Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы социально-демографической политики субъектов Российской Федерации в рамках Года семьи'

Конституционно-правовые основы социально-демографической политики субъектов Российской Федерации в рамках Года семьи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
335
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОД СЕМЬИ / ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ / CONSTITUTIONAL-LEGAL BASES / DEMOGRAPHIC POLICY / THE FAMILY YEAR / POLITICS OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS / MEASURES ON FAMILIES SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Кристина Сергеевна

Автор рассматривает и сопоставляет меры по повышению рождаемости и укреплению института семьи в области социально демографической политики ряда регионов. В статье анализируется законодательство субъектов, принятое и действующее в рамках Года семьи, и на основе положительной региональной практики демографического развития дается ряд предложений по совершенствованию федерального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Bases for Social-Demographic Policy of the Russian Federation Subjects as Part of the Family Year Project

The author considers and compares measures on increase of birth rate and strengthening of family institution as part of social-demographic policy of some regions. In the article the legislation of RF subjects accepted and operating as part of the Family Year project is analyzed, and on the basis of positive regional practice of demographic development a number of proposals on the federal legislation improvement is given.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы социально-демографической политики субъектов Российской Федерации в рамках Года семьи»

нальных корпораций, университеты объединяются в структуру, определяемую как сетевая структура взаимодействия. Она основывается на интернационализации высшего образования, но находит свое воплощение только с развитием процесса глобализации.

Габитус университетов служит своеобразной маркой системы высшего образования в глобальном веке. С одной стороны, это проявление конформизма в условиях всеобщих глобальных тенденций, с другой - знак отличия, «революционный» момент национальной политики государств в отношении высшего образования.

Библиографический список

1. Левашов, В. К. Глобализация и социальная безопасность / В. К. Левашов // http:// ihtik.lib.rusociology.ru.

2. Бурдъе, П. Начала [Текст] / П. Бурдье ; пер. с фр. Н. А. Шматко. - М., 1994.

3. Бурдъе, П. Поле науки / П. Бурдье // http://ihtik.lib.rusociology.ru.

УДК 342.075 ББК 67.400

К.С. Смирнова

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ГОДА СЕМЬИ

соответствии с Основным Законом в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Закрепление этих положений на конституционном уровне свидетельствует о том, что государство уделяет особое значение институту семьи, признает ее ценность для жизни и развития человека, важность ее роли в обществе. Данные конституционные положения-принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, для обеспечения действия правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, формирования здоровой семьи как основы общества и государства в целом. Именно семья служит фундаментом для реализации государством демографической политики.

В 1990-х годах Россия вступила в глубокий демографический кризис, причиной которого стало чрезвычайное обострение экономических и социальных проблем, негативно сказавшееся на положении большинства семей. В послед-

нее десятилетие Российская Федерация стала осуществлять активную социально-демографическую политику.

В целях привлечения внимания органов власти и гражданского общества к проблемам семьи и демографии 2008 год объявлен Годом семьи в Российской Федерации [1]. Правительством России утвержден план его проведения, который включает разделы «Семья и общество», «Семья и устойчивое развитие», «Семья и культура», «Семья и здоровье», «Семья и бизнес».

Важным направлением является совершенствование законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2007 г. № 233-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [2] с 1 января 2008 г. устанавливаются два пособия, направленные на помощь беременным женам и детям военнослужащих, которые проходят срочную службу. С 1 января 2009 г. будет проведена индексация этих пособий. Указанные выплаты происходят независимо от других пособий, таких, как пособие по беременности и родам, пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Это новый элемент материальной поддержки, которая в последние годы реализуется в нашей стране в рамках демографической программы. Кроме того, Правительство приняло решение об увеличении размера «материнского капитала» с 267,5 тыс. до 271,25 тыс. руб. в 2008 г. [3].

В то же время остается такая серьезная проблема дальнейшего развития государственной поддержки семьи, как отсутствие базового федерального закона, развивающего и конкретизирующего соответствующие конституционные нормы. Это особенно актуально в условиях начавшейся реализации мер демографической политики и провозглашения Года семьи в Российской Федерации. Цели, принципы, приоритетные направления и механизмы осуществления государственной семейной политики до настоящего времени регламентируются не федеральным законом, а Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной политики» [4].

Действующие нормативные правовые акты социального, трудового, жилищного, налогового права и других отраслей законодательства не в полной мере учитывают интересы семьи как социального института. Законодательные нормы, как правило, устанавливают формы социальной поддержки, предоставления льгот и гарантий отдельным категориям граждан. Безусловно, наибольшее внимание уделяется гражданам, имеющим детей. Тем не менее единого законодательного акта, регулирующего вопросы государственной поддержки семьи, содержащего нормы, направленные на сохранение и укрепление семьи, решение демографических проблем, в настоящее время нет.

