18. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03)
18.1. К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ1
Богдан Варвара Владимировна, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Место работы: ФГБОУ ВО Юго-западный государственный университет в г. Курске
Урда Маргарита Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Место работы: ФГБОУ ВО Юго-западный государственный университет в г. Курске
Жерелина Ольга Николаевна, преподаватель кафедры правовых основ управления факультета управления и политики Место работы: МГИМО МИД России
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы международно-правовой основы противодействия незаконной миграции. Проблемы противодействия незаконной миграции имеют международный масштаб, поэтому становление национального законодательства в этой сфере должно опираться и на международный опыт борьбы с данным явлением, и на международные правовые акты, являющиеся основой создания не только конкретных норм, но и национальной политики противодействия незаконной миграции в целом.
В ходе исследования применялась следующие методы: теоретические - работа с литературными источниками; практические - наблюдение, эксперимент; аналитические - анализ собранной информации, оформление выводов.
Теоретическая основа исследования базируется на трудах: Л.В. Андриченко, Л.Н. Васильевой, Е.А. Кирилловой, А.В. Павлюка и др.
Статья посвящена разработкам представителями юридической доктрины новых подходов к вопросам, международно-правовой основы противодействия незаконной миграции.
По итогам исследования сделан вывод, что, в международном праве отсутствует целостная система норм, концептуально изложенных в тексте одного комплексного и универсального акта, предназначенного для пресечения незаконной миграции. Положения о преступности и наказуемости соответствующих деяний размежеваны в различных документах и обусловлены необходимостью либо предотвращения незаконной трудовой миграции, либо борьбой с организованной транснациональной преступностью, специализирующейся на контрабандной перевозке людей (Протокол о незаконном ввозе мигрантов 2000г.). Внесистемный подход, фрагментарность и погрешности в конструировании соответствующих запретов с неизбежностью введут не только к различному пониманию национальными законодателями формальных и сущностных признаков незаконной миграции, но и набору необходимых средств противодействия ей.
Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что вопросы международно-правовой основы противодействия незаконной миграции в контексте миграционного законодательства требуют разработки, совершенствования и дальнейшего исследования.
Ключевые слова: место жительства, свобода передвижения, миграция, международные акты; равенство возможностей.
TO THE QUESTION OF THE INTERNATIONAL LEGAL BASIS OF COUNTERACTION TO ILLEGAL MIGRATION
Bogdan Varvara V., doctor of law, Professor of civil law Place of employment:
Urda Margarita N., PhD in law, associate Professor, Department of criminal law Place of employment: the South-West state University, Kursk
Zherelina Olga N., Lecturer of the Chair of Legal Basics of Management Faculty of governance and politics Place of employment: MGIMO - University
Abstract: the article discusses the issues of the international legal framework for combating illegal migration. The problems of combating illegal migration have an international dimension, so the formation of national legislation in this area should be based on international experience in combating this phenomenon, and on international legal acts, which are the basis for creating not only specific norms, but also national policies to combat illegal migration in General.
In the course of the study the following methods were used: theoretical-work with literary sources; practical-observation, experiment; analytical-analysis of the collected information, drawing conclusions.
Theoretical basis the study is based on the writings of: L. V. Andrichenko, L. N. Vasilyeva, E. A. Kirillova, A. V. Pavlyuk, etc.
The article is devoted to the development of representatives of the legal doctrine of new approaches to the issues of international legal framework to combat illegal migration.
The study concluded that international law lacks an integral system of norms conceptually set out in the text of one comprehensive and universal act designed to prevent illegal migration. The provisions on crime and the punishability of the acts concerned are separated in different instruments and are based on the need to either prevent illegal labour migration, or the fight against transnational organized crime, specializing in the smuggling of people (Protocol on the smuggling of migrants 2000.). Out-of-system approach, fragmentation and errors in the design of the relevant prohibitions will inevitably introduce not only to different understanding by national legislators of the formal and essential features of illegal migration, but also a set of necessary means to counter it.
The results of scientific researches which have received fixing in article have shown that questions of the international legal basis of counteraction of illegal migration in the context of the migration legislation demand development, improvement and further research.
Keywords: place of residence, freedom of movement, migration, international acts; equal opportunities.
Незаконная миграция, ставшая, к сожалению, в настоящее время объективным процессом, относится к угрозам национальной безопасности государства. Это связано как с социальными, политическими, экономическими причинами, так и с несовершенством национальной нормативной правовой базы. Проблемы противодействия незаконной миграции имеют международный масштаб, поэтому становление национального законодательства в этой сфере должно опираться и на международный опыт борьбы с данным явлением, и на международные правовые акты, являющиеся основой создания не только конкретных норм, но и национальной политики противодействия незаконной миграции в целом.
