Научная статья на тему 'Специфика формирования правовой культуры будущих педагогов дополнительного образования в рамках дисциплины "образовательное право"'

Специфика формирования правовой культуры будущих педагогов дополнительного образования в рамках дисциплины "образовательное право" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / EDUCATIONAL LAW / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ОТРАСЛЬ ПРАВА / BRANCH OF LAW / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпукова Альбина Анатольевна, Сизова Ольга Алексеевна, Капитонова Янина Александровна

Дисциплина «Образовательное право» в последние годы приобретает все большую значимость в подготовке профессионалов в сфере образования. В данной статье образовательное право рассматривается как отрасль права, изучение которой позволяет будущим педагогам осуществлять свою деятельность в строгих рамках закона. В статье обозначены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, преподающие вышеуказанную дисциплину в педагогических вузах. Раскрывается необходимость введения данной дисциплины в условиях профессиональной подготовки будущих педагогов сферы дополнительного образования в процессе обучения не только в педагогических вузах, но и вузах культуры и искусства. Затронуты некоторые проблемы формирования правовой культуры при подготовке будущих специалистов в творческих вузах, таких как консерватории, институты культуры и искусства. Описаны актуальные тенденции развития современного дополнительного образования. Приведены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс сферы высшего образования, а также дополнительного образования. В заключении определен перспективный путь некоторого изменения в профессиональной подготовке будущих педагогов дополнительного образования, в основу которого положено более эффективное и глубокое изучение основ образовательного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпукова Альбина Анатольевна, Сизова Ольга Алексеевна, Капитонова Янина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of formation of legal culture of future teachers of additionaleducation within the discipline "Education law"

The Discipline «Educational law» in recent years has become increasingly important in the training of professionals in the field of education. In this article, educational law is considered as a branch of law, the study of which allows future teachers to carry out their activities within the strict framework of the law. The article identifies the main problems faced by teachers teaching the above discipline in pedagogical universities. The necessity of introduction of this discipline in the conditions of professional training of future teachers of the sphere of additional education in the process of training not only in pedagogical universities, but also universities of culture and art. Some problems of formation of legal culture at preparation of future experts in creative higher education institutions, such as conservatories, institutes of culture and art are touched upon. Current trends in the development of modern additional education are described. The basic legal documents regulating the educational process of higher education, as well as additional education are given. In conclusion, a promising way of some changes in the professional training of future teachers of additional education, which is based on a more effective and in-depth study of the foundations of educational law.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования правовой культуры будущих педагогов дополнительного образования в рамках дисциплины "образовательное право"»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018

№ 3 (33). С. 168-173. ^л^- гпл.х

удк 372.8 А. А. КлрпуковА, О. А. Сизова, Я. А. Капитонова

Специфика формирования правовой культуры будущих педагогов дополнительного образования в рамках дисциплины «Образовательное право»

Дисциплина «Образовательное право» в последние годы приобретает все большую значимость в подготовке профессионалов в сфере образования. В данной статье образовательное право рассматривается как отрасль права, изучение которой позволяет будущим педагогам осуществлять свою деятельность в строгих рамках закона. В статье обозначены основные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, преподающие вышеуказанную дисциплину в педагогических вузах. Раскрывается необходимость введения данной дисциплины в условиях профессиональной подготовки будущих педагогов сферы дополнительного образования в процессе обучения не только в педагогических вузах, но и вузах культуры и искусства. Затронуты некоторые проблемы формирования правовой культуры при подготовке будущих специалистов в творческих вузах, таких как консерватории, институты культуры и искусства. Описаны актуальные тенденции развития современного дополнительного образования. Приведены основные нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательный процесс сферы высшего образования, а также дополнительного образования. В заключении определен перспективный путь некоторого изменения в профессиональной подготовке будущих педагогов дополнительного образования, в основу которого положено более эффективное и глубокое изучение основ образовательного права.

Ключевые слова: Образовательное право, дополнительное образование, педагог дополнительного образования, специалист, отрасль права, образовательные программы, правовой статус

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 168-173.

