Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2131
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПРАВА ЛИЦ / СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА / СТРАХОВОЙ ВЗНОС / ТАРИФ / СТРАХОВОЙ СТАЖ / ПЕНСИОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / PENSION INSURANCE / RIGHTS OF PERSONS / INSURANCE PENSION / FUNDED PENSION / FIXED PAYMENT / INSURANCE PREMIUM / TARIFF / PENSION EXPERIENCE / PENSION COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонов Александр Львович, Анюшина Марина Александровна, Дубровская Ольга Анатольевна

В статье отмечается, что изменения, внесенные в пенсионное законодательство в процессе проводимой в настоящее время пенсионной реформы, серьезно модернизировали механизм формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, ужесточили условия назначения пенсии по старости. Проведенный анализ позволил выявить особенности формирования пенсионных прав по формированию страховой и накопительной пенсий различных категорий застрахованных лиц. Расчеты размера сформированных пенсионных прав за 2017 г. 27 015 тысяч работников средних и крупных организаций и индивидуальных предпринимателей, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), позволили сделать вывод о том, что при существующих правилах формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, в сложившихся в Российской Федерации кризисных экономических условиях, по окончании в 2024 г. переходного периода, для получения права на назначение страховой пенсии по старости значительной категории работающих потребуется значительно более 15 лет страхового стажа. Начиная с 2024 г. среди лиц достигших пенсионного возраста будет существенно увеличиваться количество лиц, не приобретших право на страховую пенсию по старости и могущих рассчитывать только через пять лет на получение социальной пенсии по старости. Среди лиц, выходящих на пенсию будет увеличиться количество лиц, сформировавших минимальные пенсионные баллы, соответственно в будущем будет увеличиваться количество пенсионеров, получающих минимальную пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума пенсионера. Сделан вывод, что для того чтобы ситуация с формированием пенсионных прав улучшилась, в первую очередь, необходимо стабилизировать экономическую ситуацию в стране, обеспечить развитие экономики, увеличить доходы застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме этого, необходимо активизировать государственную политику в области легализации трудовых отношений, внести изменения в механизм формирования пенсионных прав, увязав этот механизм с реальным вкладом работника на протяжении всей трудовой деятельности, повысив тем самым его заинтересованность в формировании пенсии, а для категорий работников с традиционно низкими доходами и занятыми в социально-значимых сферах деятельности (например, образование, здравоохранение, наука) осуществить переход в систему государственного пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PENSION RIGHTS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF COMPULSORY PENSION INSURANCE

The present paper defines that the changes made to the pension legislation in the process of the ongoing pension reform have seriously modernized the mechanism for the formation of pension rights of persons insured in the compulsory pension insurance system, and have tightened the conditions for assigning old-age pensions. The analysis made it possible to identify the features of the formation of pension rights in terms of insurance and funded pensions for various categories of insured persons. Assessment of the pension rights for 2017 of 27,015 thousand employees of medium and large organizations and individual entrepreneurs insured in the compulsory pension insurance system (CPS), made it possible to conclude that under the current rules for the formation of pension rights to persons insured in the compulsory pension insurance system, in the conditions of the economic crisis prevailing in the Russian Federation, after the end of the transition period in 2024, a significant category of employees will need more than 15 years of insurance experience to be eligible to assign an old-age insurance pension. Starting from 2024, the number of people who have not received the right to an old-age insurance pension and who can expect to receive a social old-age pension only after five years will significantly increase among those who have reached retirement age. Among those retiring, the number of persons who have formed the minimum retirement points will increase; accordingly, in the future, the number of pensioners receiving the minimum pension, the size of which is lower than the pensioner's subsistence minimum, will increase. The authors concluded that to improve the situation with the formation of pension rights, first of all, it is necessary to stabilize the economic situation in the country, to ensure the development of the economy, to increase the income of the insured in the compulsory pension insurance system. In addition, it is necessary to activate the state policy in the field of legalization of labor relations, make changes to the mechanism for the formation of pension rights, linking this mechanism with the real contribution of the employee throughout his labor activity, thereby increasing his interest in the formation of pensions, and for categories of employees with traditional low incomes and those employed in socially significant spheres of activity (for example, education, health care, science) to make the transition to the state pension system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2021-42-1-54-63 УДК 316.334.2; 316.334.22 JELJ32

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РФ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

А.Л. Сафонов a, М.А. Анюшина b, О.А. Дубровская с

a с Финансовый университет, Москва, Россия; b АТиСО, Москва, Россия a https://orcid.org/0000-0003-0262-3968; b http://orcid.org/0000-0002-7840-1141;

c http://orcid.org/0000-0001-6849-4455

АННОТАЦИЯ

В статье отмечается, что изменения, внесенные в пенсионное законодательство в процессе проводимой в настоящее время пенсионной реформы, серьезно модернизировали механизм формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, ужесточили условия назначения пенсии по старости. Проведенный анализ позволил выявить особенности формирования пенсионных прав по формированию страховой и накопительной пенсий различных категорий застрахованных лиц.

