Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загидуллина В. И., Шуклина Е. А.

Актуальность рассматриваемой проблемы связана с реализацией сетевой модели образовательной деятельности в системе среднего общего образования в моногородах крайнего севера. Целью статьи является изучение особенностей развития сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования в условиях малого северного города (на примере города Урай). Исследование проводилось в феврале-апреле 2020 года в г. Урай. Методика предполагала анализ нормативных документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях; экспертный опрос представителей образовательного менеджмента и онлайн анкетирование педагогических работников города (квотная выборка, N=234). В статье на основе эмпирических данных рассмотрены основные принципы, возможности и ограничения реализации сетевого взаимодействия как одного из приоритетных направлений образовательной политики. В исследовании «сетевое взаимодействие» разделено на несколько компонентов по критерию «средства реализации» или «ресурсы». Выделены электронные образовательные ресурсы; дистанционные технологии; материальнотехнические и кадровые ресурсы организаций-партнеров. По оценкам учителей, первые два типа ресурсов могут активно использоваться в практике сетевых обменов. Использование обменов кадровыми и материальными ресурсами ограничено. При этом они необходимы для профориентационной деятельности; работы с одаренными детьми; индивидуализации образования; реализации межпредметных связей; инклюзивного обучения. По мнению экспертов, наиболее перспективно развитие сетевого взаимодействия «школа - организации дополнительного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загидуллина В. И., Шуклина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF NETWORK INTERACTIONS IN SECONDARY EDUCATION SYSTEM IN TOWNS OF THE FAR NORTH

The importance of the stated problem is associated with the implementation of the network model of educational activity in the system of secondary general education in small towns of the Far North. The aim of the article is to reveal the features of the network interaction development in the system of secondary general education in a small northern city (on the example of the city of Urai). The study was conducted in February-April 2020 in Urai. The methodology was built on the analysis of regulatory documents. They ensure the network interaction in the system of secondary general education at the federal, regional and municipal levels. The authors conducted an expert survey of representatives of educational management and an online survey of teachers in the city (quota sample, N = 234). Based on empirical data, the article examines the basic principles, possibilities and limitations of the implementation of network interaction as one of the priority areas of educational policy. In the study, "networking" is divided into several components according to the criterion "means of implementation" or "resources". The authors describe electronic educational resources, such as remote technologies, material, technical and human resources of partner organizations. According to teachers' assessments, the first two types of resources can be actively used in the practice of network exchanges. The use of exchanges of human and material resources is limited. Moreover, they are necessary for career guidance; work with gifted children; individualization of education; implementation of subject-to-subject connections and inclusive education. According to the experts, the most promising development of network interaction is the "school -organization of additional education."

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.002 УДК 37.015.4(571) ББК 60.561.9(211)

В.И. ЗАГИДУЛЛИНА, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО Е.А. ШУКЛИНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

V.I. ZAGIDULLINA FEATURES OF DEVELOPMENT

E.A. SHUKLINA OF NETWORK INTERACTIONS

IN SECONDARY EDUCATION SYSTEM IN TOWNS OF THE FAR NORTH

Актуальность рассматриваемой проблемы связана с реализацией сетевой модели образовательной деятельности в системе среднего общего образования в моногородах крайнего севера.

Целью статьи является изучение особенностей развития сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования в условиях малого северного города (на примере города Урай).

Исследование проводилось в феврале-апреле 2020 года в г. Урай. Методика предполагала анализ нормативных документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях; экспертный опрос представителей образовательного менеджмента и онлайн анкетирование педагогических работников города (квотная выборка, N=234).

В статье на основе эмпирических данных рассмотрены основные принципы, возможности и ограничения реализации сетевого взаимодействия как одного из приоритетных направлений образовательной политики. В исследовании «сетевое взаимодействие» разделено на несколько компонентов по критерию «средства реализации» или «ресурсы». Выделены электронные образовательные ресурсы; дистанционные технологии; материально-технические и кадровые ресурсы организаций-партнеров. По оценкам учителей, первые два типа ресурсов могут активно использоваться в практике сетевых обменов. Использование обменов кадровыми и материальными ресурсами ограничено. При этом они необходимы для профориентационной деятельности; работы с одаренными детьми; индивидуализации образования; реализации межпредметных связей; инклюзивного обучения. По мнению экспертов, наиболее перспективно развитие сетевого взаимодействия «школа — организации дополнительного образования».

The importance of the stated problem is associated with the implementation of the network model of educational activity in the system of secondary general education in small towns of the Far North.

The aim of the article is to reveal the features of the network interaction development in the system of secondary general education in a small northern city (on the example of the city of Urai).

