Научная статья на тему 'Константинопольский патриарх Григорий VI'

Константинопольский патриарх Григорий VI Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Константинопольский патриарх Григорий VI»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Константинопольский патриарх Григорий VI

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 7. С. 96-111.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Константинопольскій патріархъ Григоріи УІ.

(1835—1840 и 1867—1871 г.).

Очеркъ его дѣятельности ')•

Патріархъ Григорій VI, дважды занимавшій вселенскую каѳедру, былъ замѣчательнѣйшимъ іерархомъ православнаго греческаго востока XIX в. Онъ родился 1 марта 1798 года въ селѣ Фанаракіи па Босфорѣ, въ греческой семьѣ простаго званія, въ мірѣ именовался Георгій Фуртуніадисъ, учился въ школѣ тералійской подъ руководствомъ дерконскаго митрополита Григорія, которому родители отдали его для воспитанія и нравственнаго усовершенствованія. 20 марта 1815 года онъ былъ постриженъ въ моиаш'ество, посвященъ въ іеродіакона деркопской митрополіи и сдѣланъ секретаремъ митрополита. 24 сентября 1824 г. Григорій былъ уже великимъ архидіакономъ патріархіи, 6 октября 1825 г.—великимъ протосинкел-ломъ, а 24 октября того же года—митрополитомъ Пелагоніи, вмѣстѣ и членомъ Синода. Пелагопійскую каѳедру Григорій занималъ до 1833 года, когда былъ перемѣщенъ въ Серры, гдѣ ревностно занялся устройствомъ школы, возстановленіемъ храмовъ и упорядоченіемъ кипотскаго управленія. 26 сентября 1835 г. Григорій занялъ патріаршій престолъ. Синодъ и представители парода избрали Григорія патріархомъ потому, что онъ отличался благочестіемъ безукоризненною жизнью, высо-

килъ умомъ и образованіемъ, неусыпнымъ попеченіемъ о чистотѣ вѣры православной и пламенной ревностью о благѣ церкви, которая, вслѣдствіе временныхъ обстоятельствъ, нуждалась въ мудромъ и опытномъ кормчемъ. Григорій явился для всѣхъ желанной весной, которая прогоняетъ нависшій туманъ унынія 2)... Дѣйствительно, его первое патріаршество было блестящимъ періодомъ въ исторіи константинопольской церкви, о благѣ которой просвѣщенный и энергичный патріархъ обнаружилъ всестороннюю и весьма успѣшную попечительность.

Прежде всего, въ гражданско-административномъ отношеніи Григорій УІ былъ ревностнымъ защитникомъ правъ и прономій православной церкви и ромейской райи и, въ интересахъ ихъ внѣшняго благосостоянія, сдѣлалъ все, что только возможно было осуществить при данныхъ условіяхъ положенія христіанъ въ мусульманскомъ государствѣ. Уже въ январѣ 1836 года, спустя три мѣсяца по вступленіи на престолъ, Григорій получилъ отъ султана Махмуда II примѣчательный рескриптъ, свидѣтельствовавшій о высокомъ достоинствѣ его, какъ представителя народа, и опредѣлившій его оффиціальныя преимущества. Григорій, сказано въ этомъ рескриптѣ, съ того времени, какъ сдѣлался патріархомъ народа ромеевъ, которые суть райя и подданные султана, поступалъ съ вѣрностью, справедливостью и требуемою привѣтливостью и, подъ сѣнью управленія султана, заботился о средствахъ для поддержанія мира и спокойствія народа и о самомъ лучшемъ управленіи народными дѣлами, за что ему благодарны всѣ митрополиты и про-криты парода. Все это сдѣлалось извѣстнымъ султану. Посему состоялось милостивое его соизволеніе, въ силу котораго Григорій объявляется полновластнымъ въ своемъ служебномъ званіи, въ прономіяхъ и рѵководствеяныхъ указаніяхъ, подробно перечисленныхъ въ султанскомъ бератѣ. А что касается избранія архіереевъ и исполненія остальныхъ религіозныхъ дѣлъ, то весь народъ долженъ признавать его въ этомъ полновластнымъ, причемъ никто, посредственно или непосредственно, не долженъ вмѣшиваться въ религіозные вопросы и въ остальныя обычныя дѣла патріархіи 3).

2) ’Е х х X 1] о і а о т t *л г, ’А X т( Ч г і а, 1881 (I), № 3, а. 52—53; М а Ч d s, КагзХоуо^, 296; Г г 5 £ а> ѵ, ПатріарХіхоі ттіѵахе?, 692—693; ’А р t а т о х X т| с, Кшѵсгзѵтіои А' тои атго 2tvatoo яатріарХои ^юурасріа хтХ., 62.

3) Константинопольскій Патріаршій Архивъ, код. № XVIII, стр. 104.

