Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТОЙНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕСЕННЫХ В КОНСТИТУЦИЮ РФ ПОПРАВОК'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТОЙНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕСЕННЫХ В КОНСТИТУЦИЮ РФ ПОПРАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИИ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА / ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / СТРАХОВОЙ СТАЖ / ТРУДОВОЙ СТАЖ / ПРИНЦИП ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ / ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Напсо Марьяна Бахсетовна

В статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы пенсионного обеспечения. В силу особой важности реализации конституционного права граждан РФ на пенсионное обеспечение, что находится в прямой зависимости от реализации иных конституционных прав, в частности, права на труд, автор поставил своей целью показать эффективность функционирования системы пенсионного обеспечения как сложного экономико-правового института, Для обеспечения правомерности выводов и предложений проблематика изучается в разных аспектах и в первую очередь в контексте реализации конституционных принципов пенсионного обеспечения, защиты прав застрахованных лиц, соблюдения принципов системы обязательного пенсионного страхования и с точки зрения предпосылок, содержания и итогов реформ. В результате исследования автор приходит к выводу о недопустимости искажения принципов, изначально положенных в основу системы пенсионного страхования, умаления прав застрахованных лиц и снижения уровня гарантированности их реализации, что не только не нивелирует, а, наоборот, повышает ответственность и роль государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO DECENT PENSION PROVISION: SOCIO-ECONOMIC AND LEGAL BASES OF IMPLEMENTATION IN THE CONTEXT OF THE AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the most actual problems of provision of pensions are considered. Owing to special importance of realisation of a constitutional law of citizens of the Russian Federation on provision of pensions that is in direct dependence on realisation of other constitutional laws, in particular, the rights to work, the author has set as the purpose to show efficiency of functioning of system of provision of pensions as difficult economic-legal institute, For maintenance of legitimacy of conclusions and offers the problematics is studied in different aspects and first of all in a context of realisation of the constitutional principles of provision of pensions, protection of the rights of the insured persons, observance of principles of system of obligatory pension insurance and from the point of view of preconditions, the maintenance and results of reforms. As a result of research the author comes to a conclusion about inadmissibility of distortion of the principles initially taken as a principle of system of pension insurance, belittling of the rights of the insured persons and level decrease their realisations that not only does not level, and also the state role, on the contrary, enhances the responsibility.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТОЙНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕСЕННЫХ В КОНСТИТУЦИЮ РФ ПОПРАВОК»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_103 УДК 342.7

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТОЙНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В КОНТЕКСТЕ ВНЕСЕННЫХ В КОНСТИТУЦИЮ РФ ПОПРАВОК CONSTITUTIONAL LAW ON WORTHY PROVISION OF PENSIONS: SOCIAL AND ECONOMIC AND LEGAL BASES OF REALIZATION IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN FEDERATIONS OF AMENDMENTS BROUGHT IN THE CONSTITUTION

НАПСО Марьяна Бахсетовна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказской государственной академии, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика. КЧР, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36. E-mail: [email protected];

Napso Maryana Bakhsetovna,

Doctor of Jurisprudence, Professor for the department of civic and legal disciplines of The North Caucasian state academy. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы пенсионного обеспечения. В силу особой важности реализации конституционного права граждан РФ на пенсионное обеспечение, что находится в прямой зависимости от реализации иных конституционных прав, в частности, права на труд, автор поставил своей целью показать эффективность функционирования системы пенсионного обеспечения как сложного экономико-правового института, Для обеспечения правомерности выводов и предложений проблематика изучается в разных аспектах и в первую очередь в контексте реализации конституционных принципов пенсионного обеспечения, защиты прав застрахованных лиц, соблюдения принципов системы обязательного пенсионного страхования и с точки зрения предпосылок, содержания и итогов реформ. В результате исследования автор приходит к выводу о недопустимости искажения принципов, изначально положенных в основу системы пенсионного страхования, умаления прав застрахованных лиц и снижения уровня гарантирован-ности их реализации, что не только не нивелирует, а, наоборот, повышает ответственность и роль государства.

