Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодействия на основе веб-сервиса'

Организация сетевого взаимодействия на основе веб-сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕБ-СЕРВИС / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МОДЕРАТОР / COMDI / WEB-SERVICE / NETWORK INTERACTION / NETWORK TEACHER / MODERATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяк Т. М.

В статье представлен опыт использования веб-сервиса COMDI при проведении дистанционной поддержки учебного процесса и сетевых мероприятий. Показаны разработанные модели сетевого взаимодействия на основе использования веб-сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of network interaction on basis of webservice

In the article the experience of the use of Web-service (COMDI) is presented at carrying out remote support of educational process and network actions. Models of network interaction on the basis of the use of Web-service are shown.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодействия на основе веб-сервиса»

Литература

1. Computers & Education. An International Journal. http://www.journals.elsevier.com/computers-and-education.

2. Edumall 2.0. The ICT Connection. Masterplan 1. http://ictconnection.edumall.sg/cos/o.x?c=/ictconnection/pagetree&func=view&rid=715.

3. Edumall 2.0. The ICT Connection. Masterplan 2. http://ictconnection.edumall.sg/cos/o.x?c=/ictconnection/pagetree&func=view&rid=721.

4. Edumall 2.0. The ICT Connection. Masterplan 3. http://ictconnection.edumall.sg/cos/o.x?c=/ictconnection/pagetree&func=view&rid=665.

5. Microsoft News Center. http://www.microsoft.com/presspass/events/itfsof/gallery.mspx.

6. Microsoft Singapore News Center. http://microsoftsgnews.com/?p=82.

7. World Economic Forum. Global Information Technology. http://www.weforum.org/issues/global-information-technology/index. html.

8. Сингапур // Википедия: Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki.

9. Коротеев В. И., Нечаев Н. Н., Новожилов А. Е., Рыжков В. М. Почему мы не Оксфорд? // Открытое образование, 2011. № 5. С. 70-76.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕИСТВИЯ НА ОСНОВЕ ВЕБ-СЕРВИСА

Т. М. Третьяк, ст. преподаватель кафедры информатики Тел.: (495) 977-54-22, e-mail: [email protected] Московский институт открытого образования www.mioo.ru

In the article the experience of the use of Web-service (COMDI) is presented at carrying out remote support of educational process and network actions. Models of network interaction on the basis of the use of Web-service are shown.

В статье представлен опыт использования веб-cервиса COMDI при проведении дистанционной поддержки учебного процесса и сетевых мероприятий. Показаны разработанные модели сетевого взаимодействия на основе использования веб^ервиса.

Ключевые слова: веб^ервис, сетевое взаимодействие, COMDI, сетевой преподаватель, модератор.

Keywords: web-service, network interaction, COMDI, network teacher, moderator.

Отличительные для нашего времени черты, характеризующие процесс модернизации образования в его направленности, це-

лях и содержании, все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека»,

на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность специалистов в условиях развитого информационного общества. Каж-

дый человек сегодня может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание его индивидуального образовательного развития. При сетевой организации круг взаимодействия увеличивается, а следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.

На сегодняшний день для образовательных учреждений актуальными являются две задачи: использование возможностей Интернета для поддержки и развития рабочих процессов и вхождение в электронное сообщество.

Решение этих задач видится в применении новых образовательных технологий,

Интерактивная доска Камера

COMDI

Рис. 1. Интерфейс веб-сервиса

максимально полноценном использовании информационно-телекоммуникационных систем, а также систем дистанционного обучения.

Образовательный процесс на основе инфомационно-комммуникационных технологий имеет несомненные достоинства:

1. Более доступной становится информация. Сеть Интернет в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени.

2. Происходит демократизация обучения, которая выражается в том, что обучающийся получает возможность самостоятельно распределять время самоподготовки, выбирать те информационные ресурсы, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности.

3. Устраняются психологические барьеры в обучении.

4. Появляется возможность оперативно

обмениваться опытом преподавания. Использование информационных систем позволяет преподавателям различных образовательных учреждений обмениваться информацией в оперативном режиме, использовать высококачественные учебно-методические

разработки ведущих мировых научных школ, концентрировать интеллектуальный потенциал.

5. Повышаются возможности реализации индивидуального подхода к обучающемуся. Новая техника раздвигает границы индивидуализации учебного процесса, когда преподаватель в состоянии эффективно сотрудничать с каждым участником.

