Научная статья на тему 'Константинопольский патриарх Константий I: очерк его деятельности'

Константинопольский патриарх Константий I: очерк его деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Константинопольский патриарх Константий I: очерк его деятельности»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.И. Соколов

Константинопольский патриарх Константий I:

очерк его деятельности

Опубликовано:

Христианское чтение. 1904. № 6. С. 833-847.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Константинопольскій патріархъ Константій I *).

(1830—1834 г.).

Далѣе, на Критѣ, по распоряженію патріарха, состоялось (24 ноября 1831 г.) соединеніе нѣкоторыхъ епархій вслѣдствіе запустѣнія острова и малочисленности населенія, а именно—епархія кидонійская соединена съ кисамской, іерос-ская съ ситійской, аркадійская съ петрской, авлопотамская съ реѳимнской, лампская съ сфакійской, херсонесская и гортинская съ митрополіей. Такое соединеніе создавало епархіямъ болѣе благопріятныя условія для уплаты дворцоваго долга; примѣнительно къ новому составу епархій были распредѣлены и взносы въ пользу критскаго митрополита и патріархіи, но безъ ущерба для нихъ '). Кромѣ того, были соединены епархіи: месимврійская и варнская, вслѣдствіе ихъ опустошенія и по предложенію митрополита Каплиника (2 сентября 1831 г.) 2), химаррская и дріинуполь-ская, по предложенію янинскаго митрополита Іоанникія и подъ управленіемъ митрополита Іоакима Коккоди (въ іюлѣ 1832 г.) * 3), погоніанская и веллская подъ управленіемъ митрополита Іосифа и съ отдѣленіемъ первой епархіи отъ ко-рицкой (въ маѣ 1834 г.) 4). Затѣмъ 1 декабря 1830 г. софійскій митрополитъ Паисій былъ удостоенъ титула экзарха Болгаріи, а вмѣстѣ съ тѣмъ получилъ султанскій хатти-ху-маюнъ, обезпечивавшій гражданскія привилегіи его паствы,

*) Окончаніе. См. май.

') К. Л. А. XVII, 152. *) К. П. А., XIV, 243, DCXLI, 40.

3) К. Л. А. XVII, 195—196. *) Тамъ же, 262—263. Срав. XIV, 140.

которая, въ случаѣ ихъ нарушенія турецкими властями, должна, по предписанію патріарха, обратиться съ общимъ прошеніемъ къ церкви '). 17 августа 1831 г. состоялось синодальное опредѣленіе объ отношеніи сербскихъ митрополитовъ и епископовъ къ вселенской церкви, ихъ избраніи, перемѣщеніи, низложеніи, національности, взносахъ въ пользу патріарха и поминовеніи его за богослуженіемъ, согласно просьбѣ князя Милоша Обреновича и народа сербскаго * 2). Но антиканоническое отдѣленіе греческихъ епархій отъ церкви константинопольской, совершившееся безъ вѣдома и разрѣшенія синода,' было осуждено любвеобильнымъ и ревностнымъ о благѣ церкви патріархомъ, который собственноручно и занесъ въ оффиціальный кодексъ свое справедливое мнѣніе о схизмѣ 3). Наконецъ, въ Триккерѣ 6 мая 1831 г. была учреждена патріаршая экзархія, подъ управленіемъ эконома Димитрія 4).

Патріархъ Константій совершилъ цѣлый рядъ назначеній и перемѣщеній епископовъ, руководясь интересами церкви 5),. хотя, какъ показано и выше, не всегда ему удавалось защитить ея прономіи въ этомъ важномъ дѣлѣ6). Въ области, епархіальнаго управленія онъ стремился создать порядокъ и благочиніе, на основѣ церковныхъ каноновъ.: Изъ распоряженій этого рода отмѣтимъ, прежде всего, грамоту (1831 г.) клирикамъ и народу кесарійской еиархіи о томъ, что высшій надзоръ и завѣдываніе приходскими храмами принадлежитъ мѣстному митрополиту Герасиму, а не епитропамъ, избра-

') К. II. А. ХѴП, 54- 55.

2) it. 17. 4., XVII, 120—121, XIV, 203—204. Этотъ конкордатъ извѣстенъ въ русской литературѣ. Н. Поповъ, Россія и Сербія, I, 274—279. Москва; 1869.

s) it. II. А., XVII, 261: 'Н r?js 'EXActSo; ёххЛУ)зіа аѵеаХіоЧг) аахак; хт;; р.г]хр6; auxTjs ävaxo/.ixrji; ’sxxArjaia;. Sto xai. біхаіш; ’а.г.іт.6-^ гЛаа xotvama 'exx/.Yjoiaaxi-xtoj ріеха тйѵ хоіоихшѵ оіісхйѵ. Оі ое арХіере!; V/.etae яаѵхес, ш; äÖsxTjoaNxsj хаі xaxaTxaxTjaavxej хоѵ оіЛеѵха ’еѵ [хесш r!Js EXxArjaiai; xijs ptefaX-f]; efti xfjj Xetpo-xovia; aüxüv äpxov xr;s tuetetoj xai ür.oxayrfi xai xvj; 5’aXTjpT)oeu){ хшѵ -роѵорішѵ •ioO оіхоир.ечіхо5 Öpiovou, üjxootxoi іуічочхо d){ eniopxot ’аааууѵшато1) xpipaxo; хаха xs xoux ax&a-.oX'.xou; xal xo'j; хои МеуаАои Baat/.eiou xavovaj, ихоурабаѵте? xai ävaxYjpä^atxsc aveu etSvjaeu); xoü otxauaevtxaö —axpiapZaa aal xr(x auvoaoo CSta'J äveJapxTjaiav.

