Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)'

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТЕКСТЫ / КОНСТРУКЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ВЫСШИЙ НОРМАТИВНЫЙ СЛОЙ / ВЕРХОВНОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПОЗИТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ВЫБОРЫ / МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Червонюк Владимир Иванович, Забавка Владимир Иванович

Современное избирательное законодательство зарубежных стран находится в зоне активного действия феномена конституционализации. Удельный вес конституционных установлений в структуре избирательного права различен, обусловлен различными факторами - сложившейся на момент принятия конституции политической ситуацией в стране, конституционной культурой граждан и властвующих, отношением господствующих элит к праву, конституционным учреждениям и др. Конституционные установления усиливают действие норм и принципов избирательного права, гарантируют демократизм и конституционность практики его применения, придают гражданам уверенность в незыблемости и реальности избирательных прав, действенности институтов демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Червонюк Владимир Иванович, Забавка Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONALIZATION OF ELECTORAL LEGISLATION (COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS)

The modern electoral legislation of foreign countries is in the zone of active action of the phenomenon of constitutionalization. The proportion of constitutional provisions in the structure of electoral law is different, due to various factors - the political situation prevailing in the country at the time of adoption of the constitution, the constitutional culture of citizens and those in power, the attitude of the ruling elites to the law, constitutional institutions, etc. Constitutional provisions strengthen the effect of the norms and principles of electoral law , guarantee democracy and constitutionality of the practice of its application, give citizens confidence in the inviolability and reality of electoral rights, the effectiveness of the institutions of democracy.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)»

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_8_47

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ) CONSTITUTIONALIZATION OF ELECTORAL LEGISLATION (COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS)

ЧЕРВОНЮК Владимир Иванович,

доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. 107061, Россия, г. Москва, Окружной проезд, 4. E-mail: v.chervonyuk@yandex.ru;

ЗАБАВКА Владимир Иванович,

кандидат юридических наук, доцент Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. 107061, Россия, г. Москва, Окружной проезд, 4. E-mail: zabavkavladimir@mail.ru;

CHERVONYUK Vladimir Ivanovich,

Doctor of Law, Professor of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. 107061, Russia, Moscow, Okruzhny proezd, 4. E-mail: v.chervonyuk@yandex.ru ;

ZABAVKA Vladimir Ivanovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot. 107061, Russia, Moscow, Okruzhny proezd, 4. E-mail: zabavkavladimir@mail.ru

Краткая аннотация. Современное избирательное законодательство зарубежных стран находится в зоне активного действия феномена конституционализации. Удельный вес конституционных установлений в структуре избирательного права различен, обусловлен различными факторами - сложившейся на момент принятия конституции политической ситуацией в стране, конституционной культурой граждан и властвующих, отношением господствующих элит к праву, конституционным учреждениям и др. Конституционные установления усиливают действие норм и принципов избирательного права, гарантируют демократизм и конституционность практики его применения, придают гражданам уверенность в незыблемости и реальности избирательных прав, действенности институтов демократии.

Abstract. The modern electoral legislation of foreign countries is in the zone of active action of the phenomenon of constitutionalization. The proportion of constitutional provisions in the structure of electoral law is different, due to various factors - the political situation prevailing in the country at the time of adoption of the constitution, the constitutional culture of citizens and those in power, the attitude of the ruling elites to the law, constitutional institutions, etc. Constitutional provisions strengthen the effect of the norms and principles of electoral law , guarantee democracy and constitutionality of the practice of its application, give citizens confidence in the inviolability and reality of electoral rights, the effectiveness of the institutions of democracy.

Ключевые слова: конституционные тексты, конструкция избирательного права, высший нормативный слой, верховное право государства, конституционализация, позитивное избирательное право, выборы, механизм воспроизводства публичной власти, избирательная власть, избирательная система.

Keywords: constitutional texts, the construction of electoral law, the highest normative layer, the supreme law of the state, constitutionalization, positive electoral law, elections, the mechanism of reproduction of public power, electoral power, electoral system.

Дата направления статьи в редакцию: 04.05.2021

Дата публикации статьи: 31.08.2021

В структуре национального права современных государств конституционные тексты, относящиеся к сфере действия избирательного права, - нормативного комплекса, объединяющего множество разноуровневых норм и институтов, относящихся к обеспечению избирательных прав и свобод, занимают значительное место. Такие нормы, в силу характера национальной конституции обладают особой значимостью, высшей юридической силой, имеют прямое действие, не ограничены в пространстве и во времени, действуют весь период действия самой конституции. Удельный вес конституционных установлений в структуре избирательного права различен, обусловлен различными факторами, но прежде всего сложившейся на момент принятия конституции политической ситуацией в стране, конституционной культурой граждан и властвующих, отношением господствующих элит к праву, конституционным учреждениям. Много (достаточно с позиции формально-правовой определенности) или мало нормативных установлений, посвященных выборам, представлено в конституции не является случайностью и отображет тот государственно-правовой колорит в стране, на фоне которого разрабатывалась и принималась конституция. Очевидно, что если передача власти посредством выборов рассматривается как нечто отчужденное от его носителя (первоисточника публичной власти), зависящее главным образом от властвующего слоя, то ожидать развернутого изложения в основном законе страны конструкции избирательного права весьма наи вно. Правовое чувство слоя, представленного во власти, оказывается слабо выраженным в этом случае, уступая место прагматизму и расчету относительно консервации приемлемых для него порядков. Формирующееся в последующем позитивное избирательное право (законодательство) очень точно отображает именно эту модель правового регулирования всей системы воспроизводства публичной власти в стране. Коррекция сложившегося таким образом избирательного законодательства в контексте фундаментальных начал конституционализма, конечно, возможна. Однако формально-юридических ориентиров в этом направлении конституционный текст не дает; законодательно декретируемый порядок создает иллюзию конституционного порядка.

Вместе с тем не следует думать так, что количество конституционных норм прямо пропорционально демократическому характеру выборов в конкретно взятой стране. Такое возможно лишь в тех немногих странах, где в силу характера сформировавшейся государственности,

иных цивилизационных характеристик оказываются совместимыми формальная и материальная конституции, а конституционные порядки формируются не вопреки, а вследствие реализации (действия) национальной конституции.

Можно обратить внимание на следующие основные направления (функции) регулятивного и мировоззренческого характера воздействия национальных конституций по отношению к избирательному законодательству1.

Во-первых, конституция, соответственно ее месту в структуре национального права (являясь его высшим нормативным слоем, своего рода верховным правом государства)2, выступает фактором цивилизующим все позитивное избирательное право, подчиняет его требованиям конституционности; не только принципы и нормы конституции, но и ее понятия, концепты, которые должны быть имплементированы в содержание избирательного законодательства. Часть конституции, закрепляющая комплекс прав и свобод, включая избирательные права, выступает высшим критерием социальной приемлемости законодательства о выборах3, показателем его качества, социогуманитарной ценности4.

Во-вторых, избирательное законодательство и практика его применения, находятся под влиянием фактора конституционализации -феномена, порожденного действием конституции5. Изменение конституционных текстов, практика эволютивного их истолкования национальными конституционными судами, равно как и наднациональными судебными органами, оказывают непосредственное влияние на коррекцию избирательных законов. Одновременно конституционализация должна служить фактором стабилизации законодательства о выборах, а в странах с несформировавшимися конституционными традициями и своеобразной правовой ментальностью (где чувство права уступает политическим страстям и предпочтениям) своего рода непреодолимым препятствием для публичных властей, стремящихся каждый раз перед очередным избирательным циклом «подгонять» избирательное и партийное законодательство соответственно складывающейся политической конъюнктуре. Видимо, в таких случаях правомерной будет постановка вопросов о моратории на внесение изменений в законодательство о выборах, скажем, за год до даты назначения выборов, равно как и о конституционности вносимых законодательных новелл; полезным (с точки зрения развивающегося демократического процесса) может оказаться и экспертная оценка изменяющегося избирательного законодательства со стороны Венециан-6

ской комиссии .

В-третьих, конституция оказывает конкретно-регулирующее воздействие на всю область действия избирательного законодательства, выступает методологически ориентиром развития избирательного законодательства. В этом смысле национальная конституция должна содержать конкретные установления на этот счет7.

Как показывает анализ, юридическая конструкция избирательного права и избирательных систем в конституциях различных стран представлена по-разному. Прежде всего, конституционные системы всех без исключения современных государств признают избирательные права граждан. При этом конституции довольно значительного числа таких государств формально-юридически закрепляют такие права. Соответственно все параметры активного избирательного права в таком случае определены на конституционном уровне. Именно такой порядок и является наиболее действенным способом защиты права на свободное волеизъявление, поскольку изменен он может быть только с изменением самой конституции. Соответственно все избирательные законы воспроизводят соответствующие конституционные положения, закрепленные национальной конституции. Примером может служить действующая Конституция Польши (ст. 62).

