В.И. Терещенко
Лангепас, Россия
V.I.Tereshchenko
Langepas, Russia
О СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ INFORMATIN TECHNOLOGY-BASED
ШКОЛ СРЕДСТВАМИ COOPERATION BETWEEN
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ SECONDARY SCHOOLS
Аннотация. Опыт формирования информационно на- Abstract. Development of technology-intensive educa-сыщенной образовательной среды, тесная интеграция tion environment, integration of teaching and ICT, well-педагогических и ИК-технологий, развитые сетевые developed network services enable Gymnasium № 6, сервисы позволяют муниципальному общеобразова- (Langepas) to offer its resources to teachers of every тельному учреждению «Гимназия № 6» города Ланге- school implementing the electives educational model in паса предлагать свои ресурсы учителям всех заинтере- Khanty-Mansiysk Autonomous District-Ugra. сованных школ ХМАО—Югры при организации профильного обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникацион- Key words: information and communication technolo-ные технологии; профильное обучение; сетевое взаи- gies; elective education; network communication; net-
модействие; сетевые технологии.______________work technologies.___________________________
Сведения об авторе: Терещенко Владимир Иванович, About the author: Tereshchenko Vladimir Ivanovich, заместитель директора по учебно-воспитательной ра- deputy director for studies and educational work. боте.
Место работы: гимназия № 6.__________________Place of employment: Gymnasium № 6.__________
Контактная информация: 628672, г. Лангепас, ул. Мира, д. 28, корпус Б; тел. 904 4641911.
E-mail: vladimir @gimnazy6.ru
Современное общество требует знающих, квалифицированных и мобильных людей, способных самостоятельно мыслить, быстро добывать и анализировать необходимую информацию, пользоваться современными информационными технологиями. В этом аспекте важную роль играет профильное обучение, тесная интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Спектр предметов, изучаемых в школе на профильном уровне, во многом зависит не только от выбора учащихся, но и от ресурсов самой школы. В самой идее профильного обучения, предпрофильной подготовки предполагается сетевое взаимодействие, сооргани-зация ресурсов школ в целях максимального удовлетворения потребностей школьников.
Могут ли информационно-коммуникационные технологии влиять на сетевое взаимодействие образовательных учреждений и качество реализации образовательных программ в условиях профильного обучения?
Исходя из собственного опыта мы глубоко убеждены в том, что сегодня, в рамках реализации мероприятий окружной целевой программы «Новая школа Югры», сетевая соор-ганизация не только реальна, но и должна стать одним из приоритетных направлений развития любой школы.
Под сетевым взаимодействием мы понимаем разные по типу и масштабам связи между школами, направленные на достижение общих целей. При этом, в контексте профильного обучения, свои лучшие апробированные и наиболее эффективно отработанные сервисы и ресурсы школы предлагают всему педагогическому сообществу и учащимся других школ через свой сайт.
Более того, предъявляемые таким образом ресурсы должны опираться на технологии, позволяющие учителям других школ не только пользоваться ими, но и принимать участие в их совместном развитии.
Именно такой вектор развития выбрала для себя гимназия № 6 г.Лангепаса. С 2008 г. многое сделано, и сейчас мы готовы предложить всему педагогическому сообществу отдельные сервисы, которые давно уже вышли за рамки внутреннего применения и при
желании могут использоваться всеми заинтересованными учителями как Лангепаса, так и других городов Югры.
Сервер тестирования. Дает возможность учителям-предметникам быстро и удобно организовывать и проводить тестирование с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Многие учителя Ханты-Мансийского автономного округа, побывавшие в гимназии в рамках мероприятий по обмену опытом, после ознакомления с данной системой в сравнении с другими, признают ее простоту, надежность, открытость к коллективному творчеству. Сегодня возможности сервера тестирования используются не только в гимназии, но и учителями школ № 1, 3, 5 города Лангепаса, поселка Аган, Белоярского района, городов Нефтеюганска, Нижневартовска, Сургута, Мегиона и Излучинска (в системе зарегистрировано более 50 иногородних учителей, реализующих программы профильного обучения). Совместными усилиями хорошо наполнены банки контрольно-измерительных материалов по информатике, русскому языку, физике, истории и другим предметам.
Видеочат. Этот сервис предназначен для учителей и учащихся при организации дистанционных форм взаимодействия в режиме аудио-видео при индивидуальном консультировании, во время актированных дней, длительного отсутствия детей (выезды на соревнования, сборы, болезни и т.п.), в других случаях, когда в этом есть необходимость.
МооШв — система дистанционного обучения, ориентированная на создание дистанционных курсов и организацию взаимодействия между учителем и учениками.
Интернет-трансляции (аналог прямого телевизионного эфира). Этот сервис дает возможность любому образовательному учреждению в реальном времени транслировать в прямом эфире видеолекции лучших учителей, показывать родителям, обучающимся, педагогам других городов и общественности, чем живет школа. Интересные уроки, мероприятия и другие значимые события могут транслироваться из любой школы ХМАО—Югры непосредственно с места события. Раньше такие трансляции проводились только из гимназии, теперь это возможно практически из любого места, где есть выход в Интернет. Есть опыт проведения таких трансляций в 2011 г. из Нижневартовского государственного гуманитарного университета, школы № 6 города Ханты-Мансийска.
Единый банк цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по всем предметам школьной программы. Особенности этого ресурса заключаются в том, что он ориентирован на использование в локальной сети конкретного образовательного учреждения (с доступом через веб-интерфейс), но пополнять его могут все заинтересованные школы через Интернет на одном сервере. С определенной периодичностью (например, один раз в месяц) банк синхронизируется на серверах всех школ, которые принимают участие в его пополнении. Сегодня информационный объем 5500 единиц этого банка составляет около 160 Гб. Ресурс интересен еще и тем, что он вместе с удобным интерфейсом доступа может быть физически перенесен в любую заинтересованную школу. Подробнее о реальной практике участия трех лангепасских школ в пополнении банка ЦОР можно узнать на странице Ьйр://гимназия6.рф/1пёех/0-194
Всеми перечисленными сервисами может воспользоваться педагог любой школы. Ни образовательное учреждение, ни учителя не несут никаких финансовых затрат. На компьютеры учителей и обучающихся не требуется устанавливать никакого дополнительного программного обеспечения. Все работает как на школьных, так и на домашних компьютерах.
В декабре 2011 г. в гимназии № 6 завершается работа над вводом в эксплуатацию еще одного интересного ресурса — собственной платформы для проведения вебинаров. Учителя гимназии, а при желании и любой другой школы ХМАО—Югры получат в свое распоряжение еще один мощный и бесплатный инструмент коллективного творчества и дистанционного взаимодействия.
В наше время дети, особенно ученики старших классов, освоили и активно используют сервисы Интернета в виде чатов, форумов и социальных сетей. Грамотный педагог, если
предоставить ему необходимый инструментарий, вполне может скорректировать приобретенный ребенком коммуникативный опыт и направить его в нужное русло.
Представленные выше сервисы как раз и являются инструментами интерактивного дистанционного взаимодействия и нашей попыткой компенсировать недостаток ресурсов учителям и школам, которые в них нуждаются.
За более подробной информацией приглашаем на сайт Ьйр://гимназия6.рф
ЛИТЕРАТУРА
1. Использование возможностей ИКТ при организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). иКЬ: http://ito.edu.ru/2010/Rostov/IV/IV-0-6.html