Разработанный проект Федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» [5] регулирует отношения государства и семьи как социального института. Цель проекта заключается в конкретизации конституционных положений и систематизации норм федерального законодательства, регулирующих отношения по государственной поддержке семьи. Проект Закона призван стать основополагающим нормативным правовым актом в данной сфере. В рамках реализации статей 72 и 76 Конституции РФ,

в соответствии с которыми защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. «ж» ч. 1 ст. 72), а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76), законопроект предполагает разработку соответствующих законов субъектов РФ, хотя отдельные регионы уже имеют их.

В настоящее время в субъектах РФ приняты либо находятся на завершающей стадии региональные целевые программы, направленные на повышение качества жизни населения и улучшение демографической ситуации. В большинстве субъектов Федерации успешно реализуются комплексные и целевые программы по поддержке семьи, материнства и детства. Реализация данных программ проходит особо активно в рамках Года семьи.

К примеру, в Саратовской области меры по повышению рождаемости и укреплению института семьи реализуются с использованием программно-целевых методов, в том числе через национальные проекты в сфере здравоохранения, жилищной политики, образования, федеральные целевые программы «Жилище» на 2002-2010 годы [6], «Дети России» на 2007-2010 гг. [7], областные целевые программы: «Охрана репродуктивного здоровья населения» на 20062008 гг., «Развитие образования» на 2006-2008 гг. [8].

В ноябре 2007 г. принята «Областная целевая (комплексная) программа дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 гг.» [9]. Особое внимание в программе уделено увеличению объемов высококвалифицированной медицинской помощи детям и беременным женщинам, созданию современных условий рождения и выхаживания новорожденных, предусмотрено строительство нового перинатального центра, детских дошкольных учреждений. Дополнительно к мерам социальной поддержки, реализуемым в рамках Закона Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» [10], с 1 января 2008 г. добавилась ежегодная выплата (в размере 1000 руб.) на каждого посещающего занятия в физкультурно-спортивных сооружениях ребенка из семьи, в которой среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в области.

Помимо материальной составляющей зачастую семьи могут нуждаться и в психолого-педагогической и социальной помощи. Такую помощь оказывают в специализированных учреждениях. Сейчас в области действуют 11 социальнореабилитационных центров и приютов, 17 центров социальной помощи семье и детям «Семья», 30 отделений социальной помощи семье и детям в структуре центров социального обслуживания населения. Подобные структуры существуют не только в Саратовской области, но и в других субъектах. К примеру, в Воронежской области работают 36 центров социального обслуживания семьи и детей, 5 центров социальной помощи семье и детям, 27 социально-реабилитационных центров, а также 5 центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Ежегодно они оказывают помощь 15 тысячам семей [11].

Акцент в работе учреждений социальной защиты делается на раннем выявлении семейного неблагополучия и социальном сопровождении семей, развитии их внутреннего потенциала в целях достижения состояния самообеспечения. В данных учреждениях реализуются программы по реабилитации несовершеннолетних беременных матерей, женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Совместно с медицинскими учреждениями реализуются новые формы сотрудничества по формированию сознательного родительства, по обеспечению условий для рождения желанных и здоровых детей у социально незащищенных беременных женщин.

Интересна практика реализации демографических программ в рамках Года семьи в Санкт-Петербурге. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 г. № 578-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» [12] с 1 января 2008 г. семьи, в которых подрастают трое и более детей, могут рассчитывать на помощь города в оплате коммунальных услуг, причем размер льготы зависит от того, сколько в семье несовершеннолетних детей. В том случае, если многодетная семья нуждается в улучшении жилищных условий, она в первоочередном порядке будет включаться в действующие региональные жилищные программы; родители, у которых родится тройня, получат от города отдельную квартиру.

Демографическая политика включает в себя не только мероприятия по повышению рождаемости, но и по поддержке пожилого населения. В этом отношении интересен опыт Пермского края, где реализуется необычный проект «Семья для пожилого» [13]. В качестве подопечных здесь выступают не дети, а пожилые люди, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию. Семьи, которые «усыновили» пенсионеров, получают выплаты из краевого бюджета (в размере 3 тыс. руб. в месяц), причем в семьи принимают не только одиноких престарелых граждан, но и супругов. Основной целью проекта стала помощь пенсионерам и инвалидам в преодолении чувства одиночества, а также обеспечение их необходимым уходом и поддержкой. Региональные власти помогают и семьям, усыновляющим детей, - выплачивают единовременные и ежемесячные пособия, награждают дипломами и выдают премии.

Что касается пособий, то в этом плане интересен опыт Пензенской области. Законом Пензенской области от 21 апреля 2005 г. № 795-ЗПО «О пособиях семьям, имеющим детей» [14] введено дополнительное единовременное пособие трем категориям граждан: при рождении одновременно двух и более детей семья получает 10 тыс. руб. на каждого; если в семье родится ребенок в течение 15 месяцев после заключения брака, то размер пособия составляет 20 тыс. руб.; единовременное пособие при усыновлении (удочерении) равно 200 тыс. руб. (это самое значительное единовременное пособие на усыновление в России). Следует отметить, что по размерам душевого ВВП область находится среди пятнадцати самых бедных регионов России.

