Научная статья на тему 'ДИНАМИКА БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ДИНАМИКА БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарчук Е. А., Трифонова П. С.

Особенностью современной бюджетной политики, реализуемой в особых условиях, вызванных мировой пандемией коронавирусной инфекции, выступает сочетание финансирования новых задач, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, с продолжением реализации старых, определенных ранее национальными целями развития страны. Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения влияния мировой пандемии новой коронавирусной инфекции на динамику бюджетных показателей и, как следствие, изучения бюджетного сальдо консолидированных бюджетов регионов. В проведении исследования использованы общие методы научного познания: синтез, анализ, сравнение, группировка и др. В качестве объектов исследования выбраны регионы, входящие в состав Уральского федерального округа: Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые имеют существенные различия в уровне бюджетного обеспечения и социально-экономического развития. Информационной базой для проведения исследования послужили открытые данные с официальных сайтов Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной службы государственной статистики и Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». Результаты исследования показали, что, несмотря на меры государственной поддержки, по итогам 2020 г. бюджеты всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, были исполнены с дефицитом. Сложившиеся тренды в социально-экономическом развитии страны и регионов не позволяют строить оптимистичные прогнозы по формированию бюджетных доходов этих субъектов РФ в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF BUDGET REVENUES AND EXPENDITURES OF REGIONS OF THE URAL FEDERAL DISTRICT IN COVID-19 PANDEMIC

A feature of modern budgetary policy, implemented in the special conditions caused by the global pandemic of coronavirus disease 2019, is the combination of both financing new tasks aimed at combating the pandemic and its consequences, and continuing to implement the old, previously defined national development goals of the country. The relevance of the study is due to the need to determine the impact of the global pandemic of the new coronavirus infection on the dynamics of budgetary indicators and, as a result, to study the budgetary 28 Вестник СурГУ. 2021. Вып. 2 (32) balance of the consolidated budgets of the regions. The study uses general methods of scientific knowledge such as synthesis, analysis, comparison, grouping, etc. The regions that are part of the Ural Federal District are selected as objects of the research: Sverdlovsk, Kurgan, Tyumen, and Chelyabinsk Oblasts, as well as the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra and Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, which have significant differences in the level of budgetary provision and social and economic development. The information base for the study is open data from the official websites of the Ministry of Finance of the Russian Federation and the Unified Portal of the Budget System of the Russian Federation “Electronic Budget”, the Federal Treasury, and data from the Federal State Statistics Service. The results of the study showed that, despite the measures of state support, at the end of 2020, the budgets of all federal subjects of the Russian Federation that are part of the Ural Federal District were executed with a deficit. The current trends in the social and economic development of the country and regions do not allow making optimistic predictions for the formation of budgetary revenues of these federal subjects of the Russian Federation in the coming years.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 336.143(470.5)

DOI 10.34822/2312-3419-2021 -2-28-42

ДИНАМИКА БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕГИОНОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Е. А. Захарчук, П. С. Трифонова м

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия в E-mail: pol.trifonova2018@yandex.ru

Особенностью современной бюджетной политики, реализуемой в особых условиях, вызванных мировой пандемией коронавирусной инфекции, выступает сочетание финансирования новых задач, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, с продолжением реализации старых, определенных ранее национальными целями развития страны.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью определения влияния мировой пандемии новой коронавирусной инфекции на динамику бюджетных показателей и, как следствие, изучения бюджетного сальдо консолидированных бюджетов регионов. В проведении исследования использованы общие методы научного познания: синтез, анализ, сравнение, группировка и др. В качестве объектов исследования выбраны регионы, входящие в состав Уральского федерального округа: Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые имеют существенные различия в уровне бюджетного обеспечения и социально-экономического развития.

Информационной базой для проведения исследования послужили открытые данные с официальных сайтов Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной службы государственной статистики и Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет».

Результаты исследования показали, что, несмотря на меры государственной поддержки, по итогам 2020 г. бюджеты всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, были исполнены с дефицитом. Сложившиеся тренды в социально-экономическом развитии страны и регионов не позволяют строить оптимистичные прогнозы по формированию бюджетных доходов этих субъектов РФ в ближайшие годы.

Ключевые слова: консолидированный региональный бюджет, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налоговые доходы, расходы бюджета, Уральский федеральный округ.

Для цитирования: Захарчук Е. А., Трифонова П. С. Динамика бюджетных доходов и расходов регионов Уральского федерального округа в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Сургутского государственного университета. 2021. № 2. С. 28-42. DOI 10.34822/2312-3419-2021-2-28-42.

DYNAMICS OF BUDGET REVENUES AND EXPENDITURES OF REGIONS OF THE URAL FEDERAL DISTRICT IN COVID-19 PANDEMIC

E. A. Zakharchuk, P. S. Trifonova M

Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russia M E-mail: pol.trifonova2018@yandex.ru

A feature of modern budgetary policy, implemented in the special conditions caused by the global pandemic of coronavirus disease 2019, is the combination of both financing new tasks aimed at combating the pandemic and its consequences, and continuing to implement the old, previously defined national development goals of the country.

The relevance of the study is due to the need to determine the impact of the global pandemic of the new coronavirus infection on the dynamics of budgetary indicators and, as a result, to study the budgetary

balance of the consolidated budgets of the regions. The study uses general methods of scientific knowledge such as synthesis, analysis, comparison, grouping, etc. The regions that are part of the Ural Federal District are selected as objects of the research: Sverdlovsk, Kurgan, Tyumen, and Chelyabinsk Oblasts, as well as the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra and Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, which have significant differences in the level of budgetary provision and social and economic development.

The information base for the study is open data from the official websites of the Ministry of Finance of the Russian Federation and the Unified Portal of the Budget System of the Russian Federation "Electronic Budget", the Federal Treasury, and data from the Federal State Statistics Service.