Расчеты размера сформированных пенсионных прав за 2017 г. 27 015 тысяч работников средних и крупных организаций и индивидуальных предпринимателей, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), позволили сделать вывод о том, что при существующих правилах формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, в сложившихся в Российской Федерации кризисных экономических условиях, по окончании в 2024 г. переходного периода, для получения права на назначение страховой пенсии по старости значительной категории работающих потребуется значительно более 15 лет страхового стажа. Начиная с 2024 г. среди лиц достигших пенсионного возраста будет существенно увеличиваться количество лиц, не приобретших право на страховую пенсию по старости и могущих рассчитывать только через пять лет на получение социальной пенсии по старости. Среди лиц, выходящих на пенсию будет увеличиться количество лиц, сформировавших минимальные пенсионные баллы, соответственно в будущем будет увеличиваться количество пенсионеров, получающих минимальную пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума пенсионера.

Сделан вывод, что для того чтобы ситуация с формированием пенсионных прав улучшилась, в первую очередь, необходимо стабилизировать экономическую ситуацию в стране, обеспечить развитие экономики, увеличить доходы застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме этого, необходимо активизировать государственную политику в области легализации трудовых отношений, внести изменения в механизм формирования пенсионных прав, увязав этот механизм с реальным вкладом работника на протяжении всей трудовой деятельности, повысив тем самым его заинтересованность в формировании пенсии, а для категорий работников с традиционно низкими доходами и занятыми в социально-значимых сферах деятельности (например, образование, здравоохранение, наука) осуществить переход в систему государственного пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное страхование; права лиц; страховая пенсия; накопительная пенсия; фиксированная выплата; страховой взнос; тариф; страховой стаж; пенсионный коэффициент.

Для цитирования: Сафонов А.Л., Анюшина М.А., Дубровская О.А. Формирование пенсионных прав граждан РФ в системе обязательного пенсионного страхования. Социально-трудовые исследования. 2021;42(1):54-63. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-42-1-54-63.

© Сафонов А.Л., Анюшина М.А., Дубровская О.А. 2021

ОRIGINAL PAPER

RIGHTS OF CITIZENS OF THE THE SYSTEM OF COMPULSORY

A.L. Safonov a, M.A. Anyushina b, O. A. Dubrovskaya c

a c Financial University, Moscow, Russia; b Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0003-0262-3968; b http://orcid.org/0000-0002-7840-1141;

c http://orcid.org/0000-0001-6849-4455

ABSTRACT

The present paper defines that the changes made to the pension legislation in the process of the ongoing pension reform have seriously modernized the mechanism for the formation of pension rights of persons insured in the compulsory pension insurance system, and have tightened the conditions for assigning old-age pensions. The analysis made it possible to identify the features of the formation of pension rights in terms of insurance and funded pensions for various categories of insured persons. Assessment of the pension rights for 2017 of 27,015 thousand employees of medium and large organizations and individual entrepreneurs insured in the compulsory pension insurance system (CPS), made it possible to conclude that under the current rules for the formation of pension rights to persons insured in the compulsory pension insurance system, in the conditions of the economic crisis prevailing in the Russian Federation, after the end of the transition period in 2024, a significant category of employees will need more than 15 years of insurance experience to be eligible to assign an old-age insurance pension. Starting from 2024, the number of people who have not received the right to an old-age insurance pension and who can expect to receive a social old-age pension only after five years will significantly increase among those who have reached retirement age. Among those retiring, the number of persons who have formed the minimum retirement points will increase; accordingly, in the future, the number of pensioners receiving the minimum pension, the size of which is lower than the pensioner's subsistence minimum, will increase. The authors concluded that to improve the situation with the formation of pension rights, first of all, it is necessary to stabilize the economic situation in the country, to ensure the development of the economy, to increase the income of the insured in the compulsory pension insurance system. In addition, it is necessary to activate the state policy in the field of legalization of labor relations, make changes to the mechanism for the formation of pension rights, linking this mechanism with the real contribution of the employee throughout his labor activity, thereby increasing his interest in the formation of pensions, and for categories of employees with traditional low incomes and those employed in socially significant spheres of activity (for example, education, health care, science) to make the transition to the state pension system.

Keywords: pension insurance; rights of persons; insurance pension; funded pension; fixed payment; insurance premium; tariff; pension experience; pension coefficient.

For citation: Safonov A.L., Anyushina M.A., Dubrovskaya O.A. Formation of pension rights of citizens of the Russian Federation in the system of compulsory pension insurance. Social and labor research. 2021;42(1):54-63. DOI: 10.34022/2658-3712-2021-42-1-54-63.