Пользуясь правами патріаршей власти, Григорій YI старался утвердить греческій народъ въ вѣрноподданствѣ султану и водворить среди него гражданскій миръ. Послѣ вступленія на престолъ онъ. извѣщая объ этомъ аоонскіи кииотъ, писалъ (23 ноября 1835 г.), между прочимъ, и о томъ, чтобы иноки хранили вѣрность правительству 4). Въ такомъ же родѣ было посланіе и монахамъ Банковскаго монастыря, близъ Филиппо-ноля 5 *). А 14 февраля слѣдующаго года онъ извѣщалъ кииотъ «бъ отправленіи на Аѳоігь, въ званіи патріаршаго экзарха, номофилакса Иларіона, на котораго возложено изслѣдовать господствующее среди монаховъ вѣрноподданническое настроеніе в). Въ виду распоряженія правительства объ удаленіи изъ предѣловъ Турціи подданныхъ греческаго королевства, которые навлекали на себя подозрѣніе въ политической пропагандѣ, патріархъ въ сентябрѣ 1836 года писалъ инокамъ Неа-Монн на Хіосѣ, чтобы они изгнали изъ обители всѣхъ иностранцевъ, состоявшихъ въ братствѣ 7). Въ октябрѣ 1837 года, когда среди греческаго насенія Турціи, подъ вліяніемъ большаго несоотвѣтствія между льстивыми обѣщаніями султана, сдѣланными во время путешествія по имперіи, и дѣйствительнымъ, крайне тяжелымъ положеніемъ христіанъ, началось политическое броженіе, патріархъ призналъ необходимымъ во всѣ епархіи отправить посланіе, призывавшее народъ къ послушанію и вѣрноподданническому повиновенію Портѣ 8). Особенно неспокойно было въ Смирнѣ, гдѣ либеральное и богатое греческое населеніе, опираясь на силу золота, столь любезнаго для турецкихъ чиновниковъ, и на свои связи съ свободною Элладой, позволяло себѣ дальше другихъ идти въ патріотическихъ стремленіяхъ. Выразительницей его думъ и чувствъ была газета «Icuvuö? Паріят^ріт)-^;», гдѣ иногда помѣщались статьи въ тонѣ крайне рѣзкомъ и зажигательномъ. *Это было замѣчено и патріархомъ, который 3 ноября 1837 г. отправилъ мѣстному митрополиту Паисію посланіе, гдѣ говоритъ, что ему и смирня-намъ грозятъ бѣдствія (та бгіѵя), если Портѣ будетъ сообщено о томъ, что пишется противъ правительственныхъ лицъ въ упомянутой греческой газетѣ: во избѣжаніе дурныхъ послѣд-

4) К. II. А.. XVII], 114—II5. 5) Тамъ же, 116.

6) Про- &&'*■ p!ßu>3tv той sTttxpaToövTOj оотсЪ рау.аог/.оо 'fpooyj-j-ато- тшѵ оо-

ѵзушѵ, /Г. ТІ. А. XVIII, 111.

■ 7) Тамъ же, 169.

s) Тамъ же. 276—277.

ствій, Паисій, по совѣту патріарха, обязанъ сдѣлать соотвѣтствующія внушенія редактору и сотрудникамъ э). Въ слѣдующемъ году патріархъ писалъ Паисію, что, по требованію правительства, димогеронтами города и епитропами общественныхъ учрежденій должны избираться благонадежные въ политическомъ отношеніи люди ,0). А въ Тырновѣ христіане, подверженные частнымъ насиліямъ турокъ и возстаніямъ, ходили при оружіи, съ цѣлью безопасности. По представленію Порты, патріархъ 16 мая 1838 г. предписалъ имъ впредь не носить оружія и). Далѣе, патріархъ неоднократно, по требованію Порты, дѣлалъ распоряженія о присылкѣ въ столицу мастеровъ изъ грековъ, для производства работъ въ различныхъ турецкихъ правительственныхъ учрежденіяхъ, а также о наборѣ солдатъ для турецкаго флота. Такъ, въ ноябрѣ 1836 г. онъ писалъ неокесарійскому митрополиту Кириллу, чтобъ онъ, совмѣстно съ иконійскимъ епископомъ и епитропами Анкиры, собралъ сто мальчиковъ (-alSsc) изъ мѣстныхъ греческихъ семействъ для производства работъ на царской канатной фабрикѣ; Кириллъ просилъ патріарха сдѣлать нѣкоторыя разъясненія по поводу этого приказанія, но ему предписано безусловно повиноваться,2). Въ октябрѣ 1837 года состоялось султанское распоряженіе относительно набора 500 человѣкъ изъ грековъ для производства работъ въ адмиралтействѣ и службы въ турецкомъ военномъ флотѣ. По этому поводу патріархъ отправили посланіе кизическому митрополиту Анѳиму и другимъ архіереямъ съ предписаніемъ, чтобы они, согласно царскому повелѣнію, собрали вполнѣ пригодныхъ для указаннаго назначенія молодыхъ людей, такъ какъ дѣло касается добраго имени грековъ и славы турецкаго флота. Къ 20-му октября изъ назначеннаго количества 365 человѣкъ были уже набраны, а по поводу остальныхъ 135 была дальнѣйшая корреспонденція у патріарха съ архіереями І3). Въ мартѣ 1838 года правительство потребовало у патріархіи 80 кузнецовъ для производства работъ на оружейномъ заводѣ. Патріархъ писалъ адріанопольскому митрополиту Григорію и проіфитамъ, чтобъ они набрали въ Адріанополѣ, Текфѵръ-даги и другихъ мѣстностяхъ требуемое число рабочихъ и прислали ихъ въ столицу '*). 30 декабря того же

9) К. П. А., XVIII, 282. 9 10 *) Тамъ же, 315.

”) Тамъ же, 347. 13) Тамъ же, 187.

,3) К. П. А., XVIII, 270—274. ■*) Тамъ же, 329.