A. A. Karpukova, 0. A. Slzova, Ya. A. Kapitonova

Specificity of formation of legal culture of future teachers of additional education within the discipline «Education law»

The Discipline «Educational law» in recent years has become increasingly important in the training of professionals in the field of education. In this article, educational law is considered as a branch of law, the study of which allows future teachers to carry out their activities within the strict framework of the law. The article identifies the main problems faced by teachers teaching the above discipline in pedagogical universities. The necessity of introduction of this discipline in the conditions of professional training of future teachers of the sphere of additional education in the process of training not only in pedagogical universities, but also universities of culture and art. Some problems of formation of legal culture at preparation of future experts in creative higher education institutions, such as conservatories, institutes of culture and art are touched upon. Current trends in the development of modern additional education are described. The basic legal documents regulating the educational process of higher education, as well as additional education are given. In conclusion, a promising way of some changes in the professional training of future teachers of additional education, which is based on a more effective and in-depth study of the foundations of educational law.

Keywords: Educational law, additional education, teacher of additional education, specialist, branch of law, educational programs, legal status

Введение

связи с мощным преобразованием социально-экономических условий в нашей стране необходимы соответствующие изменения и усовершенствования в системе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы дополнительного образования, которые обеспечивали бы возможность эффективной реализации их в профессиональной деятельности.

Основной целью процесса профессиональной подготовки студентов в вузе является выпуск на рынок труда высококвалифицированного, компетентного специалиста, готового к активности не только в области преподавания тех или иных учебных дисциплин, но способного свободно ориентироваться в нормативно-правовой документации, непосредственно касающейся профессиональной области; знающего основные положения законодательных актов в сфере образования, а также осознающего важность и необходимость предоставления права на получение качественного образования всем субъектам современного общества.

Основная часть

Право на образование - это важная и неотъемлемая часть конституционных прав гражданина РФ, которые принадлежат ему от рождения. Поэтому в ст.43 Конституции РФ закреплены государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации [1, с.13].

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве целей правового регулирования отношений в сфере образования выделил «установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования». [2, с.13]

Образовательное право - одна из важнейших дисциплин, изучение которой было бы полезным для студентов различных вузов, а также для учащихся школ, техникумов и колледжей с целью повышения правовой грамотности самих обучающихся и знакомства с правами и обязанностями всех субъектов, участвующих в образовательном процессе [8].

В последние годы в учебные планы различных педагогических вузов включена дисциплина «Образовательное право» или «Основы образовательного права». В некоторых вузах основы образовательного права преподают студентам в рамках дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности». Но за различными названиями преподаваемых дисциплин кроются нормы образовательного права.

Образовательное право, по мнению значительной части ученых - правоведов является комплексной отраслью права, включающей в себя нормы иных отраслей права, таких как конституционное, семейное, трудовое. Но в последние годы все больше ученых склонны рассматривать образовательное право как самостоятельную отрасль права со своим предметом, специфическими источниками.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения. Особенность предмета правового регулирования образовательного права выражается в специфике общественных отношений, «которые порождаются обширной сферой человеческой деятельности - образованием» [11, с.11].

Для образовательного права характерен и особый субъектный состав, включающий в себя:

1) участников образовательных отношений, к которым Законом об образовании отнесены обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность

2) участников отношений в сфере образования, к которым отнесены участники образовательных отношений и федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения и т.д. [2].

В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с источниками образовательного права, включающими нормы международного права, Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании в РФ», иные нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня, а также акты органов местного самоуправления. Среди источников образовательного права значительную роль играют также локальные нормативные акты, принимаемые самими образовательными учреждениями, что является отличительной особенностью данной отрасли права. К локальным нормативным актам можно отнести Уставы образовательных организаций, Положения, регламентирующие учебный процесс, иные Положения и Правила, разрабатываемые каждой образовательной организацией самостоятельно [11].

Студенты на занятиях знакомятся с правовым статусом образовательных организаций, системой образования, ее государственным регулированием. Значительное место при изучении образовательного права уделяется правовому статусу обучающихся, а также правовому положению работников, осуществляющих образовательную деятельность, основаниям возникновения, изменения и прекращения образовательных правоотношений и юридической ответственности всех участников образовательной деятельности. В последние годы большое внимание уделяется также организации полу-

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 3 (33)

чения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из важнейших тем для изучения являются образовательные программы, которые определяют содержание образования. Знакомство с видами образовательных программ, порядком их разработки и принятия, а также формами их реализации, изучение образовательных стандартов и федеральных государственных требований создают юридическую базу будущей профессиональной деятельности педагога.

