VIII Международная научно-практическая конференция
УДК 371.311
Морданов Максим Андреевич Mordanov Maxim Andreevich
Преподаватель Lecturer
БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Surgut State University
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА СУРГУТА
TO IMPROVE THE MANAGEMENT OF INCLUSIVE PRACTICES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE CITY OF SURGUT
Аннотация, автором проведен анализ текущего состояния и условий управления инклюзивным дошкольным образованием в городе Сургуте. Разработаны рекомендации, направленные на совершенствование системы управления инклюзивной практикой в дошкольных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором представлен проект сетевого мобильного центра как нового типа управления инклюзивным образованием в условиях города Сургута. Практическое значение исследования заключается в возможности реализации разработанных мероприятий при содействии Департамента образования Администрации города Сургута в целях улучшения аспектов управления инклюзивным дошкольным образованием.
Abstract, the author has analyzed the current state and conditions of management of inclusive preschool education in the city of Surgut. Recommendations aimed at improving the system of management of inclusive practices in preschool educational institutions for children with disabilities have been developed. The author presented a project of a network mobile center as a new type of management of inclusive education in the conditions of the city of Surgut. The practical significance of the study lies in the possibility of implementing the developed measures with the assistance of the Department of Education of the Administration of the city of Surgut in order to improve the aspects of management of inclusive preschool education.
Ключевые слова, дошкольные учреждения, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, управление, дошкольное образование.
Key words: preschool institutions, inclusive education, limited health opportunities, management, preschool education.
«Вопросы развития современной науки и техники»
Понятие «инклюзивное образование» в настоящее время трактуется как
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Управление инклюзивным образованием представляет собой сложный и многогранный процесс. Инклюзивный подход предполагает, что не ребенок, как главный субъект образования, подстраивается под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка. Для этого система организации инклюзивной практики в дошкольных образовательных учреждениях должна быть достаточно гибкой.
В рамках действующего законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и города Сургута в сфере обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), существующих отечественных и зарубежных практик в области формирования исследуемого вида обучения необходимо организовать процесс сопровождения обучения и воспитания детей с ОВЗ с помощью привлечения специалистов, знающих психофизиологические особенности детей: например, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель-тьютор, старший воспитатель.
В то же время стоит отметить, что широкий спектр представленных выше специалистов находит свое отражение только в трети дошкольных учреждениях города Сургута.
Сегодня во всех МБДОУ города, в которых обучаются дети с ОВЗ, благодаря содействию Департамента образования города Сургута процесс сопровождения их воспитания включает в себя следующие компоненты: создание предметно-развивающей среды, материально-техническое оснащение, разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития, обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
VIII Международная научно-практическая конференция Например, организационно-функциональная система МБДОУ № 14
«Брусничка», №22 «Сказка», №24 «Космос» города Сургута включает в себя
следующие основные направления: обучение, воспитание, развитие, коррекция
нарушенных функций, оздоровительные мероприятия, социальная адаптация и
интеграция в общество.
В представленных выше дошкольных учреждениях также функционирует
медико-психолого-педагогический консилиум, который принимает
коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного
воздействия, созданных в рамках деятельности службы по охране здоровья
населения. Организация данного консилиума определено достижением
психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса
в ДОУ, выявления и ранней диагностики отклонений в развитии детей
дошкольного возраста, а также определения резервных возможностей.
Нормативной основой организации работы консилиума является пп. 12 п. 1 ст. 8
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» [1] и Положение «О положения психолого-медико-педагогическом
консилиуме МБДОУ».
Всю работу с воспитанниками с ОВЗ педагоги дошкольных учреждений
города Сургута при взаимодействии с Департаментом образования строят по
следующим направлениям:
изучение нормативных документов по организации образования детей с
ОВЗ;
работа со специалистами, с родителями детей с ОВЗ; работа консилиума ДОУ; индивидуальная работа с ребенком ОВЗ.