Конституции целого ряда государств, кроме юридического признания избирательных прав, более или менее детально регулируют раз-

1 См.: Червонюк В. И. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций: в 10 выпусках. Вып. 5. Избирательное право / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, И. С. Назарова [отв. ред. д.ю.н., проф. В. И. Червонюк]. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017.

См. об этом: Конституционное право зарубежных стран : учебник: в 2-х ч. часть I. Сравнительное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп., / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова [под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В. И. Червонюка]. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 258-263; Червонюк В. И. Конституционное право России. Общая часть : учебник. В 2-х кн. Кн. 1 / В. И. Червонюк. 2-е изд., дополн. и перераб. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2019. С. 323-329.

3 См.: Червонюк В. И. Имплементация решений ЕСПЧ в национальное законодательство (современный контекст) // Вестник Московского университета МВД (современный контекст) // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 7. - С. 15-21; Его же: Пределы имплементации решений ЕСПЧ и феномен диффузии европейского (международного) права// Конституционное и муниципальное право. - 2017. -№ 12. - С. 63-68.

Такие выводы основываются на том постулате, что «институт прав и свобод определяет характер и объем властеотношений, пределы и формы их распространения в конституционном пространстве.... Конституционное право зарубежных стран : учебник: в 2-х ч. часть I. Сравнительное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп., / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова [под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В. И. Червонюка]. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 258-263; Червонюк В. И. Конституционное право России. Общая часть : учебник. В 2-х кн. Кн. 1 / В. И. Червонюк. 2-е изд., дополн. и перераб. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2019. С. 323-329.

4 См.: Червонюк В. И. Имплементация решений ЕСПЧ в национальное законодательство (современный контекст) // Вестник Московского университета МВД (современный контекст) // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 7. - С. 15-21; Его же: Пределы имплементации решений ЕСПЧ и феномен диффузии европейского (международного) права// Конституционное и муниципальное право. - 2017. -№ 12. - С. 63-68.

Фундаментальная проблема обнаружения и определения меры (баланса) между конкурирующими конституционными ценностями. должна разрешаться в современной конституционной практике в контексте отмеченной выше конституционной максимы. Коррекция иерархии ценностей с иных позиций, в том числе в практике конституционного правосудия, в этой связи недопустима и входит в конфликт с фундаментальными основами конституционного строя» (Червонюк В. И. Предмет (предметные области) и нормативная структура конституционного права в современном правовом дискурсе // Государство и право. - 2020. - № 2. - С. 50 - 58).

5 См.: Червонюк В. И. Избирательное законодательство зарубежных стран: понятие, проблемы качества и конституционализации (сравнительно-правовая и страноведческая характеристика) // Международный журнал конституционного (государственного) права. - 2018. - № 2. - С. 25-32; Его же: Конституционализация и интернализация миграционного права в контексте глобализирующихся миграционных процессов // Конституционное (государственное) право. - 2020. - № 1. - С. 34-45.

6 Очевидно, что в условиях демократической правовой государственности национальный законодатель не может игнорировать выводы такого рода наднациональных институтов. В частности, это перманентно представляемые Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией) Постоянной комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) аналитические документы в форме Докладов Венецианской комиссии о принципах избирательного права, дате выборов, их финансировании, о гарантиях участия в выборах политических партий, судебных гарантиях активного и пассивного избирательных прав и др. Фундаментальным актом, имеющим значение методологического ориентира в развитии национального избирательного законодательства являются «Руководящие принципы гроведения выборов» (см.:Венецианская комиссия о выборах и избирательных технологиях / Т. Я. Хабриева, А. И. Ковлер, Е. А. Фокин и др.; под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2020. С. 21 и сл.).

7 В качестве таких примеров Г. Лардейерт и А. Лейпхарт приводят Конституцию Королевства Дании, «Федеральный конституционный закон Австрийской Республики, Конституцию Республики Болгарии, конституции некоторых других государств, которые содержат особые требования в отношении форм ы законодательного акта о выборах либо процедуры его принятия. Отмечается, что согласно конституциям Испании 1978 г. и Молдовы 1994 г., порядок всеобщих выборов должен регулироваться органическим законом, Конституция Итальянской Республики 1947 г. запрещает применять сокращенную процедуру рассмотрения к законопроектам о выбор. Вместе с тем, заключают Г. Лардейерт и А. Лейпхарт, нормы избирательного права зачастую не включаются в конституции» (См.: Lardeyret G. 1991. «The Problem with PR». Journal of Democracy, 2: 34;. Lijphart A. 1991 b. «Double-Checking the Evidence». Journal of Democracy 2:48).

