Перевозова Ольга Владимировна, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Института медиа и социально-гуманитарных наук ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Берсенева Елена Валерьевна, директор ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: e.bersenewa@ gmail.com
Perevozova Olga Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations of the Institute of Media and Social Sciences and Humanities, South Ural State University (NRU), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: ov-perevozova@ mail.ru
Berseneva Elena Valerievna, director of the Chelyabinsk State College of Food Industry and Trade, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Южаков, В. А. Информационно-образовательная среда вуза: законодательные основы, пути совершенствования / В. А. Южаков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 103-114.
УДК 378/004 ББК 74.58:74.202
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В. А. Южаков
Актуальность статьи обусловлена возросшими по различным причинам общественными потребностями в организации дистанционного обучения, а также установлением в сфере трудовых отношений официального статуса дистанционного работника. Целью статьи является выполнение обзора российского законодательства в части принципиальных основ правового регулирования функционирования электронной информационно-образовательной среды (ИОС) вузов. Ключевая идея заключается в том, что, несмотря на мощное развитие электронной ИОС, необходимо сохранять и развивать традиционную информационно-образовательную среду. Достижение большего индивидуального и коллективного образовательного результата предполагает избирательное применение не только разных форм и методов обучения, но и оптимальное комбинирование (установление баланса) использования традиционной и электронной ИОС по учебным дисциплинам, темам, вопросам, типам задач и заданий.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, правовое регулирование высшего образования.
Целью статьи является выполнение обзора российского законодательства в части принципиальных основ правового регулирования функционирования электронной информационно-образовательной среды (ИОС) вузов, а также рассмотрение некоторых практических проблем ее создания и совершенствования в современных условиях. Актуальность статьи очевидна в связи с возросшими общественными потребностями в организации дистанционного обучения по различным причинам, в том числе ввиду
санитарно-эпидемических ограничений 2020 г. и, возможно, последующих лет, а также в связи с развитием сферы трудовых отношений и установлением официального статуса дистанционного работника с выполнением должностных обязанностей на удалении от работодателя (опыт дистанционного обучения в школе и вузе, полученный человеком в развивающемся информационном обществе, бесценен и всецело перенесется в сферу труда для выполнения дистанционных работ).
Под правовым регулированием нами понимается форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права [1].
Рассмотрим основные понятия, сложившиеся в правовом пространстве, установим их объемные и признаковые сходства и сочленения. При социальном конструировании образов будущего посредством совершенствования законодательства термины и понятия, используемые во вновь созданных нормативно-правовых актах, должны быть понимаемы однозначно на местах руководителями и ведущими специалистами, адаптирующими исполнение применительно к местным условиям. Непривычные термины не вызывают стремления к исполнительным действиям, и наоборот, понимание большинством людей требований власти как реагирования на вызовы времени, донесенных до граждан содержательно ясным языком, влечет за собой массовые действия, через которые и посредством которых общество меняется.
Определение ИОС дается в ГОСТе Р 536202009. Информационно-образовательная среда: Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий [2]. В примечании после определения дается также представление об ИОС в обобщенном виде — это различные виды информационных систем, обеспечивающих реализацию процесса обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий [2].
В 2012 г Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» вводятся понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».
«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [3, ст. 16, п. 1].
В приказе Министерства образования и науки от 23.08.2017 № 816 помимо вышеназванных понятий используется в уточняющем значении давно устоявшийся технический термин «информационные и телекоммуникационные технологии». Контекст следующий: «При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий... организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий» [4, п. 5].
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (ред. от 12.12.2019) «О лицензировании образовательной деятельности» устанавливается, что «при намерении соискателя лицензии реализовывать образовательные программы... предъявляются лицензионные требования... а также следующие требования:
а) наличие в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от местонахождения обучающихся, — для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий...» [5, п. 6].
В приказе Минпросвещения России от 17.04.2019 № 179 вводится в оборот еще одно весьма значимое понятие «цифровая образовательная среда (ЦОС) — подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий» [6, прил. 4]. Данное понятие по документу относится к общему образованию и/или среднему профессиональному образованию, но по
содержанию и по объему характеризует условия функционирования также вузовской ИОС.
В приказе Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 перечисляются компоненты целевой модели ЦОС: «...настоящая Целевая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [7]. Перечисленные компоненты целевой модели ЦОС совпадают с требованиями по лицензированию образовательной деятельности, что исходит от технического единства электронной ИОС для всех уровней образования.