Особое место в сопровождении ребёнка с ОВЗ педагоги в МБДОУ, в составе которых организованы группы детей рассматриваемой категории, отводят диагностике на раннем этапе развития каждого ребенка в целях организации программы его всестороннего комплексного развития при
«Вопросы развития современной науки и техники» реализации широкого спектра различных специалистов, постоянно
повышающих свою квалификацию.
Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития». По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составляется коррекционно-развивающая программа - документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога и специалистов. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.
Существующие и применяемые коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанника навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.
Педагоги ДОУ города Сургута убеждены в том, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяют решение следующих задач: психолого-педагогическое просвещение родителей, оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.
В то же время необходимо отметить, что организация адаптации в детском коллективе проходит трудно из-за индивидуальных особенностей воспитанников с ОВЗ, невозможностью полноценного общения с детьми и несформированными компонентами режима дня.
Основными актуальными задачами работы дошкольных учреждений города Сургута в рамках воспитания и обучения детей с ОВЗ являются следующие:
VIII Международная научно-практическая конференция реализовывать системный подход к обеспечению условий для развития
детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении
адаптированной образовательной программы;
выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ,
обусловленные особенностями их физического и психического развития;
формировать у всех участников образовательного процесса адекватное
отношение к проблемам лиц с особыми нуждами;
создавать условия для успешной адаптации и социализации
воспитанников;
обеспечивать возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ [2].
В настоящее время в целях представления дефектологической помощи воспитанникам дошкольных образовательных учреждений применяются рекомендации по организации предоставления заявленной выше помощи воспитанникам. Данные рекомендации разработаны Департаментом образования города Сургута. В них определены количество занятий в неделю и продолжительность одного занятия для детей, имеющих различные особенности развития, здоровья. В частности, закреплены выше заявленные критерии для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, имеющими задержки психического развития и умственную отсталость, а также с нарушением зрения или слуха. Данные рекомендации носят обязательный характер для всех дошкольных образовательных учреждений города Сургута, воспитывающих детей с ОВЗ.
В то же время следует отметить, организации работы педагогов с детьми с ОВЗ и их родителями уделяется недостаточное внимание в силу того, что данная проблема не носит первостепенное значение как для руководства дошкольных образовательных учреждений, так и специалистов Департамента образования города, основными обязанностями которых является создание безбарьерной среды воспитания и вовлечения данных детей в социум.
«Вопросы развития современной науки и техники» Серьезной проблемой, которая нашла свое отражение в настоящее время в рамках работы дошкольных учреждений города, является то, что в 90% детских садах принимаются дети с ОВЗ в возрасте от 4 лет. Руководство МБДОУ рекомендует родителям, имеющих детей с ОВЗ, обратиться или в иные дошкольные учреждения, или воспитывать ребенка дома. Отметим, что данная рекомендация противоречит основным государственным концепциям в области дошкольного образования: повышение социализации детей с ОВЗ, воспитание и обучение их на ровне с детьми, не имеющими отклонение в развитии.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1] и муниципальной программе города Сургута «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» [3] на современном этапе в городе должны быть созданы условия для получения без дискриминации качественного образования лицами ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов. В целях определения уровня организации порядка осуществления инклюзивного образования в дошкольных учреждениях города Сургута, обеспечения данных учреждений необходимой материально-технической базой, готовности педагогов обучать и воспитывать детей с ОВЗ был проведен опрос специалистов дошкольных учреждений города Сургута, основной целью которого является определение мнения педагогов в рамках, рассматриваемых выше вопросов. В ходе опроса приняли участие 200 специалистов как административного корпуса, так и педагогического состава.
По мнению специалистов города Сургута, реализация инклюзивного образования в массовых дошкольных учреждениях сопровождается наличием значительного числа преград, как в рамках организации данного образования, его сопровождения, так и обеспечения соответствующими кадрами.