The results of the study showed that, despite the measures of state support, at the end of 2020, the budgets of all federal subjects of the Russian Federation that are part of the Ural Federal District were executed with a deficit. The current trends in the social and economic development of the country and regions do not allow making optimistic predictions for the formation of budgetary revenues of these federal subjects of the Russian Federation in the coming years.

Keywords: consolidated regional budget, personal income tax, corporate income tax, tax revenues, budget expenditures, Ural Federal District.

For citation: Zakharchuk E. A., Trifonova P. S. Dynamics of Budget Revenues and Expenditures of Regions of the Ural Federal District in COVID-19 Pandemic // Surgut State University Journal. 2021. No. 2. P. 28-42. DOI 10.34822/2312-3419-2021-2-28-42.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отмечается замедление экономического роста, вызванное кризисом 2020 г. и обусловленное реализацией ограничительных мер, связанных с распространением COVГО-19 (как в нашей стране, так и за рубежом), падением мировых цен на нефть, девальвацией национальной валюты. Еще больше обострилась проблема межбюджетных отношений и формирования доходной базы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

В связи с этим интерес многих исследователей направлен на изучение вопросов, связанных с влиянием мировой пандемии на различные аспекты жизни и хозяйствования. Так, в работах В. А. Мальцева, К. В. Мальцева, О. В. Шмурыгиной определены проблемы и особенности образования, которые выявила пандемия в процессе реализации новых форм обучения [1-2]. Факторы роста преступлений, которые сформировались в период действия ограничительных мер, рассматривает Л. В. Готчина [3]. Зависимость экологии и пандемии исследуется В. З. Абдрахи-мовым, С. М. Анпиловым, Д. К. Львовым, С. В. Альховским. Авторы отмечают, что ограничительные меры, хотя и не могут рассматриваться как действенный способ охраны окружающей среды, привели к улучшению экологической обстановки, повлияв на чистоту воздуха и водоемов [4-5].

В области экономики и финансов работы, посвященные последствиям COVID-19,

не менее разнообразны. Так, Е. А. Звонова изучает трансформацию мировой экономики в этих условиях. В частности, ею определены доминирующие тренды трансформации и сценарии развития мировой экономики после выхода из кризиса [6]. Влияние пандемии на потоки прямых инвестиций изучено И. А. Квашниной, установлена его неравномерность по странам, регионам, а также отраслям [7]. Среди наиболее уязвимых отмечаются экономики и отрасли, находящиеся в сильной зависимости от поставок в рамках глобальных цепочек стоимости. Серию работ, посвященных анализу консолидированных региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса, вызванного пандемией, опубликовала Л. Н. Лыкова [8-10].

Предварительные итоги исполнения федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 г. представлены в [11].

Однако, несмотря на такое разнообразие публикаций, влияние мировой пандемии новой коронавирусной инфекции на динамику бюджетных показателей, а также на бюджетное сальдо консолидированных бюджетов отдельных регионов изучено не в полной мере. Данная работа продолжает исследования авторов по указанной тематике [12].

Несмотря на меры поддержки со стороны органов государственной власти и профильных министерств, направленные на снижение негативных последствий от мировой панде-

мии и изменение конъюнктуры на мировых рынках углеводородов, достижение сбалансированности бюджетных показателей в качестве важнейшего требования, предъявляемого к бюджетному процессу, стало более сложным. Сложившаяся ситуация привела к увеличению количества дефицитных консолидированных региональных бюджетов, снижению доходов и росту расходов в бюджетах субъектов РФ.

По итогам 2020 г. в 57 регионах наблюдалось превышение расходной части над доходной (729,8 млрд руб.), в 2019 г. их было 35 (232,9 млрд руб.). Общая сумма дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ на конец 2020 г. оценивается Минфином РФ в 676,5 млрд руб. [11].

В зависимости от структуры видов экономической деятельности каждый регион имеет свою специфику и динамику поступлений налоговых доходов в консолидированный региональный бюджет, поскольку это зависит от уровня дифференциации экономики и наличия в ней значительной доли отраслей, наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса.

Таким образом, для анализа динамики бюджетных показателей нами выбраны регионы Уральского федерального округа (далее -УрФО), поскольку они имеют разную экономическую специализацию и на их примере можно определить тенденции в формировании доходов и направления расходов бюджетов.

Актуальность и цель статьи обусловлены необходимостью изучения бюджетного сальдо консолидированных бюджетов регионов и влияния мировой пандемии новой ко-ронавирусной инфекции на динамику бюджетных показателей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

При проведении исследования использованы общие методы научного познания: синтез, анализ, сравнение группировка и др. Информационной базой для проведения исследования послужили открытые данные с официальных сайтов Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, Федеральной службы государственной статистики и Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» [11-19].

В качестве объектов исследования выбраны регионы, входящие в состав УрФО: Свердловская, Курганская, Тюменская, Челябинская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, которые имеют существенные различия в уровне бюджетного обеспечения и социально-экономического развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Доходы консолидированных бюджетов УрФО за последние три года имеют разнонаправленную тенденцию. В 2018 г. они составили 1 341 933 млн руб. В 2019 г. произошло увеличение доходов по сравнению с 2018 г. на 58 271 млн руб. В 2020 г. наблюдается незначительное (на 7 924 млн руб.) снижение до 1 392 281 млн руб. За анализируемый период часть налоговых доходов демонстрирует стабильную отрицательную динамику: сократились доходы от налога на прибыль организаций и налогов на имущество, что укладывается в общероссийские тенденции. Наибольшее сокращение доходов в УрФО отмечается по налогу на прибыль организаций. Поступления от этого вида налога снизились на 23 %. На уровне Российской Федерации сокращение поступлений в консолидированные бюджеты регионов по этим видам налогов снизилось на 8 и 6 % соответственно.

