Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 7 (2016) 32-41 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Мониторинг экономических процессов ISSN 2073-4484 (Print)
АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ Наталья Викторовна ИВАШИНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и экономико-математических методов,
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация
ivashina_n@mail.ru
История статьи:
Принята 11.08.2015 Принята в доработанном виде 21.08.2015 Одобрена 03.02.2016
УДК 331.556.4 JEL: 121, J61
Ключевые слова: процесс, трудовая миграция, Приморский край, иностранный, специалист
Аннотация
Тема. Статья посвящена анализу сложившейся миграционной ситуации в Приморском крае, вопросам привлечения иностранной рабочей силы в условиях стабильного снижения численности постоянного населения.
Цели. Определение основных тенденций развития трудовой миграции в регионе, оценка вклада трудовых мигрантов в местную экономику.
Методология. В работе использованы методы количественного и качественного анализа, сбора и расчета абсолютных и относительных показателей, характеризующих состояние миграционной ситуации в регионе, а также сопоставления их в динамике. Результаты. Проведен расчет и анализ изменений численности и структуры трудовых мигрантов в Приморском крае за 2007-2014 гг. по видам экономической деятельности и странам прибытия. Выполнен расчет доли трудовых мигрантов в общей численности занятых в регионе по видам экономической деятельности. Выявлены основные тенденции процесса привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в регион, показана важность образовательной миграции.
Применение. Результаты исследования могут быть использованы при обосновании и разработке региональной миграционной политики.
Выводы. Трудовая миграция является процессом, оказывающим существенное влияние на экономику Приморского края, позволяющим сохранить равновесие внутреннего рынка труда. В связи с формированием в регионе пяти территорий опережающего социально-экономического развития в ближайшей перспективе экономическое развитие края не представляется возможным без привлечения дополнительного количества трудовых мигрантов. Поэтому существенно возрастает необходимость разработки региональной программы регулирования миграционных процессов, а также исследования миграционного поведения и социализации иностранных граждан.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Международные миграционные процессы играют важную роль в экономике каждой страны, оказывая влияние на социально-экономическое развитие и рынки трудовых ресурсов. В последние несколько десятилетий наблюдается существенное увеличение количества трудовых мигрантов по всему миру. Так, по оценкам МОТ, в 2000 г. по всему миру насчитывалось 86 млн трудовых мигрантов, и с 2000 г. их число возрастает на 4-5% в год [1].
Вопросам трудовой миграции на территории РФ посвящено достаточно много работ [2-5]1. При этом практически везде отмечается, что количество и структура прибывающих иностранных мигрантов существенно различаются по регионам страны.
Исследование особенностей развития миграционных процессов на региональном уровне, анализ влияния притока иностранной рабочей силы на
1 Карачурина Л.Б. Миграционные процессы в РФ (временная трудовая миграция) // Экономическое развитие России. 2012. № 11. С. 44-47.
социально-экономическое положение конкретных территорий проводятся в работах [6-10].
Приморский край в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Дальнего Востока с высоким потенциалом для дальнейшего экономического роста. Благодаря близости к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и наличию морских портов Приморский край при получении статуса зоны «свободного порта» может выйти на новый уровень развития экономики, что существенно увеличит приток инвестиций и количество рабочих мест в регионе.
Одной из основных проблем экономики Приморского края, как и всего Дальневосточного федерального округа (ДФО), является нехватка трудовых ресурсов. Связано это в первую очередь с устойчивой тенденцией снижения численности постоянного населения (табл. 1), что крайне негативно сказывается на социально-экономическом развитии региона.
Уровень экономической активности населения в крае существенно отстает от среднего значения по РФ в целом, что свидетельствует о неблагополучной ситуации, сложившейся на региональном рынке труда. Снижение численности трудоспособных людей приводит к росту социальной напряженности в обществе, ухудшению материального положения, снижению рождаемости.
Во многом текущую демографическую ситуацию в регионе определяют миграционные процессы. Отток населения из Приморского края не перекрывается его притоком, благодаря чему последние двадцать лет в регионе формируется отрицательное сальдо миграции (табл. 2).
