубления отношений двух государств в этой сфере. Борьба с силами «трех зол» — терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом — является одной из приоритетных проблем ШОС, а их совокупное проявление в Центральной Азии наиболее масштабно и представляет собой одну из основных угроз безопасности в этом регионе.

Российско-китайское сотрудничество в борьбе против терроризма в основном осуществляется в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Конечно, сотрудничество государств в этой организации в сфере безопасности коррелирует-ся с системой их взаимоотношений в других международных организациях (например, ООН, АСЕАН и т. п.) по данной проблеме. Однако следует отметить, что наиболее эффективно такое сотрудничество двух государств проявляется именно в формате ШОС.

Следует сказать также, что с самого начала в борьбе с силами «трех зол» Россией и Китаем был заложен концептуальный фундамент этого сотрудничества, выработаны и утверждены руководством государств его теоретическая, научная и юридическая базы. Именно ШОС стала первой из международных организаций, которая недвусмысленно поставила вопрос о всемирном развертывании борьбы с вышеназванными явлениями, причем еще до известных событий 11 сентября 2001 г. в США. Так, в начале лета 2001 г., в день образования ШОС, была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в которой давалось определение данным явлениям, намечались направления и возможные формы борьбы с ними.

Этот документ закладывал прочные, в том числе и правовые, основы для взаимодействия в области безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества1. Нелишним будет отметить, что в современной политологии существует около 200 формулировок понятия «терроризм», и даже такая организация, как ООН, до сих пор не определилась по данному вопросу.

Российско-китайское сотрудничество в борьбе...

95

Важность постановки вопроса заключается в том, что смешение понятий позволяет объявлять любую политическую партию или религиозную группу, а иногда даже целую страну, террористической со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, в некоторых случаях такое смешение понятий позволяет прикрывать прямую военную агрессию против суверенного государства идеалами борьбы с международным терроризмом.

На наш взгляд, отсутствие четкой градации рассматриваемых явлений существенно снижает эффективность антитеррористической борьбы, так как затрудняет разработку целей этой борьбы, негативно сказывается на определении масштабов необходимого привлечения сил и средств, а также, как показала практика, довольно часто существенно увеличивает несоразмерность ответной реакции на выступления террористов, что в конечном итоге ведет к дальнейшему распространению терроризма на планете.

В целях расширения и углубления сотрудничества по данной проблеме на саммите глав государств — участников ШОС в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре (РАТС), представляющей собой межгосударственный институт Организации, который призван вырабатывать стратегические направления деятельности в этой области, рекомендовать порядок взаимодействия силовых структур и конкретные мероприятия для их совместного осуществления.

На РАТС возложено оказание содействия национальным органам сторон (по их просьбе) в борьбе с проявлениями так называемых новых угроз. Для этого РАТС, в частности, накапливает и анализирует информацию, формирует банк данных по международным террористическим и экстремистским организациям, их лидерам, структурам и лицам, причастным к этим организациям. В сфере деятельности РАТС находится также анализ состояния и тенденций распространения терроризма и экстремизма, с одновременным сбором информации о неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку террористам2.

96

Международные отношения КНР

Борьба против «трех зол» и впоследствии продолжала оставаться в центре деятельности ШОС. Так, были утверждены и подписаны:

• Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств — членов Шанхайской организации сотрудничества;

• Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств — членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности;

• Заявление глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества по международной информационной без-опасности3.

Кроме того, в марте 2006 г. на заседании Совета РАТС в Ташкенте утверждены Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств — членов ШОС, и Список лиц, объявленных спецслужбами и правоохранительными органами государств — членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений террористического, сепаратистского и экстремистского характера. В Перечне для каждого государства — члена ШОС указаны организации, которые официально признаны данным государством террористическими, сепаратистскими и экстремистскими и деятельность которых запрещена на его территории. Данные этих документов постоянно уточняются и корректируются.

