Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
И.И. Соколов
Константинопольский патриарх Кирилл VI:
Исторический очерк его деятельности
Опубликовано:
Христианское чтение. 1904. № 4. С. 534-558.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
"Г
Константинопольскій патріархъ Кириллъ УІ
(1813—1818 г.).
Историческій очеркъ его дѣятельности ’).
ВАТРІАРХЪ Кириллъ VI принадлежалъ къ числу наиболѣе выдающихся іерарховъ константинопольской церкви минувшаго столѣтія. Онъ родился въ 1775 году въ Адріа-5 нополѣ. въ семьѣ небогатаго торговца, въ мірѣ имено-f вался Константиномъ Сербетцоглу и начальное образованіе получилъ въ школѣ родного города, у извѣстнаго въ то время учителя Георгія, съ успѣхомъ обучавшаго наукамъ и свѣтскимъ, и духовнымъ. Даровитый юноша Константинъ обратилъ на себя вниманіе современнаго адріанопольскаго митрополита Каллииика, впослѣдствіи (1801 —1806, 1808— 1809 г.) патріарха вселенскаго, который и взялъ его подъ свое покровительство. Разсказываютъ, что для поощренія своего питомца въ занятіяхъ Кал.тиникъ подарилъ ему нѣкоторые учебники. Это было настоящимъ торжествомъ для бѣднаго и любознательнаго юноши, но въ то же время и предметомъ зависти для его товарищей 2)... Печатные учебники тогда цѣнились, особенно вт. убогихъ греческихъ школахъ, весьма дорого и находились вт. школьной библіотекѣ въ самомъ ограниченномъ числѣ экземпляровъ. Часто бывало, что па всю школу
') Настоящій очеркъ составленъ преимущественно по рукописнымъ греческимъ .матеріаламъ, извлеченнымъ изъ оффиціальныхъ кодексовъ Патріаршаго Архива въ Константинополѣ.
2) Гои оат, Іііоі ~араЬ).г,/.оі тйѵ і~і тг,с ,'Еѵѵу(згш; т?,; Елліоо; о:а прг'ІАу-—шу оѵоршѵ, 7. 1. о. 18—19. ’ATfjys'.. 1872.
53Г>
было только одно печатное руководство, да и то находилось вт> распоряженіи учителя, ученики же списывали съ этого учебника задаваемые уроки, иные копировали съ рукописнаго экземпляра и т. д., и въ результатѣ—копіи нерѣдко весьма далеко расходились съ оригиналомъ и оказывали плохую услугу школьному дѣлу... Вполнѣ понятна, значитъ, радость любознательнаго юноши, получившаго въ даръ хорошую и полезную книгу.
По окончаніи школьнаго образованія, Константинъ намѣревался продолжить его заграницей, въ одномъ изъ европейскихъ университетовъ, какъ это обыкновенно дѣлали его соотечественники, среди которыхъ, въ началѣ XIX вѣка, пробудилось сильное просвѣтительное движеніе 1). Но, по недостатку матеріальныхъ средствъ, ему пришлось отказаться отъ заманчивой поѣздки на культурный западъ. Взамѣнъ того, онъ рѣшилъ посвятить себя служенію церкви и обществу въ иноческомъ званіи, къ которому также имѣлъ искреннее стремленіе п которое могло создать ему обстановку, удобную п для научныхъ занятій. И вотъ, митрополитъ Каллпгшкъ постригъ Константина въ монашество, съ именемъ Кирилла, сдѣлалъ его своимъ іеродіакономъ, а потомъ и секретаремъ митрополіи, тѣмъ болѣе, что молодой инокъ былъ и прекраснымъ каллиграфомъ. Въ званіи секретаря, Кириллъ былъ правою рукою своего покровителя и съ успѣхомъ выполнялъ многотрудныя обязанности своего отвѣт ственнаго положенія2). Въ сентябрѣ 1792 года митрополитъ Кал-линикъ, вслѣдствіе столкновенія съ паствой, былъ перемѣщенъ из’ь Адріанополя въ Никею, а Кириллъ остался на родинѣ простымъ іеродіакономъ и съ жаромъ предался научнымъ занятіямъ. Въ это именно время онъ и пріобрѣлъ солидную научную подготовку, которая потомъ дала ему возможность выступить и на учено-литературное поприще. Въ 1801 году Кириллъ получилъ мѣсто архидіакона при ефесскомъ митрополитѣ Гавріилѣ, а вскорѣ былъ приглашенъ патріархомъ Каллииикомъ на должность великаго архидіакона патріархіи 3). Усердно исполняя свои прямыя обязанности, Кириллъ не оставлялъ и научныхъ занятій, завязавъ тѣсныя сношенія съ про-
0 М. Г s 8 s (!) ѵ, 'll 7ivs'j;j.a-'.7.7| чіѵт)зі£ той '(ічоис у.аті та грюта той
ІѲ' аСііѵос ётг,. ’Е 7. у. X у; а і а ат іч 7j ’А X q 9 s і а, 1888, 359—361 И Д.
2) Г о й 3 а I, 21.
3) М. ГеоБюч, Патріар’/.ічоі rivyy.s;. 683. Кшѵзтаѵ-іѵойгоХі;. 1884.
фессорами великой народной школы на Фанарѣ. Въ 1802 году онъ напечаталъ въ Константинополѣ и первый свой ученый трудъ, опубликовавъ въ одномъ сборникѣ неизданныя поэтическія произведенія византійскихъ писателей Ѳеодора Птохо-продрома. Георгія Писиды и Никифора Ксапоонула, вмѣстѣ съ каталогомъ вселенскихъ патріарховъ ‘).
Въ сентябрѣ 1803 года Кириллт. былъ хиротонисанъ во епископа и получилъ въ управленіе иконійскую митрополичью каѳедру. Здѣсь для образованнаго и энергичнаго архипастыря открылось широкое поле дѣятельности. «Ромейская райя» ико-нійской епархіи, живя среди смѣшаннаго мусульманскаго населенія, совершенно забыла родной греческій языкъ и говорилъ по турецки, нетверда была и въ религіозныхъ познаніяхъ, а въ гражданскомъ отношеніи подвергалась всѣмъ бѣдствіямъ безпринципнаго и деспотическаго турецкаго режима. Митрополитъ Кириллъ, защищая народъ отъ произвола турецкихъ властей, преимущественное вниманіе обратилъ на его религіозно-нравственное просвѣщеніе. Онъ часто произносилъ проповѣди на турецкомъ языкѣ, открывалъ школы, гдѣ ихъ не было, и заботливо относился къ школамъ уже существовавшимъ, вступая въ сношенія, по поводу лучшаго ихъ внутренняго устройства, съ учителями и енитропами * 2). Въ то же время онъ продолжалъ и свои научныя занятія и. между прочимъ, собралъ здѣсь историческій, географическій и археологическій матеріалъ для спеціальнаго труда объ иконійской области. Впослѣдствіи онъ, на основаніи этого матеріала, издалъ географическую карту иконійской области іі историческій къ ней комментарій, цѣнный также въ топографическомъ и ениграфическомъ отношеніяхъ 3). Иконійской епархіей Кириллъ управлялъ до 1810 года, когда былъ перемѣщенъ въ родной городъ Адріанополь, по просьбѣ его жителей. И здѣсь его дѣятельность развивалась, главнымъ.образомъ, въ двухъ направленіяхъ: онъ, какъ гражданскій предъ Портой представитель своей паствы, энергично защищалъ ее отъ притѣсненій ту-
>) S я Ч а ХеоеХ'лург/.т; ФіХоХоуія, с. 678. Ailyjvs'.. 1868.
2) К. К о и [л а [аяоріа: тшѵ ’аѵ9ро>—іѵшѵ —ря^есоч. т. XII, с. 512. ’Еч В:гч-чт,. 1832; Г о 6 5 я I, 24.
3) Сочиненія Кирилла озаглавливаются такъ: 1) Пічя; /(ороурязс/.б;
тѵр; ij-eyi/.T;; яр'/.іяятрятб.я; ’Г/лчіоу. ’Кч Biswr,. 1812; 2) Іатяр’.у.г, гтгр'.уряері; той tv Bisvvij прогхйоѲічяс; хю?3уряуяу.оЗ л'чх-/.ос г?,; р.гуяд-р; ар’/.іоятря-'ія; ’Іхоч ':•>
жтл. Кип — -л'і--.'тг.оЪі. 1815. См. К. X я 0 я указ. соч.. 679.
рецкихъ властей и произвола масульманской черни и весьма усердно занимался благоустройствомъ народныхъ школъ и правильной организаціей церковной проповѣди *). Свои археологическія познанія онъ расширилъ изысканіями относительно прошлой судьбы города Адріанополя и его окрестностей, результаты коихъ и опубликовалъ въ трудѣ объ иконійской области * 2). Когда вселенскій патріархъ Іеремія IV отказался по болѣзни отъ патріаршей власти (4 марта 1813 г.), члены синода константинопольской церкви единогласно избрали его преемникомъ адріанопольскаго митрополита Кирилла, который 5 апрѣля 1813 г., въ Лазареву субботу, торжественно и вступилъ на патріаршій престолъ 3). Его избраніе было радостно привѣтствовано духовенствомъ и народомъ. Даже великій визирь Ах-медъ-паша, находившійся въ Адріанополѣ во время избранія Кирилла, поспѣшилъ привѣтствовать его по этому поводу, а потомъ съ большими почестями устроилъ ему отъѣздъ въ столицу 4).