По расчетам, проведенным в работе [11], за период 1991-2010 гг. численность населения Приморского края сократилась на 356,2 тыс. чел., в том числе за счет миграционной убыли на 207,6 тыс. чел.
В основном регион покидает экономически активное население. Так, в 2014 г. доля лиц трудоспособного возраста в общем количестве мигрантов, покинувших Приморский край, составила 78,4%. При этом отрицательное сальдо миграции на 60% формируется именно трудоспособным населением, что отрицательно скажется на демографической ситуации в будущем.
Привлечение мигрантов на постоянное место жительства в ДФО для компенсации потерь от естественной убыли населения является одной из первостепенных задач государства. В настоящее же время подавляющая часть иностранных граждан, прибывающих в округ, относится к категории трудовых мигрантов, временно пребывающих на территории РФ, которые не рассматривают Приморский край как место постоянного проживания.
Трудовая миграция является важным процессом, оказывающим влияние на состояние экономики Приморского края, позволяющим сохранить равновесие внутреннего рынка труда региона, стабилизировать социально-политическую
ситуацию. Нехватка трудящихся на предприятиях края не может быть возмещена местным населением. Так, регион, по данным службы занятости, на 1 января 2015 г. нуждался в 57 935 работниках, в то время как численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, составила 13 783 чел.2
2 Информация о ситуации на рынке труда Приморского края по состоянию на 01.01.2015. Официальный сайт департамента
Сложившийся дисбаланс на рынке трудовых ресурсов частично уравновешивается притоком трудовых мигрантов, которые занимают рабочие места, не востребованные местным населением по ряду причин (низкий уровень оплаты труда, тяжелый физический труд, вредные и опасные условия труда, отсутствие соответствующей квалификации). Так, от общего количества вакансий, заявленных работодателями,
планировавшими использовать иностранных работников, в 2014 г. 44,7% (18 852) приходится на строительную отрасль, а количество российских граждан, имеющих строительные профессии и состоящих на учете в службе занятости, составляло в 722 чел.
Похожая ситуация складывается также в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, оптовой и розничной торговле. Структура распределения мигрантов по основным видам экономической деятельности приведена в табл. 3.
В основном труд мигрантов востребован в таких сферах, как строительство, сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства. Как правило, это должности, не требующие специальных навыков или образования. Значительный приток трудовых мигрантов на территорию региона наблюдался в 2011 и 2012 гг., когда шла подготовка к проведению саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического совета (АТЭС) во Владивостоке, возводилось множество объектов инфраструктуры. После завершения саммита в 2013 г. количество трудовых мигрантов, привлекаемых на работу в край, стало снижаться.
Основные структурные изменения, произошедшие в последние годы в распределении трудовых мигрантов по видам экономической деятельности, характеризуются значительным увеличением доли занятых в сфере услуг и снижением доли занятых в сфере торговли. Можно предположить, что увеличение количества мигрантов, занятых в сфере услуг, связано в первую очередь с изменениями в учете граждан из-за рубежа, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ.
Иностранцы, прибывшие в визовом и безвизовом порядке, с 2011 г. регистрируются не только по числу выданных разрешений на работу, но и по числу выданных патентов на осуществление трудовой деятельности у физических лиц (для трудовых мигрантов, прибывших в порядке, не
труда и социального развития Приморского края. URL: http://zanprim.regiontrud.ru (дата обращения: 04.03.2015).
требующем получения визы). Данные меры позволили снизить количество нелегальных мигрантов, находящихся на территории страны, и существенно упростить процедуру их регистрации.
Снижение доли мигрантов, занятых в сфере торговли, объясняется ужесточением
законодательства: в 2011 г. был введен практически полный запрет на работу мигрантов в сфере торговли.
В целом в последние годы (не учитывая 20112012 гг., когда проводились подготовительные работы к проведению саммита АТЭС) наблюдается тенденция снижения количества трудовых мигрантов на территории края. Связано это в первую очередь с государственной миграционной политикой, направленной на постепенное сокращение квот для иностранных работников и привлечение на территорию РФ
высококвалифицированных специалистов.