FORMATION OF PENSION RUSSIAN FEDERATION IN PENSION INSURANCE

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в рамках научной дискуссии о путях построения эффективной национальной системы пенсионного обеспечения граждан рассматриваются различные вопросы. Основная линия полемики сосредоточена вокруг вопросов влияния демографических факторов на сбалансированность пенсионной системы, возраста выхода на пенсию, проблемы досрочных пенсий, а также проблем государственного пенсионного обеспечения и участия населения в накопительной пенсионной системе [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Однако, по нашему мнению, при исследовании этих вопросов упускаются из виду проблемы, связанные с формированием пенсионных прав работающих граждан в сложившихся в России социально-экономических условиях. В связи с этим, авторы статьи поставили перед собой две основные цели: провести анализ действующего механизма и условий формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязательного страхования, в сложившихся социально-экономических условиях, и сформировать ряд предложений по повышению эффективности системы обязательного пенсионного страхования.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

С момента распада СССР и образования Российской Федерации неоднократные изменения, вносимые в пенсионное законодательство, меняли механизм формирования пенсионных прав граждан [7, 8].

Действующий в настоящее время механизм формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) в Российской Федерации, складывался в процессе реформы, начатой с введением в действие 1 января 2015 года Федерального Закона «О страховых пенсиях» (далее ФЗ-400)1 и Федерального закона «О накопительной пенсии»2 (далее ФЗ-424).

Среди важнейших изменений, внесенных в пенсионное законодательство в процессе реформы и повлиявших на формирование пенсионных прав застрахованных лиц и условий назначения пенсии по старости, следует отметить следующие:

• увеличение пенсионного возраста;

• увеличение страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости;

• переход от учета пенсионных прав застрахованных лиц в рублях к учету в условных единицах - баллах,

• расширение базы для расчета страховых платежей,

• изменение порядка индексации пенсий.

В процессе трудовой деятельности в соответствии с действующим Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»3 (далее ФЗ-167) лица, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию 1966 года рождения и старше, формируют право на страховую пенсию по старости; лица 1997 года рождения и моложе в зависимости от выбранного варианта пенсионного обеспечения формируют права либо на страховую пенсию по старости, либо на страховую пенсию по старости и накопительную пенсию.

Страховая пенсия по старости и накопительная пенсия, являясь ежемесячной денежной вы-

1 Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 29.11.2020)

2 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (с изменениями и дополнениями), URL: https://base.garant.ru/70552604/ (дата обращения: 29.11.2020).

3 Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страхо-

вании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34447// (дата обращения: 29.11.2020).

платой в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, различаются условиями назначения и механизмом формирования пенсионных прав.

В соответствии с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2019 года в статью 8 ФЗ-400, право на назначение страховой пенсии по старости в РФ имеют мужчины в возрасте 65 лет и женщины возрасте 60 лет, имеющие на момент достижения этого возраста не менее 15 лет страхового стажа и не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента.

Страховой стаж застрахованного лица (ФЗ-400, статья 3) определяется как период трудовой деятельности, в течении которого за застрахованное лицо перечислялись страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ФЗ-167, статья 3) представляют собой обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями в Пенсионный фонд РФ. Целевым назначением их является обеспечение прав граждан на получение пенсий по обязательному пенсионному страхованию. Размер страховых взносов на ОПС рассчитываются на основании тарифов страховых взносов, устанавливаемых законодательством о налогах и сборах РФ4. В составе тарифа страховых взносов различают солидарную часть, которая предназначена для формирования средств на выплату фиксированной выплаты к страховой пенсии (устанавливается в виде фиксированной выплаты к страховой пенсии) и других выплат и пособий, предусмотренных законодательством об обязательном пенсионном страховании, и индивидуальную часть, предназначенную для формирования денежных средств и прав застрахованного лица на страховую и накопительную пенсии. Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу лиц, застрахованных по обязательному пенсионному страхованию. База для исчисления страховых взносов определяется в отношении каждого застрахованного лица как сумма начисленных выплат и вознаграждений с начала расчетного периода (года) нарастающим итогом.

Индивидуальный пенсионный коэффициент -параметр, отражающий в относительных едини-

4 Налоговый Кодекс Российской Федерации Глава 34. Страховые взносы (дата обращения: 29.11.2020).

цах (баллах) пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, рассчитанных по индивидуальной части страхового тарифа, предназначенного на финансирование страховой пенсии, и продолжительности страхового стажа.

Следует учитывать, что, поскольку по ранее действующему законодательству, право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, имеющие 5 лет трудового стажа, для постепенного перехода на новые условия назначения пенсий предусмотрен переходный период. В течении этого периода происходит постепенное увеличение:

• возраста выхода на пенсию;

• продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии, на 1 год ежегодно начиная с 2015 г. (6 лет) до достижения в 2024 г. 15 лет;

• значения индивидуального пенсионного коэффициента с 6,6 в 2015 г. на 2,4 балла в год до достижения в 2021 г. 30 баллов. Следовательно, для приобретения права на

страховую пенсию по старости застрахованное в системе ОПС лицо при выходе на пенсию, начиная с 2024 г., должно не только достичь установленного пенсионного возраста, но и иметь не менее 15 лет страхового стажа, в течении которого зарабатывать в год в среднем не менее 2 пенсионных баллов.

