Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ИРАКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ИРАКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРОФИЛЬНЫЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ АКТ / АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОДИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль-Таие Моатез Салам Мохаммед Али

В статье рассматриваются нормативно-правовые основы государственной политики России и Ирака в сфере образования в свете проводимых административных реформ. Обосновывается необходимость модернизации образовательных отношений путем создания эффективной системы управления сферой образования в обеих странах, подчеркивается необходимость изучения опыта российского законодателя в целях совершенствования правовой основы государственной политики Ирака в сфере образования. Проводится анализ источников российского образовательного права, определяется роль федеральных и региональных органов власти в нормативно-правовом регулировании образовательной сферы. Исследуется природа и значение актов органов местного самоуправления в сфере российского образования. Освещаются вопросы правового регулирования образовательных отношений в Ираке, рассматриваются основные положения федеральных законов в сфере образования, определяются виды административных решений профильных министерств . Проводится сравнительный анализ источников российского и иракского законодательства в сфере образования. Определяется роль российского Закона об образовании как системообразующего акта, объединившего все правовые институты в образовательной сфере. Обосновываются необходимость проведения систематизации действующих нормативных актов Ирака и целесообразность объединения правовых норм в сфере образования в едином законодательном акте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аль-Таие Моатез Салам Мохаммед Али

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION IN RUSSIA AND IRAQ: COMPARATIVE ANALYSIS

The article examines the regulatory and legal framework of the state policy of Russia and Iraq in the field of education in the light of the ongoing administrative reforms. The article substantiates the need to modernize educational relations by creating an effective education management system in both countries, and emphasizes the need to study the experience of the Russian legislator in order to improve the legal framework of the state policy of Iraq in the field of education. The author analyzes the sources of Russian educational law, determines the role of federal and regional authorities in the legal regulation of the educational sphere. The article examines the nature and significance of acts of local self-government bodies in the sphere of Russian education. The issues of legal regulation of educational relations in Iraq are highlighted, the main provisions of federal laws in the field of education are considered, and the types of administrative decisions of relevant ministries are determined. A comparative analysis of the sources of Russian and Iraqi legislation in the field of education is carried out. The role of the Russian Law on Education as a system-forming act that unites all legal institutions in the educational sphere is determined. The article substantiates the need to systematize the existing legal acts of Iraq and the expediency of combining legal norms in the field of education in a single legislative act.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ИРАКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

УДК 342.9 DOI: 10.22394/2074-7306-2021-1-2-101-107

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛ ИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ИРАКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аль-Таие аспирант кафедры финансового права юридического факультета,

Моатез Салам Южный федеральный университет

Мохаммед Али (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 88).

E-mail: moataz.legal_russia@yahoo.com

Аннотация

В статье рассматриваются нормативно-правовые основы государственной политики России и Ирака в сфере образования в свете проводимых административных реформ. Обосновывается необходимость модернизации образовательных отношений путем создания эффективной системы управления сферой образования в обеих странах, подчеркивается необходимость изучения опыта российского законодателя в целях совершенствования правовой основы государственной политики Ирака в сфере образования. Проводится анализ источников российского образовательного права, определяется роль федеральных и региональных органов власти в нормативно-правовом регулировании образовательной сферы. Исследуется природа и значение актов органов местного самоуправления в сфере российского образования. Освещаются вопросы правового регулирования образовательных отношений в Ираке, рассматриваются основные положения федеральных законов в сфере образования, определяются виды административных решений профильных министерств. Проводится сравнительный анализ источников российского и иракского законодательства в сфере образования. Определяется роль российского Закона об образовании как системообразующего акта, объединившего все правовые институты в образовательной сфере. Обосновываются необходимость проведения систематизации действующих нормативных актов Ирака и целесообразность объединения правовых норм в сфере образования в едином законодательном акте.

Ключевые слова: государственная политика, образовательные отношения, система управления сферой образования, административная реформа, доступность и качество образования, федеральное и региональное законодательство, профильный специализированный акт, акты органов местного самоуправления, систематизация и кодификация законодательства, административные решения.