The study was conducted in February-April 2020 in Urai. The methodology was built on the analysis of regulatory documents. They ensure the network interaction in the system of secondary general education at the federal, regional and municipal levels. The authors conducted an expert survey of representatives of educational management and an online survey of teachers in the city (quota sample, N = 234).

Based on empirical data, the article examines the basic principles, possibilities and limitations of the implementation of network interaction as one of the priority areas of educational policy. In the study, "networking" is divided into several components according to the criterion "means of implementation" or "resources". The authors describe electronic educational resources, such as remote technologies, material, technical and human resources of partner organizations. According to teachers' assessments, the first two types of resources can be actively used in the practice of network exchanges. The use of exchanges of human and material resources is limited. Moreover, they are necessary for career guidance; work with gifted children; individualization of education; implementation of subject-to-subject connections and inclusive education. According to the experts, the most promising development of network interaction is the "school—organization of additional education."

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сетевое взаимодействие, северный регион, информационно-образовательная среда, электронное обучение, среднее общее образование.

KEY WORD: network interaction, North region, information and educational sphere, e-learning, secondary education.

ВВЕДЕНИЕ. Процесс модернизации образования в Российской Федерации связан с принятием ряда нормативных документов, являющихся основными регуляторами деятельности в сфере образования, ключевая задача которых — повышение качества услуг, предоставляемых образовательными организациями, «создание современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней», а также закрепление новых подходов к организации учебного процесса [6]. Одним из таких подходов, закрепленных в ФЗ «Об образовании в РФ», является сетевая форма реализации образовательных программ. Сетевая форма организации процесса обучения позволяет аккумулировать усилия и возможности нескольких организаций, которые могут функционировать не только в сфере образования, так как при реализации образовательных программ с использованием указанной формы «наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут учувствовать научные организации, медицинские организации, организации культуры физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами» [6].

Целесообразность практического применения сетевой модели реализации образовательной деятельности обусловлена рядом преимуществ, она позволяет обеспечивать гибкую взаимосвязь между элементами внутренней и внешней среды, в силу чего сетевые технологии применимы как для формирования структуры внутриорганизационных отношений, так и для выстраивания линий сотрудничества между образовательными учреждениями различного типа.

К основным факторам, обусловливающим необходимость использования сетевой модели, как правило, относят экономию бюджета за счет объединения усилий нескольких организаций для достижения общей цели, отвечающей интересам всех участников интеграции; возможность углубленного изучения отдельных образовательных программ; осуществление профессиональной ориентации учащихся за счет приобретения ими практических навыков в рамках предполагаемой будущей профессии.

На выбор сетевой модели и соответствующих ей подходов к организации учебного процесса в системе среднего общего образования значительное влияние оказывают характеристики и особенности конкретного региона РФ, на территории которого функционирует образовательная организация. Отметим, что около 70% территории РФ занимают северные субъекты, «которые вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны» [1].

В целом можно выделить следующие характерные особенности северных регионов РФ: малая плотность населения, в состав которого входят коренные малочисленные народы Севера; сложная транспортная схема; суровые природно-климатические условия; наличие в составе данных субъектов обширных территорий богатых природными ресурсами [1]. Также на развитие сетевых взаимодействий в сфере образования в северных городах влияют такие характеристики как: их значительная удаленность от центральных регионов РФ и наличие в северных городах крупных корпораций (градообразующих предприятий).

Рассматривая особенности, характеризующие в целом северные регионы, следует отметить вхождение в их состав значительных по площади территорий, богатых природными ресурсами (нефтегазодобывающего спектра). Нефтедобывающая промышленность — один из ведущих видов деятельности для исследуемого нами муниципального образования (городской округ город Урай). Урай является моногородом, градообразующим холдингом, на территории которого выступает предприятие «Урайнефтегаз», являющееся одним из шести территориально-производственных предприятий в составе общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». На территории данного муниципального образования функционирует ряд учреждений культуры, спорта, дополнительного образования. Реализация сетевых связей организаций, функционирующих в системе среднего общего образования, с учреждениями иного профиля может выступать в качестве одного из путей решения проблем в сфере образования и социокультурного развития, обусловленных особенностями северного города.

ЦЕЛЬЮ СТАТЬИ является изучение особенностей развития сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования в условиях малого северного города (на примере муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, городской округ, город Урай).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Исследование особенностей сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования в условиях северного региона реализовано в феврале-апреле 2020 года на территории муниципального образования городской округ город Урай Ханты-Мансийского автономного округа. Методика исследования предполагала анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность в сфере образования на территории РФ; экспертный опрос представителей образовательного менеджмента и онлайн анкетирование педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность на территории муниципального образования.

