Научная статья на тему 'КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ'

КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ / РЕГИОНЫ УРФО / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарчук Екатерина Александровна, Трифонова Полина Сергеевна

Статья посвящена оценке тенденций в доходах и расходах консолидированных бюджетах субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, которые были вызваны мировой пандемией коронавирусной инфекции и изменениями макроэкономической ситуации в стране и мире. Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения влияния внутренних и внешних шоков на динамику бюджетных показателей и, как итог, оценка бюджетного сальдо исполнения консолидированных бюджетов регионов. Особенностью современной бюджетной политики, реализуемой в особых условиях, выступает сочетание финансирования новых задач, с продолжением реализации определенных ранее национальными целями развития страны. В статье представлен теоретический обзор научных исследований по изучаемой области. На основе данных из открытых официальных источников, с использованием общенаучных методов, показаны тенденции, сложившиеся в консолидированных бюджетах регионов Уральского федерального округа в пандемийный и постпандемийный период. Авторами проведен анализ структуры и динамики доходной и расходной части консолидированных бюджетов регионов, входящих в состав Уральского Федерального округа за 2019-2021 гг., а также определены тенденции первого полугодия 2022 года. По росту доходной части консолидированного бюджета среди регионов, входящих в состав УрФО за 2019-2021 гг. лидируют Челябинская и Свердловская области. Оценивая ситуацию с доходами консолидированных бюджетов регионов федерального округа за первое полугодие 2022 г., можно отметить, что более 2/3 всего роста доходов внесли нефтегазовые территории УрФО - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Тюменская область. Структура расходов консолидированных бюджетов УрФО за 2019-2021 гг. практически не изменилась. В первом полугодии 2022 года наихудшие показатели как по доходам, так и расходам, продемонстрировала Курганская область. Благодаря резкому снижению расходов, у консолидированного бюджета в первом полугодии 2022 г. образовался рекордный профицит. Как итог, анализ доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов, входящих в состав Уральского федерального округа за анализируемый период показал, что нарастает дифференциация по бюджетной обеспеченности регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATED BUDGETS OF THE REGIONS OF THE URAL FEDERAL DISTRICT: DEVELOPMENT TRENDS

The article is devoted to assessing trends in income and expenditure of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Ural Federal District, which were caused by the global pandemic of coronavirus infection and changes in the macroeconomic situation in the country and the world. The relevance of the study is due to the need to determine the impact of internal and external shocks on the dynamics of budget indicators and, as a result, to assess the budget balance of the execution of the consolidated budgets of the regions. A feature of the modern budget policy, implemented in special conditions, is the combination of financing new tasks, with the continuation of the implementation of the previously defined national development goals of the country. The article presents a theoretical review of scientific research in the area under study. Based on data from open official sources, using general scientific methods, the trends that have developed in the consolidated budgets of the regions of the Ural Federal District in the pandemic and post-pandemic period are shown. The authors analyzed the structure and dynamics of the revenue and expenditure side of the consolidated budgets of the regions that are part of the Ural Federal District for 2019-2021, and also identified trends in the first half of 2022. According to the growth of the revenue side of the consolidated budget among the regions that are part of the Ural Federal District for 2019-2021. Chelyabinsk and Sverdlovsk regions are in the lead. Assessing the situation with the income of the consolidated budgets of the regions of the federal district for the first half of 2022, it can be noted that more than 2/3 of the total income growth was made by the oil and gas territories of the Ural Federal District - the Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Okrugs and the Tyumen Region. The structure of expenses of the consolidated budgets of the Ural Federal District for 2019-2021 has practically not changed. In the first half of 2022, the Kurgan region showed the worst performance both in terms of income and expenses. The consolidated budget posted a record surplus in the first half of 2022 thanks to a sharp decrease in spending. As a result, the analysis of revenues and expenditures of the consolidated budgets of the regions that are part of the Ural Federal District for the analyzed period showed that differentiation in terms of the budgetary provision of the regions is increasing.

Текст научной работы на тему «КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2022, №5, Том 14 / 2022, No 5, Vol 14 https://esi.today/issue-5-2022.html URL статьи: https://esi.today/PDF/25ECVN522.pdf DOI: 10.15862/25ECVN522 (https://doi.org/10.15862/25ECVN522) Ссылка для цитирования этой статьи:

Захарчук, Е. А. Консолидированные бюджеты регионов уральского федерального округа: тренды развития / Е. А. Захарчук, П. С. Трифонова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 5. — URL: https ://esi.today/PDF/25ECVN522.pdf DOI: 10.15862/25ECVN522

For citation:

Zakharchuk E.A., Trifonova P.S. Consolidated budgets of the regions of the Ural Federal district: development trends. The Eurasian Scientific Journal, 14(5): 25ECVN522. Available at: https://esi.today/PDF/25ECVN522.pdf. In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.15862/25ECVN522

Публикация подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2021-2022 гг.

