УДК 314.154
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ DEMOGRAPHIC PROBLEMS IN MODERN RUSSIA
Лабахуа К. Д.
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
Labakhua K.D.
South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential
Academy of
National Economy and Public Administration
Аннотация: Актуальность данной темы обуславливается сложной демографической ситуацией в стране. Изменение демографической ситуации возможно благодаря проведению эффективной государственной политики. Политика государства, направленная на решение демографических проблем, многообразна. Она включает демографическую, миграционную, жилищную, налоговую, семейную, социальную, экономическую политику. В её состав входит государственная политика в сфере здравоохранения, образования, туризма, физической культуры и спорта. В статье рассматривается взаимосвязь демографической, социальной, семейной и миграционной политики на основе решения проблем социальной поддержки.
Ключевые слова: Демографическая аномалия, миграция, прирост населения, государственная политика, поддержка материнства, детства.
Annotation: The relevance of this topic is due to complex demographic situation in the country. Changing demographics is possible through the implementation of effective state policy. State policy aimed at solving demographic problems are diverse. It includes demographic, migration, housing, tax, family, social and economic policies and state policy in the sphere of health, education, tourism, physical culture and sports. In the article discusses the relationship of demographic, social, family and migration policy based on solving problems of social support.
Key words: demographic anomaly, migration, population growth, state policy, support for motherhood, support for childhood.
Основными составными компонентами изменения демографических процессов являются воспроизводство и структура населения, рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, миграция. В нашей стране сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.
Данной проблемы посвящены исследования таких авторов, как Тремба В.А., Ревягина Н.Г., Садовникова Ю.Ю., Тимейчук Л.Н., Михалкина Е.В., Фурса Е.В. [1,2,3,4,5]
Народ России пережил три наиболее крупные демографические аномалии депопуляционного характера. Первое катастрофически быстрое сокращение численности населения зарегистрировано в начале XVII в., в годы великой Смуты. Второе крупномасштабное демографическое бедствие имело место в годы Первой мировой и гражданской войн. Третье разразилось в лихолетия фашистского нашествия. Отголоски его в виде второй негативной волны вносят свой вклад в и без того чрезвычайно неблагоприятную демографическую ситуацию, сложившуюся ныне в РФ. Зарождение демографической, четвертой по счету аномалии можно отнести к середине 60-х - началу 70-х годов, когда наблюдавшееся на
протяжении 20 - 30 лет неуклонное снижение коэффициента смертности, вдруг сменилось увеличением этого показателя, увеличением общей смертности населения СССР; ухудшилась и рождаемость, уменьшился коэффициент рождаемости. Но наиболее неблагоприятная, негативная демографическая ситуация сложилась после 1987 г., изначально «скрытая» депопуляция перешла к «простому воспроизводству» к 1991 году, после чего начался процесс абсолютной депопуляции, вымирание народонаселения страны[6].
Первая пятилетка после распада СССР характеризуется демографическим уроном на 3,7 млн. человек. Но если принять в расчет ежегодный приток мигрантов (от 300 до 600 тыс. человек), то указанная цифра увеличится в 1,5 раза, составив около 5 - 6 млн чел[7]. То есть потери первой постсоветской пятилетки сравнимы со второй восьмилетней демографической аномалией 1914- 1922 годов, сократившей на порядок численность населения России.
Изменение демографической ситуации возможно благодаря проведению эффективной государственной политики. Политика государства включает в себя демографическую, миграционную, жилищную, налоговую, семейную, социальную, экономическую политику.
Демографическая политика государства направлена на регулирование процессов воспроизводства населения. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается, что целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для её роста, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни[8]. В ней так же определены приоритетные направления государственной демографической политики. К ним относятся: снижение смертности населения, прежде всего высокой
смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей); управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики; обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Миграция представляет собой социально-демографический процесс, выполнявший на протяжении всей человеческой истории важнейшие социальные, экономические, политические, культурные функции, являясь одним из трех фундаментальных демографических механизмов, формирующих - наряду с воспроизводством населения - численность и возрастной состав населения и обеспечивающих поддержание демографического баланса в пределах тех или иных территориальных единиц самого разного уровня - от небольших сельских поселений до огромных мегаполисов, целых стран и даже континентов.