В рамках первого вопроса была определена готовность респондентов -специалистов дошкольных учреждений Сургута к осуществлению инклюзивного образования: 46% участников (92 человека) опроса выразили неготовность в силу наличия ряда негативных моментов, которые не
VIII Международная научно-практическая конференция способствуют управлению инклюзивным образованием в полной мере. Иная часть респондентов (54%, или 108 человек) подтвердили свое согласие и готовность к участию формирования системы рассматриваемого образования на дошкольном уровне.
В ходе второго вопроса проведенного анкетирования: «Какие, по вашему мнению, существуют проблемы на пути реализации инклюзивного образования в городе?» респондентами были представлены существующие преграды в рамках организации исследуемого способа воспитания и обучения детей с ОВЗ. В частности, были получены следующие ответы:
специалисты в детских садах не имеют возможности обмена опытом с широким кругом своих коллег по вопросам осуществления инклюзивного образования - 28% опрошенных (56 сотрудников);
недостаточное число методических разработок и пособий для организации инклюзивного образования - 23% респондентов (46 специалистов);
недостаточный объём нормативно-правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровнях для организации и сопровождения инклюзивного образования - 19% участников опроса, что составляет 38 специалистов;
проведение на нерегулярной основе курсов по повышению квалификации специалистов, принимающих участие в управлении инклюзивным образованием в городе Сургуте - 16% респондентов (32 сотрудника детских садов города);
слабая материально-техническая база для комплексного и всестороннего воспитания детей с ОВЗ - 14% опрошенных.
По результатам третьего вопроса «При каких условиях инклюзивное образование возможно в дошкольных учреждениях города Сургута?» было выявлено следующее распределение мнения специалистов дошкольных учреждений:
повышение заработной платы специалистов, задействованных в управлении инклюзивным образованием в дошкольных учреждениях города Сургута - 27% опрошенных специалистов;
«Вопросы развития современной науки и техники»
создание педагогам возможности консультироваться в режиме реального времени с коллегами по вопросам инклюзивного образования - 22% респондентов, что составляет 44 участника опроса;
ознакомление педагогов с отечественными и зарубежными практиками организации условий инклюзивного образования - 20% ответов (40 специалистов);
проведение на регулярной основе курсов повышению квалификации, вебинаров, семинаров по вопросам инклюзивного образования как для педагогов в части воспитания детей с ОВЗ, так и административно-управленческого персонала детских садов в части организации характеризуемого вида образования - 19% опрошенных педагогов и специалистов.
Кроме того, 12% респондентов указали еще одно условие - создание банка методических материалов по данному вопросу, чтобы педагоги и родители могли найти ответы на интересующие их вопросы (Рисунок 1).
При каких условиях инклюзивное образование возможно в дошкольных учреждениях города Сургута?
Организация консультаций по вопросам инклюзивного образования 12%
Ознакомление с практиками организации инклюзивного образования 20%
Проведение
курсов, вебинаров и семинаров 19%
Повышение заработной платы специалистов 27%
Создание консультаций с коллегами по
вопросам инклюзивного образования 22%
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на ключевой вопрос анкеты
Одним из важнейших направлений муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» по улучшению положения
VIII Международная научно-практическая конференция
детей на муниципальном уровне является процесс поэтапного создания системы всесторонней поддержки семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ [3].
В связи с этим среди родителей (законных представителей), чьи дети с ОВЗ посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения, расположенных в территориальной близости к МБДОУ №37 «Колокольчик», был проведен опрос, цель которого заключалась в определении уровня удовлетворенности качеством управления инклюзивным образованием. В опросе приняли участие 100 респондентов, был проведен среди 7 дошкольных образовательных учреждений города на анонимной основе. Участникам было предложено ответить на ряд закрытых вопросов с возможностью представления иных вариантов ответов. По итогам проведенного опроса были получены следующие результаты.