За последние три года в УрФО наблюдается устойчивый рост поступлений от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами; налога на добычу полезных ископаемых; налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налога на доходы физических лиц на 125, 90, 32 и 10 % соответственно. В консолидированных бюджетах субъектов РФ отмечается схожая динамика.

Такие изменения в поступлениях от налогов в рассматриваемый период привели к тому, что в 2020 г. суммарные налоговые доходы консолидированных бюджетов регионов УрФО относительно 2018 г. сократились на 6 % с небольшим ростом в 2 % в 2019 г.

Анализируя структуру поступлений от неналоговых доходов, стоит отметить, что наибольшее снижение отмечается в доходах от продажи материальных и нематери-

альных активов. За три года поступления уменьшились на 33 %. Рост отмечается по следующим видам неналоговых доходов: платежи за пользование природными ресурсами (на 26 %) и прочие неналоговые доходы (на 29 %). Таким образом, неналоговые доходы консолидированных бюджетов УрФО снизились с 2018 по 2020 г. на 2 %.

Независимо от видов экономической деятельности, доминирующих в структуре экономики субъекта РФ, наблюдается увлечение доли безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета в доходной части рассматриваемых регионов. За трехлетний период происходит увеличение безвозмездных поступлений в структуре консолидированных бюджетных доходов субъектов УрФО на 97 %. В структуре доходов безвозмездные поступления увеличились с 9 до 17 %, что в денежном выражении составляет 118 238 млн руб. (рост на 8 %). В рамках консолидированного бюджета субъектов РФ также отмечается увеличение их доли в структуре доходов, причем в 2019 г. рост составил 1,5 %, а в 2020 - 8,5 %.

За анализируемый период расходы консолидированных региональных бюджетов УрФО выросли на 28 % относительно 2018 г. В 2020 г. в целом по УрФО наибольшее увеличение расходов произошло по следующим разделам: «Охрана окружающей среды» (на 194 %); «Здравоохранение» (на 78 %) и «Физическая культура и спорт» (на 63 %).

По остальным направлениям расходы также выросли, хотя и в меньшей степени.

В рамках консолидированного бюджета субъектов РФ бюджетное финансирование увеличилось на 31 %. Наибольший рост расходов отмечается по разделам «Здравоохранение» (на 110 %); «Охрана окружающей среды» (на 67 %); «Социальная политика» (на 38 %). Таким образом, структура бюджетных расходов консолидированного бюджета УрФО в целом отражает общероссийские тенденции.

Дальнейший анализ бюджетных показателей консолидированных бюджетов субъектов РФ УрФО позволит нам оценить динамику и структуру доходов и расходов в зависимости от специализации региона.

В Курганской области за 2020 г. доходы бюджета составили 60 214 млн руб., что на 11 % выше чем в 2019 г. [13]. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Курганской области за 2019-2020 гг. представлены на рис. 1. Доля налоговых и неналоговых доходов составляет 46 %, что на 1,4 % меньше предшествующего периода, а их объем составил 27 657 млн руб., что на 7 % больше, чем за 2019 г. В 2020 г. доля безвозмездных поступлений в структуре доходов занимала 58 %, в 2019 и 2018 г. - 53 и 46 % соответственно. Прослеживается стабильное увеличение безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированного бюджета Курганской области.

Рис. 1. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Курганской области за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [13].

Значительную часть в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Курганской области занимают налоги на прибыль, доходы (рис. 1). В 2020 г. их доля составила 60 %, в 2019 г. - 62 %, в том числе налог на прибыль организаций - 17 % (2019 г. - 19 %), налог на доходы физических лиц - 44 % (2019 г. - 44 %). Ожидаемо наблюдается снижение доли налога на прибыль организаций в структуре региональных доходов.

За 2020 г. в консолидированный бюджет Курганской области поступило 4 371 млн руб. налога на прибыль организаций, что на 4 % меньше, чем в 2019 г. За 2020 г. поступило 11 431 млн руб. от налога на доходы физических лиц, что на 8 % больше поступлений 2019 г.

Поступления от налога на имущество в 2020 г. составили 3 722 млн руб., что на 5 % меньше, чем в 2019 г. Сумма акцизов -4 772 млн руб., что на 43 % больше в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. Стоит отметить рост налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (на 36 %). Отмечается

рост безвозмездных поступлений на 14 %, что в денежном выражении в 2020 г. составило 32 557 млн руб.

Расходы консолидированного бюджета Курганской области за 2020 г. превысили на 13 % расходы 2019 г. и составили 61 090 млн руб. Существенную долю в структуре расходов (рис. 2) занимают расходы на образование (29 %), социальную политику (26 %) и национальную экономику (17 %). В 2020 г. наибольшее увеличение расходов наблюдается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 46 %), «Социальная политика» (на 29 %) и «Здравоохранение» (на 51 %). Расходы на социальную политику составили 15 965 млн руб., расходы на здравоохранение - 4 918 млн руб. Увеличение расходов по последним двум разделам связано с необходимостью финансирования мер, направленных на устранение последствий пандемии новой коронавирусной инфекции, поддержку населения и экономики. В связи с этим в Курганской области происходит увеличение расходов на здравоохранение вполовину.

.Общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, обслуживание гос. (муниципального) долга ■Национальная экономика

■Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■Культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура

Рис. 2. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Курганской области за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [13].

В результате сложившейся ситуации в 2020 г. по Курганской области наблюдается превышение расходной части бюджета над доходной, за этот же период 2019 г. был профицит в размере 115 млн руб.

