Научная статья на тему 'ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права детей / образование / правовая политика / полномочия органов местного самоуправления / children’s rights / education / legal policy / powers of local self-government bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д С. Воробьёва

актуальность статьи обусловлена важностью защиты прав ребенка со стороны государства, на что обращается внимание в политической повестке, в том числе Президентом РФ. Цель статьи – проанализировать отдельные проблемные аспекты правовой политики современной России в области образования детей, а также определить необходимые пути ее совершенствования. Автором были использованы общенаучные (диалектический, методы анализа, синтеза) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). Он приходит к выводу, что отдельные положения федерального законодательства в области образования детей нуждаются в совершенствовании, например в части регулирования религиозного обучения и наделения муниципальных органов власти отдельными полномочиями по контролю за деятельностью муниципальных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On certain aspects of the legal policy of modern Russia in the field of children’s education

topicality of the article bases on the importance of protecting the rights of the child on the part of the state, which draws attention to the political agenda, including by the President of the Russian Federation. The goal of the article is to analyze certain problematic aspects of the legal policy of modern Russia in the field of children’s education, including to determine the necessary ways to improve the legal policy in this area. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (formal-legal and comparativelegal methods). The author comes to the conclusions that certain provisions of the federal legislation in the field of children’s education need to be improved – for example, in terms of regulating religious education and giving separate control powers over the activities of municipal educational organizations of municipal authorities

Текст научной работы на тему «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Д.С. Воробьёва,

старший преподаватель кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии

D.S. Vorobyova,

Senior Lecturer of the Department of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy [email protected]

DOI:

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТАХ

ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью защиты прав ребенка со стороны государства, на что обращается внимание в политической повестке, в том числе Президентом РФ. Цель статьи - проанализировать от--0 дельные проблемные аспекты правовой политики современной России в области образования детей, а также определить необходимые пути ее совершенствования. § Автором были использованы общенаучные (диалектический, методы анализа, син-* теза) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой). ^ Он приходит к выводу, что отдельные положения федерального законодательства в области образования детей нуждаются в совершенствовании, например в части 00 регулирования религиозного обучения и наделения муниципальных органов власти сЕ отдельными полномочиями по контролю за деятельностью муниципальных обра-

С

зовательных организации.

Ключевые слова: права детей, образование, правовая политика, полномочия ^ органов местного самоуправления.

£ §

О On certain aspects of the legal policy of modern Russia

in the field of children's education

§

00 Abstract: topicality ofthe article bases on the importance ofprotecting the rights of the 0Q child on the part of the state, which draws attention to the political agenda, including by the 5 President of the Russian Federation. The goal of the article is to analyze certain problematic ^ aspects of the legal policy ofmodern Russia in the field of children's education, including to determine the necessary ways to improve the legal policy in this area. The implementation 84 of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical - method, analysis, synthesis) and .special scientific methods (formal-legal and comparative*» legal methods). The author comes to the conclusions that certain provisions of the federal ^ legislation in the field of children's education need to be improved - for example, in terms (y of regulating religious education and giving separate control powers over the activities of » municipal educational organizations of municipal authorities. О

Keywords: children's rights, education, legal policy, powers of local self-government bodies.

В Российской Федерации право на образование гарантируется на самом высоком, конституционном уровне. Важными конституционными гарантиями права на образование детей являются его общедоступность и бесплатность. Это касается не только дошкольного и основного общего образования (в данном случае положения ст. 43 Основного Закона, по-видимому, нуждаются в корректировании ® и соответствуют понятию «общее образование», уровнями которого ь являются дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее | общее образование (ч. 3 ст. 5, ч. 4 ст. 10 Федерального закона «Об об- * разовании в Российской Федерации» [1])), но и среднего профессио- 3 нального образования [2]. * На настоящий момент (с 1 января 2019 г. по 30 декабря 2024 г.) а на всей территории России реализуется национальный проект 3 «Образование», одним из направлений которого является в том числе | совершенствование нормативно-правового регулирования образова- 3 тельной деятельности [3]. -Роли и значению образования детей уделено внимание и в ут- § вержденной Президентом РФ в 2020 г. Стратегии противодействия § экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [4]. В числе векто- "| ров государственной политики в сфере противодействия экстремизму | названа область образования и молодежной политики (подп. «е» § п. 32 Стратегии), что неслучайно: «Проблема распространения 8 радикальных идей представляется наиболее острой в части вовле- § чения детей и подростков» [5, с. 45], которые подвержены большему о психологическому влиянию, в том числе вербовке в экстремистские 8 организации. Помимо этого, государственная политика в указанной 3 области направлена на принятие мер по формированию у обучаю- * щихся уважительного отношения ко всем национальностям, этносам § и религиям, а также мер профилактики экстремистских проявлений в | образовательных организациях. В этой связи, полагаем, необходимо £ обратить внимание в первую очередь на нормативно-правовое регу- | лирование образовательной деятельности и деятельности религиозных организаций. Так, в соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона 85 «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6] обучение ь религии и религиозное воспитание не являются образовательной § деятельностью, при этом сама статья озаглавлена как «Религиозное .о образование». На наш взгляд, наблюдается противоречие одних положений закона другим. Считаем, что религиозное обучение должно * подпадать под «дополнительное образование», предусмотренное ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и в соответствии с этим подлежать лицензированию