Поиски путей преодоления сложившейся ситуации некоторые видят в грамотно выстроенной миграционной политике. Так, в публикациях начала двухтысячных годов отмечалось, что «в любом случае естественная убыль будет вести к сокращению численности населения», но, «по крайней мере, в течение ближайшего двадцатилетия... при продуманной миграционной политике, соответствующей национальным интересам России, вся естественная убыль вполне может быть компенсирована миграционной компонентой», а «увеличение миграционного прироста сверх размеров естественной убыли» обеспечит демографический рост[9].
Подобная роль миграции была признана и на официальном уровне, что подтверждается целью, преследуемой Концепцией демографического развития России на период до 2015 г. - «регулирование миграционных
потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации»[10]. Указанная цель была развита и конкретизирована в Концепции 2007 года, предусматривающей к 2016 г. стабилизацию численности населения на уровне 142 - 143 млн чел., а к 2025 г. ее увеличение (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн чел. Соответственно, предполагается обеспечить ежегодный миграционный прирост до 2016 г. на уровне не менее 200 тыс. чел., в дальнейшем - на уровне более 300 тыс. чел.
Однако, демографический фактор - не единственный придающий новый смысл массовому притоку мигрантов в Россию. Значительную роль играет и экономический фактор, тем не менее, взаимосвязанный с демографическим. Процессы глобализации экономики, происходящие в современном мире, крайне актуализируют проблему миграции для большинства современных государств. Из менее развитых стран в страны более развитые устремляются миграционные потоки населения, и, наряду с этим, стремительно развивается миграция специалистов и студентов в страны с наиболее благоприятствующим для работы или учебы по специальности климатом.
Рассматривая существующие в отечественной науке подходы к решению проблемы оптимизации миграционной политики, выделим ряд предложений, обсуждаемых на заседаниях рабочих групп по разработке Стратегии 2020, однако не вошедших в Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года:
1) При проведении миграционной политики необходимо сместить акцент с правоохранительной на социально-экономическую стратегию. Для инновационного развития российской экономики необходимо разработать механизмы привлечения высококвалифицированных кадров, создав не только благоприятную среду для привлечения таких
специалистов, являющихся носителями инновационных знаний и навыков, но и условия для дальнейшего развития их человеческого капитала.
2) Организация единого ведомства, отвечающего за проведение миграционной политики (например, гражданского Министерства по миграции, межнациональным и конфессиональным отношениям).
3) Разграничение миграционных течений.
4) Сегментация мигрантов на четыре различных категории, а именно: высококвалифицированные специалисты и члены их семей, студенты и ученые, квалифицированные исполнители, неквалифицированные работники. Для каждой категории следует разрабатывать отдельные программы, направленные на интеграцию с российским социумом.
5) На смену разрешению на временное проживание должна прийти новая система предоставления видов на жительство, основанная на принципе балльных критериев. Предполагается, что будут оцениваться девять основных критериев: возраст, образовательный уровень, знание русского языка, стаж работы по специальности, наличие профессионального опыта, наличие у мигранта предложения работы в РФ, а также опыта прежней работы в РФ, наличие родственников и жилья в принимающей стране. При этом наиболее значимыми должны быть возраст, квалификация и наличие у мигранта высокого образовательного уровня.
6) Разработка и создание институтов «убежища», для чего необходимо прописать основания и механизмы их предоставления, исключающие возможность лазеек для трудовой миграции.
7) Запрет на депортацию мигрантов из России. Данная норма предполагает, что, в первую очередь, важно не допускать нелегалов в страну. Здесь же следует учитывать, что «выдворение» одного нелегала в среднем обходится в немалые деньги и осуществляется за счет налогоплательщиков.
8) Повышение образовательного уровня трудовых мигрантов, стимулирование их к этому.
9) Устранение моноэтнических школ, т.к. подобные группы способствуют нежелательному укреплению клановости, дистанцируя представителей какой-либо национальности от остального населения.