В современном мире образование является приоритетной сферой общественной жизни и выступает важнейшей функцией государственной политики. Как сложный феномен современный уровень образования должен соответствовать запросам населения, инновационным критериям, а также учитывать требования глобальной конкуренции. При этом необходимость модернизации образования предполагает не только поиск путей совершенствования организации процесса образования, но и создания эффективной системы управления сферой образования.

В настоящее время в российской системе управления образованием проведена коренная реформа в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»1. Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

Россию и Ирак связывает длительное сотрудничество в различных областях, в том числе и в образовательной сфере. Документы об образовании, выданные в России и Ираке, имеют равную юридическую силу на территориях обеих стран в соответствии с Договором о взаимном оказании правовой помощи между СССР и Иракской Республикой 1973 г.2 В настоящее время около 1,5 тысяч иракских граждан получают образование в России [1, с. 8].

1 Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 21. Ст. 2981.

2 Договор о взаимном оказании правовой помощи между СССР и Иракской Республикой (подписан в г. Москве 22.06.1973) // Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи.- М.: СПАРК, 1996. С. 230-239.

В Ираке также действуют два министерства - Министерство образования, осуществляющее контроль за дошкольным и общим образованием, и Министерство высшего образования и научных исследований, в подведомственности которого находится система высшего образования.

Коренные преобразования в Ираке в политической и экономической сферах, отмена международных санкций и экономической блокады изменили курс социальной политики государства и обусловили необходимость реформирования всей системы образования Ирака, государственных и муниципальных образовательных структур. В рамках проводимой административной реформы в сфере образования государственные органы в лице специализированных министерств Ирака разработали свою политику в области образования, направленную на обеспечение доступности и качества образования, устранение дискриминации в сфере образования [2, с. 39]. В то же время все усилия, предпринимаемые правительственными и неправительственными организациями, не достигли своих результатов, что также обусловило необходимость создания в Ираке эффективной системы управления сферой образования. В связи с чем считаем вполне позитивным и целесообразным изучение опыта российского законодательства в целях совершенствования правовой основы государственной политики Ирака в сфере образования.

В российской научной доктрине обсуждалась идея кодификации всего массива нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования, в связи с чем было разработано два проекта кодекса об образовании. Однако в результате был принят Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее - Закон об образовании), которому характерны многие признаки кодификационного акта: инкорпорация правовых норм нескольких актов в один акт; прекращение действия ряда законодательных актов; включение в объединенный акт новых норм [3, с. 19]. Российский Закон об образовании возглавил систему права в образовательной сфере, учел накопленный опыт нормативной регламентации образовательных отношений за последние два десятилетия [4, с. 8], закрепил основы управления сферой образования и был направлен на решение накопившихся проблем в системе образования.

Вопросы образования и науки относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем образовательные отношения регламентируются нормами федерального и регионального законодательства. На региональном уровне к моменту принятия Закона об образовании уже было сформировано законодательство субъектов Российской Федерации в сфере образовательных отношений, которое в большинстве своем было принято в соответствии с требованиями федерального законодательства. Однако принятие на федеральном уровне Закона об образовании безусловно повлекло изменения в региональных нормативных актах. Унификации законодательства в регионах способствовали рекомендации Минобрнауки РФ по приведению регионального законодательства в соответствие с положениями нового Закона об образовании.

В Законе об образовании определены цели и задачи правового регулирования соответствующей сферы отношений, закреплено верховное положение Конституции РФ среди источников образовательного права. Конституционные основы образовательной сферы определены в ст. 43 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на образование, гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, право бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Россия поддерживает различные формы образования и самообразования. Конституционные основы образовательных отношений закреплены в ст. 72, относящей общие вопросы воспитания, образования, науки к совместному ведению России и ее субъектов, и в ст. 114, относящей к компетенции Правительства РФ обеспечение единой социально ориентированной государственной политики в области науки и образования.

