Образовательный менеджмент
УДК330
О. В. Жукова
Нормативно-правовое регулирование реализации образовательных
программ в сетевой форме: что изменилось?
Аннотация
В статье рассмотрены нормативно-правовое регулирование реализации образовательных программ в сетевой форме, ожидаемые эффекты от развития сетевого взаимодействия, способы их достижения, особенности правового регулирования с 1 июля 2020 года. Информация, представленная в статье, предназначена для совершенствования компетенций работников органов управления в сфере образования и руководителей образовательных учреждений.
I
Ключевые слова: сетевое взаимодействие; образовательные организации; образовательные программы; нормативно-правовое регулирование.
O. V. Zhukova
Legal regulation of implementating educational programs
in network form: changes
Abstract
The article considers the issues of legal regulation of implementing educational programs in the network form, expected effects of network interaction development, ways to achieve them, and features of legal regulation from July 1, 2020. The article is intended to improve the competencies of employees of management bodies in the field of education and heads of educational institutions.
J Keywords: network interaction; educational organizations; educational programme; legal regulation.
Жукова О. В.
Нормативно-правовое регулирование реализации образовательных программ в сетевой форме: что изменилось?
Один из актуальных вопросов сегодня — осуществление сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций с целью создания условий для повышения доступности и качества общего и дополнительного образования детей.
Федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование» предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% общеобразовательных организаций будут реали-зовывать образовательные программы в сетевой форме. Такой подход направлен на повышение эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширение возможностей детей в освоении программ общего образования.
К 2024 году обучающимся 5-11-х классов предоставлена возможность освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения.
Достижение этих целей возможно в рамках сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и иных организаций, имеющих высоко-оснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков «Кванториум».
Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций (организации-партнеры) в рамках реализации образовательных программ ориентирована на решение задач по закреплению, углублению и расширению знаний, получаемых обучающимися в школе, в соответствии с индивидуальными задатками каждого конкретного ученика (в младших классах), с обозначенными им интересами (в подростковом возрасте), с профессиональным и социальным самоопределением (в старшей школе). Эти задачи решаются в первую очередь благодаря эффективному использованию имеющихся материально-технических, кадровых и иных ресурсов организаций-партнеров путем активного использования системы сетевого взаимодействия между ними.
Сетевое взаимодействие позволяет организациям-партнерам взаимно компенсировать имеющиеся у них недостатки в ресурсах, реализовать механизмы обучения по индивидуальным учебным планам (траекториям обучения). Решение этих вопросов также актуально в объективных условиях самоизоляции или дистанционного обучения, когда учителя в кратчайшие сроки осваивают систему обучения в электронной среде, ищут способы и возможности недопущения отставания в реализации образовательных программ. Для этого они могут использовать ресурсы других организаций, что позволит создать условия для изучения модулей, отдельных тем в рамках уроков, на которых необходимо присутствие обучающихся
71
(физкультура, технология, физика, химия и другие предметы).
Формы сетевого взаимодействия разнообразны. Чтобы правильно организовать эту работу, необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность учреждений в сфере образовательных, гражданских и трудовых отношений, а также в сфере обеспечения гарантий ребенка, организации финансово-хозяйственной деятельности с учетом требований, установленных для бюджетных и автономных учреждений. В первую очередь — это Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с внесенными в него изменениями, письмо Министерства просвещения России от 28 июня 2019 № МР-81/02вн «Методические рекомендации для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» и другие нормативные правовые акты, в той или иной мере касающиеся рассматриваемого вопроса.
Выполняя нормативные требования, установленные действующими правовыми актами, образовательные организации сталкивались и сталкиваются с препятствиями, которые могут тормозить реализацию перехода к сетевому взаимодействию. Сложности, например, возникают при разработке совместной образовательной программы, необходимости оформления новой лицензии в связи с реализацией программы в сетевой форме и уточнением (дополнением) адреса обучения.
