Научная статья на тему 'Константинопольский патриарх Константий I: очерк его деятельности'

Константинопольский патриарх Константий I: очерк его деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Константинопольский патриарх Константий I: очерк его деятельности»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Константинопольский патриарх Константий I:

очерк его деятельности

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 5. С. 716-729.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Константинопольскій патріархъ Конетантій I.

(1830—1834 г.).

Очеркъ его дѣятельности ').

Къ числу замѣчательныхъ патріарховъ вселенскихъ XIX в. относится Конетантій I Мудрый. Онч» родился въ 1770 г. въ Константинополѣ, учился сперва въ народной школѣ прихода Ксилопорты, а потомъ въ патріаршей школѣ на Фанарѣг постоянно находясь нод'ь благотворнымъ нравственнымъ воздѣйствіемъ своего дяди Кирилла, архіепископа Синайской горы, мужа ученаго и уважаемаго за высокія личныя достоинства. По окончаніи ученія, онъ былъ пострижешь въ монашество, посвященъ во діакона и въ 1788 году, вмѣстѣ съ дядей» отправился вл> города, Яссы, въ Молдавіи, гдѣ находился метохъ Синайскаго монастыря. Здѣсь Конетантій продолжилъ свое образованіе и, между прочимъ, хорошо изучилъ французскій языкъ. То было время тревожное,—время второй Екатерининской русско-турецкой войны, когда наши войска» подъ предводительствомъ Румянцева, овладѣвъ иридунайскими господарствами, грозно диктовали турецкому правительству начала гуманной и законной политики вгь отношеніи къ ромей-ской райѣ. Главнокомандующій Румянцевъ, познакомившись въ Яссахъ съ архіепископомч, Кирилломъ, обратил-ь вниманіе и на его племянника, іеродіакона Константія, скромнаго и нравственнаго, любившаго науку и стремившагося продолжить

') Составленъ преимущественно по рукописнымъ греческимъ матеріаламъ, извлеченнымъ изъ оффиціальныхъ кодексовъ Патріаршаго Архива въ Константинополѣ.

свое богословское образованіе въ одномъ изъ вілсшихъ учеб-ных'ь заведеніи Европы. Онъ предложилъ ему отправиться, для восполненія образованія, въ Кіевскую духовную академію, обѣщая свое покровительство и содѣйствіе. Константій съ глубокой благодарностью принялъ что предложеніе, тѣмъ болѣе, что въ Кіевѣ находился метохъ Синайской обители— монастырь св. Екатерины, преклоненный Синаю императрицей Екатериной Великой. Въ Кіевѣ Константій, въ теченіе четырехъ лѣтъ, прослушалъ полный курсъ академическихъ наукъ, прекрасно изучилъ языки—латинскій, на которомъ тогда происходило чтеніе лекцій, русскій и древне-славянскій, а въ тоже время усовершенствовался, по словамъ его біографа, и въ нравственно-аскетическомъ отношеніи '). Возвратившись изъ Кіева въ Константинополь, Константій въ 1795 г. отправился въ Каиръ, гдѣ находится одинъ изъ главныхъ метаховъ (’иная—Джуванія, сдѣлался здѣсь извѣстенъ отцамъ синаи-тамъ, которые и приняли его въ составъ своего братства. Вслѣдъ затѣмъ Константій посѣтилъ и свою метанію—монастырь Синайскій, былъ посвящень здѣсь во іеромонаха (1797 г.), потомъ въ архимандрита и назначенъ игуменомъ монастыря св. Екатерины въ Кіевѣ. Прибывъ вторично въ Россію, Константій весьма ревностію занялся науками, особенно археологіей и исторіей, завязалъ тѣсныя сношенія съ кіевскими и иными учеными и пользовался расположеніемъ московскаго митрополита Платона. По смерти синайскаго архіепископа Дороѳея (t 1802 г.), преемника Кирилла (ф 1790 г.), Константій единогласно был ь синаитами избранъ игуменомъ-архіепископомъ Синая. Въ 1805 году онъ въ Іерусалимѣ и былъ хиротонисанъ патріархомъ Аноимомъ во всечестнаго архіепископа Синая и Раиоы, послѣ чего отправился въ синайскій метохъ на Кипрѣ, гдѣ жилъ шесть лѣтъ, посвящая время преимущественно научнымъ занятіямъ. Онъ прекрасно изучилъ творенія святыхъ отцевъ церкви и произведенія классической литературы, пріобрѣлъ обширныя познанія по исторіи своего народа, въ частности за средневѣковой или византійскій періодъ, тщательно .знакомился съ ру’кописнымъ византійскимъ преданіемъ и въ прошлой судьбѣ грековъ искалъ

!) ѳ. А. р t а т о X -Jj ?, Кшѵахяѵхіои А’ хоѵ а~д £оѵойои d&'.Gip-o'j тхахріхруои К шѵатссѵхіѵои лоХею; хои BuCcr/xiou ßLo^pacpict */.al оиуурхсраі ёХаааоѵе- v.xX., z. 3 КшѵахаѵхіѵоилоХіъ 1886.