Российские федеральные законы в сфере образования регулируют либо непосредственно образовательные отношения, либо содержат отдельные положения, касающиеся

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

образовательной сферы (профильные и непрофильные законы [5, с. 22]). Источниками образовательного права согласно ст. 4 Закона об образовании являются также подзаконные нормативные правовые акты, что требует определения четких критериев их соответствия положениям Закона об образовании. С этой целью законодательством предусмотрена обязательность соответствия Закону об образовании не только подзаконных актов, но и федеральных законов, нормативных правовых актов региональных органов и органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования (ч. 4 ст. 4 Закона об образовании). В случае возникновения противоречий между указанными нормативными правовыми актами и Законом об образовании приоритет отдается соответственно профильному специализированному акту - Закону об образовании.

Нормотворческие полномочия Президента России по определению основных направлений госполитики в сфере науки и образования реализуются в форме указов и распоряжений. Правительство РФ наделено широкой компетенцией в области науки и образования и реализует свои полномочия по государственному управлению в указанной сфере путем принятия постановлений и распоряжений. Так, Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки1. Созданный в структуре Аппарата Правительства РФ Департамент науки, высоких технологий и образования обеспечивает деятельность Правительства РФ по вопросам, входящим в сферу его ведения, и взаимодействует с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, с другими госорганами и учреждениями2.

Основной массив нормативных правовых актов в сфере образования составляют приказы федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время Положениями о Министерстве просвещения РФ (Минпросвещения России) и Министерстве науки и высшего образования РФ (Минобрнауки России)3 определен целый ряд направлений в сфере образования, по которым Министерства принимают нормативные правовые акты в рамках своей компетенции. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) также осуществляет правотворческие полномочия в своей сфере деятельности.

Однако Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзор России хотя и занимают центральное место в системе органов, осуществляющих госуправление в сфере образования, но не являются единственными федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 4 ст. 89 Закона об образовании). Наряду со специализированными федеральными органами подзаконные нормативные акты могут принимать также федеральные органы власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения (например, Приказ МВД России от 15.06.2015 № 6824 и др.).

В число источников образовательного права наряду с федеральными нормативными актами входят также законы субъектов России, которые должны соответствовать Закону

1 Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 885 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5344.

2 Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» / / Собрание законодательства РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

3 Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (Часть II). Ст. 5343; Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 26. Ст. 3851.

4 Приказ МВД России от 15.06.2015 № 682 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных образовательных организациях со специальным наименованием «суворовское военное училище», находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 42.

об образовании и не могут ограничивать права, снижать уровень предоставления гарантий участникам образовательных отношений по сравнению с федеральным законодательством. Закон об образовании закрепил компетенцию региональных органов власти в сфере образования, а также полномочия Российского государства, делегированные региональным органам власти. Следует отметить, что региональное законодательство об образовании в настоящее время активно обновляется, в регионах идет процесс приведения законодательства субъектов РФ об образовании в соответствие с положениями федерального законодательства. Так, в Ростовской области в 2013 году был принят Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»1.

Как вполне обоснованно отмечает Н.В. Путило, российское образовательное законодательство не рассматривает акты муниципальных органов в качестве нормативных правовых актов, определяя их как правовые, а не нормативные акты [3, с. 23]. Так, в ч. 1 ст. 4 Закона об образовании четко очерчен круг источников, регулирующих образовательные отношения, среди которых акты органов местного самоуправления вообще не указаны. При этом в ч. 4 и ч. 5 ст. 4 Закона об образовании, предусматривающим принцип приоритета Закона об образовании среди источников образовательного права и необходимость соответствия его положениям норм других нормативных актов в сфере образования, акты муниципального уровня упоминаются как правовые.

Следует отметить, что органы местного самоуправления (например, районный или городской отдел образования) принимают огромное количество нормативных правовых актов (постановлений, приказов) по самым различным вопросам образовательной деятельности, касающиеся получения общего и профессионального образования, присмотра и ухода за детьми, организация питания учащихся и т.д. Так, например, вопросы предоставления бесплатного питания обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ростова-на-Дону регулируются Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 10.04.2013 № 375 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ростова-на-Дону»2.

