Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ БЛОКЧЕЙНА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ БЛОКЧЕЙНА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Блокчейн / цифровые инстументы / миграция / иностранные работники.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Е.В.

В современном мире происходят процессы, обусловленные изменением страны проживания. Для многих эти процессы связаны с необходимостью трудоустройства. Для многих стран актуальными стали вопросы изменения правового регулирования трудовых отношений иностранных граждан. В России законодательное закрепление статуса трудовых мигрантов постоянно реформируется. Вместе с тем многие вопросы в этой сфере можно решать используя технологии распределенного реестра – блокчейн технологии. В статьн анализируются возможнлсти этих цифровых инструментов для обеспечения взаимных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства и российских работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ БЛОКЧЕЙНА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ»

ЦИФРОВОЕ ПРАВО

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-180-183 ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

NIION: 2021-0079-2/23-102 доктор юридических наук,

MOSURED: 77/27-025-2023-02-102 профессор, главный научный сотрудник

сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, e-mail: evigpran@igpran.ru

ВОЗМОЖНОСТИ БЛОКЧЕЙНА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Аннотация. В современном мире происходят процессы, обусловленные изменением страны проживания. Для многих эти процессы связаны с необходимостью трудоустройства. Для многих стран актуальными стали вопросы изменения правового регулирования трудовых отношений иностранных граждан. В России законодательное закрепление статуса трудовых мигрантов постоянно реформируется. Вместе с тем многие вопросы в этой сфере можно решать используя технологии распределенного реестра - блокчейн технологии. В статьн анализируются возможнлсти этих цифровых инструментов для обеспечения взаимных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства и российских работодателей.

Ключевые слова: Блокчейн, цифровые инстументы, миграция, иностранные работники.

VINOGRADOVA Elena Valeryevna,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector of Constitutional Law and Constitutional Justice of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

BLOCKCHAIN CAPABILITIES FOR REGULATING LABOR MIGRATION PROCESSES

Annotation. In the modern world, processes are taking place due to changes in the country of residence. For many, these processes are related to the need for employment. For many countries, the issues of changing the legal regulation of labor relations of foreign citizens have become relevant. In Russia, the legislative consolidation of the status of migrant workers is constantly being reformed. At the same time, many issues in this area can be solved using distributed registry technologies - blockchain technologies. The article analyzes the possibilities of these digital tools to ensure the mutual interests of foreign citizens and stateless persons and Russian employers.

Key words: Blockchain, digital tools, migration, foreign workers.

Вопросы трудовых отношений с гражданами других государств никогда не относились к числу простых. В современных реалиях, последствий поразившего весь мир пандемии, обострения отношений в условиях действия специальных мер в сфере экономики, они приобретают особую актуальность.

Глобальные перемены, предполагают поиск новых подходов к регулированию миграционных процессов. Охвативший мир в 2020 г. кризис, связанный с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) оказал непосредственное влияние на международную миграцию [1]. Кроме того вопросы отсутствие медицинских работников в объеме необходимом для преодоления эпи-

демии, обусловило активизацию процессов трудовой миграции. Нехватку медицинского персонала ощутили все страны. Если раньше нуждались в вспомогательном медицинском персонале, для ухода за стареющим или маловалидным населением [2], исключительно развитые страны. В период пандемии и после нее острую потребность в людях, способных профессионально оказывать медицинскую помощь испытывают все государства. Развитые страны выступают в качестве нанимателей иностранного медицинского персонала, а развивающиеся теряют профессиональные кадры, которых недостаточно и для удовлетворения собственных нужд здравоохранения [3]. Очевидно, что высококвалифицирован-

ные специалисты, в частности медики, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу [4]. При этом во многих странах в миграционной сфере зачастую отсутствует весь спектр трудовых прав, свобод и гарантий, предусмотренных Европейской социальной хартией [5], которая, по мнению исследователей носит ярко выраженный западно-ориентированный характер [6]. Это обусловлено диспозитивностью международного регулирования трудовой миграции [7]. Которая зачатую детерминирует нарушения прав мигрантов, вынужденных сталкиваться с неопределенностью своего статуса.

В этой связи весьма важными видится решение проблем установления и закрепления внутригосударственных механизмов подходов к правоотношениям в сфере трудовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства. С точки зрения нормативного регулирования, следует обозначить, что в Российской Федерации эти отношения регулируются законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [8]. Этот закон был принят в 1996 г. и несмотря на многочисленные изменения, последнее из которых произошло в 2022 г. [9], вероятно следует обсуждать своевременность принятия нового закона.

В законопроекте, обсуждение которого уже началось, важно предусмотреть внедрение новых цифровых инструментов, в частности систему распределенного реестра. Они могут быть предусмотрены для эффективного регулирования допуска на рынок труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее по тексту — иностранных работников).