О гражданско-административной дѣятельности патріарха Кирилла VI почти ничего неизвѣстно, кромѣ общихъ свѣдѣній о томъ, что и онъ, какъ верховный представитель ромейской райи, защищалъ ее, гдѣ нужно, отъ насилія и произвола турокъ и былъ ея покровителемъ и ходатаемъ предъ Портой 5 6). За всѣмъ тѣмъ, извѣстны случаи нарушенія Портой церковныхъ прономій грековъ и въ патріаршество Кирилла VIе). Изъ общественной его дѣятельности, прежде всего, отмѣтимъ сигиллій по поводу брачнаго приданаго, опубликованный въ 1814 году въ отвѣтъ на соглашеніе христіанъ Скопела. На этомъ островѣ былъ обычай давать дочерямъ въ приданое домъ. Дасто бывало, что родители, передавъ зятю свое единственное жилище, оставались сами безъ пріюта и проводили жизнь подъ откры-
’) Г о 6 5 а с, I, 25.
-) Эти свѣдѣнія помѣщены на заключительныхъ страницахъ (67-73) сочиненія ,,'Ьторі-/л) -гріуросрт,...“
3) К о и [і а ?, XII, 512.
4) Г о 6 5 aI. 25; 2 х. Вѵ'іѵтю;, ‘И Кшѵзтаѵ-іѵойтоА:;, II. 488. ’AQrjva:. 1862.
5) Гобоя?, [I, 26.
6) Въ 1817 году турецкое правительство, вопреки церковнымъ прономіямъ, отняло имущество у законныхъ наслѣдниковъ одного греческаго епископа, а въ 1818 году приказало, вопреки каноническимъ основаніямъ, дать брачный разводъ иѣкоему Стаматаки Багаджи. — Константинопольскій Патріаршій Архи»5; рукой, греч. кодексъ № ХШ, стр. 29—30,102.
тымъ небомъ. Инымъ приходилось строить три или четыре дома, по числу дочерей. Молодые люди острова вели себя весьма предосудительно, такъ какъ каждый изъ нихъ разсчитывалъ поправить женитьбой всѣ недочеты праздной и в'есе.той молодости. Бъ виду такихъ злоупотребленій, патріархъ, по желанію жителей, предписалъ, чтобы впредь дома не считались общеобязательнымъ брачнымъ даромъ, напротивъ — сами женихи обязаны предварительно пріобрѣсти дома, а потомъ н вступать въ бракъ. Брачное приданое должно впредь состоять изъ одежды, серебряныхъ вещей, денегъ и т. п., а недвижи-жимость могла даваться по желанію родителей невѣсты. По смерти родителей, братья не должны выгонять своихъ сестеръ изъ дому, но обязаны держать при себѣ, содѣйствовать ихъ выходу замужъ и снабжать приданымъ изъ общаго наслѣдственнаго владѣнія. Всякій обманъ при исполненіи обязательствъ относительно приданаго строго осуждается и представляется на судъ димогеронтовъ острова1). Затѣмъ, желая лучше обезпечить, въ матеріальномъ отношеніи, народныя филантропическія учрежденія въ Константинополѣ, патріархъ 4 декабря 1815 года приписалъ къ нимъ храмъ съ чудотворной иконой Богородицы «ііоиоа;» въ мѣстности Егри-капи, съ тѣмъ, чтобы ефоры учрежденій управляли, чрезъ посредство особыхъ епитроповъ, этимъ храмомъ, получали его денежные доходы, за вычетомъ вознагражденія духовенству, и употребляли на нужды бѣдныхъ и больныхъ, отдавая во всемъ отчетъ великой Христовой церкви. Особой грамотой патріархъ опредѣлилъ и обязанности клира этого храма, а равно и его отношеніе къ епитропамъ и ефорамъ2), Въ 1816 г. патріархъ утвердилъ завѣщаніе нѣкоего Іоанна Мората, который третью часть своего имущества пожертвовалъ хіосской больницѣ 3), а въ началѣ 1818 г. онъ издалъ сигиллій относительно устройства больницы для прокаженныхъ, учрежденной на собственныя средства великимъ логоѳе-томъ Константиномъ Мапомъ, подъ условіемъ ближайшаго съ его стороны завѣдыванія этой больницей4). Далѣе, патріархъ обратилъ вниманіе на благоустройство приходскихъ храмовъ. Такъ,
“) Геоешѵ, Косѵоѵіхаі Аіатя?еи, II, 145 — 148. Кат-аѵтіѵэйі:о).:(:. 1889.
2) Константинопольскій Патріаршій Архивъ, код. № XII, стр.
270 —272. Срав. Eü^evioj, ’ll ZtooSoZo? 292—299. ’A8f,vat. 1886.
3) І\. 11. Л., XII, 297—298.
‘) К. П. А., XIII, 69—70.
въ виду бѣдственнаго положенія храма св. Николая въ Га-латѣ, который въ 3 815 г. имѣлъ долгъ въ 200.000 гросіевъ '). патріархъ образовалъ семичленнѵю комиссію изъ почтенныхъ и опытныхъ лицъ, которая и должна была принять мѣры къ погашенію долга* 2). И столичный храмъ великомученика Димитрія въ Куручесме, по распоряженію Кирилла, вновь былъ представленъ управленію и наблюденію архонтовъ Александра Ханджери, Димитрія Схина и Константина Хараджа, которые впервые были сдѣланы его назирамп въ 1806 году. Въ 1814 году, по распоряженію патріарха, комиссія изъ четырехъ митрополитовъ производила ревизію дѣятельности этихъ попечителей за восьмилѣтній срокъ и нашла финансы храма въ блестящемъ положеніи. Патріархъ особою грамотою благодарилъ архонтовъ за ихъ усердіе къ церкви и опять сохранилъ съ ними обязанности ефоровъ3). Въ сентябрѣ 1813 года патріархъ утвердилъ ктиторскія права на храмъ Св. Духа въ Сапторинѣ за Маркомъ Плати, племянникомъ его основательницы, которая обезпечила эту передачу и своимъ завѣщаніемъ. Ктитору внушалась заботиться о внѣшнемъ благолѣпіи храма и упорядоченіи въ немъ богослуженія 4). Подобная грамота была дана въ декабрѣ 1815 г. тремъ священникамъ—ктиторамъ храма Богородицы на Тиносѣ, въ виду ихъ разногласія относительно правъ и обязанностей 5), а 27 апрѣля 1814 г. патріархъ утвердилъ частное пожертвованіе въ пользу церкви св. Георгія въ мѣстечкѣ Таксіархѣ, кесарійской епархіи, съ тѣмъ, чтобы проценты выдавались священнику в). Вообще, патріархъ Кириллъ обращалъ большое вниманіе на приходскіе храмы и принималъ различныя мѣры къ тому, чтобы уменьшить ихъ долги, увеличить доходы, создать внѣшнее благолѣпіе и т. п. Въ 1814 году, въ силу синодальнаго постановленія, была образована при патріархіи особая комиссія, подъ предсѣдательствомъ деврскаго митрополита Анѳима, которая обязана была
‘) Турецкій гросій въ настоящее время равняется нашимъ 8 коп., а въ началѣ XIX вѣка онъ равнялся одному франку. — 2 х. BeCivtio;, указ. соч., III, 252.
2) Е Ü у ё ѵ t о s, 220—221, 303—307.
3) М о а т а х і о т] ;, ІІерІ Ко\>ро«-£еаілё тиа. ’Е*ѵ. ’А X і) Ѳ s t а, 1885, № 9. а. 403, JV» 11, з. 512—514.
4) К. II. А. XII, 177—178.
5) Тамъ же, 268—269.
в) Тамъ же, 209.
посѣщать храмы и монастыри константинопольской архіепископіи, ревизовать ихъ денежныя дѣла н заносить приходскіе отчеты въ особый кодексъ, хранившійся въ Патріаршемъ Архивѣ; въ свою очередь, епитропы храмовъ обязаны были отдавать въ своей дѣятельности отчетъ предъ общимъ собраніемъ прихожанъ *).
