Научная статья УДК 332
DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-4/021-036 В. А. Водопьянова
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Влияние пандемии коронавирусной инфекции на исполнение местного бюджета по доходам
Аннотация. В статье проведен анализ влияния пандемии коронавирусной инфекции на исполнение местных бюджетов муниципальных образований по доходам на примере Уссурийского городского округа. Сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы государства - залог его успешного развития и процветания. Достижение целей развития РФ, определенных Президентом через выполнение национальных программ на муниципальном уровне, также зависит от сбалансированности местных бюджетов. При этом местные бюджеты РФ, находящиеся на самой низшей ступени бюджетной системы РФ, имеют очень важное значение, так как именно они обеспечивают выполнение основных социальных обязательств государства непосредственно в отношении населения конкретного муниципального образования. Причем социальная сфера занимает порядка 60 % расходов местных бюджетов и еще 30 % - ЖКХ, окружающая среда и национальная экономика. Исполнение доходной части местных бюджетов имеет основополагающее значение для муниципальных образований. В статье рассмотрены составляющие доходной части местных бюджетов муниципальных образований РФ. Основная проблема местных бюджетов - их дефицитность и дотационный характер. Недостаточность собственных источников доходов приводит к финансовой зависимости от вышестоящих бюджетов, а существенные социальные расходы - к дефициту бюджета. При всех имеющихся проблемах пандемия коронавирусной инфекции усугубила ситуацию. Проведен анализ динамики и структуры доходов местного бюджета Уссурийского городского округа по доходам за 2019-2020 годы. Рассмотрены показатели 2020 года в период пандемии коронавирусной инфекции. Проведено их сравнение с данными до пандемии - 2019 года. Рассчитаны абсолютные и относительные отклонения, сделаны выводы.
Ключевые слова: местный бюджет, доходы местного бюджета, налоговые доходы, исполнение местного бюджета, пандемия коронавирусной инфекции, проблемы исполнения местных бюджетов.
Водопьянова Валентина Александровна - ст. преподаватель кафедры экономики и управления. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0566-3220; e-mail: [email protected]
21
V. A. Vodopyanova
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
The impact of the coronavirus pandemic on the execution of the local revenue budget
Abstract. The article assesses the impact of the coronavirus pandemic on the execution of local budgets of municipalities by income on the example of the Ussuri urban District. Balanced budgets at all levels of the state's budget system are the key to its successful development and prosperity. The achievement of the development goals of the Russian Federation, defined by the President, through the implementation of national programs at the municipal level, also depends on the balance of local budgets. At the same time, the local budgets of the Russian Federation, which are at the lowest level of the budget system of the Russian Federation, are very important, since it is the local budget that ensures the fulfillment of the main social obligations of the state directly in relation to the population of a particular municipality. Moreover, the social sphere accounts for about 60 percent of local budget expenditures and another 30 percent is housing and communal services, the environment and the national economy. The execution of the revenue part of local budgets is of fundamental importance for municipalities. The article considers the components of the revenue part of local budgets of municipalities of the Russian Federation. The main problem of local budgets is their scarcity and subsidized nature. The insufficiency of their own sources of income leads to financial dependence on higher budgets, and significant social expenditures lead to budget deficits. With all the existing problems, the coronavirus pandemic has worsened the situation. The analysis of the dynamics and structure of the revenues of the local budget of the Ussuri urban district by income for 2019-2020 is carried out. The indicators of 2020 during the pandemic of coronavirus infection are considered. They were compared with data from 2019 to the pandemic year. Absolute and relative deviations are calculated, conclusions are drawn. The impact of the pandemic on the revenue flow to the local budget has been revealed.
Keywords: local budget, local budget revenues, tax revenues, local budget execution, coronavirus pandemic, problems of local budget execution.
Введение
Пандемия коронавирусной инфекции оказала влияние на все стороны жизнедеятельности государства. При этом исполнение бюджетов на всех уровнях бюджетной системы, включая местный, является одним из наиболее важных моментов на сегодняшний день.
