Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ СКФО'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЯМИ / СКФО / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимбатов Шамиль Магомедович

Предметом исследования данной статьи являются проблемы совершенствования системы регулирования трудовых миграций с учетом ситуации на рынках труда субъектов Северо-Кавказского федерального округа. В исследовании оценивается существующая практика регулирования трудовых миграций и реализации миграционной политики. Подробно описываются возможные эффекты от внедрения различных управленческих мероприятий по регулированию миграционных процессов. Определены основные цели и инструменты управления трудовыми миграциями, а также базовые требования к системе их регулирования с учетом региональных особенностей миграционной ситуации. Сделан вывод о том, что без оценки условий, в которых формируются миграционные процессы и без учета параметров воздействия трудовых миграций на социальноэкономическую ситуацию невозможна эффективная реализации региональной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIELD OF REGULATION OF LABOR MIGRATION IN THE SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

The subject of this article is the problems of improving the system of regulation of labor migration, taking into account the situation in the labor markets of the subjects of the North Caucasus Federal District. The study evaluates the existing practice of regulating labor migration and implementing migration policy. The possible effects of the introduction of various management measures to regulate migration processes are described in detail. The main goals and tools of labor migration management are defined, as well as the basic requirements for the system of their regulation, taking into account the regional peculiarities of the migration situation. It is concluded that without an assessment of the conditions in which migration processes are formed and without taking into account the parameters of the impact of labor migration on the socio-economic situation, effective implementation of regional economic policy is impossible.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ СКФО»

УДК 364.1 ГИМБАТОВ ШАМИЛЬ МАГОМЕДО-

ВИЧ

к.э.н., ведущий научный сотрудник Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, г. Махачкала

EmaiLgimba@list.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАЦИЙ В СУБЪЕКТАХ СКФО

Аннотация. Предметом исследования данной статьи являются проблемы совершенствования системы регулирования трудовых миграций с учетом ситуации на рынках труда субъектов Северо-Кавказского федерального округа. В исследовании оценивается существующая практика регулирования трудовых миграций и реализации миграционной политики. Подробно описываются возможные эффекты от внедрения различных управленческих мероприятий по регулированию миграционных процессов. Определены основные цели и инструменты управления трудовыми миграциями, а также базовые требования к системе их регулирования с учетом региональных особенностей миграционной ситуации. Сделан вывод о том, что без оценки условий, в которых формируются миграционные процессы и без учета параметров воздействия трудовых миграций на социально -экономическую ситуацию невозможна эффективная реализации региональной экономической политики.

Ключевые слова: управление миграциями, СКФО, регулирование трудовых миграций

GMBATOVSHAMIL MAGOMEDOVICH

Ph.D. in Economics, Leading Researcher Institute of Socio-Economic Research of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala Email:gimba@list.ru

IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT SYSTEM IN THE FIELD OF REGULATION OF LABOR MIGRATION IN THE SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Abstract. The subject of this article is the problems of improving the system of regulation of labor migration, taking into account the situation in the labor markets of the subjects of the North Caucasus Federal District. The study evaluates the existing practice of regulating labor migration and implementing migration policy. The possible effects of the introduction of various management measures to regulate migration processes are described in detail. The main goals and tools of labor migration management are defined, as well as the basic requirements for the system of their regulation, taking into account the regional peculiarities of the migration situation. It is concluded that without an assessment of the conditions in which migration processes are formed and without taking into account the parameters of the impact of labor migration on the socio-economic situation, effective implementation of regional economic policy is impossible.

Введение. Управление и регулирование социальных процессов, и, в частности, миграционных, должно учитывать множество факторов и последствий, с которыми сталкиваются управляющие институты и регуляторы на уровне как федеральных, так и региональных органов исполнительной власти. Поэтому первоочередной необходимостью является четкое понимание системного взаимодействия миграций и условий формирования социально-экономических процессов, которые впоследствии должны учитываться при их регулировании.