Для выявления особенностей нормативного регулирования сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования с учетом специфики северного региона был осуществлен анализ нормативно-правовых актов федерального, регионального, муниципального уровней.

Экспертный опрос проводился с целью выявления мнений экспертов об особенностях реализации сетевых образовательных программ в системе среднего общего образования на рассматриваемой территории. Анализировались представления экспертов о наиболее эффективных практиках, основных проблемах развития сетевого взаимодействия в конкретных образовательных организациях; особенностях и ограничениях его нормативного регулирования; готовности управленческих кадров и учительского сообщества к реализации сетевого взаимодействия в образовательных организациях города.

В роли экспертов выступили начальник отдела образования и заместитель начальника Управления образования и молодежной политики администрации города Урай.

Онлайн анкетирование педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в образовательных организациях среднего общего образования, функционирующих на территории муниципального образования, реализовывалось по квотной выборке (квоты «педагогический стаж», «квалификационная категория», «предметная

область» сформированы в соответствии с официальными данными статистики). Объем выборочной совокупности N=234 чел. Согласно статистическим данным, которые доступны и представлены на официальных сайтах образовательных организаций среднего общего образования, функционирующих на территории города, численный состав педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в системе среднего общего образования, составляет в целом 379 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Нормативно-правовое регулирование, обеспечивающее сетевое взаимодействие в системе среднего общего образования

Рассмотрим нормативно-правовые акты федерального уровня в сфере образования, содержание которых отражает различные аспекты реализации сетевого взаимодействия.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 [6] является одним из основных регуляторов деятельности в сфере образования на федеральном уровне. Он предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе иностранных), а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В данной нормативном акте отмечена необходимость функционирования информационно-образовательной среды (включающей в себя электронные информационные ресурсы и электронные образовательные ресурсы), которая позволяет обучающимся осваивать образовательные программы независимо от места их нахождения с применением таких средств осуществления сетевого взаимодействия, как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Регулятором деятельности на уровне среднего общего образования также является Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [11]. Согласно стандарту образовательные программы среднего общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 [3] определил необходимость обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования (вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования) посредством создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая, в свою очередь, является одним из средств реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [7] детализирует процесс использования таких средств сетевого взаимодействия, обозначенных в Законе «Об образовании в РФ», как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. К примеру, вводится уточнение относительно реализации образовательных программ или их частей исключительно с применением электронного обучения, либо дистанционных образовательных технологий. Данная детализация состоит в том, что образовательная организация в этом случае самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образова-

тельных программ» [9] устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, определяет участников сетевого взаимодействия (базовая организация, организация-участник) и их ответственность при реализации образовательной программы, а также содержит форму договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность» [10], являющийся одним из инструментов реализации сетевого взаимодействия, все участники которого являются организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере образования.

К нормативно-правовым актам регионального уровня в сфере образования, содержание которых отражает различные аспекты реализации сетевого взаимодействия, относятся:

Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры № 685-рп от 27.11.2015 «О создании опорных ресурсных центров (детских технопарков) в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» [4]. В рамках Концепции инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», предложенной автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2015-2018 годах, принято решение о создании в ХМАО-Югре детских технопарков. Создание такого рода опорных ресурсных центров обусловлено необходимостью формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования, базирующейся, в том числе, на государственно-частном партнерстве.

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 5.10.2018 № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования»» [2]. Реализация данной программы осуществляется путём взаимодействий федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, общественных объединений. Это способствует развитию культуры управления сетевыми взаимодействиями на всех уровнях. В Постановлении отмечено, что одним из основных механизмов реализации государственной программы становится проектное управление, позволяющее обеспечить результативность сетевого взаимодействия, повысить эффективность использования ресурсов.

К нормативно-правовым актам муниципального уровня в сфере образования, содержание которых отражает различные аспекты реализации сетевого взаимодействия, относятся приказы Управления образования и молодежной политики администрации города Урай «Об утверждении Положения по апробации сетевой формы реализации образовательных программ среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях» от 22.03.2017 № 132 и «Об инновационной деятельности в образовательных организациях, подведомственных Управлению образования и молодежной политики администрации города Урай» от 28.10.2015 № 601 [5].

К особенностям данных локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс осуществления сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования, можно отнести следующие:

— В Положении по апробации сетевой формы реализации образовательных программ [10] прописан порядок применения сетевой формы осуществления образовательных программ только для взаимодействия в рамках модели «ШКОЛА — ШКОЛА», когда

партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько образовательных организаций, создавая «горизонтальную сеть».

