Разные дети-равные возможности: формирование инклюзивного подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях
ДОО
Бушина Татьяна Владимировна МБДОУ Детский сад № 22 Яблонька
Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная интеграция, инклюзивное образование, основные риски
Вопросы инклюзии в деятельности образовательных учреждений являются трендом образовательной политики современности. Перед дошкольным образовательным учреждением инклюзивное образование ставит ряд сложных вопросов и новых задач.
Первой ступенью подготовки дошкольного образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является этап психологических и ценностных изменений у воспитателей, а также уровня их профессиональных компетентностей. Для осуществления этих преобразований необходима личная заинтересованность руководителя в выстраивании внутренней системы ценностных и профессиональных ориентиров на создание условий для сопровождения детей и их родителей в образовательном процессе. Следует понимать, что педагоги и родители нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения и развитию детей.
В связи с этим рассматривается возможность создания на базе дошкольного учреждения совместно со специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи программы по организации ресурсного центра по психолого-педагогическому и методическому сопровождению педагогов при организации инклюзивной работы в ДОО.
Попытки социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями были предприняты педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения в 2005 году. Изначально была поставлена задача социализации детей раннего возраста, имеющих особые образовательные
потребности: слабослышащие дети, дети с отставанием в развитии на несколько эпикризных сроков, дети с особенностями эмоционально-волевой сферы.
Накоплен определенный опыт работы по интеграции детей с синдромом Дауна в группах общеразвивающей направленности для детей 2-го и 3-го годов жизни. В группе комбинированной направленности с 2017 года организована работа по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья на основе индивидуальной адаптированной программы.
Целью данной работы является исследование возможности осуществления инклюзивного образования детей с ограниченными возможности здоровья в условиях группы комбинированной направленности, основных рисков введения инклюзии.
В ходе исследования предполагается решение задач по созданию необходимой нормативно-правовой базы, специальных условий, по разработке мобильной структуры образовательной программы, по повышению квалификации педагогов.
Внедрение инклюзии в работу дошкольного образовательного учреждения можно расценивать по-разному: как проблему, решение которой не зависит от педагогов. А можно, как возможность педагогов, а значит и ДОО, к саморазвитию, движению вперед.
Список литературы:
1. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1.
2. Коробейников, И. А. Нарушения в развитии и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М. : Пер СЭ, 2002.
3. Лубовский, В. И. Инклюзия — тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями / В. И. Лубов-ский // Специальное образование. — 2016. — № 4.
4. Семаго М. М., Дроздова Л. Ю., Шорохова О. В., Кроткова А. В. Алгоритм оценки включения ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. Москва: ФОРУМ, 2012. С. 89-100.
5. Токарева И.А., Силинская Ю.П. Роль и позиция педагога дошкольного образовательного учреждения в осуществлении инклюзивного образования / Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (27-28 ноября 2014г) / под науч. ред. Т.В. Машаровой, С.В.