К группе специальных международных актов, которые регламентируют основные аспекты борьбы с незаконной миграцией относится Конвенция №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975г.2 Этот документ впервые заложил основы понимания признаков незаконной миграции. Им также определены конкретные меры по ее предупреждению. Конвенция, в частности, определяет обязательства участников по мониторингу как незаконно нанятых трудящихся - мигрантов, так и незаконных миграционных движений лиц, ищущих работу, в пути следования, по прибытии или во время проживания и трудоустройства на условиях, противоречащих международному и национальному законодательству (ст.2). Таким образом, подчеркиваются различные аспекты
1 НИР в рамках Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - докторов наук
2 Конвенция Международной Организации Труда №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам (Женева, 24 июня 1975 г.). Конвенция вступила в силу 3 мая 1979 г. Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует. Текст Конвенции опубликован в сборнике «Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 -1990. Т. I»: Женева, Международное бюро труда, 1991.
незаконной миграции: въезд, транзитный проезд, пребывание и трудоустройство с нарушением установленных требований и правил. Статей 3 Конвенции регламентированы необходимые действия со стороны сотрудников властей, которые должны быть предприняты для предотвращения незаконного пресечения границ государств мигрантами, трудоустройство незаконных мигрантов, пособничество в тайных передвижениях групп мигрантов, наказываться должны лица, которые не только непосредственно участвовали в действиях способствующих незаконной миграции, но и тех, кто сотрудничал с ними. Лица, ответственные за незаконную миграцию преследуются независимо от страны, в которой они находятся и осуществляют свою деятельность, в данном случае можно говорить о трансграничности действия правовых актов.3 Национальное законодательство закрепляет все виды ответственности от административной до уголовной за содействие незаконной миграции, трудоустройство незаконных мигрантов, оказание любой помощи им, вне зависимости от прибыли, которую получают пособники незаконных мигрантов (ст.6)
Большое значение в Концепции обеспечения и защиты прав трудящихся-мигрантов и борьбе с незаконной миграцией имеет Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г.4, содержащая определение «трудящийся-мигрант», разновидности указанной категории мигрантов, конкретизирующая их правовой статус, а
3 Akhmetshin E.M., Morozov I.V., Pavlyuk A.V., Yumashev A.V., Yumasheva N.A., Gubarkov S.V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.
4 Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от
18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года. Является
международным договором универсального характера. Конвенция вступила в силу 1 июля 2003 года. По состоянию на май 2017 года конвенцию ратифицировало 51 государство; подписали, но не ратифицировали 15 (См.: URL:https://treaties.un.org/Pages/ View De-tails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-13&chapter=4&clang=_en
также статус членов их семей. В статье 2 Конвенции определяется, что ее положения применимы в течение всего процесса миграции указанных лиц, включающего подготовительные действия к миграции, выезд, транзитный проезд, пребывание и оплачиваемую деятельность в принимающем государстве, а также возвращение в государство происхождения.
Документ различает трудящихся-мигрантов, имеющих и не имеющих постоянный статус. В соответствии со ст. 5 Конвенции - трудящиеся мигранты (члены их семей) не имеющие постоянный статус - это граждане, которые официально не получили разрешение на въезд в страну пребывания и не имеют права по этой причини заниматься трудовой деятельностью в соответствии с законодательством страны в которой они находятся и международными правовыми актами.
Документ определяет также обязательства заинтересованных государств (с учетом юрисдикции каждого государства-участника) по принятию мер противодействия незаконной миграции:
а) запрет о распространении недостоверной информации о незаконных мигрантах5;
б) пресечение любой деятельности способствующей незаконному пересечению границ мигрантами, членами их семей, содействие трудоустройству незаконных мигрантов, наказание лиц, виновных в организации потоков незаконных мигрантов и любому содействию в устройстве незаконных мигрантов и членов их семей;
в) наложение соответствующих санкций на лиц, которые применяют к незаконным мигрантам любое насилие - моральное, психическое, физическое.
Принимающие государства берут на себя обязательства по принятию необходимых действенных мер по предотвращению найма на своей территории не имеющих постоянного статуса трудящихся-мигрантов, включая применение соответствующих санкций в отношении работодателей (ст.68).
