Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1088
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция РФ / власть / публичная власть / единая система публичной власти / государственная власть / местное самоуправление / The Constitution of the Russian Federation / power / public power / unified system of public power / state power / local self-government

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — В А. Чирикин

актуальность статьи обусловлена законодательным закреплением института системы публичной власти в России. Основной Закон страны устанавливает, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и взаимодействуют для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Цель статьи – проанализировать структуру публичной власти, а также показать значение включения органов местного самоуправления во вновь созданную систему. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных (диалектического, анализа, синтеза, системного, исторического) и частнонаучных методов (формально-юридического, сравнительно-правового). Автор приходит к выводу, что включение органов местного самоуправления в единую систему публичной власти в России влечет изменение принципов и порядка финансирования муниципальных сообществ в лучшую для них сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal consolidation of the public authority system in Russian Federation

the relevance of the article is due to the legislative consolidation of the institution of the system of public power in Russia. The Basic Law of the country establishes that local self-government bodies and state authorities are part of a single system of public power and interact to most effectively solve problems in the interests of the population living in the relevant territory. The purpose of the article is to analyze the structure of public power, as well as to show the importance of including local self-government in the newly created system. The implementation of the set tasks was achieved using general scientific (dialectical, analysis, synthesis, system, historical) and private scientific methods (formal-legal, comparative-legal). The author comes to the conclusion that the inclusion of local selfgovernment bodies in the unified system of public power in Russia entails a change in the principles and procedure for financing municipal communities for the better for them.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

• ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВУЗЫ: ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ •

В.А. Чирикин, V.A. Chirikhin,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences,

заведующий кафедрой теории Associate Professor, Head of Department

и истории государства и права of theory and history of state and law

Владимирского филиала РАНХиГС of Vladimir Branch of the RANEPA

[email protected]

DOI:

а

а

со

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ |

ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ §

Й

Аннотация: актуальность статьи обусловлена законодательным закрепле- |

нием института системы публичной власти в России. Основной Закон страны ^

устанавливает, что органы местного самоуправления и органы государственной ^

власти входят в единую систему публичной власти и взаимодействуют для наиболее |

эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответ- о

ствующей территории. |л

Цель статьи - проанализировать структуру публичной власти, а также по- 5

казать значение включения органов местного самоуправления во вновь созданную 3

00

систему. ^

Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных 55

(диалектического, анализа, синтеза, системного, исторического) и частнонаучных |<

методов (формально-юридического, сравнительно-правового). Автор приходит к вы- О

воду, что включение органов местного самоуправления в единую систему публичной ^

власти в России влечет изменение принципов и порядка финансирования муниципаль- 5

ных сообществ в лучшую для них сторону. ^

£

Ключевые слова: Конституция РФ, власть, публичная власть, единая система | публичной власти, государственная власть, местное самоуправление.

223

со

Constitutional and legal consolidation ь

of the public authority system in Russian Federation р

Abstract: the relevance of the article is due to the legislative consolidation of the institution ofthe system ofpublic power in Russia. The Basic Law of the country establishes that local self-government bodies and state authorities are part of a single system ofpublic power and interact to most effectively solve problems in the interests ofthe population living in the relevant territory.

The purpo.se of the article is to analyze the .structure ofpublic power, as well as to show the importance of including local self-government in the newly created system.

The implementation of the set tasks was achieved using general scientific (dialectical, analysis, synthesis, system, historical) and private scientific methods (formal-legal, comparative-legal). The author comes to the conclusion that the inclusion of local self-government bodies in the unified system of public power in Russia entails a change in the principles and procedure for financing municipal communities for the better for them.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation, power, public power, unified system of public power, state power, local self-government.

Отечественной юридической науке понятие публичной власти было известно задолго до появления этого термина в Конституции РФ. По мнению некоторых ученых, словосочетание «публичная власть» изначально вошло в русский язык в единственном значении - как власть государственная. При этом в учебной .о литературе по теории государства и права говорилось и говорится ся, что публичная власть - один из основных признаков государства [1, с. 6].

