DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_183
СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ЕГО НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ THE ESSENCE OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM AND ITS NORMATIVE BASES
ЧЕРВОНЮК Владимир Иванович,
доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 107061, Россия, г. Москва, Окружной пр-д, 4. E-mail: [email protected];
ЗИНЧЕНКО Елена Юрьевна,
кандидат юридических наук,
профессор Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. 107061, Россия, г. Москва, Окружной пр-д, 4. E-mail: [email protected];
CHERVONYUK Vladimir Ivanovich,
the doctor of yurisprudence, the professor of the Moscow University of the Mia of Russia named after V. Ya. Kikotya. 107061, Russia, Moscow, Okruzhny ave., 4. E-mail: [email protected];
ZINCHENKO Elena Yuryevna,
oandidate of Law, Professor of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikotya. 107061, Russia, Moscow, Okruzhny ave., 4. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Конституционный строй как реальное воплощение конституционализма представляет собой одновременно и особенный тип государственного и общественного строя, и базирующийся на конституционно признанной системе ценностей способ его (строя) институционализации посредством закрепления в национальной конституции фундаментальных основ (не сводимых только к конституционным принципам) такого строя. При этом конституционным государственный и общественный строй становится возможным лишь в определенных экономических, социокультурных и политических условиях, при наличии сформировавшихся и реально действующих институтов гражданского общества (приобретших реальное значение институтов собственности, прав человека, гражданских инициатив, партийной и избирательной систем и др.). При отсутствии таких условий и соответствующего им механизма властвования (системы правления) конституционным такой строй, несмотря на его декларирование в основном законе страны, не является; не приобретая реальных форм выражения в действительности, он представляет собой некий симулякр, символ. Отсюда методологически ошибочно соотносить конституционный строй с конституционно оформленными его принципами, равно как и квалифицировать данный феномен в качестве заданного юридической (формальной) конституцией способа организации государства.
Abstract. The constitutional system as a real embodiment of constitutionalism is at the same time a special type of state and social system, and a way of institutionalizing it (system) based on a constitutionally recognized system of values by fixing the fundamental foundations (not reducible only to constitutional principles) of such a system in the national constitution. At the same time, the constitutional state and social system becomes possible only in certain economic, socio-cultural and political conditions, in the presence of formed and actually functioning institutions of civil society (institutions of property, human rights, civil initiatives, party and electoral systems, etc., which have acquired real significance). In the absence of such conditions and the corresponding mechanism of government (system of government), such a system is not constitutional, despite its declaration in the basic law of the country; without acquiring real forms of expression in reality, it is a kind of simulacrum, a symbol. Hence, it is methodologically erroneous to correlate the constitutional system with its constitutionally formalized principles, as well as to qualify this phenomenon as a method of organizing the state given by the legal (formal) constitution.
Ключевые слова: конституционализм, система правления, правовой образ государственного и общественного строя страны, сферы конституционно-правовой жизни, гражданско-правовая жизнь общества, государственно-правовая жизнь, конституционные характеристики устройства государства.
Keywords: constitutionalism, system of government, legal image of the state and social system of the country, spheres of constitutional and legal life, civil and legal life of society, state and legal life, constitutional characteristics of the state structure.
Дата направления статьи в редакцию: 23.07.2021
Дата публикации: 30.09.2021
Введение
Действующая Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. главу 1 раздела первого именует «Основы конституционного строя». При этом отдельно словосочетание «конституционный строй России» не встречается в конституционном тексте1. Конституционный законодатель использует лингвистическую конструкцию «основы конституционного строя» как в названии главы 1, так и в отдельных статьях Основного закона (ч. 5 ст. 13; ч. 2 ст. 16; ч. 3 ст. 55)2. Можно сказать, что применительно к конституционному строю понятие «основы» употребляется исключительно в формально-юридическом значении - в смысле правовых основ, или нормативных установлений Конституции, закрепляющих преимущественно базовые, или фундаментальные устои общества и государства, основы жизнедеятельности личности. В этом случае, а равно в тех случаях, когда национальные конституции не употребляют понятие конституционного строя, его смысловое значение можно воспроизвести исключительно логическим путем из взаимосвязанного толкования тех положений национальной Конституции, в которых закреплены составляющие конституционного строя, ти-
1 В отечественной государствоведческой лексике термин «конституционный строй» применительно к российским реалиям не использовался. Прежние конституции -российские и союзные - использовали иную терминологию. Если первые конституции лишь закрепляли основные черты государственного строя, то в Конституции РСФСР 1937 г. появилась глава «Общественное устройство», а кроме того, были введены в оборот понятия «политическая основа» и «экономическая основа». В Конституции 1978 г. содержался раздел 1 «Основы общественного строя и политики РСФСР». Он включал главы «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита Отечества».