— В документах содержится лишь отсылка к возможности реализации образовательных программ с использованием сетевой формы при участии иных организаций (медицинских, культурных, спортивных и др.), обладающих соответствующими ресурсами. При этом муниципальные учреждения города Урай уже являются участниками таких моделей взаимодействия как «ШКОЛА - ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ», «ШКОЛА - МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - УНИВЕРСИТЕТ».

— Среди муниципальных правовых актов не предусмотрен нормативный документ, закрепляющий типовой договор, который позволил бы осуществлять регламентацию процесса осуществления сетевого взаимодействия не только в рамках модели «ШКОЛА — ШКОЛА», то есть позволял бы выстраивать связи не только между муниципальными общеобразовательными учреждениями, образующими «горизонтальную сеть», но также давал возможность осуществить построение связей в рамках более сложных моделей. Например, регламентировал порядок реализации взаимодействий, которые уже успешно функционируют в общеобразовательных учреждениях города, а также учитывал те виды взаимодействия, которые представляются перспективными для общеобразовательных учреждений данного муниципалитета (например, «ШКОЛА — УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»).

Учителя об использовании сетевой формы реализации образовательных программ: практика, проблемы, перспективные направления развития

Для реализации процедур измерения в ходе проведения эмпирического исследования понятие «сетевое взаимодействие» (сетевая форма реализации образовательных программ) было разделено на несколько компонентов по основанию «средства реализации» или «ресурсы». Данный критерий позволил выделить:

— электронные образовательные ресурсы (ЭОР);

— дистанционные технологии (ДТ);

— материально-технические (МТ) ресурсы организаций различного профиля;

— кадровые ресурсы организаций различного профиля.

Отношение учителей к использованию сетевой модели взаимодействия (сетевых ресурсов) для реализации учебной и внеучебной деятельности представлено в таблице 1.

Таблица 1 Учителя о возможности использования различных средств

реализации сетевых образовательных программ при осуществлении учебной и внеучебной деятельности учащихся (в % к ответившим)

Средства реализации сетевых образовательных программ Могут использоваться для

учебной деятельности внеучебной деятельности

Электронные образовательные ресурсы 83 78

Дистанционные технологии 81 71

Материально-технические ресурсы организаций различного профиля 35 45

Кадровые ресурсы организаций различного профиля 22 22

Итого 221 216

Полученные данные показывают, что наиболее приемлемыми и, можно предположить, достаточно активно включенными в практику профессиональной деятельности учителей являются электронные образовательные ресурсы и дистанционные технологии. Более 70%

респондентов отмечают, что они могут быть использованы в образовательном процессе при реализации как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся (табл. 1).

В ходе дальнейшего исследования была проведена детализация процесса осуществления сетевого взаимодействия относительно каждого из указанных выше ресурсов. Важно отметить, что опрос учителей проводился в самом начале перехода школы на дистанционное обучение в период пандемии. Поэтому полученные данные относительно применения электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий в образовательном процессе позволяют увидеть всю сложность этого перехода для всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, представителей образовательного менеджмента.

Реализация сетевых образовательных программ при использовании электронных образовательных ресурсов

Для рассмотрения особенностей реализации сетевых образовательных программ с использованием электронных образовательных ресурсов были выделены следующие виды ЭОР (табл. 2).

Таблица 2 Учителя об уровне использования электронных образовательных

ресурсов в своей профессиональной деятельности (в % к ответившим)

Слышал о данном ресурсе от коллег Использую регулярно Использую ситуативно Не использую Итого

GeoGebra (алгебра, геометрия, физика), Lesson Writer (английский язык) и иные профильные сервисы по школьным дисциплинам 5 35 32 28 100

Padlet, Vyew и иные сервисы, позволяющие реализовать коллективную работу над проектом 19 20 30 31 100

GlobalLab и иные сервисы, позволяющие самостоятельно организовать и принять участие в исследованиях 18 14 32 36 100

Mindomo, mindmeister и иные сервисы для создания ментальных карт 14 13 33 40 100

LearningApps.org, MOS Solo, Kahoot и иные сервисы, представляющие множество возможностей в создании мультимедийного образовательного контента: интерактивные викторины, кроссворды и опросы 11 35 34 20 100

Сервисы Google: таблицы, календарь, документы и др. 4 52 35 9 100

Было выявлено, что наиболее востребованы сервисы Google (их используют регулярно или ситуативно более 87% опрошенных); сервисы, позволяющие создать интерактивный образовательный контент (69%), а также ориентированные на определенную предметную область (67%).