4) К. П. А. XVII, 94.

5) О нихъ см. Xa(iou5o!xouXo!, П. П., 328—329 (’Е ’А., 1882, № 21).

• “) К. II. А., XVII, 9, 74, 114.

■ніе которыхъ также зависитъ отъ митрополита; епитропы обязаны отдавать отчетъ митрополиту во всѣхъ дѣлахъ касательно храмовъ, въ частности, о матеріальномъ ихъ положеніи, а въ случаѣ неповиновенія будутъ подвергаться церковному и гражданскому наказанію1). Въ октябрѣ 1833 г. состоялось интересное соглашеніе кесарійскихъ христіанъ и монастыря св. Іоанна Предтечи съ мѣстнымъ митрополитомъ. Митрополія была соединена съ этимъ монастыремъ, причемъ митрополитъ долженъ былъ жить въ немъ и заботиться объ экономическомъ его положеніи. Впредь избраніе кесарійскаго митрополита должно происходитъ преимущественно изъ среды братства этого монастыря; представители монаховъ и мірянъ намѣчаютъ кандидата на митрополичью каѳедру изъ числа наиболѣе образованныхъ и нравственныхъ иноковъ, представляютъ его церкви, которая предварительно и назначаетъ его титулярнымъ архіереемъ, съ тѣмъ, чтобы, по смерти митрополита, онъ былъ его преемникомъ. Все имущество умершаго митрополита принадлежитъ монастырю, а если будетъ завѣщаніе, то оно имѣетъ силу лишь въ отношеніи четвертой части всего принадлежавшей митрополиту собственности. Митрополитъ обязанъ платить патріархіи ежегодно взносъ въ 3000 Д’росіевъ за пользованіе монастыремъ, да 5000 гросіевъ въ качествъ филотимона, такъ какъ епархія уплатила весь лежавшій на ней долгъ въ пользу патріаршей казны. При избраніи митрополитъ платитъ различнымъ взносовъ 14.755 гросіевъ 2).

Патріархъ строго слѣдилъ за дѣятельностью епархіальныхъ архіереевъ, требовалъ точнаго исполненія обязанностей, а въ случаѣ нарушенія долга подвергалъ соотвѣтствующему взысканію. Такъ митрополиту Эноса Григорію патріархъ рекомендовалъ прекратить равнодушное отношеніе къ положенію паствы3), а ѳеодосіопольскому епископу Ѳеодосію предписалъ посѣтить христіанъ въ Эрзерумѣ 4), митрополитовъ хіосскаго Григорія, веррійскаго Меѳодія и косскаго Герасима обличилъ за корыстолюбіе 5), митрополитовъ имвр-скаго Іосифа и итакскаго Діонисія — за вмѣшательство въ политическія дѣла 6), смирнскаго митрополита Іероѳея устра-

‘) Г е 8 еш ѵ, К. Д., II, 184—186. 2) К. Л. А., 252—255.

3) К. Д. А., XVII, 10 (іюль 1830 г.).

*) Тамъ же, 29 (14 сент. 1830 г.). й) Тамъ же, 58, 62, 178.

в) Тамъ же, 93, 95.

нилъ (1831 г.) отъ власти за непослушаніе ‘) и т. п. 2). Дѣятельность и низшаго духовенства регламентировалась особыми предписаніями. Любопытно, въ этомъ отношеніи, посланіе патріарха духовенству и народу тырновской епархіи, подтверждавшее ихъ соглашеніе (1831 г.). Священники этой епархіи обязаны были сами платить за себя хараджъ Портѣ, а также десятину изъ произведеній земли и сборъ съ виноградниковъ, отъ остальныхъ же налоговъ совершенно освобождались; они должны были безъ промедленія уплачивать митрополиту и патріарху обычные взносы; никто изъ нихъ не долженъ вмѣшиваться въ гражданскія дѣла, за исключеніемъ архіерейскаго епитропа, притомъ съ разрѣшенія архіерея, или по просьбѣ народа,—никто не долженъ заниматься какой либо торговлей 3). Съ другой стороны, и міряне, за проступки противъ духовенства, подвергались патріаршему осужденію. Такъ, димогеронты и прокриты Смирны получили отъ патріарха строгій выговоръ за оскорбленіе, нанесенное бывшему митополиту Іероѳею, причемъ патріархъ внушалъ имъ впредь не унижать достоинство своего архипастыря 4).

Патріархъ охранялъ свою паству отъ инославной пропаганды. Въ началѣ 1831 г. митрополитъ Халепа Ѳеоктистъ донесъ патріарху, что католики его епархіи получили отъ правительства разрѣшеніе свободно совершать богослуженія. По мнѣнію митрополита, это грозило гибелью (хатаатросрт)) для мѣстнаго православія. Константій, въ отвѣтъ на это представленіе, написалъ (въ мартѣ) Ѳеоктисту, чтобы онъ не падалъ духомъ, противодѣйствовалъ пропагандѣ и доносилъ о дѣйствіяхъ папистовъ церкви, которая приметъ мѣры и предъ правительствомъ, если потребуется 5). Архипастырская попе-чительность Константія простиралась и да „грековъ разсѣянія“, жившихъ за границей. 20 октября 1832 г. онъ отправилъ посланіе греческой общинѣ въ Калькуттѣ, убѣждая еѳ твердо хранить ученіе и преданія православной церкви, а вновь назначенному въ Индію протосинкеллу Ананіи далъ рядъ руководственныхъ указаній относительно духовнаго наблюденія за паствой и охраны ея отъ инославнаго вліянія в).

