в России необходимо не меньше, чем на Западе. Под вредным влиянием понимается прежде всего нравственное и физическое разрушение. Предпосылки создания законодательства о защите детей существовали в России еще тогда, когда на Западе они еще не получили повсеместного распространения. Достаточно упомянуть решение 1876 г. Гражданского кассационного департамента Сената № 199, допускавшее случаи, когда разлучение родителей с детьми с последующей передачей на попечение посторонним лицам необходимо в интересах детей. Однако отечественное законодательство не пошло по пути развития положений, предоставляющих возможность защиты прав детей. Подобные проблемы в Российской империи призвано было разрешить Общество попечения о бедных и больных детях, в котором существовал даже специальный отдел защиты детей от жестокого обращения. Именно этот отдел в качестве своей основной задачи занимался обнаружением злоупотреблений в отношении детей и принимал меры к устранению таких нарушений. Большая заслуга Общества заключалась в том, что оно занималось выработкой положений, призванных изменить сущест-
вующее законодательство об ограничениях родительской власти. Показательным в плане разрешения существующих проблем стал также Международный тюремный конгресс 1890 г., проводившийся в Санкт-Петербурге, который касался в том числе вопроса о пределах власти родителей над своими детьми.
Таким образом, мы видим, что в России западноевропейские традиции защиты прав детей не получили распространения и развития. В Европе зачатки ограничения родительской власти в целях защиты детей появляются достаточно давно, еще в древности, и получают активное развитие во второй половине XIX в. На пути дальнейшего ограничения прав родителей в отношении детей западноевропейское законодательство находится и в настоящее время, сливаясь, по сути, с ювенальной юстицией.
Литература
1. Гуревич И. Родители и дети. СПб., 1895.
2. Загурский Л. Учение об отцовской власти по римскому праву. Харьков, 1884.
3. Сорокин В. Охрана детства. СПб., 1893.
Г. С. Працко, А. И. Мелихов
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье обсуждается проблема демографического кризиса в России как одного из факторов угрозы ее национальной безопасности. По мнению авторов, современная геополитическая ситуация опасна для страны не только территориальными потерями, но и тенденциями поглощения историко-культурного пространства исконно российских земель чуждым менталитетом.
Ключевые слова: территория, мигранты, национальная безопасность государства, демографический кризис, конституционные нормы, демографическая политика.
На фоне стремительно растущей численности населения в сопредельных юго-восточных государствах Россия переживает демографический кризис, связанный с низкой рождаемостью среди коренного населения ее регионов, формально компенсируя смертность широкомасштабной раздачей паспортов жителям бывшего Советского Союза.
Ситуация усугубляется общемировой тенденцией перенаселения отдельных государств, при которой мигранты из неблагополучных регионов мира массово переезжают в малонаселенные и более стабильные государства. Очередное перенаселение народов, вызванное эмиграцией из ряда
суверенных государств, подвергнутых военной агрессии со стороны блока НАТО, злоупотребление идеями прав человека в ущерб национальным интересам европейских государств в настоящее время приобрели необратимый характер.
В этой связи уместно вспомнить высказывание Александра Солженицына: «.. .невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств» [1]. Тем самым еще в 90-е гг. XX в. появилась новая угроза национальной безопасности России - несоответствие численности населения страны занимаемой им территории.
В настоящее время Россия, имея значительную территорию, находится только на седьмом месте по количеству жителей. Как известно, природа не терпит пустоты, поэтому низкая плотность населения, особенно в восточной части страны, богатой полезными ископаемыми, давно беспокоит воображение ее геополитических противников, строящих планы по освоению данных территорий в своих интересах. Еще большую угрозу для национальной безопасности, чем даже территориальные потери, представляют тенденции поглощения историко-культурного пространства исконно российских земель чуждым менталитетом. Отсюда следует вести речь о демографическом кризисе в России как одном из факторов угрозы ее национальной безопасности.
Примечательно, что Конституция Российской Федерации принималась в условиях начала очередного демографического кризиса, когда проблема превышения смертности над рождаемостью четко обозначилась и была осознана. Несмотря на это, Основной закон не включает в свой состав принципов и задач, направленных на улучшение демографической ситуации в стране, и не оперирует данным термином, однако содержит ряд норм, создающих благоприятные условия для воспроизводства населения народов страны.