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Чтобы понять какие проблемы возникают при формировании пенсионных прав граждан в сложившихся в России условиях экономической нестабильности, рассмотрим реальные условия формирования пенсионных прав работников в 2017 г. При выполнении расчетов воспользуемся проведенными Росстатом результатами обследования по распределению численности работников по размерам начисленной заработной платы в 2017 г.

Данным обследованием было охвачено 27 млн работников с фондом оплаты 12,6 трлн руб., что составило примерно 85 % среднесписочной численности работников организаций крупного и среднего бизнеса всех форм собственности и 73 % их совокупного фонда оплаты труда. Хотя в обследование не вошли сведения по некоторым предприятиям крупного и среднего бизнеса, а также

по малому бизнесу и самозанятым, эту выборку, по нашему мнению, можно использовать для определения результатов формирования пенсионных прав застрахованных лиц в целом по Российской Федерации (табл. 1).

Отметим, что в табл. 1 приведены официальные данные об уплаченной заработной плате, т. е. работодатели этих работников начисляли и перечисляли страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, эти работники за 2017 г. заработали 1 год страхового стажа. Остается выяснить, сколько пенсионных баллов они заработали за указанный год и соответствует ли заработанное количество пенсионных баллов необходимому для назначения пенсии при стаже 15 лет среднему баллу (2 балла).

Количество начисленных пенсионных баллов за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года (статья 15 пункт 18 ФЗ-400), определяется как соотношение начисленных и уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов на страховую пенсию, в сумме, рассчитываемой исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии и их нормативного размера. Нормативный размер страховых взносов определяется произведением максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии, на величину заработка предельного размера, с которого Правительство устанавливает на очередной год уплату страховых взносов, умноженное на максимальное значение пенсионного балла, определенного на данный год, т. е. расчет осуществляется по формуле:

КБ = (СВ/НСВ) *МБ,

где КБ - количество начисленных за год пенсионных баллов;

СВ - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, определяемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленной и уплаченной за соответствующий календарный год за застрахованное лицо;

НСВ - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, расчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части

Таблица 1 / Table 1 Распределение численности работников по размерам

начисленной заработной платы в 2017 году / Distribution of the number of employees by salary in 2017

Интервалы заработной платы, руб. / Pay intervals, rubles Численность работников, чел. / Number of employees, people

до 7500,0 491 974

от 7500,1 до 9000,0 779 664

от 9000,1 до 10600,0 855145

от 10600,1 до 12200,0 984 122

от 12200,1 до 13800,0 995 247

от 13800,1 до 15400,0 1 026 661

от 15400,1 до 17000,0 1 095 300

от 17000,1 до 18600,0 1 139 650

от 18600,1 до 21800,0 2 142 950

от 21800,1 до 25000,0 2 107 758

от 25000,1 до 30000,0 2 823 357

от 30000,1 до 35000,0 2 326 394

от 35000,1 до 40000,0 1 876 666

от 40000,1 до 50000,0 2 717 049

от 50000,1 до 60000,0 1 744 0 5 9

от 60000,1 до 75000,0 1 517 427

от до 7500 до 75000 24 623 420

от 75000,1 до 100000,0 1 167 447

от 100000,1 до 250000,0 1 084 116

от 250000,1 до 500000,0 111 263

от 500000,1 до 1000000,0 21 837

Свыше 1000000,0 6 988

от 75000,1 до свыше 1 000 000,0 2 391 651

Всего 27 015 070,54

Источник/Source: разработано и составлено авторами на основании данных Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13268 / developed and compiled by the authors on the basis of Rosstat data. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/ document/13268.

тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для исчисления страховых взносов за соответствующий календарный год;

МБ - максимальное значение пенсионного балла, установленного на соответствующий календарный год.

Страховые взносы в соответствии со статьей 22 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на страховую пенсию по старости за лиц 1966 года рождения и старше формируются по индивидуальной части тарифа в размере 16 %, а за лиц 1967 года рождения и моложе в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения был выбран застрахованным лицом:

• без формирования накопительной пенсии -16 %;

• с формированием накопительной пенсии -10 %.

Статья 15 пункт 19 ФЗ-400 предусматривает максимальное количество пенсионных баллов, которое может быть заработано застрахованным в течении года:

• не выше 10 баллов - для лиц, у которых не формируется накопительная пенсия;

• не выше 6,25 баллов - для лиц, у которых наряду со страховой формируется и накопительная пенсия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом предусматривается переходный период до 2021 г., в течении которого максимальное значение пенсионных баллов для лиц, не формирующих накопительную пенсию, ежегодно увеличивается с 7,39 в 2015 г. до 10 в 2021 г.; для лиц, формирующих накопительную пенсию, - от 4,62 в 2015 до 6,25 в 2021 г.

