1.4. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ОБЩЕСТВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ
Ибрагимова Люция Рашидовна, соискатель. Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный университет. Подразделение: кафедра конституционного и административного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В данной статье рассмотрены институциональные тенденции международного миграционного права в условиях развития отношений между национальными институтами гражданского общества и международными организациями. Автор преследует цель проанализировать тенденции развития механизма правового регулирования совместных действий данных субъектов права для совершенствования миграционного законодательства и с учётом форм миграционной политики Российской Федерации. Результатом исследования является обоснование критериев институционализации взаимоотношений общества и международных организации по вопросам борьбы с нелегальной миграцией.
Ключевые слова: миграционное право, миграционное законодательство, незаконная миграция, неправительственные организации, институ-ционализация.
SOME ASPECTS OF COOPERATION SOCIETY AND INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN COMBATING TO ILLEGAL MIGRATION
Ibragimova Lucia Rashidovna, competitor. Place of study: Kazan (Volga region) federal University. Department: Constitutional and administrative law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: This article examines trends in international migration institutional law in the development of relations between national institutions civil society and international organizations. The author analyzes the development of the mechanism of legal regulation of joint actions of these organizations to the Russian Federation could improve migration legislation and migration policies. The result of the study is to validate the criteria for the institutionalization of relations between society and international organizations on combating illegal migration Keywords: the migratory law, the migratory legislation, illegal migration, non-governmental organizations, institutionalized.
Незаконная миграция как социальное явление всегда представляется в двух плоскостях: как постоянный процесс и как временно усиливающаяся тенденция. В обоих случаях она имеет крайне негативные последствия для государства и общества, что особенно наглядно можно наблюдать на примере миграционных событий в Европе на протяжении 2015 года, когда количество беженцев из Сирии сопровождается значительной волной граждан других стран, использующих военные действия как предлог для переселения в развитые страны Европейского Союза. Это пример усиления миграционных процессов в краткосрочном диапазоне. Однако наибольшее значение приобретает миграция постоянного характера, которая, в частности, наблюдается в Российской Федерации со стороны граждан сопредельных государств.
Как правило, в современных исследованиях, посвященных вопросам незаконной миграции, акцент всегда делается на государственных мерах по преодолению проблем в данной сфере, в том числе во взаимодействии с другими странами и международными организациями. Однако о роли общества в комплексе мер, направленных на борьбу с незаконными действиями по пересечению государственных границ, в правовой науке практически не упоминается, что позволяет обозначить данный вопрос в качестве актуального и требующего большего исследования.
Как известно, публичная политика в любой стране не ограничиваются лишь мерами государственного регулирования. В ней происходит консолидация интересов самых разных групп лиц, в том числе и самих граждан по институциональному принципу. Соответственно, общество выступает таким же полноправным субъектом борьбы с незаконной миграцией, как и другие участники этого процесса1. Наглядно это можно отследить на формах взаимодействия между общественными акторами и международными организациями.
Прежде всего, речь идёт о различных неправительственных организациях, которые специализируются на работе с мигрантами. И несмотря на то обстоятельство, что они, как правило, направлены на социальную поддержку беженцев и вынужденных переселенцев, отдельные их действия позволяют определить вектор публичной политики. Например, информационно-статистические данные, социологические исследования, налаживание каналов связи, просветительско-образовательная деятельность и др.
В этом ракурсе международные организации заинтересованы в контактах с этими общественными объединениями в целях получения фактической информации о характере и масштабах миграции, а также о нарушениях, производимых иностранцами в процессе переселения. На базе таких эмпирических материалов формируется правовая политика межправительственных объединений, которая влияет на содержание принимаемых международных соглашений в области борьбы с незаконной миграцией2.
Кроме того, в основополагающих документах международного уровня зафиксированы положения о необходимости привлечения неправительственных организаций к мероприятиям по выявлению и предупреждению преступности, составляющей в совокупности такое явление, как незаконная миграция.
Речь идет о Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.3 и Протоколе против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, который является дополнением к данной конвенции. В них, в частности, говорится об обязанности государств-участников обеспечить обмен информацией, необходимой для проведения мер по
1 См.: Иванцов С.В. Международное сотрудничество в сфере предупреждения незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 62-66; Пухова М.М., Мо-сквитина Е.И., Ходжаева И.Г. Взаимодействие властных структур и бизнеса в отношении решения проблемы незаконной миграции в Российской Федерации // Вестник Академии. 2014. № 2. С. 121125.
2 См.: Асмандиярова Н.Р. Криминологические проблема незаконной миграции // Черные дыры в Российском законодательстве. 2015. № 4. С. 136-139; Леденева В.Ю. Правовые и организационные основы противодействия незаконной миграции // Право и политика. 2015. № 7. С. 945-953.