Понимание экономических эффектов от воздействия миграций на общую экономическую ситуацию часто исходит из предположения, что, если бы миграций не существовало, важнейшие функции экономики региона могли так и остаться невостребованными, так как основной поток мигрантов обычно направлен на занятие низкоквалицированных рабочих мест, менее всего востребованных местными жителями [1].

Одновременно с этим, мигранты создают дополнительную конкурентную нагрузку на рынке труда, что ведет к использованию органами власти ограничительных мер регулирования данной сферы социально-трудовых отношений.

Среди конкурентных преимуществ мигрантов перед местной рабочей силой: низкий уровень, запрашиваемой мигрантами заработной платы, а также высокая мотивационная заинтересованность в получении работы и готовность выполнять работу любой сложности при относительно худших условиях труда. Данные преимущества делают их более «привлекательными» для работодателей, особенно в отрасли строительства, в которой трудовые мигранты фактически вытеснили рабочих из числа местных жителей.

Важный аспект, который вытекает из предыдущей проблемы конкуренции на рынке труда между мигрантами и местными трудовыми ресурсами - это воздействие на уровень заработной платы в отраслях экономики, где наблюдается наиболее высокая конкуренция. Готовность мигрантов работать за более низкую оплату труда, существенно снижает стоимость рабочей силы в регионе. Что, в свою очередь, выгодно для работодателя, и он более охотно может выбрать в качестве своего сотрудника трудового мигранта. Но на региональном уровне снижение стоимости рабочей силы приводит к уменьшению доходов местных работников. Это служит выталкивающим фактором для местных жителей и вынуждает их становиться мигрантами, переезжая в поисках работы в другой регион. В свою очередь, изменение стоимости рабочей силы, которая часто может быть достаточно существенной в некоторых отраслях формирует новые параметры конъюнктуры регионального рынка и создает условия для изменения уровня доходов и качества жизни населения.

Считается, что если речь идет о миграции между различными странами с разным уровнем занятости в них, то явных изменений на рынке труда на общестрановом уровне прослеживаться не будет [2]. На уровне страны будет происходить замещение тех сфер занятости, которые наименее всего востребованы, но при этом в регионах может наблюдаться смещение баланса спроса и предложения на рынке труда. И, уже непосредственно в регионах, мигранты могут создавать отраслевые «анклавы», в которых работать местному населению становится уже невыгодно. Такая ситуация возникла, в частности, в Республике Дагестан в строительной отрасли, где произошло вытеснение мигрантами местных рабочих строителей, которые вынуждены выезжать за пределы республики для работы по специальности в соседние и центральные регионы страны. В период антиковидных ограничений вводимых в 2020 г. эта отрасль в Дагестане оказалась практически парализованной из-за отъезда иностранных рабочих на свою родину [3].

Практика регулирования и реализации миграционной политики

В практике реализации миграционной политики ограничительное регулирование, пожалуй, наиболее активно используемый инструмент управления миграциями. Кроме количественных ограничений, используются ограничения по различным качественным характеристикам, среди которых, требования к уровню их образования, срокам пребывания мигрантов и т.п.

Среди мер позитивной дискриминации можно выделить стимулирование и поощрение мигрантов, готовых инвестировать в экономику страны, а также поощрение мигрантов, обладающих определёнными профессиональными компетенциями в соответствии национальными приоритетами. Активно этот подход используется в США при предоставлении вида на жительства ученым международного уровня.

Вместе с тем, согласно законодательству некоторых зарубежных стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег. Наиболее жесткой реализации ограничительной политики является система санкция по отношению мигрантов, нарушающих условия пребывания вплоть до депортации, лишения свободы, не говоря уже штрафных выплатах в пользу государства.

Повсеместно принятая практика - это использование принципа селективности с необходимостью дальнейшее адаптации: изучение языка, законодательства и истории страны пребывания, получение информационных и консультационных услуг, возможности профессионального обучения, охват мероприятиями совместного проведения досуга и т. д. [4]

Одним из важных принципов миграционной политики, по мнению различных авторов, является необходимость в приоритетном порядке проводить адресное содействие категориям трудовых мигрантов с высоким уровнем образования, предпринимателей и потенциальных инвесторов. Для таких категорий граждан может действовать упрощенная процедура миграционного оформления. В частности, принципиальное значение для оптимизации использования иностранных работников имело бы внедрение механизмов регулирования численности и структуры привлекаемой рабочей силы из-за рубежа, основанных на оперативном рассмотрении заявлений на получение разрешения на работу трудовыми мигрантами в территориальных службах занятости.