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

личные параметры национальной избирательной системы: закрепляют перечень принципов избирательного права; конституционно устанавливают тип и разновидности избирательных систем, в особенности применяемых к формированию высших органов государства - избираемого главы государства и парламента; учреждают механизмы (гарантии) реализации и защиты избирательных прав; исчерпывающе перечисляют основания ограничения избирательных прав, а в некоторых странах - основания и процедуры лишения избирательных прав, и др.

Поскольку выборы выступают единственным механизмом воспроизводства всей системы публичной власти, то конституционно определяется связь выборов, избирательных прав граждан с такой важнейшей составляющей конституционализма, как суверенитет народа. С этой точки зрения национальные конституции гарантируют представительный характер избирательной системы страны, ее подчиненный характер по отношению к первоисточнику и носителю власти - народу. Нередко европейские конституции, принятые еще в первой половине ХХ в., не обособляя в отдельную главу, раздел, нормы, относящиеся к избирательному праву, тем не менее содержат целый ряд базовых положений, касающихся выборов и избирательных прав граждан. Так, Основной закон ФРГ 1949 г. хранит молчание по поводу избирательных прав, во всяком случае в разделе I «Основные права и свободы» специальных положений по данному предмету нет. Однако абз. 2 ст. 38 (раздел (III. «Бундестаг») содержит положение, относящееся к характеристике активного избирательного права: (абз. 2 ст. 38)»1.

Еще более «отстраненным» может показаться текст Конституции Франции 1958 г. Однако следует иметь в виду, что все государства Европы - члены Европейского Союза, признавшие внутренним правом европейское право и, в частности так называемый Лиссабонский Договор (европейскую Конституцию), в которую инкорпорирована Хартия основных прав и свобод, закрепляющая европейские стандарты относительно выборов и избирательных прав граждан стран Европейского Союза2. Это также положение ст. 39, закрепляющее право избирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент.

Особо детальное закрепление всего, что относится к избирательной системе, содержат конституции тех стран, в которых избирательная власть конституционно наделяется свойствами государственной власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной3.

Комплекс норм, относящихся к правовому регулированию выборов, содержит Конституция Эквадора в разделе IV «О демократическом участии», в который помещена глава 1 «О выборах» 4.

Аналогичным образом сконструированы Конституция Аргентинской Республики5, Политическая Конституция Государства Боливия6, конститу-ции Бразилии, Колумбии и др. Конституция Республики Парагвай от 20 июня 1992 г. включает главу X «О политических правах и обязанностях», охватывающую своим содержанием комплекс избирательных прав (ст. 117 «О политических правах»)7.

Все без исключения конституции государств Латинской Америки, региона Индостана включают комплексы норм, закрепляющих изби-

8

рательную власть и ее конституционные учреждения .

В главе второй Конституции Республики Корея («Права и обязанности граждан») избирательные права граждан регулируются очень лапидарно: ст. 24 определяет право граждан голосовать в соответствии с законом, а ст. 25 устанавливает право для граждан занимать должности в государственных органах в соответствии с законом. Конституция не определяет цензы для активного избирательного права, эти вопросы решает текущее законодательство. Глава третья Конституции, посвященная Национальному собранию как высшему законодательному органу Республики Корея, устанавливает основные принципы избирательного права, содержит бланкетную статью, определяющую численность депутатов парламента (пп.1 и 2 ст. 41), содержит указания относительно того, что вопросы, связанные с избирательными округами, избирательным корпусом, применяемой избирательной системой, должны определяться соответствующим законом (п. 3 ст. 41); ст. 42 Конституции определяет срок депутатского мандата члена Национального собрания Республики9.

Конституция Арабской Республики Египет 2014 г. устанавливает, что политическая система основывается на политическом и партийном разнообразии, мирной передаче власти, разделении и балансе власти, подотчетности власти и уважении прав и свобод человека, согласно положениям настоящей Конституции10.

1 Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / отв. ред. Б. А. Страшун. М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2011. С. 226.

2 Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 584.

