Научная статья на тему 'Демографический процесс как объект социально-экономического управления'

Демографический процесс как объект социально-экономического управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHICS / КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / CONCEPT OF DEMOGRAPHIC POLICY / СТРАТЕГИЯ НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЯ / STRATEGY / РОЖДАЕМОСТЬ / FERTILITY / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / АБОРТ / ABORTION / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / LIFE EXPECTANCY / PEOPLESAVING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бодров Анатолий Викторович

Актуальность и цели. В работе рассмотрены некоторые итоги реализации «Концепции демографической политики на период до 2025 года» в Пензенской области. Материалы и методы. Проанализированы причины спада рождаемости в 1990-х гг. и роста в 2000-е гг. Проанализированы основные показатели критериев демографической политики: рождаемость, продолжительность жизни при рождении, показатели искусственного прерывания беременности, внешней миграции. Результаты. Ставятся под сомнение достижение государственных задач в части рождаемости и увеличения продолжительности жизни при рождении. В работе сформулированы решения демографической проблемы. Определен ключевой критерий демографической ситуации численность сельского населения репродуктивного возраста. Предложены механизмы преодоления социальных проблем путем реализации государственных программ поддержки экономического положения семей. Проанализированы и сформулированы оптимальные меры государственной поддержки, обеспечивающие материальное стимулирование семей с детьми. Выводы. Определена гендерная роль миграционных процессов в преодолении демографических проблем. Сформулированы принципы народосбережения, определена роль политических, общественных институтов в преодолении демографического кризиса. Сформулированы предложения по реализации стратегии народосбережения в рамках демографической политики Пензенской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC PROCESS AS A SUBJECT OF SOCIO-ECONOMIC GOVERNANCE

Background. Review some of the results of implementation of the concept of demographic policy for the period until 2025" in the Penza region. Materials and methods. This paper analyzes the causes of fertility decline in the 90s and growth in 00 years. Analyzed key performance criteria demographic policy: fertility, life expectancy at birth, indicators of abortion, external migration. Results. Put under doubt the achievement of government objectives in the birth rate and life expectancy at birth. The authors formulate the solution of demographic problems. Identified key criteria demographics rural population of reproductive age. Formulated the principle impossible without creating a healthy social environment for the elementary model of society the family. Proposed mechanisms to overcome social problems through the implementation of government programs to support the families ' economic situation. Analyzed and formulated the optimal state support measures providing incentives to families with children. Conclusions. Defined gender role of migration in addressing demographic challenges. The principles of peoplesaving, defined the role of political and public institutions in overcoming the demographic crisis. Proposals for implementation of the strategy of peoplesaving in the framework of the demographic policy of the Penza region.

Текст научной работы на тему «Демографический процесс как объект социально-экономического управления»

РАЗДЕЛ 3 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ

УДК 314.152.2

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

А. В. Бодров

DEMOGRAPHIC PROCESS AS A SUBJECT OF SOCIO-ECONOMIC GOVERNANCE

A. V. Bodrov

Аннотация. Актуальность и цели. В работе рассмотрены некоторые итоги реализации «Концепции демографической политики на период до 2025 года» в Пензенской области. Материалы и методы. Проанализированы причины спада рождаемости в 1990-х гг. и роста в 2000-е гг. Проанализированы основные показатели критериев демографической политики: рождаемость, продолжительность жизни при рождении, показатели искусственного прерывания беременности, внешней миграции. Результаты. Ставятся под сомнение достижение государственных задач в части рождаемости и увеличения продолжительности жизни при рождении. В работе сформулированы решения демографической проблемы. Определен ключевой критерий демографической ситуации - численность сельского населения репродуктивного возраста. Предложены механизмы преодоления социальных проблем путем реализации государственных программ поддержки экономического положения семей. Проанализированы и сформулированы оптимальные меры государственной поддержки, обеспечивающие материальное стимулирование семей с детьми. Выводы. Определена гендерная роль миграционных процессов в преодолении демографических проблем. Сформулированы принципы народосбережения, определена роль политических, общественных институтов в преодолении демографического кризиса. Сформулированы предложения по реализации стратегии народосбережения в рамках демографической политики Пензенской области.

Ключевые слова: демография, концепция демографической политики, стратегия народосбережения, рождаемость, миграция, аборт, продолжительность жизни.