В современных условиях модернизации образования становятся широко востребованными навыки разработки инновационных проектов и программ в сфере образования.

Особый интерес студентов вызывают вопросы, касающиеся профессионального и дополнительного образования, а также особенности реализации образовательных программ. Так, согласно Закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование предназначено как для детей, так и для взрослых и оно «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [2].

Знакомясь с правовым регулированием дополнительных общеобразовательных программ, студенты изучают отличительные особенности общеразвивающих и предпрофессиональных программ.

Эти знания необходимы как студентам педагогических вузов, так и студентам вузов, которые осуществляют подготовку специалистов в области дополнительного образования. Выпускники этих вузов в дальнейшем будут осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере образования. В своей ежедневной трудовой деятельности будущие научно-педагогические работники, а также административно-управленческий персонал образовательных учреждений различного уровня будут сталкиваться с проблемами соблюдения прав и обязанностей обучающихся, с необходимостью регулирования взаимоотношений между учащимися, их родителями и образовательной организацией, а также с вопросами организации и осуществления учебного процесса в точном соответствии с действующими нормами права.

При этом нельзя забывать о гарантиях соблюдения трудовых прав самих педагогических работников и юридическом закреплении их обязанностей. Важным аспектом для изучения в рамках дисциплины «Образовательное право» являются вопросы взаимоотношения образовательных учреждений с вышестоящими организациями и контролирующими органами, связанные с нормативно-правовым регулированием

деятельности, процедурами осуществления лицензирования и аккредитации.

Если знания и навыки применения методик преподавания различных дисциплин, использования современных образовательных технологий, организации и реализации воспитательного процесса и т.п. студенты получают на протяжении всего периода обучения, то знания в сфере правового регулирования образовательного процесса они получают большей частью на занятиях по «Образовательному праву». Именно эти знания позволят им в дальнейшем избежать значительно количества ошибок в своей профессиональной деятельности и организовать свою работу в четком соответствии с нормами действующего права.

Поэтому ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование закреплял следующие компетенции:

- способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

- готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4).

Актуализированный ФГОС ВО, разработанный на основании профессиональных стандартов (ФГОС ВО ++) по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование также содержит универсальные и общепрофессиональные компетенции, формирование которых может осуществляться в рамках изучения дисциплины «Образовательное право»:

- способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2);

- способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1).

Как было отмечено ранее, в условиях современности все более актуальным становится дополнительное образование. Свидетельством тому является «Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р.[3].

В документе говорится о том, что «в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы» [3].

Для реализации дополнительного образования также требуется профессиональная подготовка кадров. В условиях тенденции повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования, возрастает возможность привлечения в эту сферу молодых, высококвалифицированных специалистов.

К тому же для решения таких задач как «разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности; повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого; обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества» [3], необходимо воспитание и профессиональная подготовка компетентных специалистов в условиях высшего образования.

В дальнейшем, осуществляя свою профессиональную деятельность, будущий педагог сферы дополнительного образования должен уметь хорошо ориентироваться в нормативных документах, регламентирующих процесс обучения в условиях дополнительного образования. К ключевым документам в этой сфере можно отнести вышеупомянутую Концепцию развития дополнительного образования, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, а также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008, в тексте которых начинающий специалист сможет найти необходимую информацию.

Будущих специалистов для данного сегмента образования, в том числе и для обеспечения кадрами частного сектора, готовят педагогические вузы, в которых реализуются творческие профили, специальности. Но значительное количество педагогов дополнительного образования получают подготовку в институтах культуры и искусства, а также консерваториях.