Достижение стабильного бюджета РФ - одна из приоритетных задач управления государственными финансами на среднесрочную перспективу с учетом преодоления последствий распространения в 2020 году новой коронавирусной инфекции, поэтапного восстановления экономики и ориентирования на достижение национальных целей развития [1], указанных в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ до 2023 г.
22
Влияние пандемии на исполнение местных бюджетов в настоящее время недостаточно изучено, так как пандемия еще не закончилась и продолжает оказывать негативное воздействие на экономическую активность. Анализ влияния пандемии является обязательным условием преодоления спада в экономике и выполнения национальных целей развития России на муниципальном уровне.
Метод, цели и задачи исследования
Цель исследования - анализ влияния пандемии коронавирусной инфекции на исполнение местных бюджетов по доходам; выявление проблем, сложившихся при их исполнении в РФ в 2020 году.
На законодательном уровне согласно Бюджетному кодексу под местным бюджетом понимается «бюджет муниципального образования, предназначенный для исполнения расходных обязательств» [2].
Муниципальные образования в РФ - это «городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения» [3].
Вне зависимости от вида муниципального образования доходная часть местных бюджетов в РФ формируется за счет налоговых и неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов.
Налоговые доходы включают собственные доходы местных бюджетов: местные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц), отчисления от федеральных налогов и сборов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и государственная пошлина) и отчисления от специальных налоговых режимов (патентная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных производителей).
Неналоговые доходы включают доходы от продажи и использования муниципальной собственности, платных услуг муниципальных учреждений, прибыли муниципальных предприятий и др.
Межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции вышестоящих бюджетов РФ.
При этом исполнение местных бюджетов существенно зависит от такого вида доходов, как налоговые поступления. Налоги являются базой формирования доходов местных бюджетов. Они дают возможность муниципальным образованиям самостоятельно формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы экономического развития на дальнейшую перспективу муниципалитета.
Вопросам исполнения местных бюджетов посвящены труды Е. О. Савиной [4], М. Л. Седовой [5], Э. М. Камбердиевой [6], Е. В. Астаховой [7], А. В. Корня [7, 8], Т. Н. Бондаренко, Е. В. Корневой, И. А. Самсоновой [8] и других.
Изучив результаты исследований указанных авторов, мы пришли к выводу, что местные бюджеты РФ в большинстве своем являются дефицитными за счет недостаточности доходной части, во многом поддерживаются за счет финансирования из вышестоящих бюджетов и являются дотационными.
М. Л. Седовой сделан вывод о том, что «в условиях коронавирусного кризиса основные изменения по сравнению с 2019 годом коснулись доходов и расхо-
23
дов федерального бюджета, а также бюджетов ресурсодобывающих регионов. Меры по борьбе с пандемией и последствия кризисов коснулись уровня поступления налогов, связанных с бизнесом, обеспечили сохранение НДФЛ как важного бюджетообразующего дохода региональных и местных бюджетов» [5].
Таким образом, с одной стороны, исполнение местных бюджетов является достаточно проработанным, а с другой стороны, влияние пандемии коронави-русной инфекции на исполнение местных бюджетов по доходам еще не получило должной оценки.
Основная часть
Объектом исследования является доходная часть местного бюджета Уссурийского городского округа.
Уссурийский городской округ является крупным муниципальным образованием на территории Приморского края, самой южной части Дальневосточного федерального округа России. Это крупный транспортный узел и промышленный центр. Площадь округа составляет 3690 км2 [9].
Для оценки влияния коронавирусной инфекции на исполнение доходной части местного бюджета необходимо провести анализ динамики и структуры доходов местного бюджета.
Анализ проведен на основе данных Финансового управления Уссурийского городского округа [9]. Вначале на основании данных отчетности об исполнении бюджета Уссурийского городского округа по состоянию на 01.01.2020 г. и 01.01.2021 г. проанализируем исполнение бюджета по доходам (табл. 1).