Для получения органами власти представления об использовании цифровых технологий и производстве связанных с ними товаров и услуг организации, в том числе образовательные, обязываются сдавать статистическую отчетность в соответствии с приказом Росстата от 30.07.2020 № 424 [8]. В частности в форме № 3-информ задается вопрос: «Использует ли Ваша организация следующее оборудование и цифровые технологии?» И ответить необходимо по позициям: «персональные компьютеры; серверы; локальные вычислительные сети; фиксированный (проводной и беспроводной) Интернет; экстранет (сеть, которая использует интернет-протокол для безопасного обмена информацией предприятия с деловыми партнерами; может принимать форму дополнения к корпоративной сети или частной части своего веб-сайта); интранет (распределенная корпоративная вычислительная сеть, базирующаяся на технологиях Интернета и предназначенная для обеспечения доступа сотрудников к корпоративным информационным электронным ресурсам); наличие веб-сайта в Интернете; предоставляемые третьей стороной операционные системы с открытым исходным кодом (например, Linux); электронный обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена (...); наличие страницы в социальных сетях (например, ВКонтакте...); геоинформационные системы;
цифровые платформы; технологии сбора, обработки и анализа больших данных; технологии искусственного интеллекта» [8, прил. 1].
В отношении понятий, включенных в нормативно-правовой оборот, обратим внимание, что статистическая отчетность предусматривает конкретные технические понятия, а не широкие и обобщенные, как принято в практике постановлений федерального правительства и приказов отраслевых министерств. Использование разных понятий и терминов обусловлено разными целями и задачами, стоящими перед министерствами и ведомствами.
Цифровизация и компьютеризация как явление одновременно социальное и техническое большинством населения страны не понимается в глубине технических микросущностей и не осознается в макромасштабах в социальных измерениях, но понимается поверхностно на уровне непосредственного пользования домашним и служебным компьютером (несложно, удобно и в целом приятно). Население привыкло к компьютерам. В этой ситуации нормативно-правовые акты являются идеальными перфор-мативными текстами («где демонстрируется, исполняется то, что сказано» [9]. Перформа-тив — высказывание, эквивалентное действию, поступку: от ср.-век. лат. рег/огто — «действую» [10]), поэтому следует ожидать, не без проблем и трудностей, но повсеместного реального исполнения требований и установок, исходящих от органов власти.
Рассмотрим практические вопросы совершенствования ИОС в вузах.
В докомпьютерный период традиционной основой ИОС любого образовательного и научного учреждения являлась библиотека — хранилище знаний на бумажном носителе. С появлением компьютеров в библиотеках, на кафедрах, в методических отделах стал постепенно складываться второй сектор накапливания информации — хранилище знаний на электронном носителе, и этот сектор в настоящее время мощно развивается. Таким образом, современные ИОС вузов в целом сформированы и являются симбиозом двух составных частей, весьма разных в технико-технологическом отношении.
Функционирование и совершенствование современной ИОС вуза (в пределах физических стен вуза и особенно за их пределами) предполагает создание (точнее: невозможно без создания) специальной организационной структуры — некоего центра, непосредственно занимающегося пространственным расширением и качественным развитием ИОС, методическим
сопровождением формирования электронных образовательных ресурсов, оперативным реагированием на возникающие технические и социально-психологические проблемы. Научные библиотеки вузов, отдел компьютерных технологий и учебно-методический отдел традиционно остаются отдельными структурными подразделениями вузов, поэтому центром может быть Совет по ИОС из работников библиотеки, отделов и представителей факультетов (кафедр), собираемый периодически и подчиненный проректору по учебной работе вуза.
Пространственное расширение и качественное развитие ИОС вуза достигается при активизации деятельности на нескольких путях и включает в себя:
- установление гармоничного баланса между использованием и развитием традиционной ИОС и электронной ИОС. В настоящее время у большинства преподавателей вузов есть понимание того, что достижение большего индивидуального и коллективного образовательного результата предполагает избирательное применение не только разных форм и методов обучения, но и оптимальное комбинирование (установление разумного, оправданного баланса) использования традиционной и электронной ИОС по учебным дисциплинам, темам, вопросам, типам расчетных задач и заданиям на качественные суждения и объемную фактологию;
- улучшение материально-технической базы электронной ИОС (покупка новых, более совершенных по техническим параметрам, персональных компьютеров, серверов; разветвление компьютерной сети; быстрое списание устаревшей техники; покупка новых программ, своевременное обновление всех комплектующих);
- все более широкое использование в образовательном процессе специализированных порталов, таких как правовые поисковые системы (например, Гарант), сайты государственных научных библиотек России и др.
Методическое сопровождение формирования электронных образовательных ресурсов складывается как таковое при достаточной компьютерной подготовленности (компетентности) преподавателей и методистов, а также при достаточной методической (педагогической) подготовленности программистов (инженеров, техников) отдела компьютерных технологий. Под словами «достаточной подготовленности» имеется в виду минимальная непрофильная подготовленность работника (педагога и/или программиста), позволяющая контактировать со специалистом из непрофильной области, уметь
с ним договариваться и обеспечивать синерге-тический эффект — делать существенно больше, чем каждый поодиночке (эффект суммы больше суммы эффектов).