Захарчук Екатерина Александровна

ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук», Екатеринбург, Россия

Центр стратегического развития территорий

Руководитель Кандидат экономических наук, доцент E-mail: zakharchuk.ea@uiec.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5546-8127 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=130479 Researcher ID: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/L-6771-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57190412267

Трифонова Полина Сергеевна

ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук», Екатеринбург, Россия

Младший научный сотрудник E-mail: trifonova.ps@uiec.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3049-2873 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=92593 3 Researcher ID: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/S-6415-2018

Консолидированные бюджеты регионов Уральского федерального округа: тренды развития

Аннотация. Статья посвящена оценке тенденций в доходах и расходах консолидированных бюджетах субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, которые были вызваны мировой пандемией коронавирусной инфекции и изменениями макроэкономической ситуации в стране и мире. Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения влияния внутренних и внешних шоков на динамику бюджетных показателей и, как итог, оценка бюджетного сальдо исполнения консолидированных бюджетов регионов. Особенностью современной бюджетной политики, реализуемой в особых условиях, выступает сочетание финансирования новых задач, с продолжением реализации определенных ранее национальными целями развития страны. В статье представлен теоретический обзор научных исследований по изучаемой области. На основе данных из открытых официальных источников, с использованием общенаучных методов, показаны тенденции, сложившиеся в консолидированных бюджетах регионов Уральского федерального округа в пандемийный и постпандемийный период. Авторами проведен анализ структуры и динамики доходной и расходной части консолидированных бюджетов регионов, входящих в состав Уральского

Федерального округа за 2019-2021 гг., а также определены тенденции первого полугодия 2022 года.

По росту доходной части консолидированного бюджета среди регионов, входящих в состав УрФО за 2019-2021 гг. лидируют Челябинская и Свердловская области. Оценивая ситуацию с доходами консолидированных бюджетов регионов федерального округа за первое полугодие 2022 г., можно отметить, что более 2/3 всего роста доходов внесли нефтегазовые территории УрФО — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и Тюменская область. Структура расходов консолидированных бюджетов УрФО за 2019-2021 гг. практически не изменилась. В первом полугодии 2022 года наихудшие показатели как по доходам, так и расходам, продемонстрировала Курганская область. Благодаря резкому снижению расходов, у консолидированного бюджета в первом полугодии 2022 г. образовался рекордный профицит. Как итог, анализ доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов, входящих в состав Уральского федерального округа за анализируемый период показал, что нарастает дифференциация по бюджетной обеспеченности регионов.

Ключевые слова: консолидированные бюджеты; регионы УрФО; доходы; расходы; налоги; тренды развития

В настоящее время значительное количество исследований посвящено изучению сильнейшей дифференциации в социально-экономическом развитии российских регионов. Сложившаяся ситуация обусловлена как различиями в экономико-географическом положении регионов, эффективностью принимаемых управленческих решений на местах, так и несовершенством бюджетно-налогового законодательства. Важную роль в социально-экономическом развитии регионов играют бюджетные ресурсы, формирование и распределение которых является основной целью государственной и региональной бюджетной политики. Поэтому для каждого региона существенным остается вопрос формирования и увеличения бюджетных доходов, а также эффективное расходование и управление бюджетными ресурсами.

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» 1 цели и задачи единой экономической политики были определены как содействие достижению национальных целей развития, повышение инвестиционной активности, формирование справедливой конкурентной среды и сокращение теневого сектора. Однако эпидемиологический шок, связанный с пандемией коронавирусной инфекции в 2020 г., закономерно вызвал необходимость в ее корректировке с ориентацией на борьбу с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики. Для этих целей были увеличены расходы на финансирование антикризисных программ, направленных на укрепление системы здравоохранения, поддержку занятости и доходов граждан, поддержку МСП, а также пострадавших отраслей и компаний. Эти мероприятия позволили своевременно реагировать на изменения социально-экономической ситуации, оперативно восстанавливать деловую активность, поддерживать систему здравоохранения. Начиная с 2021 года бюджетная политика

1 Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов URL: Минфин России (minfin.gov.ru) (дата обращения 30.08.2022). Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/10/main/ONBNiTTP 2021 2023.pdf (дата обращения 30.08.2022).

Страница 2 из 16

Введение

25ECVN522

уже направлена, с одной стороны, на восстановление экономики посредством продолжения финансирования отдельных антикризисных мер, с другой стороны — на достижение национальных целей развития страны2.

В целях расширения понимания стратегических задач управления региональными бюджетами, Ширинкина Е.В. предложила направления минимизации бюджетных рисков, нацеленных на решение проблем регионального бюджета и определила факторы на него влияющие [1]. Хамурадов М.А., Хасанов И.А. в своей работе, базируясь на данных проведенного анализа, предложили мероприятия по совершенствованию формирования и исполнения доходной и расходной части региональных бюджетов [2].

Для формирования концепции оценки финансовой устойчивости регионального бюджета Родиной Т.Е. предложен авторский методологический подход на основе выделения трех ключевых составляющих (результативность, финансовая независимость и сбалансированность регионального бюджета), анализ которых позволит представить комплексную оценку степени устойчивости региона [3].