Таблица 1
Динамика доходов местного бюджета Уссурийского городского округа (исполнение) в 2019-2020 гг., млн рублей
Доходы бюджета 2019 2020 Абсолютное отклонение Темп роста, %
Налоговые доходы 2376 2266 -110 95,37
Неналоговые доходы 403 293 -110 72,70
Безвозмездные поступления 2765 3718 953 134,47
Всего 5544 6277 733 113,22
Примечание: составлено по [9].
В 2020 году налоговые доходы сократились на 4,63 %, или на 110 млн рублей, неналоговые доходы по сумме поступлений показали такое же снижение на 110 млн рублей, а в процентном выражении еще большее снижение - на 27,30 %. Таким образом, закрепленные доходы местного бюджета Уссурийского городского округа снизились суммарно на 31,93 %. Это связано со снижением деловой активности и ухудшением экономической ситуации в связи с пандемией корона-вирусной инфекции. В то же время доходы городского округа выросли на 13,22 %, или на 733 млн рублей. Более наглядно это представлено на рис. 1. 24
Рис. 1. Динамика доходов местного бюджета Уссурийского городского округа (исполнение) в 2019-2020 гг.
Рост поступлений доходов в местный бюджет городского округа обеспечен за счет безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов РФ. Они увеличились на 34,47 %, или на 953 млн рублей, и перекрыли снижение доходов по налоговым и неналоговым доходам местного бюджета. Таким образом, вышестоящие бюджеты РФ в период сложной ситуации 2020 года поддержали местные бюджеты РФ.
Проанализируем структуру доходов местного бюджета Уссурийского городского округа, чтобы определить значение каждой из группы доходов при формировании бюджета (табл. 2).
Таблица 2
Структура доходов местного бюджета Уссурийского городского округа (исполнение) в 2019—2020 гг., млн рублей
Доходы бюджета 2019 Удел. вес, % 2020 Удел. вес, % Изменение структуры
Налоговые доходы 2376 43 2266 36 -7
Неналоговые доходы 403 7 293 5 -2
Безвозмездные поступления 2765 50 3718 59 9
Всего 5544 100 6277 100,00 0
Примечание: составлено по [9].
25
В структуре доходов в 2019 г. наибольший удельный вес занимают безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов РФ; они обеспечивают половину местного бюджета городского округа (рис. 2).
7%
■ Налоговые доходы ■ Неналоговые доходы
■ Безвозмездные поступления
Рис. 2. Структура доходов местного бюджета Уссурийского городского округа
(исполнение) в 2019 г.
Налоговые доходы обеспечивают 43 % доходов бюджета, а наименьший удельный вес имеют неналоговые доходы - 7 %. Таким образом, налоговые доходы занимают второе место по значимости в доходах местного бюджета Уссурийского городского округа в 2019 году.
В 2020 году структура местного бюджета не претерпела существенных изменений, за исключением тех, которые связаны с пандемией. Рассмотрим структуру местного бюджета Уссурийского городского округа в 2020 году (рис. 3).
■ Налоговые доходы ■ Неналоговые доходы
■ Безвозмездные поступления
Рис. 3. Структура доходов местного бюджета Уссурийского городского округа
(исполнение) в 2020 г.
26
Анализ структуры показал, что в 2020 году за счет существенного увеличения суммы безвозмездных поступлений их доля увеличилась до 59 %. Таким образом, в 2020 году местный бюджет Уссурийского городского округа практически на 60 % сформирован за счет безвозмездных поступлений из бюджетной системы РФ.
Доля налоговых доходов в связи со снижением налоговых поступлений и с увеличением безвозмездных поступлений снизилась на 7 % и составила 36 %. Из всех доходов бюджета наибольшее снижение демонстрируют именно налоговые доходы. Связано это как с существенным спадом экономики в 2020 году, так и с предоставлением отсрочек по налоговым платежам, налоговых льгот малому и среднему бизнесу в виде снижения ставок налогов, с отменой уплаты некоторых налогов в 2020 году.