года патріархъ увѣдомилъ праклійскаго митрополита Діонисія и прокритовъ Редесто, чтобы они, по соглашенію съ мѣстнымъ армянскимъ населеніемъ, прислали въ столицу 54 юношей, въ возрастѣ отъ 12 до 25 лѣтъ, для работъ въ адмиралтействѣ и на канатной правительственной фабрикѣ. Такое же требованіе (73 лицъ) было послано архіерею Каллиполя и ирокритамъ мѣстныхъ селъ. Христіане обѣихъ епархій были очень опечалены такимъ правительственнымъ требованіемъ, такъ какъ положеніе рабочей греческой молодежи, подъ командой турецкихъ инструкторовъ и мастеровъ, было крайне тяжелое. Поэтому они обратились къ патріарху съ просьбой походатайствовать предъ Портой объ уменьшеніи числа требуемыхъ отъ нихъ юношей. 23 марта 1839 года патріархъ увѣдомилъ прокритовъ Родесто и Каллиполя, что, при посредствѣ церкви, правительство согласилось потребовать изъ перваго пункта только 29 человѣкъ, вмѣсто 54, а изъ втораго 50, вмѣсто 73,— коихъ и слѣдуетъ избрать спокойно, при участіи практійскаго архіерея Діонисія ,г'). И послѣ со стороны правительства были требованія о присылкѣ греческихъ рабочихъ для правительственныхъ учрежденій ,е). А 14-го февраля 1839 г. патріархъ извѣстилъ Анѳима, епископа Крины, и прокритовъ, чтобы они нашли сильныхъ и здоровыхъ христіанъ, въ числѣ 31, и прислали въ Константинополь для службы въ-резервѣ (Зіа то psoi? äaxsp) турецкой арміи 17). Даже было правительственное распоряженіе и о томъ, чтобы христіане, работавшіе въ усадьбахъ турецкихъ помѣщиковъ (sv тДсрЛш'оіі тшѵ тоорхюѵ p.s-fiaT<xvcov) близъ Ѳессалоники, не оставляли безъ уважительной причины этихъ работъ. Патріархъ Григорій, въ письмѣ къ ѳессалоникскому митрополиту Мелетію (отъ 4 мая 1839 г.), долженъ былъ подтвердить и это распоряженіе 18).

Попечительность патріарха Григорія о внѣшнемъ благополучіи христіанъ выразилась и въ фактахъ иного рода. Такъ, 4-го января 1836 г. онъ писалъ архіереямъ Константію тра-пезунтскому и Ѳеофилу халдійскому, что по, просьбѣ мѣстныхъ христіанъ, подтвержденной и патріархіей, Порта согла-

,5) К. II. А , XIX, 50, 84, 89.

ІС) 23 мая 1839 г. патріархъ писалъ ираклійскому архіерею Діонисію и ирокритамъ Миріофита, чтобы они прислали семь здоровыхъ юношей для царскаго адмиралтейства.—Тамъ же, 122.

”) К II. А., XIX, 66. ,8J Тамъ же, 114.

силась удалить отъ управленія въ казѣ-Мацка вліятельныхъ сыновей правителя Эйюба (той; ’Еушо-оуХойог;), которыхъ никто изъ христіанъ и не долженъ поддерживать, по мотивамъ партійнымъ (ех «атріаорой) 19). Тому же архіерею Ѳеофилу и про-критомъ Халдіи патріархъ сообщилъ 24 ноября того же года, что, по ихъ просьбѣ, правительство, принявши па монетный дворъ присланную ими руду, согласилось замѣнить своего довѣреннаго, завѣдывавшаго на рудникѣ работами, другимъ лицомъ 20), а относительно взиманія хараджа съ работавшей на рудникѣ райи дало мѣстнымъ властямъ новыя руководственныя указанія 2‘). Въ іюлѣ 1836 г. патріархъ извѣстилъ клиръ и народъ епархіи Дристры, что по случаю передачи турецкому правительству крѣпости Дристры, имѣющей состояться въ ближайшемъ августѣ, Порта даритъ райѣ десятину и другія подати за всѣ годы бывшихъ здѣсь безпорядковъ, а также ха-раджъ за 1836 годъ 22).

Но, на ряду съ полноправіемъ Григорія VI въ дѣлахъ церкви и парода, подтвержденнымъ и султанскимъ рескриптомъ, въ. церковно-общественной жизни его времени, по винѣ турокъ, происходили факты, совершенно нарушавшіе права и прономіи патріаршей власти. Въ 1836 г. турецкимъ правительствомъ былъ заподозрѣнъ въ противозаконныхъ дѣйствіяхъ приконнис-скій архіерей Виссаріонъ. Порта намѣренъ была удалить его въ изгнаніе, помимо патріаршаго суда. Но Григорій энергично выступилъ на защиту своихъ правъ, увѣдомилъ (5 октября) Виссаріона о грозящей ему опасности и потребовалъ отъ него оправданія предъ правительствомъ. Апологія завииеннаго архіерея была признана достаточной и Виссаріонъ сохранилъ за собой каоедрѵ 23). Въ 1838 г. писсавскій архіерей Нектарій жаловался патріарху на притѣсненія со стороны мѣстнаго турецкаго паши, который, подъ угрозой преслѣдованія, вымогалъ съ него деньги и заставлялъ выдавать письменныя обязательства денежнаго свойства. Патріархъ долженъ былъ и его защищать, причемъ, въ виду явнаго гоненія, оказалъ ему, при оцѣнкѣ его поступковъ, возможное снисхожденіе 21). Въ селѣ Мѵталаскѣ, кесарійской епархіи, мѣстные христіане были такъ обременены налогами, что вынуждены были продать серебря-

JC. II. А., XVIII, 91—92.

2’) К. П. А., XIX, 124.

К. II. А., XVIII, 175; XIX, 106.

20) Тамъ же, 200.

s-") К. II. А., XVIII, 151.

-4І Тамъ же, XVIII, 309—310.