В то же время, определяя широкий перечень социальных гарантий трудящихся мигрантов и членов их семей, Конвенция не дифференцирует правовой статус трудоустроенных мигрантов с постоянным и непостоянным статусом, кроме того в соответствии с Конвенцией, защите подлежат права и интересы трудящихся мигрантов, даже, если они нелегально находятся на территории государства пребывания. Таким образом Конвенция предоставляет материальную защиту, социальную поддержку мигрантам, вне зависимости от их правового статуса, что довольно затратно для казны любого государства, поэтому данное положение вызывает не только справедливую критику парламентариев, но и приводит к массовым протестам населения стран Западной Европы, в частности, в Германии неоднократно проводились акции протеста против социальной поддержки незаконных мигрантов6.
В целом по состоянию на 1 июля 2016 года 92 страны ратифицировали, по крайне мере, один из документов, касающихся трудящихся-мигрантов. В совокупности в этих странах в 2015 году находилось 83 миллиона международных мигрантов, или 34 процента
5 Павлюк А.В. К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования//Право. Экономика. Безопасность. 2015. № 1. С. 54-57.
6 Андриченко Л. В., Васильева Л. Н. Привлечение и использование иностранной рабочей силы: международные стандарты и законодательство Российской Федерации // Международно-правовые стандарты в конституционном праве: сборник научных трудов. Отв. ред. И.А. Конюхова. МОСКВА, 2007. С.59
общемирового количества мигрантов7.
Российская Федерация не является участницей названных Конвенций, такая позиция обосновывается в неразработанности механизма контроля над миграционными потоками, невозможностью контролировать статистически количество находящихся на территории России мигрантов и одним из основных аргументов не ратификации данной Конвенции является финансовые траты на социальную поддержку мигрантов, в режиме санкций и едва уловимого роста экономики возлагать лишние траты на бюджет было бы неразумно8.
Протокол против ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху9 (далее - Протокол против ввоза мигрантов) и Протокол о предупреждении и пресечении торговли
людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за
10
нее (далее - Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми), дополняющие Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности представляют собой основу противодействию различным по своей сути и общественной опасности трансграничным перемещениям физических лиц.
Данные Протоколы ратифицировали более 150 стран, (по состоянию на 26 декабря 2017 года), есть мнение, что быстрое увеличение числа государств, ратифицирующих эти международные акты, отражает растущую обеспокоенность государств-членов по поводу причастности организованной преступности к нерегулируемой миграции11.
В ст.3 (а) Протокола против ввоза мигрантов дано определение понятия незаконный въезд, под которым предлагается понимать организованный ввоз незаконных мигрантов с целью получения материальной прибыли, при этом мигрант - это лицо, незаконно пересекающее границу государства пребывания в котором оно не проживает постоянное и не является гражданином данного государства12. Незаконный въезд определяется как пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство13.
Незаконный ввоз мигрантов представляет собой оказание содействия указанной категории лиц в трансграничном передвижении за вознаграждение в нарушение
7Международная миграция и развитие: Доклад Генерального секретаря ООН от 04.08.2016г.иК1.:й!е:///С:/и8ег8/и8ег/0е8к10р /отчет%2000Н%20по%20миграции%202016г^
8 Андриченко Л. В., Васильева Л. Н. Привлечение и использование иностранной рабочей силы: международные стандарты и законодательство Российской Федерации // Международно-правовые стандарты в конституционном праве: сборник научных трудов. Отв. ред. И.А. Конюхова. МОСКВА, 2007.С.59
9 Протокол против ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (Принят в г. Нью-Йорке Резолюцией 55/25 на 62м пленарном заседании 55ой сессии Генеральной Ассамблей ООН от 15 ноября 2000г.)// // Собрание законодательства РФ. 2004. №40. Ст. 3882.
10 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее (Принят в г. Нью-Йорке Резолюцией 55/25 на 62м пленарном заседании 55ой сессии Генеральной Ассамблей ООН от 15 ноября 2000г.)// Собрание законодательства РФ. 2004. №40. Ст. 3882.
11 Международная миграция и развитие: Доклад Генерального секретаря ООН от 04.08.2016г. иК1-:й1е:///С:/и8ег8/и8ег/Ое8Мор /отчет%20ООН%20по%20миграции%202016г^
12 Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданско-правовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.
13 Протокол против ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (При-
нят в г. Нью-Йорке Резолюцией 55/25 на 62м пленарном заседании
55ой сессии Генеральной Ассамблей ООН от 15 ноября 2000г.)// //
Собрание законодательства РФ. 2004. №40. Ст. 3882.
установленных требований.14 Потенциальный мигрант выступает здесь не потерпевшим, а клиентом «перевозчика», инициируя совершение последним преступления.
В соответствии с ст.4 Протокола уголовному преследованию подлежат лица, способствовавшие незаконному ввозу мигрантов, преступление может быть совершенно организованной группой лиц, в соответствии с данной статьей подлежат защите права и интересы лиц, которые стали объектом посягательств.