Так, статья 7 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя закрепляет принцип социального государства, политика которого нацелена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьи 7 и 38 Конституции обеспечивают государственную поддержку и защиту материнства, детства и семьи. Статья 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, государственное финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Важное значение имеет статья 55 Конституции РФ, предусматривающая возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности и здоровья.
Согласно статьям 71-72 Конституции РФ улучшение демографической ситуации в стране относится к компетенции как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов, поскольку исключительными полномочиями Федерации являются только установление основ федеральной политики и принятие феде-
ральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России (п. «е» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ). Реализация же таких основных конституционных направлений демографической политики, как защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).
На уровне конституций и уставов (основных законов) субъектов РФ относительно компетенции в сфере осуществления демографической политики наблюдается неоднозначный подход. Так, в соответствии с п. 6 ст. 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в исключительном ведении республики находится определение и проведение демографической политики. Данное утверждение базируется на формальном толковании ст. 71-72 Конституции РФ, в которых о демографической политике не упоминается, а следовательно, согласно ст. 73 Конституции РФ позволяет отнести ее определение и проведение к исключительной компетенции субъекта Федерации.
Напротив, в Республике Тыва осуществление демографической политики, направленной на естественный рост ее населения, вполне справедливо относится к предмету совместного ведения (п. «х» ч. 4 ст. 61 Конституции Республики Тыва).
Представляется, что проведение независимой демографической политики субъектом Федерации в полном объеме будет противоречить положениям Основного закона государства, поскольку ее эффективность зависит от создания нормативно-правовой базы, включающей в себя нормы множества отраслей права и затрагивающей сферу компетенций, не входящих в исключительное ведения субъектов РФ.
Узкий конституционный подход к демографической политике и демографической безопасности отразился на доктринальном определении указанных понятий. Так, С. В. Волошин под социально-демографической безопасностью понимает состояние защищенности семьи и детства в государстве, которое обязано обеспечивать реализацию права на материнство, отцовство и создание семьи на уровне, необходимом для поддержания и повышения репродуктивной способности населения [2, с. 6].
В. В. Мамонов трактует демографическую безопасность как состояние защищенности конституционного права каждого на материнство/ отцовство, создание семьи и обеспечение государством своей обязанности по их защите на
уровне, необходимом для поддержания и повышения репродуктивной способности нации [3].
Как видно из приведенных определений, под демографической безопасностью подразумевается обеспечение, защита и создание условий для реализации конституционных прав, связанных с материнством, детством и семьей, однако демографическая политика и безопасность включают в себя более широкий спектр составляющих, сущностное содержание которых не охватывается в полной мере правами и ценностями, указанными в Конституции РФ. Более того, сущностные черты демографической политики и безопасности меняются в зависимости от времени и пространства. Так, демографическая безопасность не всегда осуществляется посредством политики, направленной на увеличение населения (к примеру, много лет в КНР проводилась демографическая политика, связанная с сокращением рождаемости, под лозунгом «одна семья - один ребенок»). Также демографическая безопасность зависит не только от количества населения, но и от его рассредоточения по стране (в частности, в городах федерального значения и южных республиках региональной демографической безопасности угрожает перенаселение, а в других регионах России наблюдается снижение рождаемости и отток населения).
Таким образом, демографическая политика и безопасность, несомненно, должны опираться на конституционные нормы, однако их сущность и содержание последние в полной мере не охватывают.
В этой связи интересна законодательная дефиниция, использованная в ст. 1 закона Республики Беларусь от 4 января 2002 г. № 80-З «О демографической безопасности Республики Беларусь»: под демографической безопасностью понимается состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами [4]. Данное понятие является, на наш взгляд, универсальным, поскольку конкретное содержание политики по обеспечению демографической безопасности опосредовано меняющимися во времени и пространстве категориями «демографические угрозы» и «демографический интерес».
Согласно статье 3 этого закона демографическими угрозами являются депопуляция, старение населения, нерегулируемые миграционные процессы, деградация института семьи. В свою очередь, понятие «демографический интерес», реа-
лизуемый на основе конституционных прав граждан, состоит из интересов государства, общества и личности.
Закон Республики Беларусь в противовес теории гражданского общества отождествляет демографические интересы государства и общества, определяя их как формирование типа воспроизводства населения, характерными чертами которого являются отсутствие депопуляции, сознательно регулируемая рождаемость, направленная на полное замещение родительских поколений, устойчиво снижающаяся смертность и увеличение продолжительности жизни, прогрессивная возрастно-половая структура населения, оптимальные внутренние и внешние миграционные процессы, укрепление семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации сложившейся потребности в детях, их воспитания (ст. 1).