В Свердловской области в 2020 г. объем доходов бюджета оценивается в 349 047 млн руб.,

что на 11 % выше этого же показателя прошлого года [14]. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Свердловской области за 2019-2020 гг. представлены на рис. 3.

2019 год

Безвозмездные ступления;

Налоговые доходы; 268692

Неналоговые доходы;

14661

2020 год

31932

|ездные

Налоговые доходы;

2666991

Неналоговые доходы;

12788

17318

3123

31185 3352

■ Налоги на прибыль, доход

■Налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

■ Налоги на совокупный доход

■ Налоги на имущество

22757

Рис. 3. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Свердловской области за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [14].

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области за 2020 г. составили 279 480 млн руб. Общая сумма налоговых доходов равна 266 692 млн руб. За анализируемый период значительная доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области приходится на налоги на прибыль и доходы - 72 %. Поступления от налогов на прибыль и доходы в анализируемом периоде составили 192 080 млн руб., что немногим ниже показателей 2019 г.

В доходах консолидированного бюджета области поступления от налога на прибыль организаций в 2020 г. составили 78 102 млн руб., что на 7 % ниже, чем в предыдущем году. За анализируемый период отмечается рост налога на доходы физических лиц на 5 %. В налоговых доходах консолидированного бюджета региона налоги на имущество составляют 12 %, среди них превалирует налог на имущество организаций, составляя 8 % от налоговых доходов бюджета. По другим видам налогов за рассматриваемый период наблюдается отрицательная динамика. Отмечается резкий рост безвозмездных поступле-

ний. В 2020 г. они составили 69 567 млн руб., что на 131 % больше, чем в 2019 г.

Расходы консолидированного бюджета Свердловской области в 2020 г. увеличились на 16 % относительно 2019 г. и составили 378 547 млн руб. Значительная доля в структуре расходов приходится на расходы на образование и социальную политику - 30 и 24 % соответственно.

Наибольший рост наблюдается (рис. 4) по разделам «Социальная политика» (на 22 %), «Физическая культура и спорт» (на 48 %), «Здравоохранение» (на 52 %). В связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции расходы на здравоохранение в Свердловской области выросли с 27 294 млн руб. в 2019 г. до 41 476 млн руб. в 2020 г. Регион занимает 4-е место по росту этого показателя в УрФО. Сокращение финансирования произошло лишь по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 13 %).

В 2020 г. бюджет Свердловской области исполнен с достаточно высоким дефицитом в размере 29 499 млн руб. Аналогичная ситуация наблюдалась в 2019 г. (дефицит в размере 14 192 млн руб.).

■ Общегосударственные вопросы, национальна?! безопасность и правоохранирельная деятельность, Обслуживание гос. (муниципцльного) долга

■ Национальная экономика' ' ''

■Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■Культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура

Рис. 4. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Свердловской области за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [13-16].

В 2020 г. доходы бюджета Челябинской области были на 11 % выше, чем в 2019 г., и составили 239 620 млн руб. [15]. Структура

и динамика доходов консолидированного бюджета Челябинской области за 20192020 гг. приведены на рис. 5.

2019 год

ездные поступления;

2020 год

Налоговые доходы; 167846

Неналоговые доходы;

8502

поступления; Налоговые 70295 доходы;

162657

20704 2828

19567 3491

■ Налоги на прибыль, доходы

■Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской (федерации

■ Налоги на совокупный доход

■ Налоги на имущество

Рис. 5. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [15].

В 2020 г. наибольшая доля в структуре доходов консолидированного бюджета области приходится на налоговые и неналоговые доходы (73 %). В денежном выражении налоговые и неналоговые доходы за 2020 г. составили 169 325 млн руб. (сокращение на 4 %). Происходит уменьшение налогов на прибыль и доходы (на 4 %), в том числе за счет снижения налога на прибыль организаций на 15 %.

Поступления от налогов на имущество составляют 12 % от налоговых доходов консолидированного бюджета региона, среди которых налог на имущество организаций превалирует. Его доля в налоговых доходах бюджета -

7 %. Сумма поступлений по налогу на имущество в 2020 г. составила 19 567 млн руб., что на 6 % меньше, чем в 2019 г. Сумма поступлений по налогу на имущество организаций сократилась на 8 % относительно 2019 г. За рассматриваемые годы по другим налогам наблюдается отрицательная динамика, исключение составляют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (увеличились на 38 %). За 2020 г. сумма безвозмездных поступлений составила 702 954 млн руб., что на 81 % больше, чем в 2019 г.

В 2020 г. бюджетное финансирование в Челябинской области выросло на 24 % от-

носительно прошлого года и составило 267 944 млн руб. В структуре расходов региона (рис. 6) значительная доля приходится на расходы на образование (28 %) и социальную политику (24 %). В 2020 г. наибольшее увеличение наблюдается по разделам «Охра-

на окружающей среды» (на 189 %) и «Здравоохранение» (на 113 %). В связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции расходы по статье «Здравоохранение» в Челябинской области выросли рекордно: с 16 465 млн руб. в 2019 г. до 35 109 млн руб. в 2020 г.

■ Общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, обслуживание гос. (муниципального) долга

■ Национальная экономика

■ Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■Культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура

15 240

Рис. 6. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Челябинской области за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [15].

Область занимает лидирующие позиции по росту финансирования этой сферы среди регионов УрФО. По другим статьям расходов бюджетные ассигнования тоже выросли, хотя и в меньшей степени, исключение составило сокращение финансирования по разделу «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (на 45 %).

В результате сложившейся ситуации в 2020 г. в бюджете области сохраняется превышение расходов над доходами в разме-

ре 28 324 млн руб., дефицит в 2019 г. составил 1 188 млн руб.