Субъекты РФ демонстрируют примеры положительной практики в области региональной социально-демографической политики. Реализация региональных программ демографического развития в рамках Года семьи имеет положитель-

ную динамику, и во всех субъектах Федерации отмечен рост рождаемости. Вместе с тем демографическую ситуацию страны пока нельзя охарактеризовать как стабильную. В настоящее время около пятидесяти процентов российских семей не имеют детей [15, с. 30], а для простого поддержания в ближайшие годы численности населения страны потребуется минимум три ребенка в каждой семье. Безусловно, количество детей в семье зависит от потребности в них, но для реализации данных потребностей необходимо создание соответствующих условий со стороны государства. Учитывая то, что многие регионы наработали положительный опыт в области демографической политики, представляется целесообразным тщательное изучение и распространение данной практики в общенациональном масштабе.

Поскольку государственная политика облекается в форму нормативно-правовых актов, то в первую очередь следует усовершенствовать законодательство, действующее в социально-демографической сфере. В частности, в области жилищной политики в Жилищный кодекс РФ [16] необходимо включить статью

о приоритетном предоставлении жилых помещений многодетным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, требуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», направленных на увеличение размера единовременных пособий при рождении (усыновлении) детей. На наш взгляд, данные изменения могут способствовать стимулированию рождаемости и стабилизации демографической обстановки в стране.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» [Текст] // СЗ РФ. - 2007. - № 25. - Ст. 3009.

2. СЗ РФ. - 2007. - № 44. - Ст. 5281.

3. Повышение отдельных видов социальных выплат, денежного довольствия, пенсий военнослужащих и зарплат бюджетников // www.mzsrrf.ru

4. СЗ РФ. - 1996. - № 21. - Ст. 2460; 2002. - № 40. - Ст. 3905.

5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 октября 2007 г. № 425-СФ «О проекте Федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации» // www.council.gov.ru

6. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» [Текст] // СЗ РФ. - 2001. - № 39. - Ст. 3770; 2008. -№ 15. - Ст. 1564.

7. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» [Текст] // СЗ РФ. - 2007. - № 14. - Ст. 1688; 2008. - № 8. - Ст. 730.

8. Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 г. № 152-ЗСО «Об областных целевых программах» [Текст] // Саратовская областная газета, официальное приложение. - 2007. - № 39.

9. Закон Саратовской области от 9 ноября 2007 г. № 230-ЗС0 «Об областной целевой (комплексной) программе дополнительных мер по улучшению демографической ситуации и поддержке семей в Саратовской области на 2008-2010 годы» [Текст] // Там же. - № 67.

10. Закон Саратовской области от 1 августа 2005 г. № 74-ЗСО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области» (с изм. от 29 марта, 8 декабря 2006 г., 30 марта, 2 августа 2007 г.) // www.mzsr.saratov.gov.ru

11. В Воронежской области наступил Год семьи // www.asi.org.ru/

12. www.gov.spb.ru

13. Ребров, Д. Год в кругу семьи / Д. Ребров // www.rosbalt.ru

14. Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. - 2005. - № 25, 27 (ч. 2).

15. Сычева, Л. Большой стране - большие семьи [Текст] / Л. Сычева // Российская Федерация сегодня. - 2007. - № 2.

16. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1; 2008. - № 20. - Ст. 2251.

УДК [342.743:347.61-053.81](470+571)

ББК 67.400.32

Е.В. Лазарева

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

АНАЛИЗ ПУТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»

I I ровозглашение Российской Федерации социальным государством (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ [1]), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также утверждение в ст. 38 Основного Закона положения о государственной охране, поддержке и защите семьи свидетельствуют о том, что государство заботится о социальной справедливости и благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Закрепление на конституционном уровне правовых основ социальной защиты семей означает, что российское общество заинтересовано в сохранении и укреплении семьи как уникальной социальной структуры, способной выполнять комплекс важнейших функций.

Особую заботу общество и государство должны проявлять о молодых семьях, поскольку именно с ними связано улучшение демографической ситуации в современной России. В настоящее время молодая семья более всего неустойчива и подвержена влиянию негативных факторов, которые воздействуют как изнутри, так и извне, ввиду отсутствия прочной экономической базы и достаточного опыта построения семейных отношений.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены основные обязанности государства, среди которых видное место занимает забота о семье, охрана репродуктивного здоровья населения. В свою очередь, ст. 41 Конституции РФ регламентирует право граждан на охрану своего здоровья, а также гарантирует реализацию этого права. Наличие данных положений в Основном Законе РФ свидетельству-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.