Реестры, которые ведутся органами власти сегодня представляют из себя сведения, в которые определенные данные вносятся с той или иной степенью регулярности. Например, реестр адвокатов, размещенный на официальном сайте Минюста России по адресу http://lawvers.min¡ust. ru/Lawyers содержит фамилию имя отчество адвоката, субъект РФ, в котором он зарегистрирован, реестровый номер, номер удостоверения и статус. Никакой дополнительной информации в реестре нет, хотя в соответствии с Порядком ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 23.04.2014 № 85 в реестре должна быть, в частности информация об актах, которыми принимаются решения об изменении статуса адвоката. Само по себе отсутствие данной информации свидетельствуют как минимум о некачественной работе ответственных за его ведение. И разумеется из скудной информации, которую размещает Минюст невозможно понять

какой стаж работы у адвоката, привлекался ли он к ответственности, какую имеет специализацию. А это именно то, что ожидает обычный человек увидеть, когда обращается к официальным ресурсам. В этой связи доверие к данным, содержащимся в реестре, неизбежно снижается, а их качество не отвечает потребностям граждан.

Вместе с тем, современные блокчейн-техно-логии, которые вполне могут быть использованы для ведения различных публичных реестров, органами власти не применяются, несмотря на высокую доступность этих технологий и призывы власти к «цифровой трансформации». Применительно к реестрам сведений в сфере трудовой миграции, видится достаточно легко реализуемой модель блокчейн-реестра, в которой субъекты, вносят информацию о себе, а органы власти - ее подтверждают (верифицируют). В такой модели, нет необходимости ограничивать количество сведений, которые указываются. Например, можно указать опыт работы, специализацию, необходимость социальных гарантий и т.п. И тогда это будет действительно заслуживающий доверия источник информации.

Для успешного применения системы распределенного доступа - блокчейна необходимо, чтобы доступ к ведению этих реестров организовывался по принципам т.н. децентрализованного автономного общества (ДАО). Когда любая информация считается достоверной, когда она подтверждена несколькими участниками (вали-даторами). В противном случае ведение таких реестров не позволяет оперативно отслеживать изменения статуса документов. Использование данных механизмов позволит исключить недостатки действующих систем ведения реестров, в частности неполноту данных, коррупционные риски, утечки персональных данных и пр. Очевидно, что заинтересованные участники оперативно используют новые технологии. Кроме того, отслеживая с помощью блокчейна все изменения в отношении объекта, включенного в реестр, появляется возможность для контроля и за корректностью ведения таких реестров, и за добросовестностью участников операций.

Для оптимизации работы с иностранными работниками предлагается ввести два инструмента, с помощью которых можно оптимизировать рынок труда для иностранных работников. Первый - Электронный реестр работодателей (заказчиков работ, услуг), привлекающих иностранных работников (далее - ЭРР). Второй -Электронный реестр иностранных работников (далее - ЭРИР).

Электронный реестр работодателей (ЭРР), может быть сформирован из лиц, зарегистрированных на существующей площадке - портале «Работа в России» и популярные коммерческие

площадки (Хедхантер, Суперджоб и др.). Все установленные ограничения по привлечению иностранных работников размещаются в открытом доступе на порталах и доступны в личном кабинете работодателя. Возможность трудоустройства на предлагаемую вакансию, может обуславливаться появлением для нее статуса «одобрена для иностранных работников». Не исключено, что такой статус вакансии может появляется только по истечении срока, обозначенного в законе, который необходим для возможности претендовать на нее российским гражданам. Также важно для установления ограничений для размещения вакансий использовать «реестр недобросовестных работодателей».

Электронный реестр иностранных работников (ЭРИР), должен формироваться при соблюдении определенных условий. В частности, при наличии единого документа и активной учетной записи в личном кабинете иностранного работника на каком-либо специализированном портале. Единый документ, позволит идентифицировать лицо благодаря внесенным в него персональным данным (дактилоскопической регистрации, медицинского страхового полиса и пр.). Предлагается также подтверждения информационной системой уплаты НДФЛ (если он подлежит уплате при включении в ЭРИР). Разумеется, интеграция реестра с соответствующими государственными порталами позволит без труда отследить случаи когда в отношении иностранного гражданина вынесены решения о нежелательности нахождения в Российской Федерации, или решение об ограничении выезда из Российской

Федерации, и т.п. В этих случаях иностранный гражданин не включается в ЭРИР, либо исключается из него.

Предложение использовать подобные цифровые инструменты - один из механизмов повышения эффективности процессов в сфере трудовой миграции. Эти механизмы должны создаваться органами власти и иметь поддержку в обществе. В противном случае может создаваться ситуация, когда можно будет с горькой иронией повторять небезизвестную фразу «Ацтеки - народ неплохой, но у них была неправильная миграционная политика».