Так, на 2015 г. для Приморского края утверждена квота на 19 032 иностранных работника3, что на 19,5% ниже уровня прошлого года. Экономический кризис, падение курса рубля уменьшили реальные денежные доходы иностранных граждан на территории РФ, что ведет к дальнейшему сокращению числа трудовых мигрантов.
Еще одним барьером для привлечения иностранных граждан стала обязательная процедура сдачи экзамена по русскому языку и истории и культуры России с 2015 г.
Для оценки вклада трудовых мигрантов в экономику региона была проанализирована доля трудовых мигрантов в общей численности занятых по видам экономической деятельности (табл. 4).
За 2008-2013 гг. доля трудовых мигрантов в общей численности занятых в экономике региона изменялась в пределах от 3,33 до 5,72% в 2011 г., а в 2013 г. составила 3,86%. Этот показатель является невысоким, то есть можно сделать вывод, что трудовые мигранты не составляют конкуренции местному населению.
Результаты исследований [12, 13], проведенные в нескольких городах РФ с высокой долей
3 О распределении по субъектам Российской Федерации
утвержденных Правительством Российской Федерации на 2015 год квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд в РФ с целью осуществления трудовой деятельности: приказ Минтруда России от 31.12.2014 № 1208н.
иностранной рабочей силы, показали, что присутствие мигрантов не приводит к увеличению числа безработных среди местного населения. Наоборот, с трудовой миграцией связан целый ряд положительных моментов для экономики региона. Прибывшие из-за рубежа работники обеспечивают конкурентоспособность предприятий благодаря низкой оплате труда, а кроме того, дают возможность продавать продукцию и оказывать услуги по более низким ценам.
Но следует отметить: желание предпринимателей сэкономить часто приводит к тому, что уровень квалификации иностранных работников не соответствует выполняемым обязанностям, что вызывает негативные последствия, особенно в строительной отрасли, где доля иностранных работников составляла более 30% в 2009-2010 гг.
Рассматривая структуру трудовых мигрантов по странам приезда (табл. 5), можно отметить тенденцию увеличения доли граждан стран СНГ (в основном из Узбекистана) и снижение доли прибывших из Китая в общей численности трудовых мигрантов.
Можно предположить, что в ближайшем будущем данная тенденция снижения численности граждан КНР, прибывающих в Приморский край на работу, будет сохраняться по ряду причин. В первую очередь это существенное падение курса рубля, что приводит к снижению активности сотрудничества с приграничными территориями, и особенно сильно это заметно в торговой сфере.
Необходимо также учитывать динамику современных миграционных процессов в самом Китае. Как отмечается в работе [14], в последнее время в КНР наблюдается отток населения из сельской местности, в том числе из приграничных с Приморским краем регионов, в крупные города ради заработка. Китай может столкнуться с проблемой нехватки трудовых ресурсов. Только в 2013 г. трудоспособное население Китая сократилось на 2,44 млн чел., на последующие 20 лет прогнозируется сокращение численности трудовых ресурсов на 126-180 млн чел.
Следует отметить, что государственная миграционная политика должна формироваться с учетом текущей и перспективной потребности регионов в кадрах, а также в рамках стратегических задач социально-экономического развития страны.
Одной из основных целей государственной миграционной политики Российской Федерации
является содействие обеспечению потребности экономики в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности отраслей. Для достижения данной цели необходимо привлечение на территорию региона не только трудовых мигрантов, но и высококвалифицированных иностранных специалистов.
Тенденции международного рынка труда таковы, что сегодня большинство стран мира испытывают дефицит специалистов высокой квалификации. По данным исследования, в ходе которого в 2014 г. международной консалтинговой компанией PwC было опрошено 1 322 руководителя крупнейших компаний из 77 стран мира, основными бизнес-рисками для большинства предприятий являются риски, связанные с нехваткой квалифицированных кадров (73%). В этом видят угрозу и 78% директоров российских компаний. Проблема нехватки подходящих кадров является основной для большинства крупных отечественных предприятий .
Зарубежные страны давно ведут конкурентную борьбу за высококвалифицированных
специалистов. В США, западноевропейских странах, Японии уже более тридцати лет проводится дифференцированная миграционная политика, направленная на жесткое регулирование численности иностранных рабочих низкой квалификации и создание благоприятных условий для въезда и проживания специалистов, признанных на международном уровне.
