Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА СТРУКТУРУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА СТРУКТУРУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПАНДЕМИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ ДОХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / REGIONAL BUDGET / BALANCE / URAL FEDERAL DISTRICT / PANDEMIC / BUDGET REVENUES / BUDGET EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарчук Екатерина Александровна, Пасынков Алесей Федорович, Трифонова Полина Сергеевна

Статья посвящена оценке изменений в бюджетах субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, которые они претерпели в связи с изменением макроэкономической ситуации в стране и регионах. В статье проведен обзор научных исследований по рассматриваемой тематике. На основе открытых официальных данных, с использованием общенаучных методов, показано влияние введенных ограничительных мер, связанных с борьбой по распространению коронавирусной инфекции, на региональные бюджеты субъектов РФ Уральского федерального округа. Анализ проведен в разрезе структуры источников формирования доходов бюджетов, а также по направлениям расходования финансовых средств регионов УрФО, дана оценка сбалансированности исследуемых бюджетов. Сравнительный анализ проводился за первое полугодие 2019 г. и 2020 г. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в доходной части исследуемых бюджетов субъектов РФ значительно снизились налоговые поступления от прибыли и доходов. У всех рассматриваемых региональных бюджетов наблюдается рост безвозмездных поступлений. В расходной части бюджетов увеличение в большей степени отмечается по разделу «Здравоохранение» и «Социальную политика». Таким образом, меры государственной поддержки позволили в первом полугодии 2020 года сохранить профицит бюджетов у четырёх из шести субъектов РФ Уральского федерального округа. Однако складывающаяся в настоящее время ситуация с распространением коронавирусной инфекции, не позволяет делать оптимистичные прогнозы по дальнейшему наполнению доходной части региональных бюджетов. Аналогичная ситуация с расходной частью - они будут увеличиваться за счет роста социальных расходов, что отразиться на сбалансированности региональных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарчук Екатерина Александровна, Пасынков Алесей Федорович, Трифонова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE STRUCTURE OF INCOME AND EXPENDITURE OF THE CONSOLIDATED BUDGETS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION OF THE URAL FEDERAL DISTRICT

The article is devoted to the assessment of changes in the budgets of the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Ural Federal District, which they have undergone in connection with the change in the macroeconomic situation in the country and regions. The article provides an overview of scientific research on the topic under consideration. On the basis of open official data, using general scientific methods, the influence of the introduced restrictive measures related to the fight against the spread of coronavirus infection on the regional budgets of the constituent entities of the Russian Federation of the Ural Federal District is shown. The analysis is carried out in the context of the structure of sources of formation of budget revenues, as well as in the areas of spending financial resources of the regions of the Ural Federal District, an assessment of the balance of the studied budgets is given. Comparative analysis was carried out for the first half of 2019 and 2020. The results obtained indicate that in the revenue part of the studied budgets of the constituent entities of the Russian Federation, tax revenues from profits and incomes have significantly decreased. All the regional budgets under consideration show an increase in gratuitous receipts. In the expenditure part of the budgets, the increase is mainly noted in the sections "Healthcare" and "Social policy". Thus, measures of state support in the first half of 2020 made it possible to maintain a budget surplus in four of the six subjects of the Russian Federation of the Ural Federal District. However, the current situation with the spread of coronavirus infection does not allow making optimistic forecasts for the further filling of the revenues of regional budgets. The situation is similar with the expenditure side - they will increase due to the growth of social expenditures, which will affect the balance of regional budgets.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА СТРУКТУРУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №5, Том 12 / 2020, No 5, Vol 12 https://esj.today/issue-5-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/66ECVN520.pdf DOI: 10.15862/66ECVN520 (http://dx.doi.org/10.15862/66ECVN520) Ссылка для цитирования этой статьи:

Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф., Трифонова П.С. Влияние пандемии на структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ Уральского федерального округа // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, https://esj.today/PDF/66ECVN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/66ECVN520

For citation:

Zakharchuk E.A., Pasynkov A.F., Trifonova P.S. (2020). The impact of the pandemic on the structure of income and expenditure of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation of the Ural Federal District. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(12). Available at: https://esj.today/PDF/66ECVN520.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/66ECVN520

Публикация подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2020-2022 гг.

УДК 336.143.21 ГРНТИ 06.73.15

Захарчук Екатерина Александровна

ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук», Екатеринбург, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5546-8127 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=130479 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/L-6771-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57190412267

Пасынков Алесей Федорович

ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук», Екатеринбург, Россия

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5186-4130 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id= 183140 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/L-7150-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56736526700

Трифонова Полина Сергеевна

ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук», Екатеринбург, Россия

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3049-2873 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=925933 Researcher ID: https ://www.researcherid. com/rid/S-6415-2018

Влияние пандемии на структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ Уральского федерального округа

Аннотация. Статья посвящена оценке изменений в бюджетах субъектов РФ, входящих в состав Уральского федерального округа, которые они претерпели в связи с изменением макроэкономической ситуации в стране и регионах. В статье проведен обзор научных

исследований по рассматриваемой тематике. На основе открытых официальных данных, с использованием общенаучных методов, показано влияние введенных ограничительных мер, связанных с борьбой по распространению коронавирусной инфекции, на региональные бюджеты субъектов РФ Уральского федерального округа. Анализ проведен в разрезе структуры источников формирования доходов бюджетов, а также по направлениям расходования финансовых средств регионов УрФО, дана оценка сбалансированности исследуемых бюджетов. