DOI 10.47643/1815-1329_2023_11_151
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Constitutional and legal regulation of social entrepreneurship
БАТТАХОВ Петр Петрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: battakhov@mail.ru;
Battakhov Petr Petrovich,
candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: battakhov@mail.ru
Краткая аннотация: В работе рассматривается правовое регулирование социального предпринимательства в свете конституционных основ российского законодательства. Выделено, что предпринимательская деятельность трактуется Конституцией Российской Федерации как одна из наивысших общественно полезных ценностей, признавать, соблюдать и защищать которую обязано государство на основании Основного закона страны. В работе утверждается указания на гарантируемое Конституцией России социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность. Уделено внимание свободе осуществления бизнеса в России, основанной на конституционном праве. Сделан вывод о том, что среди основополагающих целей проделанной работы - задача проанализировать процедуру обретения статуса социального предприятия на федеральном уровне.
Abstract: The work considers the legal regulation of social entrepreneurship in the light of the constitutional foundations of Russian legislation. It is emphasized that entrepreneurial activity is interpreted by the Constitution of the Russian Federation as one of the highest socially useful values, to recognize, comply with and protect which the state is obliged to on the basis of the Basic Law of the country. The work approves instructions on the social partnership, economic, political and social solidarity guaranteed by the Constitution of Russia. Attention was paid to the freedom of doing business in Russia, based on constitutional law. It was concluded that among the fundamental goals of the work done is the task of analyzing the procedure for gaining the status of a social enterprise at the federal level.
Ключевые слова: Социальное предпринимательство, предприятия, Конституция, договор, предпринимательская деятельность.
Keywords: Social enterprise, enterprises, Constitution, contract, business activity.
Для цитирования: Баттахов П.П. Конституционно-правовое регулирование социального предпринимательства // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 151-154. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_151.
For citation: Battakhov P.P. Constitutional and legal regulation of social entrepreneurship // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 151-154. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_151.
Статья поступила в редакцию: 10.11.2023
Правовое регулирование социального предпринимательства в России основывается на Конституции, статьи которой затрагивают и другие направления предпринимательской деятельности. Далее рассмотрим основополагающие положения Конституции, касающиеся регулирования малого и среднего бизнеса, так и специальные нормы, имеющие отношение к социальному предпринимательству.
Важное значение имеет ст. 34 Конституции России, которая гласит, что каждый гражданин имеет право на применение своих материальных и нематериальных активов для предпринимательства.
Несмотря на то, что собственно предпринимательство упоминается в основном законе страны лишь два раза (в ст. 34 и п. 3 ч. 1 ст. 114, описывающем вопросы содействия предпринимательской активности), это не значит, что сфера предпринимательской деятельности плохо законодательно проработана. Если проанализировать все статьи Конституции РФ, становится очевидно, что право на предпринимательскую активность - это высшая ценность, которая защищается по закону в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Иными словами, Россия - это, в соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции, социальное государство, вследствие этого предпринимаются законодательные шаги по развитию сферы социального предпринимательства.
Правовая основа свободы предпринимательства базируется на возможности по собственному усмотрению распоряжаться своими материальными и нематериальными ресурсами в рамках предпринимательской деятельности. Об этом сказано в ч. 1 ст. 34 Основного закона страны. В ст. 1 Гражданского кодекса России закреплено право гражданина свободно заключать договор в рамках законной деятельности.
Свобода предпринимательской деятельности не должна выходить за определенные пределы, чтобы не нарушались права иных лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ). В противном случае возникнет злоупотребление предоставленным правом (ст. 10 Гражданского кодекса РФ). Этот нюанс также касается права любого человека на чистую природную среду, исключение фактов ее отравления вследствие предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 42 Конституции РФ).
Ограничения занятия предпринимательством в Конституции являются редким исключением и могут применяться лишь в рамках законодательных актов федерального уровня. Об этом указано в ст. 55 Конституции, в которой перечислен полный список ситуаций, когда законные права человека могут подвергнуться ограничениям.
В соответствии с п. 3 ст. 56 Основного закона страны даже объявление чрезвычайной ситуации в государстве не может стать причиной ограничения или запрещения законной предпринимательской деятельности. Указанное право - важный конституционный принцип. Данное положение является доказательством того, что индивидуальная предпринимательская деятельность прочно вошла в нашу жизнь и, соответ-
ственно, в Конституцию^].
Кроме этого, законному предпринимательству, в том числе социально направленному, не должны препятствовать государственные меры с контрольными или надзорными целями.