Цифровой мир, становясь частью реальности создает новые формы отношений между личностью, обществом, государством. Сегодня развитие информационных «...технологий достигло такого уровня, при котором их применение для прикладных задач становится реальностью» [10], причем реальностью повседневной, в которой существование без цифрового контента кажется немыслимым [11]. Использование для решения задач, стоящих перед современным российским обществом цифровых инструментов позволит оптимизировать многие процессы. Решение, использовать технологии распределенного реестра при регулировании вопросов трудовой миграции иностранных граждан, безусловно разгрузит органы власти, ведь процесс верификации может быть достаточно легко автоматизирован. Представляется, что приведенные в статье аргументы позволят включится в дискуссию о блок-чейн-технологиях при обсуждении вопросов нормативного регулирования в сфере трудовой миграции.

Список литературы:

[1] Красинец Е.С., Шевцова Т.В. Трудовая миграция в Россию в контексте развития пандемии короновируса // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12 (114). Ч. 4. С.59.

[2] Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие.М.: Экономика, 2009. С. 91-94.

[3] Виноградова Е.В. Реализация конституционного права на охрану здоровья в аспекте миграции высококвалифицированных медицинских кадров // Образование и право №5. 2022. С.72-78.

[4] Раковская В. С., Соловьёва Н. Н., Туманова И. А. Трудовая миграция: последствия для стран-доноров и стран-реципиентов. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

[5] Акатнова М.И. Реализация положений Европейской социальной хартии о праве на социальное обеспечение в законодательстве России // Вестник СГЮА. // 2020. // №4 (135). // С. 186.

[6] Валентик О.Н. Европейская хартия и новый вектор муниципальной реформы в Российской Федерации. ЭТАП. 2022. №1. С. 51

[7] Гойибов Ж. Административно-правовое регулирование межгосударственной трудовой миграции // ОИИ. 2021. // №1/S. С. 111. // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ administrativno-pravovoe-regulirovanie-mezhgosudarstvennoy-trudovoy-migratsii (дата обращения: 11.02.2023).

[8] Федеральный закон от 05.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

[9] Федеральный закон от 14.07.2022 г. №357 - ФЗ «О внесении изменений в ст. 25 и 25.6. Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^

[10] Виноградова Е.В. К вопросу о возможностях использования блокчейн-технологий в оценке эффективности гуманитарных научных исследований. // Образование и право №6. 2022. С.233.

[11] Виноградова Е.В. Информационные инструменты в праве. LegalTech, LawTech и НедТес^/ Правовая политика и правовая жизнь. 2023. №1. С.

[1] Krasinec E.S., Shevcova T.V. Trudovaya migraciya v Rossiyu v kontekste razvitiya pandemii korono-virusa//Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2021. № 12 (114). CH. 4. S.59.

[2] Glushchenko G.I., Ponomarev V.A. Migraciya i razvitie. M.: Ekonomika, 2009. S. 91-94.

[3] Vinogradova E.V. Realizaciya konstitucionnogo prava na ohranu zdorov'ya v aspekte migracii vysokokvalificirovannyh medicinskih kadrov // Obrazovanie i pravo №5. 2022. S.72-78.

[4] Rakovskaya V. S., Solov'yova N. N., Tumanova I. A. Trudovaya migraciya: posledstviya dlya stran-do-norov i stran-recipientov. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 3.

[5] Akatnova M.I. Realizaciya polozhenij Evropejskoj social'noj hartii o prave na social'noe obespechenie v zakonodatel'stve Rossii // Vestnik SGYUA. // 2020. // №4 (135). // S. 186.

[6] Valentik O.N. Evropejskaya hartiya i novyj vektor municipal'noj reformy v Rossijskoj Federacii. ETAP. 2022. №1. S. 51

[7] Gojibov ZH. Administrativno-pravovoe regulirovanie mezhgosudarstvennoj trudovoj migracii // OII. 2021. // № 1/S. S. 111. // [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravo-voe-regulirovanie-mezhgosudarstvennoy-trudovoy-migratsii (data obrashcheniya: 11.02.2023).

[8] Federal'nyj zakon ot 05.08.1996 g. № 114-FZ «O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v"ezda v Rossijskuyu Federaciyu».

[9] Federal'nyj zakon ot 14 .07.2022 g. №357 - FZ « O vnesenii izmenenij v st. 25 i 25.6. Federal'nogo zakona «O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v"ezda v Rossijskuyu Federaciyu».

[10] Vinogradova E.V. K voprosu o vozmozhnostyah ispol'zovaniya blokchejn-tekhnologij v ocenke effe-ktivnosti gumanitarnyh nauchnyh issledovanij. // Obrazovanie i pravo №6. 2022. S.233.

[11] Vinogradova E.V. Informacionnye instrumenty vprave. LegalTech, LawTech i RegTech//Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2023. №1. S.

Spisok literatury:

J

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИи издаст научные журналы:

* Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный БАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИПЦ, E-Library), выходит 1 раз

www.law-books.ru нЗмесяца.

Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.