Таким образом, акты муниципальных органов в сфере образования по своим характерным признакам во многом соответствуют особенностям нормативно-правовых актов и выходят за рамки правореализационной деятельности. Содержащиеся в них положения имеют не рекомендательное, а обязательное значение, влекут обязанность следовать этим им, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования. В этой связи считаем целесообразным включить в перечень источников образовательных отношений акты муниципальных органов, в частности дополнить ч. 1 ст. 4 Закона об образовании словосочетанием «нормативными правовыми актами органов местного самоуправления». Соответственно в ч. 4 и ч. 5 ст. 4 Закона об образовании дополнить словосочетание «правовых актов органов местного самоуправления» словом «нормативных».

Важнейшей новеллой Закона об образовании являются положения о локальных нормативных актах образовательных организаций, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения. Локальные нормативные акты в форме уставов, положений, стандартов и т.д. имеют важное значение для участников образовательных отношений, так как закрепляют основные вопросы осуществления образовательной деятельности. Ими устанавливаются правила приема, перевода и отчисления обучающихся, режим учебных занятий, формы промежуточной аттестации обучающихся и т.д.

В Конституции Ирака 2005 г. закреплено конституционное право всех детей на воспитание, получение образования и заботу со стороны родителей (ст. 29). Конституционному праву на образование посвящена статья 34 Конституции Ирака. Образование провозглашено в качестве основополагающего фактора развития общества и права, гарантированного государством. Конституция Ирака содержит ряд гарантий этого права. В то же время, гарантируя

1 Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» // Наше время. 2013. 21 ноября. № 628-633.

2 Постановление Администрации г. Ростова н/Д от 10.04.2013 № 375 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ростова-на-Дону» // Ростов официальный. 2013. 17 апреля. № 16.

право на бесплатное образование на всех его уровнях, обязательным условием реализации конституционного права на образование является изучение религии. В ст. 2 Конституции Ирака ислам провозглашен не только официальной религией, но и основным источником законодательства. Ни один закон не может быть принят, если он противоречит нормам ислама. Как вполне справедливо отмечает Ал Кхафаджи Мохаммед Абдуладхим Нимах, указание на нормы ислама в конституциях арабских государств свидетельствует, с одной стороны, о приверженности традиционным ценностям, а с другой - способствует развитию дискриминации в сфере образования по религиозному признаку [6, с. 63].

Образовательные отношения в Ираке регулируются рядом федеральных законов, а также административными решениями Министерства образования Ирака и Министерства высшего образования и научных исследований Ирака.

Закон Ирака «Об обязательном образовании» № 118 от 1976 г. (в редакции 1987 г.)1 регулирует вопросы начального школьного образования, определяет компетенцию министерства образования, управлений и департаментов образований, местной администрации, а также регламентирует источники финансирования начального обязательного образования.

В Законе «О системе средней школы» № 2 1977 г.2 урегулированы вопросы организации образовательного процесса по программам средней школы, регламентирована система управления в средней школе, определены полномочия руководства средней школы и министерства образования. Ст. 4 Закона «О системе средней школы» возлагает ответственность за реализацию образовательной политики на уровне среднего образования на Министерство образования, которое разрабатывает и утверждает школьные программы, учебники, требования к методам оценки знаний и экзаменам.

Закон «О Министерстве образования Ирака» № 22 2011 г.3 регламентирует организационно-правовую структуру и деятельность Министерства образования, подотчетных ему учебных заведений. В данном Законе отражена система контроля Министерства за дошкольным образованием, а также начальным, средним общим и средним подготовительным уровнями образования. Министр, являясь верховным чиновником министерства, издает инструкции, внутренние правила, решения и распоряжения во всем, что связано с выполнением функций министерства, решением административных, финансовых и технических вопросов в рамках Закона «О Министерстве образования Ирака».

Закон «О Министерстве высшего образования и научных исследований» № 40 1988 г.4 регулирует организационно-правовые основы деятельности Министерства высшего образования и научных исследований Ирака, определяет систему высшего образования, порядок осуществления образовательной и научной деятельности техническими институтами и университетами. Следует отметить, что деятельность государственных высших образовательных учреждений регламентируется Законом «О Министерстве высшего образования и научных исследований», особенности правового статуса частных образовательных организаций высшего образования - Законом «О частном высшем образовании» № 25 от 2016 г.5

Министерство высшего образования и научных исследований в рамках Закона № 40 издает постановления и инструкции, например, инструкцию по дисциплинам студентов6.