В рамках РАТС также осуществляется информирование государств — членов ШОС о новых тенденциях в терроризме, формах и методах деятельности террористических и сепаратистских организаций, представляющих угрозу безопасности государств — членов ШОС; о мерах, принимаемых за рубежом, по противодействию терроризму и т. п. В соответствии с решениями Совета РАТС его Исполнительный комитет выпускает ежеквартальные и полугодовые бюллетени «О состоянии, тенденциях развития обстановки, связанной с проявлениями терроризма, сепаратизма

Российско-китайское сотрудничество в борьбе...

97

и экстремизма в государствах-членах ШОС», которые направляются в компетентные органы государств-членов ШОС.

Другим направлением сотрудничества России и Китая в антитеррористической деятельности является проведение совместных антитеррористических учений. Учения под кодовым названием «Мирная миссия» регулярно проводятся с 2005 г. Основными целями учений является повышение боевой готовности антитеррористических подразделений и укрепление оперативного взаимодействия между компетентными органами государств — членов ШОС. Учения, как правило, включают в себя анализ обстановки, проведение военно-политических консультаций на уровне руководства вооруженными силами, выработку совместного решения на проведение контртеррористической операции и отработку практического взаимодействия войск при ведении операции, включая проведение разведки, захват ключевых районов, блокирование и преследование террористов, их разоружение и ликвидацию на земле и с воздуха. Численность личного состава, привлекаемого к учениям, составляет до 10 тыс. человек, основная часть которых представлена воинскими подразделениями России и Китая. Время и координаты учений «Мирная миссия» представлены следующей таблицей.

Таблица

№ п/п Время проведения Место проведения

1 Август 2005 г. г. Владивосток (Россия), п-ов Шаньдун и прилегающая к нему морская зона (Китай)

2 Август 2007 г. г. Урумчи (Китай), полигон Чебаркуль (Челябинская обл., Россия)

3 Июль 2009 г. г. Хабаровск (Россия), полигон Таонань (Китай)

4 Сентябрь 2010 г. Алма-Ата, полигон Матыбулак (Казахстан)

5 Июнь 2012 г. Полигон Чорух-Дайрон (Согдийская обл., Таджикистан)

6 Август 2013 г. Полигон Чебаркуль (Челябинская обл., Россия)

Кроме серии учений «Мирная миссия» регулярно проводятся военно-морские учения флотов России и Китая, целью которых, среди прочего, является усиление совместных возможно-

98

Международные отношения КНР

стей борьбы с пиратством как одной из разновидностей терроризма. Подобные учения были проведены в 2005 г. в морской акватории, прилегающей к п-ову Шаньдун, в сентябре 2009 г. — в Аденском заливе. В апреле 2012 г. учения прошли в Желтом море у побережья пров. Шаньдун.

В июле 2013 г. были проведены крупнейшие за последнее время военно-морские учения флотов России и Китая «Морское взаимодействие — 2013». Самые крупные в новейшей истории военно-морские маневры с участием флотов двух стран в течение трех дней проходили в заливе Петра Великого.

Следует отметить, что экстремизм и сепаратизм в Центрально-Азиатском регионе, а также сопутствующий им терроризм, представляют собой сложные и многоаспектные явления, содержащие политический, экономический, социальный, криминальный и военный компоненты. Здесь оперируют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, что вызывает обеспокоенность как государств региона, так и всего мирового сообщества.

Важно учитывать и тот факт, что все они возникли на местной почве и имеют внутренние причины. В то же время их деятельность прочно связана с идейными течениями за пределами региона, а террористические организации Центральной Азии тесно сообщаются с международным криминальным сообществом, контролирующим торговлю оружием, наркотиками, людьми.

Таким образом, характеризуя особенности деятельности террористических, сепаратистских и экстремистских организаций в Центральной Азии и других, соседних с Россией и Китаем регионах, а также условий, способствующих ее продолжению, нельзя не отметить, что этой деятельности присущ трансграничный характер. Ею охвачены территории практически всех центральноазиатских государств, и она координируется международными террористическими центрами.

По ряду причин столь сложная и нередко деликатная проблема, как борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, особенно в условиях их интернационализации, может быть

Российско-китайское сотрудничество в борьбе...

