ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
669
УДК 314.7(47+57)(045) М.А. Алексенко
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Сотрудничество в сфере миграции на постсоветском пространстве — одна из самых актуальных задач в постсоветский период. Невозможность государствам бывшего Советского Союза в одиночку решить миграционный вопрос подвигло их к тесному международному сотрудничеству, в рамках которого возникли с течением времени, например, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В статье рассмотрены количественные показатели миграции на постсоветском пространстве; приведены нормативно-правовые акты последних лет, регламентирующие пребывание иностранных граждан в России: такие, как визовый режим, поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в федеральные законы. В исследовании представлено современное состояние миграционных процессов на постсоветском пространстве; на основе анализа статистических данных приведён социальный облик мигранта.
Ключевые слова: миграции, трудовые мигранты, миграционные показатели, визовый режим, Россия, Евразийское пространство, СНГ.
После распада Советского Союза вновь образовавшимся государствам стало очевидно, что решить в одиночку сложный миграционный вопрос невозможно. Создание союзов, выработка международного миграционного законодательства, решение важнейших проблем межэтнических и конфессиональных отношений стало необходимостью. Так, из числа последних на базе участниц СНГ был в
2015 г. создан Евразийский экономический союз (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), который способствует миграционной интеграции государств, входящих в него.
На данный момент в Евразийском союзе 5 государств. Со многими из них у России уже сложились тесные миграционные отношения, в частности, с Республикой Казахстан, с которой подписано наибольшее число двухсторонних миграционных договоров, что способствует активному переселению в РФ его граждан в поисках работы и с целью получения образования.
Согласно статистическим данным, в Россию в 2014 г. въехало 17281971 чел., в 2015 г. — 17083849 чел., в 2016 г. — 16290031 чел. Цифры говорят сами за себя: количество мигрантов сократилось, судя по 2014-2015 гг., более чем на 200 тыс. чел. Процент внешних миграций остаётся на достаточно высоком уровне, причём наиболее популярны внешние потоки в Россию — это маршруты трудовых мигрантов из Узбекистана, Украины, Казахстана, Таджикистана [3, с. 29].
Трудовая миграция характерна не только для граждан Казахстана. Согласно статистике, в
2016 г. самыми популярными направлениями для трудовой миграции в Россию стали именно миграционные потоки из Узбекистана, Украины, Таджикистана, Казахстана, Армении.
Налицо сохранение тенденции: по статистике на 2012 г. большинство трудовых мигрантов прибывало из Узбекистана и Украины [3, с. 29]. В 2014-2015 гг. появление в России потоков мигрантов из Украины объяснялось не трудоустройством, а получением ими статуса временного убежища в связи с политической ситуацией, в то время как потоки из стран Центральной Азии для России традиционны.
В 2015 г. наблюдалась тенденция: из России за этот год выезжали граждане Украины; выехали порядка 364 тыс. граждан Узбекистана; 178 тыс. — Таджикистана; 28 тыс. — Азербайджана. В то же время активно прибывали граждане Беларуси и Казахстана.
Пребывание трудовых мигрантов имеет несколько последствий. С одной стороны, Россия получает возможность (ввиду недостатка ресурсов) приобрести дополнительную рабочую силу, а мигранты — возможность улучшить своё экономическое положение, но только в том случае, если миграция совершена легально; поскольку за 2015 г. в Россию въехало 17083849 чел. [5], но из них на миграционный учёт поставлено около 8 млн. чел., так что негативность ситуации налицо.
В 2015 г. ужесточили миграционное законодательство (увеличили стоимость патента, запретили отдельные виды деятельности для иностранных граждан); въезд и пребывание мигрантов в России стали более усложнёнными. Необходимость наличия визы иностранным гражданам была продиктована Федеральным законом 1999 г., однако, речь шла о ряде государств, как входящих, так и не входящих в СНГ [10]. С 2015 г. намечалось введение визового режима со странами СНГ. На данный момент для ряда государств сохранён безвизовый режим, но время пребывания их граждан ограничено.
