Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саркисян Т.Г.

В статье рассмотрены особенности законодательного регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления. Проанализированы элементы государственного планирования (координации) экономических процессов в России. Выявлено, что в современной мировой практике функционируют модификации трех основных экономических систем. Обосновано комплексная целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления с целью обеспечения экономической основы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL BASIS OF LEGISLATIVE REGULATION OF ECONOMIC BASES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аbstrаct. In article features of legislative regulation of financial and economic bases of local self-government are considered. Elements of state planning (coordination) of economic processes in Russia are analysed. It is revealed that in modern world practice modifications of three main economic systems function. It is proved complex purposeful activities of public authorities and local self-government for the purpose of providing an economic basis of the country.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

psychological problems of the modern society: scientific approaches to the study and overcoming practices 2nd edition: research articles. Science editor: A. Burkov. San Francisco, California, USA, 2015. С. 39-47.

6.Билялова В.М., Рыбанов А. А. Применение закона Фиттса к оценке навыков работы пользователей с компьютерными устройствами целеуказания/ZNovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 9-14.

7.Котин А.И., Рыбанов А.А. Сравнительный анализ существующих программных средств оценки восприятия человеком зрительной информации/ZNovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 56. С. 116-122.

8.Матрохин А.Е., Рыбанов А.А. Разработка навигационного меню учебного заведения с использование метода сортировки карточек/NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 57.

9.Рыбанов А.А. Применение метода сортировки карточек при проектировании навигационного меню информационной системы/yNovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С. 15-21.

10.Рыбанов А.А. Электронный ресурс ''Метрики оценки качества пользовательского интерфейса'7/Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 6 (85). С. 26.

11.Рыбанов А.А., Усмонов М.С.О., Попов Ф.А., Ануфриева Н.Ю., Бубарева О.А. Информационные системы и технологии/Научный ред. И. А. Рудакова/Центр научной мысли (г. Таганрог). Москва, 2013. Том Часть 4. -90 с.

УДК 352

Саркисян Т.Г.

магистрант 3-го курса юридического факультета Филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске

Россия, г. Пятигорск КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены особенности законодательного регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления. Проанализированы элементы государственного планирования (координации) экономических процессов в России. Выявлено, что в современной мировой практике функционируют модификации трех основных экономических систем. Обосновано комплексная целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления с целью обеспечения экономической основы страны.

Ключевые слова: экономические системы; местное самоуправление; финансово-экономические основы; государственное планирование.

Sargsyan T. G., master of the 3rd course of law department

The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk

CONSTITUTIONAL LEGAL BASIS OF LEGISLATIVE REGULATION OF ECONOMIC BASES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Abstract. In article features of legislative regulation of financial and economic bases of local self-government are considered. Elements of state planning (coordination) of economic processes in Russia are analysed. It is revealed that in modern world practice modifications of three main economic systems function. It is proved complex purposeful activities of public authorities and local self-government for the purpose of providing an economic basis of the country.

Keywords: economic systems; local self-government; financial and economic bases; state planning.

Конституционные принципы местного самоуправления - это обусловленная природой местного самоуправления система основополагающих истоков и идей, которые закреплены или вытекают из содержания Конституции и законов и определяют организацию и деятельность местного самоуправления, органов которые формируются гражданами для самостоятельного управления местными делами в интересах жителей1. К таким принципам можно отнести: легитимность, демократизм, приоритет прав личности, единство системы органов государственной власти, определяемое единством их задач и функций; разграничение предметов ведения и полномочий, федерализм, предполагающий учет федеративного характера государства, законность.

Что касается правовых основ деятельности, то в соответствии с иерархией действующего законодательства, следует начать с Конституции. Именно этот документ дает основы формирования органов власти в нашем государстве, в том числе и определяет их компетенцию и деятельность на основании принципов народовластия, демократизма, законности, федерализма и т.д. Кроме этого, Конституция определяет также и основы формирования законодательства, определяет ведущую роль федеральных законов, принятых Государственной Думой и возможности отмены любых нормативных актов, которые не соответствуют принципам и положениям заложенными Конституцией.

Среди основ правового регулирования следующим правовым актом отметим те, которые являются источником самоуправления. Одним из важнейших в данной сфере является Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ N 131), который определяет границы

1 Карпова Е.В. Принципы деятельности органов местного самоуправления России и стран ЕС // Векторы развития российского законодательства: история и современность: материалы Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 3 декабря 2012. Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2013. С. 69-74.