Максимальное значение пенсионных баллов, которое можно было заработать в 2017 г. лицам, не формирующим накопительную пенсию, составило 8,26. Максимальное значение пенсионных баллов, которое можно было заработать в 2017 г. застрахованным лицам, формирующим страховую и накопительную пенсии, составляло 5,16 (табл. 2).

Размер предельный величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливается Правительством РФ. В 2017 г. была установлена. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 876 000 рублей.

Проведенные на основе базы данных о размерах заработной платы 27 015 тыс. работников расчеты количества заработанных баллов показывают, что 7 368 тыс. работников или более 27 % из обследованной совокупности работников имели заработную плату менее 17 900 руб. в месяц и заработали в 2017 г. менее 2 баллов индивидуального пенсионного коэффициента и только 2 392 тыс. работников или 9 % имели заработную плату свыше 73 000 руб. в месяц и заработали максимальное количество балов - 8,26 и примерно 39 % работников, имевших заработную плату более 17 900 руб., но не превышающую 35 500 руб., сформировали от 2 до 4 баллов индивидуального пенсионного коэффициента.

Более сложная ситуация с формированием пенсионных прав складывается у лиц с низкими и средними доходами, если наряду со страховой пенсией они решили формировать накопитель-

Таблица 2/ Table 2

Количество начисленных пенсионных баллов в 2017 году лицам, формирующим страховую пенсию / The number of accumulated pension points in 2017 for persons forming an insurance pension

Размер ежемесячной заработной платы (руб.) / Monthly salary (RUB) Величина годового налогооблагаемого дохода для исчисления страховых взносов (руб.) / Annual taxable income for calculating insurance premiums (RUB) Размер индивидуальной части годового страхового взноса на финансирование страховой пенсии (руб.) / The individual part of the annual insurance contribution to finance the insurance pension (RUB) Количество начисленных пенсионных балов за 2017 год / Accumulated pension points for 2017

до 8 800 до 106 000 до 17 000 до 1

от 8 801 до 17 700 от 106 001 до 175 200 от 17 001 до 28 000 от 1 до 2

от 17 701 до 26 550 от 175 201 до 262 800 от 28 001 до 42 000 от 2 до 3

от 26 550 до 35 500 от 262 801 до 350 400 от 42 001 до 56 100 от 3 до 4

от 35 501 до 44 200 от 350 401 до 438 000 от 56 101 до 70 100 от 4 до 5

от 44 201 до 53 100 от 438 001 до 525 600 от 70 101 до 84 100 от 5 до 6

от 53 101 до 61 900 от 525 601 до 613 200 от 84 101 до 98 100 от 6 до 7

от 61 901 до 70 700 от 613 201 до 700 800 от 98 101 до 112 100 от 7 до 8

от 70 701 до 73 000 от 700801 до 876 000 от 112 100 до 140 160 от 8 до 8,26

свыше 73 000 свыше 876 000 свыше 140 160 8,26

Источник/Source: составлено авторами на основании данных Федерального закона № 167-ФЗ и Федерального закона № 400-ФЗ / compiled by the authors on the basis of data from Federal Law No. 167-FZ and Federal Law No. 400-FZ

ную пенсию и, если бы не был с 2014 г. объявлен мораторий на ее формирование.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона № 424-ФЗ право на накопительную пенсию приобретают застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Проведенные расчеты размера индивидуального пенсионного коэффициента показывают, что поскольку при формировании страховой и накопительной пенсии индивидуальная часть тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии уменьшается с 16 до 10 %, а максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента, которое можно было заработать данной категории застрахованных в 2017 г. составило не 8,56, а 5,16, только при заработной плате не менее 29 000 руб. в месяц застрахованное лицо могло заработать 2 пенсионных балла. При меньших доходах, с которых уплачиваются взносы, формируется менее 2 баллов индивидуального пенсионного коэффициента, следовательно, лицам, имеющим такие доходы для получения права на страховую и накопительную пенсии надо иметь более 15 лет страхового стажа (табл. 3).

Расчеты размера будущей пенсии показывают, что ее размеры у лиц с одним налогооблагаемый доходом, но формирующих наряду со

страховой и накопительную пенсию, даже при положительном исходе инвестирования средств пенсионных накоплений (а он часто бывает и отрицательным) будет меньше, чем у лиц формирующих только страховую пенсию.

Формирование пенсионных прав индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных занимающихся частной практикой зависит от установленных на соответствующий год для данной категории плательщиков тарифов страховых взносов (статья 430 НК РФ) и установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов (статья 421 НК РФ).

В 2017 г. предельная величина базы для исчисления страховых взносов работников этой категории составляла 876 000 руб., а размер страховых взносов плательщиков, доход которых не превышал 300 000 руб., был установлен в размере 23 400 руб.