10) Возможность пенсионного обеспечения трудовых мигрантов.
11) Выплата мигрантами страховых взносов.
12) Сотрудничество с некоммерческими организациями в решении вопросов, связанных с жизнедеятельностью трудовых мигрантов.
13) Введение для граждан Таджикистана нулевой квоты[11].
К сожалению, государственная миграционная политика в России, соответствующая интересам страны и ее жителей, до сих пор находится в стадии разработки. Реализуемая сегодня стратегия в основном базируется на низкоквалифицированных оценках, мифах и бытовых фобиях и совершенно не отвечает потребностям государства. Учет факторов, влияющих на эффективность миграционной политики, практически сведен к нулю, вследствие чего сегодня миграционная политика российского государства имеет ярко выраженный полицейско-ограни-чительный характер.
Достижение целей демографической политики в значительной степени зависит от реализации социальной и семейной политики государства, которые должны обеспечивать условия для устойчивого демографического развития страны. Конституция Российской Федерации устанавливает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей[12]. В Конституции определено, что в совместном ведении
Российской Федерации и её субъектов находится координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
Осознавая всю сложность и остроту данной проблемы, Президент Российской Федерации в обращении к Федеральному собранию 10.05.2006 года уделил особое внимание необходимости создания надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости; принятию эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи[13]. После чего был разработан и внедрен комплекс мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости. Так, первой программой, которая направлена на стимулирование деторождения стала программа «Материнский капитал». Эта программа применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) второго и последующего ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года[14].
В 2012 г. Президент РФ вновь вернулся к теме демографии, отметив, что «демографические программы, принятые в прошлом десятилетии, слава богу, работают. Численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. За январь-сентябрь текущего года она выросла более чем на 200 тысяч человек. При этом впервые за всю новейшую историю нашей страны мы пять месяцев подряд фиксируем естественный прирост населения: рождаемость наконец стала превышать смертность»[15]. Это подтверждается данными Росстата. В 2012 г. численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн чел. (рис.1)[16].
150,0
149,0 -
143,0
147,0
146,0 —V- 1 Ч ис ленность и а селен ия
145,0 России, в млн .человек
144,0
143,0
142,0
141,0
140,0
139,0 1950 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Многодетная семья это именно тот ресурс, который обеспечит улучшение демографической ситуации в стране, поэтому поддержка со стороны государства многодетных семей должна быть направлена на развитие возможностей семьи для реализации ее основных функций. При этом важно отметить, что до сегодняшнего дня в федеральном законодательстве уровне не установлено понятие многодетной семьи.
Также важно отметить и то, что государственное стимулирование деторождения в России не является достаточно эффективным, несмотря на затраченные на него организационные и материальные ресурсы. Это связано, с исповедованием политики полумер и невмешательства в процесс вымирания института многодетности.
Основные причины подобного кризиса кроются в неадекватных мерах государственной помощи многодетным семьям и недостаточном стимулировании многодетности. Так, в Концепции демографической политики РФ до 2025 года словосочетание «многодетные семьи» употребляется лишь один раз в контексте решения задачи по повышению уровня рождаемости - «создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими
доходами. При этом в документе в качестве фактора, отрицательно влияющего на рождаемость, приводится современная структура семьи (ориентация на малодетность). Нам думается, что с таким подходом решить задачу повышения рождаемости, весьма затруднительно.
Кроме того, в отношении реализации немонетарных льгот рекомендательного характера обещания государства записаны в виде формулировок «помощь в выделении» и «содействие в предоставлении», что в большинстве случаев не срабатывает на практике.
В качестве примера «эффективности» программ господдержки многодетных семей: из более трех тысяч ростовских многодетных семей (из которых 2255 состоят на учете в органах соцзащиты населения, а более 600 семей нуждаются в улучшении жилищных условий) в 2013 г. только 25 стали «счастливыми» обладателями бесплатных земельных участков для строительства жилья в районе бывшего совхоза «Нива» в Советском районе семьям, В соответствии с утвержденным планом мероприятий в 2014 году гражданам, имеющим трех и более детей, будет предоставлено 212 земельных участков[17]. Что и говорить. Более половины льгот из соцпакета многодетных семей существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Подобное положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания, обеспечения интересов и всестороннего развития[18].