3 Конвенция против транснациональной организованной пре-
ступности : (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией
55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 04.10.2004 г. № 40. Ст. 3882.
2-2016
Пробелы в российском законодательстве
борьбе с незаконной миграцией, в том числе из неправительственных источников и при помощи негосударственных организаций. К таковым, например, относятся частные и общественные средства массовой информации, научные и учебные учреждения, занимающиеся исследованием законодательной базы в области миграции и правоприменительной практики, коммерческие транспортные компании, осуществляющие пассажирские перевозки и ряд других.
Также акты, принятые на базе ООН, предписывают государствам предпринять все меры, направленные на возврат незаконных мигрантов в страну их гражданства или легального пребывания, в том числе при помощи неправительственных организаций, которые обладают достаточными каналами связи для установления личности нарушителя государственных границ, поиска членов его семьи, определения круга участников процедуры нелегальной миграции. В свою очередь, только само государство-участник данной конвенции определяет на национальном уровне порядок привлечения общественных и иных организаций в реализации указанных положений.
В этой связи необходимо констатировать, что в Российской Федерации учтены международные требования к выработке внутренней политике в данной сфере. Так, в Концепции миграционной политики на период до 2025 г.4 среди прочих принципов значится ряд базовых установок, касающихся взаимодействия государства и общества. К ним относятся:
1) сочетание общественных и государственных интересов;
2) взаимодействие органов власти и гражданского общества;
3) научная обоснованность принимаемых решений.
Наиболее значимыми мерами реализации российской миграционной политики заявлены действия по созданию центров для содержания нарушителей миграционного законодательства, из которых они подлежат последующему выдворению либо депортации. Примечательно, что активное участие для обеспечения работы подобных центров берут на себя общественные фонды и организации, которые названы в Концепции миграционной политики в качестве непосредственных участников данных правоотношений.
Для нашей страны вопросы регламентации взаимоотношений международных организаций и общества проходят в локально-региональном ключе при помощи ресурсов СНГ. В частности, Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией 1998 г.5 устанавливает, что выработка механизмов депортации происходит совместно при привлечении компетентных неправительственных организаций, занимающихся на профессиональной основе исследованиями данных вопросов. Кроме того, государства, подписавшие данное соглашение, обязаны обмениваться информацией о динамике незаконной миграции, в том числе при помощи сведений и статистики,
4 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Текст документа официально опубликован не был, представлен на сайте www.kremlin.ru по состоянию на 13.11.2015.
5 Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (заключено в г. Москве 06.03.1998 г.) // Содружество: ин-форм. вестн. Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 81-86.
которыми располагают негосударственные организации.
Отдельные стороны взаимодействия составляют непосредственные контакты органов управления международными организациями с неправительственными организациями и иными институтами гражданского общества по вопросам борьбы с незаконной миграцией. К числу наиболее востребованных в практике деятельности межгосударственных объединений форм общения относятся международные конференции и грантовое финансирование исследований в данной области.
Так, подобные меры напрямую были закреплены в Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции6. Она предусматривала активное участие общественных институтов как в формировании консолидированной политики в области противодействия незаконными миграционным процессам, так и в непосредственной реализации государственных мер в данной сфере. Однако в новом программе сотрудничества, принятой на период до 2018 г., такая форма отсутствует.
Это обстоятельство побудило ряд исследователей сделать вывод о незаинтересованности СНГ в поддержке неправительственных организаций, осуществляющих свою деятельности в области исследования миграции7. Вместе с тем необходимо отметить, что фактически данная работа налажена до той степени, при которой отсутствует сама потребность в вертикальном установлении программных мер с участием общественных институтов. Также регулирующую функцию по обеспечению контактов и привлечению к реализации ряда мероприятий теперь выполняют сами общественные организации, образовавшие на наднациональном уровне собственные объединения. К числу таковых следует отнести Международную организацию по миграции, Международную Ассоциацию делового сотрудничества и ряд других.
Таким образом, институты гражданского общества наделены правом непосредственного взаимодействия с различными международными организациями в области противодействия незаконной миграции в равной степени, как и с национальными органами государственной власти. В зависимости от институционализиро-ванности данных отношений определяет и механизм их правового регулирования:
на этапе признания общественных форм самоорганизации в качестве полноценных участников международной миграционной политики происходит закрепление их статуса в межгосударственных соглашениях;
6 Решение Совета глав государств СНГ «О Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2012-2014 годы» (принято в г. Душанбе 03.09.2011 г.) // СпС «КонсультантП-люс».
7 См.: Шарков В.А. Незаконная миграция и состояние борьбы с ней на современном этапе // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение» Сборник материалов международной научно-практической конференции, 8 мая 2015 г. 2015. С. 448-452; Кобец П.Н. О необходимости исследования проблем незаконной миграции в России, второго десятилетия XXI столетия // В сборнике: Приоритетные направления развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "АЭТЕРНА"; Ответственный редактор Сукиасян А.А.. Уфа, 2014. С. 93-96; Лимонов А.М., Егоров С.А. Правовое регулирование участия граждан в предупреждении и пресечении незаконной миграции: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 81-86.