Отдельно изучением вопросов сбалансированности региональных бюджетов занимается Игонина Л.Л. [4]. На основе анализа основных параметров консолидированных бюджетов субъектов РФ автор установила, что уровень их сбалансированности сильно варьируется и зависит от реализации комплекса целеориентированных мер поддержки, реализуемых федеральным центром. Мохнаткина Л.Б. обосновала использование показателя сбалансированности бюджетов в качестве индикатора финансово-бюджетной безопасности региона [5].

В отношении доходов региональных бюджетов Аркадьева О.Г., Березина Н.В. выдвинули гипотезу о наличии «ядра», которое формируется из «...доходов с низкой вероятностью отклонений, высокой стабильностью поступлений, отражаемых в единой и непротиворечивой информационной базе и отражающей стрессоустойчивость экономики региона.» [6]. По результатам исследований определено, что «ядро» существует, однако не в полной мере охватывает интересы общественного развития и требует внесение изменений.

В своих исследованиях Гаджиева А.Г. выделяет существующие проблемы исполнения регионального бюджета, как сдерживающий фактор экономического развития регионов. Автор отмечает, что для увеличения собственных доходов в бюджете и снижения зависимости от федерального центра, региональная политика должна быть направлена на развитие экономики территории и роста налогового потенциала [7]. Крысина О.П. отмечает не полное соответствие экономико-правовой базы развития доходности бюджетов бюджетной системы регионов текущим потребностям, а также необходимость ее совершенствования в целях развития инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности [8].

В своей работе Мохнаткина Л.Б. провела ранжирование регионов по их вкладу в доходы федерального бюджета. Оценка неравенства регионов в формировании доходов позволила автору выявить негативные эффекты, ведущие к истощению ресурсной базы территорий, а также усилению централизации бюджетных ресурсов. К эффектам такого рода, Мохнаткина Л.Б. относит: увеличение уровня изъятия доходов регионов, прямую зависимость объемов доходов регионов и процента их изъятия и преобладание выравнивающей составляющей над стимулированием социально-экономического развития регионов [9].

2 Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/ONBNiTTP 20 22-2024.pdf (дата обращения 30.08.2022).

Страница 3 из 16

25ECVN522

Морковкин Д.Е., Строев П.В., Шапошников А.И. в своем исследовании, поведя анализ форм и методов финансовой поддержки регионов, пришли к выводу, что регионам необходимо предоставить консолидированные субсидии, направление расходования которых они могли бы определять самостоятельно. Авторы выявили ряд существенных недостатков как основной формы финансовой поддержки регионов в виде дотаций, так и в формах субсидии и субвенции. По итогам проведенного анализа, авторы делают вывод, что, несмотря на финансовую поддержку регионов в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, такой вид финансовой помощи зачастую приводит к снижению уровня бюджетной обеспеченности регионов [10].

Теоретической базой исследования является совокупность научных трудов отечественных исследователей по рассматриваемой тематике.

Эмпирическую базу исследования составили официальные данные и материалы, предоставленные Департаментом финансов Курганской области, Министерством финансов Свердловской области, официальным порталом органов государственной власти Тюменской области, Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа — ЮГРЫ, официальным порталом Финансово-экономического анализа ЯНАО и Министерством финансов Челябинской области.

Для визуального представления полученных в ходе исследования статистических данных был использован графический метод, посредством которого удалось продемонстрировать структуру и динамику доходной и расходной части консолидированного бюджета регионов, входящих в состав Уральского Федерального округа.

За исследуемый период в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации наблюдается рост. С 2019 года их сумма увеличилась на 3974 млрд руб. или на 29,3 %, в том числе за счет собственных доходов на 2751 млрд руб. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 г. по сравнению с 2020 г. снизились на 99,6 млрд руб. (2,6 %) и составили в общей сумме доходов 20,9 %. Однако, стоит отметить, что в 2020 г. наблюдался рост этой категории доходов на 53,9 % (1223,4 млрд руб.) с увеличением ее доли до 25,3 %. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с 2019 года увеличились на 3317,9 млрд руб. (24,5 %). Сложившаяся ситуация по исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации сформировала в 2019 году профицит в размере 4,7 млрд руб., в 2020 пандемийном году отмечается дефицит 676,53 млрд руб., а уже в 2021 г. дефицит сменился профицитом в размере 660,82 млрд руб. По прогнозным оценкам Министерства финансов профицит консолидированных бюджетов регионов в 2022 году составит 174 млрд руб., рост собственных доходов увеличится на 13,7 %3.

Изучая исполнение консолидированных бюджетов регионов, входящих в состав Уральского федерального округа (УрФО) за последние три года мы наблюдаем следующую картину. В Курганской области с 2019 года отмечается рост как доходной, так и расходной

3 В Минфине назвали регионы, где упали доходы от налога на прибыль URL: https://www.rbc.ru/economic s/08/09/2022/6318d0689a7947508534dab8 (дата обращения 30.08.2022).

Страница 4 из 16

Методы и материалы

Результаты и их обсуждение

25ECVN522

части бюджета. Структура и динамика доходов, расходов консолидированного бюджета области представлены на рисунках 1 и 4.