Abstract. Background. Review some of the results of implementation of the concept of demographic policy for the period until 2025" in the Penza region. Materials and methods. This paper analyzes the causes of fertility decline in the 90s and growth in 00 years. Analyzed key performance criteria demographic policy: fertility, life expectancy at birth, indicators of abortion, external migration. Results. Put under doubt the achievement of government objectives in the birth rate and life expectancy at birth. The authors formulate the solution of demographic problems. Identified key criteria demographics - rural population of reproductive age. Formulated the principle impossible without creating a healthy social environment for the elementary model of society - the family. Proposed mechanisms to

overcome social problems through the implementation of government programs to support the families ' economic situation. Analyzed and formulated the optimal state support measures providing incentives to families with children. Conclusions. Defined gender role of migration in addressing demographic challenges. The principles of peoplesaving, defined the role of political and public institutions in overcoming the demographic crisis. Proposals for implementation of the strategy of peoplesaving in the framework of the demographic policy of the Penza region.

Key words: demographics, the concept of demographic policy, strategy, peoplesaving, fertility, migration, abortion, life expectancy.

Демографический процесс не следует воспринимать как объект социальной политики в чистом виде. Демография - социальная детерминанта экономического развития. Для эффективного управления социально-экономическими процессами необходима объективная демографическая информация. Именно она является основой для выдвижения научно обоснованных прогнозов не только численности населения, но и трудовых ресурсов, плотности населения по возрастным категориям и др.

Изменения 1991 г. в общественно-политической системе страны привели к демографическому кризису, который максимально ударил по России как вновь образованному государству. Рождаемость падала, суммарный коэффициент - показатель рождений одной женщиной в репродуктивном возрасте -в 90-е гг. достиг минимума, составив 1,29, при том что для естественного поко-ленческого воспроизводства населения необходимо, чтобы коэффициент составлял 2,15.

Демографические проблемы характерны и для Пензенской области. Тенденции динамики демографических процессов в регионе соответствуют общероссийским демографическим показателям в части смертности. Рождаемость в регионе существенно ниже. Хотя суммарный коэффициент за последние десять лет имеет тенденцию к увеличению. В 2012 г. он составил 1,48, что на 12,5 % ниже общероссийского значения - 1,69 [1, c. 15].

В 2007 г. утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], которая ставит задачу обеспечить постепенное увеличение численности населения России до 145 млн человек. В 2010 г. принята Концепция демографической политики Пензенской области на аналогичный период. Сбережение населения становится основным критерием общественной и политической оценки успеха власти во всех сферах государственной деятельности.

За время реализации мероприятий демографической программы ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла до 70,3 года, или на 3,7 года для всего населения: для мужчин - на 3,9 года, перевалив психологический порог в 60 лет, и для женщин - на 2,8 года [1, с. 14]. Следует уточнить, что при всей позитивности данной статистики показатель ожидаемой продолжительности жизни является теоретическим интегралом, индикатором качества жизни, который обусловлен разнообразными факторами. Его увеличение - это результат внедрения высокотехнологичных форм медицины, отсутствие масштабных военных конфликтов, а также достижения предельных возрастов жизни поколения, так называемых «детей ВОВ 1941-45 гг.», по сравнению с поколением 30-х гг. их в 2,5 раза меньше. Статистика указывает на умеренное падение уровня смертности до 14,8 на 1000 жителей [1, с. 16].

Достижение государственных задач Концепции в части рождаемости вызывает сомнения. Так, увеличение в 1,5 раза по сравнению с 2006 г. суммарного коэффициента рождаемости до 2,15 маловероятно. Для стабилизации численности населения России к 2025 г. необходим суммарный коэффициент рождаемости, равный 3,41. Это три-четыре ребенка на одну женщину. Инструментов достижения заявленных целей в современных условиях не так много.

Профилактика и борьба с абортами дает результат. С 1990 по 2011 г. абсолютное число абортов сократилось в 4,2 раза. В 1990 г. на 100 рождений приходилось 206 абортов, а в 2011 г. - 55. В Пензенской области показатели выше среднероссийских на 32,7 %. В 2012 г. на 100 родов приходилось 60 абортов. На прерывание первых беременностей приходится 8,6 % [1, с. 68].