Демографические интересы личности в соответствии с указанным законом заключаются в формировании условий, обеспечивающих здоровую и продолжительную жизнь, полную реализацию существующей индивидуальной потребности в детях, свободу территориальных перемещений.
Как видим, приведенные выше определения демографической безопасности, предложенные отечественными исследователями, охватывают только демографические интересы личности, воплощенные в конституционных правах и гарантиях, однако само понятие национальной безопасности и демографической безопасности как одной из ее составляющих подразумевает состояние защищенности, в первую очередь, коллективных субъектов - общества и государства.
Очевидно, что проблема уменьшения населения страны и качественного изменения его структуры и ареала расселения является одной из первоочередных для страны. Вместе с тем представляется нецелесообразным вносить какие-либо изменения в Конституцию РФ для улучшения демографической ситуации, поскольку конституционно-правовые основы эффективного обеспечения демографической безопасности государства следует заложить в федеральном законодательстве, а также в конституциях и уставах (основных законах) субъектов Российской Федерации.
Реализация федеральной программы по поддержке матерей, родивших второго и последующего ребенка, внеся огромный вклад в обеспечение демографической безопасности страны в целом, в то же время повлияла на состояние региональной демографической безопасности, повысив рождаемость в перенаселенных регионах. В этой связи возник вопрос о новой федеральной программе расселения жителей этих регио-
нов. Разрешению данной ситуации и более эффективному использованию федеральных средств, направленных на обеспечение демографической безопасности, на наш взгляд, будет способствовать принятие рамочного федерального закона, содержащего основные понятия, принципы, полномочия и предусматривающего их разделение в сфере демографической безопасности, а также закрепляющего федеральные демографические интересы.
В конституциях, уставах (основных) законах либо отдельных региональных законах, касающихся особенностей реализации региональной демографической безопасности, следует закрепить региональный демографический интерес и с учетом характерного для данного субъекта набора демографических угроз определить комплекс мер по их устранению.
Раскрытие потенциала регионального конституционного законодательства позволит диф-
ференцированно проводить государственную демографическую политику, а также значительно снизить формализм основных законов регионов, в большей части воспроизводящих нормы Конституции РФ относительно защиты материнства и детства.
Литература
1. Солженицын А. И. Россия в обвале. М., 1998.
2. Волошин С. В. Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.
3. Мамонов В. В. Обеспечение демографической безопасности - приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права. 2002. № 6 // СПС Гарант.
4. http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/ zakon082.html
Е. А. Рыбалка
ДЕМОГРАФИЯ И ПАТРИОТИЗМ: ДВЕ ПРОБЛЕМЫ - ОДИН СПОСОБ РЕШЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия демографии и патриотизма. Делается вывод о том, что главным средством совершенствования демографической политики России является возврат к консервативным идеям, формирующимся на основе тысячелетней российской культуры, православия и семьи.
Ключевые слова: демография, патриотизм, коррупция, национализм, вера, свобода, совесть, семья.
В Обращении Президента России к Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. четко обозначена первостепенная цель государстве н-ной деятельности: «Создать богатую и благополучную Россию». Отсюда главная задача: «На фоне новой расстановки экономических, циви-лизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация» [1, с. 2]. Самые острые проблемы представлены названием соответствующих глав Послания: «О демографии», «О доступной ипотеке», «О бюджетниках», «О миграции рабочей силы», «О демократии и суверенитете», «О борьбе с коррупцией», «Об оффшорах». Очевидно, что они тесно связаны.
Согласно прогнозу ООН численность населения России к 2050 г. уменьшится примерно
до 100 млн человек. Современное народонаселение России составляет около 2 % населения Земли при огромных территориях, содержащих 40 % мировых богатств. Отсюда понятна логика выдвижения на первое место проблемы демографии, озадаченность вопросами, связанными с эмиграцией, жильем и демократией. Здесь необходимо искать объяснение росту коррупции, которая практически официально и комфортабельно расположилась в государственных офисах. Это, наконец, 10 млрд долларов, ежемесячно выводимых за рубеж в виде «зарплаты» российскими оффшорными «предпринимателями-патриотами» и не отстающими от них «бюджетниками». «Какое доверие, - спрашивает Президент, - может быть к чиновнику или политику, который говорит громкие слова о благе России, а свои средства, денежки, старается вывезти за границу» [1, с. 3].