Очень важное значение принимает оперативность решений по формированию баланса на рынке труда в регионах, основанных на быстрой взаимосвязи между потенциальными работодателями и мигрантами. Именно поэтому как считает Красинец Е.С. «В целях более эффективного регулирования рынка труда иностранных работников и более оперативного определения вакантных рабочих мест, которые не могут быть заняты российскими гражданами, целесообразно передать функции выдачи разрешений мигрантам на трудовую деятельность из миграционной службы в службы занятости». [5]

Часто используемый инструмент в миграционной политике программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению соотечественников либо рабочих на родину. Для этой цели могут быть задействованы программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции.

Например, в некоторых западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

Кроме государственных структур управления регулирования миграциями большую роль миграционной политики, а именно в ее формировании прежде всего играют институты гражданского общества. Это и общественный советы при органах власти России, в состав которого входят ведущие специалисты в области исследования проблема миграций, а также профессионалы-практики в этой сфере. Не стоит забывать и о сообществах самих непосредственно мигрантов, так называемых диаспор, которые находиться в непосредственном контакте с миграционными службами и органами исполнительной власти в том числе на территории субъектов РФ [6].

Основные цели и инструменты управления трудовыми миграциями

Перечислим основные цели управления трудовыми миграциями, которые на наш взгляд должны быть предусмотрены при формировании миграционной политики на региональном уровне:

1) Необходимость ограничения потоков трудовых мигрантов с целью предупреждения излишней конкурентной нагрузки на местные трудовые ресурсы.

2) Поддержание уровня доходов местной рабочей силы.

3) Необходимость регулирования стоимости рабочей силы и тем самым управлять уровнем доходов в регионе.

4) Предупреждение конфликтов и роста социальной напряженности.

5) Восполнение дефицита в рабочей силе в отраслях экономики региона.

Определение основных целей регулирования процессов трудовой миграции диктует необходимость обозначить основные существующие и потенциальные инструменты регулирования трудовой миграцией.

Воздействие данных инструментов не всегда напрямую, но может затрагивать социальные

процессы, которые при этом могут быть только опосредованно иметь отношение к миграциям. Именно это делает данную зону ответственности управления достаточно сложной и нуждающейся в особом контроле. Ниже перечислены, на наш взгляд, основные инструменты реализации миграционной политики.

1) Учет, как агрегированных данных для формирования общей статистики миграционных передвижений и общей миграционной ситуации на территории, так и микроданных, полученных в результате опроса различных субъектов экономики. В том числе панельные опросы непосредственно мигрантов и работодателей по поводу качества обеспечения различных социальных условий проживания.

2) Мониторинг перемещений, в том числе, исследование причин выезда мигрантов из региона.

3) Законодательное и институциональное регулирование миграционных процессов. Закрепление государственного отношения к проблеме миграции, ее социального значения, выделение основных элементов социальной политики по регулированию последствий и воздействия миграций. Сюда можно отнести всю нормативно-правовую деятельность в области разработки различного рода требований.

4) Заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области сотрудничества по привлечению рабочей силы, как на уровне субъектов экономической деятельности, так и на уровне межрегионального правительственного взаимодействия.

5) Создание государственных институтов управления и регулирования миграциями и их последствиями. В частности, создание системы учитывающий баланс и дефицит трудовых ресурсов в различных регионах с целью его восполнения за счет регионов с высоким предложением рабочей силы.

6) Механизмы прямого квотирования и косвенного регулирования импорта рабочей силы.

7) Весь спектр направлений социальной политики, особенно в области регулирования сферы занятости.