40000

10000

3347

1630 310

28654

1454

15802

4772

3722

328 поступления: 35068

32557

1614

2021 год

Безвозмездные

1419

2019 год

2020 год

Неналоговые доходы; 2225

■ Налоги на прибыль, доходы

■ Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

■ Налоги на совокупный доход

■ Налоги на имущество

319

Рисунок 1 Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Курганской области за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 4)

За рассматриваемый период доходы области увеличились на 24,7 %, несмотря на это по ряду налогов отмечается их небольшое снижение. Общая сумма налоговых доходов выросла на 25,73 %, а неналоговых на 53 %. Среди изменений в налоговых доходах отмечается следующее: налоги на прибыль, доходы выросли на 15,78 %, за счет роста налога на прибыль организаций (|120,21 %) и налога на доходы физических лиц (|113,87 %); более чем на 100 % увеличились акцизы по подакцизным товарам; незначительно снизились налоги на имущество (на 1,37 %) за счет уменьшения налога на имущество организаций (на 1,7 %). Среди регионов УрФО в области наиболее сильно увеличились неналоговые доходы. Это касается практически всех статей доходов этой группы. Более чем в 4 раза выросли платежи при пользовании природными ресурсами; на 133,9 % выросли доходы от продажи материальных и нематериальных активов; на 119 % увеличились прочие неналоговые доходы; на 103,9 % выросли административные платежи и сборы. Среди неналоговых доходов сократились только доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (снижение на 5,45 %).

В структуре доходов Курганской области, по сравнению с другими регионами УрФО, более 50 % приходится на долю безвозмездных доходов. За последние три года их сумма увеличилась на 22,4 %. Несмотря на это, Курганская область занимает последнее место среди регионов УрФО по увеличению подобного рода поступлений.

В структуре расходов Курганской области наибольшая доля приходится на разделы «Образование» — 31 % и «Социальная политика» — 24,5 %. Отметим, что среди регионов УрФО область лидирует по стабильно высокой доле этих разделов в своей структуре.

Расходы области на образование за последние три года увеличились на 6,4 %. По статьям расходов консолидированного бюджета области за 2019/2021 гг. прослеживается как увеличение, так и их уменьшение. Стабильный рост приходится на разделы «Здравоохранение» (|194,95 %), «ЖКХ» (|159,39 %), «Национальная экономика» (|139 %) и «Социальная политика» (|33,95 %). Уменьшение — «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (на 38,62 %) и «Физическая культура и спорт» (на 31 %).

5151

3900

0

4 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Курганской области URL: http://www.finupr.kurgan obl.ru/index.php?test=otgod (дата обращения 18.08.2022).

По увеличению расходов на «Национальную экономику» среди регионов УрФО лидирует Курганская область, показывая по этому направлению стабильный рост ассигнований за последние три года. По уровню расходов на «Здравоохранение» и «Социальную политику» область занимает второе место.

В Свердловской области за последние три года отмечается стабильный рост как доходной, так и расходной части консолидированного бюджета. Структура и динамика доходов, расходов консолидированного бюджета области представлены на рисунках 2 и 5.

Рисунок 2. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Свердловской области за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 5)

За рассматриваемый период доходы области увеличились на 36,44 %. Общая сумма налоговых доходов выросла на 27,15 %, а неналоговых на 36,22 %. На рост налоговых доходов повлияли следующие изменения: налоги на прибыль, доходы (|133,75 %) за счет роста налога на прибыль организаций (|152,75 %) и налога на доходы физических лиц (|118,93 %); налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (|125,33 %). Уменьшение среди налоговых доходов отмечается у налога на имущество (снижение на 1,6 %), доходов от государственной пошлины (снижение на 4,75 %) и задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам (снижение на 15,49 %). На рост неналоговых доходов в большей степени повлияло увеличение более чем в 2 раза доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также повышение на 65 % поступлений платежей при пользовании природными ресурсами. Уменьшение среди неналоговых доходов отмечается у доходов от продажи материальных и нематериальных активов (снижение на 4,3 %), административных платежей и сборов (снижение на 25,18 %) и прочих неналоговых доходов (снижение на 44,45 %).

Безвозмездные поступления Свердловской области так же увеличились за последние три года (|219,5 %), но с 2020 г. имеют направленность в сторону уменьшения (снижение на 5 %). По уровню увеличения такого вида доходов область занимает второе место среди регионов УрФО.

В структуре расходов Свердловской области наибольшая доля приходится на разделы «Образование» — 30,5 % и «Социальная политика» — 22,5 %.

5 Информация об исполнении консолидированного бюджета Свердловской области URL: https://minfin.midural.ru/document/category/21#document list (дата обращения 18.08. 2022).

Страница 6 из 16

25ECVN522

В области за 2019/2021 гг. по статьям расходов консолидированного бюджета прослеживается увеличение практически по всем разделам, исключение составляют «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (снижение на 17,52 %) и «Охрана окружающей среды» (снижение 13,16 %). Наибольший увеличение ассигнований пришлось на «Физическую культуру и спорт» (|198,99 %), «Здравоохранение» (|167 %), «Национальную оборону» (|120,77 %) и «Социальная политика» (|121,69 %).