Проведенные на базе этих данных расчеты количества заработанных пенсионных баллов показывают, что данная категория работников за 2017 г. заработала один год страхового стажа, но сформировала пенсионный коэффициент всего в размере 1,03 балла. Ненамного отличаются размеры заработанных пенсионных баллов у тех категорий плательщиков, у которых доход превы-

Таблица 3/ Table 3

Количество начисленных пенсионных баллов в 2017 году лицам, формирующим страховую и накопительную пенсию / The number of accumulated pension points in 2017 for persons forming an insurance and funded pension

Размер ежемесячной заработной платы (руб.) / Monthly salary (RUB) Размер индивидуальной части годового страхового взноса на финансирование страховой пенсии (руб.) / The individual part of the annual insurance contribution to finance the insurance pension (RUB) Годовые отчисления на формирование накопительной пенсии (руб.) / Annual deductions for the formation of a funded pension (RUB Количество начисленных пенсионных балов за 2017 год / Accumulated pension points for 2017

до 8 800 до 17 000 до 10 600 до 0,62

от 8 801 до 17 700 от 17 001 до 28 000 от 10 601 до 21 200 от 0,62 до 1,25

от 17 701 до 26 550 от 28 001 до 42 000 от 21 201 до 31 800 от 1,25 до 1,87

от 26 550 до 35 500 от 42 001 до 56 100 от 31 801 до 42 400 от 1,87 до 2,50

от 35 501 до 44 200 от 56 101 до 70 100 от 42 401 до 53 000 от 2,50 до 3,12

от 44 201 до 53 100 от 70 101 до 84 100 от 53 001 до 63 600 от 3,12 до 3,75

от 53 101 до 61 900 от 84 101 до 98 100 от 63 601 до 74 2 0 0 от 3,75 до 4,37

от 61 901 до 70 700 от 98 101 до 112 100 от 74 2 01 до 84 800 от 4,37 до 5,00

от 70 701 до 73 000 от 112101 до 140 160 от 84 801 до 87 600 от 5,00 до 5,16

свыше 73 000 свыше 140 160 свыше 87 600 5,16

Источник/Source: составлено авторами на основании данных Федерального закона № 167-ФЗ и Федерального закона № 400-ФЗ / compiled by the authors on the basis of data from Federal Law No. 167-FZ and Federal Law No. 400-FZ

шает 300 000 руб., но не достиг 1 миллиона руб., поскольку размер страхового платежа у них увеличивается всего на 1 % от суммы заработанных доходов свыше 300 000 руб. Среди индивидуальных предпринимателей данная категория плательщиков преобладает (табл. 4).

Таким образом, абсолютное большинство индивидуальных предпринимателей и приравненных к этой категории лиц для того, чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости к моменту достижения пенсионного возраста, должны будут иметь страховой стаж, значительно превышающий 15 лет (табл. 4).

Важно также учитывать, что основная масса самозанятых пенсионных прав вообще не формирует, так как на данную категорию физических лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если только они добровольно вступают в правоотношения по нему.

В период 2018-2019 гг. доходы основной массы занятых на рынке труда повысились незначительно, а в 2020 г. из-за кризиса, связанного с пандемией, серьезно сократились. В тоже время при расчете количества заработанных застрахованными пенсионных баллов ежегодно увеличивались предельная величина базы для начисле-

* Письмо ФНС России от 07.03.2017 N БС-4-11/4091@ (ред. от 30.05.2017) «Об исчислении страховых взносов» URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213814/ (дата обращения: 29.11.2020)

ния страховых взносов и максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента. Все это привело к тому, что количество застрахованных лиц, зарабатывающих менее 2 баллов индивидуального пенсионного коэффициента, в этот период ежегодно увеличивалось.

Проведенное исследование высветило и другой важный вопрос, требующий рассмотрения - на какой размер пенсии может рассчитывать застрахованное лицо, достигнув пенсионного возраста, но заработавшее минимальное количество пенсионных баллов?

Согласно статье 15 пункта 1 ФЗ-400 размер страховой пенсии по старости определяется расчетным путем по формуле:

СПст = ИПК х СПК,

где СПст - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (количество начисленных пенсионных балов за период страхового стажа);

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с п. 23 ст. 15 ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость одного пенсионного балла должна рассчитываться в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ, но до

Таблица 4/ Table 4

Страховой стаж индивидуальных предпринимателей, необходимый для формирования 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента / Insurance experience of individual entrepreneurs required to form 30 points of the individual

pension coefficient

Размер годового налогооблагаемого дохода индивидуальных предпринимателей (руб.) / Annual taxable income of individual entrepreneurs (RUB) Размер годового страхового взноса (руб.) / Annual insurance premium (RUB) Размер индивидуальной части страхового взноса на финансирование страховой пенсии (руб.) / The individual part of the insurance contribution to finance the insurance pension (RUB) Количество начисленных пенсионных балов за год / Accumulated pension points per year Страховой стаж необходимый для формирования 30 баллов, лет / Insurance experience required to form 30 points, years