Требования к системе управления трудовыми миграциями с учетом особенностей миграционной ситуации в регионе

Система управления трудовыми миграциями на региональном уровне должна учитывать вышеперечисленные цели и инструментарий регулирования, отбирая при этом наиболее оптимальные, с учетом контекста социально-экономической ситуации и на рынке труда. В этой связи для республики Северного Кавказа, с учетом сложившейся ситуации [7], необходимыми условиями формирования миграционной политики будут следующие условия:

1) Наиболее высокая вероятность изменения интенсивности миграций происходит по причине изменений на рынке труда региона.

2) Общая экономическая ситуация имеет тесную корреляцию с усилением или снижением миграций, чем конкретные условия, существующие в тех или иных отраслях, в которых относительно высокий уровень привлечения трудовых мигрантов.

3) На общестрановом и региональном уровне экономические эффекты миграции отличаются и зависят от территориального вида перемещений.

Основной параметр системы управления региональными миграциями, связан с необходимостью учитывать воздействие, которое оказывают миграции на рынок труда и проблему замещения трудовых ресурсов, с учетом возможного дефицита рабочей силы в отраслях экономики зависимых от труда мигрантов. Также может понадобиться заблаговременно прогнозировать уровень конкуренции среди мигрантов и местных безработных на одни и те же вакансии. В связи с чем, среди исследователей существует мнение что необходимо в критических ситуациях проводить переориентацию миграционных потоков с учетом потребностей социально-экономического развития [8].

Следующий параметр - возрастные и образовательные особенности мигрантов. Необходимо учитывать, что по большей части это молодые безработные без высшего образования, когда речь заходит о временных трудовых миграциях. При этом безвозвратная миграция характерна в основном квалифицированной рабочей силе. Возрастные различия между работающими мигрантами и местными безработными могут существенно влиять на конкурентоспособ-

ность этих категорий рабочей силы по отношению друг к другу.

Третий параметр - миграции это с одной стороны способ снятия социального напряжения, с другой, причина «вымывания» и утери трудового потенциала региона.

Особое внимание должно уделяться интеграции и адаптации зарубежных трудовых мигрантов как способу предотвращения межэтнической напряженности в местах компактного проживания мигрантов.

Одним из ключевых инструментов управления миграцией в особенности трудовой является создание условий для полноценной адаптации и интеграции мигрантов и предоставление им возможности для реализации собственной долгосрочной жизненной стратегии. Это касается не только зарубежных трудовых мигрантов. В виду социокультурной разнородности нашей страны проблемы успешной адаптации также актуальны и для внутренних мигрантов.

При этом сфера миграции населения не может ограничиваться только отношениями, связанными, собственно, с процессами перемещения населения и обеспечением только контроля над ними со стороны органов государственной власти.

В этой связи, нельзя не согласиться с мнением О.А.Сазоновой [9]: «Миграция - это область, которая пересекается со многими правами человека, в том числе при реализации им своих прав на свободное передвижение: социальными, культурными, трудовыми, жилищными»

Заключение. Мигранты становятся внешним элементом системы формирования тенденций социального развития региона в целом. Именно поэтому необходим постоянный мониторинг уровня заработной платы, обеспечиваемый работодателями для трудовых мигрантов и

Литература

1. Van Dijk, Jouke, and Hendrik Folmer. The Consequences of Interregional Labor Migration for the Regional Labor Market: Theory, Methodology and Dutch Experience. 'The Review of Economics and Statistics 68, no. 1 (1986): 74-83. Accessed June 22, 2021. doi: https://doi.org/10.2307/1924930

2. Бабышев В.Ю. Влияние трудовой иммиграции на рынок труда // Вестник Евразийской науки, 2020 No1, https://esj.today/PDF/51ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ

3. Ольга Шульц. Даже в Дагестане кончились мигранты: власти республики срочно ищут замену. Источник: https://infosmi.net/economic/179365-dazhe-v-dagestane-konchilis-migranty-vlasti-respubliki-srochno -ischut-zamenu/ (дата обращения: 15.11.2021).