ную утварь, принадлежавшую ихъ храму, а вырученныя деньги, въ суммѣ 20 тысячъ піастровъ, употребить на уплату повинностей 2:>). Да и сама патріархія до крайности была обременена долгами и нуждалась въ деньгахъ на неотложныя церковныя дѣла 26), но правительство не обращало на это вниманія и, по различнымъ поводамъ, продолжало требовать съ церкви деньги на нужды общественныя. Въ 1838 году Порта впервые учредила карантинъ, вслѣдствіе свирѣпствовавшей въ имперіи чумы. По этому случаю изъ народной греческой казны было потребовано 350 тысячъ піастровъ. Не имѣя въ наличности такой суммы, патріархія обратилась за помощью къ киноту Аѳона, къ столичнымъ ‘церквамъ и народу. Конечно, деньги были собраны, но патріаршая казна совершенно оскудѣла 27). Характернымъ фактомъ изъ жизни христіанъ разсматриваемаго времени является мученическая кончина Георгія Новаго, происшедшая въ Янинѣ въ 1838 году. Георгій былъ сынъ христіанина—земледѣльца изъ села Чурхли, гревепской епархіи, дѣтство провелъ въ сиротствѣ, подъ руководствомъ сестры и брата, и ВТ) юности поступилъ на службу къ хаджи Абдуллѣ, начальнику коннаго отряда эпнрскаго паши Эмина. Турки, среди которыхъ Георгій вращался, называли его просто—«гяуръ Хасанъ», а многіе считали его мусульманиномъ, хотя Георгій всѣмъ говорилъ, что онъ—христіанинъ. Въ 1836 г. Георгій обручился въ Янинѣ съ бѣдной христіанкою Еленой. Въ самый день обрученія его встрѣтилъ фанатичный мусульманинъ—учитель (ходжа), который, считая Георгія за турка, началъ упрекать его за намѣреніе жениться па христіанкѣ. Георгій отвѣтилъ ему, что онъ всегда былъ и остается христіаниномъ. Тѣмъ не менѣе фанатикъ представилъ Георгія въ мехкеме (судъ), гдѣ сталъ формально обвинять его въ нарушеніи мусульманскаго закона. Георгій и предъ судьей, и предъ визиремъ, къ которому потомъ повели его, объявилъ себя христіаниномъ. Это засвидѣтельствовалъ и его господинъ—хаджи Абдулла, и Георгій былъ записанъ, какъ христіанинъ, въ оффиціальномъ кодексѣ янинскаго судьи. Послѣ этого Георгій женился на христіанкѣ, имѣлъ и сына, крещеннаго по христіанскому обряду. Но враги его не дремали. 12-го января 1838 года, когда Георгій шелъ по площади Янины, его встрѣтилъ упомянутый фанатикъ-

“) К. П. А., XVIII,-292. -е) Тамъ же, 361.

■■") К. II. А., XVIII, 342; DCXLI, 195.

ходжа и сказалъ: «долго ли ты будешь смѣяться надъ вѣрою?— Турокъ ты, или христіанинъ?» Съ этими словами онъ схватилъ Георгія, а этотъ сталъ вырываться изъ рукъ изувѣра: произошелъ шумъ, привлекшій вниманіе и мусульманъ, и христіанъ. Жившій близъ площади начальникъ регулярныхъ турецкихъ войскъ Даѵдъ-паша, увидѣвъ волновавшуюся толпу, послалъ своихъ людей узнать, въ чемъ дѣло. Къ нему были приведены Георгій и ходжа, который прямо и заявилъ пашѣ, что христіанинъ прежде былъ мусульманиномъ, а потомъ измѣнилъ вѣрѣ и сталъ носить христіанскую феску. Это подтвердили и всѣ находившіеся здѣсь турки, тогда какъ самъ Георгій опять объявилъ себя христіаниномъ отъ рожденія. Снова Георгія повели въ турецкій судъ, гдѣ произошелъ слѣдующій разговоръ между нимъ и судьей, знавшимъ Георгія по первому его столкновенію съ турками.—«Ты христіанинъ»?'—спросилъ судья.— Да, отвѣтилъ Георгій.—«Когда-то, дѣйствительно, ты былъ христіаниномъ, возразилъ судья, а теперь ты—турокъ».—Нѣтъ, нѣтъ! воскликнулъ Георгій: я—христіанинъ, какъ и самъ ты свидѣтельствуешь; еще въ прошломъ году ты записалъ меня въ спискѣ христіанъ.—«Тогда, опять возразилъ судья, былъ одинъ только свидѣтель, а нынѣ многіе утверждаютъ, что ты тѵрокъ, и согласно съ этимъ свидѣтельствомъ ты долженъ выбирать одно изъ двухъ: или сдѣлаться туркомъ, или умереть».— Дѣлай со мной, что желаешь, отвѣтилъ Георгій.—По обыкновенію, начались увѣщанія Георгія со стороны мусульманъ, причемъ одинъ отступникъ—старикъ, ссылаясыіа свой примѣръ, особенно поощрялъ мученика къ измѣнѣ христіанству. Но Георгій дерзновенно обличилъ его, заявивъ, что православная вѣра свѣтлѣе солнца. Мусульмане подвергли Георгія осмотру, но признаковъ обрѣзанія не нашли. Тѣмъ не менѣе, его заключили въ тюрьму, гдѣ подвергли истязаніямъ. Еще дважды Георгій вызывался къ судьѣ для допроса, но остался твердь въ своей вѣрѣ. Непоколебимость невиннаго христіанина такъ подѣйствовала на кади, что онъ хотѣлъ освободить его отъ казни, но извѣстные своимъ варварствомъ и изувѣрствомъ турки Янины настаивали на томъ, чтобы хулитель мусульманства былъ умерщвленъ; особенно интриговалъ противъ Георгія человѣконенавистникъ и презрѣнный изувѣръ шейхъ-Али, который дважды ходилъ къ визирю съ требованіемъ предать Георгія позорной казни. Визирь, по мотивамъ религіознымъ, утвердилъ смертный приговоръ. Несправедливость турецкихъ властей и народа воз-

мутила янинскихъ христіанъ, во главѣ съ духовенствомъ, и они приняли со своей стороны всѣ мѣры для освобожденія Георгія отъ смерти. За него ходатайствовали предъ визиремъ архіереи-яшшскій Іоанникій, артскій Неофитъ и гревенскій съ представителями христіанской общины и родными мученика, но визирь отвѣтилъ имъ, что освобожденіе Георгія зависитъ отъ кади, а самъ онъ не можетъ взять на себя отвѣтственность за дѣло и потушить его. Находясь въ тюрьмѣ, Георгій даже не соглашался и лицемѣрно назвать себя туркомъ, дабы избѣжать смерти, отвергъ и совѣтъ объ удаленіи па время въ Элладу, гдѣ онъ могъ опять объявить себя христіаниномъ. Убѣжденный и пламенный исповѣдникъ Христа, имѣвшій лишь 30 лѣтъ отъ роду, 17 января былъ публично повѣшенъ. Его тѣло, по обычаю турокъ, три дня висѣло на площади, а потомъ торжественно было погребено въ храмѣ св. Аѳанасія м). Господь прославилъ новомучеиика чудесными исцѣленіями, о чемъ янинскій митрополитъ Іоанникій, предварительно провѣривъ знаменія совмѣстно съ архіереями бывшимъ виллскимъ Леонтіемъ и перистерійскимъ Серафимомъ, и допесъ Григорію VI. Патріархъ и синодъ 19 сентября 1839 г. опредѣлили: всенародно принявшій за Христа мученичество, Георгій ново-мученикъ признается впредь, всею православною восточною церковью, истиннымъ мученикомъ Христовымъ, сопричисляется къ сонму святыхъ мучениковъ и почитается всѣми вѣрующими, съ каноническимъ совершеніемъ памяти его 17 января ежегодно * 29). 2-го октября того же года патріархъ сообщилъ копію этого постановленія янинскому митрополиту н велѣлъ внести въ митрополичій кодексъ, но, боясь фанатическаго движенія среди турокъ, не разрѣшилъ объявлять по епархіи о новомъ праздникѣ, который, въ виду этого, и былъ соединенъ съ празднованіемъ памяти св. Антонія 30).

28) Д о о * і ѵ. г/ с, Mefsj SuvaSaptatYjS, III, 494—501. 'АЧт^/аі. 1891.

29) К. П. А., XIV, 341-342.

30) Тф ’Itoavvtvoov ’Ішаѵѵг/С'.ф* тте^ПЕтаі аотф то laov тоб отсорѵѵ)р.ато£ too татіааоѵто? Чѵ тоі$ ауіоід тоѵ vsopaртора Tsiop^tov, 0 *латазтрет:тёоѵ Чч ти> jj-yj-трошэЛгтіхф xtbocxt, зХХа p-Yj §Г||іоа£отгоѵ Чѵ т$ Чігар'/tct, яяѵ^уиріахёоѵ 5е

17—Tj ЧаѵоохрЧо. Чѵ іортг^ tou сгр.оо ’Аѵтшѵіоо, ötzo>z p-*) сраѵг4 тоЧ e^wTspixoic, оті оі’ аотоѵ rt етг,зія тсхѵ^уирcg. — К, Л. А,, XIX, 178.—Нѣсколько раньше (27 апрѣля 1838 г.) патріархъ особой грамотой подтвердилъ, что греческая церковь ежегодно 27 іюля празднуетъ память св. великомученика и цѣлителя Пантелеймона. —Г е $ s ш ѵ, К. А., И, 218—219.

105

Затѣмъ, въ общественной дѣятельности патріарха Григорія на первомъ планѣ нужно поставить постройку въ 1837—1838 г. больницы въ Константинополѣ (е$а> тшѵ 'Екті Пирушѵ), для которой былъ пріобрѣтенъ участокъ земли въ 8000 квадратныхъ аршинъ и собранъ денежный капиталъ въ 1.004.770 гро-сіевъ 31). Въ пользу столичной больницы одинъ житель мѣстечка Кани, миѳимнской епархіи, пожертвовалъ ежегодный урожай отъ принадлежавшихъ ему десяти масличныхъ деревьевъ 32). А къ греческой больницѣ въ Филиппополѣ патріархъ въ сентября 1836 г. присоединилъ возстановленную церковь св. Параскевы, доходы которой должны идти на содержаніе больныхъ 33). Въ 1839 г. въ столичномъ кварталѣ Ставродромін произошелъ опустошительный пожаръ. Въ патріархіи немедленно было устроено общее собраніе представителей церкви и народа, на которомъ рѣшено было оказать матеріальную помощь пострадавшимъ изъ средствъ патріаршей казны, отъ монастырей, церквей и пр. Въ августѣ этого года патріархъ извѣстилъ аоонскій кинотъ, что св. Гора должна дать въ пользу пострадавшихъ 10.000 гросіевъ *4). Патріархъ заботливо охранялъ и имущество сиротъ, назначая добросовѣстныхъ опекуновъ зг’), подвергая церковному отлученію похитителей сиротской собственности 3ß) и т. п. Интересная грамота была издана патріархомъ 27 января 1837 г. на имя митрополита Григорія, клириковъ и народа Хіоса, по поводу злоупотребленій въ дѣятельности братствъ ("шѵ а6г),аат<рѵ). Дѣло въ томъ, что мѣстныя братства, вмѣсто содѣйствія религіознонравственному и матеріальному состоянію народа, приносили одинъ только вредъ: братскія деньги не раздавались бѣднымъ и больнымъ, не употреблялись въ пользу церквей и школъ, какъ слѣдовало бы, а расходовались на увеселенія и обѣды, тратились на постороннія и личныя нужды. Въ виду этого, патріархъ совершенно запретилъ учреждать аделфаты. какъ не соотвѣтствующіе задачамъ церкви и христіанства і"‘). Въ сен-

■") Е і у е ѵ і о s, *Н 7,тоЫ/<к IIvjtA 184—185, 269—273; ’Аріатоі). г( 69.

зг) Л. П. А-, XIX. 159 (письмо патріарха отъ 23 августа 1839 г. ми-оимнскому митрополиту о присылкѣ пожертвованныхъ плодовъ).

33) К. 11. А., XVIII, 162 . 34і К. П. А., XIX, 145.

“*) Тамъ же, 259.

36) Тамъ же. 187 (отлученіе нѣкоторыхъ жителей Миѳимны и Корицы въ 1839 г.), 196 (отлученіе расхитителей имущества сиротъ въ Редесто).

37) Геоеюѵ, Каѵоѵіхаі II, 207—209.