2 Считается, что конституционный законодатель в главе 1 Конституции чрезмерно юридизировал значение конституционного строя, представив его в Основном законе исключительно в качестве некоего «набора» (множества) принципов права. Однако такой технико-юридический прием позволяет более-менее точно представить его (конституционного строя) юридическую конструкцию.
тульные (сущностные) его характеристики с использованием конституционным законодателем различных лингвистических формул. В любом случае мы встречаемся с тем, что в национальной Конституции с использованием словосочетания «основы конституционного строя» либо без такового запечатлен (более или менее выразительно) правовой образ государственного и общественного строя страны.
Отмеченное указывает на то, что концепт «конституционный строй», имеющий свой действительный аналог в конституционной действительности, получивший категориальный государствоведческий статус, должен приобрести соответствующую его статусу определенность.
Доктринальные оценки феномена конституционного строя
Несмотря на фундаментальное значение, концепт конституционного строя в конституционно-правовой теории не получил надлежащей оценки. Достаточно обратиться к специальной литературе, чтобы убедиться в том, насколько фрагментарно представлен анализ базовой категории конституционного права. В интересной публикации М. И. Гранкина представлен критический анализ обозначившихся взглядов на проблему. При этом основной вывод самого автора относительно понятия конституционного строя выглядит несколько неожиданно: «конституционный строй - это система органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений,
3
предпринимательских и некоммерческих организаций...» .
В самом первом приближении, если следовать этимологическому значению слова «строй» (соглашаясь в данном случае с В. И. Далем
- признанным знатоком русского языка), то понятие конституционного строя можно рассматривать в значении разновидности публичного порядка
или, точнее говоря, публичных порядков с конституционно-правовой коннотацией4. В то же время, принципиально важно исходить из той
методологически значимой посылки, что конституционный строй (как составляющая конституционно-правовой действительности) появляется при
определенных условиях развития общества и государства, и в этом смысле он (строй) производен от феномена конституционализма5. Как
отмечается в специальной литературе, к таким условиям относится, прежде всего, необходимость утверждения в общественной практике
принципов конституционализма, законодательное признание на высшем уровне институциональных «сдержек» и «противовесов» в системе
власти. Конституционализм как порождение принципиально иной системы организации социума в новых социокультурных, экономических и
политических условиях объективно был связан с утверждением и гарантированием гражданских прав и свобод, формированием вследствие
этого организации публичной власти (властвования), функционирование которой отвечало цели установления и поддержания конституционных
порядков. Именно права человека становятся сущностным компонентом утверждавшегося конституционализма и возникшего в этой связи
конституционного права. Можно сказать, что отмеченные обстоятельства буквально порождают конституционное право, которое «следует» за
6
конституционализмом и подчиняется законам его развития .
В рассматриваемом, конституционно-правовом контексте конституционный строй является логическим следствием утверждения реального конституционализма. И точно так же, как конституционализм основывается на народовластии, признании и гарантированности прав и свобод, разделении властей, конституционный строй в своей организации приемлет те же постулаты. Конституционный строй в данном понимании есть реальное воплощение конституционализма в конкретно-исторических условиях, «проявляется в деятельности государства и общества и реально существует в объективном мире. Он - материально осязаемое проявление закрепленных в Конституции РФ теоретических постулатов»7. Значит, с позиции теории и практики современного конституционализма конституционный строй позиционируется как такая форма (тип) государственного и общественного строя, которая основывается на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, связанности государства правом и его подчинения приоритетам и интересам гражданского общества. Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической конституции и представлены реальной конституционной практикой. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных связей и отношений, есть устоявшаяся конституционная практика, в которой реализуется суверенитет народа, права и свободы личности, основанные на конституционных ценностях прерогативы органов публичной власти.
В специальном, сугубо государствоведческом значении конституционный строй можно рассматривать как способ организации публичной власти, базирующийся на Конституции и защищаемых ею ценностях; это такой «способ организации политической власти (государственной прежде всего), основанной на системе ценностей, ядром которых являются идеи конституционализма»8. При этом абсолютизация формально-юридического аспекта конституционного строя (соотнесение его важнейших характеристик с проспективными установлениями Основного закона страны) приводит к искаженному пониманию данного феномена. Соответственно, декларирование в Основном законе существующего в стране строя конституционным, притом что в социальной практике он не имеет аналога - развитых инсти-
3 Гранкин М. И. Конституционный строй: понятие и сущность // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 8. - С. 3 - 7.
4 Уместно напомнить, что соотнесение конституционного строя с публичным правопорядком в современной литературе, можно сказать, входит в моду.
5 Понятие конституционализма отображает одновременно и гносеологический «срез» данного феномена и его онтологию, т. е. реальное бытие; это одновременно проект, гносеологический образ и конституционная реальность. Конституционализм, таким образом, есть реально действующая система конституционного правления (конституционный строй) и система представлений об общедемократических, общецивилизационных, политико-правовых ценностях государственно-организованного общества (И. М. Степанов), являющаяся достоянием конституционного правосознания и выраженная доктринально. При этом указанные значения данного понятия совместимы (Червонюк В. И. Конституционное право России. Общая часть : учебник. В 2-х кн. Кн. 1 / В. И. Червонюк. 2-е изд., дополн. и перераб. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 421; Червонюк В. И., Калинский И. В., Мелехова А. Ю. Конституционное право зарубежных : учебник: в 2-х ч. Ч. I. Сравнительное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп. / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова [под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В. И. Червонюка]. - М. : Моск. ун-т МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 318 - 320).
6 Червонюк В. И. Предмет (предметные области) и нормативная структура конституционного права: инновационный подход к традиционной проблеме // Государство и право. - 2020. - № 2. - С. 50 - 68.
7 Гранкин М. И. Указ. раб. С. 3 - 7.
8 Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Л. Конституционное право Российской Федерации : учеб. 2-е изд. М. : ЭКСМО, 2011. С. 51; Краснов М. А. Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов : учеб.6 учеб. пособие [Текст]/ М. А. Краснов ; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики. М., 2018. С. 179 - 180.
тутов современного демократического правового и эффективного государства, а равно гражданского общества - вырождает такой строй, выражаясь терминологией выдающегося философа-постмодерниста Жана Бодрийяра9, в подобие симулякра - некоего знака, символа10, проектируемых публичных порядков, не имеющих шанса стать конституционной реальностью.
В рассматриваемом контексте феномен конституционного строя не следует сводить к тем нормативным положениям, которые формально-юридически представлены в национальной конституции, Вывод о том, что «строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем»11, не согласуется с действительной конституционной практикой. В этой связи серьезной методологической ошибкой следует считать отождествление основ конституционного строя с собственно конституционным строем - фактически существующего строя и его составляющих, которые получают формально-юридическое закрепление. Соответственно, утверждение о том, что «конституционный строй - это урегулированная положениями Конституции Российской Федерации организация государственной и общественной жизни.»12 следует признать, мягко говоря, неточным (правильнее сказать, - ненаучным). Такое понимание достаточно распространено среди юристов и смешивает содержание анализируемого феномена с его юридической формой (юридическая форма - это то, что отражено в Конституции, содержание - то, что имеет место в реальной конституционно-правовой жизни). При таком подходе вся сфера конституционно-правовой жизни, или действия Конституции, остается за пределами научного анализа и, таким образом, весьма своеобразно (неточно) представляет конституционно-правовую картину страны. Предлагаемое понимание конституционного строя даже в контексте остающихся ортодоксальных проявлений позитивистской методологии выглядит достаточно радикально. Следует, однако, обратить внимание на извинительное обстоятельство, присущее большой группе авторов отмеченной работы, поскольку задолго до обнародования ими цитируемого положения оно уже было сформулировано известными отечественными конституционалистами (об этом, правда, сведущему читателю приходится только догадываться)13.