По-иному складывается ситуация в России. До недавнего времени законодательство РФ было ориентировано преимущественно на привлечение неквалифицированной иностранной рабочей силы, условия въезда и регистрации и получения разрешения на работу на территории государства были одинаковы для всех иностранных граждан.
Только с июня 2010 г. в миграционном законодательстве была отдельно выделена категория «высококвалифицированные
иностранные специалисты», для которых существенно упрощена процедура получения разрешения на работу по заявлению предприятия-работодателя, разрешен въезд на территорию РФ членам их семей.
4 В режиме самосохранения. Российский выпуск 18-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира. 2015 год. URL: http://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/assets/18th-ceo-survey-russia-rus.pdf
Наиболее востребованными на мировом рынке труда в 2013 г. являлись специалисты сферы продаж, инженеры, работники технического профиля, специалисты в области финансов и аудита, управленческий персонал и специалисты в области информационных технологий5.
В Российской Федерации в 2012 г. наибольшее количество иностранных высококвалифицированных специалистов привлекалось для проведения операций с недвижимым имуществом (25%), в сферу оптовой и розничной торговли (22,9%), строительство (13,9%), обрабатывающие производства (13%)6.
Нестабильная экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в России в связи с введением экономических санкций, снижением цен на нефть и обвальным падением курса рубля, существенно понизила конкурентоспособность российских компаний как работодателей на международном рынке трудовых ресурсов. К тому же санкции существенно сократили приток иностранных инвестиций в страну, привели к свертыванию совместных проектов и, как следствие, оттоку иностранных специалистов из российских регионов.
Ввиду последних событий в России происходит переориентация на сотрудничество в экономической сфере со странами Азии, Африки и Латинской Америки, которые не поддерживают санкций против России. Следовательно, крупные российские компании будут постепенно менять ориентиры на привлечение специалистов из этих стран.
До недавнего времени 72% мигрантов, работавших в России, составляли представители Нидерландов, США, Канады и Франции, и только 28% являлись представителями других стран [15].
Приморский край в силу особенностей своего территориально-географического положения и близости к странам АТР имеет иную структуру состава привлекаемых специалистов. Из общего количества квалифицированных работников, приглашенных в 2014 г., большинство составили граждане КНДР (49,2%), КНР (20,7%). Из высококвалифицированных сотрудников,
находившихся на территории края в 2014 г.,
5 По данным Talent shortage survey. Research results. URL: www.mainpowergroup.com
6 Белова Л.Г. Привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов в Россию: тенденции и пути совершенствования государственной политики. М., 2014. 162 с.
большую часть составляли граждане Кореи (20%), КНР (19%), Японии (11%) и США (7%)7.
В последнее время в регионе наблюдается положительная тенденция увеличения числа высококвалифицированных специалистов,
привлекаемых на работу в Приморский край. Так, в 2012 г. их количество составило 23, в 2013 - 48, а в 2014 г. - 84 чел. Высококвалифицированные специалисты привлекаются в Приморский край в основном для организации отдыха, развлечений, культуры и спорта (31% от общего числа в 2014 г.), и на предприятия оптовой торговли (14%). Учебными заведениями для преподавательской деятельности приглашены в 2014 г. 49 иностранных граждан.
Потенциально в качестве одного из источников увеличения численности высококвалифицированных специалистов в регионе можно учитывать образовательную миграцию, важность которой отражена в работах [16, 17]. Иностранные граждане, получившие образование на территории РФ, хорошо владеют русским языком и гораздо легче адаптируются к современным российским условиям.
В образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования Приморского края в 2014 г. поступили 5 733 иностранных граждан, в 2014 - уже 6 644 (2,5% от общего количества поступивших), из которых подавляющее большинство (76,2%) составили граждане Китая, 3,6% - Японии, 5,4% - Кореи.
Количество иностранных студентов является одним из основных показателей программы развития и программы повышения конкурентоспособности крупнейшего вуза Приморского края - Дальневосточного федерального университета. К 2020 г. доля иностранных студентов в ДВФУ должна достичь 30%.