Церковно-богоснужебная практика также была прѳдме-

■) Тамъ же, 137. ■) К. II. А., XVII, 35, 42, 61, 248.

3) К. 11. А., XVII, 144. 4) Тамъ же. 137 (отъ 13 окт. 1831 г.).

Тамъ же, 84. eJ Геоешѵ, К. 4., II, 193—197.

томъ архипастырскаго попеченія Константія. Онъ былъ большой любитель церковнаго пѣнія и благолѣпія въ богослуженіи, имѣлъ въ патріаршемъ храмѣ замѣчательнаго прото-псалта Константина и искуснѣйшихъ канонарховъ, слушать которыхъ стекался почти весь Константинополь,—совершалъ богослуженія весьма благоговѣйно и торжественно и требовалъ, чтобы и митрополиты подражали ему въ этомъ '). При немъ было предпринято и исправленіе богослужебныхъ книгъ, при участіи извѣстнаго ученаго, іеромонаха Варѳоломея Кутлумушскаго, который, впрочемъ, успѣлъ издать только часословъ, напечатанный въ Венеціи 2). Варѳоломей составилъ и нѣсколько молитвъ, но Конетантій отклонилъ ихъ напечатаніе 3).

Въ дѣятельности Константія относительно монастырей обращаетъ вниманіе большое число сигилліевъ, изданныхъ для подтвержденія или возстановленія ихъ ставропигіальныхъ правъ. Это и понятно. Въ его патріаршество церковная жизнь стала постепенно принимать болѣе спокойное теченіе, которое было нарушено эпохой греческаго возстанія,—были уже подведены политическіе итоги продолжительной борьбы, а вмѣстѣ съ тѣмъ явилась потребность вновь обезпечить прежнія права и прономіи различныхъ греческихъ учрежденій, потерявшихъ ихъ въ періодъ полнаго общественнаго неустройства. Монастыри, на ряду съ храмами и школами, подвергались наибольшему нападенію со стороны ожесточенныхъ мусульманскихъ властей и черни,—одни изъ нихъ были и совсѣмъ разрушены, другіе опустѣли, третьи потеряли имущества и т. д. Значитъ, патріархъ Конетантій шелъ на встрѣчу современнымъ нуждамъ, когда цѣлымъ рядомъ грамотъ удостовѣрялъ права и прономіи своихъ ставропигій. Такъ, въ декабрѣ 1830 г. онъ утвердилъ ставропигіальное достоинство монастыря Богородицы, называемаго Трояны, тырновской епархіи. Монастырь раньше былъ приходскимъ (епископа Ловчи) и идіорритмомъ и пришелъ въ запустѣніе, поэтому монахи, чрезъ посредство митрополита Иларіона, просили патріарха принять его подъ свою власть и обратить въ киновію. Патріархъ исполнилъ ихъ просьбу, назначивъ ежегодно въ пользу церкви взносъ въ сто гросіевъ и пред-

>) 'А Р Ю то -/.А 9) С, 13-14. 2) Ге 5 е ш ѵ. К. 4. И, 187—190.

3) Тамъ же, 190—192.

писавъ игумену управлять обителью при содѣйствіи совѣта опытныхъ старцевъ *). Въ октябрѣ слѣдующаго года объявлены ставропигіальными два монастыря въ епархіи Дристры—Успенія Богородицы и св. Димитрія, возстановленные архимандритомъ Димитріемъ и экономомъ Хрисан-ѳомъ, съ обязательствомъ ежегодно платить патріарху 10 окъ икры 2), 15 окъ масла, 40 окъ меду и 150 окъ муки, при чемъ ктиторы должны управлять ими до самой смерти, а послѣ нихъ монастыри должны руководиться ихъ завѣщаніями *). Въ іюлѣ 1832 г. утверждены патріархомъ ставропи-гіальныя права за монастыремъ св. Георгія, называемаго Bebau, въ Карпаѳѣ, по просьбѣ игумена іеромонаха Хрисанѳа, съ тѣмъ, чтобы мѣстный архіерей не вмѣшивался въ его дѣла и не причинялъ монахамъ никакихъ безпокойствъ 4). Кромѣ того, ’ объявлены ставропигіальными слѣдующіе монастыри: святыхъ Отцевъ въ янинской епархіи, съ назначеніемъ и епитроповъ для совмѣстнаго съ игуменомъ управленія монастыремъ, который, во время господства въ Эпирѣ Али-паши, былъ отнятъ у патріархіи, не имѣвшей тогда возможности канонически управлять и епархіями (14 октября и 14 ноября

1830 г.) 5),—тшѵ ВХатёшѵ въ Ѳессалоникѣ (въ февралѣ 1831 г.)6), Гиромерія, на который претендовалъ архіерей Арты (11 іюля

1831 г.)7), Евангелистріи—тоб Еоооі’ѵоо въ епископіи Веллы и Спасителя въ мѣстности Литовіаници, на границахъ епархій янинской, погоніанской и веллской (1831 г.) 8), св. Пераскевы въ Скамнели янинской епархіи, Успенія Богородицы Kareva; и тоЗ Xr7)Aaioo въ дріинупольской епархіи и Богородицы Воѵ-8і'т£т]с въ епископіи химаррской (въ октябрѣ 1831 г.)9), св. Пророка Иліи r?js Zвъ Янинѣ,—который въ управленіе Али-паши лишился своихъ документовъ 10), св. Іоанна Богослова въ епископіи гликейской, въ мѣстечкѣ Мальцани (въ октябрѣ 1831 г.)11), св. Георгія Хутура въ халдійской епархіи (въ маѣ 1832 г.), съ отмѣной сигиллія патріарха Агаѳангела,

') К. Л. А., XVII, 56—57.