Подобный подход имеет под собой методологическую основу - смешение должного и сущего, представление того, что закреплено в конституции в качестве конституционно должного и реальных конституционных порядков. Однако достаточно общее (в форме общих конституционных принципов) закрепление желательной модели государственного и общественного строя в национальной конституции никак не превращает его в реальный конституционный строй. Это всего лишь конституционный образ того, что должно себя проявить в будущем, сложиться в реальной жизни (этот образ как раз и отображается в головах исследователей). Отмеченное справедливо даже в том случае, если конституция квалифицирует государство в качестве конституционного (демократического, правового, социального и пр.). Именно так обстоит дело с обретшими самостоятельность бывшими республиками Союза ССР (не только позиционируемых с государствами Центральной Азии), которые конституционно декретировали себя в качестве конституционных («социальных», «правовых», «демократических» государств).
Таким образом, конституционный строй можно рассматривать в двух значениях: в формальном (специально-юридическом) - как оформленное в Основном законе устройство государства и общества, или как базирующийся на национальной конституции и защищаемых ею ценностях способ организации публичной власти. В указанном смысле конституционный строй есть важнейший институт конституционного права; в материальном - как основывающийся на принципах конституционализма тип государственного и общественного устройства. В данном контексте конституционный строй есть опорная, узловая категория конституционного права.
В широком (собственном) значении, становясь на позиции социологии конституционного права, составляющими конституционного строя можно признать его экономическую, политическую, социальную и духовно-культурную составляющие, или «устои» государственной и общественной жизни14. В указанном смысле следует признать ошибочным категоричный вывод о том, что конституционный строй - это «форма организации государства»15.
Нормативные основания конституционного строя
Очевидно, что содержание, «состав» конституционного строя отдельно взятого государства нельзя вывести логическим путем, не обращаясь к конституционной реальности. Если исходить из того, что Основной закон страны отражает эту реальность в своих установлениях (нормах, принципах, целях, декларируемых ценностях), то вывод относительно искомого нормативного состава можно с определенными оговорками сделать на основе положений главы 1 действующей Конституции Российской Федерации. Нормативный комплекс этой важнейшей части Основного закона закрепляет основные ценности (объекты) конституционного строя, предельное обобщение которых указывает на две их
9 См.: Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. С. 31 и сл.
10 Об имитации конституционных институтов в практике целого ряда современных государств см., например: Червонюк В. И., Калинский И. В., Мелехова А. Ю. Конституционное право зарубежных : учебник: в 2-х ч. Ч. II. Иностранное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп., / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова [под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. В. И. Червонюка]. М. : Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2018 (главы 8-15 раздела II части II).
11 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект 2020. С. 94. В понимании В. А. Черепанова, конституционный строй - это «устройс тво государства и общества, закрепленное в его конституции, определенным механизм властвования, установленный в данной стране» (Черепанов /В. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / В. А. Черепанов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. С. 62.
12 Конституционное право России. / под ред. Б. С. Эбзеева, Е. Н. Хазова, А. С. Прудникова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 102. Эта же «мысль» содержится и в последующих изданиях работы, состав ответственных редакторов которой обновился (см.: Конституционное право России : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» / под общ. ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева; под ред. Е. Н. Хазова, Н. М. Чепурновой. 9-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. С. 123; 10-е изд., 2019 г. (усиленное новыми авторами) также оставляет без изменения (с. 111) Здесь же авторы, видимо, уточняя свою позицию, отмечают, что конституционный строй - это «особая система правовых отношений, закрепляющих соответствующий способ организации демократического государства» (Там же. С. 111). Оставляя в стороне утверждение о том, что «отношения закрепляют соответствующий способ», поскольку такое закрепление - прерогатива не отношений, а норм, иных конституционных установлений, обратим внимание на ту же неточность: соответственно реально существующий строй позиционируется как система правоотношений. Очевидно, что влияние идей юридической школы здесь ощущается особенно сильно, можно сказать, магнетически действует на авторов. Позиция авторов (в незначительно обновленном формате) остается неизменной в следующем (11-м!) издании учебника (см.: Конституционное право России : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» / под общ. ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева; под ред. Н. М. Чепурновой и др. 11-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. С. 106 - 107).
13 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М. : Юристъ, 2003. С. 121.