300 000 23 400 17 018,2 1,03 29,1

400 000 24 400 17 745,5 1,08 27,9

500 000 25 400 18 472,7 1,12 26,8

600 000 26 400 19 200,0 1,16 25,8

1 000 000 30 400 22 109,1 1,34 22,4

10 000 000 120 400 87 563,6 5,31 5,6

13 127 730 154 627 112 456,2 6,82 4,4

15 000 000 170 400 123 927,3 7,52 4,0

16 380 000 187 200 136 145,5 8,26 3,6

Источник/Source: составлено авторами на основе НК РФ и письма ФНС России N БС-4-11/4091*/ compiled by the authors on the basis of the Tax Code of the Russian Federation and the letter of the Federal Tax Service of Russia N BS-4-11/4091

сих пор эта методика не утверждена. На практике стоимость пенсионного балла определяется делением всей суммы взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ по базовому тарифу и трансфертов из федерального бюджета на сумму пенсионных баллов всех получателей пенсий. В 2021 г. стоимость пенсионного коэффициента составила 98,86 руб.

Одновременно с назначением страховой пенсии согласно статье 16 ФЗ «О страховых пенсиях», ежегодно постановлением Правительства устанавливается и величина фиксированной выплаты к страховой пенсии. В 2021 г. фиксированная выплата была установлена в размере 6 044 руб. 48 коп.

Основываясь на этих данных можно рассчитать размер назначенной минимальной пенсии застрахованному лицу, достигшему пенсионного возраста в 2021 году и имеющему 12 лет страхового стажа и 21 балл индивидуального пенсионного коэффициента (установленные на 2021 г. условия назначения страховой пенсии). Он составит 8 120,54 руб., что значительно ниже, чем 11 653 руб. - размер прожиточного минимума, установленного для пенсионеров на 2021 г.

ВЫВОДЫ

На основании вышесказанного, при существующих правилах формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязатель-

ного пенсионного страхования, в сложившихся в РФ кризисных экономических условиях, можно сделать следующие выводы:

• по окончанию в 2024 г. действия переходного периода для получения права на назначение страховой пенсии по старости будет увеличиваться категория работающих, которой потребуется значительно более 15 лет страхового стажа;

• начиная с 2024 г. среди лиц, достигших пенсионного возраста, будет существенно увеличиваться количество лиц, не приобретших право на страховую пенсию по старости и могущих рассчитывать только через пять лет на получение социальной пенсии по старости, что потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета;

• так как среди лиц, выходящих на пенсию, будет увеличиться количество лиц, сформировавших минимальные пенсионные баллы, соответственно будет увеличиваться количество пенсионеров, получающих минимальную пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума пенсионера. Без существенного роста дополнительных доплат до прожиточного минимума из бюджетов это приведет к снижению уровня жизни лиц старших возрастов, к росту уровня бедности среди них;

• действующий порядок формирования пенсионных прав, обеспечивая для значитель-

ной категории граждан минимальный размер пенсии, приводит к незаинтересованности в ее формировании; • наличие значительной доли лиц, формирующих минимальные пенсионные права и, соответственно, в последствии могущих рассчитывать на получение минимальной пенсии, требующей доплаты до прожиточного уровня, приводит к уравнительности, что означает отход от страховых принципов формирования пенсий.

Чтобы ситуация с формированием пенсионных прав улучшилась, в первую очередь, необходимо стабилизировать экономическую ситуацию в стране, обеспечить развитие экономики, увеличить доходы застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме этого следует:

1. Активизировать государственную политику в области легализации трудовых отношений, учитывая тот факт, что стремление работодателей к оптимизации расходов на заработную плату приводит к сокращению перечисляемых страховых взносов, результатом чего является снижение размеров, заработанных застрахованными лицами пенсионных коэффициентов.

2. Внести изменения в механизм формирования пенсионных прав, увязав этот механизм с реальным вкладом работника на протяжении всей трудовой деятельности, повысив тем самым его заинтересованность в формировании пенсии.

3. Для категорий работников с низкими доходами и занятыми в социально-значимых областях (образование, здравоохранение, наука и др.) осуществить переход в систему государственного пенсионного обеспечения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Воронин Ю.В. Концептуальные подходы к модернизации системы обязательного социального страхования в постиндустриальном обществе. // Новые организационно-правовые формы социального страхования. Сборник статей по материалам научно-практической конференции (Москва, 25 октября 2018 г.). С. 11-39.

2. Воронин Ю.В., Гонтмахер Е.Ш., Сафонов А.Л. Долгосрочная стратегия развития системы социального страхования в Российской Федерации. //Новые организационно-правовые формы социального страхования. Сборник статей по материалам научно-практической конференции (Москва, 25 октября 2018г.). С. 39-61.

3. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса. Вопросы экономики. 2012;(3):52-79. [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-3-52-79 (дата обращения: 29.11.2020)

4. Бухтияров И.В., Далецкая Н.А., Далецкий А.А. и др. Критерии утраты трудоспособности при определении пенсионного возраста и пути модернизации системы обязательного социального страхования: монография /под общ. ред. А.Л. Сафонова. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 1658 с.

5. Сафонов А.Л. Российская газета - Федеральный выпуск 62(7525), 25.03.2018. Пенсия с видом на работу.

6. Сафонов А.Л., Долженкова Ю.В. Факторы финансовой несбалансированности страховой пенсионной системы // Финансы: теория и практика. 2020;(6(24)):108-122.

7. Сафонов А.Л., Воронин Ю.В. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2016;(2):9-21.

8. Сафонов А.Л., Анюшина М.А. Социально- экономические последствия реализуемой в России реформы пенсионной системы и их влияние на экономическую безопасность страны // Труд и социальные отношения.2019;(4):5-15.

REFERENCES

1. Voronin Yu. V. Conceptual approaches to the modernization of the mandatory social insurance system in post-industrial society. New organizational and legal forms of social insurance. Collection of articles based on the materials of the scientific and practical conference. Moscow; October 25, 2018. p. 11-39. (In Russ.).

2. Voronin Yu. V., Gontmacher E. Sh., Safonov A. L. Long-term strategy for the development of the social insurance system in the Russian Federation. New organizational and legal forms of social insurance. Collection of articles based on the materials of the scientific and practical conference. Moscow; October 25, 2018. p. 39-61. (In Russ.).

3. Kudrin A., Gurvich E. Population ageing and risks of budget crisis. Voprosy ekonomiki = Economic issues. 2012;(3):52-79. URL: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2012-3-52-79 (accessed on 29.11.2020). (In Russ.).

4. Bukhtiyarov I. V., Dalecka N. A., Dalecki A. A. et al. Criteria for the loss of working capacity in determining the retirement age and ways to modernize the system of compulsory social insurance: monograph. In: A. L. Safonov (ed.). Moscow; Berlin: Direct-Media; 2019. p. 1658. (In Russ.).

5. Safonov A. L. Rossiyskaya gazeta-Federal issue 62 (7525), 25.03.2018. Pension with a view to work. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Safonov A. L., Dolzhenkova Yu. V. Factors of financial imbalance of the insurance pension system. Finance: Theory and Practice. 2020;6(24):108-122. (In Russ.).

7. Safonov A. L., Voronin Yu. V. Long-term strategy for the development of the pension system in the Russian Federation. Biznes v zakone = Business in law. 2016;(2):9-21. (In Russ.).

8. Safonov A. L., Anyushina M. A. Socio-economic consequences of the pension system reform implemented in Russia and their impact on the economic security of the country. 2019;(4):5-15. (In Russ.).

Ш

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Александр Львович Сафонов - доктор экономических наук, профессор, проректор по стратегии и работе с органами власти, Финансовый университет, Москва, Россия

Aleksandr L. Safonov - Dr. Sci. (Econ.), Prof., Pro-Rector for Strategy and Government

Relations, Financial University, Moscow, Russia

ALSafonov@fa.ru

Марина Александровна Анюшина - кандидат экономических наук, доцент,

профессор мировой экономики, финансов и страхования, АТиСО, Москва, Россия

Marina A Anyushina - Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Prof., Department of International Economics,

Finance and Insurance, Academy of Labor and Social Relations, Moscow, Russia

anyushina_m@icloud.com

ß

Ольга Анатольевна Дубровская - ведущий специалист информационно-рейтинговой группы, Финансовый университет, Москва, Россия

Ol'ga A. Dubrovskaya - Leading Specialist, Information and Rating Group, Financial University,

Moscow, Russia

OADubrovskaya@fa.ru

ЗАЯВЛЕННЫЙ ВКЛАД АВТОРОВ

Сафонов А. Л. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы, логическое структурирование материала, формулирование выводов.

Анюшина М. А. - постановка проблемы, разработка концепции статьи, критический анализ литературы, логическое структурирование материала, формулирование выводов.

Дубровская О. А. - проведение расчетов, подготовка таблиц, оформление материала.

AUTHORS' DECLARED CONTRIBUTION

Safonov A.L. - stated the problem, developed the conceptual framework of the article, performed a critical analysis of the literature, performed logical structuring of the material, wrote the conclusions.

Anyushina M.A. - stated the problem, developed the conceptual framework of the article, performed a critical analysis of the literature, performed logical structuring of the material, wrote the conclusions.

Dubrovskaya O.A. - collected statistical data, designed tables and graphical representations of the results, wrote the conclusions.

Статья поступила в редакцию 22.12.2020; после рецензирования 17.02.2021, принята к публикации 19.02.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 22.12.2020; reviewed on 17.02.2021, accepted for publication on 19.02.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.