Патріархъ Кириллъ былъ озабоченъ улучшеніемъ матеріальнаго положенія и патріархіи. Въ 1813 году общій ея долгъ простирался до 1.936,000 гросіевъ. Съ цѣлью изыскать необходимы для покрытія этого громаднаго долга средства и предотвратить • угнетавшій патріархію финансовый кризисъ, Кириллъ въ томъ же году устроилъ спеціальное по этому поводу совѣщаніе, въ которомъ, подъ его предсѣдательствомъ участвовали 18 архіереевъ, 13 свѣтскихъ представителей народа (-уоиуоѵтг; -'svou;) и епитропы спеціальной церковно-народной казны, находившейся при патріархіи. Собраніе постановило: 800 пунговъ (таоууѴіа) 2) долгу оставить за патріаршей казною, а остальные 3.072 пунга разложить на всѣ епархіи патріархата, соотвѣтственно ихъ матеріальному благосостоянію, взявъ съ каждаго архіерея оффиціальное письменное обязательство относительно уплаты долга въ опредѣленный срокъ. Собраніемъ былъ составленъ и списокъ всѣхъ епархій съ обозначеніемъ долга каждой, въ общемъ на сумму въ 1.536,000 гросіевъ. Въ апрѣлѣ 1818 года патріархъ и синодъ особой энцикликой увѣдомили объ этомъ всѣхъ епархіальныхъ архіереевъ 3). Въ свою очередь, патріархъ Кириллъ тогда же издалъ ейнодальный томъ па имя настоятелей и епитроповъ церквей въ константинопольской архіепископіи, въ которомъ объявилъ, что, въ виду крайне затруднительнаго финансоваго положенія патріархіи, годичный денежный взносъ константинопольскихъ храмовъ въ пользу патріарха, т. п. брратоіхюѵ, увеличивается почти въ три раза, такъ что, вмѣсто 7,000 гросіевъ,
') М. Ге 5 і«ѵ, ’Н oiaZsIpiatj тш-/ ’svopiaxwv Хоуар'.ааашѵ. ’Е х х X. ’А X if; -О е і а 1888. № 14, о. 116.—Сохранившійся въ Патріаршемъ Архивѣ упомянутый кодексъ показываетъ, что до 1814 года 26 храмовъ столицы имѣли на себѣ долгу свыше 400.000 гросіевъ. Уплата его производилась крайне медленно, съ большимъ варостаніемъ процентовъ. Нѣкоторые епитропы, боясь патріаршаго контроля, отказывались отъ завѣдыванія церковными суммами. Въ кодексѣ содержатся отчеты до начала 1820 года.
2) Пунгъ содержитъ 500 гросіевъ.
3) К. П. А., DCXXXV1I, 5—17.
32 храма архіепископіи впредь должны уплачивать патріарху
20,000 гросіевъ '). Аналогичныя распоряженія объ увеличеніи взносовъ были сдѣланы и епархіальными архіереями. Но такой внутренній заемъ принесъ мало пользы патріархіи, такъ какъ и духовенство, и народъ были до крайности обременены правительственными налогами и поборами разнаго рода, большею частью произвольными и беззаконными, поэтому финансовый кризисъ константинопольской церкви оставался постояннымъ его удѣломъ въ теченіе и всего XIX вѣка * 2).
Въ интересахъ церковнаго управленія, архіепископія Ниссаны въ 1815 году была соединена съ митрополіей Ниссы, йодъ властью митрополита Мелетія 3 *), а патріаршая экзар-хія Триполицы вт, 1818 г. обращена въ самостоятельную митрополію1); къ ней была присоединена и епископія Амикла, входившая прежде въ составъ ликедемонской митрополіи, а въ вознагражденіе за эту утрату великая церковь уменьшила долгъ лакедемонскаго митрополита Хрисанѳа на 3500 гросіевъ5). Въ томъ же году къ митрополіи касторійской была присоединена епископія колонійская, причемъ на первую былъ переведенъ и патріаршій долгъ второй въ размѣрѣ 2000 гросіевъ 6). Въ августѣ 1813 г. Кириллъ и синодъ избрали на вдовствующую (по смерти Аноемія) антіохійскую патріаршую каѳедру арка-діопольскаго митрополита Серафима, собравшись въ храмѣ св. Іоанна Предтечи въ Куручесме
Патріархъ Кириллъ ревностно охранялъ и церковные каноны. Важный, въ этомъ отношеніи, сигиллій былъ изданъ патріархомъ 9 іюня 1814 года по поводу запрещенія брака между лицами, находящимися вт, пятой степени родства. Въ керкир-ской епархіи былъ случай такого брака, совершенный священ никомъ по невѣдѣнію, причемъ супруги состояли въ бракѣ свыше 12 лѣтъ и имѣли дѣтей. Когда преступленіе открылось, виновные обратились къ митрополиту Іероѳею съ просьбой о снисхожденіи, такъ какъ разводъ оказался весьма затрудни-
9 Тамъ же, 18—20. Срав. DCXXXVIII, 2.
2) Въ 1860 году общій долгъ константинопольской патріархіи простирался до 150 милліоновъ гросіевъ. ’Exx^TjoiaoTixi] ’Алг(йеіа, 1880, № 8,
о. 119.
3) К П. А., IX, 353—354. *) К. П. А., XIII, 77.
5) Тамъ же, 88. 6) К. II. Л.., DCXXXVIII, 2.
7) XctjJouSo^ouAoj, ПзтріярХгхаі HwaxtSej, 295 — 296. (’Е х х А.
А А г( 9 е і а, 1882, Л» 19).
тельнымъ по многимъ причинамъ. Іерооей готовъ былъ окапать виновнымъ снисхожденіе, но вскорѣ умеръ, и дѣло чрезъ мѣстоблюстителя іеромонаха Хрисаноа вошло на разсмотрѣніе патріарха Кирилла. Патріархъ, изъ снисхожденія и экономіи, нашелъ возможнымъ оставить виновныхъ въ бракѣ, разрѣшилъ іеромонаху Хрнсаноу допустить ихъ и къ св. причастію, въ виду раскаянія супруговъ и затруднительности устроить разводъ, но въ тоже время рѣшительно объявилъ, что это—случай исключительный, не дающій повода для безнаказаннаго нарушенія церковныхъ законовъ въ будущемъ. Внимательно, неусыпными очами наблюдай,—собственноручно писалъ патріархъ Хрисанѳу вт. заключеніе грамоты,—чтобы эта церковная экономія и снисхожденіе, совершившіяся въ силу полной необходимости, не дали другимъ повода для дурпаго примѣра и подражанія, потому что зло всегда есть зло и не заслуживающее прощенія всегда остается таковымъ. Церковная дисциплина иногда пользуется такими снисхожденіями относительно грѣховъ застарѣлыхъ, частію отсѣкая и устраняя опасныя послѣдствія, изъ нихъ вытекающія, и крайнее отчаяніе чадъ, испрашивающихъ церковнаго милосердія, частію умѣряя такою кротостію п сочувствіемъ силу н непріятность продолжительныхъ страданій и обезпечивая снисходительною мѣрою раскаяніе въ старости, котораго мы съ искреннимъ душевнымъ расположеніемъ и желаемъ *). Равнымъ образомъ но особой только экономіи къ Николаю Маврокордату патріархъ разрѣшилъ двумъ братьямъ его фамиліи жениться на теткѣ н племянницѣ, о чемъ 11 декабря 1S16 года и увѣдомилъ смирнскаго митрополита2). Патріархъ строго относился и къ бракамъ православныхъ съ шіославными. 7 октября 18.18 года Кириллъ извѣщалъ смирнскаго митрополита, чтобы онъ противодѣйствовалъ такимъ бракамъ и не допускалъ ихъ, по не расторгалъ тѣхъ браковъ, которые уже совершены по невѣдѣнію духовенства или тайно, причемъ виновные могутъ допускаться къ св. причастію только съ разрѣшенія духовниковъ ;'). Въ виду строгаго исполненія духовенствомъ церковныхъ постановленій о бракѣ, христіанами иногда допускались обходы каноновъ: въ керкирской епархіи нѣкто Спиридонъ Ѳеотокисъ, чтобы жениться (вторично) па племянницѣ своей первой жены, при-
') Г г 5 so. ѵ, К. Д., И, 149—151.
> К. 11. Л., XII, 299. :і) К. II. А., XIII, 97.
пялъ латинство, а потомъ раскаялся и обратился въ патріархію съ просьбой опять принять его въ лоно православной церкви со всей семьей. Ему, ради семейства, было оказано снисхожденіе. но съ лишеніемъ св. причастія *). Патріархъ подвергалъ карѣ и духовенство за нарушеніе церковныхъ правилъ. Въ 1816 году былъ удаленъ на Аѳонъ епископъ Узины Даніилъ, съ запрещеніемъ въ священнослуженіи, такъ какъ онъ за одной литургіей производилъ рукоположеніе многихъ священниковъ и діаконовъ вмѣстѣ (іусХт^бѵ). Проживавшій въ то время на Аоопѣ бывшій патріархъ Григорій V ходатайствовалъ предъ Кирилломъ о снисхожденіи къ виновному, но ходатайство было отклонено, причемъ Кириллъ согласился допустить къ св. причастію Даніила, какъ простого мірянина, если его святѣйшество и духовники Аѳона признаютъ это возможнымъ 2). Были случаи наказанія, безъ всякаго снисхожденія, и священниковъ, нарушившихъ церковныя правила3). А когда епископъ Халена позволилъ себѣ вмѣшаться въ гражданскія дѣла проживавшихъ въ городѣ иностранцевъ и особенно драгомана австрійскаго консульства, то патріархъ письмомъ отъ 24 августа 1818 года рекомендовалъ ему впредь не дѣлать этого1). Въ этомъ городѣ былъ случай и измѣны православію, совершенной подъ вліяніемъ латинскихъ миссіонеровъ. Виновнымъ оказался священникъ Симеонъ Хтххобр, который внесъ въ диптихи имя римскаго папы и поминалъ его за богослуженіемъ. Мѣстный епископъ, узнавъ объ этомъ, немедленно лишилъ его правъ священства. Скоро и самъ Симеонъ созналъ свой грѣхъ, раскаялся и обратился къ патріарху съ просьбой о помилованіи, присоединивъ и свое письменное исповѣданіе вѣры въ строго православномъ духѣ, удостовѣренное подписью пяти другихъ священниковъ. Въ свою очередь и епископъ извѣстилъ патріарха о раскаяніи Симеона. Основывались на этомъ, патріархъ и синодъ возстановили его въ правахъ священства, о чемъ и была послана халепскому епископу синодальная грамота *).