самостоятельности субъектов, определяет предметы ведения, организацию власти. Последнее также регулируется Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вслед за Конституцией ФЗ N 131 определяет, что право граждан на местное самоуправление является неотъемлемым, конституционным правом, которое не может быть ограничено. Данный нормативно-правовой акт определяет, на каких принципах образуется территория муниципального образования, как строится структура его органов власти, каковы сферы и пределы компетенции, т.е. какие конкретно вопросы относятся к категории «местного значения».

Конституция РФ содержит немало предписаний, касающихся экономической основы государства и местного самоуправления. Все они в своей совокупности образуют соответствующий конституционно-правовой институт - конституционные основы экономической системы страны в целом. Анализ содержания и сущности данных предписаний дает основания сделать вывод, что указанный институт базируется на следующих основных принципах: развитие рыночной экономики; народовластия; экономического многообразия; незыблемость права частной собственности; свобода предпринимательской деятельности; единство и прозрачность экономического пространства; социальная направленность экономики.

Важное значений для функционирования экономической системы страны имеет принцип развития рыночной экономики. Данное положение не нашло своего непосредственного закрепления в Основном Законе, но выводится из его содержания. Так, в ст. 8 Конституции РФ определяется, что в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

От государства, непосредственно руководившего народным хозяйством, во времена Советского Союза, Россия постепенно превращается в регулятор (координатор) экономических отношений2. Сейчас государство не может устанавливать плановые задачи в экономической сфере, устанавливать цены, непосредственно руководить сельским хозяйством, что было характерным в советский период3. Вместе с тем, государство может реализовывать некоторые элементы государственного планирования (координации) экономических процессов (как правило, это осуществляется

2 Караев Р.Ш., Прокопович А.Е., Асиев Р.Ш., Полякова Э.И. Характерные черты становления и развития местного самоуправления в период советской власти // Выпуск 22. Вестник СевКавГТИ. 2015. №3 (22). С. 127-130.

3 Черкашин Е.Ю., Караев Р.Ш. Первая попытка реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов государственной власти России (историко-теоретический анализ) // Выпуск 20. Вестник СевКавГТИ. 2015. С. 159-165.; Полякова Э.И. Особенности построения российской модели разделения власти в рамках системы «сдержек и противовесов» // Международный научно -практический журнал. «Теория и практика современной науки». Выпуск № 4(4) (октябрь, 2015). С. 249-253.

путем изданий соответствующих нормативных актов): исключительно законами устанавливается: бюджет; бюджетная система; система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты; государство может принимать такие важные для экономической системы подзаконные нормативные акты: программы развития, деятельности органов исполнительной власти и т.д.4

Сегодня в мире функционируют модификации трех основных экономических систем: рыночной, административно-командной (государственной или планово-регулятивной) и смешанной. Рыночная экономическая система базируется на минимальном воздействии государства на экономические отношения. Вторая предполагает непосредственное вмешательство, полную регуляцию государством хозяйственной общественной жизнедеятельности. Третья - это сочетание рыночной экономики с командно-административной в различных вариациях: или превалированием рыночных механизмов, или плановых.

В этой связи необходимо указать, что в современных условиях между двумя традиционными экономическими системами рыночной и государственной экономики нет «непроходимой стены»5. В развитых странах не существует безудержной рыночной анархии, им присуща именно государственно-регулятивная рыночная экономика. Причем регулятивная роль государства значительно выше в развивающихся странах, поскольку с деятельностью государства и государственного сектора экономики в этих странах связывается преодолений экономического отставания страны. С другой стороны, элементы рыночной модели экономики вводятся даже в социалистических странах (единственное исключений, это КНДР).

Таким образом, Конституция РФ определяет основной вектор развития экономической системы в нашей стране - это развитие рыночной экономики с некоторыми элементами государственного планирования. Этот принцип соответствует мировому опыту конституционного регулировок экономических процессов6.

Следующим принципом, действующим в экономической системе, является принцип народовластия. Его буквальный смысл заключен в признании единственным источником власти в государстве народа, свою власть народ может реализовывать как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В отношении установления основ экономической деятельности, его содержание раскрывается в несколько иной плоскости, а в частности - в признании

4 Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Выпуск 27. Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

5 Государство, право и рыночная экономика: Монография / Васильев А.В. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 142.

6 Караев Р.Ш., Полякова О.А. Особенности правового регулирования экономического развития России в свете европейской интеграции // Сборник научных трудов международной научно -практической конференции «Правовое регулирование отдельных сфер жизни общества в свете европейской интеграции: проблемы теории и практики»: сборник статей. Пятигорск, «РИА-КМВ», 2011. С. 70.