задатки и будущаго ихъ возрожденія, во имя вѣры православной и національно-эллинскихъ традицій. Въ 1811г. Кон-стантій переселился въ Константинополь, гдѣ имѣлъ болѣе благопріятныя условія для научныхъ трудовъ. Здѣшній синайскій метохъ сдѣлался какъ бы жилищемъ музъ, или академіей константинопольскихъ ученыхъ. Сюда собирались патріархи и архіереи, политическіе дѣятели и ученые, дида-Ркалы и клирики, одни—для бесѣды съ просвѣщенными) архіепископомъ и патріотомч,, другіе—за совѣтомъ умнаго и авторитетнаго мужа, иные—за разрѣшеніемъ ученыхъ недоумѣній. И братія синайскаго метоха состояла преимущественно изъ образованныхъ иноковъ, которые усердно помогали Константіго въ его ученых'ь работахЧ). Въ грозную эпоху греческаго возстанія (съ 1821 г.), когда турки безъ суда и вины повѣсили очень много выдающихся епископовъ и клириковъ, Константій жили) преимущественно на островѣ Антигонѣ, гдѣ попрежнему занимался исторіей и археологіей ‘). Когда вселенскій патріархъ Агаѳангелъ былт> устраненъ отъ власти, синодъ и представители греческаго народа 6 іюля 18150 года единогласно избрали его преемникомъ синайскаго архіепископа Константія, какъ достойнѣйшаго архипастыря, опытнаго духовнаго кормчаго, способнаго обезпечить церкви и народу мирную и благополучную жизнь 2).

Вступивъ на престолъ, Константій прежде всего принялч, мѣры къ возвращенію изъ изгнанія бывшихъ патріарховъ Аноима III (1822-1824 г.), Хрисанѳа (1824—1826.г.) и Ага-ѳангела (1826—1830 г.), доказавч) этимъ благородство своихъ чувствъ и намѣреній. Ему постепенно и удалось исхлопотать у Порты разрѣшеніе возвратиться—Анѳиму В'ь Смирну, Хри-санѳу на о. Принкипо и Агаѳангелу в'ь Адріанополь, согласно ихъ желанію. Патріархъ оказалч> покровительство и вдовой сестрѣ Хрисаноа, жившей въ моглонской епархіи, предпи-савч> мѣстному митрополиту Неофиту защитить ея имущество отъ расхищенія со стороны родственниковъ 3). Затѣмъ, вслѣдствіе волненій, возникшихъ среди грековъ под'ь вліяніемъ беззаконнаго турецкаго режима, патріархъ Константій, *)

*) ’А р t з т о х /. y; О.

-) X я и. о и о и г. о и 1 о Пзтоізр'/.іхх’. тпѵахіЗг5, 33S (,’Е /. х ’А >. г, Ч s і а, 1832, X" 21).

:1) Константинопольскій Патріаршій Архивъ, рук. греч. кодексъ •N» XVII, стр. 40 (отъ 12 ноября 1830 г.).

какъ гражданскій представитель и защитникъ ромейской райи, неоднократно призывалъ ее къ спокойствію и повиновенію Портѣ. Такъ, въ іюлѣ 1830 года онъ отправилъ посланіе кипрскому архіепископу Панарету съ предложеніемъ позаботиться объ успокоеніи мѣстнаго населенія, готоваго поднять мятежъ противъ правительства, и внушить ему долгъ вѣрноподданничества, во избѣжаніе большаго зла *). Въ такомъ же родѣ были посланія на Кипръ въ 1831 и 1832 годахъ 2). А писидійскому митрополиту Самуилу патріархъ, на основаніи извѣстій, полученныхъ еще до занятія вселенскаго престола, писалъ въ іюлѣ 1830 года, чтобы онъ принялъ мѣры къ умиротворенію своей паствы и разъяснилъ ей необходимость проникнуться чувствами вѣрнонодданни-чества 3). Неспокойно было и на островѣ Критѣ, который, по опредѣленію Лондонской конференціи 1830 года, остался подъ владычествомъ Турціи. Это было страшнымъ ударомъ для мѣстнаго христіанскаго населенія, которое, наравнѣ съ населеніемъ свободной Греціи, въ теченіе девяти лѣтъ боролось съ турками за свою независимость и принесло изъ своей среды въ жертву религіозно-національному дѣлу до 150 тысячъ человѣкъ. Однако, послѣ всѣхъ бѣдствій бурной эпохи, почти совершенно разорившихъ островъ, для критянъ опять наступили времена безпринципнаго турецкаго режима. Въ отчаяніи, они въ томъ же 1830 году снова подняли возстаніе противъ правительства. Замиреніе острова было поручено султаномъ Мехмету-Али, который быстро и достигъ цѣли, употребивъ самыя ! жестокія мѣры. Но въ началѣ 1831 года на островѣ опять возникло броженіе, вызванное безпокойнымъ духомъ горнаго населенія и близостью свободной Греціи. Умиротвореніе народа лежало и на обязанности патріарха. Въ январѣ (28) 1831 года Константій отправилъ христіанамъ Крита посланіе, въ которомъ увѣщевалъ ихъ сложить оружіе и жить спокойно подъ пространной сѣныо падишаха 4). Въ ноябрѣ (24) того же года отъ патріарха было новое посланіе критскому митрополиту Мелетію по поводу его донесенія о волненіяхъ и постигшихъ островъ бѣдствіяхъ, во время минувшихъ смутъ; патріархъ предложилъ Мелетію принять мѣры къ успокоенію народа и при-

