Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.1.7.html
Конституционно-правовые проблемы статуса государственных языков республик в составе РФ
Бутаков В.Н.,
уиш-211_775466@\>оЪи. ги
ФГАОУВО «Волгоградский государственный университет» (г. Волгоград, Россия)
УДК 342
Аннотация. В статье определены основные правовые проблемы, связанные со статусом государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации. Несмотря на то, что государственный язык Российской Федерации русский, многие народы и национальности, проживающие на территории России в составе республик, общаются между собой на своих собственных диалектах. И в данном аспекте возникает закономерный вопрос о том, насколько правомерно считать русский язык единственным и основным, если Россия многонациональная страна, состоящая из ряда республик, где русский язык не является родным от рождения. Цель работы: выявить правомерность считать русский язык государственным языком РФ. Методы и объекты исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы. Объектом исследования является конституция и государственный язык. Результаты: установление государственного языка республики - это право республики, в связи с чем государственный язык республики представляет собой дополнительный и факультативный признак конституционно-правового статуса республики. Выводы: государственный язык Российской Федерации обеспечивает осуществление публичной власти многонациональным народом Российской Федерации. Введение государственного языка республики в свою очередь может быть обусловлено лишь необходимостью вовлечения в процесс народовластия прежде всего титульных народов данной республики и обеспечения их участия в реализации суверенитета многонационального народа Российской Федерации.
Ключевые слова: статус государственный язык, народности, проблемы, Конституция, единство, права.
Ф^РУ м
молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ISSN 2687-086X www.forummn.ru http://forummn.m/artide-3.1.7.html
Constitutional and legal problems of the status of the state languages of the republics within the Russian Federation
Abstract. The article identifies the main legal problems associated with the status of the state languages of the republics that are part of the Russian Federation. Despite the fact that the state language of the Russian Federation is Russian, many peoples and nationalities living on the territory of Russia as part of the republics communicate with each other in their own dialects. And in this aspect, a logical question arises as to how legitimate it is to consider the Russian language the only and main one, if Russia is a multinational country consisting of a number of republics where the Russian language is not native from birth. The purpose of the work is to identify the legitimacy of considering the Russian language the state language of the Russian Federation. Methods and objects of research. Research methods: analysis of scientific and methodological literature. The object of research is the constitution and the state language. Results: the establishment of the state language of the republic is the right of the republic, in connection with which the state language of the republic is an additional and optional feature of the constitutional and legal status of the republic. Conclusions: the state language of the Russian Federation ensures the exercise of public power by the multinational people of the Russian Federation. The introduction of the state language of the republic, in turn, can only be due to the need to involve in the process of democracy, first of all, the titular peoples of this republic and ensure their participation in the implementation of the sovereignty of the multinational people of the Russian Federation.
Keywords: status state language, nationalities, problems, constitution, unity, rights.
Введение
Основам конституционного строя Российской Федерации посвящена первая глава Конституции Российской Федерации [4], в которой отмечается, что Россия представляет собой демократическое федеративное правовое государство, имеющее республиканскую форму правления. Действующая сегодня Конституция была принята в 1993 году, когда образовалось новое государство под названием Российская Федерация. До этого она находилась в статусе союзной республики, входившей в Советский Союз (СССР). В 2008, 2014 и 2020 годах в этот документ были внесены поправки. Любая Конституция является базовым юридическим документом, на основе которого формируется вся правовая система страны. Базовый характер проявляется в декларации основных прав и свобод граждан, принципов устройства государства и отдельных его структур. Описать в одном документе все правовые механизмы реализации декларируемых норм невозможно, поэтому вся правовая система страны строится по принципу детализации системы защиты конституционных прав, свобод и обязанностей. Конституция РФ
Butakov V.N.,
yum-211_775466@volsu.ru
Volgograd State University (Volgograd, Russia)
UDC 342
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 51 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.7.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
делится на три части: описание строя как принципиальной основы формирования общества; устройство системы управления; защищаемые властью права людей.
Основная часть
Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.
Государство является одной из форм организации жизни общества и включает в себя определение территориальных границ и устройства государства, определяет органы публичной власти, представляет население страны как обладающее суверенностью.
Как Федерация государство представлено различными территориально-административными единицами, в качестве которых выступают края, области, республики, города федерльного значения, автономные округа т.д. В данном аспекте можно сделать вывод о том, что власть в государстве принадлежит народу и федерации с четкой децентрализацией власти. При этом на законодательном уровне разграничены полномочия Федерации и субъектов РФ, муниципалитетов.