Патріархъ Кириллъ былъ одушевленъ горячими заботами о благоустройствѣ и монашеской жизни въ патріархатѣ и сдѣлалъ въ этомъ отношеніи очень много важнаго и полезнаго. Прежде всего, ему принадлежитъ нѣсколько сигилліевъ. изданныхъ для * 5
’) Тамъ же, 40—42. 2) К. 11. А., XII, 292—293.
J) К. II. А., XIII, 95. 4) Тамъ же, 96.
5) К. IF. А., IX, 358-359. Срав. X а р о о 6 6 г. о u X о IT. ТТ.. 296—298.
подтвержденія, • возстановленія и обезпеченія правъ ставропи-гіалыіыхъ въ патріархатѣ монастырей. Такъ, 2 октября 1813 г. данъ сигиллій ставропигіалыюму монастырю Богородицы Олим-піотиссы, въ елассопской епархіи, на горѣ Олимпѣ, обезпечивающій его подчиненіе непосредственно патріарху,—право на владѣніе метохомъ въ платамонской епархіи и ирономію игумена являться въ храмъ въ мантіи и держать въ рукахъ патерицѵ; монастырь обязанъ ежегодно уплачивать въ патріаршую казну 250 гросіевъ. Сигиллій данъ на основаніи прежнихъ документовъ, представленныхъ игуменомъ іермонахомъ Арсеніемъ 1). Отъ 1814 г. извѣстны три сигиллія патріарха Кирилла, возстановляющіе права ставропигій: одинъ данъ (въ февралѣ) платамонскомѵ монастырю Св. Троицы, называемому также монастыремъ Діонисія 2), другой—монастырю Богородицы -rij; XpocoüTj-^;, въ мѣстности Диври, олѳнской епархіи3 *), и третій — монастырю Рождества Богородицы въ мѣстности Вланіи, епархіи фанаріо-діеохорійской. Послѣдній монастырь былъ построенъ братьями Георгіемъ и Константиномъ, получилъ и права ставропигіи, но, по смерти ктиторовъ, пришелъ въ упадокъ и потерялъ прежнія свои прономіи. Родственникъ ктиторовъ, архонтъ и спаѳарій Александръ Зулуціароглу, въ 1814 году, обратился къ патріарху Кириллу съ просьбой возстановить ставропигію въ монастырѣ) и предоставить ему кти-торскія права, въ силу прежнихъ грамотъ. Достовѣрныо свидѣтели и патріаршій экзархъ, бывшій стагонскій епископъ Паисій, подтвердили справедливость просьбы потомка ктиторовъ обители, и патріархъ далъ ему соотвѣтствующій сигиллій *). Отъ 1815 года сохранились четыре подобные сигиллія— монастыря св. Іоанна Предтечи въ Верріи 5), монастыря ЕиасуугХіатДя; на островкѣ Сканцурѣ, находившагося. подъ покровительствомъ аѳонской Лавры св. Аѳанасія и), монастыря Богородицы Ки-/.-/.ои на островѣ Кипрѣ, въ епархіи киринійской, и' обители св. Анастасіи въ Понтѣ. Кипрскій монастыръ Кикка въ 1813 году сгорѣлъ, но скоро былъ возстановленъ въ лучшемъ, сравнительно съ прежнимъ, видѣ. Игуменъ Мелетій и монахи представили Кириллу патріаршіе сигиллій 1783, 1760 и 1672 годовъ и просили возобновить ставропигіалыіыя права монастыря.
*) К. II. А„ XII, 183—184.
3) Тамъ же, 237—238.
5) К. II. А., XII, 243-244.
2) К. П. А., XII, 206—207. *) Тамъ же, 239—240.
«) Тамъ же, 256—257.
Патріархъ объявилъ его свободнымъ и независимымъ отъ всякой власти—духовной и свѣтской, съ обязательствомъ подчиняться одному патріарху, предписалъ монахамъ жить по уставу киновіальному, заботиться о благоустройствѣ обители, общимъ голосомъ избирать игумена, который и долженъ управлять монастыремъ при участіи почетныхъ старцевъ и согласно ѵставѵ, въ противномъ случаѣ лишается братствомъ власти; монахи должны безпрекословно повиноваться игумену и ничего не дѣлать безъ его разрѣшенія; въ столицѣ монастырь долженъ имѣть своего назира изъ числа синодалышхъ архіереевъ, который и является посредникомъ между нимъ и патріархіей и наблюдателемъ за монастырскими епитропами; монастырь имѣетъ право посылать своихъ сборщиковъ милостыни, которые и отдаютъ' отчетъ игумену, а въ случаѣ злоупотребленій подвергаются строгому наказанію; кипрскіе архіереи не имѣютъ права предъявлять никакихъ требованій къ монастырю; монастырь наслѣдуетъ имущество умершихъ монаховъ; наконецъ, патріаршій сигиллій долженъ дважды въ годъ торжественно читаться въ храмѣ монастыря—на св. Пасху и въ храмовой монастырскій праздникъ *). Что касается монастыря св. Анастасіи, то патріархъ, снисходя къ просьбѣ христіанъ епархій Меснмвріи, Анхіала, Агаѳополя, Созополя и другихъ, уничтожилъ здѣсь экзархію, установленную патріархомъ Григоріемъ V, призналъ недѣйствительнымъ и обращеніе монастыря изъ ставропигіи въ приходскій и вновь объявилъ его въ ставронигіалышмъ достоинствѣ, причемъ архіереи Анхіала и Созополя не должны вмѣшиваться въ его дѣла, а послѣдній лишался и права быть патріаршимъ—въ отношеніи къ монастырю—экзархомъ и контролировать его отчеты за ежегодное вознагражденіе въ 250 гросіевъ 2),—никто не имѣетъ права причинять безпокойство его экономамъ и отнимать метохи монастыря, монахи по должны присвоивать его вещей и утвари, христіане Анхіала, Пирга и Созополя обязаны попрежнему давать монастырю хлѣбъ, вино и соль и не уменьшать обычныхъ въ его пользу денежныхъ взносовъ, наблюдая за монастыремъ чрезъ посредство трехъ своихъ енитроповъ 3). Далѣе, въ 1816 году патріархъ Кириллъ утвердилъ ставропигіи въ монастыряхъ: Мароа-/.т( и -іо^ро-орта въ месимврійской епархіи (28 января) 4), св. Димитрія -tstpävt
l) К. II. А., XII, 258—259. ') К. П. А., XII, 250—253.
*) К. Л. А., XII, 171—172.
4) К. 11. А., XII, 275.
въ Коринѳѣ Введенія во храмъ Богородицы на Сифнѣ съ метохомъ на Самосѣ 2), Преображенія на островахъ Страфад-скихъ 3), Архангеловъ Ггѵт]р—-aal близъ Кесаріи 4), Честнаго Пояса на Самосѣ съ метохомъ Архистратига Михаила 5 * *) и Фанеромены на островѣ Наксосѣ съ метохомъ Воскресенія е). Въ 1817 году, патріархъ возобновилъ ставропигію въ ктитор-скомъ—іерея Іакова Кокка—монастырѣ rij; 'Офт^Хотера? на островѣ Наксосѣ <і) и въ ктиторскомъ—іермонаха Герасима Манганари—монастырѣ Богородицы тт,; Кароно-іаз-г;; въ мѣстечкѣ Месомѵри на Критѣ, съ тѣмъ, чтобы монастырь ежегодно уплачивалъ патріарху 15 гросіевъ,—игуменомъ и ктиторомъ его состоялъ Герасимъ, а по смерти его власть должна перейти къ старшему въ родѣ іеромонаху 8). Кромѣ того, патріархъ Ки-рнлъ далъ ставронигіалыіымъ монастырямъ нѣсколько сигилліевъ на право владѣнія метохами 9).