1 1988\ 01\04 3183 . ^а (¡¿.Л ) 1976 Я2Л (118) ^J ¿^13 .

Закон «Об обязательном образовании» № 118 от 1976 г. // Иракская правда. 1988. 4 января. № 3183.

2 1977\ 01\ 24 2568 . Яа^иДЗ^Ъа^УиЧ. (¡¿»Л )1977 Я^] 2 ^^уй^Ыи^ .

Закон «О системе средней школы» № 2 1977 г. // Иракская правда. 24 января 1977. № 2568.

3 ? Х.П Jjl.il И ^а £Х.Ч ^¿Л . Яа1 ¿213^а ^УиЧ . Х.П ЯлЛ (XX ) ^ Яла!¿^213

Закон «О Министерстве образования Ирака» № 22 2011 г. // Иракская правда. 2011. 19 сентября. № 4209.

4 ? ^ЧЛЛ ЦцМ í ^а ПЧ1 ^¿Л . ¿213 ^а ^^УиЧ . ^ЧЛЛ Я2Л (£. ) ^ ^иЛ <^1Л ¿^213

Закон «О Министерстве высшего образования и научных исследований» № 40 1988 г. // Иракская правда. 1988. 4 апрель. № 3196.

5 Л 3 ^ Л Л ? 3 J (25) Я2^ ] 2016. £ Я 51 Л Х.П/Ч/П

Закон «О частном высшем образовании» № 25 от 2016 года / / Иракские Правда. 2016. 19 сентября. № 4416.

6 Я2Л (160) <^иЛ ^АЛ ^¡¡¿лЧ ^а ЯлШ| И^Л ^ц!»' .12019 (4034) ^¿»Ь . Ял31 ¿213^а JJiУuЧ . /02/22 <^2019. " " " Инструкция по дисциплинам студентов в учреждениях Министерства высшего образования и научных исследований № 160 2019 г. // Иракская правда. 22.02.2019. № 4034.

Министр высшего образования и научных исследований как высшее должностное лицо в Министерстве издает решения, приказы и инструкции, связанные с задачами и полномочиями Министерства, со всеми техническими, финансовыми, административными и организационными вопросами.

Система образования в Ираке имеет свою специфику и уникальность. В настоящий период, несмотря на политические и социально-экономические трудности, система образования постоянно модернизируется под влиянием глобализации. При этом, как отмечают исследователи, идея сохранения национальной самобытности в Ираке является стержнем государственных образовательных стратегий [7, с. 61].

Поведенное исследование особенностей правовой регламентации образовательных правоотношений в России и Ираке позволило прийти к следующим выводам.

Принятие российского Закона об образовании связано с систематизацией огромного нормативно-правового массива и повлекло за собой значительные изменения в системе законодательства Российской Федерации об образовании. Хотя в итоге кодекс в сфере российского образования принят не был, однако проведенная систематизация нормативного материала позволяет говорить о специальной кодификации в Законе об образовании, которая выражается объединении всех правовых институтов в образовательной сфере. В результате такой специальной кодификации федеральный уровень образовательного законодательства возглавил в качестве системообразующего Закон об образовании.

В настоящее время субъектами Российской Федерации проведена работа по приведению регионального образовательного законодательства в соответствие с Законом об образовании. В то же время нормативные акты органов местного самоуправления не рассматриваются законодателем в качестве источников образовательного законодательства, хотя достаточно распространены и играют большую роль в образовательных правоотношениях.

В Ираке отсутствует единый федеральный закон, аналогичный по своей форме и содержанию российскому Закону об образовании. Весь нормативный материал в сфере иракского образования содержится в различных законах, постановлениях, приказах и инструкциях двух министерств. Следует констатировать, что иракский законодатель не закрепил ни в одном нормативном акте в сфере образования юридические гарантии системности и непротиворечивости образовательного законодательства, не зафиксировал принцип разрешения правовых коллизий в рамках образовательного законодательства. В этой связи считаем необходимым провести систематизацию действующих нормативных актов Ирака, переработать и объединить весь массив правовых норм в данной сфере в едином Законе об образовании Ирака или принять новый кодификационный акт.