Наименее популярными с точки зрения регулярности использования учителями являются ресурсы, позволяющие принимать участие в исследованиях (46%) и создавать ментальные карты (46%).

При этом важно отметить, что с высказыванием «Применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов не дает никаких преимуществ» согласились только 3% из числа всех респондентов.

Следует отметить, что 97% опрошенных считают, что применение в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов предполагает наличие ряда преимуществ, таких как визуализация изучаемых явлений (64%), реализация межпредметных связей (55%), пробуждение познавательной активности обучающихся (54%).

Среди всех опрошенных 99% респондентов считают, что существуют ограничения для использования ЭОР в процессе обучения, такие как:

— дополнительная нагрузка на учителя (60%);

— отсутствие методических рекомендаций к применению ЭОР (41%);

— недостаток ИКТ-компетенций у педагогических кадров (36%);

— отсутствие исследований результатов обучающихся (35%);

— отсутствие в каждом учебном классе необходимого оборудования (29%).

Реализация сетевых образовательных программ при использовании дистанционных технологий

Отношение педагогов к использованию дистанционных технологий измерялось показателем/вопросом о том, «является ли применение дистанционных технологий в образовательном процессе эффективным фактором развития школьного образования». Ответы респондентов распределились поровну: 41% ответили «да» и «скорее да», 41% — «нет» и «скорее нет», 18% опрошенных затруднились с ответом.

Основными причинами негативного отношения к использованию дистанционных технологий учителя называют:

— ограничение возможности живого общения между педагогом и обучающимися (82%);

— разрушение традиционных каналов взаимодействия «учитель — ученик» (56%);

— существенное ограничение внутригруппового общения у школьников (54%).

С точки зрения 86% респондентов, внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс достаточно проблематично. Среди факторов, препятствующих этому процессу, респонденты выделили как наиболее значимые: недостаточный уровень материально-технической базы всех участников образовательного процесса, прежде всего учащихся и учителей (43%); недостаточный уровень их ИКТ-компетенций (22%); сложность организации процесса обучения (14%); отсутствие мотивации у участников образовательного процесса (11%) и ряд других, менее значимых причин.

На вопрос об уровне готовности к регулярному применению в своей профессиональной деятельности дистанционных технологий 14% респондентов ответили, что полностью готовы к использованию, половина опрошенных — скорее готовы; 5% — абсолютно не готовы. Около 10% опрощенных затруднились с ответом. Эти данные свидетельствуют об уровне готовности преподавательского сообщества и образовательных учреждений города к вынужденному переходу на дистанционную форму обучения в период пандемии, о комплексе препятствий и барьеров, которые им пришлось преодолеть.

Реализация сетевых образовательных программ при использовании ресурсов иных организаций города

Особый интерес для исследований представляет отношение учителей к реализации сетевого взаимодействия школы с иными организациями города, возможностях исполь-

зования их ресурсной базы в учебном процессе и организации внеучебной деятельности школьников (табл. 3).

Таблица 3 Учителя о видах организаций, ресурсы которых уже используются

в образовательных организациях города (в % к ответившим)

Организации, ресурсы которых уже используются при организации ... учебного процесса внеучебной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организации дополнительного образования 57 52

Учреждения культуры 43 50

Учреждения спорта 43 40

Организации среднего профессионального образования 20 13

Производственные предприятия 16 13

Учреждения здравоохранения 13 12

Организации высшего образования 9 9

Итого 241 220

Данные исследования показывают, что у школ города существуют традиционно сложившиеся связи с учреждениями культуры, дополнительного образования и др. Но при этом формируются и новые модели сетевых взаимодействий. Так, в настоящее время организовано сотрудничество на договорной основе с государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» и с бюджетным учреждением ХМАО-Югры «Урайская городская клиническая больница» по реализации проекта «Медицинский класс» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4». В программе обучающихся присутствуют лекции и семинарские занятия от ведущих педагогов Ханты-Мансийской медицинской академии. Учащиеся посещают с экскурсиями городскую и детскую поликлиники, «Центр здоровья», женскую консультацию, роддом, отделения скорой помощи и лучевой диагностики. В конце обучения они сдают экзамены и получают возможность поступить на целевые места в медицинскую академию.

На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» реализуется проект «Инженерный класс». Процесс обучения в рамках этого проекта осуществляется с привлечением специалистов Урай-ского профессионального колледжа и предприятия нефтегазового профиля ООО «Урай НПО-Сервис» и использованием инновационного оборудования (лаборатории робототехники, 3^ принтера, станка с ЧПУ). Школа в условиях реализации проекта «Инженерный класс» является ресурсным центром в данном направлении деятельности и получила статус инновационной региональной площадки.