Обезпечивая монастырямъ свободу во внутренней жизни, независимость отъ постороннихъ давленій, неблагопріятныхъ для иноческихъ подвиговъ, и право на владѣніе собственностью, патріархъ Кириллъ внимательно слѣдилъ и за внутреннимъ благоустройствомъ монастырей и отечески устранялъ ралнчныя препятствія въ отношеніи подлиннаго иноческаго аскетизма. Въ 1813 году игумены двадцати главныхъ аоонскихъ монастырей обратились къ патріарху съ прошеніемъ, въ которомъ, указавъ на бѣдственное положеніе монастыря Каракалла, вызванное ндіорритмическимъ его устройствомъ и обременительными долгами, ходатайствовали о возведеніи его въ киновію и о назначеніи игуменомъ іеромонаха Нектарія, такъ какъ считали такое преобразованіе единственнымъ средствомъ для предохра- -
'■) Л. II. А., XII, 270—278. Срав. код. ХШ, 84—85.
2) К. II А., XII, 280-281. 3) Тамъ же, 283.
4) Тамъ же, 284—285. 5) Тамъ же, 295—296.
6) Тамъ же, 300 —301. ’) Тамъ же, 309—311.
8) К Л. А., XIII, 43—44.
9) Такъ, за монастыремъ Синайскимъ онъ утвердилъ (1814 г.), на правахъ метоховъ, ставрогшгіальный въ епархіи Дамала, въ Пелопоннесѣ, монастырь св. Архангеловъ (К. П. А., XII, 241—242) и (1816 г.) монасты-рекъ св. Георгія на Самосѣ (тамъ же, 289—290), за аѳонскомъ монастыремъ Есфигмена монастырьки Мкоир£о>лдіоо и Флшреотіои въ Молдавіи, пожертвованные (1814 г.) фамиліей Костакидовъ (тамъ-же, 215-218), за кивотомъ Аѳона—ясскій монастырь Трехъ Святителей [въ февралѣ 1817 г.) (К. II. А., XIII, 4—6), и за аѳонскимъ монастыремъ Дохіара—монасты-рекъ св. Параскевы въ Галимѣ на Приконнисѣ (тамъ же, 66—68).
ненія монастыря отъ запустѣнія. Патріархъ въ этомъ смыслѣ и издалъ свой сигиллій 1). Подобное преобразованіе было произведено и въ монастырѣ св. Анастасіи Фармаколитріи, въ епархіи ардамерійской. До свѣдѣнія патріарха дошло, что монастырь находится въ упадкѣ и нуждается въ церковномъ покровительствѣ. Посланиый для разслѣдованія дѣла патріаршій экзархъ, іеромонахъ Арсеній, донесъ, что главная причина монастырскаго неустройства заключается въ идіорритмѣ. Патріархъ сигиліемъ отъ 8 мая 1814 г. предложилъ монахамъ высказаться относительно введенія въ монастырѣ киновіи, а несогласные съ этимъ преобразованіемъ должны представить письменное заявленіе и могутъ совсѣмъ удалиться изъ монастыря 2). 5 августа того же года патріархъ извѣстилъ іеромонаха Кипріана, игумена монастыря св. Іоанна Богослова въ Роксаніи, что онъ переводится игуменомъ монастыря Фармаколитріи, который преобразованъ въ киновію, а игумену послѣдняго—Григорію предписано управлять монастыремъ Іоанна Богослова. Въ монастырѣ Фармаколитріи былъ учрежденъ игуменскій совѣтъ изъ семи лицъ. Кромѣ того, къ монастырю были приписаны двѣ церкви въ Ѳессалоникѣ—Срѣтенія Господня и св. Ипатія, съ правомъ для игумена управлять ими и пользоваться доходами :1). Патріархъ Кириллъ принималъ участіе и въ преобразованіи ставропигіальнаго монастыря св. Іоанна Богослова на о. Патмосѣ, направленномъ къ улучшенію его матеріальнаго положенія: 16 апрѣля 1814 г. онъ утвердилъ вновь избраннаго игумена Іакова и свѣтскихъ епитроповъ обители 4). Въ томъ же году патріархъ за злоупотребленія устранилъ отъ власти іеромонаха Діонисія, игумена ставропигіальнаго на Сан-торинѣ монастыря св. пророка Иліи г>), а въ слѣдующемъ— приказалъ игумену и монахамъ критскаго идіорритма св. Георгія Арсани, обремененнаго большими долгами, продать, при участіи мѣстнаго митрополита Герасима, нѣкоторыя владѣнія, для уплаты долговъ 5 6); когда же эта мѣра не помогла монастырю, патріархъ отдалъ его въ управленіе митрополиту Герасиму, срокомъ на четыре года, за вознагражденіе въ 20.000 грасіевъ, обязавъ заботиться о движимыхъ и- недвижимыхъ владѣніяхъ монастыря, платить долги и т. д. 7).
5 К. П. А., XII, 179—180. 3) Тамъ же, XII, 201—202.
3) Тамъ же, XII, 219—220. *) Тамъ же, 187, 198—200.
5) Тамъ же, 190. 6) Тамъ же, 255—256.
7) Тамъ же, 312—313.
Но больше всего Кириллъ заявилъ себя трудами въ пользу народнаго просвѣщенія. Самъ •человѣкъ образованный и ученый ‘), прекрасный знатокъ языковъ греческаго и турецкаго, наукъ богословскихъ и свѣтскихъ, авторъ учено-литературныхъ трудовъ, краснорѣчивый проповѣдникъ, корреспондентъ и частый собѣсѣдийкъ выдающихся современныхъ греческихъ ученыхъ,—Кириллъ весьма ревностно устраивалъ новыя школы и поддерживалъ старыя, заботился о лучшей постановкѣ учебно-воспитательнаго дѣла, входилъ въ матеріальныя нужды школъ и учителей, строго охранялъ доброе направленіе въ школьномъ дѣлѣ и т. п. Прежде всего, въ 1815 г. онъ учредилъ при патріархіи духовно-пѣвческую школу, съ цѣлью теоретическаго изученія древне-христіанскаго и византійскаго богослужебнаго пѣнія и практическаго его распространенія, при чемъ крайне осторожно относился ко всякимъ новшествамъ въ этомъ дѣлѣ. Когда три нсалта патріаршаго храма предложили на его судъ новый способъ нотнаго письма и обученія музыкальному искусству, то онъ отклонилъ его, какъ несогласный съ древне-церковной пѣвческой традиціей, и лишь тогда согласился на его примѣненіе, когда изъ бесѣды съ компетентнымъ въ этой области митрополитомъ ефескимъ Діонисіемъ не убѣдился, что въ методѣ по существу нѣтъ ничего новаго * 2). Другая константинопольская школа—великая народная, помѣщавшаяся въ Куручесме, нерѣдко видѣла въ своихъ стѣнахъ уче; наго патріарха, который являлся сюда на экзамены, уроки и торжественныя собранія 3 4). Въ 1814 г. онъ вызвалъ сюда изъ Смирны извѣстнаго греческаго ученаго Константина Куму, сдѣлалъ его схолархомъ и внимательно относился къ педагогическимъ его пріемамъ. Ііумѣ неоднократно приходилось защищать предъ ревностнымъ къ чистотѣ православія патріархомъ нѣкоторыхъ неосторожныхъ въ выраженіяхъ педагоговъ и даже обращаться къ помощи вліятельныхъ фанаріотовъ *). 10 декабря 1815 г. патріархъ написалъ коринѳскому .митрополиту, чтобы онъ прислалъ въ великую народную школу книги, въ числѣ 500 томовъ, монаха Коистантія, находившіяся
’) Кума (XII, 512) такъ отзывается о патріархѣ Кириллѣ; „'О іщр о-лоі реті том Socao'jTj), (патріархъ) eipx'.vsTO 6 ->,еоѵ літ:яі5ео|і£мо; латр'.ір/т;;“.
2) К о о и. j t, XII, 513; Г е 5 s и ѵ, 683—684.
3) Г о и 5 а с, I, 26—28.
4) К о іі ;і. а с, XII, 512, 591—592: М. Геогоіѵ, У.рочг/Л хзгр.тіру_’.щ-’ау.аЗг^А'ат, 187—188.
въ одномъ монастырѣ дамальской епископіи, гдѣ онѣ лежали совершенно безъ употребленія *). Патріархъ Кириллъ старался уничтожить и вражду между Евангелической школой и Филологической гимназіей въ Смирнѣ, не исчезнувшую и послѣ мѣропріятій Іереміи IV. Въ синодальномъ посланіи, отправленномъ въ Смирну въ іюнѣ 1815 г., онъ хвалитъ жителей за основаіііе гимназіи, убѣждаетъ ихъ расширить и улучшить ее, но въ то же время горячо защищаетъ и Евангелическую школу, оказавшую просвѣщенію большія услуги. По мысли патріарха обѣ школы могутъ существоватъ рядомъ и одновременно, безъ взаимнаго ущерба, по съ двойной для общества пользой,— только имъ необходимо жить въ мирѣ и согласіи. Въ августѣ 1818 г. въ Смирну былъ отправленъ и патріаршій экзархъ— митрополитъ Эноса—для примиренія враждовавшихъ партій, по напрасно: 16 іюля 1819 г. гимназія закрылась, и ея схо-лархи—Кума и Константинъ Экономосъ—уѣхали въ Константинополь * 2).