’) К. II. А., XVII, 7. -) Тамъ же, 89, 163.

3) К. II. А., XVII, 9. “) К. II. А., XVII, 67.

несенію покорности Портѣ *). Посланія патріарха произвели на критянъ благопріятное дѣйствіе, и волненія среди нихъ на время затихли. О мирѣ и спокойствіи патріархъ писалъ также христіанамъ Гана и Хоры 2), Три глеи и Прусы :!) и монахамъ Аоона '), а по поводу бѣдствій (тз огіѵа), испытанныхъ населеніемъ Анхіала отъ турецкихъ властей и народа, патріархъ 1 іюля 1831 года увѣдомилъ мѣстнаго митрополита Аноима, что о безчинствѣ мусульманъ имъ сдѣланъ докладъ правительству, которое и обѣщало подвергнуть виновныхъ наказанію 5). Большою несправедливостью въ отношеніи къ христіанами» отличался и турецкій начальникъ епархіи Костен-тиклія, о чемь патріарху сообщили» мѣстный архіерей Артемій; вслѣдствіе жалобы, сюда былъ посланъ турецкій чиновникъ (заороияиГ), при содѣйствіи котораго беззаконный управитель былъ усмиренч», и бѣдствія, послѣ этого, миновали. Въ августѣ (14) 1830 года Конетаптій поздравлялъ Артемія по поводу освобожденія его паствы отъ несчастій в). А когда въ 1832 году во врачанскую казу былъ назначенъ новый воевода Мехметъ бей, расположенный къ христіанамъ (<ріло-ра-р.5с), то патріархч», извѣщая объ этомъ христіанъ, рекомендовалъ жить мирно, дабы заслужить расположеніе рѣдкаго, въ средѣ турецкой администраціи, начальника 1). Далѣе, христіане мѣстности ГІалатіа на Приконнисѣ жаловались патріарху на неправильное взиманіе сч» нихъ податей. Въ виду этого патріархч» отправили» на островъ своего экзарха, архимандрита Аѳанасія, который, совмѣстно сч» уполномоченнымъ отъ митрополита компетентнымъ лицемъ, долженъ былъ посѣтить ГІалатіа, описать всѣ находившіяся здѣсь недвижимыя имущества каждаго рода и произвести безпристрастную ихъ оцѣнку, съ тѣмъ, чтобы каждый христіанинъ, гп» зависимости отъ своего благосостоянія, впредь платилъ поголовную подать (то у.г'уоемятс/оѵ) и сборч» поземельный (то оосехоѵ), прп-чемь какъ митрополиту острова Космѣ, такч» и прокритамь мѣстечка было рекомендовано возвратиться кч» прежней системѣ измѣренія владѣній (то уіліаоо[х£троѵ) 8). Но патріаршее посланіе не произвело надлежащаго дѣйствія. Въ декабрѣ (11)

’) Тамъ же, 152. 2) К. П. А., ХѴП, 82.

3) Тамъ же, 140 (въ октябрь 1831 г.), 235 (въ апрѣлѣ 1832 г.ѣ

4) Тамъ же, 202. 5) 'Гамъ же, 100.

е) Тамъ же, 19. ’) Тамъ же, 179.

8) /Г. П. А., ХѴП, 20.