6. Растет качество подготовки специалистов и возможность повышения их профессиональной компетентности: использование новых форм предоставления информации, применение модифицированных методов обучения, возможность работы в современных библиотеках, позволяющих увеличить объем и эффективность интеллектуальных ресурсов.

7. Открывается возможность обмена опытом на основе сетевого взаимодействия в Интернете независимо от расстояния между участниками [1].

При современном информационном развитии общества в области коммуникации существует необходимость использования в образовании технических средств для организации интерактивного общения и обучения в реальном времени в сети Интернет. Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Сетевое взаимодействие возможно при следующих условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия. При этом основным условием является наличие квалифицированных педагогических кадров, способных использовать в своей работе как новое компьютерное оборудование, так и современные прикладные программные средства.

В данной статье представлены модели сетевого взаимодействия и обучения на примере веб^ервиса COMDI, который представляет собой средство информационного и технологического интерактивного взаимодействия пользователей с программноаппаратной системой на серверах компании. Данный веб-сервис предназначен для организации вебинаров.

Вебинар (от англ. webinar, сокр. от web-based seminar) - онлайн-семинар, лекция, курс или презентация, организованные при помощи веб-технологий в режиме прямой трансляции. Каждый участник находится у своего компьютера, каждый ведущий - у своего, вне зависимости от географии и месторасположения. Участникам необходим доступ в Интернет и гарнитура (наушники, микрофон) [3]. Ведущим вебинаров - доступ в Интернет, веб-камера и гарнитура. Вебсервис представляет средство информационного и технологического интерактивного взаимодействия пользователей с программ-

но-аппаратной системой на серверах компании. А создание автоматической записи трансляции мероприятия позволяет организовать видеоархив материалов и разместить его в различных видеоформатах в сети Интернет.

Проведение занятий в виртуальном кабинете на основе веб-сервиса позволяет преподавателю и учащимся, пространственно удаленным друг от друга, общаться в синхронном режиме посредством подключения веб-камеры, а также в дальнейшем фиксировать процесс проведения занятия в виде видеозаписи и ее использования.

Основными элементами интерфейса веб-сервиса COMDI (см. рис. 1) являются:

• камера, которая помогает общаться с собеседником или группой по Интернету в интерактивном режиме, видя друг друга;

• презентатор, позволяющий показывать учебный материал - текст, графику, аудио, видео - и объяснять наглядно и ярко;

Сетевой

педагог

<=>

Сервер

Рис. 2. Сетевой преподаватель + сетевая аудитория

• функция «Демонстрация рабочего стола», которая предназначена для показа рабочего стола преподавателя и отдельных его фрагментов. Работа запущенных приложений на рабочем столе преподавателя делает процесс обучения еще более наглядным;

• опросник, который помогает проводить опросы, голосования, тесты - проверять степень усвоения знаний в режиме онлайн;

• файлообменник, позволяющий пересылать различные файлы, обучающий материал, задания;

Рис. 3. Трансляция семинара по обмену педагогическим опытом

• указка, оформленная в виде красной стрелки, видимой всем участникам. Учитель объясняя что-либо, может указать ею на любую часть интерфейса или презентации;

• интерактивная доска, воспроизводящая все возможности обычной классной доски, но в виртуальном пространстве [4].

При работе с веб-сервисом COMDI были опробованы следующие формы применения:

• очное обучение: лекции высокопрофессиональных учителей, вещание на заинтересованную аудиторию;

• заочное обучение: лекции, уроки, консультации, тьюторинг и тьюториалы, семинары, дискуссионные формы занятий;

• переподготовка и повышение квалификации: лекции, консультации, тьюторинг и тьюто-риалы, вебинары, дискуссионные формы занятий;

• смешанное обучение: сокращение аудиторной нагрузки на обучаемых с целью увеличения доли самостоятельной работы;

• сетевые мероприятия: конкурсы, тематиче-

ские вебинары, мастер-классы, веб-конференции, интернет-фестивали;

• трансляция очных

семинаров, конференций, форумов [2].

В результате опыта организации сетевого

общения педагогов и учащихся на основе сервиса COMDI были разработаны модели сетевого взаимодействия участников.

Модель 1. Сетевой преподаватель + сетевая аудитория

Преподаватель работает в аудитории, но ведет трансляцию занятия через виртуальный кабинет сервиса COMDI. Обучающиеся в сетевом режиме подключаются к прямой трансляции через Интернет, заходя по ссылке, указанной преподавателем заранее в рассылке или на сайте образовательного учреждения.