Свердловская область занимает второе место среди регионов УрФО по количеству ассигнований на «Национальную экономику», показывая стабильное повышение отчислений по этому направлению. По росту расходов на раздел «Образование» среди регионов УрФО область занимает третье место.

В Челябинской области за последние три года также отмечается стабильный рост как доходной, так и расходной части консолидированного бюджета. Структура и динамика доходов, расходов консолидированного бюджета области представлены на рисунках 3 и 6.

За рассматриваемый период доходы области увеличились на 49 %, среди регионов УрФО по росту доходной части бюджета область занимает лидирующие позиции. Так же отметим, в области максимальный рост налоговых (|144,43 %) и минимальный рост неналоговых (|107,26 %) доходов. Среди налоговых доходов можно говорить о значительном увеличении налога на прибыль организаций (более 210 %), тем самым происходит рост налогов на прибыль, доходы (|156,37 %). Так же в области, относительно других регионов УрФО наиболее сильно увеличились налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (|171,37 %). Среди неналоговых доходов области на 83 % сократились административные платежи и сборы.

Рисунок 3. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 6)

Безвозмездные поступления Челябинской области за три года увеличились на 78 %. Стоит отметить, что значительный скачок приходится на период 2019/2020 гг. (|80,6 %), когда проводились активные действия по борьбе с коронавирусной инфекцией. В 2021 г. в области наблюдается незначительное снижение поступлений на безвозмездной основе.

В структуре расходов Челябинской области наибольшая доля приходится на разделы «Образование» — 29,7 % и «Социальная политика» — 24,2 %.

6 Годовая отчетность об исполнении бюджета URL: https://minfin74.ru/mBudget/execution/annual/ (дата обращения 18.08.2022).

В области за 2019/2021 гг. по статьям расходов консолидированного бюджета прослеживается увеличение практически по всем разделам, исключение составляет незначительное уменьшение ассигнований по разделам «Национальная оборона» и «Культура, кинематография». Наибольшее увеличение пришлось по статьям «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (более чем в 2 раза), «Здравоохранение» (на 88,33 %) и «Охрана окружающей среды» (на 41,2 %).

Расходы области на образование и здравоохранение так же имеют тенденцию на увеличение (112,47 % и 188,33 % соответственно), стабильный рост приходится на реализацию социальной политики (|136,27 %) и поддержку национальной экономики (|121,22 %).

Челябинская область занимает третье место среди регионов УрФО по количеству ассигнований на «Национальную экономику», показывая стабильный рост отчислений по этому направлению. По росту затрат на социальную политику область занимает первое место.

В Тюменской области прослеживается тенденция на увеличение доходной и расходной части консолидированного бюджета. Структура и динамика доходов, расходов консолидированного бюджета области представлены на рисунках 7 и 8.

Рисунок 4. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Курганской области за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 4)

Рисунок 5. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Свердловской области за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 5)

■ Общегос. вопросы. национальная оборона, нацбезопасность и правоохранительная дея-ть, обслуживание гос. (муниц.) долга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Национальная экономика

■ Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■ Культура, искусство, кинематография, СМИ и физическая культура

17429

Рисунок 6. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 6)

■ Общегос. вопросы. национальная оборона, нацбезопасность и правоохранительная дея-

ть, обслуживание гос. (муниц.) долга

■ Национальная экономика

■ Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■ Культура, искусство, кинематография, СМИ и физическая культура

560

63850

11382 13557

1557

Рисунок 7. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Тюменской области за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по7)

За рассматриваемый период доходы области увеличились на 23,58 %. Общая сумма налоговых доходов выросла на 13,4 %. В области относительно всех регионов УрФО на 24,32 % сократились неналоговые доходы. По большинству налоговых доходов прослеживается положительная динамика. Снижение касается: налога на имущество организаций (на 2,71 %); налога, сбора и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (на 37,74 %), государственной пошлины (на 1,44 %), а также задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам (более чем на 130 %). Относительно регионов УрФО в области происходит уменьшение практически по всем неналоговым видам доходов. Наибольший спад приходится на административные платежи и сборы (снижение на 78,6 %) и прочие неналоговые доходы (снижение на 85,9 %).

Среди регионов УрФО Тюменская область имеет стабильный рост безвозмездных поступлений в бюджет и занимает первое место по их увеличению (более чем в 2 раза).

83031

7 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Тюменской области и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда URL: https://admtvumen.ru/ogv ru/finance/finance/bugjet.htm (дата обращения 18.08.2022).

В структуре расходов Тюменской области наибольшая доля приходится на разделы «Национальная экономика» — 31 %, «Социальная политика» — 19,8 % и «Образование» — 19,5 %.

В консолидированном бюджете области за 2019/2021 гг. наблюдается стабильный рост ассигнований по следующим разделам расходов: «Здравоохранение» (более чем в 2 раза), «СМИ» (|184,11 %), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (|144 %) и «Охрана окружающей среды» (|140,91 %).

Рисунок 8 Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Тюменской области за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 7)

За последние три года увеличились расходы области на национальную экономику (на 4,2 %) и образование (на 15,18 %). На фоне пандемии, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVГО-19, расходы Тюменской области на здравоохранение рекордно выросли за период 2019/2021 гг. (более чем в 2 раза). Среди регионов УрФО область является единственной у которой ассигнования на социальную политику показывают незначительное снижение.