того же- года патріархъ опять писалъ приконнисскому митрополиту (Самуилу), чтобы онъ освободилъ новыхъ димогерон-товъ отъ угрозъ старыхъ, подвергающихся убыткамъ вслѣдствіе введенія новой податной системѣ хиліадометра 1). Въ виду того, что окружное посланіе патріарха Агаѳангела отъ 30 апрѣля 1830 года относительно гражданской безопасности райи было неправильно истолковано нѣкоторыми христіанами никомидійской епархіи, патріархъ Константій обратился (въ августѣ) съ письмомъ къ мѣстному митрополиту Панарету и христіанамъ Ялова (Гіа/л^ас), чтобы они не обнаруживали напраснаго высокомѣрія, вслѣдствіе неправильнаго пониманія энциклики его предшественника, такъ какъ въ ней рѣчь идетъ просто о свободномъ исполненіи христіанами религіозныхъ обязанностей, а вовсе не о полной гражданской свободѣ 2 3). Не успокоило христіанъ, бѣжавшихъ въ Россію, и посланіе Агаѳангела относительно всеобщей амнистіи. 4 октября 1830 года патріархъ Константій писалъ епископу Преславы, чтобы онъ, въ силу правительственнаго распоряженія, отправился въ Силистрію и окрестныя мѣста для описи, съ тамошними прокритами, имущества грековъ, убѣжавшихъ въ послѣднюю русско-турецкую войну въ Россію; архіерей долженъ былъ также объявить, что бѣглецы обратно получатъ свое имущество, если въ теченіе двухъ мѣсяцевъ возвратятся въ предѣлы Турціи *).

Призывая народъ къ повиновенію Портѣ и защищая его отъ административнаго произвола, патріархъ Константій ревностно охранялъ и права и независимость церкви отч> вторженія гражданской власти, хотя и не всегда успѣвалъ въ этомъ. Въ іюлѣ 1830 года патріархъ писалъ софійскому митрополиту Іоакиму, переведенному Портой въ Виддинъ, чтобы онъ пока не спѣшилъ отправляться въ новую епархію, такъ какъ его насильственное перемѣщеніе (ßsJütaojiivTi ^.етайеаіс) еще не оформлено, въ виду протеста со стороны патріархіи; впослѣдствіи патріарху удалось достигнуть и совершенной отмѣны правительственнаго распоряженія, поэтому Іоакимъ снова водворился въ Софіи4). А митрополита анхіальскаго Анѳима, наоборотъ, Церковь перемѣстила въ Кизикъ, а Порта опротестовала это распоряженіе и приказала, чтобы онъ ос-

*) Тамъ же, 56.

3) Тамъ же, 35.

а) Тамъ же, 21.

") Тамъ же, 9, 11.

талея на прежнемъ мѣстѣ; патріархія вынужденъ была согласиться съ этимъ, о чемъ и увѣдомила Анѳима 27 іюля 1831 г. ’) Въ Визіи свѣтская турецкая власть имѣла попытку овладѣть церковными деньгами, принадлежащими вдовамъ и сиротамъ, по патріархъ обезпечилъ (1831 г.) ихъ неприкосновенность отъ этого произвола2). Любопытное событіе произошло въ 1833 году въ Смирнѣ, по поводу прибытія сюда, съ согласія Порты, греческаго короля Оттона, для свиданія съ братомъ Максимиліаномъ, путешествовавшимъ по востоку. Пріѣздъ Оттона состоялся инкогнито, тѣмъ не менѣе вызвалъ необычайный энтузіазмъ среди мѣстнаго греческаго населенія. Король осматривалъ греческія школы, больницы и церкви, а въ храмѣ св. Фотиніи смирнскій митрополитъ Серафимъ со всѣмъ клиромъ и въ присутствіи многочисленнаго народа совершилъ, по поводу его пріѣзда, торжественное молебствіе, причемъ привѣтствовалъ короля рѣчью, исполненною пламеннаго патріотизма. Но какъ только Оттонъ уѣхалъ изъ Смирны, для мѣстнаго греческаго населенія наступили черные дни, взамѣнъ недавней радости и торжества. Паша Смирны подробно сообщилъ о событіи вч. Константинополь, и Порта, какъ жертву за посрамленіе ея во время недавнихъ греческихъ торжествъ, потребовала изгнанія митрополита Серафима. 21 іюля 1833 года патріархъ Констаптій отправилъ относительно этого особое посланіе на имя клира и народа Смирны. Точное исполненіе гражданскихъ обязанностей во всякомъ благоустроенномъ государствѣ, писалъ патріархъ, разсматривается, какъ подлинное характеристическое свойство искренней,со стороны каждаго подданнаго, преданности своему законному правительству, и поэтому существуютъ границы благопристойности, въ коихъ должны вращаться рѣчи каждаго вѣрноподданнаго и дѣйствія относительно спеціальныхъ почестей, которыя по праву принадлежатъ только особѣ законнаго правителя. Отсюда, даже только одно неумѣстное оказываніе оффиціальной встрѣчи чужому правителю, совершаемое съ народнымъ торжествомъ, справедливо должно разсматриваться, какъ явное нарушеніе обязанностей со стороны того, кто, занимая какое нибудь начальственное положеніе,, обязанъ и самъ знать и подчиненнымъ своимъ внушать и словомъ, и дѣломъ гражданское и нравственное благопонеде-

) Тамъ же, 114.

-) Тамъ же, 72.