Литература

1. Деманова С.В. Образование в Республике Ирак: правовые и социальные аспекты // Тенден-

ции развития образования и науки. 2017. № 29 (1). С. 8-13.

2. ùljjij ^JAli-л 4JA}1*JÎI À nibniîl .^JJ^ÎI J^A Jj*^

Сауд Хилаль Аль-Харби. Образовательная политика Ирака: концепции и опыт. - Эр-Рияд, 2017. 143 с.

3. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015. 480 с.

4. КирилловыхА.А. Новое образовательное законодательство: базовые правовые институты и новации // Адвокат. 2013. № 2. С. 5-19.

5. Образование: закон и гражданин / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 17. 176 с.

6. Ал Кхафаджи Мохаммед Абдуладхим Нимах. Право на образование в региональных между-

народных актах и конституциях арабских государств // Государственная служба и кадры. 2019. № 4. С. 62-64.

7. Хабибуллин А.А., Хабибуллин А., Фахрутдинова А.В. Система образования в вузах Ирака // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2. № 2 (5). С. 58-63.

Al-Taiyeh Moatez Salam Mohammed AH, Postgraduate Student of the Department of Financial Law of the Faculty of Law, Southern Federal University (88, Maxim Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: moataz.legal_russia@yahoo.com

LEGAL BASES OF STATE POLICY IN THE FIELD OF EDUCATION IN RUSSIA AND IRAQ:

COMPARATIVE ANALYSIS

Abstract

The article examines the regulatory and legal framework of the state policy of Russia and Iraq in the field of education in the light of the ongoing administrative reforms. The article substantiates the need to modernize educational relations by creating an effective education management system in both countries, and emphasizes the need to study the experience of the Russian legislator in order to improve the legal framework of the state policy of Iraq in the field of education. The author analyzes the sources of Russian educational law, determines the role of federal and regional authorities in the legal regulation of the educational sphere. The article examines the nature and significance of acts of local self-government bodies in the sphere of Russian education. The issues of legal regulation of educational relations in Iraq are highlighted, the main provisions of federal laws in the field of education are considered, and the types of administrative decisions of relevant ministries are determined. A comparative analysis of the sources of Russian and Iraqi legislation in the field of education is carried out. The role of the Russian Law on Education as a system-forming act that unites all legal institutions in the educational sphere is determined. The article substantiates the need to systematize the existing legal acts of Iraq and the expediency of combining legal norms in the field of education in a single legislative act. Keywords: state policy, educational relations, education management system, administrative reform, access and quality of education, federal and regional legislation, specialized specialized act, acts of local self-government bodies, systematization and codification of legislation, administrative decisions.

References

1. Demanova S.V. Obrazovanie v Respublike Irak: pravovye i social'nye aspekty // Tendencii razviti-ya obrazovaniya i nauki. 2017. № 29 (1). P. 8-13.

2. Saud Hilal' Al'-Harbi. Obrazovatel'naya politika Iraka: koncepcii i opyt - Er-Riyad, 2017. 143 p.

3. Obrazovatel'noe zakonodatel'stvo Rossii. Novaya vekha razvitiya: monografiya / Pod red. N.V. Putilo, N.S. Volkovoj. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovede-niya pri Pravi-tel'stve RF, YUrisprudenciya, 2015. 480 p.

4. Kirillovyh A.A. Novoe obrazovatel'noe zakonodatel'stvo: bazovye pravovye instituty i novacii // Advokat. 2013. № 2. P. 5-19.

5. Obrazovanie: zakon i grazhdanin / Pod red. A.N. Kozyrina. M.: Redakciya «Rossijskoj gazety», 2015. Vyp. 17. 176 p.

6. Al Kkhafadzhi Mohammed Abduladhim Nimah. Pravo na obrazovanie v regional'nyh mezhdu-narodnyh aktah i konstituciyah arabskih gosudarstv // Gosudarstvennaya sluzhba i kadry. 2019. № 4. P. 62-64.

7. Habibullin A.A., Habibullin A., Fahrutdinova A.V. Sistema obrazovaniya v vuzah Iraka // Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. 2018. T. 2. № 2 (5). P. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.