Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕНИНГОВ, СЕМИНАРОВ И МАСТЕР-КЛАССОВ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕНИНГОВ, СЕМИНАРОВ И МАСТЕР-КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОЗАНЯТОСТЬ / КИНЕЗИОТЕЙПИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусев Андрей Владимирович, Мещерягина Вероника Александровна

Научная статья посвящена рассмотрению права на образование как неотъемлемого конституционного права граждан РФ в современных реалиях и тенденциях развития общества. Рассматривается нынешнее правовое регулирование семинаров, тренингов и мастер-классов как новых и популярных способов получения дополнительного образования, анализируется концепция дополнительного образования и выявляются правовые пробелы в регулировании данной сферы общественных отношений. Также в статье приводится анализ понятия «просветительская деятельность» и предлагаются решения, которые могут быть использованы бизнесом для осуществления законной деятельности в сфере проведения тренингов и мастер-классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусев Андрей Владимирович, Мещерягина Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF TRAININGS, SEMINARS AND MASTER CLASSES

The scientific article is devoted to the consideration of the right to education as an inalienable constitutional right of citizens of the Russian Federation in modern realities and trends in the development of society. The current legal regulation of seminars, trainings and master classes as new and popular ways of obtaining additional education is considered, the concept of additional education is analyzed and legal gaps in the regulation of this sphere of public relations are identified. The article also provides an analysis of the concept of «educational activity» and suggests solutions that can be used by businesses to carry out legitimate activities in the field of training and master classes.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕНИНГОВ, СЕМИНАРОВ И МАСТЕР-КЛАССОВ»

Научная статья

УДК 342.5

конституционное право на образование: проблемы правового регулирования тренингов, семинаров и мастер-классов

Гусев Андрей Владимирович1, Мещерягина Вероника Александровна2

1 Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия, gusev.1983.av@mail.ru

2 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия,

metsheryagina@yandex.ru , https://orcid.org/0000-0001-9507-9417

Аннотация. Научная статья посвящена рассмотрению права на образование как неотъемлемого конституционного права граждан РФ в современных реалиях и тенденциях развития общества. Рассматривается нынешнее правовое регулирование семинаров, тренингов и мастер-классов как новых и популярных способов получения дополнительного образования, анализируется концепция дополнительного образования и выявляются правовые пробелы в регулировании данной сферы общественных отношений. Также в статье приводится анализ понятия «просветительская деятельность» и предлагаются решения, которые могут быть использованы бизнесом для осуществления законной деятельности в сфере проведения тренингов и мастер-классов.

Ключевые слова: образование, право на образование, образовательная деятельность, образовательная программа, Закон об образовании, самообразование, лицензирование, дополнительное образование, самозанятость, просветительская деятельность, кинезиотейпирование

Для цитирования: Гусев А. В, Мещерягина В. А. Конституционное право на образование: проблемы правового регулирования тренингов, семинаров и мастер-классов // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022. № 4. С. 98-104.

Original article

Constitutional right to education: problems of legal regulation of trainings, seminars and master classes

Gusev Andrey V.1, Meshcheryagina Veronika A.2

1 Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Yekaterinburg, Russia, gusev.1983.av@mail.ru

2 Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, metsheryagina@yandex.ru,

https://orcid.org/0000-0001-9507-9417

Abstract. The scientific article is devoted to the consideration of the right to education as an inalienable constitutional right of citizens of the Russian Federation in modern realities and trends in the development of society. The current legal regulation of seminars, trainings and master classes as new and popular ways of obtaining additional education is considered, the concept of additional education is analyzed and legal gaps in the regulation of this sphere of public relations are identified. The article also provides an analysis of the concept of «educational activity» and suggests solutions that can be used by businesses to carry out legitimate activities in the field of training and master classes.

Keywords: education, right to education, educational activity, educational program, Law on education, self-education, licensing, additional education, self-employment, kinesiotaping

For citation: Gusev A. V., Meshcheryagina V. A. Constitutional right to education: problems of legal regulation of trainings, seminars and master classes // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4. Рр. 98-104.

© Гусев А. В, Мещерягина В. А., 2022

Образование является неотъемлемой частью жизни каждого человека, его духовной потребностью и мощнейшим социальным «лифтом» в обществе. В Российской Федерации право на образование является конституционным, что подтверждает его неотъемлемость у человека, важность и значимость. В науке конституционного права оно рассматривается как свобода от вмешательства со стороны государства, которое не имеет права устанавливать те или иные идеологические, философские и иные взгляды в качестве основополагающих для образовательной системы. Этот принцип подкреплен статьями 13 и 14 Конституции РФ и распространяется в том числе и на образование в России [1].

