Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнерева Н.П., Полиниченко Т.И.

Статья посвящена вопросу инклюзивного образования в Российской дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО, а также рассмотрению достоинств и проблем реализации инклюзивной образовательной практики в детском саду. Представлено описание нормативного сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации (ДОО), установок проектирования инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и практических проблем внедрения инклюзивного образования в современных дошкольных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушнерева Н.П., Полиниченко Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ»

практической стрельбе [Текст] / В.Н. Константинов: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2010. - 22 с.

3. Потапов, A.A. Тактическая стрельба. [Текст] / A.A. Потапов. М.: ФАЙР-ПРЕСС, 2008. - 496 с.

4. Старков Р.В., Кошелев Ю.В., Тумаков Н.Н., Коротаев Д.Ю., Гужвенко, Е.И. Сборник упражнений подготовительных стрельб из стрелкового и специального оружия для курсантов РВВДКУ [Текст] / Р.В. Старков, Ю.В. Кошелев, Н.Н. Тумаков, Д.Ю. Коротаев, Е.И. Гужвенко. Под ред. А.Г. Концевого -Рязань: РВВДКУ, 2013. - 97 с.

© Куксов И.Ю., 2021

УДК 304.9

Кушнерева Н.П.

воспитатель МБДОУ № 107 Полиниченко Т.И.

учитель-логопед МБДОУ № 107 г. Ростов-на-Дону, РФ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Статья посвящена вопросу инклюзивного образования в Российской дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО, а также рассмотрению достоинств и проблем реализации инклюзивной образовательной практики в детском саду. Представлено описание нормативного сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации (ДОО), установок проектирования инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и практических проблем внедрения инклюзивного образования в современных дошкольных организациях.

Ключевые слова

Инклюзия, инклюзивное образование, дошкольная организация, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социальная адаптация, интеграция, индивидуальные особенности.

С каждым годом все большее значение в оценке уровней и направлений изменения здоровья населения приобретает детская инвалидность. В последнее время явно видна тенденция к увеличению количества детей раннего и дошкольного возрастов с ОВЗ. Для того чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном возрасте. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников образовательного процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного процесса.

В отечественной системе образования происходят изменения, которые обусловлены политическими, социально-экономическими, культурными преобразованиями в обществе. Модернизация происходит в направлении повышения качества и доступности образования для всех категорий граждан. Одним из важнейших направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации является процесс поэтапного создания системы всесторонней поддержки семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Основная цель нашей дошкольной организации - это

полноценное развитие каждого ребенка, который пришел в детский сад, несмотря на его индивидуальные особенности, возможности и медицинские диагнозы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6].

Инклюзивное образование в России находится в стадии развития, поэтому создание системы такого образования в дошкольных учреждениях требует решения на всех уровнях и в первую очередь муниципальном и региональном. Именно инклюзия обеспечит детям с ОВЗ равные условия развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в обществе. Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку.

Инклюзия обеспечивает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью разработки и внедрения адаптированной общеобразовательной программы, которая соответствует способностям и потенциальным возможностям ребенка с ОВЗ и способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей. Инклюзия детей данной категории обеспечивается и через создание специальных условий в соответствии с их психофизическими особенностями развития. А интеграция среды обеспечивает не приспособление ребенка с особенностями развития к среде, а создание многовариантной среды, в которой каждый ребенок общается на доступном ему уровне. Воспитатели и специалисты обеспечивают общение детей в пределах имеющихся возможностей. Дифференциация и уникальность каждого ребенка поддерживается взрослыми. Адаптация детей с особенностями развития происходит за счет включения их в социальные связи общества, использования латентных ресурсов общественных связей. В детском коллективе - это концепция использования творческих ресурсов детской группы (индивидуальность каждого ребенка и умение сотрудничать с тем, кто не похож на тебя). Вот главная ценность инклюзии.

В основе построения инклюзивного образовательного пространства лежат принципы междисциплинарного, индивидуального подхода, социального взаимодействия (активного включения в коррекционно-развивающую работу всех участников образовательного процесса), вариативности, модульной организации образовательных программ, принципа семейно-ориентированного сопровождения.

Анализируя современную практику инклюзивного образования, можно выделить следующие его достоинства:

1 для детей с ОВЗ положительным является то, что у них повышается уровень развития во всех сферах;

2 у детей, развивающихся в соответствии с возрастными нормами, формируется понимание того, что все люди разные, воспитывается толерантность, развивается умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения с людьми, которые отличаются от них, умение сочувствовать, развивается творческий подход к жизни;

3 положительной стороной инклюзии для педагогов является овладение новыми педагогическими методиками, учитывающими индивидуальные особенности детей.