Преподавателю сейчас не обойтись без владения навыками пользователя офисных технологий, навыками работы с различными образовательными порталами и электронными библиотеками как с источниками образовательных ресурсов. Чтобы исключить какие-либо недоразумения при нахождении в открытой информационной среде, преподавателю необходимо также иметь представление о правовых аспектах использования информационных ресурсов интернета [11].
Личная высокая компьютерная подготовленность преподавателей всех уровней образования позволит им активно и успешно участвовать в реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» — направления национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [12]. В системе высшей школы в целях обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики к концу 2024 г. в соответствии с проектом должны быть:
- разработаны образовательные программы (модули) высшего образования в интересах цифровой экономики (ежегодно);
- актуализированы федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в части требований к формированию компетенций цифровой экономики и разработаны рекомендации по актуализации примерных основных образовательных программ [12].
В приказе Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41 представлен перечень ключевых компетенций выпускников системы профессионального образования, а также перечень профессий и специальностей среднего специального профессионального образования и перечень направлений подготовки и специальностей высшего образования, по которым предусматривается формирование двух и более ключевых компетенций цифровой экономики [13].
Следует сказать, что для преподавателей высшей школы это непростая работа: она потребует глубокого внутреннего анализа собственного наработанного профессионализма, пересмотра методик преподавания, внесения значительных корректив в технологии преподавания.
Об особенностях формирования электронных образовательных ресурсов за последние 10-15 лет написано много статей [11; 14-19]. В статьях взгляд на перспективы развития
дистанционного обучения вполне оптимистичный: информатизация формирует качественно новое информационное общество с соответствующей ему системой образования. Рассмотрим некоторые нюансы, которые, надеемся, не убавят оптимизма и умножат грани видения.
А. Л. Цветкова в своей статье высказывает мнение, что основой информационной среды должна стать электронная библиотека [11]. Приведем соображения по этому поводу.
Разработка нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения была организована Минобразования России (приказ от 16.06.2000 № 1791) на основе проведенных в конце 1990-х годов экспериментальных работ по внедрению дистанционного обучения в вузах России [20; 21].
В 1990-2000-е годы быстрая массовая компьютеризация привела к созданию внутри вузов электронных ИОС, которые сразу были активно имплицированы в учебный процесс и стали постепенно способны обеспечить индивидуальное дистанционное обучение: наработанные по учебным дисциплинам содержательные и методические материалы элементарно дублировались и выставлялись на сайтах вузов, что, собственно, и предусматривалось приказами Минобразования России 2002 г. [22] и Минобрнауки России 2005 г. [23].
В эти годы посещаемость библиотек, в том числе вузовских, была весьма высокой, уровень информатизации не был таким, как сейчас, поэтому традиционная ИОС также получала развитие. В настоящее время ситуация полярная. Но в интернете в целом и на сайтах конкретных вузов информационные и образовательные источники имеются, как правило, далеко не все и не для всех (выставляются с доступом через пароль конкретному обучающемуся или преподавателю). Оцифровка исторических документов и уникальных изданий идет медленно. Есть люди, которые хотят слушать преподавателя и читать книги, так же, как не все люди хотят слушать оцифрованную музыку и ходят в оперу (это их естественное право в силу их естественного, т. е. социально-биологического «устройства»). Проводимые книжные ярмарки и работающие книжные магазины свидетельствуют о том, что бумажный носитель информации не «канул в Лету» и находит своего потребителя. В силу только этих доводов нужно сохранять и развивать традиционную ИОС, исследовать педагогические нюансы воздействия на обучающихся разных по физической основе информационных образовательных ресурсов, разумно
и целенаправленно устанавливать баланс между использованием традиционной и электронной ИОС.
До санитарно-эпидемических ограничений весны 2020 г. дистанционное обучение студентов носило индивидуальный (не массовый) характер. Имела место установка на уменьшение нагрузки на собственные серверы за счет использования готовых образовательных решений (порталов, сервисов) [11].
Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территорию страны однозначно обязал вузы при реализации образовательных программ предусмотреть организацию контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде [24].
Организация в вузах массового дистанционного обучения в связи с эпидемической обстановкой весной 2020 г. показала в отдельных случаях недостаточность «производственных мощностей» информационно-телекоммуникационной инфраструктуры вузов, невузовских организаций, занятых предоставлением населению информационных услуг, преподавателей и студентов (у предпоследних и последних также — недостаточную квалификацию владения компьютером и образовательными компьютерными технологиями). И пожелания здесь вполне очевидные и однозначные: всем участникам образовательного процесса необходимо увеличивать ключевые технические параметры оборудования по хранению и приему-передаче информации и совершенствовать личные знания и навыки.
Минобрнауки России 18.11.2020 в целях обеспечения минимального уровня цифровой готовности вузов утвердило Методические рекомендации [25], которые, если посмотреть на документ в целом, обязывают вузы значительно улучшить свои технические возможности по ведению образовательного процесса в дистанционной форме.