ніе. Въ такую ошибку, къ несчастію, впалъ архіерей смирнскій, бывшій главнымъ виновникомъ случившагося въ церкви безпорядка и шумныхъ многолѣтій во время пребыванія здѣсь ѳго величества, короля Оттона. Конечно, этому царственному лицу приличествуетъ безусловно всякій видъ глубочайшаго уваженія, но на архіереѣ лежалъ долгъ соблюдать необходимое въ подобныхъ случаяхъ приличіе и, относясь къ королю со всею надлежащею почестію, въ то же время не уклоняться отъ долга покорности державнѣйшему султану. Вообще, нѣтч. сомнѣнія въ томъ, что поступокъ архіерея затронули:, деликатность и доброе чувство ого величества султана. По этимъ основаніямъ патріархъ, побуждаемый долгомъ назначить взысканіе, соотвѣтственно проступку, рѣшилъ удалить изъ Смирны митрополита Серафима, какъ для того, чтобы онъ впредь не впадалъ въ соблазнительную неумѣстность подобнаго рода, такъ и съ того цѣлью, чтобы обратить вниманіе на этотч. случай и всѣхъ епархіальныхъ архіереевъ, дабы каждый изъ нихъ постоянно и дѣятельно исполнялъ свои обязанности. Его преемникомъ въ Смирну былъ назначенъ диррахійскій митрополитъ Хрисанѳъ. Вч> заключеніи посланія патріархъ писалъ клиру и народу Смирны, чтобы они, воспользовавшись обстоятельствами, на дѣлѣ показали вѣрность и повиновеніе правительству, служили примѣромъ добраго гражданскаго общества, какъ и приличествуетъ вѣрноподданнымъ, совѣтовали людямъ простымч, избѣгать волненій, которыя свидѣтельствуютъ о дерзости и безразсудствѣ, а больше всего—молились о султанѣ Махмудѣ, дабы всѣ въ радости и счастьи жили подч> сѣнью его милости *).

Въ то же время патріархъ отправилъ посланіе и митрополиту Серафиму, въ коемъ, указавъ на основанія его низложенія и удаленія изъ Смирны, отмѣченныя въ общемъ посланіи смирнской паствѣ, извѣщалч, его, что особый судебный чиновникъ (ij.jTüU7raa{fiYji) Порты сообщить ему и султанское объ этомъ распоряженіе, въ силу котораго митрополитъ должеігь отправиться на жительство вч> Прусу, гдѣ и будеч'ъ оставаться до тѣхъ поръ, пока церковь, въ надлежащее время, не сдѣлаетч» о немъ новаго постановленія; митрополиту ІІор-той разрѣшено получить на содержаніе три тысячи иіастровчі,

’) К а р і а х і 8 1] д. 'Іотор:.а тоО auY'/povou e>.Xr(vts|j.oS, т. I, а. 396—398. ’Aflijvai. 1892.

изъ коихъ тысяча ему будетъ выдана вч, Смирнѣ, а остальныя -въ Прусѣ; въ изгнаніе его долженъ сопровождать указанный турецкій чиновникъ ’).

Представленныя посланія Констаптія — характерны для уясненія положенія патріарха въ предѣлахъ Турціи. Нѣтъ сомнѣнія въ томъ, что они были внушены султаномъ, вызваны политической необходимостью, во избѣжаніе большихъ бѣдствій для церкви. Самъ Константій былъ искреннѣйшимъ патріотомъ и сторонникомъ національной свободы,—съ его точки зрѣнія смирнское торжество, по поводу проѣзда Оттона, было событіемъ вполнѣ естественнымъ. Но оно вызвало гнѣвъ султана, который увидѣлъ въ этомъ торжествѣ политическую демонстрацію. Если бы не препятствовали египетскія осложненія и страхи предъ Россіей, Махмудъ опять воздвигъ бы страшное гоненіе на патріархію и грековъ, а митрополита Серафима подвергъ жестокому наказанію. Но патріархъ избѣгъ надвигавшійся грозы большой уплатой денегъ турецкимъ министрамъ и согласіемъ на ссылку Серафима. И вотъ, два посланія Констаптія, послѣдовавшія вслѣдъ за этимъ, разсѣяли гнѣвъ султана и его подозрительность относительно эллинистическихъ стремленій патріарха и народа. Что касается митрополита Серафима, то онъ впослѣдствіи уѣхалъ въ Грецію и былъ назначенъ епископомъ Андроса 2).

Султанъ Махмудъ и по другимъ поводамъ обнаруживалъ свое нерасположеніе къ Константію, подозрѣвая его въ крайнемъ эллинизмѣ и рѵссофильствѣ. Такъ, въ іюлѣ 1833 года общество греческихъ коммерсантовъ Константинополя пожелало отлужить вч, храмѣ св. Іоанна Хіосскаго, въ Галатѣ, торжественную панихиду но недавно скончавшемся Адамантѣ Корап, замѣчательномъ, греческомъ писателѣ-патріотѣ. Патріархъ далъ разрѣшеніе на совершеніе поминовенія, но за два дня до назначеннаго срока отмѣнилъ его, ради высшихч» цѣлей (гѵгха аѵш-гршѵ /.о-'шѵ), какъ, сказано въ оффиціальномъ документѣ. Впослѣдствіи оказалось, что виновникомч, этой отмѣны былч, самъ султанч, Махмудч,, который, узнавч, о предполагавшемся церковномъ поминовеніи человѣка, вч, особенности много поработавшаго вч, пользу пробужденія національнаго 43’вства грековч, и ихъ борьбы за свободу, строжайше запретилъ патріарху совершить богослуженіе и этимъ заста-

) Тамъ же, сгр. 398—399.

=) К и р '. а у. ä Г( ;, I, 401.

вилъ его нарушить данное имъ паствѣ слово '). Въ томъ же году большое неудовольствіе султана вызвали бурныя манифестаціи грековъ Константинополя по отношенію къ русскимъ офицерамъ и солдатамъ, которые въ первый день Пасхи явились на богослуженіе въ патріаршій храмъ. Но такъ какъ русскіе вели себя вполнѣ корректно, то неудовольствіе султана противъ патріарха и грековъ скоро исчезло и не имѣло непріятныхъ для нихъ послѣдствій 2).

Подвергаясь давленію со стороны султана, патріархъ не былъ свободенъ отъ вліянія и другихъ сильныхъ въ имперіи лицъ, даже изъ среди христіанъ. Часто ему препятствовалъ исполнять архипастырскія обязанности фанаріатъ Стефанъ Вогоридисъ, который вмѣшивался въ церковныя дѣла и, волей или неволей, отклонялъ патріарха отъ архипастырскаго его долга; Константііі, отличавшійся мягкимъ и кроткимъ характеромъ, иногда уступалъ Стефану и подчинялся его желаніямъ а). Та же кротость характера не позволила Константно отмѣнить распоряженіе его предшественника Агаѳангела относительно полицейскихъ обязанностей архіереевъ. Въ февралѣ 1832 года онъ'рекомендовалъ христіанамъ Мосхонисія новаго ихъ архіерея Каллиника, какъ начальника полиціи и агента правительства: Каллиникъ должешь былъ привести въ исполненіе нѣкоторыя правительственныя распоряженія, а также обязана, сообщать правительству о всѣхч, исключительныхъ событіяхъ въ жизни мѣстнаго населенія 4). Къ тому же, и бѣдствія недавняго времени ставили Константію большія преграды въ точномъ исполненіи его многочисленныхъ и важныхъ обязанностей. 4-го ноября 1830 года патріархъ просилъ янннскаго прокрита Димитрія Аѳанасьева,—чтобы онъ посодѣйствовалъ вновь назначенному игумену тамошняго ставро-нигіальнаго монастыря святыхч, Отцевъ Клименту вступить въ управленіе обителью, которая во время политическихъ неурядицъ при Али пашѣ была отнята у патріарха; время это, прибавляетч, патріархъ, а также и послѣдующее было настолько тревожно, что церковь не могла канонически управлять и

‘) К и р і я ■/. і о Yj I, 402—403; 'А f з : о 7. X г, і, 13.

-) Bosen. Geschichte der Türkei. Th. 1, S. 180. Leipzig.

■[) M а f| ä c, 292 - 293.

Л) Toi; Mc/a/.yvr^uov зчататіуг, toO vioo ІГ//.Щ, £ш; tcüv KctXXiv'./.ou

tb; яати'/oij.o’j xai. т:с.а*/.торо£ ѵ.иЗгрѵг^гоі;. y,; та; Біатауз; гу.ТсХг( у.аі

ѵа ауу£Х>,7] тя- то/оѵ • ѵ.орроОи.*.а; "шѵ -/.ато’/.шѵ.— /Г. //. XVII. 10-1.

самими епархіями (ойоё та; г-ѵх/'ух'. аііта; rtЗиѵато ѵа оіог/^зтд -/аѵоѵшЬ; т^ех/Хтізіа) '). А в'ь патріаршество самого Константія былъ, напримѣръ, случай ограбленія розбойниками греческаго монастыря Гиромерія въ Эпирѣ, игуменъ котораго Василій 19 мая 1832 г. получилъ отъ патріарха разрѣшеніе производить сборъ пожертвованій 2). Затѣмъ, большимъ тормазомъ для успѣшной дѣятельности патріарха служила традиціонная косность Порты и ея прямое нежеланіе содѣйствовать справедливомъ его требованіямъ. 5-го марта 1831 года Константій прямо писалъ кизическому митрополиту Матоею, что, при всѣхъ усиліяхъ, ему еще не удались возстановить предъ Портой греческихъ архіереевъ въ ихъ древнихъ прономіяхъ— разсматривать гражданскія судебныя дѣла христіанъ независимо отъ турецкихъ судебныхъ учрежденій 3). Но вообще стремленій и энергіи у патріарха Константія было весьма много. Его попечителыюсть о народѣ вч> гражданско-общественномъ отношеніи простиралась даже до распоряженій касательно покупки христіанами табаку 4), или перемѣны женщинами костюма 5)...