классического варианта разделения власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную)7, народа в целом, и отдельного гражданина основными субъектами собственности на территории государства.

Так, в Конституции указано, что земля, ее недра, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории РФ, природные ресурсы ее континентального шельфа, являются объектами права собственности народа, а от его имени права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправлений. Тем самым подчеркивается, что в экономической сфере, как и в политической, основным и определяющим субъектом отношений является народ.

Важной основой конституционно-правового регулировок экономической системы является принцип экономического многообразия. Этот принцип закреплен в разных статьях и свидетельствует о попытке построить экономическую систему на принципах свободы предпринимательства, равной конкуренции и отсутствия монополизма (исключая естественных монополий)8. Реальное выражение его заключается, в первую очередь, равноправное существование и равной юридической защиты всех форм собственности, а также основанное на этих формах собственности равноправное существование различных форм хозяйствования - государственного и частного (предпринимательства).

Конституция РФ закрепляет экономический строй путем установления следующих элементов: экономические основы конституционного строя (социально ориентированная экономика; формы собственности и гарантии их защиты; использование и охрана земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории России) (ст. 7, 8, 9); гарантии реализации экономических основ конституционного строя (ст. 74, 75); экономические права и свободы человека и гражданина (ст. 34, 35, 36, 37); государственное регулирование экономики (предметы ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов в экономической сфере (ст. 71, 72)).

К исключительному ведению федеральных органов власти Конституция относит вопросы, которые касаются всех территорий и всех граждан, являются наиважнейшими, определяющими. В первую очередь это федеральное законодательство в различных областях, установление системы органов власти, кредитная и финансовая система, налоги, сборы. В ведении органов федерации находятся изменение границ, их охрана, вооруженные

7 Черкашин, Е.Ю., Караев, Р.Ш. Становление и развитие идей разделения властей. // Выпуск 18. Вестник СевКавГТИ, 2014. С. 132.; Полякова Э.И. Разделение государственной власти на ветви как неотъемлемый признак правового государства // Журнал «Плехановский барометр». Кафедра государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова. М.: Издательский Дом «Третьяковъ», 2015. № 3. С. 24-29.; Караев Р.Ш., Караев М.Ш., Керимов А.М. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти - главное в содержании разделения властей // Фундаментально-прикладные исследования в системе «III международная научно-практическая конференция». Тамбов, 2005. С. 251-254.

8 Прусаков Ю.М., Акопов Л.В., Мархгейм М.В., Смоленский М.Б. и д.р. Актуальные проблемы современного конституционного права России (Учебное пособие). Ростов н/Д: СКАГС, 2005. 150 с.

силы, федеральная собственность. Закрепляя конституционно и гарантируя защиту прав и свобод граждан, вопросы защиты личности, прав и свобод человека и гражданина, разработка и установление политических программ, программ развития в различных областях: экономики, культуры и др., создание и организация правоохранительных органов, судебной системы, а также вопросы войны и мира, внешней и международной политики.

Следующий уровень компетенции относится к субъектам РФ. Не берясь перечислить их более детально отметим, что понимается под вопросами местного значения. В литературе нет единого мнения на этот счет и здесь можно привести мнения классиков конституционно-правовой науки. Вопросы местного значения являются по своему содержанию более широким понятием, чем предметы ведения и полномочия местного самоуправления, и включает в себя и то, и другое. Советский ученый К.Ф. Шеремет относил вопросы местного значения не к политической, а к государственно-правовой категории9. По нашему мнению, с данными утверждениями следует согласиться. Вопросы, касающиеся лица, проживающего в том или ином муниципальном образовании, если они должны решаться за счет осуществления полномочий исполнительной власти, имеет значение и государственных органов и для муниципальных. Однако, решить их без наличия местного самоуправления, не представляется возможным, особенно в рамках такой страны как РФ.

Поэтому, на государственном уровне определяются рамки местного самоуправления, его финансирование, формирование органов власти и т.д.

В компетенцию местного самоуправления относятся вопросы, не относящиеся к органам государственной власти и органам власти субъектов. Они подробно прописаны в действующем законодательстве, при чем законодатель разделяет вопросы местного значения для городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородского района. Таким образом, законодатель устанавливает виды муниципальных образований.

Как отмечают современные исследователи, актуальное состояние комплексного правового института экономической основы местного самоуправления обеспечиваются органами государственной власти и местного самоуправления путем целенаправленной деятельности по принятию соответствующих нормативных правовых актов, содержание которых корректируется исходя из потребности правоприменительной практики и результатов контрольных мероприятий10.