Принципы свободной предпринимательской деятельности предполагают, что правила для частного бизнеса одинаковы во всех регионах страны. В связи с этим в ст. 71 Конституции РФ указано, что в России устанавливается единый и неделимый рынок, то есть целостная система законодательного регулирования базовых вопросов предпринимательской деятельности, а подробнее эти вопросы решаются законодательно и исполнительно на региональном и муниципальном уровнях.
Такая практика в отношении социального предпринимательства имеет место в регионах России. Отдельные субъекты РФ с целью признания объектов малого или среднего бизнеса предприятиями с социальной направленностью имеют право установить категории граждан и типы предпринимательской деятельности в дополнение к категориям и типам в соответствии с правовой нормой «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В этом случае организации, отнесенные к малому и среднему социально направленному бизнесу, могут рассчитывать на государственную поддержку лишь из регионального и (или) муниципального бюджета.
На всей территории России законодательно запрещено установление границ, демаркационных линий и иных разграничительных зон, которые будут препятствовать свободному движению товаров и услуг в рамках осуществления законной предпринимательской деятельности. Такие ограничения несут исключительный характер и могут вводиться в редких случаях в соответствии со ст. 74 Основного закона страны.
Для предпринимательства важна защита его имущественной основы. Поэтому в п. 3 ст. 8 Конституции РФ провозглашено неотъемлемое право на собственность. Стоит особо рассмотреть формулировку этого правила, касающегося защиты частной и иных форм собственности. Данная правовая норма возникла в противовес социалистическим порядкам, которыми предписывался запрет на личную собственность, выходящую за рамки индивидуальных и семейных потребностей людей. В частности, человек или семья не были вправе иметь в личной собственности более одного объекта жилой недвижимости. В случае наличия долей у человека и государства ситуация корректировалась в соответствии с действовавшими в то время законами (ст. 106, 107, 123 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.).
Процедура предпринимательской деятельности заключается в реализации последовательности экономических бизнес-проектов, целью которых является устойчивая доходность. Отечественные предприниматели заявили о себе очень давно. Разумеется, с веками они существенно менялись, потому что всякое общественное явление адаптивно в соответствии с запросами общества в разные времена.
В наши дни Россия делает существенную ставку на развитии социального предпринимательства. Социальная направленность бизнеса способствует партнерству предпринимателей и государства, и в итоге они способствуют общественному комфорту и развитию страны. Данное сотрудничество взаимно полезно. Социально ориентированные предприниматели активно внедряют в свою работу инновации для достижения практических целей и облегчения социальных условий в первую очередь для соотечественников, живущих в труднодоступных местностях, безработных и для прочих нуждающихся в этом категорий населения. В таких обстоятельствах грамотное поведение бизнесмена может стать решающим фактором за счет использования им инновационных методов, которые более результативны в социальной и экономической практике.
Посвященные этой тематике нормативно-правовые акты Российской Федерации трактуют социальное предпринимательство следующим образом: под этим термином государство предполагает направление практической и целенаправленной активности, ориентированной на выполнение общественно полезных задач, и способствующей преодолению социальных вопросов граждан страны. Такого рода социальное предпринимательство проводится в нашей стране на правовых основаниях, сформулированных в первой части 24 статьи ФЗ №209 от 24.06.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209).
С точки зрения подавляющего большинства отечественных бизнесменов данное направление пока еще имеет ярко выраженную новаторскую сущность. На просторах страны предприниматели традиционно и почти всегда находили способы решить социальные проблемы без обращения к государству. Сегодня также многие бизнесмены остаются верны этой привычной концепции, не переориентируясь на более современные подходы. Однако сегодня те, кто занимается предпринимательством, получили возможность вести свое полезное для общества дело в партнерских взаимоотношениях с государством. Иными словами, отныне общественно ориентированный бизнес принимает формы взаимно полезного сотрудничества хозяйствующих субъектов и органов государственной власти. При этом достаточное число таких предпринимателей теперь могут рассчитывать на немаловажную государственную финансовую помощь.
Первоочередные цели описываемого проекта состоят в том, чтобы извлекать доход и одновременно с этим решать социальные вопросы с целью поднять качество жизни нуждающихся в этом граждан. В частности, вышеупомянутый Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в своем 8 пункте 3 статьи излагает определение общественно ориентированного бизнеса нижеследующим образом: «предпринимательский субъект, который трудится в сфере социального предпринимательства». Проще говоря, на законодательном уровне категории деятельности хозяйствующих субъектов достаточно строго ограничены.