В документе сказано, что «Методические рекомендации применяются для обеспечения минимального уровня цифровой готовности и модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее — ИТИ) образовательных организаций высшего образования (далее... ООВО), формулировки требований технического задания при проектировании и разработке проектной, рабочей, исполнительной документации при создании
и модернизации ИТИ объектов ООВО, необходимой для повышения уровня их цифровиза-ции, и содержат рекомендации к локальным вычислительным сетям... структурированным кабельным системам... объектов ООВО при подключении и использовании систем сопровождения административно-управленческих функций и работ (электронный бухгалтерский учет, облачная бухгалтерия, электронный документооборот и т. д.), обеспечения мер комплексной безопасности (система видеонаблюдения, система контроля доступа), цифровых сервисов, контента для образовательной деятельности, платформенных решений и других информационных сервисов и ресурсов...» [25]
В Методических рекомендациях представлен список использованных технических национальных и международных стандартов, приводится широкий перечень требуемых величин технических показателей. Методические рекомендации нами оцениваются как весьма ценное руководство для ученых советов вузов к практическим действиям по кардинальному совершенствованию электронных ИОС вузов.
Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны предусматривается государственной программой Российской Федерации «Информационное общество», в которую в декабре 2020 г. внесены изменения, учитывающие реалии последнего времени [26]. Целью программы является повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Одна из подпрограмм имеет весьма примечательное (исходя из направленности нашей статьи) название: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» [26]. Название подпрограммы — желаемый структурированный образ компьютерного будущего страны.
Дистанционные образовательные технологии, будь то высшая, средняя или общая школа, не могут быть реализованы без соответствующей технической оснащенности обучаемых. Росстат совместно с научно-исследовательским университетом «Высшая школа экономики» опубликовали ряд показателей нахождения населения России в цифровой реальности в 2019 г. (в процентах от общего числа домашних хозяйств):
- доступ к интернету: всего — 76,9; с персонального компьютера — 65,4. Для сравнения: Германия — 95; Франция — 90; США — 78;
- доступ к интернету по видам устройств: настольные (стационарные) компьютеры — 36,8; ноутбуки, нетбуки — 38,5; мобильные телефоны или смартфоны, устройства для чтения электронных книг, карманные персональные компьютеры — 66,0; планшеты — 23,3 [27].
Оснащенность российского населения цифровой техникой и его включенность в цифровую инфраструктуру нами понимается как высокая. Однако в 2019 году интернет использовали (в процентах от численности населения в возрасте 15-74 лет, использовавшего интернет за последние три месяца) в целях дистанционного обучения — 3,4. Для сравнения: участие в социальных сетях — 76,7; телефонные звонки или видеоразговоры — 71,0 [27].
Величины показателей свидетельствуют о том, что домашнее цифровое оборудование в образовательных целях используется мало.
Представляется, что ситуация с пандемией весной 2020 года, введение полукарантинных мер в стране и организация повсеместного дистанционного обучения внесли поправки в статистику, и показатель использования интернета в целях дистанционного обучения будет значительно выше. Впрочем, о точности статистики заставляют задуматься некоторые общественные проявления, в частности то, что по школьному образованию Генпрокуратура выявила масштабные нарушения в дистанционном формате обучения по всей стране (самообучение вместо полноценных онлайн-занятий, нехватка компьютеров для школьников и учителей и прочее) [28]. По вузам подобного рода новостей в СМИ во второй половине 2020 и начале 2021 гг. не было: техническая оснащенность вузов всегда была и остается выше школьной; преподаватели в большинстве своем подготовлены; по оценкам коллег — преподавателей вузов, из-за отсутствия домашнего компьютера лишь небольшое число студентов (до 10 %) не принимали участия в онлайн-занятиях.
Организация образовательного процесса в вузах страны в 2020 г. позволяет сказать о сложившемся формате смешанного обучения (чередовании фаз традиционного и электронного обучения), которое складывается из:
1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;
2) интерактивного взаимодействия, организованного посредством использования компьютерных телекоммуникационных технологий и электронных информационно-образовательных онлайн-ресурсов;
3) самообразования [29].
Именно в формате смешанного образования следует ожидать результативного творческого педагогического поиска и здравых рациональных решений на этапах традиционного и электронного обучения по оптимальному комбинированию использования традиционной и электронной ИОС в образовательном процессе.
Становление информационного общества с технически мощной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой в стране означает становление общества с новой культурой производства и потребления, отношений и чувств, ценностей и статусов, мышления и действий. Привычные объекты и процессы механики и электроники дополнились (продолжают дополняться) объектами и процессами микроэлектроники: изображение и печатный текст в книге потеснены лавинообразным потоком изображений и текстов на экране; возможности компьютерных коммуникаций меняют представление о пространстве и времени; появляются новые формы взаимоотношений людей в результате причастности к актуализированной информации. Цифровые технологии, безусловно, создали прецедент наступившего нового времени, и «человеческое мышление всегда оказывается в затруднении в начальный период интериоризации любой технологии, придуманной и реализованной на практике самим же человеком» [30, с. 227]. (Интериоризация (лат. interior — «внутренний») — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. В общем смысле — переход извне
внутрь [31]). Осмысление социально-психологических проблем в образовании всех уровней в связи с повсеместным внедрением в обучение информационно-телекоммуникационных технологий, выработка педагогических рекомендаций по улучшению целедостижения и повышению эффективности образовательного процесса становятся важнейшим предметом исследования не только педагогов, но и философов, психологов и социологов.