670 М.А. Алексенко
2018. Т. 28, вып. 4 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Согласно правовым актам безвизовый режим неограниченного срока действия доступен для Белоруссии (по причине наличия единого экономического пространства) и Южной Осетии; безвизовый режим, ограниченный 90 сутками, доступен для стран СНГ (кроме Туркменистана, и, соответственно, Белоруссии и Южной Осетии) и Южно-Африканской Республики. Для остальных государств либо предполагаются особые условия, либо необходимо наличия визы.
Для всех государств нововведения коснулись следующего: обязательного наличия загранпаспорта, указание причины переезда и места будущей работы, определённый срок регистрации, получение патента, обязательная медицинская страховка и сдача экзамена на знание русского языка, истории России и законодательства РФ [5]. Только для стран-участниц ЕАЭС разрешено нахождение на территории РФ с паспортом своего государства, для всех остальных — котируется только загранпаспорт.
В дополнение к визовому ограничению 8 марта 2015 г. внесены изменения в статьи ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно закону, иностранный гражданин, приступающий к трудовой деятельности на территории России, обязан предъявить документ, подтверждающий знание русского языка, истории России и основ российского законодательства.
Несколько ужесточены поправкой в КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» порядок уведомления мигрантами исполнительных органов власти, внесения сведений, о профессии, будущей работе и др.
Перечисленные изменения имели целью стабилизацию миграционной обстановки в связи с большим наплывом мигрантов, для их скорейшего включения в российский социум. Если принять во внимание, что наплыв мигрантов в Россию только увеличивается, несмотря на падение курса рубля, то эти меры просто необходимы.
На евразийском пространстве миграционный процесс не носит неуправляемого характера. На данный момент миграционная картина, складывающаяся между странами-участницами ЕАЭС, выглядит примерно так:
Таблица 1
Сведения в отношении иностранных граждан (мужчин), находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по странам гражданства) [8] на 2016 г.
Страна Количество Количество Количество Количество Количество Количество
мужчин мужчин мужчин мужчин мужчин мужчин
в возрасте от в возрасте в возрасте в возрасте в возрасте в возрасте от
17 лет и менее 18-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и более
Армения 32634 88200 67984 46403 44466 17609
Беларусь 41049 110422 102456 64995 37995 9496
Казахстан 56138 106724 79187 59597 46754 28388
Киргизия 57157 163856 60126 36352 13090 2962
Таблица 2
Сведения в отношении иностранных граждан (женщин), находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по странам гражданства) [9]
Страна Количество Количество Количество Количество Количество Количество
женщин женщин женщин женщин женщин женщин
в возрасте от в возрасте в возрасте в возрасте в возрасте в возрасте от
17 лет и менее 18-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и более
Армения 26407 41239 30139 22828 28414 21133
Беларусь 40993 90660 65655 42003 30492 12607
Казахстан 44280 57220 40325 34547 38921 43924
Киргизия 42487 92366 42179 26847 11183 5305
Из данных таблиц можно сделать следующий вывод о социальном портрете мигрантов: большинство мигрантов из государств ЕАЭС — это мужчины среднего возраста (от 30 до 39 лет), хотя несколько лет назад картина выглядела иначе (19-29 лет); женщин-мигрантов гораздо меньше, их возраст в период миграции также отличен (18-29 лет).
Таблица 3
Сведения в отношении иностранных граждан (мужчин), находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по целям пребывания) [6] на 2016 год
Цель Количество Количество Количество Количество Количество Количество
пребывания мужчин мужчин мужчин мужчин мужчин мужчин
в возрасте от 17 лет в возрасте 18-29 лет в возрасте 30-39 лет в возрасте 40-49 лет в возрасте 50-59 лет в возрасте от 60 лет
и менее и более
Деловая 4635 44486 39805 36548 23215 9738
Коммерческая 365 7478 8260 8761 5384 1921
Работа 129724 1371986 705750 499991 206046 24993
по найму
Служебная 2805 17457 21076 22013 15897 6611
Транзит 15864 36432 34725 24776 17049 6146
Туризм 30067 59568 59083 56010 58894 81261
Учёба 54080 85004 6530 2128 854 329
Частная 353273 672134 525043 372 070 265248 151218
Другие 64539 95741 88077 64950 43049 19939
Таблица 4
Сведения в отношении иностранных граждан (женщин), находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по целям пребывания) [7]
Цель Количество Количест- Количество Количество Количество Количество
пребывания женщин во женщин женщин женщин женщин женщин
в возрасте в возрасте в возрасте в возрасте в возрасте в возрасте
от 17 лет 18-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет от 60 лет
и менее и более
Деловая 1921 8667 9347 8505 6523 3378
Коммерческая 207 2818 2444 2542 1592 652
Работа по 43065 304074 217087 157137 69049 15758
найму
Служебная 2072 2841 2895 3392 2998 3164
Транзит 15055 30509 22992 15393 12277 5934
Туризм 28776 52632 41871 46763 62303 82373
Учёба 37049 44978 2602 1059 520 289
Частная 299 30 374511 290198 238246 252213 240629
Другие 54914 63954 47706 32760 28277 24036
* данная статистика касается всех государств, чьи граждане находятся на территории РФ.