В ст.6 Протокола криминализированы следующие деяния:
- изготовление поддельных документов удостоверяющих личность для незаконного въезда (выезда) в страну, предоставление, продажа данных документов лицам, незаконно пересекающим границы государств(п.1 (а))15;
- предоставление условий и возможностей лицам находится на территории государств, гражданами, которых, они не являются, и не имеют законных оснований находится на территории данных государств(п.1 (с));
- покушение на совершение указанных деяний (п.2 (а));
- сообщничество при совершении указанных деяний(п.2 (в));
- организация и руководство лиц при совершении указанных деяний(п.2 (с)).
Среди иных мер противодействия незаконному трансграничному перемещению людей рассматриваемые международные акты называют: обмен информацией и подготовка кадров (ст. 14 Протокола о незаконном ввозе мигрантов, ст.10 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми); меры пограничного контроля (ст. 11 Протокола о незаконном ввозе мигрантов, ст. 11 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми); обеспечение качественного документооборота, сопровождающего трансграничное перемещение лиц, и контроль за его осуществлением (ст.12,13 Протокола о незаконном ввозе мигрантов и ст.12,13 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми)16. Оба документа регламентирует также возвращение и прием незаконно ввезенных лиц, предписывая его участникам содействовать соответствующим процедурам без необоснованных или неразумных задержек (ст. 8 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, ст. 18 Протокола о незаконном ввозе мигрантов).
Рассмотренные международные акты дают общее представление о том, по каким направлениям развивалось сотрудничество государств в вопросах противодействия незаконной миграции. Международные принципы противодействия незаконной миграции развиты и закреплены в региональных документах на уровне стран участниц ЕС, СНГ, ЕАЭС. Большое значение в противодействие незаконной миграции оказывают двухсторонние договора и соглашения, заключённые между странами Западной Европы, России и стран СНГ, в данных правовых актах более детально закреплены положения регламентирующие статус незаконных мигрантов, условия пребывания их в других государствах, возможности трудоустройства. Особую роль играют редмиссионные соглашения регламентирующие условия и порядок возращения лиц незаконно
14 Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.
15 Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
16 Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.
пребывающих на территории государства в государство из которого они прибыли17.
Таким образом, в настоящее время сформировалась достаточно обширная система международно-правового сотрудничества государств по вопросам противодействия незаконной миграции18. Она включает в себя акты общего и специального характера, определяющие направления развития национального законодательства по регулированию и охране миграционных отношений.
Незаконный ввоз мигрантов определяется в международном праве как транснациональное преступление, совершаемое организованной преступной группой, которое, но данное преступление не ограничивается данной формой соучастия, поэтому применение международных правовых актов регламентирующих незаконный ввоз мигрантов так узко может воспрепятствовать эффективному противодействию незаконной миграции со стороны всех государств, которые в той или иной степени пострадали от потоков незаконных мигрантов19.
В международном праве отсутствует целостная система норм, концептуально изложенных в тексте одного комплексного и универсального акта, предназначенного для пресечения незаконной миграции. Положения о преступности и наказуемости соответствующих деяний размежеваны в различных документах и обусловлены необходимостью либо предотвращения незаконной трудовой миграции, либо борьбой с организованной транснациональной преступностью, специализирующейся на контрабандной перевозке людей (Протокол о незаконном ввозе мигрантов 2000г.). Внесистемный подход, фрагментарность и погрешности в конструировании соответствующих запретов с неизбежностью введут не только к различному пониманию национальными законодателями формальных и сущностных признаков незаконной миграции, но и набору необходимых средств противодействия ей.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,51%.
Список литературы:
1. Андриченко Л. В., Васильева Л. Н. Привлечение и использование иностранной рабочей силы: международные стандарты и законодательство Российской Федерации // Международно-правовые стандарты в конституционном праве: сборник научных трудов. Отв. ред. И.А. Конюхова. МОСКВА, 2007. С.59
2. Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / отв. ред. О.А. Князев - Москва: ИД «Международные отношения», 2018. - 866 с. : табл. ил.
3. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.
4. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России
17 По причине огромного массива документов их анализ в настоящем параграфе не приводится.
18 Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.
19 The legal problems of forced migration: a comparative and legal analysis illustrated by the European Union countries and Russia. Kirillova E.A., Suslikov V.N., Tsokur E.F., Zenin S.S., Zul'fugarzade T.E.D. Man in India. 2016. Т. 96. № 10. С. 3561-3571.
Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.
5. Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.
6. Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданско-правовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.