В Тюменской области за 2020 г. объем доходов бюджета составил 192 132 млн руб., что на 20 % меньше, чем в 2019 г. Такое снижение обусловлено резким сокращением поступлений от налога на прибыль и доходы, в том числе налога на прибыль организаций (на 35 %) [16]. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Тюменской области за 20192020 гг. представлены на рис. 7.

2019 год

Безвозмездные поступления;

Налоговые доходы; 217666

поступления

10769

Неналоговые доходы;

12757

■59711 14787

2020 год

Безвозмездные поступления;

17836

Налоговые доходы;

165146

801

Неналого доходы

9151

■ Налоги на прибыль, доходы

■Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской Федерации

■ Налоги на совокупный доход

■ Налоги на имущество

749

Рис. 7. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Тюменской области за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [16].

В 2020 г. наблюдается снижение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Тюменской области на 24 %, поступления составили 174 296 млн руб. Значительная доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета региона в 2020 г. приходится на налоги на прибыль и доходы, которые составляют 83 % от общего количества налоговых доходов, в 2019 г. - 87 %. Наблюдается сокращение доли налога на прибыль организаций - 60 % (70 %) и незначительное увеличение доли налога на доходы физических лиц - 24 % (17 %).

Происходит снижение поступлений от налога на имущество, который составляет 9 % от всех налоговых доходов консолидированного бюджета региона. Относительно 2019 г.

поступления от налога на имущество организаций сокращаются почти на 4 %. За рассматриваемый период отрицательная динамика также наблюдается по другим видам налогов.

Стоит отметить рост доходов от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (на 19 %). Безвозмездные поступления в 2020 г. составили 17 836 млн руб., что на 66 % выше, чем в 2019 г. Расходы консолидированного бюджета Тюменской области в 2020 г. составили 229 735 млн руб., прирост оценивается в 3 %. Значительная доля в структуре расходов (рис. 8) в 2020 г. приходится на расходы на национальную экономику (28 %), социальную политику (22 %), образование (20 %) и здравоохранение (13 %).

■Общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, обслуживание гос. (муниципального) долга ■ национальная экономика

■Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■Культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура

50 21

Рис. 8. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Тюменской области за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [16].

В 2020 г. наибольшее увеличение расходов наблюдается по разделам «Здравоохранение» и «Охрана окружающей среды». Расходы на здравоохранение увеличились на 67 %: с 17 444 до 29 110 млн руб. Очевидно, как и в других регионах, это связано с усилением мер по сдерживанию распространения COVГО-19. Тюменская область находится на 3-м месте по росту расходов на здравоохранение в УрФО. Рекордно выросли расходы по разделу «Охрана окружающей среды» - с 347 млн руб. в 2019 г. до 1 013 млн руб. в 2020 г. Произошло общее увеличение почти в 2 раза. По другим статьям расходов бюджетные ассигнования выросли незначительно. Сокращение бюджетного финансирования отмечается по разделам

«Национальная экономика» (на 20 %) и «Физическая культура и спорт» (на 4 %).

В результате сложившейся экономической ситуации в 2020 г. дефицит составил 37 602 млн руб. Отметим, что в 2019 г. консолидированный бюджет региона был исполнен с профицитом в размере 18 639 млн руб.

Доходная часть консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2020 г. составила 324 546,98 млн руб., что незначительно (на 2 %) превышает доходы бюджета округа за аналогичный период прошлого года [17]. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -Югры за 2019-2020 гг. представлены на рис. 9.

2019 год

звозмездные пления; 31354 Налоговые доходы; 269073

Неналоговые доходы;

18207

6252 72319

2020 год

Налоговые доходы;

277024

Неналоговые доходы;

16948

190157

9190

6128 70007

■ Налоги на прибыль, доходы

■Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской «Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Налоги на совокупный доход

■ Налоги на имущество

1611

1542

Рис. 9. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [17].

В структуре доходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2020 г. наибольшая доля приходится на налоговые и неналоговые доходы (91 %). В денежном выражении это 293 972 млн руб., что на 2 % больше, чем в 2019 г. В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета округа значительную часть составляют налоги на прибыль и доходы - 67 %. В их составе наибольший вес имеют 2 налога: на прибыль организаций -35 % в 2020 г., 34 % - в 2019 г.; на доходы физических лиц - 34 % в 2020 г., 33 % -в 2019 г. В денежном выражении налог на прибыль организаций в 2020 г. составил 97 242 млн руб., что на 7 % больше, чем годом ранее.

Поступления от налогов на имущество составили 25 % от общей суммы налоговых доходов округа (70 007 млн руб.). В этом виде налога превалирует налог на имущество организаций. Сумма поступлений по налогу на имущество организаций в 2020 г. составила 64 341 млн руб., что на 4 % меньше, чем в 2019 г. Происходит увеличение (на 14 %) суммы налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами. Безвозмездные поступления в 2020 г. составили 30 575 млн руб., что на 3 % меньше, чем в 2019 г.

Расходы консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в 2020 г. составили 334 672 млн руб., что на 8 % больше, чем годом ранее (рис. 10).

■Общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, обслуживание гос. (муниципального) долга ■ Национальная экономика

■ Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■ Культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура

33 389

^ 1 414

Рис. 10. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [17].

Значительную долю в структуре составляют расходы на образование (29 %), здравоохранение (16 %) и социальную политику (16 %).

В 2020 г. наибольший рост бюджетных ассигнований приходится на раздел «Охрана окружающей среды» (83 %).

По другим статьям расходы тоже выросли, хотя и в меньшей степени, исключение составили следующие статьи, по которым наблюдается снижение: «Общегосударственные вопросы» (4 %) и «Культура, кинематография» (4 %). В связи с распространением новой коронави-русной инфекции расходы на здравоохранение и социальную политику в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре выросли в общей сложности практически на 15 %.