В рамках первого вопроса 44 респондента считают, что уровень дошкольного инклюзивного образования в городе Сургуте организован на высоком уровне, 20 опрошенных оценивают данный уровень как средний, 36 человек не удовлетворены качеством организации воспитания и обучения детей с ОВЗ (Рисунок 2).
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на первый вопрос анкеты
Как вы оцениваете уровень организации дошкольного инклюзивного образования в городе?
■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень
«Вопросы развития современной науки и техники» По результатам второго вопроса 56 опрошенных родителей (законных
представителей) считают возможным совместное обучение детей с ОВЗ и детей,
не имеющих отклонений в развитии. При этом практически половина
опрошенных считает данное обучение невозможным. Причинами подобного
распределения ответов является недостаточное материально-техническое
обеспечение муниципальных дошкольных учреждений города Сургута для
всестороннего развития и воспитания детей с ОВЗ, а также отсутствие широкого
спектра специалистов в рассматриваемой области (Рисунок 3).
Считатете ли вы возможным совместное обучение детей с ОВЗ и
детей без ОВЗ?
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на второй вопрос анкеты
По результатам третьего вопроса 28 респондентов в качестве ключевого фактора, который является преградой управлению инклюзивным воспитательным и образовательным процессом, определили недостаточную квалификацию педагогов и отсутствие широкого перечня специалистов, 25 человек - отсутствие материально-технических условий в дошкольных образовательных учреждениях. В ходе опроса было определено, что 18 респондентов считают, что в качестве исследуемого фактора выступают существующие стереотипы обществе в отношении детей с ОВЗ. Иная часть
VIII Международная научно-практическая конференция опрошенных считает, что отсутствие понимания со стороны воспитанников и
нежелание ребенка быть среди здоровых сверстников является преградой для
организации и формирования инклюзивного образовательного процесса в городе
Сургуте (Рисунок 4).
Какой, по вашему мнению, ключевой фактор, мешающий комплексной организации инключивного образовнаия в городе
Сургуте?
Недостаточная квалификация педагогов, отсутствие специалистов 28%
Отсутствие понимания со
стороны воспитанников 15%
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на третий вопрос анкеты
Отметим, что 35% опрошенных родителей (законных представителей) которые приняли участие в опросе, не согласны с организацией инклюзивного образования во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Сургута. В качестве альтернатив данными респондентами были приведены следующие направления: обучение детей с ОВЗ в домашних условиях, а также воспитание детей рассматриваемой категории в специализированном центре. 65% респондентов выразили согласие комплексному управлению инклюзивным образованием в дошкольных учреждениях города при условии повышения качества подготовки специалистов, приобретения специализированного оборудования, учебников, оздоровительных
Нежелание ребенка быть среди детей без ОВЗ 14%
«Вопросы развития современной науки и техники» тренажеров, развивающего игрового оборудования и увеличение квалифицированного персонала детских садов (Рисунок 5).
Согласны ли вы с комплексным внедрением инклюзивного образования в детских садах города?
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на четвертый вопрос анкеты
По итогам заключительного пятого вопроса 80% респондентов положительно относятся к созданию и функционированию в городе Сургуте сетевого компетентностного центра инклюзивного образования «Инклюверсариум». Отметим, что ключевой целью данного центра является непрерывное развитие инклюзивного образования путем обновление кадрового потенциала преподавательского и административного состава образовательных организаций, реализующих индивидуальные траектории обучающихся. 15% родителей затруднились однозначно определить свою позицию в рамках данного опроса в силу отсутствия достаточной информации о исследуемом сетевом центре. Причинами того, что 5% опрошенных не согласны на организацию данного центра являются опасения высокой вероятности нецелевого расходования бюджетных средств, коррупционной составляющей зачисления детей в данный центр и высокой стоимости их дальнейшего обучения (Рисунок 6).
VIII Международная научно-практическая конференция
Как вы относитесь к созданию в городе сетевого мобильного центра инклюзивного образования?