99

наиболее эффективно решена только при международной кооперации, и в первую очередь между заинтересованными государствами. В этом плане Шанхайская организация сотрудничества во главе с ее лидерами — Россией и Китаем, имеющими опыт совместной деятельности в данной сфере и схожие внешнеполитические интересы, — является наиболее приемлемой структурой, в рамках которой подобная деятельность может быть наиболее эффективной в Центрально-Азиатском регионе.

В качестве основных составляющих политики России и Китая на пространстве ШОС, направленной на сужение базы терроризма, можно назвать:

• всестороннее изучение причин существования и распространения экстремистских идеологий и терроризма, а также создание предпосылок для их устранения;

• отказ от политики двойных стандартов в определении принадлежности тех или иных движений к экстремистским и террористическим организациям как внутри собственной страны, так и действующих в сопредельных государствах;

• оказание содействия региональному и международному сотрудничеству между соответствующими агентствами и структурами, работающими в смежных областях (борьба с организованной преступностью, незаконной миграцией, с производством и распространением наркотиков и т. п.), путем обмена информацией, создания объединенных баз данных, согласования розыскных действий и т. п.;

• углубление сотрудничества в противодействии террористическим угрозам на межгосударственном уровне и вовлечении в него неправительственных, общественных, религиозных, молодежных и иных организаций;

• активизация деятельности, направленной на повышение толерантности и уважения к правам человека в обществе, в том числе оказание широкой поддержки межцивилизационному и межконфессиональному диалогу;

• развитие секуляризма в светском государстве, проведение исследований путей развития ислама, организация общественных дискуссий с участием представителей органов власти, общественности, религиозных деятелей и ученых;

100

Международные отношения КНР

• систематическая подготовка военных структур государств для пресечения и нейтрализации наиболее крупных и скоординированных выступлений экстремистов.

Кроме того, нельзя не обратить внимание на складывающуюся сегодня ситуацию в соседних с Россией и Китаем государствах. Начавшаяся после событий 11 сентября «мировая антитеррористическая операция», целями которой, на наш взгляд, являются новый передел мира и практическая реализация идеи установления его однополярности с ярко выраженной гегемонией США, в не столь отдаленной перспективе непосредственно затронет и Центрально-Азиатский регион. Причем в каких формах будет проводиться эта операция на так называемом Большом Ближнем Востоке, сказать пока сложно, так как начиналась эта операция с прямой военной агрессии в Афганистане, Ираке и Югославии, продолжалась с использованием «цветных революций» и «арабской весны», а в настоящее время осуществляется с использованием вооруженных сил и националистических формирований против так называемых сепаратистов и террористов на Украине.

При этом, анализируя характер проведения «мировой антитеррористической операции», уже сейчас можно выделить следующее:

1. Все события, связанные с ее проведением, осуществлялись в государствах, власти которых либо полностью не устраивали США (Афганистан, Ирак, Ливия), либо проводили достаточно самостоятельную политику, которая могла навредить интересам США в глобальном масштабе в ближайшей перспективе (Египет, Сирия, Тунис).

2. Свои действия США предпринимают в государствах, либо обладающих крупными энергетическими ресурсами, либо удачно расположенными с военной точки зрения географически. Например: Югославия, Грузия, Украина.

3. Одной из основных целей «мировой антитеррористической операции» является охват государствами — сателлитами США и их союзников России и Китая с последующим развертыванием на их территории военных баз, которые должны обес-

Российско-китайское сотрудничество в борьбе...

101

печить реальные военные преимущества США в возможном военном конфликте с Россией или Китаем.

4. В случаях, когда невозможно быстро привести к власти правительства, угодные США, организуется распад государства на несколько частей (Югославия, Ливия и др.), которые объективно не способны функционировать как самостоятельные без участия США и их союзников.