Обычно проблемы, которые ныне переживает Россия, проявлялись во времена войн, голода или страшных эпидемий. В большинстве случаев эти периоды были относительно кратковременными, они занимали несколько лет, после чего демографическая ситуация выправлялась. В случае с Россией эти процессы продолжаются в течение четырех или даже больше десятилетий. Уровень рождаемости в России ныне очень низкий,
однако, в последние 5-6 лет он несколько повысился. Тем не менее, до сих пор он ниже необходимого уровня на 30-40%. Чтобы достичь уровня, достаточного для восстановления естественной убыли населения в течение следующего десятилетия, необходимо повысить рождаемость на 50%. Это станет возможным только в случае серьезных изменениях в настроениях общества. Россия становится все более похожа на Западную Европу в своих представлениях об «идеальной семье»: в ней должно быть от одного до двух детей. На уровень рождаемости главное влияние оказывает только один фактор - желание родителей иметь больше детей[19]. Есть достаточно много теорий по выходу из сложившейся ситуации, но все они сходятся в том, что решать проблему, необходимо комплексно. Российский демографический кризис может быть преодолен. Главная идея выхода из кризиса по мнению исследователей заключается в том, что помимо материального фактора большое влияние на демографический результат оказывает национальная идентичность государственности России, идейно-духовное и социо-психологическое состояние российского общества и наконец роль и качество самой государственной политики в этих сферах[20]. Только так, комплексно подходя к проблеме, Россия сможет выйти из сложившейся демографической ситуации.
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что социальная, семейная, демографическая и миграционная политика как составные части государственной политики являются значительными факторами изменений демографических процессов. Только в их единстве и во взаимосвязи с другими видами политики государства можно рассчитывать на улучшение демографической ситуации в нашей стране.
Список литературы:
1. Тремба В. А. Миграционные процессы в современном обществе: политологический анализ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 3. С. 169-178
2. Тремба В.А. Мультикультурный или интеграционный подход к современной российской миграционной политике // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 2. С. 212216
3. Ревягина Н.Г. Демографические аспекты положения современной россии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 2. С. 214-218.
4. Садовникова Ю.Ю., Тимейчук Л.Н. Критерии оценки демографического потенциала муниципальных образований // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 1. С. 47-55
5. Михалкина Е.В., Фурса Е.В. Демографические аспекты развития человеческого потенциала: проблемы здоровья и долголетия // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 141-147.
6. Корешкин А. Демография России // Трибуна русской мысли №10. Демография и этносоциология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cisdf.org/TRM/
7. Козлов В.И. Угроза вымирания русских // В кн.: Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М.: АКИРН, 1995. С. 7278.
8. См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
9. См.: Сохранятся ли нынешние тенденции рождаемости и смертности или останутся неизменными? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2006/0243/lisa01.php
10. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 №1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» // Российская газета. № 202. 2001. 17 окт.
11. См., напр.: Трофимова .Е.В. Миграционная политика России. Стратегия 2020 // Современные научные исследования и инновации. - Март, 2012 // http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10787
12. См.: Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2009. Ст. 7, 38, 39.
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 // Российская газета. № 97. 2006. 11 мая.
14. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Российская газета. № 297. 2006. 31 дек.
15. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17118
16. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.12.2013 № 551 «Отчет Мэра города о работе Администрации города Ростова-на-Дону в 2013 году» //Ростов Официальный. № 52. 2013. 25 дек.; Довгаль И. В Ростове не хватает земельных участков для многодетных семей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.161.ru. Дата обращения 14.03.2014 г.
17. Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. 2011. № 2. С. 60 - 62. http://www.gks.ru
18. Эберстад Н. Демографические парадоксы России // Washington ProFile.2007. 31 авг.
19. [Электронная версия бюллетеня Население и общество]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2007/0299/gazeta01 .php
2 0. Якунин В .И., Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э. Указ.