В то же время рассматривать студентов из КНР как будущих высококвалифицированных специалистов в настоящее время не представляется возможным. Как отмечает А.Г. Ларин8, низкая стоимость обучения в российских вузах по сравнению с западными и отсутствие вступительного экзамена
7 По данным Доклада о результатах и основных направлениях деятельности УФМС России по Приморскому краю на 2014 год и плановый период 2015 - 2017 годов. Сайт УФМС России по Приморскому краю. URL: www.fmspk.ru
8 Ларин А.Г. Китайская образовательная миграция в России: невеселая картина // Общество и государство в Китае. 2012. № 42-2. С. 285-289.
по русскому языку привлекает в основном студентов со слабым школьным аттестатом из семей с невысоким уровнем дохода. В свою очередь, слабое знание языка и невысокий уровень подготовки не позволяют иностранным студентам в полной мере освоить профильные дисциплины и стать специалистами высокого уровня.
В целом формирование эффективной структуры занятости населения, отвечающей требованиям конкурентоспособной экономики, невозможно без пересмотра профессионально-квалификационного состава привлекаемых иностранных работников и определения соответствующих направлений изменения миграционного законодательства.
Следует стремиться к сокращению привлечения неквалифицированных и малоквалифицированных трудящихся-мигрантов, поскольку понятие эффективной занятости тесно связано с качеством рабочих мест и производительностью труда.
Напротив, стимулирование предприятий на привлечение квалифицированных и
высококвалифицированных кадров может оказать позитивное влияние на формирование кадрового потенциала Приморского края и способствовать снижению социальной напряженности в обществе, так как специалисты с высоким уровнем образования, как правило, легче адаптируются в новых условиях.
Сложившиеся тенденции демографических процессов в Приморском крае свидетельствуют о том, что в ближайшее время продолжится снижение численности населения, усилится процесс демографического старения, уменьшатся число и удельный вес лиц трудоспособного возраста. Поэтому решение проблемы нехватки трудовых ресурсов для развития экономики региона видится в ближайшей перспективе в активном привлечении иностранной рабочей силы.
Особенно актуальным этот вопрос становится в связи с формированием в ближайшем будущем в регионе пяти территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР).
Постановление о создании первой ТОР «Надеждинская» уже подписано. К 2018 г. в реализацию данного проекта планируется привлечь 6,7 млрд руб. частных и 3,6 млрд руб. бюджетных инвестиций; создать 1,6 тыс. новых рабочих мест. Большую часть этих вакансий, как ожидается, займут именно трудовые мигранты, так как компании - резиденты ТОРов смогут привлекать иностранных работников без квот и
разрешений Федеральной миграционной службы. Всего же за ближайшие 10 лет по пяти ТОРам планируется создание примерно 19 тыс. рабочих мест.
Конечно, более перспективным для развития Дальнего Востока являлось бы привлечение на данные рабочие места граждан России из других регионов на постоянное жительство, но это требует существенных вложений в создание социальной инфраструктуры в местах расположения ТОРов.
К тому же, как отмечается в работе [18], резервы внутренней трудовой миграции в РФ ограничены в результате неблагоприятной динамики
естественного прироста населения, возрастающих издержек на социально-экономическую адаптацию и перемещение рабочей силы из отдельных регионов страны, дефицита профессионально-квалификационных групп, сформированных диспропорциями в подготовке специалистов.
Поэтому в ближайшей перспективе экономическое развитие Приморского края не представляется возможным без привлечения трудовых мигрантов. В связи с этим существенно возрастает необходимость разработки региональной программы по регулированию миграционных процессов, а также исследования вопросов миграционного поведения и социализации иностранных граждан.
Таблица 1
Динамика численности постоянного населения Приморского края в 1990-2013 гг.
Показатель 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Численность населения, тыс. чел. 2 288 2 262 2 131 2 028 1 959 1 952 1 952 1 943
Численность трудоспособного населения, тыс. чел. 1 431 1 422 1 381 1 388 1 378 1 368 1 356 1 335
Численность экономически активного населения, тыс. чел. 1 195 1 188 1 134 1 067 1 071 1 062 1061 1 069
Уровень экономической активности населения, % 52,2 52,5 53,2 52,6 54,7 54,4 54,5 55,0
Уровень экономической активности населения в РФ, % 70,1 64,8 64,8 66,0 67,7 68,3 68,7 68,5
Источник: составлено по данным Росстата Таблица 2
Динамика сальдо миграции в Приморском крае населения, зарегистрированного по месту жительства, тыс. чел.