14 В то же время нет оснований для такого понимания, при котором конституционный и общественный строй - фактически одно и то же - совокупность правовых институтов, которые являются господствующими, определяют структуру и характер общества, выражают его основные принципы и социально-экономические устои.
15 См.: Конституционное право : учебник / под общ. ред. О. С. Капинус ; науч. ред. И. В. Гончаров : Москва : Проспект, 2020. С. 86.
группы: с одной стороны, отображенные в конституционных установлениях (в ст.ст. 1, 3, 4-5, 7, 10-11,13 и др.), они характеризуют систему публичной власти в стране, формируют конституционный образ государства. Составляющей конституционного строя в данном контексте выступает публичная власть и ее основные институты, основанное на Конституции законодательство, вносящее порядок и организованность в регулируемые им отношения. Иными словами, организация публичной власти (органы, осуществляющие власть, их компетенционные связи, конституционные учреждения и пр.) - важнейший компонент конституционного строя. Эта составляющая конституционного строя отображает государственный строй или государственную жизнь и может быть выражена в понятии конституционного государства.
С другой стороны, Конституция (ст. 2, 3, 8, 9, 14 и др.) отражает все то, что охватывает сферу негосударственного бытия. Это сферы экономики, социальная и духовно-культурная жизнь людей, гражданские инициативы и др., которые характеризуют реальный общественный строй или гражданскую жизнь - организацию жизнедеятельности общества (гражданское общество).
Квинтэссенция конституционного строя - личность, ее права и свободы и то охраняемое законом жизненное пространство, доступ в которое государству и частным лицам полностью недоступен или ограничен. Своеобразие конституционного строя в том, что именно такой строй обеспечивает комфортную среду обитания человека, тем самым позиционирует свои титульные цивилизационные особенности.
Отмеченное указывает на то, что в структуре конституционного строя обособляются своей специфичностью две составляющие, каждая из которых, являясь объектом конституционного регулирования, обладает существенными особенностями. Вместе с тем, конституционный строй не был бы конституционным, если бы однозначно не исходил из первичности и доминирующего положения всего, что лежит за пределами государственной организации. Отсюда в контексте реального содержания (материального состава) конституционного строя можно выделить две группы конституционных основ, относящихся к: (1) устройству общества, месту человека и гражданина в системе государственного и общественного устройства; (2) организации государственной (публичной) власти.
Соответственно систематику конституционных основ главы 1 Конституции РФ можно выразить в двух группах фундаментальных начал: первая группа охватывает те из них, которые определяют конституционное устройство общества или гражданской жизни социума. К ним отнесены: народовластие (народный суверенитет); Российское государство как организация всего народа; признание человека, его прав свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности; вторая группа конституционных характеристик касается устройства государства, всей системы публичной власти. Соответственно Конституция (ст. 1-3, 5, 7, 8, 10, 14) характеризует Российское государство как: демократическое, служащее интересам народовластия; основанное на признании, соблюдении защите прав и свобод человека и гражданина; федеративное; правовое; воспринявшее принцип разделения властей в организации государственной власти; имеющее республиканскую форму правления; социальное; светское; суверенное государство.
Каждая из этих групп фундаментальных (базовых) конституционных основ юридически оформляет одну из составляющих конституционного строя - устройство государства (государственной, всей системы публичной) власти и сферу гражданско-правовой жизни общества. Обособляя эти две группы разных по своей природе фундаментальных начал конституционного устройства страны, следует иметь в виду, что такое обособление в одно и то же время принципиально и условно. Между государственной и гражданской сферами жизни не существует «китайской стены». По этой причине базовые начала устройства государства напрямую затрагивают сферу гражданского общества, равно как и наоборот.
Библиогра фия:
1. Гранкин М. И. Конституционный строй: понятие и сущность // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 8. - С. 3 - 7.
2. Червонюк В. И. Конституционное право России. Общая часть : учебник. В 2-х кн. Кн. 1 / В. И. Червонюк. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. С. 421.
3. Червонюк В.И., Калинский И.В., Мелехова А.Ю. Конституционное право зарубежных: учебник: в 2-х ч. Ч. I. Сравнительное конституционное право. 3-е изд., обн. и доп. / В.И. Червонюк, И.В. Калинский, А.Ю. Мелехова [под общ. ред. В.И. Червонюка]. - М. : Моск. ун-т МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 318 - 320.