В заключение резюмируем вышесказанное. Правовое регулирование использования в вузах электронной ИОС в нормативных правовых актах Российской Федерации разработано по типовой правовой схеме: федеральный закон плюс подзаконные акты, конкретизирующие закон в деталях, понятиях, нормах и толкованиях. Все правовые акты доступны для скачивания в правовых поисковых системах, содержательно ясны (в том числе понятийный аппарат) и могут служить четким руководством на практике.
Организация образовательного процесса массово в формате дистанционного обучения весной 2020 г., кроме технических проблем, высветила педагогические проблемы рационального установления объемов традиционного и электронного обучения, комбинирования использования традиционной и электронной ИОС.
Становление информационного общества с соответствующей ему системой высшего образования потребует адекватных по методологии и методам исследований образовательных процессов: эпоха Гуттенберга уходит в прошлое, но тексты с систематизированными описаниями остаются с нами.
Библиографический список
1. Толковый словарь // Гарант Студент. Версия от 24.07.2014. — 1 CD-ROM «ГАРАНТ аэро». — Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Adobe Reader.
2. ГОСТ Р 53620-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения : национальный стандарт Российской Федерации : утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 956-ст. — URL: https://docs.cntd. ru/document/1200082196 (дата обращения: 12.12.2020).
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.12.2020).
4. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : [приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 12.12.2020).
5. О лицензировании образовательной деятельности : Постановл. Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») //
КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_363079/ (дата обращения: 02.01.2021).
6. Об утверждении методик расчета целевых показателей федеральных проектов национального проекта «Образование» (вместе с «Методикой расчета показателей федерального проекта „Современная школа"», «Методикой расчета показателей федерального проекта „Успех каждого ребенка"», «Методикой расчета показателей федерального проекта „Поддержка семей, имеющих детей"», «Методикой расчета показателей федерального проекта „Цифровая образовательная среда"», «Методикой расчета показателей федерального проекта „Учитель будущего"», «Методикой расчета показателей федерального проекта „Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)"», «Методикой расчета показателей федерального проекта „Социальные лифты для каждого"») : [приказ Минпросвеще-ния России от 17.04.2019 № 179] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323584/ (дата обращения: 12.12.2020).
7. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : [приказ Минпро-свещения России от 02.12.2019 № 649] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341443/ (дата обращения: 23.02.2020).
8. Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий : [Приказ Росстата от 30.07.2020 № 424 (ред. от 16.12.2020)] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_359374/ (дата обращения: 12.12.2020).
9. Грязнова, Ю. Б. Анализ перформативного текста (П. Фейерабенд «Против методологического принуждения») / Ю. Б. Грязнова. — URL: http://knigi1.dissers.ru/books/library1/9672-1. php (дата обращения: 04.01.2021).
10. Свойства и формы истины. Теория познания. — URL: https://helpiks.org/6-8185.html (дата обращения: 04.01.2021).
11. Цветкова, А. Л. Электронная библиотека на основе информационной среды образовательного учреждения / А. Л. Цветкова // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 5. — С.67-75.
12. Паспорт национального проекта «Национальная программа „Цифровая экономика Российской Федерации"» [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854 (дата обращения: 01.02.2021).
13. Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Методикой расчета показателя „Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики, Тысяча человек"», «Методикой расчета показателя „Число принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий и по математическим специальностям, Тысяча человек"», «Методикой расчета показателя „Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования, Тысяча человек"») : [приказ Минэкономразвития России от 24.01.2020 № 41] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/ (дата обращения: 01.02.2021).
14. Скипор, И. Л. Интеграция электронных образовательных ресурсов вуза: разработка унифицированной структуры контента сайта «Электронная образовательная среда КемГУКИ» / И. Л. Скипор // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств. — 2012. — № 20. — С. 122-130.
15. Стародубцев, В. А. Электронный учебно-методический комплекс как персонифицированная образовательная среда / В. А. Стародубцев, С. Б. Велединская, О. Б. Шамина // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 10. — С. 104-110.
16. Смолянинова, О. Г. Модель организации информационной образовательной среды сибирского региона с использованием электронной библиотеки СФУ / О. Г. Смолянинова, Л. М. Туранова, В. В. Овчинников, А. А. Стюгин // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 12. — С. 69-78.
17. Лещанова, В. В. Технологии систематизации электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде / В. В. Лещанова // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2007. — № 1 (73). — С. 264-268.
18. Козловских, Л. А. Информационно-образовательная среда вуза и электронные образовательные ресурсы / Л. А. Козловских // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2008. — № 3 — С. 23-26.
19. Батаева, М. Т. Электронные образовательные ресурсы по математике как основополагающий компонент информационно-образовательной среды вуза / М. Т. Батаева, Т. Г. Вези-ров, Т. Т. Рагимова // Вестник университета. ГУУ (Москва). — 2012. — № 14. — С. 7-11.
20. О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения : [приказ Минобразования РФ от 16.06.2000 № 1791] // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: http:// base.garant.ru/1584359/ (дата обращения: 11.01.2021).
21. Баранков, В. Л. Правовые аспекты использования сетевой, электронной и дистанционных форм реализации образовательных программ / В. Л. Баранков // Журнал российского права. — 2017. — № 3 (243). — С. 129-137.
22. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации : [приказ Минобразования России от 18.12.2002 № 4452] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40163/ (дата обращения: 12.01.2021).
23. Об использовании дистанционных образовательных технологий : [приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 № 137] // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: https://base.garant.ru/188453/ (дата обращения: 24.12.2020).
24. Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации : [Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_348668/ (дата обращения: 16.01.2021).
25. Методические рекомендации по обеспечению минимального уровня цифровой готовности образовательных организаций высшего образования : [утв. Минобрнауки России 18.11.2020] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_369493/ (дата обращения: 16.01.2021).
26. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» : Постановл. Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 16.12.2020) // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162184/ (дата обращения: 22.01.2021).
27. Индикаторы цифровой экономики: 2020 : стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др. ] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва : НИУ ВШЭ, 2020. — 360 с. — ISBN 978-5-7598-2194-6.
28. Васильева, А. Школам выставили прокурорские оценки / А. Васильева, Н. Сергеев // Mail.ru : [сайт]. — 2021. — 21 января. — URL: https://news.mail.ru/society/44952025/?frommail=1 (дата обращения: 22.01.2021).
29. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации») : [письмо Минобрнауки России от 22.10.2020 № МН-5/4683] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367891/ (дата обращения: 22.01.2021).
30. Маршалл, М.-Л. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / Мак-Люэн Маршалл ; пер. с англ. А. Юдина. — Киев : Ника-Центр, 2003. — 432 с. — (Серия «Сдвиг парадигмы»). — ISBN 966-521-224-9.
31. Интериоризация // Большой словарь иностранных слов / сост. А. Ю. Москвитин. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва : ЗАО Центрополиграф, 2008. — 685 с. — ISBN 978-5-9524-3984-9.
For citation: Yuzhakov, V. A. Information and educational environment of the university: legal framework, ways of improvement // V A. Yuzhakov // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 103-114.
INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY: LEGAL FRAMEWORK, WAYS OF IMPROVEMENT
V. A. Yuzhakov
The relevance of the article is due to the increased public needs for the organization of distance learning for various reasons, as well as the establishment of the official status of a distance worker
in the field of labor relations. The purpose of the article is to review Russian legislation in terms of the fundamental foundations of legal regulation of the functioning of the electronic informational and educational environment (IOS) of universities. The key idea is that, despite the powerful development of electronic IOS, it is necessary to preserve and develop the traditional information and educational environment. Achieving a greater individual and collective educational result involves the selective use not only different forms and methods of teaching, but also the optimal combination (establishment of a balance) of the use of traditional and electronic IOS in academic disciplines, topics, questions, types of tasks and assignments.