Единство территории страны, сохранение государственного суверенитета, единство экономической и политической, исторической и культурной независимости - важное направление и задача государства, нашедшая свое отражение в положениях действующей Конституции Российской федерации. И, безусловно, что государственный язык является одним из признаков государства, позволяющий ему нормально функционировать.
В многонациональной России актуальна образовательная задача воспитания человека, способного не только сохранять свой язык, культуру, традиции своего народа, но и признавать самобытность и культурные ценности других народов, соблюдать общечеловеческие нормы поведения.
Язык государства отражает сплочённость народа, является отражением единства государственного языка с теми языковыми традициями, которые есть у других народов, национальностей, народностей, которые проживают на территории страны. И в силу такой многонациональности Российской Федерации встает вопрос о том, существует ли на практике в обществе проблема статуса государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации.
Для того, чтобы понимать какие в настоящее время существуют проблемы в данном аспекте необходимо проанализировать правовые основы регулирования государственного языка страны и тех языков, которые использует население страны на территории республик, входящих в состав Российской Федерации. Эта проблема является актуальной для российского общества, порождая определенные проблемы правового и конституционного характера. [2]
На территории Российской Федерации используется более 270 различных языков и диалектов, согласно Конституции РФ (ст. 68), государственным является русский язык. При этом положения статьи 68 Конституции РФ указывают на то, что любая республика, входящая в состав Российской Федерации, имеет право на установление своего собственного государственного языка, который употребляется наряду с основным - русским. Таким образом, нормами Конституции предусмотрено право на сохранность родного языка республик, входящих в многонациональное государство - Российскую Федерацию [4].
Статус русского языка как государственного указывает на его приоритетность перед всеми остальными языками, использующимися на территории государства. Так, на территории российского государства, используется башкирский язык, черкесский язык, калмыцкий язык, якутский язык, более 14 дагестанских диалектов, крымскотатарский язык и многие другие. В
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 52 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.7.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
данном аспекте целесообразно провести правовое сравнение двух нормативно-правовых актов: Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.06.2021) "О языках народов Российской Федерации" [5] и Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-Ф3 (ред. от 30.04.2021) "О государственном языке Российской Федерации" [1]. Данное сравнение позволит выявить преимущества и недостатки, а также проблемы статуса государственных языков республик в составе РФ.
При проведении сравнительного анализа можно выделить следующее: деятельность органов государственной власти на территории России осуществляется на русском языке, однако при этом члены таких органов власти обладают правом выступать на своём родном языке республики, чьи интересы они приставляют. При этом государством гарантировано право на присутствие в таком случае переводчика.
Если анализировать избирательный процесс в России, то выборы федерального уровня проводятся на государственном языке, выборы в республиках могут проводиться с использованием государственного языка республики.
Также следует отметить, что официальный текст законов в России публикуется на русском языке, однако в республиках не запрещено на законодательном уровне публиковать (дублировать) такие издания на государственном языке республики.
Вопросы судопроизводства, делопроизводства, обеспечение взаимодействия между органами власти могут осуществляться параллельно как на русском, так и на языке республик. Аналогичным образом решаются вопросы обозначения географических объектов на картах, оформление дорожных знаков [9].
При этом необходимо отметить, что в соответствующем федеральном законе о государственном языке в России указывается, что использование русского языка в качестве государственного не означает ущемления прав народов республик в составе РФ на использование своих собственных языков и диалектов.
Помимо вышеобозначенных нормативно-правовых актов, вопрос сохранения языковых традиций народов и народностей, проживающих на территории России, отражён в Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года. В Стратегии указывается на то, что ни один из языков, использующихся народами на территорию России, не должен быть ущемлен в своем распространении и использовании.
При всем многообразии языков, многие из них в последние десятилетия исчезают, что связано с разрушением языковых традиций, с уменьшением часов на изучение родного языка в общеобразовательных школах. При такой ситуации через несколько лет можно будет наблюдать затруднённость диалога разных культур друг с другом. Языки народов России находятся в неодинаковом положении по их функциональному и правовому статусам. Например, некоторые из языков устойчиво функционируют не только как разговорные, но и как письменные, а другие находятся на грани исчезновения. В данном случае стоит отметить, что количество носителей языка не всегда становится определяющим фактором сохранения и языка, и культуры народа. Субъектам Российской Федерации целесообразно оперативно формировать новые учебные программы и программы сохранения и развития национальных языков, создавать языковые учебники, организовывать систематическую подготовку преподавателей родных языков, принимать иные решения, которые бы стимулировали изучение родных и государственных языков [6].