тябрѣ (21) 1838 г. патріархъ, по поводу прошенія чиновника англійскаго посольства Петриди, отправилъ посланіе митрополиту Керкиры Хрисанѳѵ, коимъ запретилъ впредь хоронить умершихъ въ приходскихъ храмахъ, такъ какъ этотъ обычай вреденъ для здоровья жителей; митрополитъ долженъ и разъяснить населенію, что погребеніе въ храмѣ не обезпечиваетъ умершимъ спасенія... Погребеніе должно совершаться на кладбищахъ внѣ города, которыя, вмѣстѣ съ храмами, будутъ устроены свѣтскою властью Іонійскихъ острововъ :!8).

Далѣе, патріархъ Григорій прилагалъ весьма много заботъ объ упорядоченіи брачныхъ отношеній и семейной жизни. Въ январѣ 1836 года онъ утвердилъ постановленія относительно брачнаго приданаго, сдѣланныя населеніемъ Митилнпы съ цѣлью возвысить бракъ въ представленіи молодежи, не причинять матеріальнаго разоренія родителямъ невѣстъ, уравнять дѣтей въ наслѣдственныхъ правахъ и предотвратить споры и суды на почвѣ имущественныхъ интересовъ родителей, дѣтей и родственниковъ вступающихъ въ бракъ аа). Въ октябрѣ 1838 г. патріархъ рѣзко осудилъ добрачное солштельство жениховъ и невѣстъ, часто практиковавшееся въ константинопольской архіепископіи. Патріархъ предписалъ родителямъ тщательно наблюдать, чтобы ихъ дѣти вели себя до брака цѣломудренно, грозилъ молодымъ людямъ церковнымъ наказаніемъ за порочную жизнь, а дѣвицамъ указывалъ на то, что позорно цѣною чести пріобрѣтать мужа. Сватовство должно тянуться шесть мѣсяцевъ и, въ крайнемъ случаѣ, не болѣе года; въ теченіе этого времени брачу-щіеся должны видѣться въ присутствіи родителей и женихъ не долженъ ночевать въ домѣ невѣсты. О всякомъ сватовствѣ доводится до свѣдѣнія приходскаго духовенства и мухтаровъ, которые и слѣдятъ за нравственностью молодежи. Послѣ двухъ замѣчаній, они сообщаютъ о виновныхъ церковной власти. Священники и мѵхтары наблюдаютъ и за тѣмъ, чтобы не было браковъ иностранцевъ съ христіанками турецкаго подданства40). Подобная грамота была отправлена въ октябрѣ 1838 г. и въ Смирну 41). Въ виду нерѣдкаго нарушенія церковно-правовыхъ постановленій о бракѣ, Григорій 31 декабря 1835 года издалъ

3") Тамъ же, 341—344.

:і:і) Г е 5 г сі ѵ, К. А., I, 326—334. Подобныя постановленія утверждались и предшественниками патріарха Григорія (напримѣръ, Кирилломъ VI н Григоріемъ V).

*») Г е о $ ö ѵ, И, 338—340.

■*') К. II. А., XIX, 35.

посланіе о необходимыхъ условіяхъ законнаго и каноническаго брака. Для этого требуются: одинаковое вѣроисповѣданіе жениха и невѣсты (72 правило трулльскаго собора и 31 Лаодикійскаго), совершеніе священникомъ чина вѣнчанія и разрѣшеніе архіерея (39 апостольское правило) 42). Ö степеняхъ родства въ отношеніи къ браку Григорій издалъ (10 февраля 1839 г.) обширный синодальный томъ, подписанный и патріархами: Константіемъ I, Константіемъ II и Аѳанасіемъ іерусалимскимъ. Крайними предѣлами безпрепятственнаго совершенія законныхъ браковъ въ этомъ томѣ признаны: восьмая степень кровнаго родства, шестая—свойства (отъ двухъ родовъ), четвертая степень трехродиаго свойства и восьмая—духовнаго родства 43 44). Въ томъ же году патріархъ, узнавъ о безпрепятственномъ и снисходительномъ совершеніи въ гано-хорской епархіи браковъ между лицами, состоящими въ седьмой степени кровнаго родства и въ пятой—свойства, извѣстилъ (15 сентября) митрополита, чтобы опъ въ брачной практикѣ руководился синодальнымъ томомъ и строго оцѣнивалъ предлоги, представляемые въ качествѣ основанія къ браку въ указанныхъ степеняхъ родства 41). Съ точки зрѣнія этихъ принциповъ и оцѣнивались частные случаи изъ брачной практики, причемъ имѣлись въ виду историческая и каноническая оі-/.о-ѵорія. Такъ, 20 ноября 1835 г. патріархъ писалъ митрополиту Керкиры, что онъ можетъ по мотивамъ снисхожденія Ыу>ул-Л-Jlaot;),—если они имѣются,—повѣнчать графа (-/.оѵтг) Стефана Вулгари съ Стеллой Стриволе, находившихся въ седьмой степени кровнаго родства 45). Въ 1851 г. митрополиту Молдавіи Веніамину было сообщено, что ни продолжительность брачнаго сожитія архонта Николая Роснованиди съ Анной Филин-песку, ни дѣти, которыхъ они имѣютъ, не могутъ служить оправданіемъ ихъ незаконнаго брака, потому что они находятся въ третьей степени свойства; ихъ необходимо развести “). Въ слѣдующемъ году, въ отвѣтъ на просьбу этого митрополита, патріархъ не разрѣшилъ повѣнчать лицъ въ четвертой и пятой степеняхъ двухроднаго свойства ”). Въ 1839 г. (января 31) патріархъ извѣстилъ архонта логоѳета Николая Кан-такузина, что его сыну нельзя жениться на особѣ, находя-

42) Г е S е ш ѵ, I, 360—370.

44) Г е 5 г (!) ѵ, II, 328—329.

4в) К. Л. А., XVIII, 224—226.

431 Тамъ же, 370—380.