При этом существуют определенные проблемы с финансированием данных проектов. Источником финансирования проекта «Медицинский класс» является муниципальная программа «Развитие образования и молодежной политики в городе Урай» на 2019-2030 годы (местный бюджет). Базовой организацией выступает не школа № 4, а Ханты-Мансийская медицинская академия, построение модели финансовых потоков относится к сфере ее ответственности. В проекте «Инженерный класс» источником финансирования являются собственные средства учреждения, в том числе получаемые в рамках выполнения государственного (муниципального) задания. Оплата работы специалистов (преподавателей Ханты-Мансийской государственной медицинской академии и Урайского политехнического

колледжа, специалистов «НПО Урай-Сервис»), привлекаемых к проведению элективных курсов и дополнительных занятий, производятся только при заключении договора гражданско-правового характера, так как нет механизмов, позволяющих осуществлять оплату их работы в рамках совместной реализации образовательной программы.

Установление связей школ города с непрофильными организациями, по мнению учителей, во многом является проблемным. 94% опрошенных отметили, что существует ряд препятствий для использования в образовательном процессе материально-технических и кадровых ресурсов этих организаций. Среди факторов, ограничивающих возможности обмена ресурсами, респонденты как наиболее значимые выделили позиции, связанные с отсутствием:

— регулярной практики взаимодействия и взаимообменов (56%);

— заинтересованности обучающихся (44%);

— разработок в области оценки качества содержания, методики, форм контроля, обратной связи и др. (40%);

— механизма финансирования (33%);

— организационных условий в школе (27%);

— заинтересованности учителей (26%).

Кроме того, респонденты ссылаются на неполноту нормативно-правовой базы (27%), которая обеспечивала бы эти связи.

Среди наиболее перспективных направлений школьного образования, которые нуждаются в ресурсной поддержке иных организаций, респонденты выделили профориентационную деятельность (53%); работу с одаренными детьми (61%); индивидуализацию обучения (формирование и сопровождение индивидуальных образовательных стратегий обучающихся) (49%), реализацию межпредметных связей (49%); инклюзивное обучение (39%).

Экспертные оценки развития сетевых взаимодействий в регионе

По мнению экспертов, из существующих моделей сетевого взаимодействия с точки зрения возможности их реализации на уровне среднего общего образования в рамках рассматриваемой монопрофильной территории малоперспективными являются модели: «ШКОЛА-ШКОЛА» (поскольку многие образовательные организации среднего общего образования города Урай рассматривают ее как потерю идентичности) и «ШКОЛА-ВУЗ» (ее реализация возможна исключительно в дистанционном режиме, т.к. на территории города Урай нет образовательных организаций (или их филиалов) высшего образования).

Модель «ШКОЛА-ПРЕДПРИЯТИЕ», по мнению экспертов, имеет определенный потенциал, но на данной территории одним из препятствий в ее осуществлении является отсутствие обязательств у градообразующих предприятий региона участвовать в реализации образовательных программ различного уровня.

Эксперты отмечают модель «ШКОЛЫ — ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» как наиболее перспективную, с точки зрения реальных потребностей учащихся города и наличия организационных возможностей для ее осуществления. Выбор этой модели связан с итогами регионального конкурсного отбора на создание 1000 новых мест в системе дополнительного образования детей. В связи с этим трем школам города и Центру молодежи и дополнительного образования была поставлена задача апробировать механизм сетевого взаимодействия для ресурсной поддержки в виде обмена кадровыми и материально-техническими ресурсами. Это, по мнению экспертов, будет способствовать повышению качества услуг и вариативности образовательных программ дополнительного образования в образовательных организациях города Урай. По мнению экспертов, сетевое взаимодействие является необходимым инструментом,

позволяющим достичь ряда целевых показателей стратегической программы «Развитие образования в РФ 2018-2025» и соответствующей муниципальной программы «Развитие образования и молодежной политики в городе Урай на 2019-2030 годы». Например, одним из них является «охват детей от 5 до 18 лет, занятых в дополнительном образовании», к 2024 году он должен составить 80%.

Среди наиболее значимых причин, препятствующих реализации сетевого взаимодействия на уровне среднего общего образования в городе Урай, эксперты отмечают:

— сложность в осуществлении финансового обеспечения образовательного процесса, реализуемого с использованием ресурсов нескольких (в том числе и образовательных) организаций;

— отсутствие достаточного опыта реализации сетевых образовательных программ, несогласованность между нормативно-правовыми базами организаций;

— отсутствие у потенциальных внешних партнеров реальной заинтересованности в помощи школе.

