Научная статья на тему 'Международные стандарты обеспечения прав и свобод трудящихся-мигрантов'

Международные стандарты обеспечения прав и свобод трудящихся-мигрантов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2599
434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДЯЩИЕСЯ-МИГРАНТЫ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / INTERNATIONAL STANDARDS / LABOUR MIGRATION / MIGRANT WORKERS / LEGAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлова Оксана Эдуардовна

Статья посвящена рассмотрению международных стандартов обеспечения прав и свобод трудящихся-мигрантов. Делается вывод о том, что международные документы, регулирующие трудовую миграцию, представляют собой важный правовой механизм, который способен обеспечить на должном уровне выполнение всех требований относительно уважения и защиты прав трудящихся-мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Standards of Providing Rights and Liberties for Migrant Workers

The author considers international standards of providing rights and liberties for migrant workers. The international documents regulating labor migration are considered to be an important instrument facilitating the fulfillment of all the requirements concerning respect and protection of migrant workers’ rights.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты обеспечения прав и свобод трудящихся-мигрантов»

УДК 349.2

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ

О. Э. Михайлова

Статья посвящена рассмотрению международных стандартов обеспечения прав и свобод трудящихся-мигрантов. Делается вывод о том, что международные документы, регулирующие трудовую миграцию, представляют собой важный правовой механизм, который способен обеспечить на должном уровне выполнение всех требований относительно уважения и защиты прав трудящихся-мигрантов.

Ключевые слова: международные стандарты, трудовая миграция, трудящиеся-мигранты, правовая защита.

Во всех странах мира трудовая миграция играет ведущую роль в решении социальных и экономи-

ческих проблем, которые являются важной составляющей современного положения каждого государства. На пути к лучшим и коренным изменениям любое государство сталкивается со множеством проблем, связанных с развитием рынка труда, заполнением отечественного и международного рынка труда высококвалифицированными трудовыми ресурсами и государственным регулированием уровня обеспечения занятости экономически активного населения. Вопрос постоянного увеличения числа граждан, выезающих на территории иностранных государств в целях трудоустройства, вынуждает государство создавать эффективную систему правовой и социальной защиты трудовых мигрантов на национальном и международном уровнях. Права, на которые иммигранты могут претендовать в принимающей их стране, зависят в определенной степени от их юридического статуса, который может находить-

ся в диапазоне от полноправного гражданства до нелегального иммигранта.

Целью данного научного исследования является анализ международных документов по вопросам обеспечения необходимой защиты прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Обеспечение и защита прав международных трудовых мигрантов осуществляются прежде всего с помощью международных организаций труда ООН. К важнейшим документам в сфере защиты прав трудовых мигрантов, принятых Международной организацией труда и Организацией Объединенных Наций, относятся: Конвенция Международной организации труда от 1 июля 1949 г. № 97 «О трудящихся-мигрантах»; Конвенция Международной организации труда от 24 июня 1975 г. № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения»; Резолюция № 45/158 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 18 декабря 1990 г. 1

При изучении данной проблемы обращают на себя внимание разработки таких ученых, как Е. А. Западнюк, О. В. Лавриненко, И. И. Серова, С. А. Трыканова и др. П. Стокер отмечает, что Конвенция Международной организации труда № 97 «О трудящихся-мигрантах» и Конвенция Международной организации труда № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» определяют минимальный уровень обращения, который должен быть обеспечен в отношении трудящихся-мигрантов 2.

Конвенция Международной организации труда № 97 «О трудящихся-мигрантах» регламентирует обязанности стран, участвующих в международной трудовой миграции, призывает к недопущению неравенства между мигрантами и коренными жителями при найме на работу, содержит рекомендации относительно обеспечения социальных гарантий трудящимся-мигрантам, а также рекомендации по поводу заключения двусторонних договоров об использовании рабочей силы и индивидуальных трудовых контрактов 3.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г. содержит важные положения: запрещена дискриминация прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений; установлено, что мигранты пользуются не менее благоприятным обращением, чем граждане государства пребывания; трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве пребывания; в странах, где существуют ограничения в приеме на работу трудящихся-мигрантов, эти ограничения не применяются к мигрантам, которые проживали в стране пребывания более пяти лет; трудящийся-мигрант не должен лишаться права на

проживание или получение работы или высылаться из государства только на основании невыполнения обязательств по трудовому договору, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одного из условий получения разрешения на работу; после окончания пребывания в стране мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти личное имущество; мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент въехать в государство своего происхождения и остаться в нем 4.

В области миграции Международной организацией труда (МОТ) ставится задача разработки и осуществления партнерами ряда мероприятий, направленных на эффективную защиту трудящихся-мигрантов и совершенствование механизма регулирования потоков мигрантов, особенно по уменьшению числа случаев дискриминации, а также интеграции легальных мигрантов в обществе принимающих стран 5.

В соответствующих документах Международной организации труда, в частности в Конвенции о трудящихся-мигрантах (№ 97), Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143), Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 86), Рекомендации о трудящихся-мигрантах (№ 151), Конвенции о принудительном и обязательном труде (№ 29) и Конвенции об упразднении принудительного труда (№ 105), закрепляются следующие правила: 1) государства имеют право ограничивать доступ трудящихся-мигрантов к отдельным видам работ, если этого требуют интересы государства; 2) работнику-мигранту предоставляется свободный выбор занятости по найму, при условии, что он проживает на территории этого государства на законных основаниях в течение установленного периода, который не превышает двух лет, а для государств, где наем трудящихся-мигрантов ограничен, — пяти лет; 3) потеря работы трудящимся-мигрантом, который на законных основаниях проживает в стране миграции, не приводит к потере разрешения на проживание и права на работу 6.