» После принятия Конституции РФ в 1993 г. термин «публичная оа власть» стал активно употребляться в отечественной юридической оа науке в новом значении. Сформировалась единая концепция пони-2 мания российской публичной власти как целостной системы, кото-

рая включает в себя государственную власть, функционирующую на федеральном и региональном уровнях, и власть, осуществляющую свои полномочия на местах. Касаясь данного вопроса, С. А. Авакьян 55 писал: «В совокупности статьи 1, 3, 10, 11 и 12 Конституции РФ § предполагают единство сущности публичной власти, принципов ее ^ организации и деятельности». Государственную и муниципальную «5 власть он считал разновидностями единой публичной власти народа о в Российской Федерации. Ученый отмечал, что к 2018 г. отнесение 2 муниципальной власти к публичной власти не оспаривается никем [2]. С Разумеется, все вышеописанное происходило до появления термина «публичная власть» в Основном Законе страны.

224 На необходимость законодательного закрепления рассматриваемой системы указывали многие правоведы, существенным шагом к до-(V стижению этой цели стало предложение Президента РФ В.В. Путина ® о внесении поправок в Основной Закон страны. Главой государства было предложено «выстроить эффективное взаимодействие

го

между государственными и муниципальными органами и закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти. При этом полномочия местного самоуправления должны быть расширены и укреплены» [3]. Сегодня в ст. 132 Конституции РФ можно прочесть:

«Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти...» [4].

Базовым принципом построения системы публичной власти в России выступает положение ст. 3 Конституции РФ, закрепляющей, что единственным источником власти в государстве является

его многонациональный народ, осуществляющий свою власть непо- О

средственно, а также через органы государственной власти и органы 3

местного самоуправления [4]. Единая система публичной власти >|

фактически представлена тремя организационными формами: обще- I

ственная власть, государственная власть и власть органов местного о

самоуправления. Последняя может рассматриваться как форма, объ- -о

единяющая первые, - общественно-государственная власть. В со- |

временном законодательстве России под единой системой публичной ™

власти понимаются федеральные органы государственной власти, |

органы государственной власти субъектов РФ, иные государствен- |

ные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, §

осуществляющие свою деятельность в целях соблюдения и защиты §

прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социаль- й

но-экономического развития государства [4, 5]. 3

Будучи направленными на совершенствование местного самоуправления и его взаимодействия с государственной властью, поло- | жения о единстве публичной власти служат основой ее эффективной о организации и осуществления на всех территориальных уровнях | в интересах населения. В соответствии с новой редакцией упомянутой § ст. 132 источником полномочий местной власти может являться не 3

о

только федеральный закон, но и закон субъекта страны, что предъяв- о

ляет повышенные требования к качеству региональной нормативной |<

базы. Примечательной новеллой, затронувшей местное самоуправле- 3<

ние, стало гарантирование права компенсации дополнительных рас- ^ ходов, возникших при выполнении его органами публичных функций

во взаимодействии с государственными органами. Данное положение, | сопряженное с превращением местного самоуправления в элемент

единой системы публичной власти, влечет изменение принципов и по- 225

рядка финансирования местных органов публичной власти в лучшую и

для них сторону. Представляется, что такие преобразования объектив- ь но обусловлены давно возникшей и осознанной проблемой, а именно

отсутствием в распоряжении преобладающего числа органов местного §

самоуправления достаточного для достойного выполнения своих 1 функций материальных и финансовых средств. В качестве примера можно привести состояние бюджетов местных органов публичной власти во Владимирской области. В настоящее время на территории

данного субъекта РФ насчитывается 127 муниципальных образований. Самодостаточными при этом являются лишь единицы (например, города Владимир, Ковров, округ Муром); их количество не превышает 4 % от общего числа муниципалитетов в области. Таким образом, из 127 муниципальных образований более 120 ввиду бюджетного дефицита не имеют возможности самостоятельно обеспечивать достойное удовлетворение собственных потребностей и нуждаются в дотациях, что наглядно иллюстрирует существующую проблему. Преобразования, речь о которых шла выше, могут рассматриваться как значительный шаг к выходу из сложившейся ситуации.