Key words: electronic information and educational environment, distance learning, legal regulation of higher education
References
1. Tolkovyj slovar'. Garant Student. Versija ot 24.07.2014, 1 CD-ROM «GARANT ajero». Sistem. trebovanija: Intel Pentium 1,6 GHz i bolee ; 256 Mb (RAM) ; Microsoft Windows XP i vyshe ; Firefox (3.0 i vyshe) ili IE (7 I vyshe) ili Opera (10.00 i vyshe), Adobe Reader. (In Russian)
2. GOST R 53620-2009. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Informacionno-kommuni-kacionnye tehnologii v obrazovanii. Jelektronnye obrazovatel'nye resursy. Obshhie polozhenija : nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii : utverzhden i vveden v dejstvie Prikazom Rostehregu-lirovanija ot 15.12.2009 № 956-st, available at: https://docs.cntd.ru/document/1200082196 (ac-cessed:12.12.2020). (In Russian)
3. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 12.12.2020). (In Russian)
4. Ob utverzhdenii Porjadka primenenija organizacijami, osushhestvljajushhimi obrazovatel'nuju dejatel'nost', jelektronnogo obuchenija, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm: [prikaz Minobrnauki Rossii ot 23.08.2017 № 816]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/ (accessed:
12.12.2020). (In Russian)
5. O licenzirovanii obrazovatel'noj dejatel'nosti : Postanovl. Pravitel'stva RF ot 18.09.2020 № 1490 (vmeste s «Polozheniem o licenzirovanii obrazovatel'noj dejatel'nosti»). Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_363079/ (accessed:
02.01.2021). (In Russian)
6. Ob utverzhdenii metodik rascheta celevyh pokazatelej federal'nyh proektov nacional'nogo proekta «Obrazovanie» (vmeste s «Metodikoj rascheta pokazatelej federal'nogo proekta „Sovremen-naja shkola"», «Metodikoj rascheta pokazatelej federal'nogo proekta „Uspeh kazhdogo rebenka"», «Metodikoj rascheta pokazatelej federal'nogo proekta „Podderzhka semej, imejushhih detej"», «Metodikoj rascheta pokazatelej federal'nogo proekta „Cifrovaja obrazovatel'naja sreda"», «Metodikoj rascheta pokazatelej federal'nogo proekta „Uchitel' budushhego"», «Metodikoj rascheta pokazatelej federal'nogo proekta „Molodye professionaly (povyshenie konkurentosposobnosti professional'nogo obrazovanija)"», «Metodikoj rascheta pokazatelej federal'nogo proekta „Social'nye lifty dlja kazhdogo"») : [prikaz Minprosveshhenija Rossii ot 17.04.2019 № 179]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323584/ (accessed: 12.12.2020). (In Russian)
7. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy: [prikaz Minprosveshhenija Rossii ot 02.12.2019 № 649]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_341443/ (accessed: 23.02.2020). (In Russian)
8. Ob utverzhdenii form federal'nogo statisticheskogo nabljudenija dlja organizacii federal'nogo statisticheskogo nabljudenija za dejatel'nost'ju v sfere obrazovanija, nauki, innovacij i informacionnyh tehnologij : [Prikaz Rosstata ot 30.07.2020 № 424 (red. ot 16.12.2020)]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_359374/ (accessed: 12.12.2020). (In Russian)
9. Grjaznova Ju. B. Analysis of the performative text (P. Feyerabend "Against methodological coercion") [Analiz performativnogo teksta (P. Fejerabend «Protiv metodologicheskogo prinuzhdenija»)], available at: http://knigi1.dissers.ru/books/library1/9672-1.php (accessed: 04.01.2021). (In Russian)
10. Svojstva i formy istiny. Teorija poznanija [Properties and forms of truth. Theory of knowledge], available at: https://helpiks.org/6-8185.html (accessed: 04.01.2021). (In Russian)
11. Cvetkova A. L. Jelektronnaja biblioteka na osnove informacionnoj sredy obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Electronic library based on the information environment of an educational institution], Nauchnye i tehnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], 2010, no. 5, pp. 67-75. (In Russian)
12. Pasport nacional'nogo proekta «Nacional'naja programma „Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii"» [utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 04.06.2019 № 7]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_328854 (accessed: 01.02.2021). (In Russian)
13. Ob utverzhdenii metodik rascheta pokazatelej federal'nogo proekta «Kadry dlja cifrovoj jekonomiki» nacional'noj programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Metodikoj rascheta pokazatelja „Kolichestvo vypusknikov sistemy professional'nogo obrazovanija s kljuchevymi kompetencijami cifrovoj jekonomiki, Tysjacha chelovek"», «Metodikoj rascheta pokazatelja „Chislo prinjatyh na programmy vysshego obrazovanija v sfere informacionnyh tehnologij i po matematiches-kim special'nostjam, Tysjacha chelovek"», «Metodikoj rascheta pokazatelja „Kolichestvo special-istov, proshedshih pereobuchenie po kompetencijam cifrovoj jekonomiki v ramkah dopolnitel'nogo obrazovanija, Tysjacha chelovek"») : [prikaz Minjekonomrazvitija Rossii ot 24.01.2020 № 41]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344498/ (accessed: 01.02.2021). (In Russian)
14. Skipor I. L. Integracija jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov vuza: razrabotka unificirovannoj struktury kontenta sajta «Jelektronnaja obrazovatel'naja sreda KemGUKI» [Integration of electronic educational resources of the university: development of a unified structure of the content of the site "Electronic educational environment of KemGUKI"], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo in-stituta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State Institute of Culture and Arts], 2012, no. 20, pp. 122-130. (In Russian)
15. Starodubcev V. A., Veledinskaja S. B., Shamina O. B. Jelektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks kak personificirovannaja obrazovatel'naja [Electronic educational-methodical complex as a personified educational environment] Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2011, no. 10, pp. 104-110. (In Russian)