Специфики Российской Федерации заключается в том, что в ней социально ориентированный бизнес не распространяется по всем направлениям предпринимательской деятельности. Немалое число имеющихся сфер сегодня заполнено другими хозяйствующими субъектами, вследствие чего конкуренция с такими мощными игроками становится очень непростым делом. Однако постепенно, с течением времени и последовательными государственными мерами поддержки, если государство их будет осуществлять, хозяйственным субъектам станет гораздо проще справляться с такими экономическими затруднениями и переходить к более активному прогрессу в самых разных отраслях и направлениях работы.
Следует хорошо осознавать, что по ряду таких направлений очень многие предприниматели попросту не будут в состоянии результа-
тивно продвигать свои проекты без существенной государственной помощи. По этой причине логично утверждать, что в течение первых трех лет государству необходимо оказывать поддержку этому бизнесу, причем не только с материальной стороны, но и консультациями и даже организационно. Соответствующие государственные структуры следует обязать обеспечивать поддержку социально полезному бизнесу. В рамках этого, например, можно ускорить регистрационные процедуры социально ориентированного предпринимательства на местах. Говоря о другой стороне участников этих взаимоотношений, следует подчеркнуть, что от бизнесменов, в свою очередь, тоже потребуется неукоснительное соблюдение каждой обязанности, принятой ими перед госструктурами. Ориентироваться необходимо не только на доходность бизнеса, но и на то, насколько он полезен с общественной точки зрения. В российской реальности сегодня остается еще немало проблем и болезненных вопросов, требующих скорейшего и при этом полного и разумного решения.
Если взглянуть на тему нашего обзора в общемировом масштабе, то мы увидим, насколько широко социальное предпринимательство укрепляется по всей планете. Что касается нашей страны - в ней активно ищут наиболее действенные организационно-правовые решения для урегулирования соответствующего направления предпринимательства. Но при этом следует учитывать, что стремление к слепому копированию специализированных организационных решений, направленных на управление социальным бизнесом по западным образцам, чревато сокрушительным фиаско в отечественной действительности с ее неповторимой спецификой.
Социальное предприятие представляет собой развитый и современный объект малого или среднего бизнеса, действующий по собственному уставу в рамках той или иной социальной парадигмы. Работа такой организации среди прочего направлена на повышение степени благополучия социально уязвимых категорий населения. При этом значительная часть прибыли направляется на дальнейшее развитие социального предприятия и расширение его общественной значимости[2].
Сегодня для получения статуса социального предприятия нужно подтвердить соответствие критериям для таких организаций. Первое занесение организаций в реестр социальных предприятий состоялось 1 апреля 2020 г. Социальные предприниматели были ограничены определенными рамками. Статус субъекта социального предпринимательства необходимо подтверждать ежегодно. После такого подтверждения открывается возможность получения материальной или консультационной поддержки со стороны государственных органов. Сама процедуры внесения в реестр состоит в том, что будущему социальному предпринимателю нужно пройти два регистрационных этапа. Перед этим нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или получить статус хозяйствующего субъекта. Иными словами, перед подачей заявления на получение статуса социального предпринимателя необходимо пройти процедуры, предусмотренные законодательно для получения статуса ИП.
Стоит отметить, что сегодня комплекс этапов для получения статуса социального предпринимателя сложен для начинающего бизнесмена. Помимо описанных выше мероприятий, обязательно определение типа деятельности создаваемого социального предприятия. В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» перечень типов социальной предпринимательской деятельности ограничен. По этой статье существует множество вопросов. В частности, касающихся типов предпринимательской деятельности и видов хозяйствующих субъектов. Кроме этого, законодательно поддерживаемые проекты зачастую не дают значимых результатов, многие бизнесмены получают разную государственную поддержку, поэтому перспективные направления работы не практикуются. Чтобы настоящий проект стал эффективным, необходим контроль государственных органов и принятие соответствующих мер для решения возникающих проблем.
На основании вышеизложенного необходимо заметить, что предпринимателям, занятым малым и средним бизнесом и намеревающимся получить или сохранить статус социальных предпринимателей, следует подумать о том, чтобы на добровольных началах ограничить свободу собственной деятельности. В этой связи необходимо напомнить, что согласно статье 24.1 ФЗ №209 к социальному предпринимательству следует относить только такие предприятия, которые способствуют обеспечению работой социально незащищенных категорий населения или занимаются осуществлением общественно важных видов деятельности - выпускают социально необходимые товары, выполняют общественно значимую работу (организуют досуг детей и подростков, например). И если предприниматель не фигурирует в таком поле деятельности, то он не имеет право рассматриваться в качестве социального предпринимателя и рассчитывать на соответствующую поддержку от государства.
