Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РАВНЫЙ ДОСТУП / МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акопян М. З.

В статье рассмотрены вопросы правового закрепления принципов государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровнях. Проанализированы характерные особенности принципов между рассматриваемыми уровнями государственной гражданской службы. Выявлено отсутствие единообразия формулировок и перечня принципов государственной гражданской службы и предложены механизмы решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SYSTEM AND PRINCIPLES OF THE PUBLIC CIVIL SERVICE OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article questions of legal fixing of the principles of the public civil service at the federal and regional levels are considered. Characteristics of the principles between the considered levels of the public civil service are analysed. Lack of uniformity of formulations and the list of the principles of the public civil service is revealed and mechanisms of the solution of this problem are proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 353

Акопян М.З. магистрант 3-го курса юридический факультет «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правового закрепления принципов государственной гражданской службы на федеральном и региональном уровнях. Проанализированы характерные особенности принципов между рассматриваемыми уровнями государственной гражданской службы. Выявлено отсутствие единообразия формулировок и перечня принципов государственной гражданской службы и предложены механизмы решения данной проблемы.

Ключевые слова: принципы государственной гражданской службы; государственная власть; равный доступ; механизмы решения.

Akopyan M. Z.master of the 3rd course of law department, The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of

Economics, Russia, Pyatigorsk

IMPROVEMENT OF SYSTEM AND PRINCIPLES OF THE PUBLIC CIVIL SERVICE OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. In article questions of legal fixing of the principles of the public civil service at the federal and regional levels are considered. Characteristics of the principles between the considered levels of the public civil service are analysed. Lack of uniformity of formulations and the list of the principles of the public civil service is revealed and mechanisms of the solution of this problem are proposed.

Keywords: principles of the public civil service; government; equal access; decision mechanisms.

Современная Российская законодательная база не дает единообразного определения принципам государственной службы, хотя и перечисляет их во всевозможных законодательных и иных нормативных актах. Следственно, в настоящее время можно говорить лишь о правовых принципах государственной службы. В частности, под принципами государственной службы В.М. Манохин понимает такие требования, которые: обязательны для всех субъектов, имеющих отношение к государственной службе; являются всеобщими и распространяются на все уровни и виды государственной

службы; охватывают все аспекты содержания государственной службы 16.

В действующем законодательстве и современных научных исследованиях относительно формулировок и перечня принципов государственной гражданской службы существует значительное расхождение во взглядах. К примеру, В.В. Волошина и К.А. Титов, анализируя начальные этапы реформирования данного института в конце XX в. в число принципов наряду с законностью, гласностью, разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными уровнями государственной власти, относят принцип равного доступа граждан к данной службе 17.

Г.В. Атаманчук в частности, выделяет иные принципы государственной службы, такие как: комплексность, предполагающая охват всего многообразия факторов - от структурных, правовых, до нравственных и половозрастных - реально влияющих на состояние государственной службы; системность, обуславливающая упорядоченность, согласованность и последовательность действия всей совокупности элементов службы, образующих ее систему; функциональность, обусловленную, с одной стороны, выполнением задач, стоящих перед государством, а с другой -обеспечивающую интеллектуальное и нравственное развитие ее кадров; правовая типичность - сочетающая юридическое описание должностей с предоставлением свободы в их практической реализации 18.

Считаем, что подобная классификация принципов характеризует, преимущественно, ее организацию. Но наряду с организационными принципами существуют правовые, которые установлены в нормативных источниках различной юридической силы. Прежде всего, в Конституции РФ, а также в специальном законодательстве о государственной службе.

Как видно из приведенного перечня принципов, их количество и содержание совпадают не полностью, что обусловлено, прежде всего, спецификой гражданской службы как одного из видов государственной службы. К примеру, на военной службе, основное предназначение которой состоит в обеспечении безопасности страны, вряд ли целесообразно широкое привлечение общественности и тесное взаимодействие с общественными объединениями.

Что же касается правового закрепления данных принципов в законодательных актах субъектов РФ, то перечень этих принципов закреплен, к примеру, лишь в 36 нормативно-правовых актах из 85 субъектов РФ, чьи законодательные акты имеются в правовой информационной системе КонсультантПлюс.

Рассмотрев вопрос о правовом закреплении принципов государственной гражданской службы, обратимся к их содержанию.

16 Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966. С. 16.

17 Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты. М.: Луч, 1995. С. 33.

18 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М.: РАГС, 2008. С. 75-76.

1. Принцип приоритета и непосредственного действия конституционных прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ).

2. Принцип единства организационных и правовых основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ предполагающий правовое закрепление единого подхода к организации данных служб.

Нанимателем федерального государственного служащего, замещающего должность в гражданской, военной или правоохранительной служб, является РФ, а государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.

3. Принцип равного доступа к государственной службе, согласно которой каждый гражданин вне зависимости от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной или иной принадлежности имеет право доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституция РФ), что в полной мере соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах.