Среди целей пребывания на территории РФ лидирует, как и прежде, трудовая. Россия, несмотря на санкции и сложную экономическую ситуацию, до сих пор осталась одним из самых популярных направлений в области трудовой миграции. Популярной целью приезда в Россию являются также туризм, получение образования (у лиц, в возрасте до 29 лет), служебная (командировки, направления, стажировки) и личная (частная) цели.
Таким образом, надо заметить, что миграционная обстановка на данный момент среди стран ЕАЭС стабильна и достаточно преемственна прошлым годам. Во многом это объясняется позицией России как центра союза, положением страны-реципиента, принимающей трудовые ресурсы. Россия по-прежнему, несмотря на сложное экономическое положение, экономически превосходит другие союзные республики, проявляя заинтересованность в политической интеграции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голунов С. А. Великая Российская стена? Потенциальные последствия введения визового режима между РФ и рядом стран СНГ // URL:http://www.echo.msk.ru/blog/ponarseurasia/1403154-echo
672
М.А. Алексенко
2. Миграция в России 2016 // URL: http://rusdni.ru/obschestvo/migraciya/migraciya-v-rossii-2015.html
3. Покида А. П. Социальные и экономические последствия миграционных процессов в современном российском обществе // Социальная политика и социальное партнёрство. 2014. № 1. С. 29.
4. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 1 месяц 2014 года. URL: http://www.fms.gov.ru/fms/activity/stats/Statistics/Statisticheskie svedenija po migracionno/item/5818
5. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 12 месяцев 2015 года. URL: http://www.fms.gov.ru/fms/activity/stats/Statistics/Statisticheskie svedenija po migracionno/item/54483
6. Сведения в отношении иностранных граждан (женщин), находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по странам гражданства). URL: http://www.fms.gov.ru/opendata/7701549553-svedoingrpostranam
7. Сведения в отношении иностранных граждан (женщин), находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по целям пребывания). URL: http://www.fms.gov.ru/opendata/7701549553-svedoingrpocelyam
8. Сведения в отношении иностранных граждан (мужчин), находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по странам гражданства). URL: http://www.fms.gov.ru/opendata/7701549553-svedoingrpostranam
9. Сведения в отношении иностранных граждан (мужчин), находящихся на территории Российской Федерации, в половозрастном разрезе (по целям пребывания). URL: http://www.fms.gov.ru/opendata/7701549553-svedoingrpocelyam
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». URL: http://base.garant.ru/12116074/
Поступила в редакцию 07.04.2018
Алексенко Майя Александровна, аспирант кафедры истории ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» 460046, Россия, г. Оренбург, ул. Проспект Победы, 13 E-mail: krutaya.20112011@mail.ru
M.A. Aleksenko
MIGRATION PROCESSES IN THE POST-SOVIET SPACE
Cooperation in the field of migration is one of the most urgent tasks in the post-Soviet period in the post-Soviet space. The impossibility for the former states of the Soviet Union to resolve the migration issue alone prompted them to close international cooperation, which later gave rise to organizations such as the Eurasian Economic Union and the Shanghai Cooperation Organization (SCO). The article examines the quantitative indicators of migration in the post-Soviet space, provides normative and legal acts of recent years that regulate the stay of foreign citizens in Russia, such as the visa regime, amendments to the RV Code on Administrative Offenses, and federal laws. The study presents the current state of migratory processes in the post-Soviet space, based on the analysis of statistical data on the social behavior of migrants.