Сальдо миграции 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Всего... -5,6 -5,2 -7,0 -6,7 -6,1 -6,6 -5,5
В том числе: -7,1 -5,1 -7,5 -6,8 -6,4 -7,0 -6,0
межрегиональная международная 1,5 -0,1 0,5 0,1 0,3 0,4 0,5
Источник: составлено по данным Росстата Таблица 3
Структура распределения в 2007-2014 гг. в Приморском крае трудовых мигрантов по видам экономической деятельности, %
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Всего трудовых мигрантов, чел. 30 923 32 575 43 743 41 734 56 265 54 615 37 801 36 457
Из них: 41,6 42,7 41,8 49,9 36,7 36,4 28,7 28,0
строительство
сельское и лесное хозяйство 15,4 14,1 17,9 16,4 10,9 10,9 14,0 10,0
обрабатывающие производства 12,6 10,5 12,0 15,3 10,9 11,0 10,7 12,3
оптовая и розничная торговля 19,1 11,3 11,9 8,2 1,4 1,3 2,1 1,7
сфера услуг 0,4 0,9 2,3 2,7 39,3 40,3 39,3 46,1
иные отрасли 10,9 20,5 14,1 7,5 0,8 0,1 5,2 1,9
Источник: составлено по данным Росстата, докладов УФМС России по Приморскому краю
Таблица 4
Доля трудовых мигрантов в общей численности занятых по видам экономической деятельности в Приморском крае в 2008-2013 гг., %
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Всего занято в экономике края, тыс. чел. 977,7 977,8 980,1 983,5 982,6 978,5
Из них трудовых мигрантов, тыс. чел. 32,6 43,7 41,7 56,3 54,6 37,8
Доля трудовых мигрантов в общей численности занятых в экономике региона 3,33 4,47 4,25 5,72 5,56 3,86
Доля трудовых мигрантов в общей численности занятых
по видам экономической деятельности:
- строительство 23,7 30,3 31,5 27,8 27,2 16,4
- сельское и лесное хозяйство 6,0 10,4 8,8 7,9 7,7 5,4
- обрабатывающие производства 3,0 4,6 5,8 5,6 5,8 3,8
- оптовая и розничная торговля 2,0 2,8 1,9 0,4 0,4 0,4
- сфера услуг 0,1 0,4 0,5 9,7 9,3 6,1
- иные отрасли 2,2 2,0 1,0 0,13 0,02 0,75
Источник: составлено по данным Росстата, докладов УФМС России по Приморскому краю
Таблица 5
Структура трудовых мигрантов, привлекаемых на работу в Приморском крае, по странам прибытия, %
Страна 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Узбекистан 9,8 21,5 24,8 21,5 24,2 41,8 37,5 37,5
КНР 59,4 49,2 49,2 49,3 49,2 32,9 36,2 32,8
КНДР 21,1 16,8 13,7 15,9 12,3 11,1 15,9 14,5
Кыргызстан 1,42 2,73 2,75 1,85 2,12 3,24 2,28 3,0
Армения 1,88 2,50 2,22 2,00 2,00 2,08 2,45 2,7
Украина 0,89 1,11 1,83 2,21 2,59 3,77 2,42 2,3
Таджикистан 1,28 2,39 1,51 1,74 1,86 2,73 1,37 2,1
Всего, чел. 30 923 32 575 43 743 41 734 56 265 54 615 37 801 36 457
Источник: составлено по данным Росстата, докладов УФМС России по Приморскому краю
Список литературы
1. Abella M. Policies and best practices for management of temporary migration. Presented at International Symposium on International Migration and Development, Turin, Italy, June 2006.
2. Рязанцев С.В., Хорие Н. Моделирование потоков трудовой миграции из Центральной Азии в Россию: экономико-социологическое исследование. М.: Научный мир, 2011. 191 с.