Исследования указывают, что это результат активного замещения абортов планированием семьи. Запретительные меры не поддерживаются большинством населения, однако превентивные меры регулирования числа абортов могут носить экономический характер. В качестве инициативы - запретить оплачивать аборты немедицинского назначения из фонда обязательного медицинского страхования. Принятие такого законодательного решения может существенно повлиять на статистику рождений. Кроме того, ограничительной мерой прерывания беременности должен стать не только предельный срок в 28 недель, но и запрет на прерывание первой беременности по немедицинским показаниям. Первый аборт в 41 % случаев ведет к вторичному бесплодию у женщин [3].

Оценочными критериями демографической ситуации считают численность сельского населения, коэффициент рождений в сельской местности и наличие крепкого института семьи.

В Пензенской области в 80-е гг., как и в целом по стране, восполнение коренного населения шло за счет сельских жителей. Коэффициент рождаемости в сельской местности составлял 2,4, а в городе - 1,7. Коэффициент рождаемости в городе и сейчас в полтора раза ниже, чем на селе. Процесс урбанизации за последние десять лет привел к тому, что около 15 % жителей сел в результате внутрирегиональной миграции стали горожанами. Очевидно, что демографическую проблему в России можно решать, в том числе, через освоение земель и создание благоприятных условий для развития деревень. Основная проблема сельского хозяйства сейчас не налоги и техника, а отсутствие структуры рынков, социальной инфраструктуры и налаженных коммуникаций с урбанизированным сообществом. Для того чтобы население захотело проживать в определенных условиях или местности, необходимо стимулирование.

Демографические проблемы имеют социальные корни. В стране сейчас отмечается «семейная бедность» как характерное явление, т.е. семьи с детьми живут значительно хуже, чем семьи без детей [4].

Реализация государственных программ поддержки стабилизирует экономическое положение семей, но требует продолжения и существенного укрепления курса на экономическую поддержку института семьи. Современные меры поддержки семей принципиально не отличаются от государственных мер 1980-х гг. советского периода: строительство детсадов, материальная поддержка материнства и пр.

Формирование и укрепление среднедетности (по три ребенка в семье) в качестве общественной нормы требует долгосрочных усилий по ликвидации не только материального неравенства, но и ущемленного положения института семьи среди других социальных институтов. К тому же необходимо правовое обеспечение автономности семьи, укрепление семейного производства на основе соединения места работы и дома, воссоздание класса домашних хозяек-матерей с их пенсионным обеспечением, введение семейной зарплаты в системе наемного труда, реализация льготного налогообложения и кредитование семей. Государство обязано стимулировать семью не от случая к случаю, а постоянно, не допуская формирования негативного отношения к уже существующим программам, направленным на улучшение демографической ситуации.

Оптимальной мерой государственной поддержки является принятие программ, обеспечивающих материальное стимулирование семей с детьми. С 2007 г. действует государственная программа выплаты материнского (семейного) капитала, которая дает семье право на получение 429 тыс. 408,5 рублей на рождение второго ребенка либо последующего, если право на получение данных средств не оформлялось.

Исследования указывают на существенное падение рождений первых детей и возраст матерей. Данная статистика заставляет искать меры, стимулирующие к рождению первого ребенка и снижению возраста матери. Действенной мерой поддержки могло бы стать расширение применения материнского капитала на первого ребенка, распространяемое на женщин в возрасте до 24 лет. Уровень материнского капитала на первого ребенка мог бы быть от 50 тыс. рублей.

Решение демографической проблемы невозможно без создания здоровой социальной среды для элементарной модели общества - семьи. Сегодня родители отчуждены от собственных детей. Функции семьи стали исполнять учреждения: детские сады, казенные начальные школы и т.п. Сегодня семья с точки зрения экономики не видит выгоды от большего количества детей. Разрушена модель семьи трех поколений (бабушки, дедушки), институт родства. Необходимо создавать благоприятный социальный климат, в котором живет семья [5].

Опубликованные результаты переписи населения 2010 г. кардинально меняют представление о демографической ситуации в России. Статистика отмечает перекос в пользу мужского населения в возрасте до 20 лет. По стране он составляет 684 тыс. человек. В Пензенской области мужчин в возрасте до 20 лет на 6 196 человек больше, чем женщин, от 21 года до 30 лет -на 3476. А в результате высокой смертности среди мужчин трудоспособного возраста существует другой перекос - в сторону пожилых женщин [6, с. 16-20].