И если в педагогических вузах, как было указано ранее, правовая подготовка педагогов осуществляется в рамках дисциплины «Образовательное право», то в творческих вузах и консерваториях внимания этому вопросу уделяется мало. Такие дисциплины, как «Правоведение», «Правовое регулирование в области искусства и культуры», а также «Основы правовых знаний», которые включаются в учебные планы вышеуказанных образовательных учреждений, не дают полного и всестороннего представления о

нормах, регламентирующих образовательный процесс, не прививают навыки анализа и применения на практике нормативно-правовых документов в сфере образования.

Вопрос о направленности образования в творческом вузе определялся спецификой исполнительской подготовки, музыкально-исторической, а также музыкально-теоретической. Однако, в будущем, специалисту данной области, возможно придется реализовывать себя не только как исполнителю, музыковеду, но и как преподавателю, методисту, публицисту, административному работнику. В этой связи, мы полагаем, что введение основ «Образовательного права» необходимо и в условиях реализации образовательной деятельности творческими вузами.

Осуществляя образовательную деятельность в условиях творческого вуза, важно помнить о том, что нормативно-правовая документация, регламентирующая образовательный процесс является идентичной той, что используется в вузах иной, в том числе педагогической, направленности.

Кроме того, в так называемый пакет документов, необходимых для реализации основных профессиональных образовательных программ входит полный перечень учебно-методической документации, разработанный в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по соответствующим в сфере укрупненных групп специальностей и направлений подготовки 53.00.00 Музыкальное искусство, Сценические искусства и литературное творчество, 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты, 50.00.00 Искусствознание.

При работе над формированием учебно-методической документации специалисту важно не только в совершенстве продемонстрировать знание и владение специальными навыками, но и умение грамотно и точно использовать нормативно-правовую документацию. Это будет отражаться в формировании компетенций, соответствующих ФГОС ВО, распределении часов, правильной и точной формулировке образовательных результатов дисциплин, в использовании необходимой литературы.

Кроме того, реализуя себя в профессиональной деятельности, будущему специалисту возможно придется выступать в роли разработчика основных профессиональных образовательных программ, рецензента, в том числе и от представителя работодателя. В этой связи, будущему специалисту сферы культуры и искусства потребуются знания нормативно-правовых актов различного уровня, регламентирующих образовательный процесс.

К тому же, в условиях постоянного обновления и усовершенствования законодательной базы и, как следствие этого, постоянной корректировки разрабатываемой в соответствии с ней

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

документации, студентам необходимо выработать умение толковать правовые нормы, сформировать навыки работы с нормативными и иными документами, пробрести опыт проведения сравнительного анализа действующих документов и документов, утративших юридическую силу.[9]

Все эти навыки, а также опыт работы с юридическими документами и документацией, сопровождающей организацию и осуществление учебного процесса студенты могут приобрести в рамках дисциплины «Образовательное право».

В заключение необходимо отметить, что в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, обеспечивающих сопровождение по укрупненным группам специальностей 53.00.00 Музыкальное искусство, уровень специалитета, также обозначены компетенции в сфере права.

К примеру, в стандарте высшего образования по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства представлено требование к формированию следующей компетенции:

- способностью к социальному взаимодей-

ствию на основе принятых моральных и правовых норм, проявляя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре (ОК-3).

Заключение

Хотя последние годы все больше вузов включают дисциплину «Образовательное право» в учебные планы, необходимо отметить, что не во всех педагогических вузах уделяется достаточное внимание изучению данной дисциплины. Это может быть связано как с незначительным количеством часов, отведенных в учебном плане на изучение этой дисциплины, так и с квалификацией педагогических работников, преподающих указанную дисциплину. Поэтому необходимо уделять больше внимания подготовке специалистов в сфере образовательного права с учетом специфики подготовки специалистов в сфере педагогики, искусства и культуры, в том числе в творческих вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598

3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940. html (Дата обращения 29.05.2018)

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Дата обращения 29.05.2018)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2016 № 1169 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (уровень специалитета)" (Зарегистрирован 23.09.2016 № 43795) [Электронный ресурс] - URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201609270015 (Дата обращения 29.05.2018)

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 № 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)" (Зарегистрирован 11.01.2016 № 40536) [Электронный ресурс] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201601140005 (Дата обращения 29.05.2018)

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" (Зарегистрирован 15.03.2018 № 50362) [Электронный ресурс] - URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160004 (Дата обращения 29.05.2018)

8. Алферов А.Н. Образовательное право Российской Федерации, проблемы и перспективы // Вестник Российского Института Национальных Ценностей. 2014. № 01.