На сегодняшний день процесс получения образования, а также сама образовательная деятельность, претерпевает существенные преобразования, связанные с появлением схожих форм, регулируемых различными отраслями права. Во многом это предопределено сущностными изменениями понимания права на образование: переход от восприятия его как услуги к общественному благу. В подобном понимании образование предстает непрерывным процессом воспитания и обучения, в котором может возникнуть потребность в дополнительном образовании, которое уже будет публично-правовой услугой [2, с. 57].

Развитие сферы услуг стало импульсом к так называемому ускоренному образованию, когда субъект может приобрести дополнительные знания в рамках семинаров, тренингов или мастер-классов.

Указанные формы предоставления услуг не находят своего отражения на уровне федерального законодательства, а фигурируют лишь в подзаконных актах, актах антимонопольных, налоговых органов, судебных актах (напр., приказ Минспорта России от 24.05.2021 № 330 и приказ Росстата от 02.06.2021 № 298).

Президиум Суда по интеллектуальным правам в одном из своих постановлений [3] установил, что деятельность, связанная с организацией и проведением мастер-классов и семинаров, является услугой, однородной услугам 41-го класса МКТУ «Организация и проведение мастер-классов [обучение]; организация и проведение семинаров».

Следует поддержать логику суда, так как очевидно, что проведение тренингов, семинаров и мастер-классов невозможно отнести ни к какому иному правовому институту, кроме как праву на образование. Так, п. 7 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об образовании» [4] определяет в качестве основополагающих принципов свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предусмотренных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам

свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания.

В соответствии с этими принципами в ст. 17 ФЗ «Об образовании» были признаны формы получения образования в образовательных организациях, при этом такие организации свободны в определении содержания образования и учебных программ [5, с. 50].

Однако свобода образования, как и иные права и свободы, не носит абсолютный характер и ограничивается, целями образования, а также минимальными требованиями к образовательным организациям, которые устанавливаются государством с целью обеспечения достойного воспитания и развития граждан.

Причем это характерно не только для национального, но и для международного права, что закреплено пунктом 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В нем четко закреплено, что образовательные организации должны отвечать тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями [6].

В Российской Федерации такие ограничения устанавливаются как для самих образовательных программ (и находят свое выражение в образовательных стандартах (ФГОСах), так и непосредственно для организаций, реализующих обучение по таким программам (наличие квалифицированных сотрудников -преподавателей; аудиторий, пригодных для обучения и т. п.). Это выражается, например, в осуществлении аккредитации вузов, а также в такой административно-правовой процедуре, как лицензирование образовательной деятельности. Осуществление такой процедуры в рамках образовательной деятельности в России является примером того, насколько неоднозначно на сегодняшний день законодательство в сфере образования, которая, в свою очередь, отчетливо прогрессирует в последнее десятилетие.

Современная ситуация в сфере образования усложняется еще и тем, что в ФЗ «Об образовании» закреплена достаточно сложная структура образования. В соответствии с частями 2, 4 и 5 статьи 10 данного закона с 2013 года образование подразделяется на четыре вида:

- общее образование, которое реализуется по уровням (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование);

- профессиональное образование, которое реализуется по уровням (среднее профессиональное образование и высшее образование - бакалавриат, спе-циалитет и магистратура, подготовка кадров высшей квалификации);

- дополнительное образование, которое подразделяется на подвиды (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование);

- профессиональное обучение.

Таким образом, необходимость наличия учебной программы, возможность ее проверить контролирующими государственными органами является обязанностью образовательных организаций, а не «самозанятых» или индивидуальных предпринимателей, проводящих краткосрочные мастер-классы, тренинги, семинары.

При масштабном развитии социальных сетей и интернет-ресурсов, обещающих получение знаний и профессиональных умений и навыков, правовое регулирование подобных отношений на сегодняшний день является пробельным. Основная причина этого - вопрос: «Что именно является образовательной деятельностью в России, а что нет, и где допустимые пределы свободы в отношении осуществления образовательной деятельности различными субъектами?».

С одной стороны, онлайн-курсы и тренинги являются удобным инструментом получения тех или иных знаний и навыков за невысокую плату и в короткий срок (в отличие, например, от высшего образования). Кроме того, они также могут быть рассмотрены в качестве средства для самообразования, которое, согласно ст. 43 Конституции РФ, поддерживает Российская Федерация. С другой стороны, данный подход к правовому регулированию образовательной деятельности не гарантирует гражданам достоверность таких знаний, их полезность для общества и, более того, не предостерегает от возможного причинения вреда, поскольку экспертность лекторов, читающих тот или иной курс, никем не устанавливается и не проверяется, ответственность за выбор курса возлагается на слушателей.