Вместе с этим, согласно пункту 1 статьи 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации, наиболее действенным и обоснованным представляется формулировка, что в обязанности хозяйствующего субъекта входит трудоустройство лиц, которые должны трудиться в сфере социального предпринимательства. В эту категорию входят, в частности, лица с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, одинокие люди, многодетные родители, лица без определенного места жительства, малоимущие россияне, беженцы, выпускники детдомов, пенсионеры и прочие группы населения. Кроме того, сегодняшняя реальность требует внесения корректировок в соответствующую статью. В перечень категорий граждан требуется добавить коренные малочисленные народы страны - это даст им законные основания для получения работы в такого рода организациях[3].
Согласно пункту 5 статьи 24 ФЗ №209, социальные предприниматели в Российской Федерации имеют право на ряд мер государственной помощи:
1. Инфраструктура. Государство может помочь социальным бизнесменам, организуя работу их предприятий, обеспечить их профессиональными консультациями, предоставить методические меры поддержки для претворения в жизнь проектов общественно ориентированного бизнеса;
2. Финансы. Государство может обеспечить такому предпринимателю разные льготы, предоставить субсидирование, ориенти-
рованное на материально-техническую поддержку ведения общественно ориентированного бизнеса;
3. Имущество. Государство может предоставить предпринимателю помещение, материально-технически обеспечить работу предприятия и снабдить его прочими ресурсами для реализации общественно ориентированного бизнеса;
4. Информационная поддержка. Государство может оказать поддержку в виде информационного обеспечения работы общественно ориентированного бизнеса, дать ему рекламу, обнародовать сведения о том, какие общественно полезные возможности открывает соответствующее предприятие, популяризировать социальное предпринимательство, рассказывать о результативности его деятельности;
5. Организационная поддержка. Государство может участвовать в организации сотрудничества между регионами, проводя разные форумы, конференции, ярмарки, чтобы наладить устойчивые взаимовыгодные отношения между социальными предпринимателями;
6. Образование. Обучение кадров, а также повышение и контроль их профессиональной квалификации.
Субъекты РФ имеют право вносить дополнения в список вышеуказанных мер помощи государства социальному предпринимательству и вводить дополнительные критерии, на основе которых специализация того либо иного юрлица может соответствовать статусу такого бизнеса. Из этого следует, что ведение общественно полезного бизнеса осуществимо как в сфере гражданско-правовых взаимоотношений (в частности, когда заключается частноправовое соглашение и не имеется мер поддержки государства работе социальному предпринимательству), так и при осуществлении правовых взаимоотношений административного, финансового и иного вида (если общественно ценному предприятию оказывается помощь госструктур).
В нынешней России идет активное становление общественно ориентированного бизнеса, соответственно, столь же быстро растет число стремящихся получить статус хозяйствующих субъектов. Страна придает большое значение и старается развивать соответствующее направление. Эта новая сфера, вне сомнения, интересна всем отраслям отечественной экономики. Поэтому идет активная научная работа, организуются международные и федеральные встречи, по итогам которых появляются содержательные публикации. Законодатели работают над улучшением новых и уже действующих правовых норм.
Таким образом, в соответствии с Конституцией России, страна стремится развивать отечественное социальное предпринимательство. Для этого требуется, чтобы к этому процессу подключились исполнительные структуры - общие усилия станут мощнейшим импульсом к становлению общественно ориентированного бизнеса, который станет большим подспорьем на пути экономического развития страны. Поэтому государству следует не препятствовать бизнесменам, усложняя их работу, а напротив, устранять препятствия для тех, кто находится на старте и нуждается в помощи.
Библиография:
1. Занковский, С. С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства / С. С. Занковский // Предпринимательское право. -2020. - № 4. - С. 51-56.
2. Шпинев, Ю. С. Социальное предпринимательство: вопросы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14, № 1. - С. 40-45.
3. Мотуренко, С. М. Правовое регулирование социального предпринимательства в России: основные аспекты // Право и государство: теория и
практика. - 2022. - № 12(216). - С. 207-210. References:
1. Zankovsky, S. S. Concept and legal regulation of social entrepreneurship/S. S. Zankovsky//Entrepreneurial law. - 2020. - № 4. - S. 51 -56.
2. Shpinev, Yu. S. Social entrepreneurship: issues of legal regulation//Gaps in Russian legislation. - 2021. - T. 14, NO. 1. - S. 40-45.
3. Moturenko, S. M. Legal regulation of social entrepreneurship in Russia: basic aspects//Law and the state: theory and practice. - 2022. - № 12(216). - S. 207-210.