Константин Дмитриевич Ушинский «Умные сказки»
Гаджиева О.А.,
воспитатель ГБОУ «Школа 1747», Москва, Россия
Аннотация. Целью работы является знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского писателя К.Д Ушинского. В настоящее время в практике дошкольных учреждений широко используются произведения Ушинского. Это и басни, притчи и произведения, написанные и обработанные Ушинским. Ведь источником произведений Ушинского являются русский фольклор. Почему фольклор? Да ведь, в нём заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям. В современной педагогике дошкольный возраст рассматривается как промежуточное звено между дошкольным детством и последующим систематическим образованием в школе. Грамотная, правильно построенная речь - основа развития современного ребёнка.
1 слайд
«Константин Дмитриевич Ушинский»
«Умные сказки»
2 слайд
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
3слайд
"Сделать как можно больше пользы моему отечеству, вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности". Писал Ушинский
Его по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики.
К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей. Что в дальнейшем послужило основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.
Ушинский тесно связывал развитие речи с умственным воспитанием ребенка. Развивать у детей - дар слова, подчеркивал он, значит развивать у них логичность мышления.
Многие взгляды Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике.
4слайд:
К.Д. Ушинский как основоположник методики развития речи.
Основные положения о роли родного языка в формировании человека:
1. Язык - это результат воздействия на человека объективного мира и отношение человека к нему.
2. Язык отражает многовековой опыт духовной жизни народа.
3. Язык выступает важнейшим народным наставником. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли и чувства предшествующих поколений, овладевает тем духовным богатством, которое заключено в нем. Язык знакомит с обществом, его
историей, характерами людей, народной поэзией, учит любить отечество, чувствовать себя частью народа.
5слайд
Эти положения определяют основные цели, методики обучения детей родному языку:
1. Развивать у детей способность самостоятельно выражать свои мысли.
2. Помогать детям усваивать формы языка, выработанные как народом, так и литературой.
3. Помогать детям усвоить логику языка, чтобы правильно выражать свои мысли.
Ушинский подчеркивал, что всех этих целей необходимо достигать одновременно, а
не последовательно. Для этого он определил содержание, средства и методы обучения, обеспечивающие развитие речи, мышления, нравственных и эстетических чувств ребенка.
6 слайд
Язык - могучее средство развития индивидуума. С его помощью ребёнок добывает знания, развивает мышление, общается с людьми. Особенно К.Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества и литературы в деле воспитания у детей любви к родному краю, к своему народу, его традициям, обычаям, любви к природе, к труду,
Он считал язык воспитателем доброты, честности, гуманности, чувства общественного долга.
Яркое отражение эти взгляды великого педагога нашли в его классических учебниках "Детский мир" и "Родное слово". Широко использованные в них образцы народного словесного творчества обладали гражданской устремленностью, служили целям обучения и воспитания ребёнка.
7слайд:
Книга «Детский мир» была создана как учебное пособие для чтения для детей примерно 10-12 лет. Оригинален был замысел Ушинского — соединить в учебной книге познавательный и художественный материал, дать два рода чтения: логическое и художественное, эстетическое (Ушинский называл его «плавным и изящным»).
По мысли педагога, художественные произведения, прочитанные параллельно с научно-познавательными должны создать новое качество восприятия, развивать в единстве и мысль, и чувство,и дар слова.
Читая статьи о природе, животном мире своего края, размышляя о прошлом дети учатся ценить и понимать материальную и духовную культуру Родины. Патриотизм для них уже не будет абстрактным понятием.
8 слайд
Наибольший интерес представляют маленькие рассказы и басни Ушинского.
В каждом из них есть сюжет, герои с четкими характерами. Мораль, выраженная в них, вполне ясна ребенку.
В баснях прославляются:
• Доброта
• Трудолюбие
• Взаимопомощь
• Наблюдательность
• Сочувствие и верность
Высмеиваются:
• Упрямство
• Ложь и другие отрицательные качества.
Основная мысль доступна детям, рассказы заставляют размышлять.
9слайд
Книга «Родное слово» затрагивает широкий круг представлений и понятий (семья, обычаи, праздники, домашние животные, труд и тд)
«Дитя мыслит образами» - писал Ушинский.
Большую роль играет наглядность - рисунки к текстам.
По словам Ушинского поговорки, прибаутки, скороговорки также помогают развить у детей чутье к звуковым краскам языка.
10 слайд
Особенно ценил Ушинский народные сказки, по его мнению они таят в себе огромную воспитательную и образовательную силу.
«Родное слово» включает в себя все виды русских народных сказок:
кумулятивные («Колобок», «Репка», «Мена»),
сказки про животных («Два козлика», «Ворона и рак», «Лиса и гуси»)
волшебные, бытовые («Два плуга»).
11 слайд
Авторские сказки Ушинского «Бишка», «Васька», «Уточка», «Петушок с семьей» также тяготеют к народному творчеству.
Они написаны ритмизированным слогом, украшены прибаутками, уменьшительными и увеличительными суффиксами.
В этих рассказах животные разговаривают спорят друг с другом, общаются с ребенком. Они друзья человека. Приём «очеловечивания» оживляет познавательный материал, эмоционально его окрашивает.