По существу констатируется не просто демографический кризис, а острая социальная, экономическая, психологическая проблема. Недостаток женщин молодого репродуктивного возраста может стать для государства куда более серьезным затруднением, чем цены на бензин и рост тарифов ЖКХ.

Причина сложившегося положения кроется в том, что в общественном сознании утвердилась модель малодетной семьи, и социально одобряемой нормой является семья с одним ребенком.

Чем ниже коэффициент рождаемости в обществе (ниже значения 2), тем сильнее приоритет рождения за мальчиком. 28 % пензенских семей составляют матери-одиночки, у которых на воспитании, как правило, один ребенок. Рождение второго и последующего ребенка женщины планируют лишь в случае повторного вступления в брак. Без преодоления кризиса института семьи рассчитывать на естественное воспроизводство населения бессмысленно.

Критерием эффективности демографической политики должен быть исключительно суммарный коэффициент рождений на одну женщину фер-тильного возраста. Следовательно, проблемой экономического плана следует считать неуклонные рост численности граждан, относящихся к старшему поколению, и резкое сокращение числа жителей трудоспособного возраста. Непреодолимой проблемой в ближайшие пять лет станет сокращение абсолютного числа родившихся. Реальный прогноз на 2018 г. для Пензенской области - 8,5 рождений на 1000 жителей. Будет буквально обвальное падение числа молодых женщин поколения 90-х гг. прошлого столетия, которые могут стать матерями.

В современных условиях увеличение численности населения страны без замещающей миграции невозможно. В Концепции сформулирована задача - обеспечивать миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно. В 2011 г. миграция уже составила 320 тыс. человек. Это количественный показатель.

Российской Федерации исторически невозможно принять модель западного мультикультурализма. Сохранение исторических ценностей не позволяет воспринимать Россию как страну мигрантов. Формирование миграционного потока должно быть определено качественно.

Известно, что миграция населения формируется как результат трудовой миграции. Современный миграционный поток трудовых ресурсов не имеет ничего общего с необходимым. Россию не может устраивать существующая модель простого механического замещения коренного населения мигрантами. Необходимо регулировать миграционный поток таким образом, чтобы шла естественная интеграция в культурный слой страны и общества с учетом дефицита женщин репродуктивного возраста среди коренного населения и местожительства после получения российского гражданства.

Указывая на проблему качества международной миграции, следует констатировать, что в 2009 г. около 93 % иммигрантов составляли жители стран СНГ [7]. К настоящему времени этот миграционный поток практически иссяк. Из-за негибкой политики было упущено время благоприятной конъюнктуры и стремления соотечественников переехать в Россию. Современные мигранты - это люди, для которых чужды российская культура, традиции, язык. В результате миграционных процессов ценности коренного населения не всегда перенимаются, в любом случае происходит интеграция, сплав культур. В этой части обращает на себя внимание работа со вторым поколением переселенцев. Дети мигрантов обязаны учиться в русских школах, получать образование и т.д. Этот процесс ассимиляции должен проходить в рамках государственных программ.

Немаловажное влияние на демографическую ситуацию в Пензенской области оказывает межрегиональная миграция. В 2013 г. убыль составила

5307 (непрерывный рост с 2009 г. в 2,7 раза) [8]. Сегодня как никогда велики различия между регионами по социально-экономическим показателям. Эти различия нарастают, и не в пользу Пензенской области. Межрегиональные миграционные потоки направлены в крупные города, где есть много разнообразных мест приложения труда и учебы, где можно больше заработать, где лучше спектр жизненных условий. Для снижения масштабов межрегиональной миграции необходимы государственные меры социально-экономического характера, создаваемые не только за счет региональных, но и за счет федеральных программ.

В заключение следует отметить, что без существенных корректировок, основанных на глубоких исследованиях демографических проблем, достижение целей, сформулированных на федеральном и региональном уровнях в «Концепции демографической политики на период до 2025 года», не представляется возможным.