Предписывая народу жить въ мирѣ и порядкѣ, Константій внушалъ ему чувство расположенія къ духовенству. Въ его патріаршество клирики, дѣйствительно, стали пользоваться въ народѣ большимъ уваженіемъ 6). Патріархъ обратилъ вниманіе и на приходскіе храмы, изъ которыхъ иные, при его содѣйствіи, были возстановлены изъ развалинъ, другіе снабжены утварыо и священными одеждами 7), нѣкоторые благолѣпно украшены. Такъ, столичный храмъ Живоноснаго Источника (Балукли) былъ вновь построенъ на сред-

') Тамъ же, 44. 2) Тамъ же, 186.

3) „0Ö5! Ѵ;>.£7]9т][леѵ Ь'Л чіои брнзрой SiSovto; ääeiotv тоТ; apXiepEuat тои va 9ешршз! ті; тшѵ хріатіаѵйѵ блоЧгае;; рт^бХи); oiaxoTtTopevot; ттарі ішч E^totspixüv

хрс-т]р'шѵ.“—К. II. А., XVII, 74.

4) 14 іюля 1831 года патріархъ писалъ кесарійскому митрополиту, чтобы онъ побуждалъ христіанъ покупать табакъ (тар.а-сіхоѵ) у правительственнаго откупщика, а не пользоваться иностраннымъ,—во избѣжаніе наказанія, въ силу султанскаго повелѣнія.—К. II. А.; XVII, 110.

5) Тф Тхоѵіоо 'Аѵ9і|іф' fj іу.ѵХгрА ойобХш; Ёт-ір.еѵЕ!, і'ѵх А уиѵаіхе; too Фер-

TExiou äXXa;<üj:v Ev§up.xcjiav, äXXi аеѵётшааѵ І).Еи9ераі іч56еа9аі ßoüXoviai.—

23 äxpiXiou 1832,—Тамъ же, 174.

6) ’А о і а т о х X rj;, 10.

7) Напримѣръ, патріаршій храмъ св. Георгія (TsSscuv, ПатріарХіхоІ ІІіѵахес 090; ’А о і а - о х X 1] ?. 10).

етва, собранныя самимъ Константіемъ. или при его содѣйствіи '). Патріархъ приступилъ къ постройкѣ и новаго зданія для народной больницы при .этомъ храмѣ, но не успѣлъ довести дѣло до конца, вслѣдствіе удаленія съ престола 2). Константій покровительствовалъ и филантропическимъ учрежденіямъ столицы и друТихъ городовъ. Такъ, въ 1838 году енитроны народной больницы въ Смирнѣ обратились къ патріарху съ просьбой принять подъ покровительство вселенскаго престола храмъ св. Харалампія, находившійся при этой больницѣ. Константій особымъ сигилліемъ призналъ, больничную церковь ставропигіалыюй и независимой отъ смирнскаго митрополита, съ правомъ епитроповъ больницы приглашать священниковъ, которые однако не должны совершать церковныхъ требъ въ приходахъ города 3).

По примѣру своихъ предшественниковъ), Константій принималъ различныя мѣры къ уменьшенію громаднаго долга, лежавшаго на патріархіи. Онч> требовалъ отъ архіереевъ уплаты долга по оффиціальнымъ обязательствамъ, прежняго времени '*), приглашалъ, народъ къ добровольному вспомоществованію церкви 5), пользовался денежными суммами Синайскаго монастыря для покрытія срочныхъ, долговъ., не щадилъ для этого и своихъ личныхъ, средствъ (і). Но онъ строго наблюдалъ., чтобы епархіальные архіереи не пользовались, для покрытія патріаршаго долга, суммами для вдовъ и сиротъ., существовавшими въ. нѣкоторыхъ епархіяхъ, не разрѣшалъ, употреблять эти деньги и для уплаты государственныхъ налоговъ, а тѣмъ, болѣе — на подарки турецкимъ, властямъ,, которыя иногда (напримѣръ, въ, епархіи визійской) предусмотрительно указывали на этотъ источникъ своихъ, беззаконныхъ доходовъ ’). Затѣмъ, для упорядоченія экономическаго положенія архіереевъ и церкви, Константій синодальнымъ томомъ (отъ августа 1830 г.) предписалъ,, чтобы вновь рукополагаемые архіереи представляли обычный фило-тнмонъ. не митрополитамъ,, ихъ, хиротонисавшимъ, а великой

Й Е ü у е ѵ і о ГІІ Хшооб/.о- Пг,угр 99—104.