12слайд
В настоящее время в практике дошкольных учреждений широко используются книги Ушинского. Особенно эта работа интенсивно проводится по развитию у детей художественно- выразительной речи.
Это и басни, притчи, произведения, написанные и обработанные Ушинским.
Ведь источником произведений Ушинского являются русский фольклор. Почему фольклор? Да ведь, в них заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!
13 слайд
Использование произведений К. Д. Ушинского в развитии речи ребёнка старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст сегодня рассматривается как промежуточное звено между дошкольным детством и последующим образованием в школе, поэтому особенно важно в этот период обращать внимание на становление различных видов деятельности.
Грамотная речь - основа развития современного ребёнка.
Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Она является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей.
В 2014 году отмечается 190- лет со дня рождения К.Д.Ушинского. Поэтому в сентябре-ноябре нами были проведены ряд занятий по ознакомлению детей с жизнью и творчеством автора.
17 слайд
Начались наши занятия, конечно же, со знакомства с портретом Ушинского, с его рассказами и сказками в общих чертах. Сказали, что писал он о таких же детях, о природе, животных.
В книжном уголке были выставлены книги Ушинского для свободного доступа детям. Несколько книг ребята принесли из дома.
18 слайд
Знакомство продолжилось чтением рассказа « Четыре желания», мы с ребятами почитали, посмотрели иллюстрации. Обсудили, чем то или иное время года лучшее. Пересказали.
На музыкальном занятии слушали П.И.Чайковского «Времена года. Осень»
На занятии по рисованию рисовали своё любимое время года. В свободное время ребятам была предложена настольно печатная игра « Времена года»
19 слайд
Затем мы познакомились со сказкой «Спор животных», также прочитали, обсудили, чем то или иное животное «полезно» для человека, чем помогает ему.
На занятии по аппликации ребята наклеивали животных (корова, кошка, коза) предварительно вырезав их части из геометрических фигур. В свободное время ребята играли в настольные игры «Животные» И « Кто где живет».
Активное участие принимали также и родители, после того как детям было предложено рассказать и принести фото своего домашнего животного, была сделана групповая стенгазета. Некоторые сделали личные газеты.
20 слайд
Затем вниманию ребят была предложена сказка «Спор деревьев». Также почитали, обсудили, пересказали.
На музыкальном занятии мы разучили танец и песню «Осенние листочки».
На занятии по лепке ребята лепили «Веточку рябины», «Разноцветные листья».
На рисовании обводили по трафарету листья, затем закрашивали их восковыми мелками, и обклеивали методом обрывной аппликации.
Вместе с родителями дети дома сделали и з природного материала «Осенние поделки»
21 слайд
При знакомстве сказки «Ветер и солнце» , мы смотрели слайды к сказке. Наблюдали за изменением ветра, сравнивали его с летним. Разучивали заклички о солнышке. Провели викторину по этой сказке.
22 слайд: После прочтения и обсуждения рассказа «Утренние лучи», мы с ребятами продолжили петь заклички о солнышке.
На занятии по лепке лепили на картоне солнечные лучи.
23 слайд: Особенно понравилась детям сказка «Два козлика». Она вызвал бурное обсуждение, кто же у нас в группе иногда ведет также, как эти козлики. На некоторых ребят, эта критика подействовала благотворно. Затем ребята много обыгрывали эту сказку с пальчиковым, и настольным театром.
На музыкальном занятии дети с увлечением играли в игру «Козлики»
24 слайд: сказка « Жалобы зайки». После прочтения мы провели интегрированное занятие по аппликации с элементами рисования «Зайка» ( в два этапа), где мы наклеивали вату на подготовленный заранее шаблон, затем закрашивали фон.
И здесь продолжилось сотрудничество с музыкальным педагогом, на одном из занятий разучивали песню с движениями «Зайку мы будили»
25 слайд: Как уже я говорила выше, родители принимали активное участие. Читали с детьми дома. Смотрели мультфильмы по сказкам. Делали стенгазеты и альбомы с рисунками по сказкам Ушинского.
В конце нашего проекта мы планируем провести большую викторину по сказкам и рассказам Ушинского, с включением в неё игр, песен разученных во время знакомства с творчеством Ушинского
26 и 27 слайды: За огромный вклад в дело развития образования имя Константина Дмитриевича осталось на века. Его именем в Москве названа библиотека, проходя мимо которой можно увидеть памятник великому писателю и педагогу.
В Ярославле в его честь назван Ярославский Государственный Педагогический Университет.
За заслуги в педагогической деятельности педагогам и по сей день вручается Медаль К.Д.Ушинского.
Литература
1.Ресурс интернет: В.Муравьев. Рассказа и сказки Ушинского. http://prazcity.ucoz.ru/ 5 октября2014г
2.Ресурс интернет: Википедия. Биография Ушинского http://www.peoples.ru/state/teacher/ushinskiy/index1.html 7октября 2014г
3.Ресурс интернет: Читайте рассказы Ушинского. http://www.kotmurr.spb.ru/library/ushinskij/ 12октября 2014г.
4.Ресурс интернет: Фотографии К.Д.Ушинского http://www.peoples.ru/state/teacher/ushinskiy/ushinskiy_3.shtml 12 октября 2014