и последующему контролю (надзору) наравне с другими видами образования (ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подтверждением данного довода служит положение п. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится, что при соблюдении ряда формальностей дети могут обучаться религии в школах в рамках внеклассных (дополнительных) занятий. Неурегулированность обозначенного вопроса может приводить к непониманию своих прав и обязанностей религиозными организациями и нарушениям с их стороны.

Еще одним аспектом деятельности государства в области образования и молодежной политики должна стать организация досуга, направленная на создание доступности культурных и спортивных объектов, предназначенных для отдыха и всестороннего развития мо--о лодого поколения. Например, в соответствии с Письмом Минобрнауки со России от 4 мая 2016 г. № АК-950/02 «О методических рекомендациях» (в ред. от 8 августа 2016 г.) [7] потребность в организациях » дополнительного образования определяется исходя из необходимости оа обеспечения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет на уровне 70-75 %, оа при этом большая часть дополнительных образовательных программ 2 должна реализовываться на базе общеобразовательных организаций, ^ в особенности в сельской местности. Количество детских школ искусств должно в общем виде охватывать 12 % детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 16 лет, из расчета одна детская школа искусств на один 55 населенный пункт с численностью населения от 3 до 10 тыс. человек. § Вместе с тем в соответствии с целевыми показателями паспорта на-^ ционального проекта «Образование» к 2024 г. доля детей, охваченных «5 дополнительным образованием, должна достигнуть 80 % [8], одна-о ко решение данного вопроса в ведомственных нормативных актах 2 Минпросвещения России и Минкулкгуры России отражения пока С не нашло.

Особый интерес некоторое время назад вызвал вопрос о при-86 влечении обучающихся к трудовой деятельности в образовательных организациях: работе на пришкольных участках, субботникам, СЧ дежурствам и т.п. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона ® «Об образовании в Российской Федерации», привлечение несовер-^ шеннолетних обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается без согласия их родителей (законных представителей). Согласно разъяснениям еще Минобрнауки России, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования предусмотрено обязательное трудовое об-

учение и воспитание обучающихся, которое может осуществляться в том числе в рамках программы воспитания и социализации, включающей в себя различные социальные акции и проекты, субботники, «трудовые десанты», общественно полезные практики, участие в благоустройстве школы и класса и др. (п. 26 Письма Минобрнауки

России от 26 сентября 2017 г. N° МОН-П-4472) [9]. Следует отметить, ®

что воспитанию как составной части образовательного процесса от- ^

ведено особое место и в указанных ранее политико-программных |

документах. I

Проблемам доступности и качества дошкольного, школьного 3

к

и дополнительного образования детей уделяет пристальное вни- ^ мание Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка. 3 Так, он указывает на необходимость принятия законодательства 3 о денежной компенсации родителям либо законным представителям | детей до трех лет, которым не предоставили место в дошкольной 3 образовательной организации; установления ответственности лиц, -заключивших договор на проведение комплексной застройки микро- | районов без строительства объектов социальной инфраструктуры, § а также допустивших приемку в эксплуатацию жилых домов без по- "| строенных детских садов и школ; определения порядка учета мнения | населения в сельских поселениях при ликвидации и реорганизации I школ [10, с. 119, 122-123]. § В целом организация предоставления соответствующих видов I и уровней образования детей по общему правилу входит в компе- о тенцию муниципальных органов власти (ст. 9 Федерального закона § «Об образовании в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 3 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [11]). Значительный § объем полномочий, в первую очередь финансовых, в сфере об- | разования детей находится в ведении органов государственной ь власти субъектов РФ (ст. 8 Федерального закона «Об образовании | в Российской Федерации», подп. 13-14.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (пред- 87 ставительных) и исполнительных органов государственной власти ь субъектов Российской Федерации» [12]). I Отдельные полномочия могут быть делегированы органам мест- .о ного самоуправления с учетом выделения им необходимых материаль- о* ных и денежных средств (п. 6 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих ® принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Согласно данным Минфина России, на муниципальный

уровень субъектами Федерации передаются следующие полномочия в сфере образования: организация предоставления общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, а также содержание детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ (по состоянию на 2019 г. делегировано в 28 субъектах РФ); финансовое обеспечение получения дошкольного и школьного образования в частных образовательных организациях (по состоянию на 2019 г. делегировано в 23 субъектах РФ); организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей во внеканикулярное время (по состоянию на 2019 г. делегировано в 22 субъектах РФ) [13, с. 24-25].