■ Положительно ■ Затрудняюсь ответить ■ Нет
Рис. 6. Распределение ответов респондентов на заключительный вопрос анкеты
Исходя из предоставленных выше результатов опросов проведенных среди специалистов дошкольных учреждений города Сургута и родителей, имеющих детей с ОВЗ, можно сделать ряд следующих выводов. Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения образовательного учреждения соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием, а также приведения в соответствие зданий образовательных учреждений строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Управление инклюзивным образованием как на территории города Сургута, так и в рамках Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Российской Федерации в целом может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами, организации и проведения на регулярной основе вебинаров и семинаров для повышения уровня профессиональной подготовки специалистов. Также ключевыми фактором, который способен повысить уровень организации образования детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях города Сургута является
«Вопросы развития современной науки и техники» расширение материально-технической базы исследуемых учреждений в части
необходимых развивающих тренажеров, игрового оборудования, учебно-
методической литературы и специализированного оборудования. В целях
реализации представленных выше мероприятий необходимо повышение
объемов финансирования работы дошкольных учреждений города как на
региональном, так и на федеральном уровне.
Одной из задач государственной политики в сфере образования является обеспечение доступности качественного образования лицам с ОВЗ вне зависимости от места жительства или материального положения семьи.
На сегодняшний день вопрос об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения и людей с ОВЗ к объектам социальной инфраструктуры, в том числе и муниципальным образовательным учреждениям города, является одним из наиболее актуальных вопросов обеспечения качества жизни граждан с ОВЗ.
Отметим, что в настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждениях города Сургута при содействии Департамента городского хозяйства созданы условия для инклюзивного образования. Например, интеграция таких детей в группах возрастной нормы не является успешным опытом детского сада №11 «Машенька», №14 «Брусничка», № 28 «Калинка», №44 «Сибирячок», № 45 «Волчок».
В данных детских садах успешно организовано воспитание и обучение детей с ОВЗ в рамках группы комбинированной направленности для слабослышащих и слабовидящих детей, а также детей, имеющих отклонения ментального характера.
Несмотря на наличие представленных выше муниципальных учреждений, которые обеспечивают комплексное воспитание, развитие и обучение детей с ОВЗ, ряд дошкольных учреждений города Сургута не в полном объёме оборудованы необходимым оснащением для беспрепятственного доступа и перемещения детей с ОВЗ. На сегодняшний день более трети дошкольных учреждений города Сургута оборудованы пандусами и мобильными
VIII Международная научно-практическая конференция подъемниками. Причинами сложившейся ситуации является слабое
финансирование дошкольных образовательных учреждений для реализации
пандусов, съездов, кнопок вызова специалиста для оказания необходимой
помощи, специализированных туалетных и душевых комнат, дублирования
необходимой информации шрифтом Брайля, предупредительных знаков для
слабовидящих на остекленные двери.
В целях преодоления отмеченных выше проблем комплексного
управления инклюзивным образованием на уровне дошкольных муниципальных
учреждений округа в Ханты-Мансийске осуществляет свою деятельность
сетевой центр «Инклюверсариум».
Особенность образовательного учреждения в следующем: на его базе с
ноября 2016 года действует уникальный в масштабах города, округа и России
сетевой компетентностный центр инклюзивного образования
«Инклюверсариум». Центр был организован при взаимодействии с
Департаментом образования молодежной политики ХМАО-Югры и состоит из
четырех оборудованных лабораторий, предназначенных для детей с
особенностями здоровья, обучает детей и педагогов тому, как в обычных
образовательных условиях обучать ребят с особенностями здоровья. В этом
заключается главный смысл центра: чтобы у родителей, воспитывающих детей с
отклонениями в здоровье, была альтернатива обучать их не только в
специальных учреждениях, но и в обычных образовательных учреждениях,
наряду со всеми воспитанниками, что всегда положительно сказывается на
социализации и психологическом самочувствии ребят.