4.Ивахнюк Ирина Валентиновна Управление трудовой миграцией: противоречивые уроки глобального кризиса // Век глобализации. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-trudovoy-migratsiey-protivorechivye-uroki-globalnogo-krizisa (дата обращения: 21.10.2021).

5. Красинец Е. С. Проблемы трудовой миграции и миграционная политика России // Народонаселение. 2012. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-trudovoy-migratsii-i-migratsionnaya-politika-rossii (дата обращения: 21.11.2021).

6. Волох В. А. Государственная политика и новые формы управления процессами международной трудовой миграции: возможности и риски // PolitBook. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennaya-politika-i-novye-formy-upravleniya-protsessami-mezhdunarodnoy-trudovoy-migratsii-vozmozhnosti-i-riski (дата обращения: 21.11.2021).

7. Гимбатов Ш. М. Социально-экономические предпосылки миграционных процессов в СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 10. С. 184-190.

8. Абдулманапов П.Г. Институциональные меры миграционной политики в Северо-Кавказском федеральном округе России // РППЭ. 2014. №9 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/nAnstitutsionalnye-mery-migratsionnoy-politiki-v-severo-kavkazskom-federalnom-okruge-rossii (дата обращения: 12.11.2021).

9. Сазонова О.А. Правовые инструменты регулирования миграции в российской федерации // Тамбов: Грамота, 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. II. C. 164-166. ISSN 1997-292Xhttps://www.gramota.net/articles/ issn_1997-292X_2013_2-2_39.pdf

References:

1. Van Dijk, Jouke, and Hendrik Folmer. The Consequences of Interregional Labor Migration for the Regional Labor Market: Theory, Methodology and Dutch Experience. 'The Review of Economics and Statistics 68, no. 1 (1986): 74-83. Accessed June 22, 2021. doi: https://doi.org/10.2307/1924930

2. Babyshev V. YU. Vliyanie trudovoj immigracii na rynok truda // Vestnik Evrazijskoj nauki, 2020 No1, https:// esj.today/PDF/51ECVN120.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s ekrana. YAz. rus., angl

3. Ol'ga SHul'c. Dazhe v Dagestane konchilis' migranty: vlasti respubliki srochno ishchut zamenu. Istochnik: https://infosmi.net/economic/179365-dazhe-v-dagestane-konchilis-migranty-vlasti-respubliki-srochno-ischut-zamenu/ (data obrashcheniya: 15.11.2021).

4.Ivahnyuk Irina Valentinovna Upravlenie trudovoj migraciej: protivorechivye uroki global'nogo krizisa // Vek globalizacii. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article7n/upravlenie-trudovoy-migratsiey-protivorechivye -uroki-globalnogo-krizisa (data obrashcheniya: 21.10.2021).

5. Krasinec E. S. Problemy trudovoj migracii i migracionnaya politika Rossii // Narodonaselenie. 2012. №2 (56). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-trudovoy-migratsii-i-migratsionnaya-politika-rossii (data obrashcheniya: 21.11.2021).

6. Voloh V. A. Gosudarstvennaya politika i novye formy upravleniya processami mezhdunarodnoj trudovoj migracii: vozmozhnosti i riski //PolitBook. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya -politika-i-novye-formy-upravleniya-protsessami-mezhdunarodnoy-trudovoy-migratsii-vozmozhnosti-i-riski (data obrashcheniya: 21.11.2021).

7. Gimbatov SH. M. Social'no-ekonomicheskie predposylki migracionnyh processov v SKFO // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2021. № 10. S. 184-190.

8. Abdulmanapov P. G. Institucional'nye mery migracionnoj politiki v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge Rossii // RPPE. 2014. №9 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/nAnstitutsionalnye-mery-migratsionnoy-politiki-v-severo-kavkazskom-federalnom-okruge-rossii (data obrashcheniya: 12.11.2021).

9. Sazonova O.A. Pravovye instrumenty regulirovaniya migracii v rossijskoj federacii // Tambov: Gramota, 2013. № 2 (28): v 2-h ch. CH. II. C. 164-166. ISSN 1997-292Xhttps://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2013_2-2_39.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.