3 Так, Политическая Конституция Республики Никарагуа (ст. 2) устанавливает, что «национальный суверенитет принадлежит народу... Политическая власть осуществляется народом через представителей, свободно избранных на основе всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Никакие иные лица или группы лиц не могут присваивать себе эту власть или становиться ее представителями. Политическая власть также может осуществляться непосредственно в форме референдума, плебисцита и других процедур, установленных настоящей Конституцией и законами» (Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д. ю. н., проф. Т. Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. С. 581 -582).

В системе политических прав, предусмотренных Конституцией Никарагуа, содержится базовое положение о том, что «никарагуанцы, достигшие шестнадцати лет, могут осуществлять политические права, принадлежащие гражданам (ст. 47)» (Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 3: Южная Америка. С. 591).

Согласно ст. 176 Конституции Перу «избирательная система нацелена на обеспечение соответствия результатов выборов подлинному, свободному и непринужденному волеизъявлению граждан и отражение, посредством точного и своевременного подсчета голосов, воли избирателей, выраженной на выборах прямым голосованием» ((Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 3: Южная Америка. С. 794).

Комплекс норм, относящихся к правовому регулированию выборов, содержит Конституция Эквадора в разделе IV «О демократическом участии», в который помещена глава 1 «О выборах» (Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 3: Южная Америка. С. 1118-1119).

4 Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 3: Южная Америка. С. 1118-1119.

5 Там же. С. 21 и сл.

6 См.:Там же. С. 607.

7 Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 3: Южная Америка. С. 723.

8 Червонюк В.И. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций: в 10 выпусках. Вып. 5. Избирательное право / В. И. Червонюк. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. С. 356; Конституционное право зарубежных стран: учебник: в 2-х ч. Ч. II. Иностранное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп. / В. И. Червонюк, И.В. Калинский, А. Ю. Мелехова [под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В. И. Червонюка]. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 478-490.

9 См.: Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. Т. 2: Средняя Азия и Индостан, 2010. С. 240.

10 См.:Конституции государств Африки и Океании: в 3 т. / Т. 1.: Западная и Северная Африка, 2018. С. 214; Конституционное право зарубежных стран : учебно-методическое пособие / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова [под общ. ред. В. И. Червонюка]. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 417 - 428.

Конституция Шри-Ланки представляет собой своего рода инструкцию касающуюся всего того, что может быть отнесено к выборам1: Глава XIV «Право принимать участие в выборах и выборы» детально описывает все требования, относящиеся к избирателям (ст. 88-90); определяет принципы проведения выборов (ст. 93), дает описание применяемых на выборах избирательным системам и, соответственно, порядку голосования за кандидатов на выборные должности при избрании президента страны, депутатов парламента (ст. 94), провозглашение названий и границ избирательных округов (ст. 96, 96А). Глава XIVA Конституции «Избирательная комиссия» в том же стиле подробно определяет статус, порядок формирования, полномочия центрального избирательного органа страны2.

Примечательно, что несколько страниц конституционного текста посвящены участию полиции и вооруженных сил в обеспечении проводимых в стране выборов. О степени детальности этой части Конституции свидетельствуют, в частности, ст. 104С «Размещение полиции Комиссией» и ст. 104D «Размещение вооруженных сил Комиссией», в которых с присущей конституционному законодателю Шри-Ланки скрупулезностью определяются гарантии персонала силовых структур на время их участия в проводимых выборах3.

Отмеченное позволяет сделать вывод о том, что современное избирательное законодательство зарубежных стран находится в зоне активного действия феномена конституционализации. Тем самым национальные конституции, конституционное право в целом стремится выполнить свое действительное предназначение4 - гарантировать избирательные права, обеспечить их конституционность и реализуемость. Вследствие конституционализации происходит коррекция сложившегося избирательного законодательства в контексте фундаментальных начал конституционализма.

Библиогра фия:

1. Червонюк В. И. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций: в 10 выпусках. Вып. 5. Избирательное право / В. И. Червонюк. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017.

2. Червонюк В. И. Имплементация решений ЕСПЧ в национальное законодательство (современный контекст) // Вестник Московского университета МВД (современный контекст) // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 7. - С. 15-21.

3. Червонюк В. И. Пределы имплементации решений ЕСПЧ и феномен диффузии европейского (международного) права// Конституционное и муниципальное право. - 2017. -№ 12. - С. 63-68.

4. Конституционное право зарубежных стран : учебник: в 2-х ч. часть I. Сравнительное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп., / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова [под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В. И. Червонюка]. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 258-263.

5. Венецианская комиссия о выборах и избирательных технологиях / Т. Я. Хабриева, А. И. Ковлер, Е. А. Фокин и др.; под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2020.