9. Васькина А.В., Карпукова А.А.Формирование содержания дисциплины «Право социального обеспечения» в педагогических вузах // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 50-56.

10. Медведева Т.Ю., Марик В.Б. Возможности сетевого взаимодействия в процессе профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 24

11. Образовательное право: учебное пособие для бакалавров / Под общ. ред. Д.А.Аксеновой. М.: Книгодел, 2016. 312 с.

12. Mac, John Fortress. The Disciplined Bettor: Essential Strategies of Success, p.116.

REFERENCES

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the RF Laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation No. 6-FKZ of 30.12.2008 N 7-FKZ, dated 05.02.2014 N 2-FKZ , from 11/21/2014 N 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation ", August 4, 2014, N 31, article 4398

2. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (Edited on 07.03.2018) "On Education in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation ", 31.12.2012, N 53 (Part 1), Article 7598

3. The concept of development of additional education for children, approved by the order of the Government of the Russian

Federation of September 4, 2014 No. 1726-r. [Electronic resource] - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36940.html (Date of circulation on 05/29/2018)

4. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of August 29, 2013, No. 1008, Moscow "On Approval of the Procedure for the Organization and Implementation of Educational Activity for Additional General Education Programs." [Electronic resource] - URL: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html (Date of circulation 05.29.2018)

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 12.09.2016 № 1169 "On the approval of the federal state educational standard of higher education on specialty 53.05.01 The art of concert performance (the level of specialty)" [Registered on September 23, 2016 No. 43795) [Electronic resource] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201609270015 (Date of circulation 05/29/2018)

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 04.12.2015 № 1426 "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.01 Pedagogical Education (Bachelor's Level)" (Registered on 01/11/2016 No. 40536) [Electronic resource] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201601140005 (Date of circulation 05.29.2018)

7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2013 № 121 "On the approval of the federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in the field of training 44.03.01 Pedagogical Education" (Registered 15/03/2018, No. 50362) [Electronic resource] - URL: http: //publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201803160004 (Date of circulation 05/29/2018)

8. Alferov A.N. The educational law of the Russian Federation, problems and prospectsro Bulletin of the Russian Institute of National Values. 2014. no. 1. (in Russian)

9. Vaskina A.V., Karpukova A.A. The formation of the content of the discipline "The Law of Social Security" in pedagogical universities. Problems of Modern Pedagogical Education. 2017. no. 56-1. pp. 50-56. (in Russian)

10. Medvedeva T.Yu., Marik V.B. The possibilities of networking in the process of professional training of a specialist in the field of culture and art. Bulletin of the University of Minin. 2016. No. 1-1 (13). p. 24 (in Russian)

11. Educational Law: A Training Manual for Bachelors / Under total. Ed. D. A. Aksenov. Moscow, Knigodel Publ., 2016. 312 p. (in Russian)

12. Mac, John Fortress. The Disciplined Bettor: Essential Strategies of Success, p.116. (in Russian)

Информация об авторах Карпукова Альбина Анатольевна

(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина E-mail: Alikata@yandex.ru

Сизова Ольга Алексеевна

(Россия, Нижний Новгород) Старший преподаватель кафедры продюсерства и

музыкального Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина E-mail: olgasizova88@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Капитонова Янина Александровна

(Россия, Нижний Новгород) Педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества имени В. Чкалова» E-mail: kayanina@mail.ru

Information about the authors

Karpukova Albina Anatolievna

(Russia, Nizhny Novgorod) Senior Lecturer of the Department of General History, Classical Disciplines and Law Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: Alikata@yandex.ru

Sizova Olga Alexeevna

(Russia, Nizhny Novgorod) Senior lecturer of the Department of Producing and Music

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: olgasizova88@yandex.ru

Kapitonova Yanina Alexandrovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Additional Education Teacher The house of children's (youth) creativity named after V. Chkalov E-mail: kayanina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.