Ключевая цель работы характеризуемого сетевого компетентностного
центра заключается в развитии непрерывного инклюзивного образования путем
реализации четырех направлений:
обеспечение функционирования системы раннего выявления и
комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в
развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям;
«Вопросы развития современной науки и техники» реализация регионального уровня психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
совершенствование профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций инклюзивного типа с использованием регионального инкубатора передовых педагогических, управленческих и информационно-коммуникационных ресурсов;
повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций [4].
Работа сетевого компетентностного центра «Инклюверсариум» направлена на группы следующих лиц:
дети от рождения до 3-х лет, имеющие нарушения в развитии или риски возникновения нарушений;
родители (законные представители) детей от рождения до 3-х лет, имеющих нарушения в развитии или риски возникновения нарушений;
педагогические работники и администрация дошкольных образовательных организаций, методических центров, муниципальных центров инклюзивного образования;
иные заинтересованные субъекты, социальные партнеры проекта [4]. Характеризуемый центр «Инклюверсариум» обладает высоким материально-техническим обеспечением, которое реализует работу четырех лабораторий, направленных на дефектологическое и профориентационное и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования. В частности, центр обеспечен более 120 позициями специализированного и игрового оборудования, программных комплексов, методических рекомендаций для организации административно-управленческих аспектов и реализации инклюзивного образования. Созданные лаборатории центра позволили организовать получение доступа к качественному инклюзивному образованию для тех детей с ОВЗ, которые ранее получали образование на дому посредством
VIII Международная научно-практическая конференция привлечения учителей. Также данные лаборатории способствовали созданию рабочих зон для детей с различными образовательными потребностями [5].
В рамках организации работы исследуемого сетевого центра в настоящее время при взаимодействии с Департаментом образования и молодежной политики округа и муниципалитетов организованы площадки Инклюверсариума в 15 дошкольных образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в частности в городе Сургуте, в МБДОУ №36 «Яблонька». Направлением деятельности образовательной организации в рамках Инклюверсариума является реализация программы «Система раннего выявления и комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям» [6].
В рамках сотрудничества сетевого компетентностного центра «Инклюверсариум» и МБДОУ № 36 «Яблонька» в детском саду было адаптировано пространство воспитательных групп с учетом конкретных нарушений здоровья того или иного воспитанника. Новым оборудованием при взаимодействии с Департаментом городского хозяйства и Службой по охране здоровья населения оснастили кабинеты педагога-психолога, логопеда и дефектолога, что позволило более эффективно вести коррекционно-развивающую работу. Специальный инвентарь можно активно задействовать не только в работе с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и в большой профилактической работе, направленной на ребят, входящих в группу риска. Например, воспитанник детского сада № 36 «Яблонька» с нарушением зрения может четко видеть изображение, которое отображается на специализированном мониторе, а специально оборудованные стулья и парты позволяют ребятам с проблемами опорно-двигательного аппарата чувствовать себя комфортно (Таблица 1).
«Вопросы развития современной науки и техники» Таблица 1. Примеры специализированного оборудования, используемого в МБДОУ № 36 «Яблонька» для работы с детьми с ОВЗ
Название оборудования Описание
Экранная лупа Программа чтения с экрана с функцией увеличения экрана, речевым выводом, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля.
Машина сканирующая и читающая текст Инновационное устройство для чтения для незрячих и слабовидящих людей. Сканирует страницу, распознает текст и читает его.
Стол для детей с ОВЗ на колесах Стол предназначен для реабилитации детей с ДЦП или с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Стол можно использовать в комплекте с любым стулом, инвалидной коляской и даже стоя, то есть точно подогнать по размерам изделие к ребенку.
Планшет Планшет А4 + 25 листов для рисования. Помогает ознакомиться с алфавитом, числами и другими символами, тренировать свою подпись или даже подготовить технологический чертеж, карты.