К. U. А., ХѴЩ, 81. і1) Тамъ же, 347—348.

щейся съ нимъ въ третьей степени духовнаго родства 48). Въ экзархіи Метсова были подвергнуты епитиміи женившіеся— одинъ на двоюродной сестрѣ, а другой—на племянницѣ своей мачихи (15 сентября 1835 г.) 49). Но племяннику и племянницѣ греческаго консула въ Египтѣ Михаила Досицы, повѣнчавшимся по невѣдѣнію запрещенія брака между родственни-никами въ пятой степени, а равно и всѣмъ содѣйствовавшимъ этому браку, синодальной грамотой отъ 1-го февраля 1838 г., подписанною четырьмя патріархами востока, было дано прощеніе 50). Въ февралѣ 1840 г. архіерею и прокри-тамъ Могленъ было отправлено синодальное посланіе съ запрещеніемъ четверобрачія 51).

Попрежнему не допускались браки лицъ инославнаго вѣроисповѣданія и иностранцевъ съ православными и турецкими подданными. Такое именно запрещеніе было послано въ Смирпу въ 1837 г. 52). Затѣмъ, 30 сентября 1836 г. патріархъ извѣстилъ филиппопольскаго митрополита, что мѣстный врачъ, прусскій подданный, не можетъ жениться на гречанкѣ, если не приметъ турецкаго подданства 53). Въ январѣ (19) 1839 г. патріархъ сдѣлалъ выговоръ митилинскому митрополиту Порфирію за то, что онъ допустилъ бракъ православной дѣвицы съ инославнымъ мужемъ-ипостранцемъ, и предложилъ ему побудить мужа принять православіе, въ противномъ случаѣ будетъ данъ разводъ 54). Въ томъ же году былъ данъ разводъ гречанкѣ Еленѣ Пипика изъ Прусы съ ея мѵжемъ-католикомъ и французомъ, вслѣдствіе вѣроисповѣдной между ними разности и). Л въ халдійской епархіи былъ такой случай. Молодые люди изъ грековъ похитили армянскую дѣвушку, силою окрестили ее и повѣнчали съ православнымъ. Патріархъ приказалъ (1836 г.) возвратитъ похищенную отцу, такъ какъ Портою было запрещено армянамъ дѣлаться православными и грекамъ переходить въ армянскую вѣру 5в).

Въ октябрѣ 1836 г. патріархъ приказалъ развести нѣкоего Анастасія изъ иконійской епархіи съ его женой изъ другаго прихода, такъ какъ бракъ былъ совершенъ тайно ночью, безъ согласія отца, безъ предварительнаго оглашенія и цер-

’s) К. II. А. XIX, 58. й») Тамъ же, 312—313. ss) К. II. А. ХѴ'Ш, 264.

К. II А., XIX, 58, 80. :>в) К. II Л.. ХѴ'Ш. 91.

*'•’) К. II. А., ХѴ11І, 165. 51) К. II. А., XIX, 264. г>3) Тамъ же, 173.

5») Іі. П. А., XIX, 97.

ковнаго разрѣшенія, подкупленнымъ и постороннимъ священникомъ и вопреки мѣстнымъ обычаямъ, потому что Анастасій на родинѣ былъ обрученъ съ другой дѣвицей * 51 * *). Былъ данъ (1840 г.) разводъ и женѣ убійцы, присужденнаго къ пожизненной ссылкѣ, причемъ патріархъ и синодъ въ этомъ рѣшеніи основывались на руководствѣ Арменопула (книга VI, титулъ 6) 58).

Наконецъ, въ брачной практикѣ разсматриваемаго времени были такіе случаи. Женихъ, отказавшійся отъ невѣсты, съ которой былъ уже обрученъ, долженъ былъ возвратить ей всѣ подарки, которые получилъ отъ нея, а невѣста оставила подарки мужа у себя, по патріаршему разрѣшенію 5а). Въ пи-сидійской епархіи іеродіаконъ Ѳеодосій женился и, спустя нѣсколько лѣтъ, получилъ въ Атталіи мѣсто псалта и учителя, потомъ обманулъ архіерея и духовника и былъ рукоположенъ во священника; онъ былъ лишенъ священства и разведенъ, причемъ женѣ дано разрѣшеніе вторично выдти замужъ ео). Въ Смирнѣ снялъ санъ и женился іеродіаконъ, причемъ ему былъ данъ (1838 г.) совѣтъ удалиться туда, гдѣ о его монашествѣ не было извѣстно в1). Анхіальскому архіерею патріархъ велѣлъ въ 1839 г. справиться, дѣйствительно ли одинъ православный грекъ продать турку свою жену за 5000 гросіевъ и деньги эти уже получилъ ®2).

Матеріальное положеніе патріархіи и епархіальныхъ архіереевъ также было предметомъ усердныхъ заботъ патріарха Григорія VI. По этому поводу 1 октября 1836 г. былъ изданъ синодальный томъ такого содержанія. Геронты, члены синода, несутъ обязанности ефоровъ епархіальныхъ архіереевъ и должны со всей преданностью покровительствовать послѣднимъ. Опи въ началѣ каждаго года приводятъ въ извѣстность всѣ денежныя обязательства опекаемыхъ ими архіереевъ и тщательно слѣдятъ за сроками ихъ. Если архіерей не заплатитъ въ срокъ долга, то за него въ теченіе 40 дней представляетъ деньги ефоръ, причемъ извѣщаетъ объ этомъ церковь, дабы были приняты мѣры къ возвращенію уплаченной имъ суммы. За викарныхъ архіереевъ представляютъ налоги и долги ихъ киріархи. Въ случаѣ требованія Портой налоговъ съ епар-

«) Гг5еюѵ, II, 203—204. 68І Тамъ же, 336—338.

51)) К. II. .4., XVIII, 156 (6 августа 1836 г.).

«°) К. 11. .4., XIX, 234—235 (1840 г.).