■) ’ А р : з г а -/. л г, ;. 14—16. ») /і. II .Л., XVII, '231—232.

4) Тамъ, же, 41 (письмо адріанопольскому митрополиту Григорію).

А) Тамъ же, 30 (посланіе прокрнтамъ А.масіи о кружечномъ въ пользу патріархіи сборѣ).

6) ’А р із т а •/. X rt 10.

Й Іі. II. А. XVII, 72 (грамота отъ 20 февраля 1831 г.).

50

церкви, которая впредь и будетъ раздѣлять его на три части: митрополиту, патріархіи и на покрытіе основнаго патріаршаго долга *). ГТрь всемъ томъ, матеріальное положеніе и архіереевъ было тяжелое: 25 августа того же года патріархъ отправилъ рѣзкое обличительное письмо бывшему адріанопольскому митрополиту Герасиму, который бѣжалъ отъ долговъ въ Одессу 2).

Изъ брачной практики времени пагріарха Константія извѣстны такіе факты. Въ трапезунтской епархіи не соблюдалось каноническое требованіе о брачномъ возрастѣ: мужчины 50 лѣтъ женились па 10-лѣтнихъ дѣвицахъ и наоборотъ—старухи въ 50 лѣтъ брали 7-лѣтнихъ мужей; 22 ноября 1830 г. патріархъ предписалъ игумену и отцамъ монастыря Сумела, въ экзархіи котораго это происходило, чтобы такія сожительства впредь не допускались, иначе церковь приметъ самыя строгія мѣры и противъ духовенства, и противъ народа; необходимо, чтобы женихъ имѣли, по меньшей мѣрѣ 15 лѣтъ, а невѣста 14 :і). Въ декабрѣ (20) того же года патріархъ извѣщалъ англійскаго консула на Кипрѣ, грека Антонія Вондиціана, что ему нельзя выдать свою дочь замужъ за двоюроднаго ея брата 4), а кипрскому драгоману Димитрію Либерти писалъ, что одно и то же лицо не можетъ жениться послѣдовательно на двухъ родныхч, сестрах ь •’). Однако, 6 апрѣля 1832 г., патріархъ извѣстилъ китійскаго, на Кипрѣ, митрополита Леонтія, что онъ можетъ разрѣшить бракч. дочери консула Вондиціана съ родственникомъ въ шестой степени кровнаго родства, если, по разслѣдованіи, окажется, что предстоитъ обоими душевная и тѣлесная гибель, а престарѣлому' консулу —позоръ; самому же консулу писалъ, что этотъ бракъ по „экономіи“ слѣдуетъ совершить тайно, вгь избѣжаніе скандала (і). Кромѣ того, іеромонахъ патмосскаго монастыря Аверкій за повѣнчаніе четверобрач-

■) /»’■ II. А., DCXL1, 17-18.

■) К. II. А. DCXLI, 19. Срав. XVII, 30, 41.—Патріархъ Іѵонстантій заботился объ улучшеніи экономическихъ дѣлъ и Святогробекаго Братства въ Іерусалимѣ, какъ видно изъ его грамоты отъ 20 іюня 1830 г. на имя егіитроповъ Св. Гроба, съ предложеніемъ нѣкоторыхъ финансовыхъ мѣропріятій. ’Е х а }. ѵ| а і а а х і ч г, ’А і г( 0 е t a, 1904, А» 2, a. 20 — 21; ’А р o-coxAt;j, 12—43.

3) К. II. А., XVII, 50.

5) Тамъ же, 66.

4) Тамъ же, 61. е1 Тамъ же. 172.

наго былъ два года подъ запрещеніемъ *). а въ ноябрѣ 1833 г. Константій отправил ъ обличительное посланіе митрополиту и прокрптам'ь Созоагаоополя по поводу бывшихъ здѣсь браковъ четвертыхъ и въ близкомъ родствѣ, грозя виновнымъ церковнымъ наказаніем'ь 2). Осуждались и брачные разводы, совершавшіеся по насилію или обману 3). А когда филнппопольекій митрополитъ Никифоръ донесъ патріарху, что врачъ, католикъ (оатг/.о;) по вѣроисповѣданію, намѣренъ жениться на православной, Константій распорядился (13 декабря 1833 г.), чтобы митрополитъ совершилъ оглашеніе жениха, распространившись особенно по вопросу обч> похожденіи Св. Духа, мѵропомазалъ его и потомъ уже далъ разрѣшеніе на бракъ 4) *).

И. Соколовъ.

') Тамъ же, 82. -) Тамъ же, 249.

а) Тамъ же, 9 (.посланіе 1830 г. митилинекому м. Порфирію).

4) К II. А. ХѴИ, 225.

*) Окончаніе слѣдуетъ.

50*

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.