-) Ока—около 3 фунтовъ. 3) К. П. А., XVII, 138—139.

*) Тамъ же, 197. ъ) К П. А., XVII, 37, 44.

6) Тамъ же, 69. ’) Тамъ же, 109, 111.

8) Тамъ же, 125, 126, 133, 134.

“) К. U. А., XVII, 127—129, 132—133.

,0) Тамъ же, 133, 153. “) Тамъ же, 134—135.

объявившаго (1827 г.) этотъ монастырь приходскимъ *), Богородицы Мо1о[3ооохгтгс(отои въ епархіи погоніанской, бывшій до 1834 года приходскимъ 2),—Преображенія Zdpuoopoa; въ гре-венской епархіи (въ августѣ 1832 г.) 3), св. Анастасіи Фар-маколитріи въ Ардамеріи (въ сентябрѣ 1832 г.-) 4), св. Аѳанасія Великаго—Hemt'a въ епархіи китрской (28 сентября 1832 г.) 5 * 7). Патріархъ Константій о нѣкоторыхъ ставропигіяхъ обнаружилъ особенную заботливость. Такъ, въ іюлѣ 1830 г. онъ писалъ отцамъ ставропигіальной Nsa Mov-f) на островѣ Хіосѣ, чтобы они тщательно охраняли ея ставропигіальное достоинство и не позволяли хіоскому митрополиту Григорію вмѣшиваться въ монастырскія дѣла е). Въ январѣ 1832 г. онъ издалъ сиггилій, коимъ монастырь объявленъ царскимъ, патріаршимъ и ставропигіальнымъ, свободнымъ отъ всякой власти, .кромѣ патріарха, съ обязательствомъ платить церкви 250 гросіевъ; монастырь владѣетъ женскимъ монастыремъ Богородицы т»)4 BXoaaBtoTi307j; въ Калимасіи, живетъ по общежительному уставу, причемъ игуменъ пользуется патери-цей,—свободно принимаетъ монашествующихъ, а для руко-.положенія въ священныя степени приглашаетъ архіерея по своему желанію, безпрепятственно погребаетъ въ своихъ предѣлахъ купившихъ могилы, наслѣдуетъ имущество монаховъ, управляется игуменомъ и его совѣтомъ, имѣетъ епитроповъ-монаховъ и мірянъ—для завѣдыванія метохами, находится подъ прямымъ покровительствомъ патріарха, къ которому., въ случаѣ необходимости, и обращается чрезъ посредство своего игумена1). Въ слѣдующемъ году патріархъ издалъ отлученіе на тѣхъ монаховъ и жителей Хіоса, которые наносили тотъ или иной вредъ Новому Монастырю 8). 11 декабря 1834 г. Константій особой грамотой запретилъ монастырю продавать свои имѣнія 8). Затѣмъ, особымъ покровительствомъ Константія пользовался и Аоонъ. Патріархъ по возможности содѣйствовалъ улучшенію его матеріальнаго положенія,—побуждалъ должниковъ платить долги монастырямъ, охранялъ ихъ метохи, рекомендовалъ лицъ для ихъ

*) Тамъ же, 183. 186. 2) Тамъ же, 189—190.

3) Тамъ же, 200. *) Тамъ же, 206.

5) Тамъ же, 211—212. ®) Тамъ же, 6.

7) Т & Neojiovirjaia, а. 269—276. 'Еѵ Хі<р. 1865.

») Тамъ же, 276—278. 9) К. П. А., XVII, 255.

аренды на болѣе выгодныхъ условіяхъ и т. п. ’). А когда возникла вражда между русскимъ скитомъ св. пророка Иліи и Пантократорскимъ монастыремъ, который требовалъ отъ скита ежегодный взносъ въ 2000 гр., вмѣсто прежнихъ 750, да еще единовременно 50.000 гр., то патріархъ сталъ на сторону русскихъ и защитилъ ихъ отъ несправедливыхъ притязаній грековъ 2 3). По поводу племенныхъ раздоровъ на Св. Горѣ патріархъ писалъ и киноту (1 авг. 1832 г.), убѣждая его принять необходимыя мѣры для умиротворенія иноковъ и угрожая, въ противномъ случаѣ, прислать на Аѳонъ лицъ, имѣющихъ и гражданскую власть "*). Въ мартѣ 1833 г. Константій вновь подтвердилъ киновіальное устройство русскаго монастыря св. Пантелеймона, а равно избраніе іеромонаха Герасима игуменомъ 4), а въ февралѣ 1834 г. установилъ общежитіе въ Дохіарѣ, гдѣ прежде сущѳртвовало идіорритмическоѳ устройство 5 * *). Наконецъ, въ виду злоупотребленій въ сборѣ хараджа, который уплачивался всѣми иноками Аоона въ равномъ размѣрѣ, тогда какъ матеріальное ихъ положеніе было далеко не одинаково, Константій 17 іюля 1832 г. увѣдомилъ кинотъ св. Горы, что, въ отношеніи хараджа, слѣдуетъ раздѣлить всѣхъ монаховъ на три разряда: аскеты должны платить меньше келліотовъ, а келліоты— меньше иноковъ монастырей. Такая градація и должна впредь соблюдаться, подъ контролемъ ѳессалоникскаго митрополита Мелетія е). Для упорядоченія внутренней жизни и экономическаго положенія другихъ ставропигій патріархъ посылалъ экзарховъ, или назначалъ епитроповъ. Такъ въ іюнѣ 1831 г. епитропомъ ставропигіальнъщъ монастырей въ Янинѣ былъ назначенъ іеромонахъ Прокопій съ предписаніемъ возстановить ихъ права, упорядочить управленіе и возобновить сигиллій для монастыря Спасителя п). 5 августа того-же года покровителемъ молдовлахійскихъ метоховъ янинскихъ монастырей святыхъ Отцевъ и св. пр. Иліи назначенъ Георгій Филиппеско 8), а 30 марта 1832 г. патріархъ писалъ отцамъ