4. Принцип компетентности и профессионализма государственных служащих, согласно которому каждый служащий обязан регулярно повышать свой уровень профессионализма и компетентности. Безусловно по мнению ряда исследователей критерии оценки профессиональных качеств могут варьироваться от степени категорий работника19.

5. Принцип стабильности, способствующий перспективе карьерного роста корпуса гражданских служащих.

6. Принцип открытости и доступности информации о гражданской службе, который обеспечивает доступ к управлению делами государства (ч. 1. ст. 32 Конституции РФ) и гарантирует возможность ознакомления любому гражданину с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

7. Принцип взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами (ст. 13 Конституции РФ), согласно которой признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

8. Принцип защиты прав и законных интересов государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Помимо данных принципов, гражданские служащие руководствуются еще и вспомогательными принципами, к которым следует отнести:

19 Лобанова С.Ю., Будина А.А., Полякова Э.И. Административная реформа как основное направление совершенствования системы оценки эффективности деятельности государственных служащих // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика: сборник тезисов докладов и статей Международной научно-практической конференции 25 мая 2016 года / отв. ред. Р.А. Абрамов. М.: ООО «ИД Третьяковъ», 2016. С. 172.

демократизм; легитимность; федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную20; принцип служения государству21.

В заключении можно сформулировать ряд выводов, касающихся принципов государственной гражданской службы:

1. В действующем законодательстве и современных научных исследованиях относительно формулировок и перечня принципов государственной гражданской службы не существует единогласия.

2. В отношении правового закрепления принципов государственной гражданской службы в законодательных актах субъектов РФ бытует несколько подходов: а) перечень принципов государственной гражданской службы в большинстве субъектов отсутствует; б) в специальных нормах о гражданской службе ряда субъектов РФ установлены соответствующие принципы или системы, предусмотренные федеральными законами.

Таким образом, на наш взгляд, в условиях формирования системы государственной службы, предполагающей двухуровневую организацию государственной гражданской службы в рамках единого правового пространства страны, обоснована нецелесообразность закрепления принципов государственной гражданской службы на уровне субъектов РФ, поскольку система базовых принципов основополагающих начал организации государственной службы должна быть унифицирована и закрепляться лишь на федеральном уровне.

Использованные источники:

1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М.: РАГС, 2008.

2. Волошина В.В., Титов К.А. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты. М.: Луч, 1995.

3. Иоголевич Н.И., Сагандыков М.С. Принципы государственной гражданской службы: соотношение конституционного и административного законодательства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2012. №43 (302).

4. Лобанова С.Ю., Будина А.А., Полякова Э.И. Административная реформа как основное направление совершенствования системы оценки эффективности деятельности государственных служащих // Проблемы и механизмы оценки эффективности системы государственного и муниципального управления: теория и практика: сборник тезисов докладов и статей Международной научно-практической конференции 25 мая 2016 года

20 Черкашин Е.Ю., Караев Р.Ш. Первая попытка реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов государственной власти России (историко-теоретический анализ) // Выпуск 20. Вестник СевКавГТИ. 2015. С. 159-165.; Черкашин Е.Ю., Караев Р.Ш. Становление и развитие идей разделения властей // Выпуск 18. Вестник СевКавГТИ. 2014. С 130-134.

21 Иоголевич Н.И., Сагандыков М.С. Принципы государственной гражданской службы: соотношение конституционного и административного законодательства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2012. №43 (302). С.85-88.

/ отв. ред. Р.А. Абрамов. М.: ООО «ИД Третьяковъ», 2016.

5. Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966.

6. Черкашин Е.Ю., Караев Р.Ш. Первая попытка реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов государственной власти России (историко-теоретический анализ) // Выпуск 20. Вестник СевКавГТИ. 2015.

7. Черкашин Е.Ю., Караев Р.Ш. Становление и развитие идей разделения властей // Выпуск 18. Вестник СевКавГТИ. 2014.

УДК 378

Алеева Ю. В., к.пед.н.

доцент кафедра «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования профессиональной направленности личности студентов. В работе рассматриваются организационно-педагогические условия учитывающие особенности и педагогические возможности подготовки будущих специалистов, реализация которых необходима для повышения эффективности педагогического процесса формирования профессиональной направленности личности студентов.

Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность личности, организационно-педагогические условия.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE

IDENTITY OF STUDENTS The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience offormation of a professional orientation of the identity of students. In work organizational and pedagogical conditions the considering features and pedagogical opportunities of training of future experts which realization is necessary for increase of efficiency of pedagogical process of formation of a professional orientation of the identity of students are considered.

Keywords: orientation of the personality, professional orientation of the personality, organizational and pedagogical conditions.

В современный период предъявляются повышенные требования к личности педагогов, в том числе и к студентам, обучающимся в Алтайском государственном педагогическом университете. Существенно возросли требования к формированию личности в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.