Таким образом, рассматривая конституционные основы экономических основ местного самоуправления, уместно говорить о конституционных основах местного самоуправления, во-первых, как

9 Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций / Бабичев И.В. М.: Норма, 2010. 336 с.

10 Матвиенко С.В. «Правовое обеспечение формирования экономической основы местного самоуправления» // Представительная власть. 2014. № 1. С. 38-40.

политического института, гражданского общества, во-вторых, как инструмента децентрализации и демократии, в-третьих, как составляющей экономического многообразия, закрепления статуса муниципальной собственности.

Конституция и другое законодательство, принятое в развитии конституционных норм, дают возможность выделить политические, экономические и социальные основы местного самоуправления. При этом, определяя основы самого существования местного самоуправления, Основной закон определяет его особый статус и обязанность органов власти предпринимать меры по его развитию.

Использованные источники:

1.Государство, право и рыночная экономика: Монография / Васильев А.В. М.: Изд-во РАГС, 2009.

2.Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения // Выпуск 27. Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27).

3. Караев Р.Ш., Караев М.Ш., Керимов А.М. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти - главное в содержании разделения властей // Фундаментально-прикладные исследования в системе «III международная научно-практическая конференция». Тамбов, 2005.

4.Караев Р.Ш., Полякова О.А. Особенности правового регулирования экономического развития России в свете европейской интеграции // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Правовое регулирование отдельных сфер жизни общества в свете европейской интеграции: проблемы теории и практики»: сборник статей. Пятигорск, «РИА-КМВ», 2011.

5.Караев Р.Ш., Прокопович А.Е., Асиев Р.Ш., Полякова Э.И. Характерные черты становления и развития местного самоуправления в период советской власти // Выпуск 22. Вестник СевКавГТИ. 2015. №3 (22).

6.Карпова Е.В. Принципы деятельности органов местного самоуправления России и стран ЕС // Векторы развития российского законодательства: история и современность: материалы Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 3 декабря 2012. Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2013.

7.Матвиенко С.В. «Правовое обеспечение формирования экономической основы местного самоуправления» // Представительная власть. 2014. № 1.

8.Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций / Бабичев И.В. М.: Норма, 2010.

9.Полякова Э.И. Особенности построения российской модели разделения власти в рамках системы «сдержек и противовесов» // Международный научно-практический журнал. «Теория и практика современной науки». Выпуск № 4(4) (октябрь, 2015).

10.Полякова Э.И. Разделение государственной власти на ветви как неотъемлемый признак правового государства // Журнал «Плехановский

барометр». Кафедра государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова. М.: Издательский Дом «Третьяковъ», 2015. № 3. 11.Прусаков Ю.М., Акопов Л.В., Мархгейм М.В., Смоленский М.Б. и д.р. Актуальные проблемы современного конституционного права России (Учебное пособие). Ростов н/Д: СКАГС, 2005.

12.Черкашин Е.Ю., Караев Р.Ш. Первая попытка реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов государственной власти России (историко-теоретический анализ) // Выпуск 20. Вестник СевКавГТИ. 2015.

13.Черкашин, Е.Ю., Караев, Р.Ш. Становление и развитие идей разделения властей. // Выпуск 18. Вестник СевКавГТИ, 2014.

УДК 334.02

Свидина А.И. студент, 2 курс филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Пятигорск ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В статье рассматриваются основные этапы построения любой организации. Их краткая характеристика. Также даны направления, которые происходят на этапе построения организации. Охарактеризованы принципы, используемые при построении организации. Ключевые слова: организация, построение, управление, принцип, решение. The main stages of building of any organization are considered in the article and its brief description. There are also the directions that occur on the stage of building the organization. The principles used in the construction of the organization are characterized.

Keywords: organization, building, management, principle, decision.

Существует три основных этапа построения любой организации:

1. определение характера выполняемой работы;

2. распределение функций между управляющими элементами;

3. разновидность позиционирования управления.

Определение характера выполняемой работы. Для решения поставленных задач необходимо данный этап разбить на несколько подэтапов и классификацию работ. Например, определение задач, расчет объема работы, необходимой для выполнения поставленной задачи, устранение лишней работы и повторений, создание непосредственно самого процесса, перепроверка.

Необходимо выделить главные моменты направления анализа, которые происходят на этапе построения организации. В них включен анализ следующих элементов:

1. Анализ деятельности. Выявление той работы, которая должна выполняться, и рассмотрение способов координации взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.