Доля неналоговых доходов снизилась на 2 % и составила 5 %. Причиной этому также является экономический спад, вызванный пандемией, и то, что городской округ недополучил доходы за счет отмены и снижения сумм муниципальной аренды и других видов доходов городского округа.
Таким образом, анализ динамики и структуры доходов местного бюджета Уссурийского городского округа показал, что общая величина доходов, несмотря на сложную экономическую ситуацию, вызванную пандемией, увеличилась. Обеспечено это было за счет межбюджетных трансфертов, полученных Уссурийским городским округом из вышестоящих бюджетов. Собственные доходы городского округа, представленные налоговыми и неналоговыми доходами, существенно снизились.
Наибольшее значение для местного бюджета из состава собственных доходов имеют налоговые доходы. Проанализируем налоговые доходы местного бюджета Уссурийского городского округа.
Анализ динамики налоговых доходов бюджета представлен в табл. 3.
Таблица 3
Анализ динамики налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского округа (исполнение) в 2019-2020 гг., млн рублей
Налоговые платежи 2019 2020 Абс. откл. Темп роста, %
Налог на доходы физических лиц 1726 1673 -53 96,93
Акцизы 32 30 -2 93,75
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) 189 155 -34 82,01
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 8 9 1 112,50
Патентная система 9 9 0 100,00
Налог на имущество физических лиц 126 140 14 111,11
Земельный налог 254 222 -32 87,40
Государственная пошлина 32 28 -4 87,50
Всего 2376 2266 -110 95,37
Примечание: составлено по [9].
27
Наибольшее снижение демонстрируют поступления по ЕНВД - на 17,99 %. Это связано в первую очередь со снижением количества налогоплательщиков не только по причине пандемии, но и в связи с тем, что так как с 1 января 2021 года ЕНВД для субъектов малого бизнеса прекратил свое существование, то многие налогоплательщики предпочли перейти с него на другие режимы налогообложения еще в 2020 году.
Далее по степени снижения поступления доходов идут земельный налог и государственная пошлина; снижение на 12,6 и 12,5 % соответственно. Из-за пандемии в 2020 году сократилось количество сделок с куплей-продажей земли. Это отразилось и на земельном налоге, и на государственной пошлине. Кроме того, была предоставлена отсрочка по уплате земельного налога.
Динамика налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского округа в 2019-2020 гг. представлена на рис. 4.
Рис. 4. Динамика налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского округа (исполнение) в 2019-2020 гг.
Не такое существенное снижение демонстрирует НДФЛ - всего на 3,07 %, но при этом самое существенное по сумме - 53 млн рублей. Это связано с тем, что государство в рамках мер по поддержке наиболее пострадавших отраслей в 2020 году, во-первых, в апреле - мае выплатило субсидию в размере МРОТ на каждого сотрудника, которая пошла на выплату заработной платы в период простоя предприятий, и, во-вторых, явилось гарантом выдачи кредитов под 2 % годовых, основным условием которых было сохранение занятости сотрудников на 80-90 %. Выполнившие эти условия работодатели получили право не возвращать полученные кредиты; за них это сделало государство. Это позволило представителям бизнеса не проводить массовые сокращения, платить заработную плату и соответственно НДФЛ.
Поступления доходов по патентной системе остались на том же уровне, так как сумма патента фиксированная и не зависит от дохода, полученного индиви-
28
дуальными предпринимателями, находящимися на патентной системе налогообложения.
Увеличение поступлений по налоговым платежам демонстрируют ЕСХН -на 12,5 % (связано с тем, что сельскохозяйственный сектор РФ и, в частности, Уссурийского городского округа переживает подъем в связи с импортозамеще-нием; даже пандемия не повлияла на него отрицательно, скорее всего, положительно) и налог на имущество физических лиц (связано, во-первых, с переходом на кадастровую стоимость при расчете налога, которая существенно выше инвентаризационной стоимости, применявшейся раньше, и, во-вторых, с ростом ипотечного кредитования, произошедшего после снижения ключевой ставки и введения государственных программ льготной ипотеки для Дальневосточного региона).