Abstract. In article the most actual problems of provision of pensions are considered. Owing to special importance of realisation of a constitutional law of citizens of the Russian Federation on provision of pensions that is in direct dependence on realisation of other constitutional laws, in particular, the rights to work, the author has set as the purpose to show efficiency of functioning of system of provision of pensions as difficult economic-legal institute, For maintenance of legitimacy of conclusions and offers the problematics is studied in different aspects and first of all in a context of realisation of the constitutional principles of provision of pensions, protection of the rights of the insured persons, observance of principles of system of obligatory pension insurance and from the point of view of preconditions, the maintenance and results of reforms. As a result of research the author comes to a conclusion about inadmissibility of distortion of the principles initially taken as a principle of system of pension insurance, belittling of the rights of the insured persons and level decrease гарантированности their realisations that not only does not level, and also the state role, on the contrary, enhances the responsibility.

Ключевые слова: система пенсионного обеспечения, принцип всеобщности, принцип справедливости, страховые пенсии, государственные пенсии, накопительная пенсия, застрахованные лица, исполнение обязанности по уплате страховых взносов, администрирование страховых взносов, страховой стаж, трудовой стаж, принцип обязательности, принцип добровольности.

Keywords: system of provision of pensions, a generality principle, a justice principle, insurance pensions, the state pensions, the memory pension, the insured persons, discharge of duty on payment of insurance payments, administration of insurance payments, the insurance experience, the seniority, a compulsion principle, a voluntariness principle.

Дата направления статьи в редакцию: 27.12.2020

Дата публикации: 31.05.2021

В своем Послании Федеральному собранию от 15.01.2020 г. Президент РФ В.В. Путин указал на необходимость «закрепить в основном законе принципы достойного пенсионного обеспечения, имея в виду здесь и регулярную индексацию пенсий»1. Внесенными в Конституцию РФ поправками п.6. ст.75 теперь звучит следующим образом: «В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом»2. Нам представилось крайне интересным изучение нынешнего состояния пенсионной системы именно с точки зрения соответствия принципам достойного пенсионного обеспечения, в особенности справедливости.

Постановка вопроса имеет крайне актуальный характер и в первую очередь для института страховых пенсий, подвергнутого нескольким этапам реформирования. Исходя из того факта, что систему начисления страховых пенсий по старости на основе суммы присвоенных баллов (пенсионных коэффициентов) и стоимости одного балла отличает сложность, запутанность, неочевидность конечного результата, главным принципом достойного пенсионного обеспечения должны быть прозрачность, понятность, предсказуемость. Для системы социального обеспечения, созданной для реализации конституционных прав граждан и призванной обеспечить их источником существования на долгие годы пенсионного периода нетрудоспособности, нет более существенного недостатка, чем сложность, непонятность, запутанность, непредсказуемость, нестабильность. С введением с 2015 г. балльной системы исчисления страховых пенсий институт страховых пенсий отличают именно эти каче-

1 Послание Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

2 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/

ства. В пользу выдвинутого нами тезиса с очевидность говорят две введенные категории - индивидуальный пенсионный коэффициент и стоимость пенсионного коэффициента. С помощью индивидуального пенсионного коэффициента от абсолютных цифр, выраженных в рублях: уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на страховую пенсию, - переходим к относительным единицам, формирующим пенсионные права застрахованных лиц на страховую пенсию. Поэтому самым существенным вопросом становится механизм расчета индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). А он таков. Величина ИПК определяется за каждый календарный год, и она зависит от суммы внесенных страховых взносов в их соотношении к нормативному размеру страховых взносов, который исчисляется как произведение предельной базы для исчисления страховых взносов на 16 %. При этом размер предельной базы для исчисления страховых взносов ежегодно утверждается постановлением Правительства РФ: так, в 2019 г. он составил 1 150 000 руб1., и соответственно нормативный размер страховых взносов был равен 184 000 руб. Таким образом, объем пенсионных прав застрахованного лица поставлен в зависимость от показателя, размеры которого предвидеть или предсказать невозможно, в отличие от размера страховых взносов при условии их уплаты. Посредством другой категории - стоимости пенсионного коэффициента - снова переходим к абсолютным цифрам - к размеру самой пенсии. Эта категория еще более сложная. Во-первых, стоимость пенсионного коэффициента определяется как соотношение суммы уплаченных страховых взносов и трансфертов федерального бюджета, поступивших в бюджет ПФР РФ в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов всех получателей страховых пенсий в этом году. Во-вторых, перевод абсолютных цифр в относительные путем умножения количества пенсионных коэффициентов (баллов) на их стоимость осуществляется лишь для лиц, выходящих на пенсию. Как видим, определить размер пенсии на перспективу абсолютно невозможно: даже если предположить, что застрахованное лицо сможет самостоятельно определить количество баллов, начисляемых ему ежегодно, то спрогнозировать стоимость индивидуального пенсионного коэффициента наперед - по состоянию на момент выхода на пенсию - оно никак не сможет. Главный недостаток такой системы начисления пенсий не только запутанность, но и непредсказуемость: отсутствие убедительности в будущности перспектив, помноженное на страхи перманентного реформирования системы страховых пенсий (нестабильность) разубеждает как самих застрахованных лиц, так и работодателей в необходимости участия в системе обязательного и добровольного пенсионного страхования.