3. Локшин М.М., Чернина Е.М. Мигранты на российском рынке труда: портрет и заработная плата // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 41-74.
4. Разумовский В.А. Насколько России необходима трудовая миграция? // Труд и социальные отношения. 2010. № 11. С. 39-43.
5. Акумова Н.В., Иванов Г. С. Современное состояние трудовой миграции в контексте общей миграции в России // Право и образование. 2013. № 10. С. 114-122.
6. Красова Е.В. Иностранная рабочая сила как элемент воспроизводства трудовых ресурсов региона // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 4722-4726.
7. Виценец Т.Н., Бережнова Е.И. Особенности развития миграционных процессов на Дальнем Востоке // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 2. С.69-75.
8. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию: дальневосточный вектор // Проблемы прогнозирования. 2009. № 5. С. 134-146.
9. Ратникова И.П. Использование иностранной рабочей силы в Приморском крае // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2007. № 4. С. 119-122.
10. Царевская Е.А., Токарев Ю.А. Влияние иностранной рабочей силы на региональный рынок труда // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2013. № 11. С. 104-112.
11. Рыбаковский Л.Л., Кожевникова Н.И. Восточный вектор демографического развития России // Народонаселение. 2015. № 1. С. 4-16.
12. Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В. Миграция и демографический кризис в России. М.: МАКС-Пресс, 2010. 112 с.
13. Ивахнюк И.В. Евразийская миграционная система: теория и политика. М.: МАКС-Пресс, 2008. 192 с.
14. Мищук С.Н. Особенности международной трудовой миграции из Китая в Россию (на примере Дальневосточного федерального округа) // Экономика региона. 2014. № 2. С. 194-202.
15. Зенченко Н.П. Привлечение иностранных специалистов на российский рынок в условиях санкций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10. С. 125-127.
16. Письменная Е.Е. Учебная миграция в Россию: роль в социально-экономическом и демографическом развитии // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 1. С. 76-78.
17. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2010. № 3. С. 123-134.
18. Смирнова Т.Л. Контролируемая трудовая миграция как фактор развития рынка рабочей силы в России // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2010. № 3. С. 185-192.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
AN ANALYSIS OF LABOR MIGRATION IN THE PRIMORSKY KRAI Natal'ya V. IVASHINA
Monitoring of Economic Processes
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation ivashina_n@mail.ru
Article history:
Received 11 August 2015 Received in revised form 21 August 2015
Accepted 3 February 2016 JEL classification: J21, J61
Keywords: process, labor migration, Primorsky Krai, foreign, specialist
Abstract
Importance The article analyzes the existing migration in the Primorsky Krai, issues of attracting foreign workforce when the population continuously decreases.
Objectives The research identifies basic trends in the region's labor migration, evaluates the contribution of labor migrants to the local economy.
Methods The research draws upon methods of quantitative and qualitative analysis, collection and calculation of absolute and relative indicators of the region's migration, and compares them as they change.
Results I assessed and analyzed changes in the number and composition of labor migrants in the Primorsky Krai within 2007-2014 per type of economic activities and country of origin. The article estimates the percentage of labor migrants out of total employed population in the region per type of economic activities. I found the main trends in attracting foreign high professionals to the region, showed the importance of student migration.
Conclusions and Relevance The process of labor migration have a significant impact on the economy of the Primorsky Krai, that allows keeping the balance of the domestic labor market. Whereas five Priority Development Areas are established in the region, the economic development of the region will be impossible without additional labor migrants. In this respect, it necessitates a regional initiative for regulating migration processes, investigating the migration patterns and socializing foreign citizens. The findings may be used to substantiate and develop the regional migration policies.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Abella M. Policies and Best Practices for Management of Temporary Migration. International Symposium on International Migration and Development. Turin, United Nations Secretariat, 2006.
2. Ryazantsev S.V., Khorie N. Modelirovanie potokov trudovoi migratsii iz Tsentral'noi Azii v Rossiyu: ekonomiko-sotsiologicheskoe issledovanie: monografiya [Modeling of labor migration flows from Central Asia to Russia: an economic and sociological research: a monograph]. Moscow, Nauchnyi mir Publ., 2011, 192 p.