*) К. Д г А і % а ч т] <, Шріуа<рг/.6{ хатіХсцо;, z. 37—42. a) К. II. А., XVII, 47, 267 (грамоты отъ 1330 и 1834 г.).

3) Тамъ же, 202.

4) Акты Русскаго на св. Аѳонѣ монастыря св. Пантелеймона стр.

272—287. Кіевъ. 1873.

•) К. П. А., XVII, 258.

’) Тамъ же, 100, 104, 145.

®) Тамъ же, 199. *) Тамъ же, 117.

ставропигій Сосина и Клидоніавицы съ подчиненными имъ селами, что ихъ наблюдателемъ и ефоромъ назначенъ митрополитъ Веллы Іосифъ ’). Въ монастыри св. Анастасіи и св. Іоанна Предтечи въ Ѳесалоникѣ, св. Предтечи въ Сѳррахъ, св. Діонисія въ Елассонѣ и Икосифиниссы въ томъ же году былъ посланъ, въ качествѣ экзарха, великій архидіаконъ Кириллъ, который долженъ былъ разсмотрѣть отчеты о состояніи монастырей и сдѣлать распоряженіе о внутреннемъ ихъ благоустройствѣ 2). Разумѣется, патріархъ дѣлалъ предписанія о томъ, чтобы монахи соблюдали уставы обителей 3), жили въ мирѣ и согласіи4 5) и т. п. 6 7 *). Въ случаѣ посягательства епархіальныхъ архіееревъ на права ставропигій, патріархъ приглашалъ ихъ не вмѣшиваться въ чужія дѣла ®). И приходскіе монастыри подлежали его тщательному надзору. Митрополита Преспъ Каллиника онъ приглашалъ (1830 г.) больше заботиться о епархіальномъ монастырѣ св. Николаяп), дріинопольскому митрополиту Іоакиму предписалъ (1831 г.) не мѣнять часто игуменовъ своихъ монастырей *), вновь объявилъ приходскими монастыри свв. Архангеловъ Гхоира въ погоніанской епархіи 9) и Честнаго Предтечи въ веррійской епархіи і0) и т. п.

Но больше всего Константій заботился о народномъ просвѣщеніи и школахъ. Прежде всего, онъ живо интересовался церковною проповѣдью,—самъ любилъ учить народъ въ храмѣ

}) Тамъ же, 170. г) Тамъ же, 180—181, 208, 211.

3) Тамъ же, 50 (посланіе м. Сумела—1830 г.).

4) Тамъ же. 209, 218 (приказаніе монахамъ Рыльскаго м. выгнать двухъ иноковъ—противниковъ самоковскаго епископа).

5) Тамъ же, 240—241.

е) К. П. А., XVII, 130 (парамиѳійскій митрополитъ и ставропигіаль-ный м. св. Іоанна Богослова—1831 г.), 131 (митрополитъ янинскій и м. святыхъ Отцевъ), 239 (монастыри Ва^Аюѵ и Періатера (св. Георгія) и тра-пеауптскій м. Константій—1833 г.).

7) Тамъ же, 46. я) Тамъ же, 148.

9) Тамъ же, 187—188, 203 (1832 г.).

10) Тамъ ate, 198.—Сдѣлавшись патріархомъ, Константій не порвалъ своихъ' сношеній съ монастыремъ Синайскимъ. Синаиты даже и не избирали ему преемника—архіепископа, такъ что Константій фактически управлялъ и дѣлами своей метаніи. Онъ издалъ нѣсколько сигилліевъ въ подтвержденіе правъ монастыря на различныя владѣнія, разрѣшалъ синайскимъ таксидіотамъ производить сборы въ патіархатѣ, предлагалъ

епархіальнымъ архіереямъ защищать инте^сы синаитовъ въ случаѣ ихъ нарушеній и т. п. (іС. Л. А., XVII, 21, 23, 72, 145, 238). Въ октябрѣ