Keywords: migration, labor migrants, migration indicators, visa regime, Russia, Eurasian space, CIS countries.
REFERENCES
1. Golunov S. A. Velikaya Rossijskaya stena? Potencial'nye posledstviya vvedeniya vizovogo rezhima mezhdu RF i ryadom stran SNG [The Great Russian Wall? Potential consequences of introducing a visa regime between the Russian Federation and a number of CIS countries]. URL: http://www.echo.msk.ru/blog/ponarseurasia/1403154-echo (In Russian).
2. Migraciya v Rossii 2016 [Migration in Russia 2016]. URL: http://rusdni.ru/obschestvo/migraciya/migraciya-v-rossii-2015.html (In Russian).
3. Pokida A. P. Social'nye i ehkonomicheskie posledstviya migracionnyh processov v sovremennom rossijskom obshchestve [Social and economic consequences of migration processes in modern Russian society]. Social'naya politika i social'noe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership], 2014, no. 1, p. 29. (In Russian).
4. Svedeniya po migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za 1 mesyac 2014 goda [Information on the migration situation in the Russian Federation for 1 month of 2014]. URL: http://www.fms.gov.ru/fms/activity/stats/Statistics/ Statisticheskie_svedenija_po_migracionno/item/5818 (In Russian).
5. Svedeniya po migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za 12 mesyacev 2015 goda [Information on the migration situation in the Russian Federation for the 12 months of 2015]. URL: http://www.fms.gov.ru/fms/activity/stats/ Sta-tistics/Statisticheskie_svedenija_po_migracionno/item/54483 (In Russian).
6. Svedeniya v otnoshenii inostrannyh grazhdan (zhenshchin), nahodyashchihsya na territorii Rossijskoj Federacii, v polovozrastnom razreze (po stranam grazhdanstva) [Information on foreign citizens (women) on the territory of the Russian Federation in sex and age (by country of citizenship)]. URL: http://www.fms.gov.ru/opendata/7701549553-svedoingrpostranam (In Russian).
7. Svedeniya v otnoshenii inostrannyh grazhdan (zhenshchin), nahodyashchihsya na territorii Rossijskoj Federacii, v polovozrastnom razreze (po celyam prebyvaniya) [Information on foreign citizens (women) on the territory of the Russian Federation in sex and age (by purpose of stay)]. URL: http://www.fms.gov.ru/opendata/7701549553-svedoingrpocelyam (In Russian).
8. Svedeniya v otnoshenii inostrannyh grazhdan (muzhchin), nahodyashchihsya na territorii Rossijskoj Federacii, v polovozrastnom razreze (po stranam grazhdanstva) [Information on foreign citizens (men) who are on the territory of the Russian Federation in sex and age (by country of citizenship)]. URL: http://www.fms.gov.ru/ opendata/7701549553-svedoingrpostranam (In Russian).
9. Svedeniya v otnoshenii inostrannyh grazhdan (muzhchin), nahodyashchihsya na territorii Rossijskoj Federacii, v polovozrastnom razreze (po celyam prebyvaniya) [Information on foreign citizens (men) who are on the territory of the Russian Federation in sex and age (by purpose of stay)]. URL: http://www.fms.gov.ru/opendata/7701549553-svedoingrpocelyam (In Russian).
10. Federal'nyj zakon ot 24 iyunya 1999 g. N 118-FZ "O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Federal'nyj zakon "O poryadke vyezda iz Rossijskoj Federacii i v'ezda v Rossijskuyu Federaciyu" [Federal Law of June 24, 1999, no. 118-FZ "On Amendments and Additions to the Federal Law "On the Procedure for Departure from the Russian Federation and Entry into the Russian Federation"]. URL: http://base.garant.ru/12116074/ (In Russian).
Received 07.04.2018
Aleksenko M. A., postgraduate student at Department of History
Orenburg State University
Prospekt Pobedy st., 13, Orenburg, Russia, 460046
E-mail: krutaya.20112011@mail.ru