В результате сложившейся ситуации в 2020 г. наблюдается превышение расходов над дохо-

дами в размере 10 125 млн руб. В 2019 г. окружной бюджет был исполнен с профицитом в размере 7 156 млн руб.

Доходы консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2020 г. составили 226 721 млн руб., что на 12 % ниже доходов консолидированного бюджета округа за аналогичный период прошлого года [18]. Такому результату поспособствовало снижение поступлений от налогов на прибыль и доходы, в том числе резкое сокращение поступлений от налога на прибыль организаций (на 46 %). Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) за 2019-2020 гг. представлены на рис. 11.

2019 год

Безвозмездные поступления;

10163

Неналоговые доходы;

9225

Налоговые доходы; 237856

2020 год

Безвозмездные поступления;

Неналоговые доходы;

8341

Налоговые доходы;

199629

979

3931

75468

1266

■ Налоги на прибыль, доходы

■ Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской (федерации

■ Налоги на совокупный доход

■ Налоги на имущество

Рис. 11. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [18].

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета округа за 2020 г. составили 207 970 млн руб. Значительная доля в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета ЯНАО приходится на налоги на прибыль и доходы - 59 %.

В 2020 г. в консолидированный бюджет округа поступило 55 709 млн руб. налога на прибыль организаций, что составляет 27 % от общих доходов за этот период и на 46 922 млн руб. меньше поступлений 2019 г. Произошло рекордное, самое большое среди регионов УрФО, увеличение поступлений налога на доходы физических лиц (на 13 %), в денежном выражении они составили 60 999 млн руб. Налоги на имущество за рас-

сматриваемый период составляют 38 % от налоговых доходов консолидированного бюджета округа, среди них превалирует налог на имущество организаций. Сумма поступлений от налогов на имущество организаций в 2020 г. оценивается в 73 843 млн руб., что на 2 % больше, чем в 2019 г. За рассматриваемый период по ряду налогов наблюдается сокращение, в том числе в 2020 г. произошло уменьшение акцизов на 8 %. Суммы налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами увеличились на 53 %. За анализируемый период на 85 % выросли безвозмездные поступления. В 2020 г. их сумма составила 18 751 млн руб.

В 2020 г. происходит увеличение расходной ставляет финансирование национальной эко-части бюджета на 15 % (259 192 млн руб.). номики (21 %) и образования (22 %) (рис. 12). В структуре расходов значительную часть со-

■ Общегосударственные вопросы, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, обслуживание гос. (муниципального) долга 'Национальная экономика

16 693

■ Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■Культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура

32 539 14 44416 323 29 391

29 3

цд

18 212

33 261 ^

53 044

45 467

17%

Рис. 12. Структура и динамика расходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2019-2020 гг., млн руб.

Примечание: составлено авторами по [19].

В 2020 г. наибольший рост наблюдался по следующим статьям расходов: «Охрана окружающей среды» (на 26 %) и «Физическая культура и спорт» (на 37 %). Отдельно необходимо отметить увеличение расходов по статье «Здравоохранение» с 18 212 млн руб. в 2019 г. до 33 261 млн руб. в 2020 г. (на 83 %). Округ занимает второе место по их росту в УрФО.

По другим статьям расходов бюджетные ассигнования тоже выросли, хотя и в меньшей степени, незначительное сокращение наблюдается по статье «Обслуживание государственного (муниципального) долга».

В результате сложившейся ситуации в 2020 г. в бюджете округа наблюдается превышение расходной части над доходной - дефицит в размере 32 471 млн руб. В 2019 г. была обратная ситуация - профицит в размере 31 674 млн руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сделать несколько выводов:

- во-первых, структура бюджетных доходов консолидированного бюджета УрФО в целом соответствует общероссийским тенденциям. Во всех рассматриваемых регионах существенную часть доходов бюджетов со-

ставляют налоги на прибыль, доходы. Стоит отметить, что этот вид налоговых доходов наиболее сильно пострадал от введенных ограничительных мер, направленных на борьбу с COVГО-19 (в большей степени -налог на прибыль организаций). В консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации налог на прибыль организаций сократился на 13 %, а в бюджете УрФО - на 22 %. Среди регионов УрФО исключением стал Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, где налог на прибыль организаций вырос на 7 %;

- во-вторых, государственная помощь в рамках реализации пакета антикризисных мер, направленных на финансовую поддержку населения, позволила показать положительную динамику поступлений налога на доходы физических лиц во всех региональных консолидированных бюджетах УрФО. Результативность этих мер можно наблюдать и в консолидированных бюджетах субъектов РФ - прирост поступлений от этого налога в 2020 г. составил 7 %;

- в-третьих, в доходной части рассматриваемых субъектов, независимо от ведущих видов экономической деятельности, отмечается рост безвозмездных поступлений из выше-

стоящего бюджета. Снижение этого показателя на 3 % отмечается только в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

- в-четвертых, прогнозируемо увеличились расходы в сфере здравоохранения и социальной политики во всех анализируемых региональных бюджетах, что объясняется направлением бюджетных средств на борьбу с пандемией и ее последствиями. Наибольший рост расходов среди регионов УрФО наблюдался по статьям «Здравоохранение» -в Челябинской области (на 113 %), «Социальная политика» - в Челябинской и Курганской областях (на 29 % в каждой).

ЛИТЕРАТУРА

1. Мальцев В. А., Мальцев К. В. Пандемия и образование // Науч. тр. Вольного экономич. общества России. 2020. № 4. С. 402-415. DOI 10.38197/2072-2060-2020-224-4-402-415.

2. Шмурыгина О. В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессионал. образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 51-52. DOI 10.24411/2307-4264-2020-10210.

3. Готчина Л. В. Коронавирус и изменения в структуре преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 2 (57). С. 40-43.