В целом на снижение поступлений всех налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского округа повлиял существенный экономический спад, вызванный пандемией, налоговые льготы, предоставленные государством в рамках мер по поддержке бизнеса, отмена налогов за 2-й квартал 2020 года для малого и среднего бизнеса - представителей наиболее пострадавших отраслей. Проведем анализ структуры налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского округа (табл. 4).
Таблица 4
Анализ структуры налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского округа (исполнение) в 2019-2020 гг., млн рублей
Налоговые платежи 2019 Удел. вес, % 2020 Удел. вес, % Изменение структуры
Налог на доходы физических лиц 1726 72,64 1673 73,83 1,19
Акцизы 32 1,35 30 1,32 -0,02
Единый налог на вмененный доход 189 7,95 155 6,84 -1,11
Единый сельскохозяйственный налог 8 0,34 9 0,40 0,06
Патентная система 9 0,38 9 0,40 0,02
Налог на имущество физических лиц 126 5,30 140 6,18 0,88
Земельный налог 254 10,69 222 9,80 -2,00
Государственная пошлина 32 1,35 28 1,24 -0,11
Всего 2376 100 2266 100,00 0
Примечание: составлено по [9].
Первое место в структуре налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского округа, как и во всех местных бюджетах РФ, занимает НДФЛ -федеральный налог, с помощью которого регулируются доходы местных бюд-
29
жетов РФ. Его доля - более 70 %, причем в 2020 г. она даже увеличилась на 1,19 % за счет того, что НДФЛ снизился меньше, чем другие налоги, зачисляемые в бюджет городского округа.
На втором месте по доле в поступлениях доходов находится земельный налог, являющийся собственным доходом местных бюджетов. Несмотря на снижение его доли на 2 %, это самое существенное поступление из всех налоговых доходов. Земельный налог и в 2020 году удерживает второе место в структуре налоговых доходов (рис. 5).
0,38% 10,69% 1-35%
■ НДФЛ "Акцизы ■ ЕНВД
■ ЕСХН "ПС Налог на имущ. физ. лиц Земельный налог Государственная пошлина
Рис. 5. Структура налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского
округа (исполнение) в 2020 г.
Третье место занимают поступления по ЕНВД. Это специальный налоговый режим для малого бизнеса местного уровня. Аналогично другим налоговым доходам городского округа его доля в структуре местного бюджета снизилась на 1,19 %. С 1 января 2021 года местные бюджеты РФ лишились поступлений по ЕНВД в связи с прекращением действия этого специального режима налогообложения.
На четвертой позиции по доле поступлений доходов находится налог на имущество физических лиц. В 2020 году он несколько укрепил свои позиции относительно других налогов; прирост составил 0,88 %.
Практически одинаковые доли в местном бюджете городского округа имеют акцизы и государственная пошлина. В 2020 году за счет увеличения ставок доля акцизов, несмотря на экономический спад, снизилась только на 0,02 %.
Самую несущественную роль в формировании налоговых доходов бюджета Уссурийского городского округа играют поступления от двух специальных налоговых режимов - единого сельскохозяйственного налога и патентной системы налогообложения. 30
Проанализируем исполнение доходов местного бюджета Уссурийского городского округа, то есть выполнение плановых показателей (табл. 5).
Таблица 5
Анализ исполнения местного бюджета Уссурийского городского округа по доходам в 2019-2020 гг., млн рублей
Доходы бюджета 2019 2020 Исполнено
По плану Факт. По плану Факт. 2019 2020
Налоговые доходы 2313 2376 2183 2266 103 104
Неналоговые доходы 355 403 300 293 114 98
Безвозмездные поступления 3180 2765 3947 3718 87 94
Всего 5848 5544 6430 6277 95 98
Примечание: составлено по [9].