и другихъ побуждалъ исполнять этотъ пастырскій долгъ. Константинопольское населеніе долго хранило восторженное воспоминаніе о его поученіяхъ во дни св. Четыредесятнйцы и другихъ постовъ, проникнутыхъ духомъ святоотеческаго учительства, сказанныхъ съ большимъ воодушевленіемъ и искусствомъ ‘). Среди его литературныхъ трудовъ извѣстенъ и греческій переводъ катихизиса московскаго митрополита Платона, изданный въ Константинополѣ въ 1831 г. * 2). А затѣмъ, свою любовь къ знанію и наукѣ, стремленіе воспитать греческую молодежь въ духѣ православія и народности ученый патріархъ доказалъ устройствомъ школъ новыхъ и поддержаніемъ старыхъ, покровительственнымъ къ нимъ отношеніемъ и заботою возможно лучше поставить въ нихъ учебно-воспитательное дѣло. Онъ впервыѳ учредилъ въ Константинополѣ школы взаимнаго обученія (<іХХт1ХоЗіозг/.ті'/.а оуолеіа) по системѣ Ланкастера, изъ 'нихъ одну—на Фанарѣ, гдѣ на. собранныя патріархомъ деньги было куплено мѣсто и построено зданіе 3). Константій на свои средства возобновилъ и патріаршую школу на Фанарѣ, во главѣ которой поставилъ извѣстнаго дидаскала Николая Логади и къ ученикамъ которой относился съ отеческою любовью, имѣя среди нихъ своихъ спепендіатовъ и награждая наиболѣе успѣвавшихъ книгами *). При содѣйствіи патріарха Константія возникло и нынѣ существующее Коммерческое учплищѳ на о. Халки. Идея его основанія принадлежала греческимъ купцамъ столицы, которые и обратились къ патріарху за разрѣшеніемъ открыть школу въ помѣщеніи запустѣвшаго халкин-скаго монастыря Богородицы KapapiomooTj;. Патріархъ вполнѣ одобрилъ эту идею, и въ 1831 году Коммерческое училище было открыто. Число ея учениковъ опредѣлено въ 50 человѣкъ, въ возрастѣ отъ 10 до 14 лѣтъ. Въ школѣ преподава-

1830 г. Константій писалъ синаиту Симеону, жившему въ Триполи, что хотя онъ и избранъ патріархомъ, но по прежнему будетъ заботиться о Синаѣ (Тамъ же, 36). О томъ же онъ писалъ и синаитамъ, жившимъ въ Каирѣ, причемъ высказывалъ недоумѣніе, почему они не отвѣтили ему на письма; въ качествѣ подарка, онъ отправилъ имъ чаю и четыре пуда икры (т£аі -/.di 8ио ßapsAcr/ia [51 ока] Xaßcipi.—К. П. А., XVII, 44).

’) ’А р с а і о у. А -ij с, 14.

2) 2 ä 9 а j, ИгогАліщхг, ФіАоАоуіа, 144; ’АріатохХі)?, 12.

3) К. Л. А., XVII, 108.

*) ’АрютоиЦ:, 10—12; М. Г еѵ г ш ч, Хроѵіхі тггд -атріярхоЦі ахаЗтдна?, а, 192. КшѵатаѵтіѵобяоА!;. 1893.

лись языки—греческій, французскій, итальянскій и каллиграфія. Годовая плата каждаго ученика назначена въ 2000 гросі-евъ, которые взносились по третямъ года и расходовались на содержаніе учениковъ, жалованье учителямъ и служителямъ и т. п. Для управленія школой были назначены четыре ефора изъ купцовъ, которымъ было обѣщано содѣйствіе и всего коммерческаго общества столицы. Первый уставъ школы былъ изданъ въ 1834 году, причемъ штатъ воспитанниковъ увеличенъ до 80 (ихъ уже было 67). Патріархъ Константій горячо привѣтствовалъ открытіе Коммерческаго училища и потомъ оказывалъ ему и нравственное, и матеріальное содѣйствіе '), причемъ кругъ преподаваемыхъ въ немъ наукъ постепенно расшился, въ пользу предметовъ богословскихъ и общеобразовательныхъ. Когда въ 1848 г., вслѣдствіе оскудѣнія матеріальныхъ средствъ училища, возникла мысль о закрытіи его, то Константій крайне опечалился и плакалъ, какъ отецъ о дорогомъ дѣтищѣ... Къ счастью, невзгода миновала * 2 3)... Въ Константинополѣ при участіи патріарха были устроены общая греческая школа въ приходѣ "Е; Марр-аршѵ 1830 г. *), двѣ школы въ приходѣ Мухлія (1833 г.) 4); прихожанъ четырехъ церквей въ Галатѣ онъ приглашалъ (1830 г.) оказать денежное содѣйствіе здѣшней греческой школы, наблюдателями которой назначены настоятели приходовъ, титулярные епископы-севастопольскій Неофитъ, августопольскій Іероѳей и ѳеодоропольскій Даніилъ 5 *). Патріархъ заботился объ устройствѣ школъ и внѣ столицы. 19 іюня 1831 г. онъ писалъ христіанамъ Нисира на Радосѣ, чтобы они прекратили взаимные раздоры, жили въ согласіи и построили школу для обученія своихъ дѣтей е). Въ сентябрѣ 1833 г. онъ утвердилъ устройство вновь возникшей школы въ Хорѣ 7), въ слѣдующемъ (29 января) далъ каллипольскому архіерею руководственньія указанія о расходованіи суммъ, завѣщан-

‘) К. П. А., XVII, 66.

2) В а р 9 о X о и. а і о s КоѵхХои[лоиа:яѵо£, *Х-ор.ѵГ|р.я laxopcxöv zepl хт(х хятз хr)v XiAxvjv povrj; xf)? Ѳеохохои, о. 118—121. КшѵахаѵхіѵойгоХі;. 1846; П г ѵ-хх,'/. оѵха£Х?]рі; xijc іѵ XäXxijj еХАт)Ѵогр.“оріхгі; х/зл/,'Е х * X vj з •. а я х і -/. rj ’AXVjQelgc, 1831 (I), № 16, о. 109—110; ’АрізхохАг);, а. 11—12.