4. Абдрахимов В. З., Анпилов С. М. Зависимость экологии от пандемии // Основы ЭУП. 2020. № 6 (25). С. 32-36. DOI 10.24411/2305-86412020-10015.

5. Львов Д. К., Альховский С. В. Истоки пандемии COVID-19: экология и генетика коронавирусов (Betacoronavirus: Coшnaviridae) SARS-CoV, SARS-CoV-2 (подрод Sarbecovirus), MERS-CoV (подрод Merbecovirus) // Вопр. вирусологии. 2020. № 65 (2). С. 62-70. DOI: https://doi.org/10.36233/ 0507-4088-2020-65-2-62-70.

6. Звонова Е. А. Трансформация мировой экономики и пандемия // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13 (4). С. 6-19. DOI 10.26794/1999-849X^020-13-4-6-19.

7. Квашнина И. А. Влияние пандемии СОУ1Э-19 на мировую экономику и потоки прямых иностранных инвестиций // Вестн. Ин-та экономики РАН. 2020. № 4. С. 166-175. DOI 10.24411/20736487-2020-10049.

8. Лыкова Л. Н. Региональные бюджеты: итоги 2019 г., перспективы 2020 г. // Федерализм. 2020. № 2. С.114-131. DOI: https://doi.org/10.21686/ 2073-1051-2020-2-114-131.

9. Лыкова Л. Н. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в условиях кризиса, спровоцированного мировой пандемией // Федерализм. 2020. № 3. С 19-38. DOI: https://doi.org/ 10.21686/2073-1051-2020-3-19-38.

10. Лыкова Л. Н. Региональные бюджеты в 2020 г.: устойчивость доходов в условиях кризиса // Феде-

Таким образом, несмотря на меры государственной поддержки, бюджеты всех субъектов РФ, входящих в состав УрФО, по итогам 2020 г. были исполнены с дефицитом. Сложившиеся тренды в социально-экономическом развитии страны и регионов не позволяют строить оптимистичные прогнозы по формированию бюджетных доходов этих субъектов РФ в ближайшие годы.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Публикация подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2021-2023 гг.

REFERENCES

1. Maltsev V. A., Maltsev K. V. Pandemiia i obra-zovanie // Nauchnye trudy Volnogo ekonomich-eskogo obshchestva Rossii. 2020. No. 4. P. 402-415. DOI 10.38197/2072-2060-2020-224-4-402-415. (In Russian).

2. Shmurygina O. V. Obrazovatelnyi protsess v uslovi-iakh pandemii // Professionalnoe obrazovanie i rynok truda. 2020. No. 2. P. 51-52. DOI 10.24411/2307-4264-2020-10210. (In Russian).

3. Gotchina L. V. Koronavirus i izmeneniia v strukture prestupnosti // Kriminologiia: vchera, segodnia, zavtra. 2020. No. 2 (57). P. 40-43. (In Russian).

4. Abdrakhimov V. Z., Anpilov S. M. Zavisimost ekologii ot pandemii // Osnovy EUP. 2020. No. 6 (25). P. 32-36. DOI 10.24411/2305-8641-2020-10015. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lvov D. K., Alkhovsky S. V. Source of the COVID-19 Pandemic: Ecology and Genetics of Coronavirus-es (Betacoronavirus: Coronaviridae) SARS-CoV, SARS-CoV-2 (subgenus Sarbecovirus), and MERS-CoV (subgenus Merbecovirus) // Problems of Virology. 2020. No. 65 (2). P. 62-70. DOI 10.36233/ 0507-4088-2020-65-2-62-70. (In Russian).

6. Zvonova E. A. Transformatsiia mirovoi ekonomiki i pandemiia // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2020. No. 13 (4). P. 6-19. DOI 10.26794/1999-849X 2020-13-4-6-19. (In Russian).

7. Kvashnina I. A. Vliianie pandemii COVID-19 na mirovuiu ekonomiku i potoki priamykh inostran-nykh investitsii // Vestnik Instituta ekonomiki RAN. 2020. No. 4. P. 166-175. DOI 10.24411/2073-64872020-10049. (In Russian).

8. Lykova L. N. Regionalnye biudzhety: itogi 2019 g., perspektivy 2020 g. // Federalizm. 2020. (2) P. 114131. DOI 10.21686/2073-1051-2020-2-114-131. (In Russian).

9. Lykova L. N. Consolidated Budgets of Russian Regions in the Context of the Crisis Provoked by the Global Pandemic // Federalism. 2020. No. 3. P. 19-38. DOI 10.21686/2073-1051-2020-3-19-38. (In Russian).

10. Lykova L. N. Regional Budgets in 2020: Income Sustainability in the Crisis // Federalism. 2020.

рализм. 2020. № 4. С. 200-218. DOI: https://doi.org/ 10.21686/2073-1051-2020-4-200-218.

11. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги). URL: https://minfin. gov. ru/ru/perfomance/budget/federal_ budget/budgeti/2020/?id_65=132980-ispolneniefede ralnogo_byudzheta_i_byudzhetov_byudzhetnoi_sis temy_rossiiskoi_federatsii_za_2020_god_predvaritel nye_itogi (дата обращения: 18.03. 2021).

12. Захарчук Е. А., Пасынков А. Ф., Трифонова П. С. Влияние пандемии на структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ Уральского федерального округа // Вестн. Евраз. науки. 2020. № 5. URL: https://esj.today/ PDF/66ECVN520.pdf (дата обращения: 15.05.2121).

13. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Курганской области на 1 января 2021 года. URL: http://www.finupr.kurganobl.ru/index.php?test= otm (дата обращения: 18.03. 2021).

14. Информация об исполнении консолидированного бюджета Свердловской области на 01.01.2021. URL: https://minfin. midural. ru/document/category/ 21#document_list (дата обращения: 18.03.2021).