Тюменская область, среди регионов, входящих в состав УрФО, занимает лидирующее место по уровню расходов на здравоохранение и второе место по расходам на образование.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югра за последние три года отмечается стабильный рост как доходной, так и расходной части консолидированного бюджета. Структура и динамика доходов, расходов консолидированного бюджета ХМАО представлены на рисунке 9 и 10.

Рисунок 9. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югра за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 8)

За рассматриваемый период доходы округа увеличились на 17,98 %, Общая сумма налоговых доходов выросла на 10,15 %, а неналоговых сократилась почти на 2 %. Все виды доходов, относящиеся к налоговым за 2019/2021 гг. показали увеличение. Отмечается рост Налогов на прибыль, доходы — 113,54 %, за счет роста налога на прибыль организаций (|118,54 %) и налога на доходы физических лиц (|108,41 %). На 20,5 % выросли налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. По доходам, относящимся к неналоговым, просматривается как положительная, так и отрицательная динамика. Увеличились прочие неналоговые доходы (более чем в 2 раза), платежи при пользовании природными ресурсами (на 32,37 %) и доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (на 43,7 %). Сократились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (на 19,36 %) и административные платежи и сборы (на 9 %).

Безвозмездные поступления в доходах консолидированного бюджета ХМАО за последние три года увеличились на 96,67 %. Среди регионов УрФО округ единственный у кого за период 2019/2020 гг. отмечалось снижение безвозмездных поступлений, а затем в 2021 г. их рост (более 200 %).

Структура расходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа за 2019/2021 гг. практически не изменилась. В ней наибольшая доля приходится на разделы «Образование» — 28 % и «Здравоохранение» — 19 %.

Рисунок 10. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югра за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено

авторами по 8)

По статьям расходов консолидированного бюджета региона за последние три года прослеживается как увеличение, так и их уменьшение. Повышение ассигнований приходится на разделы «Здравоохранение» (на 89 %), «СМИ» (на 35 %), наибольшее снижение — «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (на 23,12 %).

8 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. URL: https://depfin.admhmao.ru/otkrvtYY-bYudzhet/ispolnenie-bYudzheta/ispolnenie-bYudzheta-avtonomnogo-okruga/ (дата обращения 18.08.2022).

Расходы округа на национальную экономику, образование, и социальную политику за последние три года стабильно растут — 108,56 %, 115,42 % и 115,63 % соответственно. В ХМАО расходы на здравоохранение в связи с пандемией коронавируса за три года увеличились на 89 %.

Среди регионов УрФО по росту расходов на раздел «Образование» округ занимает лидирующие позиции, по разделу «Здравоохранение» — третье место.

В Ямало-Ненецком автономном округе прослеживается тенденция на увеличение доходной части консолидированного бюджета, с незначительным уменьшением в 2019 г. По расходной части бюджета наблюдается стабильный рост. Структура и динамика доходов, расходов консолидированного бюджета округа представлены на рисунки 11 и 12.

За рассматриваемый период доходы округа увеличились на 10,83 %, несмотря на это по ряду налогов отмечается их небольшое снижение. Общая сумма налоговых доходов выросла на 7,31 %, а неналоговых на 22,35 %. Отметим, что среди регионов УрФО рост налоговых доходов округа является одним из самых низких. По большинству доходов, относящихся к налоговым, наблюдается небольшое увеличение. Уменьшение отмечается по: задолженности и перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам (на 120,8 %), акцизам по подакцизным товарам (на 3,54 %) и государственной пошлины (на 2,5 %). Среди неналоговых доходов наблюдается рост штрафов, санкций, возмещение ущерба (|119,85 %), доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (|122,88 %) и доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (|137,4 %).

50000

156584 4269 116708 3931

2196 2256

73829 75468

979 f- 1266

8341

9225 18751

10163

2021 год

2019 год

2020 год

■ Налоги на прибыль, доходы

■ Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

■ Налоги на совокупный доход

■ Налоги на имущество

доходы 11287

1100

Рисунок 11. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 9)

Безвозмездные поступления округа за период 2019/2020 гг. показали резкое увеличение, затем незначительный спад. Общий рост составил 182,37 %. Среди регионов УрФО округ занимает четвертое место по увеличению поступлений в бюджет денежных средств на безвозвратной основе.

0

9 Основные параметры исполнения бюджета URL: https://fea.vamalfin.ru/ispolnenie-budgeta/osnovnie-parametri-ispolneniva/osnovnve-parametrv-ispolneniva-bvudzheta (дата обращения 18.08.2022).

■ Образование

■ Социальная политика

■ Здравоохранение

■ Охрана окружающей среды

■ Общегос. вопросы. национальная оборона, нацбезопасность и правоохранительная дея-ть, обслуживание гос. (муниц.) долга

■ Национальная экономика

Культура, искусство, кинематография, СМИ и физическая культура

Жилищно-коммунальное хозяйство

306

Рисунок 12. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2019-2021 гг., млн руб. (составлено авторами по 9)

В структуре расходов Ямало-Ненецкого автономного округа наибольшая доля приходится на разделы «Образование» — 24 % и «Национальная экономика» — 20 %.