Среди наиболее перспективных форм реализации сетевых образовательных программ эксперты выделяют очно-заочную с применением электронных образовательных ресурсов и/или дистанционных технологий (так как в этом случае можно привлекать кадровые ресурсы, которых нет в образовательном учреждении), а также очную с применением материально-технических и кадровых ресурсов иных организаций (например, приглашение уникальных специалистов для всех образовательных организаций в один период с целью предметного погружения обучающихся параллели).

Эксперты не считают обмен обучающимися в рамках сетевого взаимодействия перспективным, с их точки зрения, наиболее перспективным является обмен кадровыми ресурсами.

Что касается существующих механизмов финансового обеспечения реализации образовательных программ в сетевой форме, то эксперты высказывают однозначное мнение о том, что «бартерные отношения», предполагающие взаимозачет оплаты оказанных услуг организациями-участниками сетевого взаимодействия, в реальной действительности имеют небольшой спрос, так как сторонам сложно получить «взаимную выгоду» и найти «точки соприкосновения».

Рассматривая особенности оплаты по договору о сетевой форме реализации образовательных программ, соглашению или государственному (муниципальному) контракту, эксперты отмечают отсутствие методики направления финансовых потоков при реализации части образовательных программ с использованием сетевой формы, поэтому на сегодняшний день применение данного механизма возможно только при наличии средств у образовательной организации, что существенно осложняется статусом образовательных организаций среднего общего образования города Урай (все они являются бюджетными, а не автономными).

ВЫВОДЫ. Анализ нормативно-правовых актов на трёх уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) показал, что, с одной стороны, наблюдается тенденция к закреплению и обоснованию необходимости реализации сетевого взаимодействия в системе среднего общего образования. С другой — в нормативно-правовых актах уровня региона (ХМАО-Югра) и муниципалитета (город Урай) не в полной мере отражены условия организации сетевого взаимодействия: не сформулированы требования к участникам сети, отсутствует порядок пользования ресурсами и разграничения круга полномочий между участниками сетевого взаимодействия, не прописаны условия распределения ответственности субъектов сетевого взаимодействия за полученный результат.

Образовательная политика на территории города Урай ориентирована на реализацию следующих задач: построение образовательных сетей (проекты и программы, устроенные сетевым модульным образом, организованные за счет кооперации различных субъектов),

использование дистанционных технологий и электронного обучения в образовательном процессе, применение инновационного оборудования и привлечение высококвалифицированных кадров, а также формирование системы кадрового обеспечения, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников с использованием сетевых технологий.

Согласно полученным результатам, среди средств реализации сетевых образовательных программ наиболее распространенными у педагогических работников являются электронные образовательные ресурсы и дистанционные технологии (о них информированы 92% и 84% опрошенных учителей соответственно). Наименее распространены практики сетевых обменов материально-техническими и кадровыми ресурсами с организациями различного профиля (с их применением не сталкивались 80% и 64% респондентов соответственно).

При выборе средств реализации сетевого взаимодействия, по мнению педагогического и экспертного сообществ, важно учитывать возникающие ограничения и барьеры:

— несогласованность между нормативно-правовыми базами учреждений;

— отсутствие достаточного опыта реализации сетевых образовательных программ у всех субъектов взаимодействия;

— необходимость высокого уровня материально-технического обеспечения всех участников образовательного процесса;

— отсутствие у потенциальных внешних партнеров реальной заинтересованности в помощи школе;

— разрушение традиционных каналов взаимодействия (как значимую причину, препятствующую внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс, выделили 56% учителей); ограничение возможности живого общения между педагогом и обучающимися и внутригруппового общения (как препятствие к внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс выделили 82% и 54% учителей соответственно);

— необходимость сопровождения специалистов ГГ-сферы (поддержание жизнедеятельности и обновление платформ, а также сопровождение процедуры идентификации обучающихся) и др.

Следует также отметить, что при реализации учебной и внеучебной деятельности учащихся у образовательных организаций города уже есть опыт ситуативного сотрудничества с организациями-стейкхолдерами. Около 86% респондентов отмечают, что на данный момент в целях осуществления учебного процесса в образовательных организациях уже используются ресурсы иных организаций в сферах дополнительного образования (52%), культуры (50%), спорта (40%).

Учитывая сложивший опыт, учителя считают необходимым активнее развивать сетевые связи с организациями-партнерами по таким направлениям, как профориентационная деятельность (53%); работа с одаренными детьми (61%); индивидуализация обучения (формирование и сопровождение индивидуальных образовательных стратегий обучающихся) (49%), реализация межпредметных связей (49%); инклюзивное обучение (39%).