Очевидно, что объем пенсионных прав застрахованных лиц должен быть поставлен в зависимость от совокупности усилий как самого застрахованного лица, так и страхователя (работодателя) и страховщика, формирующего страховые резервы. Для обеспечения этого подхода необходим учет размера трудового стажа, что обеспечивается усилиями самого застрахованного лица, размера страхового стажа, ответственность за который возлагается на страхователя, и достаточность страховых резервов, их финансовая устойчивость, доходность, что является основной задачей страховщика в лице ПФР. Именно в таком контексте и предлагается изучить институт страховых пенсий.

Начнем с вопроса о трудовом стаже. Самым серьезным недостатком предпоследней пенсионной реформы стал пересмотр роли трудового стажа. Известно, что трудовой стаж имеет правовые последствия в том случае, если пенсионное обеспечение обусловлено осуществлением лицом трудовой деятельности (трудовая пенсия), и не имеет таковых последствий, если оно предоставляется гражданину как члену общества (социальная пенсия). С 01.01.2015 г. трудовая пенсия была заменена на страховую и одним из условий для получения страховой пенсии, согласно закону «О страховых пенсиях», стал не трудовой, страховой стаж2: «страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размер суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации...». Разница между этими двумя разновидностями стажа существенная: осуществление трудовой деятельности целиком зависит от самого застрахованного лица, а исчисление и уплата страховых взносов - от другого (страхователя). Таким образом, реализация пенсионных прав целиком зависит от того, исполнил ли страхователь свою обязанность по уплате страховых взносов и обеспечил ли налоговый орган, которым с 2017 г. передали полномочия по администрированию страховых взносов3, эту уплату взысканием, т.е. от надлежащего исполнения иными лицами - страхователем, страховщиком и налоговым органом - предусмотренных законом обязанностей. При этом застрахованное лицо не обеспечено действенными и простыми механизмами воздействия на ситуацию неисполнения страхователем или налоговым органом их обязанностей. И если учесть тот факт, что пенсия есть источник существования, а ее размер обеспечивает качество этого существования, тот пагубность такого последствия, как неуплата страховых взносов, для застрахованного лица более чем очевидна. Для федерального бюджета это оборачивается дополнительной финансовой нагрузкой в силу того, что, согласно гл. 17 БК РФ4, дефицит бюджета Пенсионного фонда погашается за счет средств федерального бюджета

Обратим особое внимание на тот факт, что в определении страхового стажа акцент сделан именно на уплаченные работодателем страховые взносы, в то время как в официальном определении страховых взносов, данном в ст. 8 НК РФ5, речь идет о взимаемых страховых взносах, т.е. обеспеченных взысканием в случае их неуплаты. Как видим, объем прав застрахованных лиц поставлен в зависимость лишь от

1 Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 14 26 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.