Таким образом, в 2019 году общий план по доходам выполнен только на 95 %, недовыполнение плана составило 5 %. Основная причина невыполнения плана - в недополучении безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов; плановые показатели по ним не выполнены на 13 %. В то же время по налоговым доходам план перевыполнен на 3 %, а самый высокий процент выполнения плана демонстрируют неналоговые доходы - 114 % (рис. 6).
4500 4000 3500
3000 2500
= II - II II -
и Налоговые доходы Неналоговые доходы 2019 Безвозмездные поступления Налоговые доходы Неналоговые доходы 2020 Безвозмездные поступления
■ план 2313 355 3180 2183 300 3947
■ факт 2376 403 2765 2266 293 3718
■ план афакт
Рис. 6. Исполнение местного бюджета Уссурийского городского округа по доходам в 2019-2020 гг.
В 2020 году общий план по доходам местного бюджета выполнен на 98 %. Это лучше показателя 2019 года и является положительным моментом, так как в 2020 году сложилась сложная экономическая ситуация.
31
Наибольший вклад в невыполнение плановых показателей внесли безвозмездные поступления, план по которым не выполнен на 6 %, то есть бюджет Уссурийского городского округа получил безвозмездную помощь от вышестоящих бюджетов меньше, чем планировалось.
План по неналоговым доходам местного бюджета не выполнен из-за экономического спада, вызванного пандемией, на 2 %, при этом в 2020 году плановые показатели были скорректированы из-за пандемии по всем позициям кроме безвозмездных поступлений; в 2020 году плановые показатели оказались ниже, чем в 2019 году.
Безвозмездные поступления, напротив, по плановым показателям планировались на 2020 г. существенно выше, чем в 2019 году.
Единственный вид доходов бюджета, по которым выполнен план, - это налоговые доходы бюджета городского округа. План по ним выполнен на 104 %, при этом необходимо обратить внимание на то, что плановые показатели были снижены из-за существенного снижения экономической активности.
Проанализируем исполнение налоговых доходов местного бюджета Уссурийского городского округа, то есть выполнение плановых показателей (табл. 6).
Таблица 6
Анализ исполнения местного бюджета Уссурийского городского округа по налоговым доходам в 2019-2020 гг., млн рублей
Доходы бюджета 2019 2020 Исполнено
По плану Факт. По плану Факт. 2019 2020
НДФЛ 1706 1726 1624 1673 101 103
Акцизы 32 32 30 30 100 100
ЕНВД 184 189 153 155 103 101
ЕСХН 3 8 8 9 267 113
Патентная система 10 9 9 9 90 100
Налог на имущество физических лиц 106 126 120 140 119 117
Земельный налог 243 254 210 222 105 106
Государственная пошлина 29 32 29 28 110 97
Всего 2313 2376 2183 2266 103 104
Примечание: составлено по [9].
По данным таблицы видно, что план бюджетных назначений по налоговым доходам бюджета городского округа был выполнен как в 2019 г., так и в 2020 г.
32
План в 2019 году не выполнен только в отношении патентной системы налогообложения. По всем остальным налогам план перевыполнен; более всего по ЕСХН - на 167 %. Это положительно характеризует развитие сельского хозяйства на подведомственной городскому округу территории.
Существенно перевыполнение плана по налогу на имущество физических лиц - на 19 %.
В 2020 году план по общей сумме налоговых доходов выполнен на 104 %, при этом необходимо учитывать, что плановые показатели были скорректированы в сторону уменьшения в связи с пандемией.
Не выполнен план только по государственной пошлине - на 3 %. По всем остальным показателям плановые бюджетные назначения перевыполнены; более всего по налогу на имущество физических лиц - на 17 %, по ЕСХН - на 13 % и по земельному налогу - на 6 %. В основе своей это имущественные налоги; на них ухудшение экономической ситуации влияет не так сильно, как на налоги, которые считаются от выручки, прибыли или дохода.
За два анализируемых года только по двум налоговым платежам не выполнен план бюджетных назначений: в 2019 году по патентной системе налогообложения и в 2020 году по государственной пошлине. По всем остальным налогам план в большинстве случаев перевыполнен.