Для успешного преодоления таких препятствий необходимо учесть очень важную информацию: с 1 июля 2020 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 403-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Какие же важные изменения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся реализации образовательных программ в сетевой форме, предусмотрены этим законом? 1. Внесены изменения в статью 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», в том числе:
• обеспечена возможность освоения обучающимися образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики иных компонентов;
• не требуются разработка и утверждение совместной образовательной программы;
• обеспечена возможность освоения обучающимися программы (в том числе различного вида уровня и (или) направленности) с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходи-
72
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2021
мости с использованием ресурсов иных организаций (научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкуль-турно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе);
• предоставлена возможность организациям, осуществляющим образовательную деятельность при сетевой форме реализации образовательных программ, использовать имущество государственных и муниципальных организаций на безвозмездной основе.
2. Пункт 4 статьи 91 «Лицензирование образовательной деятельности»: «Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения...» дополнен следующим текстом: «мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической под-
готовки обучающихся, государственной итоговой аттестации».
Следовательно, не требуется обновление лицензии в случае реализации образовательной программы в сетевой форме.
3. Должна ли образовательная организация информировать потребителей о местах обучения после 1 июля 2020? Да, должна. Статья 29 «Информационная открытость образовательной организации», часть 2: «Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность» дополнена подпунктом «з.1» следующего содержания:
«з.1) о местах осуществления образовательной деятельности, в том числе не указываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности».
Необходимость совершенствования системы образования с целью выполнения мероприятий федерального проекта «Современная школа» в условиях изменчивой и нестабильной внешней среды рождает новые управленческие задачи, решить которые невозможно, используя традиционные подходы. Учитывая механизмы построения сетевых моделей на основе стратегий конкуренции и партнерства организаций, реализуемых в экономике и бизнесе, работники органов управления системы образования приобретают весьма ценные навыки и знания. Их осмысление позволяет качественно осуществлять проектирование новых способов взаимодействия учреждений в условиях разных муниципальных образовательных систем, входящих в состав региональной образовательной системы, в том числе в рамках реализации образовательных программ в сетевой форме, и тем самым адекватно отвечать на вызовы внешней среды.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-Ф3: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] // КонсультантПлюс: [сайт]. — 1997. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/:..... (дата обращения: 31.05.2021).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ [принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года, одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года] // КонсультантПлюс: [сайт]. — 1997. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339097/ (дата обращения: 31.05.2021).
3. Паспорт национального проекта «Образование» [утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным про-
ектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16] // КонсультантПлюс: [сайт]. — 1997. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 31.05.2021).
4. Методические рекомендации для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме: письмо Минпросвещения России от 28 июня 2019 г. № МР-81/02 вн // КонсультантПлюс: [сайт]. — 1997. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_336748/ (дата обращения: 31.05.2021).
5. Жуковицкая, Н. Н. Экономические и правовые аспекты сетевого взаимодействия / Н. Н. Жуковицкая // Народное образование. — 2018. — № 1-2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-i-pravovye-aspekty-setevogo-vzaimodeystviya/viewer (дата обращения: 31.05.2021).
Жукова О. В.
Нормативно-правовое регулирование реализации образовательных программ в сетевой форме: что изменилось?
73
1. On education in the Russian Federation: Federal law № 273-FZ: adopted by the State Duma on 21 December, 2012: approved by the Federation Council on 26 December, 2012. (n.d.). Konsultant Plus. Retrieved 31 May, 2021, from http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/
2. On amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» and certain legislative acts of the Russian Federation: Federal Law of 02.12.2019 № 403-FZ: approved by the Federation Council on November 25, 2019. (n.d.). Konsultant Plus. Retrieved 31 May, 2021, from http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_339097/
3. Passport of the national project «Education»: approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects, Minutes of 24 December, 2018 № 16. Kon-
References
sultant Plus. Retrieved 31 May, 2021, from http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/
4. Methodological recommendations for the constituent entities of the Russian Federation on the implementation of basic and additional general educational programs in the network form: letter from the Ministry of Education of Russia datedJune 28, 2019 №. MR-81/02 vn. Konsultant Plus. Retrieved 31 May, 2021, from http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_336748/
5. Zhukovitskaya, N. N. (2018). Economic and legal aspects of networking. Narodnoe obrazovanie, 1-2 (1466), 55-63. (In Russian). Available at: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/ekonomicheskie-i-pravovye-aspek-ty-setevogo-vzaimodeystviya/viewer (accessed 31 May, 2021).