15. Ежемесячная отчетность об исполнении бюджета. URL: https://minfin74.ru/mBudget/execution/ monthly/ (дата обращения: 18.03.2021).

16. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Тюменской области и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 01.01.2021. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/ finance/finance/bugjet/more.htm?id=11891607@cm sArticle (дата обращения: 18.03. 2021).

17. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. URL: https://depfin.admhmao.ru/otkrytyy-byudzhet/ispolnenie-byudzheta/ispolnenie-byudzheta-avtonomnogo-okruga/ezhemesyachnaya-informatsiya-ob-ispolnenii-byudzheta-avtonomnogo-okruga/ (дата обращения: 18.03. 2021).

18. Исполнение доходов бюджета // Финансово-эконом. анализ ЯНАО. URL: https://fea.yamalfin.ru/ ispolnenie-budgeta/ispolnenie-dokhkhodov/ ispolnenie-dokhodov?j&F0_0002_003_YANA0_budgetParam= 1 &YANA0_F0001_0PER_MDX_paramPeriod=201 8-12-31T00:00:00.000Z&paramPeriod=2019-12-01 T00:00:00.000Z&territory=71900000&YANA0_F0_ 0002_004_budgetParam= 1 (дата обращения: 18.03.2021).

19. Исполнение расходов бюджета // Финансово-эконом. анализ ЯНАО. URL: https://fea.yamal fin.ru/ ispolnenie-budgeta/ispolnenie-raskhkhodov/ispolne nie-raskhodov-byudzheta (дата обращения: 18.03.2021).

No. 4. P. 200-218. DOI 10.21686/2073-1051-20204-200-218. (In Russian).

11. Ispolnenie federalnogo biudzheta i biudzhetov biu-dzhetnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii za 2020 god (predvaritelnye itogi). URL: https://minfin.gov.ru/ ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2020/ ?id_65=132980-ispolnenie_federalnogo_byudzheta_ i_byudzhetov_byudzhetnoi_sistemy_rossiiskoi_fede ratsii_za_2020_god_predvaritelnye_itogi (accessed: 18.03.2021). (In Russian).

12. Zakharchuk E. A., Pasynkov A. F., Trifonova P. S. The Impact of the Pandemic on the Structure of Income and Expenditure of the Consolidated Budgets of the Constituent Entities of the Russian Federation of the Ural Federal District // The Eurasian Scientific Journal. 2020. No. 5. URL: https://esj.today/PDF/66ECV N520.pdf (accessed: 15.05.2021). (in Russian).

13. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo biudzheta Kurganskoi oblasti na 1 ianvaria 2021 goda. URL: http://www.finupr.kurganobl.ru/index.php?test=otm (accessed: 18.03.2021). (In Russian).

14. Informatsiia ob ispolnenii konsolidirovannogo biu-dzheta Sverdlovskoi oblasti na 01.01.2021. URL: https://minfin. midural.ru/document/category/21 #doc ument_list (accessed: 18.03.2021). (In Russian).

15. Ezhemesiachnaia otchetnost ob ispolnenii biudzheta. URL: https://minfin74.ru/mBudget/execution/monthly/ (accessed: 18.03.2021). (In Russian).

16. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo biudzheta Tiumenskoi oblasti i biudzheta territorialnogo gosu-darstvennogo vnebiudzhetnogo fonda na 01.01.2021. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/ bugjet/more.htm?id=11891607@cmsArticle (accessed: 18.03.2021). (In Russian).

17. Otchet ob ispolnenii konsolidirovannogo biudzheta Khanty-Mansiiskogo avtonomnogo okruga - Yugry. URL: https ://depfin. admhmao. ru/otkrytyy -byudzhet/ ispolnenie-byudzheta/ispolnenie-byudzheta-avtonom nogo-okruga/ezhemesyachnaya-informatsiya-ob-ispol nenii-byudzheta-avtonomnogo-okruga/ (accessed: 18.03.2021). (In Russian).

18. Ispolnenie dokhodov. URL: https://fea.yamalfin.ru/ ispolnenie-budgeta/ispolnenie-dokhkhodov/ispolnenie-dokhodov?j&F0_0002_003_YANA0_budgetParam= 1&YANA0_F0001_0PER_MDX_paramPeriod=201 8-12-31T00:00:00.000Z&paramPeriod=2019-12-01T00: 00:00.000Z&territory=71900000&YANA0_F0_0002_ 004_budgetParam= 1 (accessed: 18.03.2021). (In Russian).

19. Ispolnenie raskhodov. URL: https://fea.yamalfin.ru/ ispolnenie-budgeta/ispolnenie-raskhkhodov/ispolnenie-raskhodov-byudzheta (accessed: 18.03.2021). (In Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Захарчук Екатерина Александровна - кандидат экономических наук, доцент, руководитель Центра стратегического развития территорий, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия.

SPIN: 9749-2835.

ORCID: 0000-0001-5546-8127.

E-mail: zakhartchouk@mail.ru

Трифонова Полина Сергеевна - младший научный сотрудник Центра стратегического развития территорий, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия.

SPIN: 3623-3688.

ORCID: 0000-0002-3049-2873.

E-mail: pol.trifonova2018@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS

Ekaterina A. Zakharchuk - Candidate of Sciences (Economics), Docent, Head, Center for Strategic Development of Territories, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russia.

SPIN: 9749-2835.

ORCID: 0000-0001-5546-8127.

E-mail: zakhartchouk@mail.ru

Polina S. Trifonova - Junior Researcher, Center for Strategic Development of Territories, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, Russia.

SPIN: 3623-3688.

ORCID: 0000-0002-3049-2873.

E-mail: pol.trifonova2018@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.