В то же время дискуссионный характер приобретает вопрос о дальнейшем сохранении местного самоуправления как независимого властного звена. Не ставит ли под угрозу самостоятельность местного самоуправления его включение в единую с органами государственной .о власти систему, не станет ли это первым шагом на пути поглощения со местной власти государственной? Эти вопросы обуславливают актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость дальнейших » исследований, а также потребность в объективном мониторинге оа фактической расстановки сил на государственно-политической арене. оо Осуществление вопросов местного значения самостоятельно оз-2 начает, что местное самоуправление представляет собой отдельный ^ уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении органам государственной власти.

Таким образом, мы видим, что в Российской Федерации законода-

X тельно закреплено существование двух взаимосвязанных форм единой

§ публичной власти - государственной и муниципальной власти, не с

^ входящей в систему государственных органов.

«5 Реализация на практике принципа организационного обособле-о ния института местного самоуправления от государственной власти ^ дает реальную возможность муниципальным образованиям без С указки сверху, самим определять свое внутреннее административное устройство с учетом местных особенностей и с целью обеспечения 226 эффективного управления.

Думается, что законодательное закрепление органов местного СЧ самоуправления в единой системе публичной власти не только не ® нарушит природу института местного самоуправления в России, не ^ ограничит его самостоятельность, но и позволит, в рамках отведенных полномочий, более успешно и эффективно решать вопросы местного значения за счет финансового и ресурсного обеспечения со стороны государства. Необходимость процесса централизации публичной власти в российском государстве, укрепления ее вертикали дикту-

ется как внутренними причинами (обширность территории страны; разный экономический потенциал и возможности для развития регионов России и муниципальных образований), так и внешними (напряженность обстановки в мире; нескрываемая агрессивная политика ряда государств по отношению к нашей стране). Движение

в этом направлении не только не ослабит потенциал и возможности |

местных сообществ, но и будет способствовать укреплению в целом |

российской государственности. ^

Таким образом, одна из базовых норм Конституции РФ о власти |

народа, осуществляемой непосредственно и через органы государ- ? ственной власти и местного самоуправления, получила свое развитие

в поправке о вхождении органов местного самоуправления и государ- §

ственной власти в единую систему публичной власти. Примечательно, 2 что внесенные новации подчеркивают цель объединения элементов

в новую для отечественного законодательства систему - наиболее |

эффективное решение задач в интересах граждан. Современными |

исследователями данного вопроса отмечается, что любое направление |

деятельности должно эффективно реализовываться на том уровне, §

от которого будет максимальная польза прежде всего для населения ~ страны [1, с. 6].

В юридической науке выделяется также третий элемент системы | публичной власти, являющийся прямым отражением общественной

власти - гражданское общество. В настоящий момент в Конституции о

России это понятие можно встретить лишь в новом подпункте статьи *

о Правительстве РФ, согласно которому указанный орган осущест- о

вляет меры по поддержке институтов гражданского общества и обе- |(

спечивает их участие в выработке и проведении государственной |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

политики [4]. Выделение гражданского общества в качестве полно- в

ценного элемента единой системы публичной власти в России, его ™

правовое урегулирование и обеспечение государственной поддержки |

может рассматриваться в качестве существенной перспективы совер- 8

шенствования отечественного конституционного права. 227

Список литературы: ^

1. Чиркин, В.Е. Публичная власть в современном обществе / В.Е. Чиркин ^ 1// Журнал российского права. - 2009. - № 7 (151) - С. 3-14. ?

2. Авакьян, С. А. Структура публичной власти в России: проблемы фор- | мирования и развития / С.А. Авакьян // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2018. - № 4 (33). - С. 8-10.

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г. // Рос. газ. - 2020. - № 7. - 16 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.