Проведение занятия может быть открытым, то есть иметь гостевой доступ, и закрытым, когда все участники входят в виртуальный кабинет под своим логином и паролем. Участники учебного процесса могут в конце занятия скачать материалы для повторного изучения (рис 2).

Технические требования к оборудованию для работы преподавателя и обучающихся:

Минимальные требования к ком-

Сете вая

пьютеру:

• процессор: Core 2 DUO 2.4 Hz;

• ОЗУ: 2 GB;

• разрешение: 1024х768;

• ОС: Windows (XP, Vista, 7), Apple Leopard, Snow Leopard;

• браузер: для Windows - Internet Explorer 7+, Mozilla Firefox 2+, Opera, Google Chrome; для Apple Leopard, Snow Leopard - Firefox 2+, Safari 4+;

• Adobe Flash Player 10.1 или выше;

• JavaRE 6.23 или выше.

Для организации интерактивного взаимодействия к компьютеру преподавателя и обучающихся подключаются:

• веб-камера;

• гарнитура (наушники + микрофон).

Данная модель была использована при проведении:

• сетевых консультаций для слушателей дистанционного курса «Проектирование и моделирование в среде КОМ-ПАС-3D» в Московском институте открытого образования (МИОО);

• семинара по обмену педагогическим опытом по работе педагогов с одаренными детьми Северного округа города Москвы (рис. 3);

• учебных занятий в ноябре 2009 года (в 5-х, 9х, 11-х классах) и в январе 2011 года (в 5-8-х классах) в гимназии № 1576 г. Москвы в период эпидемии гриппа. Уроки транслировались из гимназии по расписанию.

Модель 2. Сетевой преподаватель

ции лекции, затем проводит очный опрос, практическое занятие или семинар. Обучающиеся имеют возможность задать вопрос сетевому преподавателю в реальном времени. Данная модель подходит для проведения занятий очного обучения, если образовательное учреждение не имеет преподавателя по какому-либо предмету. Одновременно к виртуальному кабинету сетевого преподавателя можно подключить 8 веб-камер для устного опроса. Всего одновременно допускается около 100 участников.

Технические требования к оборудованию для работы преподавателей и обучающихся:

Минимальные требования к компьютеру:

• процессор: Core 2 DUO 2.4 Hz;

• разрешение: 1024х768;

Преподаватель Обучающиеся

школы №1 <= =ы школы №1

Преподаватель школы №2

Преподаватель школы №3

с

>

Обучающиеся школы № 2

Обучающиеся школы № 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.

очный преподаватель + обучающиеся

Презентация

Проведение сетевой лекции двумя или несколькими преподавателями: один работает с аудиторией очно, другой дистанционно.

Схема модели представлена на рис. 4. Сетевой преподаватель проводит лекцию по разбору теоретического материала согласно учебному расписанию. К лекции подключаются по ссылке преподаватели образовательных учреждений и аудитория с обучающимися под их очным контролем. К компьютеру очного преподавателя подключается проектор, и трансляция лекции проецируется в аудиторию. Очный преподаватель контролирует процесс трансля-

4. Сетевой преподаватель + очный преподаватель + обучающиеся

• ОЗУ: 2 GB;

• ОС: Windows (XP, Vista, 7), Apple Leopard, Snow Leopard;

• браузер: для Windows - Internet Explorer 7+, Mozilla Firefox 2+, Opera, Google Chrome; для Apple Leopard, Snow Leopard - Firefox 2+, Safari 4+;

• Adobe Flash Player 10.1 или выше;

• JavaRE б.23 или выше;

Для организации интерактивного взаи-

+

Условие задачи №23 Команды Робота

Исполнитель « РОБОТ» умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Ниже приведена описание РОБОТА.

У РОБОТА есть четыре команды перемещения:

вверх

вниз

влево

вправо

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх 'Т', вниз Ф, влево <г, вправо

Рис. 5. Занятие с учащимися

модействия в аудиториях к компьютеру преподавателя:

• веб-камера;

• проектор;

• колонки;

• микрофон.

Данная модель была использована при проведении занятий по информатике (подготовка учащихся к ГИА) в гимназии № 1576 города Москвы. Было проведено четыре занятия на основе представленной модели в урочное время (рис 5). Теоретический разбор заданий проводил сетевой преподаватель в удаленном режиме, а очный преподаватель во время объяснения следил за трансляцией, после объяснения проводил практические занятия в аудитории.