3. Lokshin M.M., Chernina E.M. Migranty na rossiiskom rynke truda: portret i zarabotnaya plata [Migrants in the Russian labor market: their profile and earnings]. Ekonomicheskii zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = HSE Economic Journal, 2013, no. 1, pp. 41-74.
4. Razumovskii V.A. Naskol'ko Rossii neobkhodima trudovaya migratsiya? [How strong does Russia need the labor migration?]. Trud i sotsial'nye otnosheniya = Labour and Social Relations, 2010, no. 11, pp. 39-43.
5. Akumova N.V., Ivanov G.S. Sovremennoe sostoyanie trudovoi migratsii v kontekste obshchei migratsii v Rossii [The current state of labor migration against total migration flow in Russia]. Pravo i obrazovanie = Law and Education, 2013, no. 10, pp. 114-122.
6. Krasova E.V. Inostrannaya rabochaya sila kak element vosproizvodstva trudovykh resursov regiona [Foreign labor force as a component of labor resources replenishment]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 2-21, pp. 4722-4726.
7. Vitsenets T.N., Berezhnova E.I. Osobennosti razvitiya migratsionnykh protsessov na Dal'nem Vostoke [Specifics of trends in migration processes in the Far East]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Izvestia of USUE, 2014, no. 2, pp. 69-75.
8. Motrich E.L., Naiden S.N. Vliyanie sotsial'no-demograficheskoi situatsii na trudovuyu migratsiyu: dal'nevostochnyi vektor [The impact of the social and demographic situation on labor migration: the Far Eastern vector]. Problemyprognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2009, no. 5, pp. 134-146.
9. Ratnikova I.P. Ispol'zovanie inostrannoi rabochei sily v Primorskom krae [The use of foreign labor in the Primorsky Krai]. VestnikDal'nevostochnogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of Far Eastern Branch of Russian Academy of Sciences, 2007, no. 4, pp. 119-122.
10. Tsarevskaya E.A., Tokarev Yu.A. Vliyanie inostrannoi rabochei sily na regional'nyi rynok truda [Influence of foreign workforce on the regional labor market]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya = UT Research Journal. Socio-Economic and Legal Research, 2013, no. 11, pp. 104-112.
11. Rybakovskii L.L., Kozhevnikova N.I. Vostochnyi vektor demograficheskogo razvitiya Rossii [The eastward vector of Russia's demographic development]. Narodonaselenie = Population, 2015, no. 1, pp. 4-16.
12. Migratsiya i demograficheskii krizis v Rossii [Migration and demographic crisis in Russia]. Moscow, MAKS-Press Publ., 2010, 112 p.
13. Ivakhnyuk I.V. Evraziiskaya migratsionnaya sistema: teoriya i politika [The Eurasian migration system: theory and policy]. Moscow, MAKS-Press Publ., 2008, 192 p.
14. Mishchuk S.N. Osobennosti mezhdunarodnoi trudovoi migratsii iz Kitaya v Rossiyu (na primere Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga) [Specifics of international labor migration from China to Russia: Evidence from the Far Eastern Federal District]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2014, no.2, pp.194-202.
15. Zenchenko N.P. Privlechenie inostrannykh spetsialistov na rossiiskii rynok v usloviyakh sanktsii [Involvement of foreign specialists in the Russian market during sanctions]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Socio-Economic and Social Sciences, 2014, no. 10, pp.125-127.
16. Pis'mennaya E.E. Uchebnaya migratsiya v Rossiyu: rol' v sotsial'no-ekonomicheskom i demograficheskom razvitii [Student migration to Russia: the role in socio-economic and demographic development]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika = News from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, 2010, no. 1, pp. 76-78.
17. Mitin D.N. Obrazovatel'naya (uchebnaya) migratsiya: ponyatie, problemy i puti resheniya [Educational migration: the concept, issues and solutions]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: politologiya = Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Political Science, 2010, no. 3, pp.123-134.
18. Smirnova T.L. Kontroliruemaya trudovaya migratsiya kak faktor razvitiya rynka rabochei sily v Rossii [Controllable labor migration as a driver for growth in Russia's workforce market]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Pacific National University, 2010, no. 3, pp.185-192.