Одной из важнейших черт международной трудовой миграции, которая вызывает все большую обеспокоенность, следует считать дискриминацию со стороны коренного населения страны трудоустройства. Иностранные работники составляют значительную часть рабочей силы в большинстве стран мира. Дискриминация трудящихся-мигрантов заключается в их привлечении к опасным и непривлекательным условиям труда, независимо от их уровня квалификации. Государства граждан, которые выезжают за границу в целях трудоустройства, стремятся обеспечить необходимую правовую защиту легально трудоустроенных трудовых мигрантов, однако должным обра-

зом не удается достичь равновесия между равным отношением к правам трудовых мигрантов и местного населения, не нарушая их права. Нелегальные трудовые мигранты сталкиваются с б0льшим количеством проблем, решение которых в некоторых случаях невозможно из-за отсутствия правового статуса, необходимого для защиты нарушенных прав.

Работники-мигранты, которые работают на территории иностранного государства легально, находятся в более выгодном положении. В случае возникновения вопросов, связанных с обеспечением необходимых условий труда, трудовых споров между работником и работодателем трудящиеся этой категории имеют надежную защиту как со стороны своей страны, так и со стороны страны трудоустройства. Л. Грузинова подчеркивает, что трудящиеся-мигранты пользуются не менее благоприятным обращением, чем граждане государства, в работе по найму, вознаграждении, а также условиях труда, а именно: сверхурочной работы, рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков, безопасности труда и охраны здоровья, прекращения трудовых отношений и любых других условий труда, на которые в соответствии с национальными законами и практикой распространяется это понятие; других условий занятости, а именно: минимального возраста занятости, ограничения надомного труда и любых других вопросов, которые, в соответствии с национальными законами и практикой, считаются условиями занятости 7. В Рамках Совета Европы стандарты труда мигрантов закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.) и Европейской социальной хартии (18 октября 1961 г., пересмотрена в 1996 г.)8.

Основные положения права трудящихся-миг-рантов и членов их семей на защиту и помощь регулируются ст. 19 Европейской социальной хартии (пересмотренной в 1996 г.). Стороны, подписавшие хартию, по ч. 1 этого международного документа признают целью своей политики создание условий, при которых могут эффективно осуществляться права и принципы, содержащиеся в упомянутом положении. Одним из таких прав выступает право трудящихся-мигрантов и членов их семей на защиту и помощь. Так, согласно ст. 19 Европейской социальной хартии, стороны обязуются обеспечивать трудящимся-мигрантам на законном основании в пределах своих территорий режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется их гражданам, в отношении взносов в фонд страхования по безработице, сборов и взносов, выплачиваемых в отношении работающих лиц. Они обязуются также применять в рамках национальных законов и правил все соответствующие меры для предотвращения дезинформации относительно эмиграции и иммиграции.

Как утверждает О. В. Лавриненко, создание системы международно-правовых стандартов в сфере труда и трудовых отношений, обеспечения ее целостности, единства и функциональной способности является результатом нормотворческой деятельности, осуществляемой в рамках ООН, Международной организации труда, региональных объединений государств и двусторонних и многосторонних договоренностей между ними 9.

Изложенный анализ позволяет сделать вывод, что международные документы, регулирующие трудовую миграцию, представляют собой важный правовой механизм, который способен обеспечить на должном уровне выполнение всех требований относительно уважения и защиты прав трудящихся-мигрантов.

1 Конвенция о трудящихся-мигрантах (пересмотрена в 1949 г.) : международный документ от 1 июля 1949 г. № 97. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/993_159 (дата обращения: 22.04.2013) ; Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения : международный документ от 24 июня 1975 г. № 143. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/ laws/show/993_163. (дата обращения: 22.04.2013) ; Резолюция 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/995_202 (дата обращения:

22.04.2013).

2 Стокер П. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы. М., 1995. С. 78.

3 Трыканова С. А. Правовое регулирование миграционной политики Европейского союза : учеб.-метод. пособие. Рязань, 2006. С. 21.

4 Резолюция 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.

5 Западнюк Е. А. Миграция рабочей силы и международный рынок труда: институциональная регламентация / под ред. Н. И. Ядевич. М., 2007. С. 36 ; Серова І. І. Система та функції міжнародних організацій відносно протидії нелегальній міграції // Підприємництво, господарство і право. 2003. № 6. С. 113-117.

6 Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции, Международная организация по миграции. М., 1994 ; Конвенция о принудительном или обязательном труде : международный документ от 28 июня 1930 г. № 29. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/993_136 (дата обращения: 22.04.2013) ; Конвенция об упразднении принудительного труда : международный документ от 25 июня 1957 г. № 105 URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/993_013 (дата обращения: 22.04.2013).

7 Грузінова Л. Трудова діяльність іноземних громадян та осіб без громадянства в Україні // Юридичний журнал. 2003. №9 (15). С. 71.

8 Конвенция о защите прав человека и основных свобод : международный документ от 4 ноября 1950 г. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/995_004 (дата обращения:

22.04.2013) ; Европейская социальная хартия (пересмотренная) (ETS № 163) (Страсбург, 3 мая 1996 г.). URL: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/994_062 (дата обращения: 22.04.2013).

9 Лавріненко О. В. Трудове право (Трудовое право) : курс лекцій : у 2 ч. Донецьк-Маріуполь, 2006. Ч. II. С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.