Модель 3. Сетевой преподаватель + сетевой преподаватель (модератор) + сетевая аудитория

Занятие проводят два преподавателя в одном виртуальном кабинете. Все участники (ученики и педагоги) взаимодействуют в дистанционном режиме (рис. 6). Участники при проведении дистанционного занятия, например консультации перед экзаменом, выходят в Сеть по указанной ссылке из дома. Ведут консультирование два преподавателя. Один преподаватель имеет функции модератора в виртуальном кабинете, второй подключается к процессу и ведет объяснение материала. Сервис COMDI дает возможность снять статистику (количество и время пребывания) учащихся, которые присутствовали на виртуальных занятиях. Опрос учащихся можно провести устно с подключением веб-камер или в чате. Учитель-модератор проверяет ответы на вопросы в чате.

Технические требования к оборудованию для работы преподавателя и обучающихся:

Минимальные требования к компьютеру:

• процессор: Core 2 DUO 2.4 Hz;

• ОЗУ: 2 GB;

• разрешение: 1024х768;

• ОС: Windows (XP, Vista, 7), Apple Leopard, Snow Leopard;

• браузер: для Windows - Internet Explorer 7+, Mozilla Firefox 2+, Opera, Google Chrome; для Apple Leopard, Snow Leopard - Firefox 2+, Safari 4+;

• Adobe Flash Player 10.1 или выше;

• JavaRE 6.23 или выше.

• веб-камера;

• гарнитура (наушники + микрофон).

Использование данной модели взаимодействия позволяет провести сетевое общение с участниками в реальном времени посредством подключения веб-камер и гарнитуры (наушники, микрофон). Модель успешно была реализована на базе гимназии № 1576 г. Москвы при сетевом консультировании во внеурочное время. Объяснение учителя сопровождается презентацией, можно выделить основные определения, как при демонстрации материала на интерактивной доске в классе. Работа с остальными учащимися ведется в чате. Система позволяет подключить одновременно до 8 веб-камер учащихся и общаться с помощью микрофона и наушников.

Использование данного веб-сервиса позволяет снять статистику присутствия учащихся на сетевой консультации (рис. 7).

Модель 4. Взаимодействие «модератор + фасилитатор + сетевая аудитория + очная аудитория» (при организации больших мероприятий)

Организация сетевого взаимодействия дала возможность учащимся непосредствен-

Сетевой пр г-подаватель

Сетевая аудитория

Для организации интерактивного взаимодействия к компьютеру преподавателя и обучающихся подключаются:

Рис. 6. Сетевой преподаватель + сетевой преподаватель (модератор) + сетевая аудитория

но из дома получать консультации педагогов и выполнять задания. При обсуждении выполнения задания консультироваться не только с педагогом, но и друг с другом. Родителям учащихся была предоставлена возможность посмотреть объяснение материала и проконтролировать выполнение задания.

При организации трансляций больших конференций необходимо организовывать взаимодействие участников через виртуальный кабинет и осуществлять управление сетевыми докладчиками и виртуальными участниками, а также одновременно вести трансляцию съемки большой аудитории.

Статистика по вебинару

консультація П1Ж . • КЛАСС

©С*ГО л«*П1ПО 25 ч^яом* И)ми 4 мр«гьчтрі«омми»а и 21 гост*Л

Статистик* г»о ааходам аарагистрирояаниык лолыомталай

Александре Осипом (Осипом Алексвнлрв! натапьР г«в)»ма (Гмима Наталья)

Оля клочком < клоыком Оля>

Татьяна Третья* «Модератор >

Статистика по заходам и* ^регистрированных лолыомтелеи

бОЛКМАИТОМ

Госте 13 Го<1ь 20 Гост» 28

ГОСТЬ Э0 ГОСТа 26 Гость 44 Гост* 52 инна ймм* фД

Марьям Магомедом нас тоящий Панков Кирилл

18 25 2Г 05 20Ю • 18 34 17 30 27 05 20Ю • 18 33 17 Зв 27 05 20Ю • 18 36 08 31 25 05 20Ю • 08 40

17 58 27 05 2010 - 18 35 17 32 27 05 2010 - 18 35 17 40 2? 05 2010 - 18 35 17 56 27 05 20Ю - 18 35

17 57 27 05 2010 • 18 35

18 07 27 05 20Ю - 18 35 18 16 27 05 2010 • 18 32 18 33 27 05 2010 - 18 35 18 25 27 05 2010 - 18 35

17 41 27 05 2010 - 18 35

18 07 27 03 2010 - 18 35 17 53 27 05 2010- 18 01

в

Q

Докладчик

Рис. 7. Статистика по вебинару

При организации такой модели взаимодействия с виртуальными участниками мероприятия необходим ведущий - фасилитатор. Фа-силитатор - это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным. Задачи фасилитатора:

• согласовать темы и вопросы, требующие решения;

• организовать подходящий формат работы;

• создать творческую, свободную атмосферу для обмена мнениями и принятия решений.