7. Конвенция Международной Организации Труда №143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам (Женева, 24 июня 1975 г.). Конвенция вступила в силу 3 мая 1979 г. Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует. Текст Конвенции опубликован в сборнике «Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. I»: Женева, Международное бюро труда, 1991.
8. Международная миграция и развитие: Доклад Генерального секретаря ООН от04.08.2016г^иА1е:///С:/ Users/user/Desktop/отчет%20ООН%20п
9. Международная миграция и развитие: Доклад Генерального секретаря ООН от 04.08.2016г. URL:file:///C:/Users/us
10. Настольный словарь по корпоративному праву / отв. ред. С.В. Краснова. - Москва: ИД «Международные отношения», 2018.
11. Павлюк А.В. К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирования//Право. Экономика. Безопасность. 2015. № 1. С. 54-57.
12. Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.
13. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее (Принят в г. Нью-Йорке Резолюцией 55/25 на 62м пленарном заседании 55ой сессии Генеральной Ассамблей ООН от 15 ноября 2000г.)// Собрание законодательства РФ. 2004. №40. Ст. 3882.
14. Протокол против ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (Принят в г. Нью-Йорке Резолюцией 55/25 на 62м пленарном заседании 55ой сессии Генеральной Ассамблей ООН от 15 ноября 2000г.)// Собрание законодательства РФ. 2004. №40. Ст. 3882.
15. Протокол против ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху (Принят в г. Нью-Йорке Резолюцией 55/25 на 62м пленарном заседании 55ой сессии Генеральной Ассамблей ООН от 15 ноября 2000 г.)// Собрание законодательства РФ. 2004. №40. Ст. 3882.
16. Фактор А. М., Камолов С. Г., Никандрова А. А. Человеческие ценности в цифровую эпоху // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018. Т. 6. № 2 (21). С. 86-103.
17. Akhmetshin E. M., Morozov I. V., Pavlyuk A. V., Yumashev A. V., Yumasheva N. A., Gubarkov S. V. Motivation of personnel in an innovative business climate // European Research Studies Journal. 2018. Т. 21. № 1. С. 352-361.
18. Kamolov S., Konstantinova A. E-government: way of modernization and efficiency enhancement of public governance // Право и управление. XXI век. 2017. № 1 (42). С. 13-21.
19. Kirillova E.A., Suslikov V.N., Tsokur E.F., Zenin S.S., Zul'fugarzade T.E.D. The legal problems of forced migration: a comparative and legal analysis illustrated by the European Union countries and Russia. Man in India. 2016. Т. 96. № 10. С. 3561-3571.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «К вопросу о международно-правовой основе противодействия незаконной миграции» профессора кафедры гражданского права, доктора юридических наук Богдан В.В., кандидата юридических наук, доцента кафедры уголовного права Урда М.Н., преподавателя кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России Жерелиной О. Н. Статья посвящена вопросу о международно-правовой основе противодействия незаконной миграции, тема затронутая авторами является актуальной, так как незаконная миграция получила широкое распространение не только в России, но в странах Западной Европы, что связано с войной на ближнем Востоке. Авторы акцентируют свое внимание на том, что становление национального законодательства в этой сфере должно опираться и на международный опыт борьбы с данным явлением, и на международные правовые акты, являющиеся основой создания не только конкретных норм, но и национальной политики противодействия незаконной миграции в целом.
Основные результаты исследования, их теоретическая и практическая значимость. В ходе исследования авторы делают выводы о том, что в международном праве отсутствует целостная система норм, концептуально изложенных в тексте одного комплексного и универсального акта, предназначенного для пресечения незаконной миграции. Положения о преступности и наказуемости соответствующих деяний размежеваны в различных документах и обусловлены необходимостью либо предотвращения незаконной трудовой миграции (Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г.), либо борьбой с организованной транснациональной преступностью, специализирующейся на контрабандной перевозке людей (Протокол о незаконном ввозе мигрантов 2000г.). Внесистемный подход, фрагментарность и погрешности в конструировании соответствующих запретов с неизбежностью введут не только к различному пониманию национальными законодателями формальных и сущностных признаков незаконной миграции, но и набору необходимых средств противодействия ей.
Научная новизна исследования: в статье прослеживаются элементы новизны.
Оценка обоснованности и достоверности предложений. Выводы авторов обоснованы и базируются на комплексном анализе действующих международно-правовых актах и теоретических исследованиях современных ученых. Замечаний у рецензента нет.
Рецензируемая работа рекомендуется к публикации. Рецензент:
доктор юридических наук, декан юридического факультета, ФГПОУ ВО Юго-Западный государственный университет
С.В. Шевелева