2 Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/

3 Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 N 243-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200512/

4 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/676f75938ab8dd40d9813de71bb61d2a4af0e5a1/

5 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в последней редакции). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

факта уплаты, без учета предусмотренного законом обязательного взыскания в случае неуплаты. На неправомерность такого подхода, на недопустимость того, чтобы объем прав застрахованных лиц был поставлен в зависимость от самого факта уплаты страховых взносов, еще до принятия закона о страховых пенсиях было указано и в постановлении Конституционного Суда от 10.07.2007 г. № 9-П1 и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 302. Однако эта норма все-таки была закреплена в законе «О страховых пенсиях». Убеждены, что исчисление страхового стажа и размер страховой пенсии не должны быть поставлены в зависимость исключительно от добросовестности плательщика страховых взносов. Проблема должна рассматриваться и решаться в контексте добросовестного исполнения обязанности и по взысканию неуплаченных страховых взносов. В противном случае приходится констатировать нарушение принципа солидарности поколений, в силу которого работающее население своими взносами обеспечивает пенсиями неработающих лиц пенсионного возраста.

Кроме того, приходится говорить и об ухудшении положения застрахованных лиц в сравнении с незастрахованными лицами, пенсионные права которых обеспечиваются наличием специального трудового стажа, т.е. выслуги лет. В подобной же ситуации, если не хуже, находятся те лица, для которых для получения права на досрочную пенсию в силу работы в особых условиях обязателен специальный страховой стаж, а значит, и уплата дополнительных страховых взносов. В последнем случае проблема уже не только в уплате дополнительных страховых взносов, но и в проведении специальной оценки условий труда (в соответствии с требованием закона «О специальной оценке условий труда»3), что тоже мало зависит от самого работника.

В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденной еще 2012 г.4 и рассчитанной на три периода до 2030 г., указано, что в процессе реформирования пенсионной системы РФ необходимо создать трехкомпонентную пенсионную систему, включающую в себя страховые пенсии, корпоративные и частные пенсионные системы (последние две для лиц со средним и высоким доходом). В принципе такой подход можно считать правильным, но если разобраться в деталях, где и кроются все проблемы, то оказывается, что создание трехуровневой системы коренным образом столкнется с теми же проблемами. Сразу же возникает вопрос о том, будет ли корпоративная система добровольной или обязательной. Если обязательной, подразумевающей уплату страховых взносов на паритетных основах работником и работодателем и администрирование страховых взносов ФНС, то (без учета того, что ответственность за финансовое обеспечение застрахованных лиц в старости переносится в том числе и на самих застрахованных лиц) подходы и соответственно проблемы остаются теми же, в особенности в части обеспечения взимаемости - уплаты (добровольного исполнения обязанности) и взыскания (принудительного исполнение обязанности в случае неуплаты) - страховых взносов. Добровольное же пенсионное страхование столкнется с еще большим количеством проблем, наличествующих в сфере самостоятельного инвестирования в частности и инвестирования как такового.

Проблема уплаты страховых взносов как в системе обязательного, так и добровольного страхования имеет глубоко экономические корни, будучи связанной с низким размером зарплат, незанятостью и теневой занятостью, теневой экономикой. Российская экономика с ее структурой в теперешнем состоянии не может предложить такое количество и качество рабочих мест, чтобы обеспечить занятостью лиц разного возраста в различных регионах и населенных пунктах не только городского, но и сельского типа.

В контексте этих же реалий следует рассматривать и вопрос о накопительных пенсиях, в том числе о внесении добровольных взносов на накопительную часть пенсий. Сама по себе идея накопительных пенсий достаточно привлекательна, но если рассматривать ее применительно к реалиям российской экономики, то сложности ее внедрения более чем очевидны. А реалии таковы: высокая зависимость роста экономики от внешней экономической и политической конъюнктуры, функционирование экономики в условиях нестабильности и высокой волатильно-сти и, как следствие, сложная прогнозируемость экономических процессов, неустойчивая банковская и финансовая системы, инфляция. В таких условиях крайне сложно обеспечить эффективность инвестирования пенсионных накоплений и их доходность таким образом, чтобы соотношение риск/доходность было более или менее приемлемым. Использование высокодоходных вариантов инвестиций сопряжено с большими рисками, низкая же доходность или вовсе ее отсутствие, т.е. накопление лишь с целью сохранения, перечеркивает сам смысл накопительных пенсий. Очевидно, что накопительная система гораздо в большей мере, чем распределительная, зависит от условий функционирования российской экономики и нуждается в эффективных мерах защиты накоплений, например, посредством страхования. Если для распределительной системы главная проблема - уплата и взыскание страховых взносов, администрированием которых занимается ФНС, то для накопительной - гарантированные выгодность, сохранность, доходность, что и должно стать первостепенной задачей ПФР. Как видим, роль государства в обеспечении эффективности пенсионной системы первостепенна.

