С.Н.Кононова
Лангепас, Россия
S.N.Kononova
Langepas, Russia
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ
Аннотация. В статье представлен опыт использования относительной рейтинговой оценки в МОУ «Гимназия № 6» города Лангепаса. Одна из главных сложностей при внедрении рейтинговой системы — увеличение временных затрат преподавателя на ведение учета. Использование электронных таблиц, созданных в программе MS Excel, позволяет автоматизировать процесс вычисления рейтингов обучающихся. Ключевые слова: относительная рейтинговая оценка; рейтинг; электронные таблицы MS Excel._
THE USE OF A RELATIVE RATING
Abstract. The article describes the experience of using a relative ranking model in Gymnasium № 6, Langepas. The time consuming record keeping while ranking becomes one of the main difficulties a teacher may face. The use of MS Excel tables simplifies the calculation of students’ ranking scores and makes it automatic.
Key words: relative ranking score; rating; MS Excel tables.
Сведения об авторе: Кононова Светлана Николаевна, учитель физики.
Место работы: Гимназия № 6.___________________________
About the author: Kononova Svetlana Nikolaevna, the Physics teacher.
Place of employment: Gymnasium № 6.___________________
Контактная информация: 628672, г. Лангепас, ул. Мира, д. 28, корпус Б; тел. (34669)26666. E-mail: [email protected]
Современный этап и перспективы общественного развития выдвигают новые требования к выпускнику школы, которые порождают вопросы оценивания результатов обучения. Существующая пятибалльная система оценок была удобна для единого содержания образования, единой и единообразной советской школы. Однако она не отвечает требованиям современных педагогических технологий, которые предполагают осуществление поэлементного контроля знаний и умений обучающихся. Применение рейтинговой оценки позволит удовлетворить потребность преподавателей в более объективной и информационной оценке, что необходимо для повышения качества обучения. Особенно важно наличие объективной информации о процессе усвоения знаний на старшей ступени, где осуществляется профильное обучение.
В МОУ «Гимназия № 6» города Лангепаса с прошлого учебного года проходит апробация использования в профильных классах относительной рейтинговой оценки.
Под рейтинговой оценкой подразумевается «накопленная» оценка, определенная на основе рейтинговой системы. Рейтинговая система гимназии — это совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата. Система обеспечивает обработку информации по показателям учебной деятельности обучающихся и позволяет присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому обучающемуся в разрезе учебной дисциплины.
При использовании рейтинговой системы весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым проводится на основе заранее определенных критериев — «контрольных точек» и рейтинговой шкалы баллов. Пример «контроль -ных точек» и рейтинговой шкалы представлен в таблице 1.
По каждому разделу проводится суммирование баллов, набранных каждым обучающимся, а затем уровень успеваемости обучающихся сравнивается с неким эталоном — понятием «идеальный ученик». «Идеальный ученик» всегда «присутствует» на всех занятиях и «получает» максимально возможные оценки на всех контрольных мероприятиях. Сравнивая с его «достижениями» достижения настоящих обучающихся, можно оценить степень освоения ими учебного предмета.
Рейтинговая шкала
Контрольные точки Количество баллов
Посещаемость 1 балл за каждое посещение учебного занятия
Выполнение домашних работ 1 балл за каждое выполненное задание
Ведение конспекта лекционного материала 1 балл за каждую лекцию
Физические диктанты 3 балла за каждое правильно выполненное задание в диктанте
Самостоятельные работы 4 балла за каждое правильно выполненное задание в работе
Тесты 4 балла за каждое правильно выполненное задание в тесте
Контрольные работы 5 баллов за каждое правильно выполненное задание работы
Подготовка и представление исследовательского проекта, участие в олимпиадах и конкурсах до 50 баллов в зависимости от уровня мероприятия
Дисциплинарные баллы
Опоздание на учебное занятие 1 балл вычитается
Несоответствие предусмотренным срокам 25% от набранных за данную работу балов вычитается
Вычисление относительной рейтинговой оценки обучающегося осуществляется по формуле
P = -^~ -100%,
S
max
где S — сумма всех текущих оценок обучающегося при изучении темы; Smax — сумма максимально возможных оценок «идеального ученика» за этот же период.
Таким образом, относительная рейтинговая оценка учебной деятельности обучающегося выражается в процентах и показывает, какую часть учебной работы, запланированной при изучении темы, выполнил обучающийся. Рейтинговая оценка «идеального ученика» всегда равна 100%. Рейтинги реальных обучающихся показывают, насколько их успеваемость близка к идеалу, и позволяют оценить степень освоения учебного материала на данный момент.
По окончании изучения каждой темы преподаватель определяет оценки обучающихся по традиционной пятибалльной шкале, которые выставляет в классный журнал. Соотношение между рейтинговой и традиционной шкалами следующее: рейтинг от 85% до 100% — оценка «5»; рейтинг от 70% до 84% — оценка «4»; рейтинг от 50% до 69% — оценка «3»; рейтинг 49% и ниже — оценка «2», предстоит повторный зачет по теме.
В таблице 2 представлен пример вычисления относительной рейтинговой оценки обучающихся и ее перевод в традиционную оценку.
Относительная рейтинговая и традиционная оценка обучающихся
Фамилия, имя Контрольные точки Дисциплинарные баллы сумма баллов рейтинг оценка
посещаемость н * а W X о * домашняя работа т W V т контрольная работа опоздания невыполнение сроков
«Идеальный ученик» 15 5 15 40 75 0 0 150 100 5
Обучающийся 1 11 5 10 35 70 1 0 130 87 5
Обучающийся 2 15 5 10 25 50 0 0 105 70 4
В конце обучения (полугодие, учебный год) определяется сумма набранных за весь период баллов и на основе рейтинга выставляется общая оценка в журнал по традиционной шкале. Обучающиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100%, могут быть освобождены от переводных экзаменов.
Относительная рейтинговая оценка обучающегося в течение учебного года может не только возрастать, но и убывать, если обучающийся начинает учиться хуже или пропускать занятия. Зная свой текущий рейтинг, учащийся видит, на какую итоговую оценку он может претендовать, продолжая учиться на том же уровне.
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля — значительное увеличение временных затрат преподавателя на ведение учета. Однако с приобретением опыта и использованием ИКТ острота проблемы снижается. Для вычисления рейтингов обучающихся мною созданы электронные таблицы в программе MS Excel, встроенные функции которой позволяют автоматизировать учет.
Использование относительной рейтинговой оценки имеет преимущества, подтвержденные результатами анкетирования обучающихся и мониторингом качества обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветрова А. А. Рейтинговая методика в основе мониторинга и управления качеством образования // Профессиональное образование. 2005. № 11.
2. Павлова И.Р. Рейтинговая система контроля и оценки в условиях профильного обучения // Образование в современной школе. 2007. № 4.
3. Ралин А.Ю. Использование относительной структурированной рейтинговой оценки // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: Мат-лы междунар. науч.-метод. конф. 22—24 апреля 2008 г., Пенза. Пенза, 2008. Ч. 1.