6. Червонюк В. И. Конституционное право России. Общая часть : учебник. В 2-х кн. Кн. 1 / В. И. Червонюк. 2-е изд., дополн. и перераб. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2019. С. 323-329.

7. Червонюк В. И. Избирательное законодательство зарубежных стран: понятие, проблемы качества и конституционализации (сравнительно-правовая и страноведческая характеристика) // Международный журнал конституционного (государственного) права. - 2018. - № 2. - С. 25-32.

8. Червонюк В. И. Конституционализация и интернализация миграционного права в контексте глобализирующихся миграционных процессов // Конституционное (государственное) право. - 2020. - № 1. - С. 34-45.

9. Конституционное право зарубежных стран: учебник: в 2-х ч. Ч. II. Иностранное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп. / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова [под общ. ред.докт. юрид. наук, проф. В. И. Червонюка]. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 478 - 490.

10. Червонюк В.И. Предмет (предметные области) и нормативная структура конституционного права: инновационный подход к традиционной проблеме // Государство и право. - 2020. - № 2. - С. 50 - 68.

References (transliterated):

1. CHervonyuk V. I. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: kurs lekcij: v 10 vypuskah. Vyp. 5. Izbiratel'noe pravo / V. I. CHervonyuk. M.: Moskovskij uni-versitet MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya, 2017.

2. CHervonyuk V. I. Implementaciya reshenij ESPCH v nacional'noe zakonodatel'stvo (sovremennyj kontekst) // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD (so-vremennyj kontekst) // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2017. - № 7. - S. 15-21.

3. CHervonyuk V. I. Predely implementacii reshenij ESPCH i fenomen diffuzii evropejskogo (mezhdunarodnogo) prava// Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2017. -№ 12. - S. 63-68.

4. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran : uchebnik: v 2-h ch. chast' I. Sravnitel'noe konstitucionnoe pravo. 3-e izd., obnovlen. i dop., / V. I. CHervonyuk, I. V. Ka-linskij, A. YU. Melekhova [pod obshch. red. dokt. yurid. nauk, prof. V. I. CHervonyuka]. M. : Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya, 2018. S. 258-263.

5. Venecianskaya komissiya o vyborah i izbiratel'nyh tekhnologiyah / T. YA. Habrieva, A. I. Kovler, E. A. Fokin i dr.; pod red. T. YA. Habrievoj. M.: Institut za-konodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2020.

6. CHervonyuk V. I. Konstitucionnoe pravo Rossii. Obshchaya chast' : uchebnik. V 2-h kn. Kn. 1 / V. I. CHervonyuk. 2-e izd., dopoln. i pererab. M. : Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya, 2019. S. 323-329.

7. CHervonyuk V. I. Izbiratel'noe zakonodatel'stvo zarubezhnyh stran: ponyatie, problemy kachestva i konstitucionalizacii (sravnitel'no-pravovaya i stranovedcheskaya harakteristika) // Mezhdunarodnyj zhurnal konstitucionnogo (gosudarstvennogo) prava. - 2018. - № 2. - S. 25-32.

8. CHervonyuk V. I. Konstitucionalizaciya i internalizaciya migracionnogo prava v kontekste globaliziruyushchihsya migracionnyh processov // Konstitucionnoe (gosu-darstvennoe) pravo. - 2020. - № 1. - S. 34-45.

9. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: uchebnik: v 2-h ch. CH. II. Inostrannoe konstitucionnoe pravo. 3-e izd., obnovlen. i dop. / V. I. CHervonyuk, I. V. Ka-linskij, A. YU. Melekhova [pod obshch. red.dokt. yurid. nauk, prof. V. I. CHe^onyuka]. M. : Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya, 2018. S. 478 - 490.

10. CHervonyuk V.I. Predmet (predmetnye oblasti) i normativnaya struktura konstitucionnogo prava: innovacionnyj podhod k tradicionnoj probleme // Gosudarstvo i pravo. - 2020. - № 2. - S. 50 - 68.

1 Конституции государств Азии: в 3 т. Т. 2: Средняя Азия и Индостан, 2010. С. 945.

2 Там же. С. 941.

3 Конституции государств Азии: в 3 т. Т. 2: Средняя Азия и Индостан, 2010. С. 959.

4 См.: Червонюк В. И. Предмет (предметные области) и нормативная структура конституционного права: инновационный подход к традиционной проблеме // Государство и право. - 2020. - № 2. - С. 50 - 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.