На сегодняшний день состояние социально-педагогической помощи детям с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях представлено в разных вариантах и находится на разных стадиях развития. Социально-педагогическая помощь основана на предоставлении вариативных форм обучения детей с ограниченными возможностями. Для детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольную группу в режиме полного дня, может быть создана система структурных подразделений, таких как центр игровой поддержки развития, консультативный пункт, лекотека, служба ранней помощи, группа кратковременного пребывания, деятельность которых направлена на оказание социально-

педагогической помощи семьям детей от 0 до 7 лет. В каждом структурном подразделении прием ребенка происходит после первичной консультации. В ходе консультации специалистами службы (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом) проводится диагностика, составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления развития, различные виды социально-педагогической помощи. В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом, как Образовательной программы, так и Индивидуальной программы развития ребенка (ИПРР). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей, составляющих группу. ИПР составляется по результатам первичной диагностики в ходе консилиумов специалистов и воспитателей групп. В дальнейшем ИПРР совершенствуется и дополняется.

Основной целью работы с дошкольниками с ОВЗ является успешная социальная адаптация их в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей. Для ребенка с ОВЗ общение имеет дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации отклонений. Эти дети развиваются по тем же законам, живут в том же социуме, что и их сверстники. Разница только лишь в том, что период становления формирования каких-либо качеств растягивается, удлиняется во временном отношении и требует индивидуального подхода с педагогической стороны. Задача педагогов - помочь детям не растеряться в этом мире, найти точку опоры в социуме.

На наш взгляд, прежде чем реализовать идею внедрения инклюзивного образования в практику современного ДОУ, необходимо решить ряд проблем:

- отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка;

- психологическая неготовность педагогического состава к принятию ребенка с ОВЗ;

- отсутствие необходимой методической литературы коррекционного вида в ДОУ, которая необходима при организации НОД детей с ОВЗ;

- изменение образовательной среды, что подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка;

- отношение родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей ребенка с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ.

Несмотря на проблемы реализации инклюзивного образования в практику современного ДОУ, отечественный опыт показывает, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями.

Список использованной литературы:

1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11.

2. Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Сунько Т.Ю., Самсонова Е.В., Алексеева М.Н., Борисова Н.В., Фадина А.К. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций. М.: МГППУ, 2014.

3. Андреева А.К. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6.

4. Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5. Инклюзивное образование в ДОУ // Справочник руководителя дошкольного учреждения». - 2011. - № 10.

6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской

Федерации: от 29 дек. 2012 № 273 - ФЗ: (в ред. с изм. от 1 мая 2017 г.). - Режим доступа: http//pravo.gov.ru.

7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Серия: Инклюзивное образование / под ред. Самсоновой Е.В. - М., 2012.

8. Самсонов Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. - 2016. - № 3. - С.97-112.

9. Шиян О.А. Современный детский сад. Каким он должен быть ФГОС: Мозаика-Синтез ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, 2019.

© Кушнерева Н.П., Полиниченко Т.И., 2021

УДК 37

Марченко А. В.

преподаватель,

ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум

Санин А.В.

руководитель физического воспитания, ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум

г.Белгород Санина Н. А. социальный педагог, МОУ «Журавлевская средняя общеобразовательная школа» Белгородский район, Белгородская область

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи особенностей личности подростков с разной академической успеваемостью.

Ключевые слова

Личностные особенности, подростки, академическая успеваемость, самоактуализация.

Проблема качества успеваемости была одной из главных в обучении и практике. К качеству знаний и умений в обществе всегда относились с повышенным вниманием. Изменение социальной и образовательной ситуации в стране актуализировала необходимость поиска эффективных путей для решения проблемы подготовки успешных и конкурентоспособных специалистов обострившейся в условиях финансово-экономического кризиса. Современному обществу нужны образованные, творческие, инициативные личности, способные к творческой деятельности и которые берут на себя ответственность за результаты своих действий.

На сегодняшний день в образовательном процессе на первый план выходит уникальная целостная личность, которая стремится максимально реализовать свои возможности, поэтому проблема успешности ее учебной деятельности приобретает особое значение. Для этого и необходимо рассматривать личностные особенности каждого подростка и как они могут повлиять на успеваемость.

Личностные свойства - это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.