Далѣе, патріархъ утвердилъ своими сигилліями существованіе и внутреннее устройство цѣлаго ряда народныхъ школъ въ различныхъ пунктахъ патріархата. Въ іюнѣ 1813 г. былъ изданъ сигиллій по поводу учрежденія митрополитомъ Пана-ретомъ греческой школы въ Миѳимнѣ, на содержаніе которой были изысканы и мѣстныя средства3). Въ 1816 г. была утверждена греческая школа въ Скутари *) и изданъ (4 іюля) сигиллій относительно присоединенія къ греческой школѣ въ Ди-митсанѣ мѣстнаго ставропигіалыіаго монастырька Философа. Архіепископъ этого города сообщилъ патріарху, что греческая школа, основанная въ серединѣ XVIII вѣка монахами Герасимомъ и Агапіемъ, пришла въ совершенный упадокъ, вслѣдствіе матеріальной необезпеченности. Въ виду этого, патріархъ присоединилъ къ школѣ монастырекъ Философа съ тѣмъ, чтобы его доходы шли на нужды школы, и объявилъ оба учрежденія ставропигіальными; завѣдываніе экономическими дѣлами школы поручено енитропамъ, утверждаемымъ мѣстнымъ архіереемъ, а высшій надзоръ за учебно-воспитательнымъ дѣломъ возложенъ, но просьбѣ жителей, на митрополита Древнихъ Патръ Германа, человѣка просвѣщеннаго, благороднаго и патріота,
>) /Л Л. А., XII, 263-26-1.
II а р п ч і у. а ‘latooix Ейакуемхі): з'/.oäy,- Su-ip-vT;;, а. 35. 38. 'АОг,-ѵаі. 1885.
3) h\ П. А, XII, 175—176.
къ которому епитропы и учителя и должны обращаться за руководственными указаніями по школьнымъ вопросамъ *). Затѣмъ, въ декабрѣ 1816 года къ патріарху обратилась съ просьбой объ основаніи народной школы въ Сатистѣ проживавшая въ Яссахъ нѣкая Василика Николаѵ, братъ который, константинопольскій аптекарь Георгій Зихнидзари, пожертвовалъ по завѣщанію на это дѣло 40,000 гросіевъ. Въ виду того, что просительница жила въ Яссахъ и не могла непосредственно наблюдать за цѣлостью капитала и его прибыльнымъ употребленіемъ, патріархъ предложилъ ей обратиться къ обществу греческихъ купцовъ въ столицѣ съ просьбой избрать изъ своей среды опытныхъ лицъ, которыя и должны возможно безопаснѣе и выгоднѣе пристроить капиталъ, расходовать на содержаніе школы одни только проценты и вообще наблюдать за ея экономическимъ состояніемъ. Предложеніе это было принято, и школа, при участіи патріарха и греческихъ купцовъ, была учреждена 2). Въ январѣ 1817 г. былъ изданъ сигиллій но поводу устройства двухъ школъ—общей и греческой—въ селѣ Михалици никейской епархіи. Ктиторами ихъ были—риторъ Кипріанъ, пожертвовавшій 10,000 гросіевъ, его зять—адвокатъ Авраамъ Комнинъ, давшій тысячу гросіевъ, и жители села, назначившіе на это дѣло 5,000 гросіевъ. Всѣ эти деньги были отданы въ кредитъ, а на содержаніе школъ должны были идти только проценты. Енитропомъ назначенъ Авраамъ, который и обязанъ былъ слѣдить за правильнымъ расходованіемъ пожертвованныхъ суммъ, за обученіемъ и воспитаніемъ дѣтей н отдавать отчетъ о состояніи школъ 3). Въ мартѣ этого года патріархъ далъ сигиллій греческой школѣ на о. Наксосѣ, основанной іеромонахомъ Каллиникомъ Варватаки въ его ктитор-скомъ монастырѣ св. Елевѳерія. Сигиллій заключалъ слѣдующіе пункты относительно школы. Каллиникъ и его родственники теряютъ всякое право на владѣніе монастыремъ и его собственностію. Монастырь долженъ именоваться общеобразовательною школою (хоіѵт) сг/_оЦ); завѣдываніе ею предоставляется смирнской общинѣ бочаровъ (тшѵ [ЗоитСаошѵ), которая и избираетъ изъ своей среды троихъ школьныхъ епитроповъ. Высшій надзоръ за школою принадлежитъ митрополиту Смирны и епископу Наксоса, которые н являются ея верховными покровителями.
) Тамъ же, XII, 286—288. Тамъ же, 314—316.
Основатель школы іеромонахъ Каллиникъ до конца живи и сохраняетъ за собой право заботиться о школѣ и наблюдать за нею, а послѣ его смерти это право переходитъ къ епитро-памъ, которые и наблюдаютъ за всѣмъ, приглашаютъ священника для совершенія богослуженія и т. д. Іеромонаху Калли-нику дано было право производить сборъ денегъ въ пользу школы, записывая ихъ въ особую книгу, и отдавать въ этомъ отчетъ епитропамъ. Если смирнская община бочаровъ будетъ небрежно относиться къ возложенной на нее обязанности, то димогеронты Смирны, послѣ предварительнаго увѣщанія, берутъ на себя завѣдываніе школой. Наконецъ, Кириллъ объявилъ школу патріаршей и ставронигіалыюй *). 5 мая 1817 г. утверждена школа въ Синопѣ, амасійской епархіи, основанная въ святогробскомъ метохѣ. при содѣйствіи іерусалимскаго патріарха Поликарпа, который обѣщался ежегодно жертвовать въ ея пользу сто гросіевъ; наблюденіе за школою
ВОЗЛОЖеНО Ііа МѢСТНУЮ обЩИНу МѢХОВЩИКОВЪ (тшѵ уоиѵяріошѵ '). Въ
февралѣ слѣдующаго года патріархъ особымъ сигнллісмъ присоединилъ свою эпирскую экзархію Метсова съ двумя монастырями къ мѣстной .греческой школѣ, по просьбѣ населенія эк-зархіи, которое приняло на себя завѣдываніе школой, чрезъ посредство енитроповъ; школа подлежала высшему надзору патріарха 3). Важный сигиллій былъ изданъ и 7 мая 1818 г. о школахъ на о. Андросѣ. Іерокириксъ и дидаскалъ Самуилъ купилъ за 633 гросія мѣсто близъ села Москіона на этомъ островѣ, построилъ здѣсь двѣ школы—греческую и воспита-телыю-катихизическую, воздвигъ и храмъ въ честь Св. Троицы, собралъ свыше 9,000 гросіевъ на ихъ содержаніе, часть которыхъ и отдалъ въ процентный долгъ жителямъ Андроса и Святому Гробу, обезпечилъ школамъ матеріальную помощь со стороны господаря Молдовлахіи Скарлата Каллимахи, митрополита Веніамина и другихъ епископовъ Молдавіи и просилъ патріарха утвердить его просвѣтительныя учрежденія. Патріархъ постановилъ, чтобы существующій на Андросѣ ставропнгіаль-ный монастырекъ Богородицы -шѵ Т^оияоуішѵ былъ присоединенъ къ основаннымъ школамъ и управлялся Самуиломъ п послѣдующими схолархами и епитронами,—обѣ школы должны считаться ставронигіалыіыми, экономическое завѣдываніе шко-
’) к. II. А., XIII, 20—20. !) Тамъ же, 33—35. 39
39
лами возлагается на карпорацію мѣховщнковъ (-<Ьѵ youvapäöcuv), которая должна производить сборы въ Яссахъ н Бухарестѣ и въ іюнѣ или въ августѣ каждаго года вручать деньги схо-ларху; на мѣстѣ школами завѣдуютъ три еіштрона—священникъ, одпігь изъ образованныхъ міряігь и родственникъ ктитора, при дѣятельномъ участіи іеромонаха Самуила; внутреннее управленіе школами принадлежитъ схоларху, который имѣетъ возможность приглашать помощниковъ, воспитателей и назначать дежурныхъ изъ учениковъ; ежегодно въ школахъ, въ опредѣленные праздники (Св. Троицы, Успенія, Св. Іоанна Предтечи и гір.) совершаются торжественныя богослуженія, а 1 сентября—архіерейское поминовеніе ктиторовъ, попечителей н учителей школъ, наконецъ, долговыя обязательства па деньги,' принадлежащія школамъ, должны храниться у опитроновъ *). Аналогичные сигилліи были изданы также о содержаніи и устройствѣ греческихъ школъ—въ Тѵздіяхъ халкпдонской епархіи (1817 г.) 2). въ Редесто, основанной па средства праклій-скаго митрополита Мелетія *), въ Созоіюдѣ, учрежденной па деньги (13.000 гросіевъ). пожертвованныя ватоподскимъ монахомъ Ѳеофиломъ 4), и въ Филаделфіп 5). Бъ январѣ (22) 1814 года патріархъ предписалъ прусскому митрополиту Іоанникію и прокритамъ Муніанія, чтобы они позаботились о благоустройствѣ мѣстной школы и обезпечили се въ матеріальномъ отношеніи в), вь іюнѣ тогожо года взялъ съ митрополита Даніила обязательство въ томъ, что онъ будетъ заботиться о народной школѣ въ Аковѣ 1), 10 марта 1817 г. повелѣлъ енп-тронамъ патріаршей школы Каплани въ Янинѣ принять всѣ мѣры къ ея улучшенію, располагая громадными средствами ктитора (100.000 рублей) *), а епископу оермійскому и прокритамъ предписалъ обратить доходы съ мѣстнаго метоха монастырька св. пророка Иліи па нужды школы и содержаніе учителя 8). Сигилліями (1813 и 1816 г.) патріархъ назначилъ греческимъ школамъ столичныхъ приходовъ—Едирпекапн третью часть изъ доходовъ приходской церкви 10), а Татауловъ—четвертую “).