На наш взгляд, есть перспективы для передачи полномочий по управлению школами региональным органам исполнительной власти (на что указывалось в п. 64 Письма Минобрнауки России от .о 26 сентября 2017 г. № МОН-П-4472), как это с недавних пор имеет со место применительно к детским школам искусств, представляющим

собой одну из форм дополнительного образования детей [14]. » Нам импонирует предложение Л.С. Казаковой о наделении му-оа ниципальных органов власти отдельными полномочиями [15, с. 17], оо в том числе по контролю за деятельностью муниципальных обра-2 зовательных организаций (на данный момент таковыми обладает ^ государство в лице Федеральной службы по надзору в сфере обра-^ зования и науки и региональных органов исполнительной власти, 52 осуществляющих делегированные Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования). Возможно, § если бы органы местного самоуправления, помимо организации ^ предоставления различных видов и уровней образования, осущест-«5 вляли еще и проверку этого предоставления, многие резонансные о случаи не имели бы место.

2 Таким образом, нами проанализированы отдельные проблемные С аспекты правовой политики современной России в области образования детей и определены необходимые пути ее совершенствования. 88 В частности, сделаны выводы о том, что отдельные положения федерального законодательства в области образования детей нуждаются СЧ в пересмотре, например в части регулирования религиозного обучения ® и наделения муниципальных органов власти отдельными полномочи-^ ями по контролю за деятельностью муниципальных образовательных организаций.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 (в ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53, ч. 1, ст. 7598; 2021. - № 18, ст. 3058.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссий- о ского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой о информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2021). ^

3. Национальный проект «Образование» // Официальный сайт g Минпросвещения России. - URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ | (дата обращения: 20.06.2021). |

4. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму О в Российской Федерации до 2025 года : указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. | № 344 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 22, ст. 3475. i

5. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации §

и расчетные варианты ее развития : аналитический обзор / Ю.М. Антонян, §

Д.А. Бражников, М.В. Гончарова и др. - М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», §

2018. - 86 с. О

н

6. О свободе совести и о религиозных объединениях : федеральный Н закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) // Собр. о законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 39, ст. 4465; Российская га- -§

зета. - 2021. - 17 июня. 2

g

7. О методических рекомендациях : письмо Минобрнауки России от 4 мая § 2016 г. №2 АК-950/02 (в ред. от 8 августа 2016 г.) // СПС «КонсультантПлюс». * - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200312 (дата об- 8 ращения: 20.06.2021). |

8. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом §

Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным i

Qj

проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) // СПС «КонсультантПлюс».

- ЦКЬ: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308 (дата об- о ращения: 20.06.2021). ||

9. О направлении ответов на вопросы : письмо Минобрнауки России § от 26 сентября 2017 г. № МОН-П-4472 // СПС «КонсультантПлюс» (дата | обращения: 20.06.2021). »

10. Доклад о деятельности Уполномоченного при Президенте РФ -по правам ребенка в 2020 году // Официальный сайт Уполномоченного * при Президенте РФ по правам ребенка. - URL: http://deti.gov.ru/detigray/ дд upload/documents/May2021/gpGytqWUzgRM60W2NT9j.pdf (дата обращения: _

20.06.2021). Ь

11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 26 мая 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003.

- № 40, ст. 3822; 2021. - № 22, ст. 3690.

12. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ

о

■О

о

OV

(в ред. от 26 мая 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 42, ст. 5005; 2021. - № 22, ст. 3690.

13. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2019 год // Официальный сайт Минфина России. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/ perfomance/regions/monitormg_results/Monitormg_local/results/ (дата обращения: 20.06.2021).

14. О детских школах искусств : письмо Минкультуры России от 15 сентября 2017 г. № 297-01.1-39-ВА // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280674 (дата обращения: 20.06.2021).

15. Казакова, Л.С. Конституционные права несовершеннолетних и особенности их реализации в деятельности органов местного самоуправления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л.С. Казакова. - М., 2012. - 23 с.

-Q

СО

I

1 О 0Q

S

С

Ü §

с

1 0Q

О 0Q

S

С

90

о

«V

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.