3) К■ Л. А., XVII, 12; 'EAATjVtxdc ФіХоХотіхбг 2 й А X о т о «, 1877,

о. 86.

. *) к- п- А-> ХѴП, 242.

в) Тамъ же, 97.

*) К. П. А., XVII, 58. 7) Тамъ же, 245—246.

пыхъ на школы нѣкіимъ Вулгароглу '), а также издалъ си-гиллій касательно устройства общей школы въ Филиппополѣ, учрежденной на частныя средства 2). Константій любилъ открывать школы при монастыряхъ и на ихъ средства, ввѣрять ихъ ближайшему надзору и руководству духовенства,— вести учебное дѣло на основѣ церковности. Въ январѣ 1832 г. онъ издалъ сигиллій о присоединеніи эносскаго монастыря Скалоти къ здѣшней греческой школѣ, которая и должна содержаться на монастырскія средства, какъ этого желали митрополитъ и прокриты города 3).

Въ ноябрѣ 1832 г. патріархъ всѣ доходы янинскихъ мо-стырей Успенія Богоматери тшѵ Постгршѵ и св. пр. Иліи ZitCt)? съ ихъ метохами въ Валахіи предоставилъ въ распоряженіе мѣстныхъ школъ 4), а также присоединилъ монастырь Спасителя въ Веллѣ къ греческой школѣ въ Коницѣ 5). Въ Окса-ницѣ на деньги (13.000 гр.) ставропигіальныхъ монастырей Гхойра; и MoXü|38oax6iräoTou также была учреждена (1832) школа и подчинена митрополиту Корицы Виссаріону, который назначилъ дидаскалами ея монаховъ в). Въ 1830 г. предположено было открыть школу въ молдавскомъ монастырѣ Трехъ Святителей, метохѣ аѳонскомъ, но въ виду бѣдности аѳонскаго кинота, обремененнаго долгами, предположеніе это не было осуществлено 1 *). Въ Трапезунтѣ греческая школа (<рроѵ--изтт)ріоѵ) помѣщалась въ метохѣ монастырѣ Перистера, какъ видно изъ грамоты Константія отъ 1833 года 8).

• При Константій была возстановлена и патріаршая типографія. Въ мартѣ 1831 г. между синодомъ и Александромъ Аргирамомъ состоялось такое о ней соглашеніе. Аргирамъ сдѣланъ управляющимъ типографіи, съ обязательствомъ заботиться о лучшемъ ея устройствѣ, но-не долженъ просить у синода ни овола на расходы по типографіи, которая, и въ случаѣ смерти Аргирама, должна быть свободной отъ всякаго долга, а равно и патріаршая казна не считаетъ себя обязанной платить типографскіе долги Аргирама. Типографія безплатно печатаетъ всѣ синодальныя и патріаршія, грамоты-

') Тамъ же, 257. г) Тамъ же, 268.

3) Тамъ же, 157—158, 162, 166.

4) Е. II. А., XYII, 219. 5) Тамъ же, 222.

®) Тамъ же, 149. ’) Тамъ же, 18.

8) KuptaxiÖTjj, BioYpitpiat тйѵ ex Tpa~sso5vro;.Xof!(uv, о. 230—233.’АѲ7)ѵаі.

1897.

Когда типографія будетъ поставлена на столько хорошо, что будетъ давать Аргираму доходъ, тогда онъ долженъ платить патріархіи ежегодную арендную плату по взаимному соглашенію. Если Аргирамъ будетъ добросовѣстно вести дѣло, синодъ и епитропы не имѣютч, права приглашать, взамѣнъ его, другаго управляющаго *).

Наконецъ, Константій былъ авторомъ цѣлаго ряда ученыхъ трудовъ различнаго характера. Въ 1801 г. въ Москвѣ на греческомъ и русскомъ языкахъ была напечатана его „Древняя Александрія, или историческое и археологическое описаніе этого города“ * 2), трудъ серьезный и тщательный, со многими рисунками, посвященный императору Александру Первому. Выше его стоитъ въ научномъ отношеніи „Констан-тиніада древняя и новая“, изданная въ Венеціи въ 1824 году 3). Здѣсь предложено научное описаніе древняго и новаго Константинополя,—его стѣнъ, воротъ, водопроводовъ, дворцовъ, храмовъ, монастырей и т. д., исполненное вполнѣ научно, съ критической оцѣнкой обширнаго историческаго, археологическаго и топографическаго матеріала, съ рисунками и картой. Въ 1844 г. изданіе было повторено, а вскорѣ вышелъ и французскій его переводъ. Очень цѣннымъ нужно признать и „Описаніе всего Египта, древняго и новаго“, составленное при помощи многочисленнаго и рѣдкаго матеріала и изданное въ Константинополѣ въ 1838 году 4). Въ рукописи хранится и важный историческій трудъ „О понтифексахъ Рима“ 5). Изъ другихъ сочиненій Константія извѣстны—„Изслѣдованіе о разногласіи армянъ съ православной восточной церковью“ (Константинополь. 1830), „Объ антіохійскихъ патріархахъ до настоящаго времени“, „О замѣчательныхъ по добродѣтели и образованію клирикахъ послѣ паденія (Византіи)“, „Возраженіе на псевдонимный трудъ Германа, обвиняющій русскихъ богослововъ въ допущеніи второго крещенія, и о бракѣ съ инославными въ Россіи“, „О римской пропагандѣ на востокѣ“, „Отвѣтъ на энциклику папы Пія IX“, „О свя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*) ’Е х •/ А т) а і а о т і х У) ’АХ^Ѳеіа, 1900, № 22, я. 248.