на этапе расширения мер, в формировании и реализации которых принимают непосредственное участие институты общества, вопросы взаимодействия общественных и международных организаций регламентируются национальным законодательством;
на этапе устоявшихся контактов и позитивной динамики их развития происходит планомерное исключение институтов обществом из международно-правового регулирования и активное внедрение инструментов саморегуляции их деятельности на наднациональном уровне.
Список литературы:
1. Асмандиярова Н.Р. Криминологические проблема незаконной миграции // Черные дыры в Российском законодательстве. 2015. № 4. С. 136-139.
2. Иванцов С.В. Международное сотрудничество в сфере предупреждения незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 62-66.
3. Кобец П.Н. О необходимости исследования проблем незаконной миграции в России, второго десятилетия XXI столетия // В сборнике: Приоритетные направления развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР "АЭТЕРНА"; Ответственный редактор Сукиа-сян А.А.. Уфа, 2014. С. 93-96.
4. Конвенция против транснациональной организованной преступности : (принята в г. Нью-Йорке 15.11.2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 04.10.2004 г. № 40. Ст. 3882.
5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // Текст документа официально опубликован не был, представлен на сайте www.kremlin.ru по состоянию на 13.11.2015.
6. Леденева В.Ю. Правовые и организационные основы противодействия незаконной миграции // Право и политика. 2015. № 7. С. 945-953.
7. Лимонов А.М., Егоров С.А. Правовое регулирование участия граждан в предупреждении и пресечении незаконной миграции: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 81-86.
8. Пухова М.М., Москвитина Е.И., Ходжаева И.Г. Взаимодействие властных структур и бизнеса в отношении решения проблемы незаконной миграции в Российской Федерации // Вестник Академии. 2014. № 2. С. 121-125.
9. Решение Совета глав государств СНГ «О Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2012-2014 годы» (принято в г. Душанбе 03.09.2011 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (заключено в г. Москве 06.03.1998 г.) // Содружество: информ. вестн. Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 81-86.
11. Шарков В.А. Незаконная миграция и состояние борьбы с ней на современном этапе // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение» Сборник материалов международной научно-практической конференции, 8 мая 2015 г. 2015. С. 448-452.
Рецензия
на статью «Некоторые вопросы сотрудничества общества и международных организаций в борьбе с незаконной миграцией»
В связи с усложнением незаконной миграционной деятельности, с которой сталкиваются многие государства мира - процесс совершенствования миграционной политики и миграционной системы Российской Федерации это общенациональная политическая задача.
Важным аспектом решения этой проблемы являются вопросы сотрудничества различных неправительственных организаций, специализирующихся на работе с мигрантами.
В связи с усложнением миграционной деятельности, международные организации (ООН, ВОЗ, Бюро МОМ в России и Бюро мОт в России) заинтересованы в получении информации о противодействии незаконной миграции.
В статье «Некоторые вопросы сотрудничества общества и международных организацией в борьбе с незаконной миграции» Ибрагимовой Л.Р. анализируются вопросы взаимодействия неправительственных организаций в отношении решения незаконной миграции.
Автор, анализируя Конвенции ООН, о противодействии транснациональной организованной преступности, принятой на 55 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2000 году и Протокол «Против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху» говорит об обязанности государств обмениваться информацией для противодействия незаконной миграции, в том числе при помощи негосударственных организаций.
Неправительственные организации, обладающие специфическими каналами связи для установления личности нарушителя государственных границ, розыска членов его семьи и других участников нелегальной миграции могут сыграть значительную роль в проникновении «нелегальных» мигрантов через государственную границу. Вместе с тем, только государство может привлекать общественные организации для участия в этом процессе.
В Российской Федерации, отмечает автор, применяются международные требования в концепции миграционной политики в вопросах сотрудничества государства и общества.
В частности, общественные фонды и организации участвуют в создании центров для размещения нарушителей миграционного законодательства, из которых они впоследствии депортируются. В России механизм департации разрабатывается совместно с компетентными неправительственными организациями, которые профессионально занимаются, данными вопросами, отмечает автор статьи.
Полемизируя с рядом авторов, которые делают вывод о незаинтересованности СНГ в поддержке неправительственных организаций, занимающихся исследованием миграции, Л.Р. Ибрагимова считает, что общественные институты должны играть активное участие в государственной политики противодействия незаконным миграционным процессам.
В целом, статья написана на высоком научно-теоретическом уровне и является практическим вкладом в совершенствование борьбы с незаконной миграцией на современном этапе.
К.ю.н., профессор Кофман Б.И.