4. Червонюк В. И. Предмет (предметные области) и нормативная структура конституционного права: инновационный подход к традиционной проблеме // Государство и право. - 2020. - № 2. - С. 50 - 68.
5. Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Л. Конституционное право Российской Федерации : учеб. 2-е изд. М. : ЭКСМО, 2011. С. 51.
6. Краснов М. А. Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов : учеб.6 учеб. пособие [Текст]/ М. А. Краснов ; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики. М., 2018. С. 179 - 180.
7. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. С. 31 и сл.
8. Червонюк В.И., Калинский И.В., Мелехова А.Ю. Конституционное право зарубежных: учебник: в 2-х ч. Ч. II. Иностранное конституционное право. 3-е изд., обн. и доп., / В.И. Червонюк, И.В. Калинский, А.Ю. Мелехова [под общ. ред. В.И. Червонюка]. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018 (гл. 8-15 разд. II ч. II).
9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект 2020. С. 94
10. Конституционное право России : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция» / под общ. ред. В. О. Луч ина, Б. С. Эбзеева; под ред. Е. Н. Хазова, Н. М. Чепурновой. 11-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. С. 123.
11. Конституционное право : учебник / под общ. ред. О. С. Капинус ; науч. ред. И. В. Гончаров : Москва : Проспект, 2020. С. 86.
References (transliterated):
1. Grankin M. I. Konstitucionnyj stroj: ponyatie i sushchnost' // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2011. - № 8. - S. 3 - 7.
2. CHervonyuk V. I. Konstitucionnoe pravo Rossii. Obshchaya chast : uchebnik. V 2-h kn. Kn. 1 / V. I. CHervonyuk. 2-e izd., dop. i pererab. M. : Moskovskij universitet MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya, 2019. S. 421.
3. CHervonyuk V.I., Kalinskij I.V., Melekhova A.YU. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh : uchebnik: v 2-h ch. CH. I. Sravnitel'noe konstitucionnoe pravo. 3-e izd., obn. i dop. / V.I. CHervonyuk, I.V. Kalinskij, A.YU. Melekhova [pod obshch. red. V. I. CHervonyuka]. - M. : Mosk un-t MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya, 2018. S. 318 - 320.
4. CHervonyuk V. I. Predmet (predmetnye oblasti) i normativnaya struktura konstitucionnogo prava: innovacionnyj podhod k tradicionnoj probleme // Gosudarstvo i pravo. - 2020. - № 2. - S. 50 - 68.
5. Vasil'eva S. V., Vinogradov V. A., Mazaev V. L. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii : ucheb. 2-e izd. M. : EKSMO, 2011. S. 51.
6. Krasnov M. A. Vvedenie v konstitucionnoe pravo s raz"yasneniem slozhnyh voprosov : ucheb.6 ucheb. posobie [Tekst]/ M. A. Krasnov ; Nac. issled. Un-t «Vysshaya shkola ekonomiki. M., 2018. S. 179 - 180.
7. Bodrijyar ZH. Simulyakry i simulyaciya. M.: Izdatel'skij dom «POSTUM», 2015. S. 31 i sl.
8. CHervonyuk V.I., Kalinskij I.V., Melekhova A.YU. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh: uchebnik: v 2-h ch. CH. II. Inostrannoe konstitucionnoe pravo. 3-e izd., obn. i dop., / V.I. CHervonyuk, I.V. Kalinskij, A. YU. Melekhova [pod obshch. red. V.I. CHervonyuka]. M. : Moskoi/skij universitet MVD Rossii imeni V.YA. Kikotya, 2018 (gl. 8-15 razd. II ch. II).
9. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitucionnoe pravo Rossii. 6-e izd., pererab. i dop. M. : Prospekt 2020. S. 94
10. Konstitucionnoe pravo Rossii : uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po napravleniyam podgotovki «YUrisprudenciya» / pod obshch. red. V. O. Luchina, B. S. Ebzeeva; pod red. E. N. Hazova, N. M. CHepurnovoj. 11-e izd., pererab. i dop. M. : YUNITI-DANA, 2020. S. 123.
11. Konstitucionnoe pravo : uchebnik / pod obshch. red. O. S. Kapinus ; nauch. red. I. V. Goncharov : Moskva : Prospekt, 2020. S. 86.