, 2) ’АрХаіа \АХе£аѵ5реіа, vjxot icToptxyj хаі арХаюХоу*-*^ тгеріураф-г) tyjs т:оХеа>с toütyj;.—Издано съ большими типографскими ошибками, такъ какъ печатано въ отсутствіе автора.

3) KtovaravTivtas тгаХоиа хе хаі veto?ера, yjxot neptypa9^ Ксоѵатаѵтьѵоитгблеш^.

4) Аіуитстісгла, yjxot тгеріураер^ drcaarj; x9jg Аіубгтоо dpXatac хе xoti ѵе<і>хёра£„

5) 'А р і <з т о -а X 7) 5, 10 (предисловіе).

тыхъ мѣстахъ въ Іерусалимѣ (отвѣтъ Боре)“, „О патріаршей школѣ“, „О храмѣ Паммакаристы“ и многія другія *).

Въ этихъ сочиненіяхъ патріархъ Константій обнаружилъ весьма основательныя и обширныя познанія богословскія, историческія и археологическія, совершенно правильное пониманіе задачъ и методовъ научнаго изслѣдованія, живую отзывчивость на современные запросы церкви и народа и прекрасный литературный стиль. Не безъ основанія, онъ еще при жизни именовался „іерархомъ-философомъ“, а въ исторіи за нимъ упрочился эпитетъ „мудраго“. И въ нравственномъ отношеніи Константій былъ замѣчательнымъ человѣкомъ. Душа незлобивая и безхитростная, умъ острый и проницательный, память обширная и крѣпкая, не ослабѣвшая даже въ старости, характеръ свободный, нравъ смиренный и кроткій, мысль благочестивая, патріотическая и устойчивая, ревность о благѣ неизмѣнная'и искренняя, склонность къ дѣланію добра доходившая до страсти—вотъ какимъ изображается Константій въ одной изъ біографій * 2). И церковью онъ управлялъ боголюбезно,—сіялъ на престолѣ, какъ дивное свѣтило, былъ, по отзыву московскаго митрополита Филарета, „свѣтлымъ лучёмъ восточной іерархіи“ 3). Тѣмъ не менѣе, чрезъ четыре года управленія Константій, безъ всякой личной вины, былъ лишенъ каѳедры. Обстоятельства его низложенія очень характерны. Въ Константинополѣ жилъ бывшій валашскій шталмейстеръ (хорлао:), по имени Панайотъ, человѣкъ порочный, льстецъ турецкихъ властей, получившій въ даръ отъ министра иностранныхъ дѣлъ Пертевъ-паши домъ въ Терапіи за свои темныя услуги. Но средствъ для жизни у него не было, между тѣмъ въ Валахіи онъ привыкъ жить хорошо. И вотъ онъ обратился къ Константію съ просьбой наградить его, за прежніе труды, какой либо постоянной пенсіей. Патріархъ отказалъ ему. Это для Панайота было поводомъ къ мести. Не задолго предъ этимъ патріархъ и синодъ лишили каѳедры тырновскаго митрополита Константія, человѣка недостойнаго, но находившагося въ дружбѣ съ Панайотомъ. Этотъ Константій также проникся враждебными

’) ’Apia т о х А Yj £. 82—406.

•) ’А р і а - о х X у) 5, 20. Срав. 2 А 9-as, N. Ф., 743.

3) Митрополитъ Филаретъ, Собраніе мнѣній и отзывовъ по дѣламъ православной церкви на востокѣ, стр. 186. СПБ. 1886.

чувствами къ патріарху и, по совѣту Панайота, подал'ь Портѣ заявленіе съ обвиненіемъ Константія въ руссофиль-ствѣ, имѣя въ виду лишь возвратить себѣ тырновскую епархію, или же занять вакантную ѳессалоникскую каѳедру. Когда же патріархъ отказался возвратить Константія въ Тырновъ или назначить въ Ѳессалонику, Панайотъ, преслѣдовавшій личныя цѣли, просилъ Пертевъ-пашу взять низложеннаго митрополита подъ свое покровительство. Этотъ обѣщалъ, добавивъ: „мы сдѣлаемъ его патріархомъ,—можно“?— спросилъ онъ грека. „Конечно, отвѣтилъ послѣдній, если только вы, ваше превосходительство, пожелаете“. Паша тотчасъ отправился къ султану и представивъ ему опасность для правительства со стороны патріарха-руссофила, предложилъ лишить Константія каѳедры, подъ предлогомъ старости. И котъ, 18-го августа 1834 года, Константій „добровольно“ отказался отъ патріаршества ‘). Его преемникомъ, подъ давленіемъ Пертевъ-паши и Порты, и былъ избранъ тырновскій митрополитъ Константій.

Послѣ низложенія Константій удалился на островъ Антигону и всецѣло посвятилъ себя научнымъ занятіямъ, продолжая оказывать и церкви различныя услуги въ затруднительныхъ дѣлахъ. Онъ снова сталъ во главѣ и Синайскаго монастыря, которымъ и управлялъ до самой смерти, послѣдовавшей 5 января 1859 года. Его погребеніе состоялось въ храмѣ Живоноснаго Источника въ Константинополѣ, а въ 1865 г. его прахъ былъ перевезенъ въ Синайскій монастырь, благоустройству котораго Константій посвятилъ большую часть своей жизни.

И. Соколовъ. 58

58

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.