,!1) К. II. А., XIX, 34. 6і) Тамъ же, 189.

хій, церковь является посредницей между обѣими сторонами. Церковь не отвѣчаетъ за частные долги архіерея, а въ случаѣ его смерти, ефоръ прежде всего покрываетъ изъ его имущества свои расходы. Архіереи имѣютъ право требовать изъ центральной кассы свѣдѣнія о долгахъ, которыя и представляются имъ послѣ предварительной провѣрки ефоромъ. Ефоры имѣютъ наблюденіе и за процентами по долговымъ обязательствамъ архіереевъ и особенно за ежегодной уплатой долга въ пользу патріархіи 63). Попрежнему патріархія вела обширную переписку съ архіереями объ уплатѣ старыхъ и новыхъ долговъ. Такъ, 2 апрѣля 1837 г. патріархъ извѣстилъ митрополита Арты Игнатія и димогеронтовъ, что для уплаты лежащаго па епархіи долга мѣстные монастыри должны въ течепіе 10 лѣтъ представлять по 15.000 гросіевъ ежегодно **). Самосскій митрополитъ Ѳеодосій прислалъ въ 1839 г. 3800 гросіевъ для уплаты долга въ патріаршую казну. Въ отвѣтъ на это, патріахъ сообщилъ ему, что онъ долженъ безъ промедленія прислать еще 8420 гросіевъ (1400 на возобновленіе патріаршаго храма, 350 на греческую народную школу, 750 на постройку больницы для народа, — на карантинъ, въ пользу пострадавшихъ отъ пожара, для богословской школы на Фанарѣ и т. д.), причемъ живо описалъ нужды церкви и долгъ архіереевъ придти къ ней на помощь вб). Митрополитъ ІІиссавы Нектарій былъ долженъ въ патріаршую казну 36.300 гросіевъ и не могъ ихъ заплатить: патріархъ предложилъ ему (въ 1838 г.) уплачивать долгъ по частямъ вв). А чтобы получить долгъ съ четырехъ епархій Валахіи, въ размѣрѣ 153059 гр., патріархъ долженъ былъ обратиться къ содѣйствію Порты ß,:). Съ подобной просьбой патріархъ въ 1839 г. обращался къ правительству и по поводу стараго долга епархій королевства Греческаго, который съ процентами простирался до 3.615.430 гросіевъ 68). Въ октябрѣ 1837 г. патріархъ, крайне нуждаясь въ деньгахъ, занялъ 50.000 гр. за большіе проценты (120 гросіевъ на пунгъ) и, не имѣя возможности уплатить этотъ долгъ, обратился къ кинотѵ Аѳона съ предложеніемъ собрать эти деньги со всѣхъ монастырей и

8!) К. IT. А., DCXLI, 119-122. 6‘) К. II. А. DCXLI, 123.

“). Тамъ же, 257—258. 06) К II. А., ХѴШ, 310.

с:) К. IT. А., DCXLI, 175.

6Я) Тамъ же, 264—265.—Въ 1846 г. этотъ долгъ равнялся 4.488.120 гр. (тамъ же, 268).

прислать бѣдствующей церкви. При этомъ, строгій и ревностный архипастырь не преминулъ замѣтить киноту, что напрасно послѣдній думаетъ, будто св. Гора подчинена церкви только духовно (-ѵаоаоітіхш;), а въ остальныхъ отношеніяхъ автономна и сносится непосредственно съ правительствомъ г,я). Синодальнымъ томомъ отъ 1839 г. было подтверждено распоряженіе Константія I о томъ, чтобы вновь посвящаемые архіереи платили двѣ трети филотимона патріархіи и на погашеніе долговъ ™). 8 января 1836 г. состоялось такое синодальное постановленіе о патріаршемъ филотимонѣ, получаемомъ въ періодъ смѣны патріарховъ: двѣ его трети поступаютъ въ пользу того патріарха, которому принадлежитъ избраніе или перемѣщеніе архіереевъ, и одна треть. его преемнику, при которомъ эти архіереи получили оффиціальныя грамоты: на справку было выведено аналогичное постановленіе при патріархѣ Евгеніи II (1821 г.) п'). Въ епархіяхъпо обыкновенію производились тарелочные сборы (ol oioxot) въ пользу патріархіи, которые, по распоряженію Григорія, своевременно и должны были высылаться по назначенію ':2). Отправлялись по патріархату и спеціальные сборщики на нужды великой Христовой церкви. Въ 1837 г. въ Молдавію былъ посланъ титулярный епископъ харіупольскій Анѳимъ для сбора пожертвованій на ремонтъ патріаршаго храма, въ пользу великой народной и богословской школъ и на нужды столичной больницы ™). О помощи церкви патріархъ въ 1836 г. писалъ и сербскому князю Милошу Обреновичу. отъ котораго и получилъ единовременное вспомоществованіе въ 9000 гросіевъ 14), а также русскому послу Бутеневу, по поводу милостыни различнымъ греческимъ монастырямъ, особенно аѳонскимъ 15). А какъ жили архіереи, отчасти видно изъ донесенія халепекаго митрополита Ѳеоктиста, который жаловался патріарху, что не имѣетъ никакихъ доходовъ отъ паствы, и просилъ разрѣшенія поселиться въ одномъ монастырѣ на Ливанѣ; патріархъ назначилъ ему ежегодное пособіе въ 3000 гр. изъ казны и велѣлъ остаться въ городѣ для охраны паствы отъ инославной пропаганды ,в) * *). И. Соколовъ.

К. II. А.. XVIII, 311. ’») к. II. А. DCXLI, 249-251.

7‘) К. II. А., ХѴШ, 101—102: DCXLI, 151.

72) К. II. А., XIX, 102, 122. ”) К. II. А., ХѴШ, 240.

54) К. П. А., DCXLI, 92, 99. 75) К. II. А., XIX, 93, 121, 130.

Ів) Тамъ же, 183.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.