Исходя из применяемого в РФ принципа универсализма, пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан РФ независимо от осуществления ими трудовой деятельности. При этом для лиц, осуществлявших трудовую деятельности, предусмотрены системы страховых и государственных пенсий. Для приобретения права на получение пенсии в первом случае установлен минимальный страховой стаж, во втором размер трудового стажа. Для лиц, в частности не имеющих минимального страхового стажа, предусмотрена система социальных пенсий, распространяющаяся даже на тех лиц, кто сознательно уклонялся от осуществления трудовой деятельности либо утратил здоровье вследствие

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шеста-ковой" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69649/

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" " [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139108/

Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/

4 Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 г. № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» [Электронный ресурс] URL http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-25122012-n-2524-r/

собственных неправомерных действий. Ее размер определяется законодательно и зависит от финансовых возможностей бюджета. И самый важный вопрос, который возникает в этой связи состоит в том, как обеспечить соотношение между размером социальной пенсии и страховой, с одной стороны, и страховой пенсией с минимальным страховым стажем и страховой пенсией с большим стажем, но низкой заработной платой, с другой. Для нас очевидно, что страховая пенсия должна быть на порядок выше социальной, когда речь идет о трудоспособном гражданине, равно как и то, что ее размер напрямую должен соотноситься с длительностью трудового стажа.

И здесь мы уже подходим к другому весьма важному вопросу, имеющему непосредственное отношение 1) к реализации права гражданина на достойное пенсионное обеспечение; 2) к финансовому обеспечению этого права и 3) к системе льгот и поощрений. Это проблема равноценной юридической значимости трудового и страхового стажей, имеющая несколько аспектов. Прежде всего, следует признать социальную значимость как для самого гражданина, так и для общества самого факта осуществления трудовой деятельности. Социальное иждивенчество должно иметь характер исключения, обусловленного действием обстоятельств, не зависящих от человека, а не правила. Принцип справедливости требует учета вклада каждого лица в обеспечение богатств страны и индивидуального благополучия, и чем больше этот вклад, тем большим должен быть объем прав в сфере социального обеспечения. В этом смысле трудовой стаж представляет собой самый объективный критерий. Но важно и другое: это и субъективный критерий, в том смысле, что само лицо может оказывать непосредственное влияние на количество и качество этого показателя.

Теперь зададимся вполне правомерным вопросом том, от чего в большей мере должны зависеть пенсионные права лица, если мы имеем целью подвигнуть его к целенаправленному формированию своих пенсионных прав. Ответ очевиден, и, тем не менее, «современная пенсионная система России, казалось бы, изначально предназначенная для восприятия трудового стажа как одного из важнейших юридических фактов, позволяющих на дифференцированной основе определять условия и уровень обеспечения,. минимизировала влияние стажа на объем пенсионных прав граждан и в конечном счете на размер пенсий. Такой социально необоснованный «уход трудового стажа в тень».»1. Мы бы сказали более категорично: речь идет об «уходе в тень» самого принципа справедливости, подтверждением чему является и формула исчисления страховой пенсии по старости. Известно, что для абсолютно всех лиц 6 % страховых взносов из уплачиваемых 22 % идут на обеспечение части страховой пенсии, именуемой ФВ (фиксированная выплата), части равной для всех, независимо ни от трудового, ни от страхового стажа, ни от заработка, (за исключением лиц, имеющих право на его повышенный размер). В результате размер будущей страховой пенсии обеспечивается лишь 16 % страховых взносов, т.е. лишь на 16 % зависит от индивидуальной заработной платы (а для лиц моложе 1967 г., еще меньше -на 10 %, потому что 6 % идут на накопительную пенсию). Осуществление такого уравнивания в пенсионных правах (ФВ составляет до 40 % от страховой пенсии) имело бы справедливый характер, если бы осуществлялось за счет бюджетных денежных средств, тем более что оно мало соответствует страховому характеру пенсионного обеспечения. Поэтому утверждение о том, что современным пенсионным законодательством размер страховых пенсий поставлен в непосредственную зависимость от индивидуального заработка лица, далеко от истины. Приходится признать, что в системе страховых пенсий - в отличие от государственных, где безоговорочно действует индивидуальный характер исчисления пенсий, - принцип перераспределения страховых взносов, уплаченных индивидуально за каждого застрахованного лица, в пользу иных застрахованных лиц в целях уравнивания все больше превалирует.