О К. И. А., МП, 91-95.
3) Тамъ же, 45—46.
5) Тамъ же, 63—65.
7) /Г. II. А., IX, 331.
'•') Тамъ же, 27 — 23. п) Тамъ же. 232. Срав. код.
-’) К. II. А., XIII, 31-32.
4) Тамъ же, 61 —62. s) Е. II. Л., XII, 185.
*) К. II. А., XIII, 18-19. ,0І К. II. А. XII, 181 — 182, XIII, 74—7.3.
Въ августѣ 1818 года патріархъ обратился ко всомѵ духовенству и народу константинопольской церкви съ горячимъ воззваніемъ о матеріальномъ содѣйствіи общеобразовательной греческой школѣ въ Трапезуитѣ. Въ этомъ городѣ н его окрестностяхъ образованіе въ послѣднее время сильно оскудѣло, вслѣдствіе чего упала нравственность въ народѣ, а разговорный греческій языкъ потерялъ прелиною чистоту и распространенность. Мѣстные ревнители греческой культуры и народности, замѣтивъ печальные результпты крайняго невѣжества и даже варварства ([іщіѵ'лщі) среди своихъ соотечественниковъ, постарались устроить народную школу, не щадя трудовъ и расходовъ, п этимъ средствомъ нѣсколько парализовали вредное вліяніе па молодежь окружающей невѣжественной среды. Въ школѣ учились дѣти не только городскихъ жителей, но и сельскихъ—изъ окрестностей. Съ каждымъ годомъ число учениковъ возрастало. Необходимо было увеличить штатъ учителей, умножились и расходы по содержанію школы. Между тѣмъ средства ея были весьма ограниченны, такъ что потребовалась посторонняя помощь. Идя на встрѣчу нуждамъ трапе-зунтской школы, патріархъ Кириллъ и разрѣшилъ нѣкоему хаджи Антонію производить въ пользу ея сборъ по всему патріархату, о чемъ и объявилъ особой грамотой *) Наконецъ, узнавъ о томъ, что въ Епиватахъ, снлимврійской епархіи, пожаромъ была уничтожена общеобразовательная школа, возстановить которую мѣстные жители но бѣдности не могли, патріархъ обратился (1818 г.) съ горячимъ воззваніемъ кт» христіанамъ столицы и приглашалъ ихъ къ пожертвованіямъ па это полезное дѣло 2).
Патріархъ Кириллъ VI считается также однимъ изъ ктиторовъ патріаршей типографіи въ Константинополѣ, которая, послѣ открытія ея въ 1798 году патріархомъ Григоріемъ V, вскорѣ прекратила свою полезную дѣятельность. Въ октябрѣ или ноябрѣ 1814 г. состоялось синодальное опредѣленіе о возстановленіи этой типографіи. Она была отдана въ аренду на десять лѣтъ первому остіарію великой Христовой церкви Константину Коресію и секретарю церковно-народнаго казначейства Александру Аргпраму на слѣдующихъ условіяхъ.
’) ’А 1 т : о - о и ). о Та у. а та т öv ттат ptipjnjv КшѵзтаѵтіѴйилоАеш^ Грл-
-/орюѵ Е'. т. I, з. 161 —165. 'AQrjvai. 1805; TouSaj. I, 28—29. s) ’Еѵ./.Ьріаатулѵ, ’А).т,<(*•.», 1888, TN" 2, з. 13, >й 3, а. 19.
39*
Арендная плата назначена въ 500 гросіевъ ежегодно, такъ какъ для типографіи необходимо было пріобрѣсти новыя, болѣе усовершенствованныя орудія. Патріархъ не можетъ оказывать на арендаторовъ никакого давленія въ соглашеніяхъ но поводу печатанія книгъ новыхъ или старыхъ. Типографія можетъ безпрепятственно перепечатывать греческихъ авторовъ или книги, одобренныя цензурой, если въ нихъ нѣтъ никакихъ измѣненій сравнительно съ стереотипомъ, въ противномъ же случаѣ необходимо представлять изданіе въ духовную цензуру. Арендаторы свободны отъ всякихъ денежныхъ обязательствъ, заключенныхъ типографіей въ прежнее время. Въ теченіе десятилѣтняго аренднаго срока никто не имѣетъ права нарушать съ ними контрактъ, если оии будутъ правильно исполнять его условія; если же. по независящимъ отъ нихъ обстоятельствамъ, типографія будетъ у нихъ отнята, то всѣ типографскія принадлежности, ими пріобрѣтенныя, возвращаются, такъ чтобы опи не понесли никакого убытка.- Типографамъ строго запрещается печатать книги и изданія, противныя вѣрѣ и нравственности христіанской, враждебныя государству п обществу. Ни одни новое изданіе, не одобренное синодомъ, духовной или свѣтской цензурой, не должно печататься въ патріаршей типогра-, фіи. Каждое вышедшее изъ типографіи изданіе снабжается ея печатью. О всякомъ второмъ изданіи греческихъ авторовъ, даже отцовъ и учителей церки, типографія должна увѣдомить патріархію. Печатаніе патріаршихъ грамотъ производится даромъ, оплачивается только бумага ‘).
Патріархъ Кириллъ весьма внимательно относился къ вновь выходившимъ въ свѣтъ книгамъ богословскаго содержанія. Въ 1814 году архимандритъ Есфигменскаго, на Аѳоиѣ, монастыря Ѳеодоритъ, извѣстный своимъ толкованіемъ на Апокалипсисъ 2), представилъ патріарху на рецензію новый свой трудъ—толкованіе на книгу пророка Даніила. Въ отвѣтѣ автору патріархъ (28 декабря) сообщилъ, что трудъ его хорошій, но аллегорическій методъ толкованія не позволяетъ одобрить его кл. печати 3). А когда знаменитый Константинъ Экономосъ издалъ свой катихизисъ (Вѣна. 1814). то патріархъ Кириллъ подвергъ * *)
') К. 11. А., XII, 232—234. Срав.. ’Еххі.^аіаотѵ.і; 1900, № 13, ст.
145—148.
’Ерр.т;ѵе!а elj -гу;ѵ ’АпохіА-лілѵ. Чу/ Леіфіх. 1800.
*) К. U. А., XII, 235—236.
OOÖ
его, въ синодальномъ засѣданіи, тщательной критикѣ, нашелъ въ немъ несогласныя съ святоотеческимъ ученіемъ воззрѣнія на судьбу умершихъ безъ крещенія дѣтей, а въ опредѣленіи таинства крещенія — существенную опечатку-ошибку, приказалъ отпечатать въ патріаршей типографіи отдѣльные листы съ исправленнымъ текстомъ и отправилъ ихъ автору въ Смирну при любезномъ письмѣ отъ 8 марта 1815 года, предложивъ замѣнить ими соотвѣтствующія страницы книги *). Съ другой стороны, патріархъ Кириллъ весьма одобрительно отзывался о .литературныхъ трудахъ извѣстнаго Никодима Святогорца (у 1809 г.) и въ 1817 году двумя своими грамотами горячо рекомендовалъ духовенству и народу его «Новый Синаксарь— Nso; Іоѵа;арізг/(с» напечатаніе котораго собирали средства аоон-скіе іеромонахи Стефанъ и Неофитъ, ученики приснопамятнаго составителя, обязанные его послѣднею волею издать въ свѣтъ нѣкоторыя изъ его твореній. При содѣйствіи Кирилла, а также патріарха Григорія V, «Новый Синаксарь» Никодима былъ отпечатанъ въ 1819 году въ Венеціи, въ трехъ томахъ * 2Ѣ Далѣе, патріархъ Кириллъ принималъ большое участіе въ богословскомъ спорѣ, возникшемъ между дидаскаломъ—іеро-кириксомъ Дороѳеемъ Вулизма, жившимъ въ Яссахъ, и Стефаномъ Дупка, профессоромъ философіи въ ясскомъ лицеѣ. Стефанъ былъ послѣдователемъ Шеллинга, изучалъ философію, математику и естественныя науки въ университетахъ Галле, Іены и Геттингена и навлекъ на себя обвиненіе въ атеизмѣ, поводъ къ которому далъ изданный пмъ курсъ физики, гдѣ онъ пытался примирить науку съ откровеніемъ. Самымъ горячимъ его противникомъ былъ іеромонахъ Дороѳей Вулизма, который велъ съ Стефаномъ продолжительную и упорную полемику, обвиняя его н предъ патріархами Григоріемъ V и Кирилломъ VI въ неправославномъ образѣ мыслей. Въ письмахъ Дороѳея къ различнымъ липамъ, хранящихся въ рукописныхъ кодексахъ библіотеки Русскаго на Аоонѣ Пантелеймонова монастыря, содержится богатѣйшій матеріалъ для характеристики религіозно-философскаго движенія въ нѣдрахъ константинополь-
■) К. II. А. ,ІХ, 357; ’Е * у. X т) и с я о т і у. rj ’А >. yj 0 г і а, 1882, 19, а. 297,— Можетъ быть, это обстоятельство и дало Экономосу поводъ сказать о Кириллѣ: „ijOeXe ттрапгбе'.ѵ äei-оте хзі ретя£і) -сшѵ гг-аібеиріѵшѵ“.—М я ä КоглхЛоуо; іаторелот -в>ч ёгіохогшч -/.зі гатріарХшѵ Кшѵатоотѵоитсо/.еи)' 276. ’Еѵ HaonAiq». 1837.