Балансировочный диск (круглый) Позволяет развить координацию и чувство равновесия. Упражнения на диске укрепляют вестибулярный аппарат и мышцы всего тела, развивают координацию движений, силу и ловкость.
Массажер Набор терапевтических мячей разработан для улучшения зрительного и тактильного восприятия. Набор состоит из 24 предметов различной формы и цветов: сгибаемое кольцо, мини-мячики с резиновыми иглами, большой сенсорный мяч с игольчатой поверхностью, мяч с резиновыми иглами, сенсорное кольцо, малый сенсорный мяч с игольчатой поверхностью, мягкие мячи из ткани, мяч с сенсорными точками
Источник: Материально-техническое обеспечение центра «Инклюверсариум»
[7].
Одним из важных нововведений в дошкольном образовательном учреждении города Сургута являются две новые штатные единицы: тьюторы, которые являются особыми педагогическими работниками, помогающими детям в воспитательном процессе, а также ассистенты, которые сопровождают ребят в воспитательном и образовательном процессе и содействуют их социализации. Поддержка таких специалистов в МБДОУ № 36 «Яблонька» требуется более 50 слабовидящим, слабослышащим воспитанникам, а также имеющим проблемы опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на инвалидных колясках. Отметим, что в иных дошкольных образовательных учреждений данные
VIII Международная научно-практическая конференция специалисты не введены в штатное расписание, что является отрицательным
аспектом организации комплексного инклюзивного образования в городе
Сургуте в дошкольных учреждениях.
В то же время считаем, что для города, в котором проживает более трех тысяч детей с ОВЗ, реализация площадки сетевого компетентностного центра «Инклюверсариум» в одном муниципальном дошкольном учреждении, расположенном в густонаселенном районе города, является недостаточным мероприятием для организации качественного инклюзивного образования в Сургуте, которое бы способствовало комплексному воспитанию и обучению детей с ОВЗ.
Таким образом, действующий в настоящее время в Ханты-Мансийске сетевой компетентностный центр «Инклюверсариум» способствует созданию в дошкольных учреждениях таких условий, чтобы дети, педагоги и родители смогли воспользоваться оборудованием нового поколения и потом поделиться этим успешным опытом с другими городами округа. Для управления инклюзивным образованием в городе Сургуте в дошкольных учреждениях необходимо обобщение положительного опыта педагогических практик по инклюзивному образованию, в том числе, наработанных при реализации проекта Инклюверсариума. Также для повышения доступности образовательных учреждений, всестороннего комплексного инклюзивного образования необходима организация пандусов, съездов, введение шрифта Брайля для информации, которая необходима для доступа и передвижения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата во всех дошкольных учреждениях города Сургута.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
«Вопросы развития современной науки и техники»
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
3. Постановление Администрации города Сургута от 13.12.2013 N 8993 (ред. от 18.02.2021) «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» // Справочно -правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс».
4. Сетевой компетентностный центр «Инклюверсариум» [Электронный ресурс] // АУ «Институт образования». - URL: https://iro86.ru/mdex.php/2015-04-23-09-26-58/924-mklyuzivnoe-obrazovanie (Дата обращения: 09.06.2021).
5. Положение о сетевом компетентностном центре инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум» [Электронный ресурс] // Автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования». - URL: http://www.iro86.ru/images/documents/ Obr._Deyat/umo/Pologenie_Incluversarium.pdf (Дата обращение 14.06.2021).
6. Инклюверсариум [Электронный ресурс] // Автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования». - URL: http://www.iro86.ru/index.php/component/ k2/item/12873-inkluversarium (Дата обращения 19.06.2021).
7. Материально-техническое обеспечение центра [Электронный ресурс] // Автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования». - URL: http://www.iro86.ru /index.php/component/k2/item/11373-materialno-tekhnichesk oe-obespechenie-tsentra (Дата обращение 21.06.2021).
© М.А. Морданов, 2021