Эксперты наиболее перспективной моделью реализации сетевых связей считают взаимодействия школ с учреждениями дополнительного образования. Это связано с управленческими преимуществами данной модели:

1) учредителем является одно и то же юридическое лицо — Управление образованием и молодежной политикой администрации города Урай;

2) общая сфера деятельности: образование;

3) общая специфика деятельности: осуществление процесса обучения в соответствии с образовательными программами общего и дополнительного образования;

4) схожесть нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность;

5) реальная заинтересованность в реализации данного проекта всех субъектов взаимодействия, при этом данная модель не будет восприниматься школами города как потеря идентичности;

6) необходимость выполнения показателей в рамках программы «Развитие образования в РФ 2018-2025» и соответствующей муниципальной программы «Развитие образования и молодежной политики в городе Урай на 2019-2030 годы» («охват детей от 5 до 18 лет, занятых в дополнительном образовании к 2024 году должен составить 80%»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ким В. В. Особенности развития системы образования северных регионов России / В. В. Ким // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 77-79.

2. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования»: постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 5.10.2018 № 338-п. URL: http://docs.cntd.ru/document/550202930 (дата обращения: 12.12.2020).

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 12.12.2020).

4. О создании опорных ресурсных центров (детских технопарков) в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры № 685-рп от 27.11.2015. URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/dokumenty/hmao/589833/ (дата обращения: 12.12.2020).

5. Об инновационной деятельности в образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации города Урай: приказ Администрации города Урай от 28.10.2015 № 601. URL: http://www.edu.uray.ru/post/1152 (дата обращения: 12.12.2020).

6. Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция). URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.12.2020).

7. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297 /2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 12.12.2020).

8. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185451/ (дата обращения: 12.12.2020).

9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1411091/ (дата обращения: 12.12.2020).

10. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361219/ (дата обращения 12.12.2020).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 12.12.2020).

12. Шуклина Е.А. Сетевой университет как фактор регионального развития// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 13-23.

REFERENCES

1. Kim V. V. Osobennosti razvitija sistemy obrazovanija severnyh regionov Rossii / V. V. Kim // Srednee professional'noe obrazovanie. 2009. № 3. S. 77-79. (In Russian).

2. O gosudarstvennoj programme Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry «Razvitie obrazovanija»: postanovlenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Jugry 5.10.2018 № 338-p. URL: http://docs.cntd.ru/document/550202930 (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

3. O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297432/ (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

4. O sozdanii opornyh resursnyh centrov (detskih tehnoparkov) v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge — Jugre: rasporjazhenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry № 685-rp ot27.11.2015. URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/dokumenty/hmao/589833/ (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

5. Ob innovacionnoj dejatel'nosti v obrazovatel'nyh organizacijah, podvedomstvennyh Upravleniju obrazovanija administracii goroda Uraj: prikaz Administracii goroda Uraj ot 28.10.2015 № 601. URL: http://www.edu.uray.ru/post/1152 (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273-FZ (dejstvujushhaja redakcija). URL: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

7. Ob utverzhdenii Porjadka primenenija organizacijami, osushhestvljajushhimi obrazovatel'nuju dejatel'nost', jelektronnogo obuchenija, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm: prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 23.08.2017 № 816. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/2ff7a8c72de3994f30496a0 ccbb1ddafdaddf518/ (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

8. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 28.08.2015 № AK-2563/05 «O metodicheskih rekomendacijah» (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti s ispol'zovaniem setevyh form realizacii obrazovatel'nyh programm»). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_185451/ (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

9. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii i Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 05.08.2020 № 882/391 «Ob organizacii i osushhestvlenii obrazovatel'noj dejatel'nosti pri setevoj forme realizacii obrazovatel'nyh programm». URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1411091/ (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

10. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii i Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 30.07.2020 № 845/369 «Ob utverzhdenii Porjadka zacheta organizaciej, osushhestvljajushhej obrazovatel'nuju dejatel'nost', rezul'tatov osvoenija obuchajushhimisja uchebnyh predmetov, kursov, disciplin (modulej), praktiki, dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh programm v drugih organizacijah, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatel'nost'». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_361219/ (data obrashhenija 12.12.2020). (In Russian).

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija: prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17.05.2012 № 413. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (data obrashhenija: 12.12.2020). (In Russian).

12. Shuklina E. A. Setevoj universitet kak faktor regional'nogo razvitija// Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 3. S.13-23. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.