Фасилитатор -это обычно ведущий форума или чата. Это не обязательно преподаватель. Фасилитатор работает через виртуальный кабинет модератора, где модератор подключает виртуальных участников для обсуждения вопросов посредством вебкамер и следит за трансляцией. Модератор может дать права фасилитатору на управление докладами сетевой аудитории. Для трансляции из аудитории необходимо установить видеокамеру с возможностью записи и подключения к компьютеру модератора. Либо несколько видеокамер, объединенных при помощи видеомикшера (пульта режиссера). Трансляция докладов из аудитории ведется через компьютер, подключенный к компьютеру фасилитатора. Схема представ-

лена на рис. S.

Технические требования к оборудованию для больших мероприятий

Требования к компьютерам для гостей и для вещания:

• процессор: Core 2 DUO 2.4 Hz;

• ОЗУ: 2 GB;

• разрешение: 1024х7б8;

• ОС: Windows (XP, Vista, 7), Apple Leopard, Snow Leopard;

• браузер: для Windows - Internet Explorer 7+, Mozilla Firefox 2+, Opera, Google Chrome; для Apple Leopard, Snow Leopard - Firefox 2+, Safari 4+;

• Adobe Flash Player 10.1 или выше;

• JavaRE б.23 или выше.

Для трансляции необходимо

я 15»

^ 2 8Я

«х з *

Очная аудитория

Сетевой

аудитория»

Рис. 8. Взаимодействие «модератор + фасилитатор + сетевая аудитория +

очная аудитория»

установить видеокамеру с возможностью записи и подключения к компьютеру. Либо несколько видеокамер, объединенных при помощи видеомикшера (пульта режиссера).

Варианты подключения видеокамеры к компьютеру:

• При помощи порта FireWire (iLink) при наличии данного разъема на компьютере и видеокамере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• При помощи карты видеозахвата с функцией DirectShow. Карта видеозахвата может под-лючаться к ПК через USB, FireWire, PCI и др. Видеокамера подключается к компьютеру через RCA, HDMI, FireWire, S-Video и др.

Данная модель была использована:

• При проведении интернет-фестиваля «От идеи до проекта» САО г. Москвы. Участники каждую неделю в течение месяца

представляли свои проекты перед вебкамерой, доклад участника сопровождался презентацией.

• Каждое выступление участники могли обсудить в чате и задать вопросы непосредственно автору проекта в прямой трансляции. К трансляции в указанное время доклада могли подклю-

Использование данных моделей на основе веб-сервиса (СОМБ1) способствовало повышению мотивации участников (педагогов, учащихся, родителей). В интернет-фестивале «От идеи до проекта» было рассмотрено в 2010 году - 20 проектов, в 2011

Рис. 9. Проведение вебинара в гимназии № 1576 г. Москвы

читься родители учащихся, педагоги и принять участие в обсуждении проекта. Любой участник мог также высказать свое мнение, подключив веб-камеру к своему компьютеру [2].

• В рамках эксперимента «Базовая школа экономики» был проведен вебинар по теме «Организация бизнеса /Г-компаний» на базе гимназии № 1576 (рис. 9). Видеозапись вебинара была опубликована на сайте гимназии.

году - 60 проектов, учащиеся могли представить свой доклад из своей школы или из дома. Мероприятие не отменялось даже в период карантина в школах. Вебинары могут включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим.

Литература

1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2007. 368 с.

2. Третьяк Т. М. Сетевое взаимодействие педагогов и учащихся на основе сервиса СОМБ1 // Применение новых технологий в образовании: Материалы XXI международной конференции. - Троицк, 2010. С. 297-298.

3. Тучин Д. Все о вебинарах: Краткое пособие по проведению вебинаров для начинающих онлайн-спикеров (2010). http://www.all-webinars.com.ua/analys/225.

4. Что такое СОМБ!? СОМБ! 2009-2010. http://www.comdi.com/about.

УДК 159.922.2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ КОГНИТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

С. Ф. Сергеев, д. пс. н., профессор СПбГУ,член научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта, академик РАЕН Тел.: (911) 995-09-29, e-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет

www.spbu.ru

The present article contains a number of postnonclassical cognitive pedagogy views on the matter of educational environment, as defined by the theory of immersive educational environments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.