Таблица 1

Предложения по реализации стратегии народосбережения в рамках демографической политики Пензенской области

Перечень направлений Достоинства, оценка предложений Недостатки, оценка предложений Направления деятельности по оптимизации предложений

1 2 3 4

Организация Принятие Отсутствие свода Принятие

управления документов нормативно- законодательных

процессами на законодательном правовых актов

демографической уровне, документов по демографии,

политики, формирование по демографии. в которых уделяется

институциональное нормативно- Слабость учета внимание

сопровождение правовой базы многофакторности как правам граждан,

по оздоровлению и региональных так и их

региональной особенностей ответственности.

демографической уровня Формирование

ситуации. смертности. благоприятного

Формирование Недооценка социального

основных межрегиональной климата.

направлений миграции Согласование

стратегии интересов личности

народосбережения, и общества

направленных с государственными

на повышение целями

рождаемости, по демографии

снижение

смертности

населения.

Регулирование

миграционных

процессов

Окончание табл. 1

1 2 3 4

Бюджетная Преодоление Дефицит финансовых Усиление

политика остаточного принципа и материальных ответственности

демографической финансирования ресурсов. органов

политики программ, Отсутствие исполнительной

направленных дифференцированног власти

на преодоление о подхода по реализации

демографических в финансировании программ

проблем. без учета по демографии.

Создание региональных Повышение

одноканальной системы особенностей. ответственности

финансирования Несбалансированной населения

программ по ь работы за сохранение

демографии, федеральных своего здоровья.

пропаганде здорового и региональных Оценка

образа жизни. миграционных служб потребностей

Финансирование региона

программ по адаптации в мигрантах

мигрантов

Прогнозирование, Разработка Отсутствие практик Поиск

планирование и реализация экономического дополнительных

программ прямого механизма источников

действия стратегии реализации программ финансирования,

народосбережения. по демографии. основанных на

Реализация программ Неполное принципах БОР

косвенного действия, финансирование (бюджетирование,

направленных на программ как на ориентированное

сохранение здоровья федеральном, так и на результат).

населения, борьба с на региональном Разработка

асоциальными уровнях. средне- и

явлениями, Отсутствие долгосрочных

влияющими на стратегической прогнозов по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здоровье концепции по миграции.

миграции

Мониторинг Определение Сохранение Унификация

и контроль региональных уравнительной сетки методик по

реализации демографических в оценке оценке

направлений показателей. демографической демографической

демографической Определение единых ситуации политики.

политики стандартов качества по территориям. Использование

медицинских услуг. Неверно экономических

Усиление научной утвержденные показателей

составляющей в критерии при оценке

обучении эффективности качества

специалистов, занятых реализации медицинских

в системе управления проводимых услуг.

программ, Разработка новых

мероприятий. образовательных

Нехватка методик

специалистов в обучении

в области управления и повышении

миграционными квалификации

процессами кадров

Список литературы

1. Здравоохранение в Пензенской области. 2013 : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - Пенза, 2013. - 172 с.

2. Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102117215 (дата обращения: 23.10.2014).

3. Глуховец, Б. И. Влияние противозачаточных средств на состояние женского организма / Б. И. Глуховец, Н. Г. Глуховец. - СПб. : Комитет по здравоохранению Ленинградской области, 1999. - С. 6-9.

4. Молодежь в России. 2010 : стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. - М. : ИИЦ «Статистика России», 2010. - 166 с.

5. Очкина, А. В. Экономические, социокультурные и социально-гигиенические факторы здоровья населения в рамках института семьи Пензенской области / А. В. Очкина // Народосбережение. - 2013. - № 3. - C. 4-36.

6. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Пензенской области : в 11 т. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - Пенза, 2014. - Т. 11. Сводные итоги. - 171 с.

7. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_04/IssWWW.exe/Stg/d06/3-demogr.htm (дата обращения: 24.10.2014).

8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - URL: http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/ statistics/population/ (дата обращения: 24.10.2014).

Бодров Анатолий Викторович

кандидат политических наук, Пенза

E-mail: avbodrov72@yandex.ru

Bodrov Anatoly Viktorovich candidate of political sciences, Pensa

УДК 314.152.2 Бодров, А. В.

Демографический процесс как объект социально-экономического управления / А. В. Бодров // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2014. - № 4 (12). - С. 174-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.