2) ’А ѵ у е Хо гс о и), о «, I, 186—191.
ской цсркші въ началѣ XIX вѣка, вызваннаго споромъ между двумя греческими учеными. Побѣда въ этой полемикѣ осталась на сторонѣ Дорооея: Стефанъ Дѵнка долженъ былъ принести повинную въ своемъ вольнодумствѣ, и въ исповѣданіи вѣры, представленномъ патріарху Кириллу, заявляетъ о раскаяніи въ своихъ заблужденіяхъ и признаетъ себя вѣрнымъ сыномъ св. православной церкви Д. Это обращеніе Стефана въ лоно церкви состоялось при живомъ участіи патріарха Кирилла, который съ самаго начала возникшей полемики внимательно слѣдилъ за ея движеніемъ и только тогда сталъ па сторону Дорооея, когда призналъ его богословскую аргументацію противъ воззрѣній Стефана вполнѣ убѣдительной п согласной съ ученіемъ церкви * 2). Наконецъ, патріархъ Кириллъ и самъ продолжалъ заниматься учеными трудами. Во время своего патріаршества онъ собралъ не мало эпиграфическаго матеріала классической и христіанской эпохи, часть котораго и опубликовалъ въ журналѣ «Лоую; 'Eppcij;» 3 4), а также издалъ апологію клира восточной церквй, въ виду современныхъ либеральныхъ о немъ сужденій.
Патріархъ Кириллъ, какъ достойнѣйшій во всѣхъ отношеніяхъ администраторъ Д и архипастырь, могъ бы, по словамъ Кѵмы, долго занимать вселенскую каоедру, еслибы судьба патріарховъ не зависѣла отъ смѣны господарей Молдавіи и Валахіи, избиравшихся изъ греческихъ аристократическихъ фамилій Фапара. Въ октябрѣ 1818 года изъ Валахіи бѣжалъ въ Швейцарію, отъ султанскаго гнѣва, господарь Іоаннъ Кара-цасъ, преемникомъ котораго былъ назначенъ Александръ Су-цосъ. Послѣдній, изъ личныхъ разсчетовъ, не былъ расположенъ къ Кириллу и, не смотря на протестъ синода, добился
О Л. />'. Л., XI, 449.
2) К. П. Л., XII, 249 (письмо патріарха Кирилла къ Дороѳею отъ 1 апрѣля 1815 года); Библіотеки Русскаго на'Аѳонѣ Пантелеймонова монастыря рук. греч. кодексы № DXiY, 704—-708 (письмо Дороѳея къ патріарху Григорію V), № DXY, 1334—37, 1395—1400, 1428—35, 1463—73 (письма его же къ патріарху Кириллу), 1435—62 (письмо къ патріарху Григорію V), № DXV1I, 7—12 (письмо Дороѳея къ патріарху Кириллу VI);. X 4 9 а с, NsosXrjvixr, Ф:>.оХоу[». 613, 715; М. Г s S е ш ѵ. Xoovr/A ту); тсатріаруі-
dxaärjpioc;, 183—185.
3) 2 а 9 а с, 679.
4) Между прочимъ, Кириллъ устроилъ иатріаршую дачу въ Куруче-сме, купивъ домъ Михаила Стурдзы, деньги за который, по синодальному распоряженію, были собраны съ епархіальныхъ архіереевъ. Ji. II. А. XII, 221—223.
557
('го низложенія Однако, въ своемъ письменномъ отреченіи отъ'престола (отъ ]:) декабря 1818 г.) Кириллъ заявляетъ, ЧТО ОНЪ добровольно отказывается ОТЪ власти (гхоѵтг; й~о'/и>гл~>-чгѵ -арттоо^гѵоі). причемъ ссылается на трудности патріаршаго служенія и на свои болѣзни. Въ этомъ документѣ патріархъ съ полнымъ правомъ говоритъ, что интересы церкви, народа и общества онъ всегда ставилъ выше собственныхъ и совершенно свободенъ отъ упрековъ въ властолюбіи или честолюбіи. какъ можетъ объ этомъ свидѣтельствовать вся его дѣятельность въ ІІконіп, Адріанополѣ и Константинополѣ.. Оставляя патріаршую каоедрѵ, онъ уходитъ съ сознаніемъ исполненнаго долга '-).
Въ концѣ 1818 года патріархъ Кириллъ поселился въ своемъ родномъ городѣ Адріанополѣ, гдѣ и жидъ частнымъ человѣкомъ, занимаясь пауками и пользуясь общимъ вниманіемъ не только мѣстнаго населенія, но и сосѣднихъ архіереевъ ;!). Между тѣмъ приближался грозный 1821 іодъ, когда почти весь греческій народъ, воспламененный воззваніями національной гетеріи, дружно вступилъ въ энергичную съ турками борьбу за свободу вѣры и церкви, за независимость отечества. Повсюду въ Турціи водворился терроръ, сопровождавшійся кровавыми жертвами изъ среды стремившихся къ золотой свободѣ христіанъ. Съ особымъ варварством і. турки истребляли греческое духовенство, стоявшее во главѣ народной жизни. 10 апрѣля 1821 года на воротахъ патріархіи былъ повѣшенъ патріархъ Григорій V, а вслѣдъ за тѣмъ были повѣшены и многіе другіе митрополиты и клирики, совершенно ни въ чемъ неповинные предъ турецкимъ правительствомъ. Свидѣтелемъ турецкихъ звѣрства, былъ и городъ Адріанополь, когда султанъ Махмудъ II также отправилъ кровавыя приказанія, намѣтивъ въ числѣ жертвъ и бывшаго патріарха Кирилла VI. Безспорно, почтенный и уважаемый старецъ, всецѣло посвятившій себя наукамъ, не принималъ участія въ дѣятельности народной гетеріи, хотя, конечно, не могъ о ней не знать.
’) К о ö ц а г, XII, М3; Зі я Ч & s, 277.
2) 'Еѵ.хХгІсз'.5іат’.чгІ ’АД^Ѳеис. 1882, № 20, о. 315—310.
■') См. письмо филиап^польскаго митрополита ГІаисія къ низложенному патріарху въ 'Ехх/.-г;9іазтіхт| ’АХ^ия, 1888, Л» 5, а. 39. Здѣсь же (стр.
38) помѣщенъ похвальный о Кириллѣ отзывъ его случайнаго собесѣдника, француза Дидо, путешествовавшаго по востоку.
Порта же обратила на него вниманіе потому, что онъ возвышался своими личными достоинствами надъ многими другими, причемъ возможно, что однимъ изъ поводовъ къ такому вниманію послужило и то, что въ день казни патріарха Григорія синодъ избралъ его преемникомъ Кирилла; однако это избраніе было опротестовано турецкимъ представителемъ на томъ основаніи, что Кириллъ находился въ Адріанополѣ, а Порта требовала, чтобы новый патріархъ немедленно вступилъ въ отправленіе своихъ обязанностей; послѣ этого па патріаршую лаѳедру былъ избранъ писидінскій митрополитъ Евгеній.
Паша Адріанополя, получивъ изъ столицы приказъ повѣсить и бывшаго патріарха Кирилла, былъ въ большомъ затрудненіи, такъ какъ и самъ уважалъ его,—но султанское приказаніе необходимо было исполнить. И вотъ онъ. отправивъ за Кирилломъ богато убраннаго коня, съ печалью сообщилъ прибывшему патріарху грозное правительственное распоряженіе. Патріархъ не смутился и самъ совѣтывалъ ему скорѣе исполнить волю султана. На томъ же конѣ патріахъ был ь отвезенъ къ зданію митрополіи и здѣсь на воротахъ повѣшенъ (і 8 апрѣля 1821 г.), встрѣтивъ смерть съ молитвою па ѵстахъ ’).
Такъ трагически скончался одинъ изъ самыхъ образованныхъ и дѣятельныхъ патріарховъ греческаго востока, принесшій на алтарь православной церкви и въ жертву родному п свободолюбивому народу не только многоразличные и плодотворные свои труды, но и самую жизнь.
И. Соколовъ.
') Г о 6 8 а s, I, 30-35.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки