Научная статья на тему 'Недостатки универсальных механизмов правовой защиты беженцев в свете современных вызовов'

Недостатки универсальных механизмов правовой защиты беженцев в свете современных вызовов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2386
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕЖЕНЕЦ / МИГРАНТ / ВЫНУЖДЕННЫЙ ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / REFUGEE / MIGRANT / FORCED MIGRANT / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павельева Эвелина Анатольевна, Пайтян Роза Хачатуровна

Статья посвящена анализу универсальных механизмов защиты прав беженцев, выявлению их недостатков в свете современных вызовов. Авторами выносятся предложения по совершенствованию международно-правового регулирования вопросов миграции с учетом уважения прав и свобод человека. Предлагаются новые подходы для разрешения проблем приобретения убежища. В статье указаны основные пробелы, которые существуют в источниках права, направленных на создание универсальных механизмов по защите прав беженцев. В частности, обосновывается необходимость дополнения понятия«беженец» новыми категориями и признаками. В обоснование этого тезиса приводится обзор российской судебной практики. Авторами акцентируется внимание на целесообразности совершенствования существующей конвенции и создании нового универсального документа, который касался бы территориального убежища. На сегодняшний день существует декларация по этому вопросу, которая носит рекомендательный характер. Представляется верным создать конвенцию о территориальном убежище. Кроме этого, авторами обосновывается необходимость введения института ответственности в отношении тех государств, которые создают нестабильность в других регионах, что порождает отток населения. В статье указана статистика миграционных потоков, которые возникли в результате гражданских волнений в странах Ближнего Востока. Также указана неэффективность универсальной Конвенции о статусе беженцев 1951 г. из-за отсутствия механизмов ее реализации. В качестве такого примера служит неспособность и неготовность Европейского союза в рамках миграционного кризиса исполнить все те обязательства, которые были возложены международными соглашениями. В заключение авторы приходят к выводу, что проблема беженцев продолжает оставаться вызовом международному сообществу. Резкое увеличение числа мигрантов приводит к политическим, экономическим, социальным кризисам внутри государств и, как следствие, к внутренним беспорядкам. Эту проблему невозможно разрешить на внутригосударственном или региональном уровнях, необходимо предпринимать более глобальные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Недостатки универсальных механизмов правовой защиты беженцев в свете современных вызовов»

УДК 341.1/15 ББК 67.412.1.

НЕДОСТАТКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ БЕЖЕНЦЕВ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

© Павельева Э. А., Пайтян Р. Х., 2018

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Статья посвящена анализу универсальных механизмов защиты прав беженцев, выявлению их недостатков в свете современных вызовов. Авторами выносятся предложения по совершенствованию международно-правового регулирования вопросов миграции с учетом уважения прав и свобод человека. Предлагаются новые подходы для разрешения проблем приобретения убежища. В статье указаны основные пробелы, которые существуют в источниках права, направленных на создание универсальных механизмов по защите прав беженцев. В частности, обосновывается необходимость дополнения понятия «беженец» новыми категориями и признаками. В обоснование этого тезиса приводится обзор российской судебной практики. Авторами акцентируется внимание на целесообразности совершенствования существующей конвенции и создании нового универсального документа, который касался бы территориального убежища. На сегодняшний день существует декларация по этому вопросу, которая носит рекомендательный характер. Представляется верным создать конвенцию о территориальном убежище. Кроме этого, авторами обосновывается необходимость введения института ответственности в отношении тех государств, которые создают нестабильность в других регионах, что порождает отток населения. В статье указана статистика миграционных потоков, которые возникли в результате гражданских волнений в странах Ближнего Востока. Также указана неэффективность универсальной Конвенции о статусе беженцев 1951 г. из-за отсутствия механизмов ее реализации. В качестве такого примера служит неспособность и неготовность Европейского союза в рамках миграционного кризиса исполнить все те обязательства, которые были возложены международными соглашениями. В заключение авторы приходят к выводу, что проблема беженцев продолжает оставаться вызовом международному сообществу. Резкое увеличение числа мигрантов приводит к политическим, экономическим, социальным кризисам внутри государств и, как следствие, к внутренним беспорядкам. Эту проблему невозможно разрешить на внутригосударственном или региональном уровнях, необходимо предпринимать более глобальные меры.

Ключевые слова: беженец, мигрант, вынужденный переселенец, права человека.

Масштабы и сложности современной миграции диктуют необходимость научного осмысления этого явления, которое охватило отдельные государства и мировое сообщество в целом. Миграционные потоки существовали всегда и еще будут существовать до тех пор, пока есть факторы, способствующие этому. К таким предпосылкам можно отнести: вооруженные конфликты, голод, экономическую нестабильность, политические преследования, стихийные бедствия и другие. Современные реалии показывают, что перемещения людей не завершатся в скором времени, поскольку указанные нами факторы лишь усугубляются.

Процесс поиска людьми средств и условий для своего существования в последние годы идет по возрастающей. Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш неоднократно подчеркивал, что мир вступает в «новую эру», когда масштабы «глобального принудительного перемещения населения заслоняют все виденное прежде». Те, кто развязывают конфликты, все чаще остаются безнаказанными, тогда как международное сообщество демонстрирует «неспособность работать сооб-

ща, чтобы остановить войны» [1]. Согласно статистике, приводимой Управлением Верховного комиссара по делам беженцев (далее - УВКБ ООН), в 2016 г. более 65 млн человек по всему миру были вынуждены покинуть свои дома в результате конфликтов и преследований. Среди них около 22,5 млн беженцев, более половины из которых не достигли 18-летнего возраста. Еще 10 млн апатридов было отказано в получении гражданства и в доступе к основным правам, таким как образование, здравоохранение, трудоустройство и свобода передвижения [2].

Пришло время, когда государства должны осознать, что за фасадом экономической и военной мощи скрываются гораздо более опасные явления внутренней социальной структуры. Миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Мировое сообщество должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых потоков беженцев, но с учетом прав и свобод человека. Система защиты прав человека ослаблена, так как она не применяется всесторонне. Государствам сложно соединить естественное желание защититься от чрезмерной миграции и необходимость защиты прав и свобод человека.

Еще в 1945 г. на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН были сформулированы принципиальные подходы к разрешению проблемы вынужденной миграции. А именно, что проблема беженцев является международной по своему охвату и характеру, ни один беженец или перемещенное лицо, окончательно или абсолютно добровольно выразившее веские причины своего нежелания возвращаться на родину, не должны принуждаться к этому. Будущее таких беженцев и перемещенных лиц должно стать объектом деятельности международного органа, который необходимо создать. Поэтому основной задачей в рамках международного сообщества становится поощрение и содействие всеми возможными путями скорейшему возвращению беженцев в покинутые ими по тем или иным причинам страны [3].

Для сохранения значимости института убежища необходимо совершенствовать универсальные и региональные механизмы защиты прав беженцев. Каждый мигрант должен быть защищен вне зависимости от того, в каком государстве он ищет убежище.

К универсальным нормативно-правовым механизмам защиты прав беженцев можно отнести Конвенцию о статусе беженцев 1951 г. [4]; Протокол 1967 г., касающийся статуса беженца [5]; Заключения Исполнительного комитета УВКБ ООН [6]; Декларацию ООН о территориальном убежище 1967 г. [7] и другие. Основным международным органом по защите прав беженцев является Управление Верховного комиссара по делам беженцев, которое функционирует в рамках ООН с 1950 г. Первостепенной целью Агентства является защита прав и благосостояния беженцев, надзор за исполнением Конвенции ООН 1951 г. [8], посредством поддержки деятельности правительств по созданию приемлемых механизмов защиты, и обеспечение эффективного решения проблем беженцев, а именно, местной интеграции и добровольного возвращения на родину [9].

Несмотря на то, что на сегодняшний день существуют и организационный и нормативный механизмы защиты прав беженцев, мировая практика свидетельствует о том, что международному сообществу не удалось наладить достаточное правовое обеспечение миграционной деятельности государств.

Несовершенства правового регулирования проявляются уже на стадии терминов. Необходимо обратить внимание на определение понятия «беженец», закрепленного в Конвенции 1951 г. [10]. В указанной Конвенции под термином «беженец» подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 янва-

ря 1951 г., и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений [11]. Представляется верным дополнить его указанием на ситуации массовых нарушений прав человека и вооруженных конфликтов в стране исхода [12]. В качестве примера можно использовать Соглашение стран СНГ 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» [13]. В данном региональном международно-правовом акте дается более широкое определение, в нем содержится основание, не имеющее отражения в других правовых актах - преследование по признаку языка. Кроме того, Соглашение требует наличия связи между совершением насилия или преследования или существованием реальной опасности подвергнуться преследованию и вооруженными и межнациональными конфликтами. Дополнение понятия «беженец» такими категориями приведет к его расширительному толкованию, что повлечет за собой возможность большему кругу лиц обратиться за защитой. Помимо этого, изменение универсального международно-правового акта приведет к изменению и национальных законодательств, поскольку государства взяли на себя обязательства по исполнению международных договоров и приведению в соответствие с ними своих источников права. Так, например, Федеральный закон «О беженцах» 1993 г. [14] необходимо также дополнить указанными признаками. Судебная практика, сложившаяся по вопросам предоставления статуса беженцев в Российской Федерации, свидетельствует об этом.

В результате анализа судебных решений можно сделать вывод, что российские суды нередко отказывали в удовлетворении жалоб иностранным гражданам и лицам без гражданства, поскольку те покинули государство своей гражданской принадлежности из-за гражданских волнений, войн, нестабильности в своем регионе. Основной причиной отказа в предоставлении убежища является тот факт, что Конвенция не дает основания для признания таких иностранцев или апатридов беженцами. Некоторые суды при разрешении дел по жалобам заявителей на решения территориальных миграцион-

ных служб обосновывали свои решения п. 164 «Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев» [15], в соответствии с которым лица, которые были вынуждены покинуть свою страну в результате внутренних вооруженных конфликтов, обычно не рассматриваются как беженцы. Указанное положение было применено Куйбышевским федеральным судом Центрального района г. Санкт-Петербурга при вынесении решения от 30 сентября 1998 г. по делу по жалобе Рахим Джана на решение территориальной миграционной службы [16].

Стоит также обратиться и к регулированию прав беженцев в праве Европейского союза (ЕС). В статье 78 Договора о функционировании ЕС [17] установлено несколько основных положений, касающихся беженцев. Во-первых, стоит отметить, что ЕС формирует общую политику, основанную на Женевской конвенции от 28 июля 1951 г. и Протоколе от 31 января 1967 г. о статусе беженцев, а также других уместных международных договорах. Это позволяет сделать вывод об унифицированном подходе с международно-правовым регулированием в понимании статуса беженцев, объеме прав и обязанностей, а также обязанности государств в обеспечении этого статуса. Основные положения вышеуказанной статьи, помимо ссылки на международные акты, в большей степени связаны с формированием общей европейской политики. В частности, речь идет о единообразном статусе убежища и дополнительной защиты для граждан третьих стран, которые, не получив европейского убежища, нуждаются, тем не менее, в международной защите; общей системе временной защиты перемещенных лиц в случае их массового притока; общей процедуре предоставления и изъятия единообразного статуса убежища или дополнительной защиты, критериях и механизмах определения государства-члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища или дополнительной защиты; стандартах в отношении условий приема лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища или дополнительной защиты; партнерстве и сотрудничестве с третьими странами в целях управления потоками лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, дополнительной или временной защиты.

Еще один документ в праве ЕС регулирует вопросы, связанные с правами беженцев. Это Хартия Европейского союза об основных правах [18]. В статье 18, так же как и в Договоре о функционировании, закреплена отсылка к международно-правовым актам и закрепляется гарантия права на предоставление убежища в соответствии с Женевской конвенцией от 28

июля 1951 г. и протоколом от 31 января 1967 г. о статусе беженцев, и в соответствии с Договором, учреждающим Европейское сообщество.

Таким образом, государства - члены ЕС сформировали правила, в соответствии с которыми они должны унифицированно определять данные положения в своих законодательствах и согласовывать свои действия с международными и региональными актами.

В то же время Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев достаточно критично относится к европейской миграционной политике и политике в отношении беженцев в ЕС. Так, например, п. 6 Директивы 2011/95/ЕС Европейского парламента и Совета предусматривают, что правила, касающиеся статуса беженца, должны дополняться мерами по вспомогательным формам защиты, предлагая соответствующий статус любому лицу, нуждающемуся в такой защите [19]. В целом данная директива регулирует и вопросы унификации и закрепляет основные положения в отношении статуса беженцев. Определение беженца практически полностью дублируется из Женевской конвенции 1951 г. В то же время положения Директивы закрепляют и такое понятие, как «лицо, имеющее право на субсидиарную защиту», которое означает гражданина третьей страны или лицо без гражданства, которое не квалифицируется как беженец, но в отношении которого были доказаны существенные основания полагать, что соответствующее лицо, если оно возвращается в его страну происхождения, или, в случае лица без гражданства, в его или ее страну прежнего обычного проживания, столкнется с реальной опасностью причинения серьезного вреда и не может или вследствие такого риска не желает пользоваться защитой этой страны. В соответствии со ст. 15 серьезный вред предполагает смертную казнь, пытки или бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание заявителя в стране происхождения, серьёзную и индивидуальную угрозу жизни или человеку гражданского лица в силу неизбирательного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта. Таким образом, можно сделать вывод, что данное положение существенно расширяет возможности получения международной защиты в ЕС, при этом без предоставления статуса беженца.

В целом европейская система предоставления убежища основывается на Женевской конвенции о статусе беженцев 1951 г. с поправками, внесенными в соответствии с Нью-Йоркским протоколом от января 1967 г., касающимся статуса беженцев. Миграционная политика ЕС подтверждает принцип невозвращения, закре-

пленный в ст. 33 Женевской конвенции, согласно которой государствам запрещается возвращать беженцев или лиц, ищущих убежища, в страны, где они подвергаются преследованиям по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Статья 18 Хартии основных прав Европейского союза гарантирует право на убежище на основе Женевской конвенции, а в ст. 19 содержится запрет на возвращение какого-либо лица в страну, где имеются обоснованные опасения подвергнуться преследованию или существует реальная опасность подвергнуться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Стоит отметить, что Суд Европейского союза обеспечивает правильное толкование и применение норм о предоставлении убежища путем принятия предварительных решений, процедур нарушения в отношении государств-членов, которые не выполняют обязательства, изложенные в праве ЕС о предоставлении убежища, или действия по аннулированию, когда легальность положения законодательства ЕС оспаривается. В частности, Суд обязан обеспечить применение Хартии основных прав ЕС, которая устанавливает право на убежище (ст. 18) и предусматривает запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 4); право на защиту в случае высылки или выдачи (ст. 19); права ребенка (ст. 24); право на надлежащее управление (ст. 41); и право на эффективное средство правовой защиты и справедливое судебное разбирательство (ст. 47).

Кроме того, члены ЕС, как члены Совета Европы, также связаны договорами Совета Европы, прецедентным правом Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и другими ратифицированными международными соглашениями, которые могут применяться, такими как Конвенция о правах ребенка. ЕСПЧ компетентен оценивать нарушения прав человека, совершенные государствами - участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция), включая такие положения, как запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (ст. 3), запрет на индивидуальную или коллективную высылку с территории государства (ст. 4 и 5 Протокола 4), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), право на уважение семейной и частной жизни (ст. 8) и право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13).

На основании анализа законодательства ЕС можно сделать вывод, что механизм предостав-

ления и регулирования статуса беженца более широкий по сравнению с универсальным. В частности, это относится к кругу лиц, получающих защиту. Кроме того, можно говорить и о высокой степени защищенности исследуемой категории лиц. Об этом свидетельствуют положения законодательства ЕС о компетенции Суда ЕС и Европейского суда по правам человека в отношении рассмотрения дел о нарушении прав беженцев и лиц, которым может быть предоставлена международная защита.

В то же время необходимо понимать, что миграция и поиск убежища являются факторами, вызванными определенными причинами. Так, мировому сообществу также необходимо обратить внимание на такие причины оттока населения, как вмешательство во внутренние дела государств со стороны третьих государств. Представляется верным на универсальном уровне ввести институт ответственности в отношении тех государств, по вине которых происходят миграционные оттоки из своих обычных мест проживания в поисках стабильной жизни. Это зачастую является следствием вооруженных конфликтов, внутренних беспорядков, гражданских войн, которые начались по вине вмешательства во внутренние дела государств. Международным правом, в частности в Уставе ООН, закреплен данный принцип. Никакое государство не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства [20]. В международно-правовые акты, которые относятся к защите прав мигрантов, необходимо ввести такую норму.

Современные реалии показывают, что именно из-за такого вмешательства и создания беспорядков происходил отток лиц, ищущих убежище, из Ливии, Сирии и других стран. Так, например, по оценкам ООН в результате войны в Сирии вынужденными переселенцами стали более 6 млн человек, а беженцами - 5 млн человек. Это значительно сократило численность населения страны, которая до начала военных действий была 20 миллионов. Безнаказанность третьих государств, которые под эгидой защиты прав человека осуществляют вмешательство во внутреннюю политику государства, будет и дальше порождать такие ситуации.

Еще одним важным аспектом, на который следует обратить внимание и внести изменения в международно-правовое регулирование положения беженцев, является территориальное убежище. Представляется верным принятие универсальной конвенции о территориальном убежище. В 1967 г. Организация Объединенных Наций приняла Декларацию о территориаль-

ном убежище [21]. Важной является норма, в соответствии с которой ни к какому лицу, которое ищет убежище, не должны применяться такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежище, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Однако декларация носит лишь рекомендательный характер. Конвенцию выработать так и не удалось. В этой области прогрессивными являются положения Каракасской конвенции ОАГ 1954 г. и Конвенции ОАЕ 1969 г. Принятие универсальной конвенции явилось бы прогрессивным шагом в области защиты прав беженцев.

Также необходимо обратить внимание на необходимость создания механизмов по реализации основных положений, закрепленных в Конвенции 1951 г. Так, например, в ст. 31 Конвенции для защиты прав этой уязвимой категории лиц указано, что «договаривающиеся Государства не будут налагать взысканий за незаконный въезд или незаконное пребывание на их территории беженцев, которые, прибыв непосредственно из территории, на которой их жизни или свободе угрожала опасность, въезжают или находятся на территории этих государств без разрешения, при условии, что такие беженцы без промедления сами явятся к властям и представят удовлетворительные объяснения своего незаконного въезда или пребывания». Тем не менее некоторые страны Европейского союза, которые столкнулись с миграционным кризисом, проигнорировали эту норму. Так, например, венгерское правительство ввело уголовную ответственность в отношении тех лиц, которые пытаются пересечь границу без разрешения властей. С одной стороны, государства пытаются защитить своих граждан от преступных элементов, которые могут проникнуть через границу вместе с мигрантами, но, с другой стороны, не выполняют взятые на себя международные обязательства по предоставлению убежища.

Представленные нами предложения по усовершенствованию универсального правового регулирования защиты прав беженцев являются лишь частью тех мероприятий, которые должны быть предприняты. Проблема беженцев продолжает оставаться вызовом международному сообществу. Резкое увеличение числа мигрантов приводит к политическим, экономическим, социальным кризисам внутри государств и, как следствие, к внутренним беспорядкам. Внутригосударственные волнения порождают региональные и создают угрозу международной безопасности. Необходимо пе-

реосмыслить всю существующую международно-правовую базу, регулирующую правовой статус таких лиц и их защиту. Современный миграционный кризис, вызванный гражданскими войнами в странах Ближнего Востока, показал необходимость пересмотра способов разрешения такой ситуации. Ее невозможно разрешить на внутригосударственном или региональном уровнях, необходимо предпринимать более глобальные меры. Ш

1. Проблема беженцев: ООН бьет тревогу [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/spec/refugee / (дата обращения 24.05.2018).

2. Сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ ru/ (дата обращения 24.05.2018).

3. Иванов Е. В. Вынужденная миграция в международных правовых документах // Власть. 2010. № 3. С. 82-83.

4. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ refugees.shtml (дата обращения 24.05.2018).

5. Протокол 1967 г., касающийся статуса беженца года [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru (дата обращения 24.05.2018).

6. Документы в области защиты беженцев УВКБ ООН [Электронный ресурс]. URL: http://unhcr.ru/dokumenty/ (дата обращения 24.05.2018).

7. Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г. [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/ru (дата обращения 24.05.2018).

8. Конвенция о статусе беженцев 1951 г.

9. Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев [Электронный ресурс]. URL: http://www.unrussia.ru (дата обращения 24.05.2018).

10. Конвенция о статусе беженцев 1951 г.

11. Там же.

12. Ястребова А. Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации // ВАКО. 2014. С. 116-118.

13. Международные акты. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам : принято 24 сент. 1993 г. // Бюл. междунар. дог. 1995. № 5. С. 20-23.

14. О беженцах : федер. закон от 19 февр. 1993 г. № 4528-I [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru (дата обращения 26.05.2018).

15. Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев. Тематические рекомендации по международной защите (согласно Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г., касающихся статуса беженцев). Киев, 2013. 264 с.

16. Справка по материалам изучения судебной практики в Российской Федерации, касающейся процедуры определения статуса беженца за 2004 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ппвс. рф/2004/obzor-sudebnoy-praktiki-vs-rf/2004.02.13.html.

17. Договор о функционировании Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu.

18. Хартия Европейского союза об основных правах [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru/treaties/charter.

19. О стандартах для квалификации граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве бенефициаров международной защиты, для обеспечения единообразного статуса беженцев или лиц, имеющих право на получение дополнительной защиты, и для содержания предоставленной защиты : директива 2011/95 / ЕС Европейского парламента и Совета от 13 дек. 2011 г. URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:32011L0095.

20. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 дек. 1965 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.un.org/ru.

21. Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru (дата обращения 24.05.2018).

Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 дек. 1965 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ ru (дата обращения 24.05.2018).

Договор о функционировании Европейского союза [Электронный ресурс]. - URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu (дата обращения 24.05.2018).

О стандартах для квалификации граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве бенефициаров международной защиты, для обеспечения единообразного статуса беженцев или лиц, имеющих право на получение дополнительной защиты, и для содержания предоставленной защиты : Директива 2011/95 / ЕС Европейского парламента и Совета от 13 дек. 2011 г. - URL: https:// eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:32011L0095 (дата обращения 24.05.2018).

Документы в области защиты беженцев УВКБ ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://unhcr.ru/dokumenty/ (дата обращения 24.05.2018).

Иванов Е. В. Вынужденная миграция в международных правовых документах // Власть. - 2010. - № 3. - С. 82-83.

Конвенция о статусе беженцев 1951 г. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ refugees.shtml (дата обращения 24.05.2018).

Международные акты. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам : принято 24 сент. 1993 г. // Бюл. между-нар. дог. - 1995. - № 5. - С. 20-23.

Проблема беженцев: ООН бьет тревогу [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/spec/refugee / (дата обращения 24.05.2018).

Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru (дата обращения 24.05.2018).

Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев. Тематические рекомендации по международной защите (согласно Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г., касающихся статуса беженцев). - Киев : ВА1ТЕ, 2013. - 264 с.

Справка по материалам изучения судебной практики в Российской Федерации, касающейся процедуры определения статуса беженца 2004 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://ппвс. рф/2004/obzor-sudebnoy-praktiki-vs-rf/2004.02.13.html (дата обращения 24.05.2018).

Сайт ООН [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ ru/ (дата обращения 24.05.2018).

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unrussia.ru (дата обращения 24.05.2018).

О беженцах : федер. закон от 19 февр. 1993 г. № 4528-I [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru (дата обращения 26.05.2018).

Хартия Европейского союза об основных правах [Электронный ресурс]. - URL: http://eulaw.ru/treaties/charter (дата обращения 24.05.2018).

Ястребова А. Ю. Международно-правовые механизмы регулирования миграции: доктринальные подходы и опыт Российской Федерации // ВАКО. - 2014. - С. 116-118.

REFERENCES

Deklaratsiya OON o territorial'nom ubezhishche 1967 g. [Elek-tronnyy resurs]. URL: http://www.un.org/ru. (in Russian)

Deklaratsiya o nedopustimosti vmeshatel'stva vo vnutrennie dela go-sudarstv, ob ograzhdenii ikh nezavisimosti i suvereniteta ot 21 dekabrya 1965 g. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.un.org/ru. (in Russian)

Dogovor o funktsionirovanii Evropeyskogo soyuza [Elektronnyy resurs]. URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu. (in Russian)

O standartakh dlya kvalifikatsii grazhdan tret'ikh stran ili lits bez grazhdanstva v kachestve benefitsiarov mezhdunarodnoy zashchity, dlya obespecheniya edinoobraznogo statusa bezhentsev ili lits, imey-ushchikh pravo na poluchenie dopolnitel'noy zashchity, i dlya soder-zhaniya predostavlennoy zashchity. Direktiva 2011/95 / ES Evropeys-kogo parlamenta i Soveta ot 13 dekabrya 2011 g. [Elektronnyy resurs]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX-:32011L0095. (in Russian)

Dokumenty v oblasti zashchity bezhentsev UVKB OON [Elek-tronnyy resurs]. URL:http: //unhcr.ru/dokumenty/. (in Russian)

Ivanov E.V. Vynuzhdennaya migratsiya v mezhdunarodnykh pravovykh dokumentakh. Vlast', 2010, no. 3, pp. 82-83. (in Russian)

Konventsiya o statuse bezhentsev 1951 g. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refu-gees.shtml. (in Russian)

Mezhdunarodnye akty. Soglashenie o pomoshchi bezhentsam i vy-nuzhdennym pereselentsam. Prinyato 24 sentyabrya 1993 g. Byulleten mezhdunarodnykh dogovorov, 1995, no. 5, pp. 20-23. (in Russian)

Problema bezhentsev: OON bet trevogu [Elektronnyy resurs]. URL: http://tass.ru/spec/refugee. (in Russian)

Protokol 1967 g., kasayushchiysya statusa bezhentsa goda [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.un.org/ru. (in Russian)

Rukovodstvo po protseduram i kriteriyam opredeleniya statusa be-zhentsev. Tematicheskie rekomendatsii po mezhdunarodnoy zashchite (soglasno Konventsii 1951 g. i Protokolu 1967 g., kasayushchikhsya statusa bezhentsev). Kiev, VAITE Publ., 2013, 264 p. (in Russian)

Spravka po materialam izucheniya sudebnoy praktiki v Rossiyskoy Federatsii, kasayushcheysya protsedury opredeleniya statusa bezhentsa 2004 g. [Elektronnyy resurs]. URL: http://ppvs.rf/2004/obzor-sudeb-noy-praktiki-vs-rf/2004.02.13.html. (in Russian)

OON [Elektronnyy resurs]. Sayt. URL: http://www.un.org/ru. (in Russian)

Upravlenie Verkhovnogo Komissara OON po delam bezhentsev [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.unrussia.ru (in Russian).

O bezhentsakh. Federal'nyy zakon ot 19 fevralya 1993 g. № 4528-I [Elektronnyy resurs]. URL: http://base.garant.ru (in Russian).

Khartiya Evropeyskogo soyuza ob osnovnykh pravakh [Elektronnyy resurs]. URL: http://eulaw.ru/treaties/charter. (in Russian)

Yastrebova A.Yu. Mezhdunarodno- pravovye mekhanizmy reg-ulirovaniya migratsii: doktrinal'nye podkhody i opyt Rossiyskoy Federatsii. VAKO, 2014, pp. 116-118. (in Russian)

Disadvantages of Universal Mechanisms for the Legal Protection of Refugees in the Light of Contemporary Challenges

© Pavelieva E. Paytyan R. X., 2018

The article is devoted to the analysis of universal mechanisms for protecting the rights of refugees, revealing their shortcomings in the light of contemporary challenges. The authors make proposals on improving the international legal regulation of migration issues, taking into account respect for human rights and freedoms. New approaches are proposed for resolving the problems of acquiring asylum. The article highlights the main gaps that exist in the sources of law aimed at creating universal mechanisms for the protection of the rights of refugees. In particular, the necessity of completing the concept of "refugee" with new categories and signs is justified. In support of this thesis, an overview of Russian judicial practice is given. The authors emphasize the advisability of improving the existing convention and creating a new universal document that would concern territorial asylum. To date, there is only a declaration on this issue, which is only recommendatory. It seems right to create a convention on territorial asylum. In addition, the authors justified the need to introduce an institution of responsibility for those states that create instability in other regions, which generates outflows of the population. The article shows the statistics of migration flows that arose as a result of civil unrest in the countries of the Middle East. Also, the ineffectiveness of the universal Convention on the Status of Refugees of 1951 is indicated because of the lack of mechanisms for its implementation. As an example, the inability and unpreparedness of the European Union within the framework of the migration crisis to fulfill all those obligations that were imposed by international agreements. In conclusion, the authors conclude that the refugee problem continues to be a challenge to the international community. A sharp increase in the number of migrants leads to political, economic, social crises within states, and, as a result, to internal unrest. This problem can not be resolved at the domestic or regional levels, more global measures need to be taken.

Key words: refugee, migrant, forced migrant, human rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.