16. Smoljaninova O. G., Turanova L. M., Ovchinnikov V. V., Stjugin A. A. Model' organizacii informacionnoj obrazovatel'noj sredy sibirskogo regiona s ispol'zovaniem jelektronnoj biblioteki SFU [Model of the organization of the information educational environment of the Siberian region using the electronic library of the Siberian Federal University], Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian pedagogical journal], 2011, no. 12, pp. 69-78. (In Russian)
17. Leshhanova V. V. Tehnologii sistematizacii jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov v infor-macionno-obrazovatel'noj srede [Technologies for the systematization of electronic educational resources in the information and educational environment], Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki[Izvestia SFedU. Technical sciencies], 2007, no. 1 (73), pp. 264-268. (In Russian)
18. Kozlovskih L. A. Informacionno-obrazovatel'naja sreda vuza i jelektronnye obrazovatel'nye resursy [Information and educational environment of the university and electronic educational resources], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education], 2008, no. 3, pp. 23-26. (In Russian)
19. Bataeva M. T., Vezirov T. G., Ragimova T. T. Jelektronnye obrazovatel'nye resursy po matematike kak osnovopolagajushhij komponent informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza [Electronic educational resources in mathematics as a fundamental component of the information and educational environment of the university], Vestnik universiteta. GUU [Bulletin of the University. GUU], 2012, no. 14, pp. 7-11. (In Russian)
20. O sozdanii Ob#edinennogo proekta po razrabotke normativno-pravovyh dokumentov i otraslevyh standartov distancionnogo obuchenija: [prikaz Minobrazovanija RF ot 16.06.2000 № 1791 ]. Informacionno-pravovaja sistema Garant, 2021, available at: http://base.garant.ru/1584359/ (accessed: 11.01.2021). (In Russian)
21. Barankov V. L. Pravovye aspekty ispol'zovanija setevoj, jelektronnoj i distancionnyh form realizacii obrazovatel'nyh programm [Legal aspects of the use of network, electronic and remote forms of implementation of educational programs], Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian law], 2017, no. 3 (243), pp. 129-137. (In Russian)
22. Ob utverzhdenii Metodiki primenenija distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij (distancionnogo obuchenija) v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah vysshego, srednego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija Rossijskoj Federacii: [prikaz Minobrazovanija Rossii ot 18.12.2002 № 4452]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_40163/ (accessed: 12.01.2021). (In Russian)
23. Ob ispol'zovanii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: [prikaz Minobrnauki Rossii ot 6.05.2005 № 137]. Garant, 2021, available at: https://base.garant.ru/188453/ (accessed: 24.12.2020). (In Russian)
24. Ob organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti v organizacijah, realizujushhih obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovanija i sootvetstvujushhie dopolnitel'nye professional'nye programmy,
v uslovijah preduprezhdenija rasprostranenija novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii : [Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.03.2020 № 397]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348668/ (accessed: 16.01.2021). (In Russian)
25. Metodicheskie rekomendacii po obespecheniju minimal'nogo urovnja cifrovoj goto-vnosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija: [utv. Minobrnauki Rossii 18.11.2020]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369493/ (accessed: 16.01.2021). (In Russian)
26. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Informacionnoe obshhest-vo» : Postanovl. Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 313 (red. ot 16.12.2020). Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (accessed: 22.01.2021). (In Russian)
27. Abdrahmanova G. I., Vishnevskij K. O., Gohberg L. M. [et al.] Indikatory cifrovoj jekonomiki: 2020 [Digital Economy Indicators: 2020]. Moscow, NIU VShJe, 2020, 360 p., ISBN 978-5-7598-2194-6. (In Russian)
28. Vasil'eva A., Sergeev N. Shkolam vystavili prokurorskie ocenki. Mail.ru, 21.01.2021, available at: https://news.mail.ru/society/44952025/?frommail=1 (accessed: 22.01.2021). (In Russian)
29. O napravlenii metodicheskih rekomendacij (vmeste s «Metodicheskimi rekomendacijami po organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti dlja obuchajushhihsja s invalidnost'ju i ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v uslovijah preduprezhdenija rasprostranenija novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19) na territorii Rossijskoj Federacii») : [pis'mo Minobrnauki Rossii ot 22.10.2020 № MN-5/4683]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_367891/ (accessed: 22.01.2021). (In Russian)
30. Marshall M.-L., Judin A. (translation from English ) Galaktika Gutenberga: Sotvorenie che-loveka pechatnoj kul'tury [The Creation of Man of Print Culture]. Kiev, Nika-Centr, 2003, 432 p., ISBN 966-521-224-9. (In Russian)
31. Moskvitin A. Ju. (ed.) Interiorizacija. Bol'shoj slovar' inostrannyh slov, 7-e izd., ispr. i dop. [Interiorization. Big Dictionary of Foreign Words, 7th ed.]. Moscow, ZAO Centropoligraf, 2008, 685 p., ISBN 978-5-9524-3984-9. (In Russian)
Южаков Владимир Алексеевич, старший преподаватель ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр ВВС „Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина" (филиал, г. Челябинск)», кандидат экономических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Yuzhakov Vladimir Alekseevich, Senior Lecturer, Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after professors N. Ye. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin" (branch, Chelyabinsk), Candidate of Economic Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: yuzhakov.va@ mail.ru