5. Реализуя свои планы, США полностью игнорируют любые моральные принципы и человеческие ценности, их интересует лишь практическое достижение результата любой ценой. Так, они, утверждая себя непримиримыми борцами с террористами, активно используют, когда им это выгодно, исламских фундаменталистов, организации которых признаны террористическими, организации экстремистов, явно пропагандирующие фашистскую идеологию и оправдывающие применение вооруженных сил против мирного населения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в обозримой перспективе события, аналогичные сопутствующим проведению «мировой антитеррористической операции», могут произойти и в Центрально-Азиатском регионе, в частности в государствах — членах ШОС. Такие государства, как Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, возможно и Казахстан, практически идеально подходят для реализации целей Соединенных Штатов. Ситуация осложняется еще и тем, что НАТО выводит свои войска из Афганистана, и дальнейшее развитие связанных с этим событий — многовариантно. Кроме того, США наверняка не откажутся от проводимой ими политики поддержки дестабилизирующих процессов внутриполитической обстановки в России и Китае в любых их проявлениях.

В связи с этим наши государства должны быть готовы к такому развитию событий, и для этого, на наш взгляд, необходимо:

1. Повысить эффективность деятельности РАТС, расширив ее возможности и полномочия аналогично принципам деятельности такой организации, как Интерпол.

2. Поручить РАТС выявление негосударственных иностранных организаций, действующих на территориях государств

102

Международные отношения КНР

шос, идеология которых позволяет использовать нелегитимные способы ведения политической борьбы.

3. Постепенно, но планомерно расширять масштабы и состав участников проведения антитеррористических учений под эгидой ШОС, создать постоянные воинские формирования в государствах-участниках, а также объединенное командование этих подразделений, которое смогло бы обеспечить решение задач в условиях жесткого лимита времени.

4. Таким государствам, как Россия и Китай, увеличить помощь другим государствам ШОС в плане военно-технического сотрудничества, а также совершенствования деятельности их национальных спецслужб, пограничных войск и органов внутренних дел.

Проведенный выше краткий анализ современного состояния террористических угроз и опыта наших государств по противодействию им свидетельствует, что борьба с терроризмом должна быть столь же многогранной, как и его современные проявления. Это дает нам основание сделать следующие выводы:

1. Экстремизм и терроризм экстерриториальны, география их деятельности постоянно расширяется. Поэтому объединение усилий различных государств в борьбе с этими явлениями становится объективной необходимостью.

2. В настоящее время становится все более актуальным оказание Китаем и Россией действенной помощи странам Центральной Азии в финансировании и материально-техническом обеспечении деятельности силовых структур, а также в подготовке кадров в интересах повышения эффективности решения общих для ШОС задач борьбы с экстремизмом и терроризмом.

3. Необходимо жесткое соблюдение принципа неотвратимости уголовного преследования активных экстремистов и террористов в каждом из государств ШОС, независимо от места совершения преступления. Это, как показывает опыт, нередко является сильным сдерживающим фактором для преступников всех мастей.

4. Обеспечение гласности судебных процессов против экстремистов и террористов способствует мобилизации общественности, демонстрирует решимость властей в искоренении этого

Российско-китайское сотрудничество в борьбе...

103

зла, а также побуждает правительства других стран следовать такому примеру.

5. Особое место в антитеррористической деятельности занимает ужесточение финансового контроля, включающего выявление и замораживание счетов и активов, принадлежащих как отдельным лицам, так и различным организациям, в отношении которых установлена связь с деятельностью экстремистских и террористических структур. Это требует расширения взаимодействия компетентных органов и финансовых институтов, как национальных, так и международных.

6. Необходима разработка правовых основ использования вооруженных сил в интересах проведения крупных антитеррористических операций. Прежде всего, это относится к порядку действий войск на территориях других государств. Кроме того, требуется отработка совместных планов таких действий, схем управления и элементов взаимодействия.

Примечания

1 Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. 15.06.2001. URL http://www.memo.ru/hr/gosduma/49/15.html

2 См.: Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о региональной антитеррористической структуре от 07.06.2002. URL: http://ecrats.Org/upload/iblock/90a/2.pdf

3 Информация с сайта Президента РФ. URL: http://www.president.krem lin.ru/text/docs/2006/06/107132.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.