С масштабным развитием подобных способов получения знаний возникает всё больше споров о том, необходимо ли распространение в отношении такой деятельности, например, Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иных институтов регулирования образовательной деятельности в РФ, которые смогут обеспечить эффективность предоставляемых образовательных услуг не только в рамках различных уровней образования, но и в отношении дополнительного образования граждан и в рамках самообразования.

Важность рассмотрения данного вопроса подтверждается, в частности, и постепенным уходом России в настоящее время от болонской системы образования, началом построения национальной системы, что требует прежде всего качественного правового регулирования образовательной деятельности и преодоления правовых пробелов и коллизий в данной области, ведь именно таким образом и возможно становление системы образования высокого качества в России и обеспечение защиты прав и свобод граждан в сфере образования.

Для того чтобы внести ясность в понимание образовательной деятельности, обратимся к п. 17 ст. 2 ФЗ «Об образовании». В нем дается легальное определение образовательной деятельности как деятель-

ности по реализации образовательных программ. Обращаясь к отсылочной норме п. 9 ст. 2 этого же федерального закона, можно увидеть, что образовательная программа включает в себя комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Также согласно п. 40 ст. 12 ФЗ № 99 образовательная деятельность подлежит лицензированию и включает в себя деятельность по реализации образовательных программ [7]. Более детально виды образовательных программ, подлежащих лицензированию, изложены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, где в п. 16 предполагается лицензирование дополнительных общеобразовательных программ; дополнительных общераз-вивающих программ [8].

В свою очередь, дополнительное образование -вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ).

Тем самым реализация дополнительных общеобразовательных программ, подлежащих лицензированию, к проведению тренингов, мастер-классов и т. п. быть отнесена не может, поскольку они в большинстве своем не направлены на получение профессионального образования, осознанный выбор профессии и т. д. (учитывая, что проходят их взрослые люди, которые в большинстве своем уже имеют профессиональное образование и профессию).

Анализируя нормы действующего законодательства формально-юридически, можно прийти к выводу, что лицензированию подлежит только такая образовательная деятельность, которая осуществляется по образовательной программе, в которой существует определенный учебный график, составлена четкая программа и т. п., а также в некоторых случаях проводится аттестация.

Поэтому не подлежит лицензированию деятельность, которая представляет собой организацию тренингов, разовых семинаров и т.д., учитывая отсутствие четкого учебного плана на длительный период времени, системы аттестации, выдачи определенного документа, подтверждающего наличие той или иной квалификации и т. п. Это, в частности, подтверждается и в письме Минобрнауки России от 07.05.2014 (вопрос № 30) [9].

Важно учесть, как отмечают А. И. Рожкова и В. Ю. Матвеева, что вышеуказанное Письмо, с позиции теории права, не может быть признано нормативным и, соответственно, не имеет такого признака источника права, как общеобязательность. Однако соответствующие документы федеральных органов государственной власти после принятия ФЗ «Об образовании» выполняют функцию разъяснения его положений, и они достаточно авторитетны для того, чтобы оказывать влияние на толкование норм образовательного законодательства субъектами образовательных отношений [5, с. 25].

Вместе с тем следует учитывать, что соответствующие нормы могут толковаться некоторыми субъектами как буквально, так и расширительно, в связи с чем на сегодняшний день и сформирована неоднозначная судебная практика. Кроме того, юридическим лицам, желающим организовывать образовательные мероприятия, при регистрации следует указать код деятельности (ОКВЭД), которую они планируют осуществлять. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста имеют код 85.41.9 - Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки [10].

Как уже было отмечено, само по себе дополнительное образование не входит в перечень деятельности по реализации образовательных программ (а лицензированию подлежит только деятельность, осуществляемая по образовательной программе).

Однако, анализируя ФЗ «Об образовании», мы можем выявить четкие признаки образовательной деятельности, которые могут быть свойственны в том числе и подобным курсам, что и сформировало на сегодняшний день неоднозначную судебную практику. Такими признаками, в частности, являются следующие.

1. Выдача документов об образовании, наличие формулировок «образование», «обучение» в рекламных и информационных материалах.

2. Проведение обучения по образовательным программам и учебным планам.

3. Наличие постоянного преподавательского штата (то есть сотрудников, работающих на постоянной основе и получающих зарплату за преподавательскую деятельность).

Очевидно, что подобные признаки действительно характерны не только для образования в специализированных структурах, но и в том числе для частного бизнеса, планирующего оказывать услуги по организации и проведению разовых семинаров и тренингов, что может вызывать вопросы у контролирующих органов и в том числе приводить к необоснованному получению штрафов.