Таким образом, налоговые доходы - единственный вид доходов местного бюджета Уссурийского городского округа, плановые показатели по которым были не только выполнены, но и перевыполнены как в 2019 г., так и в 2020 г., что говорит о надежности данного вида доходов для местных бюджетов РФ.
Выводы
В результате проведенного исследования выявлены проблемы исполнения местного бюджета по доходам и определено влияние пандемии коронавирусной инфекции на исполнение местного бюджета Уссурийского городского округа по доходам в 2020 году:
- снижение собственных доходов местного бюджета;
- увеличение трансфертов из вышестоящих бюджетов;
- усиление финансовой зависимости местных бюджетов от дотаций вышестоящих бюджетов;
- снижение собственной доходной базы местных бюджетов;
- выпадающие доходы местного бюджета за счет отмены ЕНВД.
Таким образом, налоговые доходы местного бюджета Уссурийского городского округа, являясь собственными доходами муниципального образования, играют важную роль в формировании бюджета, находятся на втором месте по значимости после безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов.
Основу местных бюджетов составляют отчисления от федерального налога (НДФЛ), собственные доходы местных бюджетов; местные налоги не могут обеспечить существенного наполнения местных бюджетов РФ.
Увеличение доходной части местных бюджетов должно идти в направлении увеличения финансовой независимости местных бюджетов; реализовать
33
это возможно только через увеличение налоговых поступлений (НДФЛ), создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения, а также путем применения специальных налоговых режимов в виде патентной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. - Текст: электронный // СПС «Кон-сультантПлюс»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req= doc&base=LAW&n=364178&dst=0&rnd=0.6049615189087744#v9I2VlSOa3X5k3Rl1.
2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021). - Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=389332&dst=0&rnd =23C38FDA7BE7E820D3085ABD6963C8B1#til0doSgjaQiUCE5 19702/.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021). - Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=BYlPhoSPMyZBMU0A&cacheid =3 3988D34272D3D9BDAA0983C9390A0C2&mode=splus&base=LAW&n=389428&dst= 101317&rnd=9A74B25E239660AE5 A7018CAFD354FDD#ZUrPhoSTNB8fBvQK
4. Савина Е.О. Налоговые доходы местных бюджетов как составляющая финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере Пермского края) // Налоги и налогообложение. - 2018. - № 12. - С. 30-52. - DOI 10.7256/2454-065X.2018.12.20491 // еLibrary: [сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36951272 (дата обращения: 08.11.2021).
5. Седова М. Л. Влияние пандемии на исполнение бюджетов публично-правовых образований // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2021. - № 2. -С. 50-61 // еLibrary: [сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46236750 (дата обращения: 01.11.2021).
6. Камбердиева С. С., Дзанкисова Э. М. Особенности организации и основные проблемы исполнения бюджета на местном уровне // Экономика и предпринимательство. -2018. - № 8 (97). - С. 413-419 // еLibrary: [сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35175948 (дата обращения: 04.11.2021).
7. Астахова Е. В., Корень А. В., Алексеева Н. В. Дефицит бюджета муниципального образования: инструменты снижения // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7, № 2 (23). - С. 31-33 // еLibrary: [сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35326219 (дата обращения: 04.11.2021).
8. Основные направления реализации бюджетной политики Владивостокского городского округа в условиях финансовой нестабильности / А. В. Корень, Т. Н. Бондаренко, Е. В. Корнева, И. А. Самсонова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 11-6. -С. 1201-1205 // еLibrary: [сайт]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25458969
9. Отчеты об исполнении бюджета Уссурийского городского округа. - Текст: электронный // Администрация Уссурийского городского округа: [сайт]. -- URL: https://www.adm-
ussuriisk.ru/administrationUGO/struktura_administratsii/finansovoe_upravlenie_s_pravom_ yuridicheskogo_litsa/byudzhet_gorodskogo_okruga/otchety_ob_ispolnenii_byudzheta_ussur iyskogo_gorodskogo_okruga/
34
Транслитерация
1. Osnovnye napravleniya byudzhetnoj, nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023 godov. - Tekst: elektronnyj // SPS «Konsul'tantPlyus»: [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 364178&dst=0&rnd=0.6049615189087744#v9I2VlSOa3X5k3Rl1.