В округе расходы бюджета за 2019/2021 гг. увеличились по большей части разделов, например, «Здравоохранение» на 68,54 %, «Физическая культура и спорт» на 64,53 % и «Охрана окружающей среды» на 33,4 %. Снижение на 46,66 % наблюдается только по разделу «Обслуживание государственного (муниципального) долга».

Расходы на образование за последние три года продолжают показывать стабильное увеличение (на 9,91 %). Ассигнования на национальную экономику в период 2020/2021 гг. сократились на 3 %, однако общий рост за три года составил более 112 %. Увеличились расходы на здравоохранение и социальную политику (на 68,54 % и 16 % соответственно).

Анализ структуры и динамики доходной и расходной части консолидированных бюджетов регионов, входящих в состав Уральского Федерального округа за 2019-2021 гг. и тенденций первого полугодия показал следующее:

За последние три года по большей части регионов УрФО отмечается как рост доходной, так и расходной части консолидированного бюджета. Несмотря на это по состоянию на конец года у двух регионов УрФО — Свердловская и Челябинская области за 2019 и 2020 гг. наблюдалось превышение расходной части бюджета над доходной (дефицит), в 2021 г. ситуация изменилась в сторону профицита. У трех регионов УрФО (Курганская, Тюменская области и Ямало-Ненецкий автономный округ) профицит 2019 г., сменился дефицитом 2020 г., и к 2021 г. снова наблюдалось превышение доходов над расходами. Единственным регионом, в котором профицит 2019 г. сменился двухлетним дефицитом является Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. В целом по Уральскому федеральному округу за первое полугодие 2022 г. в плане доходов и расходов консолидированных бюджетов, входящих в него регионов, ситуация достаточно хорошая: на 30 % выросли доходы бюджетов, а расходы увеличились лишь на 23 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что означает существенный профицит финансовых ресурсов.

Заключение

По росту доходной части консолидированного бюджета среди регионов, входящих в состав УрФО за 2019-2021 гг. лидируют Челябинская и Свердловская области, при этом в обеих областях расходы также увеличились, но в меньшей степени. Относительно всех регионов УрФО наибольшее увеличение суммы налоговых доходов пришлось на Челябинскую область (на 44,4 % по отношению к 2019 г.). В большей степени увеличение доходов было обеспечено за счет роста налога на прибыль организаций (на 112,48 %), в результате существенного повышения мировых цен на продукцию металлургической отрасли, которая занимает значительную долю в структуре экономики региона. На втором месте по росту доходной части бюджета находится Свердловская область. В частности, прирост налоговых доходов составил 27,2 %, доходы от налога на прибыль организаций выросли на 52,93 %. Сложившаяся ситуация была обусловлена ростом мировых цен на черные и цветные металлы, увеличением объема экспорта металлопродукции и природного газа, восстановлением грузооборота относительно 2020 года.

Оценивая ситуацию с доходами консолидированных бюджетов за первые шесть месяцев 2022 г. можно отметить неоднородность по различным регионам федерального округа: наибольший вклад в положительную динамику внесли нефтегазовые территории УрФО — Ханты-Мансийский автономный округ (рост доходов на 35,4 % за первое полугодие 2022 г., в сравнении с аналогичным периодом 2021 г.), Ямало-Ненецкий автономный округ (на 64,8 %) и Тюменская область (на 49,4 %). Фактически эти три региона обеспечили более 2/3 всего роста доходов по федеральному округу.

Рост доходов промышленных регионов (Свердловская и Челябинская области) за этот период не столь впечатляющий. Свердловская область показала в первом полугодии 2022 г. равномерный рост как собственных доходов, так и трансфертов из федерального бюджета на 13 %, рост собственных доходов бюджет Челябинской области составил 10,5 %. Учитывая накопленную инфляцию в первом полугодии 2022 г., можно говорить об отсутствии роста доходов по этим областям в реальном выражении.

Структура расходов консолидированных бюджетов УрФО за 2019-2021 гг. практически не изменилась. Наибольший рост ассигнований по разделу «Национальная экономика» приходится на Курганскую, Свердловскую и Челябинскую области. Стабильный рост по разделу «Образование» показали ХМАО, Тюменская и Свердловская области. Наибольшее увеличение по разделу «Здравоохранение» приходится на Тюменскую, Курганскую области и ХМАО, а по «Социальной политике» на Челябинскую, Курганскую и Свердловскую области.

Относительно ситуации в первом полугодии 2022 года наихудшие показатели как по доходам, так и расходам, традиционно продемонстрировала Курганская область. Несмотря на то, что налоговые платежи в консолидированный бюджет области выросли на чуть более 10 %, снижение трансфертов из федерального бюджета более чем на 22 %, привело к тому, что общие поступления снизились почти на 10 %. Еще хуже с расходами — они снизились на 15 %, единственные в федеральном округе. Самое удивительное, что благодаря резкому снижению расходов, у консолидированного бюджета Курганской области в первом полугодии 2022 г. образовался рекордный профицит, превышающий значение за весь 2021 г. в три раза.