Анализируя действующее законодательство, необходимо отметить, что использование республиками своих собственных языков в качестве государственного не должно при этом нарушать основы конституционного строя Российской Федерации, не должно противоречить и нарушать прав человека в стране.
Статус государственного языка республики обусловлен действием принципа равенства прав человека и гражданина независимо от языка; реализацией права каждого на пользование родным
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 53 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.7.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; принципами равноправия и самоопределения народов и равноправия субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Статус государственного языка республики используется в условиях реализации статуса государственного языка Российской Федерации. Установление государственного языка республики — это право республики, в связи с чем государственный язык республики представляет собой дополнительный и факультативный признак конституционно-правового статуса республики [7].
Государственный язык Российской Федерации обеспечивает осуществление публичной власти многонациональным народом Российской Федерации. Введение государственного языка республики в свою очередь может быть обусловлено лишь необходимостью вовлечения в процесс народовластия прежде всего титульных народов данной республики и обеспечения их участия в реализации суверенитета многонационального народа Российской Федерации.
Последние изменения законодательства об образовании в части преподавания и изучения на государственных языках в республиках происходили в направлении сужения сферы использования в образовании государственных языков республик путем введения дополнительных ограничений. До 2018 г. в ст. 14 Закона «Об образовании» [1] содержалось положение о возможном введении в государственных и муниципальных образовательных организациях обязательного изучения государственных языков республик в соответствии с законодательством таких республик. В настоящее время согласно внесенным изменениям в п. 6 ст. 14 (Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 317-Ф3 «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"») предусмотрено свободное изучение родного языка из числа государственных языков республик РФ только по заявлениям родителей.
В конституциях и законах о языках практически всех национальных республик РФ (такого закона нет только в Республике Дагестан) в качестве государственных языков закреплялись русский язык и языки коренных народов. Исключение составляет Республика Карелия, в которой государственный языком является только русский. В семи республиканских законах о языке из 19 принятых первым языком, указанным в данном законе, является русский. Причем все эти законы приняты после 2000 г. [8].
Законодательство национальных республик как инструмент проводимой языковой политики выстраивается на основе законов РФ. С одной стороны, возможности правотворческой деятельности национальных республик сужены, что обусловлено жесткими рамками, поставленными федеральным законодательством. С другой стороны, описанные выше изменения, вносимые в законодательство федеральным центром, приводят к размыванию статуса государственных языков в национальных республиках РФ.
Заключение
В настоящее время с усилением политических, социально-экономических и культурных взаимодействий между различными народами, государствами непрерывно возрастает социо-коммуникативная роль языка. Все более актуальными становятся проблемы двуязычия, многоязычия.
В современной России в последнее десятилетие наблюдаются заслуживающие внимания исследователей явления, отражающие изменение подходов к осуществлению языковой политики в многонациональной стране. Это происходит на фоне разнонаправленных тенденций в динамике численности народов, населяющих республики РФ. Конституция РФ, базовый закон «О языках в Российской Федерации», а также примыкающее к ним законодательство предоставили возможности для использования и развития национальных языков как государственных в республиках РФ [3].
Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х
молодёжной науки 54 www.forummn.ru
Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.7.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Республики, существующие в России, должны быть территориями проживания граждан Российской Федерации, гарантирующими социокультурное многообразие общества. Вполне резонны предложения трактовать право на самоопределение в соответствии с международными документами, как право на самоопределение народа в смысле «демоса», а не «этноса».
Русский язык в настоящее время включен в перечень родных языков и может быть свободно выбран любым из обучающихся, невзирая на национальную принадлежность.
Внесенные изменения позволят надежнее гарантировать право граждан на свободный выбор языка обучения, предусмотренное законодательством Российской Федерации, и избежать свободных трактовок положений законодательства в правоприменительной практике, ущемляющих права граждан всех национальностей.
Библиографический список
1. Былкова С.В. Языки народов России и их правовой статус // Молодой исследователь Дона. 2018. №3. С. 1-3.
2. Евдокимов В.Б. О некоторых проблемах государственных языков в субъектах Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. №6. С. 1-13.
3. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 11.06.2021) «О языках народов Российской Федерации»
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс».
5. Мандрикова Г.М. Правовой и функциональный статус языков Российской Федерации // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. №4. С. 13-30.
6. Одинг Н.Ю. Использование национальных языков как государственных в республиках РФ: правовые и экономические аспекты // Terra Economicus. 2019. №17. С. 112-130.
7. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О государственном языке Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022).
9. Чунихина Т.Н. К вопросу о статусе государственных языков субъектов Российской Федерации (на примере республик в составе Российской Федерации, входящих в Южный Федеральный округ) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №10. С. 1-8.