2. Byudzhetnyj kodeks RF: Federal'nyj zakon ot 31.07.1998 g. № 145- FZ (red. ot 01.07.2021). - Tekst: elektronnyj // SPS «Konsul'tantPlyus»: [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=389332&dst=0&rnd =23C38FDA7BE7E820D3085ABD6963C8B1#til0doSgjaQiUCE5 19702/.
3. Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 01.07.2021). - Tekst: elektronnyj // SPS «Konsul'tantPlyus»: [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&ts=BYlPhoSPMyZBMU0A&cacheid=33988D34272D3D9BDAA0983C9390A0C2& mode=splus&base=LAW&n=389428&dst=101317&rnd=9A74B25E239660AE5A7018CAF D354FDD#ZUrPhoSTNB8fBvQK
4. Savina E.O. Nalogovye dohody mestnyh byudzhetov kak sostavlyayushchaya finansovoj samostoyatel'nosti municipal'nyh obrazovanij (na primere Permskogo kraya) // Nalogi i nalogooblozhenie. - 2018. - № 12. - S. 30-52. - DOI 10.7256/2454-065X.2018.12.20491 // eLibrary: [sajt]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36951272 (data obrashcheniya: 08.11.2021).
5. Sedova M. L. Vliyanie pandemii na ispolnenie byudzhetov publichno-pravovyh obrazovanij // RISK: Resursy, Informaciya, Snabzhenie, Konkurenciya. - 2021. - № 2. - S. 5061 // eLibrary: [sajt]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46236750 (data obrashcheniya: 01.11.2021).
6. Kamberdieva S. S., Dzankisova E. M. Osobennosti organizacii i osnovnye problemy ispol-neniya byudzheta na mestnom urovne // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2018. - № 8 (97). - S. 413-419 // eLibrary: [sajt]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35175948 (data obrashcheniya: 04.11.2021).
7. Astahova E.V., Koren' A.V., Alekseeva N.V. Deficit byudzheta municipal'nogo obra-zovaniya: instrumenty snizheniya // Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravle-nie. - 2018. - T. 7, № 2 (23). - S. 31-33 // eLibrary: [sajt]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35326219 (data obrashcheniya: 04.11.2021).
8. Osnovnye napravleniya realizacii byudzhetnoj politiki Vladivostokskogo gorodskogo okruga v usloviyah finansovoj nestabil'nosti / A. V. Koren', T. N. Bondarenko, E. V. Korneva, I. A. Samsonova // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 11-6. - S. 1201-1205 // eLibrary: [sajt]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25458969
9. Otchety ob ispolnenii byudzheta Ussurijskogo gorodskogo okruga. - Tekst: elektronnyj // Administraciya Ussurijskogo gorodskogo okruga: [sajt]. — URL: https://www.adm-ussuri-
isk.ru/administrationUGO/struktura_administratsii/finansovoe_upravlenie_s_pravom_yuridi cheskogo_litsa/byudzhet_gorodskogo_okruga/otchety_ob_ispolnenii_byudzheta_ussuriysko go_gorodskogo_okruga/
© В. А. Водопьянова, 2021
Для цитирования: Водопьянова В. А. Влияние пандемии коронавирусной инфекции
на исполнение местного бюджета по доходам // Территория новых возможностей.
35
Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. -2021. - Т. 13, № 4. - С. 21-36.
For citation: Vodopyanova V.A. The impact of the Coronavirus pandemic on the execution of the local revenue budget, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2021, Vol. 13, № 4, pp. 21-36.
DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-4/021-036
Дата поступления: 16.11.2021
Одобрена после рецензирования: 18.11.2021
Принята к публикации: 22.11.2021