Как итог, анализ доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов, входящих в состав Уральского федерального округа, за анализируемый период, показал, что нарастает дифференциация по бюджетной обеспеченности регионов. В первом полугодии 2022 г. наибольшую «прибавку» как в расходах, так и доходах получили северные регионы УрФО, благодаря росту поступлений по налогу на прибыль организаций, что, в большей степени, связано с ростом цен на сырьевые товары на международных биржах. У промышленных южных регионов федерального округа собственные доходы выросли благодаря ускорившейся в первой половине 2022 г. инфляции, соответственно выросли и расходы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ширинкина Е.В. Оценка факторов, влияющих на формирование регионального бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 2. С. 11-21. Б01: 10.25136/24098647.2021.2.32673.

2. Хамурадов М.А., Хасанов И.А. Региональный бюджет: источники формирования и эффективность исполнения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-3. С. 155-158. Б01: 10.24412/2411-0450-2022-5-3-155-158.

3. Родина Т.Е. Оценка финансовой устойчивости регионального бюджета // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 10(100). Часть 1. С. 158-163 Б01: 10.23670/Ш.2020.100.10.030.

4. Игонина Л.Л. Сбалансированность региональных бюджетов: подходы и оценка // Финансы. 12. 2020. С. 5-12.

5. Мохнаткина Л.Б. Сбалансированность бюджета и государственный долг как индикаторы финансово-бюджетной безопасности региона // Финансовый журнал № 2 2018 С. 106-117. Б01: 10.31107/2075-1990-2018-2-106-119.

6. Аркадьева О.Г., Березина Н.В. Влияние «ядра» доходов региональных бюджетов на стрессоустойчивость социально-экономических подсистем // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. № 1. С. 15-30. Б01: 10.21202/1993-047Х.15.2021.1.15-30.

7. Гаджиева А.Г. Исполнение регионального бюджета, проблемы и перспективы развития в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2020. № 7. С. 20-24 Б01: 10.17513/й\42799.

8. Крысина О.П. Факторы, влияющие на пополнение доходной части региональных бюджетов в современных условиях // Право и государство: теория и практика. 2021. № 11(203). С. 192-195. Б01: 10.47643/1815-1337_2021_11_192.

9. Мохнаткина Л.Б. Оценка неравенства регионов в формировании доходов федерального бюджета на основе критерия Парето // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 4. С. 1377-1392. Б01: 10.17059/екоп. ге§.2020-4-25.

10. Морковкин Д.Е., Строев П.В., Шапошников А.И. Финансовая поддержка регионов как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Финансы: теория и практика. 2019. № 4. С. 57-68. Б01: 10.26794/2587-5671-2019-23-4-57-68.

Zakharchuk Ekaterina Aleksandrovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russia

E-mail: zakharchuk.ea@uiec.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5546-8127 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id= 130479 Researcher ID: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/L-6771-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57190412267

Trifonova Polina Sergeevna

Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russia

E-mail: trifonova.ps@uiec.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3049-2873 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=925933 Researcher ID: https://www.webofscience.com/wos/author/rid/S-6415-2018

Consolidated budgets of the regions of the Ural Federal district: development trends

Abstract. The article is devoted to assessing trends in income and expenditure of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Ural Federal District, which were caused by the global pandemic of coronavirus infection and changes in the macroeconomic situation in the country and the world. The relevance of the study is due to the need to determine the impact of internal and external shocks on the dynamics of budget indicators and, as a result, to assess the budget balance of the execution of the consolidated budgets of the regions. A feature of the modern budget policy, implemented in special conditions, is the combination of financing new tasks, with the continuation of the implementation of the previously defined national development goals of the country. The article presents a theoretical review of scientific research in the area under study. Based on data from open official sources, using general scientific methods, the trends that have developed in the consolidated budgets of the regions of the Ural Federal District in the pandemic and post-pandemic period are shown. The authors analyzed the structure and dynamics of the revenue and expenditure side of the consolidated budgets of the regions that are part of the Ural Federal District for 2019-2021, and also identified trends in the first half of 2022.

According to the growth of the revenue side of the consolidated budget among the regions that are part of the Ural Federal District for 2019-2021. Chelyabinsk and Sverdlovsk regions are in the lead. Assessing the situation with the income of the consolidated budgets of the regions of the federal district for the first half of 2022, it can be noted that more than 2/3 of the total income growth was made by the oil and gas territories of the Ural Federal District — the Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Okrugs and the Tyumen Region. The structure of expenses of the consolidated budgets of the Ural Federal District for 2019-2021 has practically not changed. In the first half of 2022, the Kurgan region showed the worst performance both in terms of income and expenses. The consolidated budget posted a record surplus in the first half of 2022 thanks to a sharp decrease in spending. As a result, the analysis of revenues and expenditures of the consolidated budgets of the regions that are part of the Ural Federal District for the analyzed period showed that differentiation in terms of the budgetary provision of the regions is increasing.

Keywords: consolidated budgets; regions of the Ural Federal District; revenues; expenses; taxes; development trends

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.