Если исходить из определения страхового стажа, в котором говорится не просто о трудовом стаже - «суммарной продолжительности периодов работы», но о стаже, в течение которого «начислялись и уплачивались страховые взносы», то становится очевидным, кто и в силу чего должен быть наделен льготами и на чем должен основываться принципиальный подход в вопросе о предоставлении льгот. Система льгот должна поощрять, с одной стороны, тех, у кого большой трудовой стаж, (например, посредством коэффициентов, повышающих размер пенсии), с другой, тех, кто надлежащим образом исполняет обязанность по уплате страховых взносов, не использует различные варианты ухода от обложения страховыми взносами. Можно было бы распространить на всех механизм, используемый для определения размера пенсий государственных гражданских служащих, получающих к страховой пенсии надбавку за стаж госслужбы, исчисляемую в процентном соотношении к денежному содержанию за последний год службы: таким же образом всем пенсионерам можно было бы исчислять и надбавку за трудовой стаж. И это будет принцип справедливости в действии: признание особой важности двух условий - трудового и страхового стажа, и поощрение лиц, добросовестно их обеспечивающих.

Наконец, мы считаем абсолютно неоправданным смешение механизмов действия двух систем - страховой и накопительной, где первая построена на принципах обязательности, взимаемости страховых взносов (что соответствует правовой сущности, правовому определению страховых взносов, данному в ст. 8 НК РФ), а вторая - на добровольности. Привнесение в страховую систему принципа добровольности страховых взносов размывает и подрывает действие принципа обязательности: те, кто обязан обеспечивать права застрахованных лиц, станут уклоняться от исполнения этой обязанности в расчете на то, что само лицо на добровольных началах о себе позаботиться. Так, в начале декабря 2018 г. был принят ФЗ об изменениях в расчете взносов на пенсионное страхование2 в части определения размера минимального годового взноса исходя из одного, а не двух, МРОТ и наделения застрахованных лиц правом приобретения недостающих баллов путем внесения рассчитанного таким образом годового взноса. Как предполагается, это новшество позволит застрахованным, во-первых, «докупить» недостающие баллы за собственный счет, «прирастить» страховой стаж и тем самым получить право на получение страховой, а не социальной, пенсии, во-

1 Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров/ отв. ред. Э.Г. Тучкова. - М., 2014. С. 140.

2 Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 441-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1231067/#ixzz5bASF3U2R

вторых, в сниженном размере, в-третьих, в сумме меньшей, чем та, что вносит работодатель. Как видим, механизм, изначально разработанный для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, частных детективов, самозанятых лиц, распространен и на застрахованных лиц на тот случай, если для получения страховой пенсии у них нет достаточного количества баллов. Самый существенный вопрос в том, по какой причине у застрахованного лица отсутствует достаточное количество баллов. Вопрос поводу целесообразности такого подхода возникает именно тогда, когда у застрахованного лица, имеющего достаточный трудовой стаж, недостает стажа страхового, что свидетельствует либо о теневой занятости, либо о том, что работодатель уклоняется от уплаты страховых взносов. На наш взгляд, это нововведение улучшает положение не столько застрахованных лиц, сколько государства и работодателей: теперь размер страхового стажа зависит не только от надлежащего исполнения работодателем обязанности по уплате страховых взносов и его обеспечения налоговыми органами посредством взыскания в случае неуплаты, но и от уплаты добровольных страховых взносов застрахованным лицом. И это может стать своего рода мотивом для уклонения как от уплаты страховых взносов работодателями, так и от взыскания под тем простым предлогом, что само застрахованное лицо приобретет для себя недостающие баллы.