Ситуация с правовым регулированием тренингов усложняется в случае смежного правового регулирования различными отраслями права. Для доказательства представленного тезиса, проанализируем

проведение образовательных мастер-классов в сфере косметологии без хирургического вмешательства - кинезиотейпировании.

Данные тренинги распространены не только в России, но и в международной практике, однако ки-незиотейпирование не является медицинской услугой с правовой точки зрения, поскольку кинезиотей-пы как медицинское изделие не зарегистрировано, понятие «кинезиотейпирование» в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

Это слово употребляется лишь в подзаконных актах - приказе Минздрава России, где в разделе 020 (лечебная физкультура и спортивная медицина) фигурирует номенклатура B05.023.005 (Услуги по медицинской реабилитации детей с нейро-ортопедиче-ской патологией методами лечебного тейпирования) [11]. Помимо этого, слово «тейпирование» фигурирует в Правилах вида спорта «мас-рестлинг», где относится не к разновидности публичных услуг, а к разновидности спортивной атрибутики [12].

При этом неочевидно, может ли кинезиотейпиро-вание лица быть рассмотрено в качестве разновидности косметологических услуг, представленных в приказе Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», как разновидность «специальности медицинских услуг» [11].

Однако вышеуказанный приказ Минздрава России содержит класс медицинских услуг 070 - «Прочие». Класс «Прочие» включает в себя медицинские услуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем подразделе (например, услуги медицинского психолога). Эта формулировка свидетельствует о том, что перечень закрытым не является.

Тем не менее, на основании этих норм можно сделать вывод о том, что однозначно к разновидности медицинских услуг кинезиотейпирование отнести нельзя, либо только с целью реабилитации детей с нейро-ортопедической патологией.

Кинезиотейпирование не является косметологи-ческой услугой, поскольку косметология относится к разновидности медицинских услуг.

Если рассматривать кинезиотейпирование с позиции регистрации «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, то гражданин мог бы попробовать зарегистрировать ее по направлению 86.90 - Деятельность в области медицины - прочая, так как в данном классификаторе есть иные разъяснения того, что относится к «прочей деятельности в области медицины», а именно:

- деятельность по обеспечению здоровья человека, не осуществляемая больницами, врачами или стоматологами,

- деятельность медсестер, акушерок, физиотерапевтов или других специалистов среднего медицинского персонала в области оптометрии, гидротера-

пии, массажа, трудотерапии, логопедии, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т. д.

Эти виды деятельности могут осуществляться в лечебных организациях, действующих при предприятиях, школах, домах для престарелых и прочих организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и в других местах и т. д.

Таким образом, при желании легально заниматься подобным видом образовательной деятельности гражданин сталкивается с рядом серьёзных правоприменительных проблем, основная из которых - как осуществлять образование, не имея статуса лечебной организации, как легально проводить мастер-классы, если предмет не урегулирован в законодательстве?

При выборе организационно-правовой формы единственное, что остается делать гражданину в подобной ситуации, - оформить статус индивидуального предпринимателя или осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП (п. 1 ст. 2, абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ) - в так называемом режиме «самозанятости».

Для проведения тренингов гражданину придется определиться с формулировками конкретного перечня услуг для того, чтобы в последующем организаторы тренинга могли заключить с ним договор возмездного оказания услуг, в котором:

- он как исполнитель выполняет определенную разовую работу определенного объема. Здесь результатом должна быть оказанная услуга, а не процесс исполнения;

- исполнитель сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, сам управляет процессом оказания услуг в рамках договора, работает на свой риск;

- исполнитель сам решает, в какое время ему оказывать услуги, если иное не установлено договором;

- цена может быть фиксированной или не фиксированной. По общему правилу услуги оплачиваются после их приемки заказчиком;

- гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, не предоставляются исполнителю;

- прежде чем выбирать организационно-правовую форму и налоговый режим, рекомендуется определиться с примерным денежным оборотом за месяц и год, если последний будет составлять менее 2,4 млн руб., то, возможно, регистрировать бизнес преждевременно.

Есть еще одна норма ФЗ «Об образовании», которая потенциально может регулировать изучаемую сферу общественных отношений. Ею, помимо проанализированных выше административных процедур, стали нововведения в Закон об образовании, а именно - введение в него понятия «просветительская деятельность».

Согласно п. 35 ст. 2 ФЗ «Об образовании» просветительская деятельность - это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок,

компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возможно, подобное нововведение станет разрешением тех самым правовых коллизий, которые возникли в сфере правового регулирования образования, отличая подобную просветительскую деятельность от образовательной для устранения вопросов необходимости и, в частности, лицензирования такой деятельности.

Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя [13].

Таким образом, начатое правовое регулирование просветительской деятельности является отличным примером того, как государство, соблюдая свободу права на образование, закрепленное Конституцией и нормами международного права, поддерживая различные формы дополнительного образования и самообразования, одновременно следит за отсутствием в обществе абсолютной свободы данного права в целях недопущения негативных последствий для себя самого и для граждан, проживающих в нем.

Однако внедрение термина не привносит существенных изменений в правовое регулирование мастер-классов, вынося их в сферу гражданско-правовых договоров об оказании услуг, что нельзя считать достаточным.

В качестве итогов проведенного исследования хочется отметить необходимость дальнейшего развития законодательства в данной области путем введения четкого разграничения между просветительской и образовательной деятельностью, а также требований по лицензированию, предъявляемых к ним.

На наш взгляд, термин «просветительская деятельность» является удачным при столь стремительном развитии общества и появлении новых способов получения знаний. Рекомендуется ввести его в Общероссийский классификатор, в том числе в качестве отдельного вида экономической деятельности, заменив им некоторые виды деятельности, относящиеся на данном этапе к дополнительному образованию, с целью преодоления правовых коллизий и защиты бизнеса в нынешних политических условиях.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменения-

ми, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.

2. Воронцова Н. Л. Образование как услуга // Актуальные проблемы Российского права. 2020. № 4. С. 57.

3. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 29.04.2019 № С01-151/2019 по делу № СИП-163/2018 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.

5. Образовательное право: учебник для вузов / А. И. Рожков [и др.]; под ред. А. И. Рожкова, В. Ю. Матвеева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. 376 с.

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966.

7. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant. ru.

8. Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 (ред. от 30.11.2021) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant. ru.

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового регулирования в сфере дополнительного профессионального образования» // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.

10. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст; ред. от 23.12.2021 // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.

11. Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2017 № 48808) // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www. consultant.ru.

12. Приказ Минспорта России от 07.09.2020 № 686 «Об утверждении правил национального вида спорта «мас-рестлинг» // КонсультантПлюс: сайт. URL: https:// www.consultant.ru.

13. Пояснительная записка к законопроекту № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru.

2. Vorontsova N. L. Education as a service // Actual problems of Russian law. 2020. № 4. P. 57.

3. Resolution of the Presidium of the Intellectual Property Rights Court of 29.04.2019 № C01-151/2019 in case № SIP-163/2018 // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru.

4. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29.12.2012 № 273-FZ // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru.

5. Educational law: textbook for universities / A. I. Rozhkov [et al.]; ed. by A. I. Rozhkov, V. Yu. Matveev. 4th ed., reprint. and add. M.: Yurayt Publishing House, 2022. 376 p.

6. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Adopted by General Assembly resolution 2200 A (XXI) of December 16, 1966.

7. Federal Law № 99-FZ of 04.05.2011 «On licensing of certain types of activities» // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of 18.09.2020 № 1490 (ed. of 30.11.2021) «On licensing of educational activities» (together with the «Regulations on licensing of educational activities») // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru.

9. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 7, 2014 № AK-1261/06 «On the peculiarities of legislative and regulatory legal regulation in the field of additional professional education» // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www. consultant.ru.

10. OK 029-2014 (KDES Ed. 2). The All-Russian classifier of types of economic activity (approved by the Order of Rosstandart dated 31.01.2014 № 14-st) (ed. dated 23.12.2021) // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www. consultant.ru.

11. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation № 804n dated 13.10.2017 «On approval of the nomenclature of medical services» (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 07.11.2017 № 48808) // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru.

12. Order of the Ministry of Sports of Russia dated 07.09.2020 № 686 «On approval of the rules of the national sport "mas-wrestling"» // ATP «ConsultantPlus». URL: https:// www.consultant.ru.

13. Explanatory Note to Draft Law № 1057895-7 «On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation"». URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/1057895-7

Информация об авторах

Гусев Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент

Мещерягина Вероника Александровна - кандидат юридических наук

Information about the authors

Gusev Andrey V. - Candidate of Law, Associate Professor

Meshcheryagina Veronika A. - Candidate of Law

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации, включая идею, сбор материала, обработку материала, написание статьи и научное редактирование текста. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors

All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication, including the idea, the collection of material, the processing of the material, the writing of the article and the scientific editing of the text. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 20.09.2022; одобрена после рецензирования 30.09.2022; принята к публикации 03.10.2022.

The article was submitted 20.09.2022; approved after reviewing 30.09.2022; accepted for publication 03.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.