И в заключении, говоря о выводах нашего исследования, заметим, что изучение вопроса о качестве пенсионного обеспечения наиболее продуктивно с точки зрения анализа правовой природы основных категорий, институтов и, что самое главное, на предмет соответствия основополагающим принципам. Правовая регламентация системы достойного пенсионного обеспечения никак не может искажать принципы, изначально положенные в основу системы пенсионного обеспечения, умалять права застрахованных лиц, пенсионные права иных лиц и снижать уровень гарантированности их реализации.

Библиография:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/676f75938ab8dd40d9813de71bb61d2a4af0e5a1/

2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в последней редакции). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

4. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69649/

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" " [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139108/

7. Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 14 26 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.

8. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров/ отв. ред. Э.Г. Тучкова. - М., 2014.

9. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 г. № 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» [Электронный ресурс] URL http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-25122012-n-2524-r/

10. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/

11. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016 N 243-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200512/

12. Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 N 426-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/

13. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/

14. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 441-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1231067/#ixzz5bASF3U2R

References (transliterated):

1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 31.07.1998 N 145-FZ (red. ot 15.10.2020) [Elektronnyj resurs]. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/676f75938ab8dd40d9813de71bb61d2a4af0e5a1/

2. Zakon RF o popravke k Konstitucii RF ot 14.03.2020 N 1-FKZ "O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funk-cionirovaniya publichnoj vlasti" [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/

3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' pervaya ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ (v poslednej redakcii). [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.

4. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu sobraniyu ot 15.01.2020 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

5. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 10.07.2007 N 9-P "Po delu o proverke konstitucionnosti punkta 1 stat'i 10 i punkta 2 stat'i 13 Federal'nogo zakona "O trudovyh pensiyah v Rossijskoj Federacii" i abzaca tret'ego punkta 7 Pravil ucheta strahovyh vznosov, vklyuchaemyh v raschetnyj pensionnyj kapital, v svyazi s zaprosami Verhov-nogo Suda Rossijskoj Federacii i Uchalinskogo rajonnogo suda Respubliki Bashkortostan i zhalobami grazhdan A.V. Dokukina, A.S. Muratova i T.V. SHestakovoj" [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69649/

6. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 11.12.2012 N 30 "O praktike rassmotreniya sudami del, svyazannyh s realizaciej prav grazhdan na trudovye pensii" " [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139108/

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.11.2018 № 14 26 «O predel'noj velichine bazy dlya ischisleniya strahovyh vznosov na obyazatel'noe social'noe strahovanie na sluchaj vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom i obyazatel'noe pensionnoe strahovanie s 1 yanvarya 2019 g.» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.

8. Pravo social'nogo obespecheniya Rossii: uchebnik dlya bakalavrov/ otv. red. E.G. Tuchkova. - M., 2014.

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.12.2012 g. № 2524-r «Ob utverzhdenii Strategii dolgosrochnogo razvitiya pensionnoj sistemy RF» [Elektronnyj resurs] URL http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-25122012-n-2524-r/

10. Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 g. № 400-FZ «O strahovyh pensiyah» (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/

11. Federal'nyj zakon "O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s peredachej nalogovym organam polnomo-chij po administrirovaniyu strahovyh vznosov na obyazatel'noe pensionnoe, social'noe i medicinskoe strahovanie" ot 03.07.2016 N 243-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200512/

12. Federal'nyj zakon "O special'noj ocenke uslovij truda" ot 28.12.2013 N 426-FZ [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/

13. Federal'nyj zakon ot 27.11.2018 N 422-FZ "O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima "Nalog na profes-sional'nyj dohod" v gorode federal'nogo znacheniya Moskve, v Moskovskoj i Kaluzhskoj oblastyah, a takzhe v Respublike Tatarstan [Elektronnyj resurs]. uRL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/

14. Federal'nyj zakon ot 28 noyabrya 2018 g. N 441 -FZ "O vnesenii izmenenij v stat'yu 29 Federal'nogo zakona "Ob obyazatel'nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii". [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1231067/#ixzz5bASF3U2R

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.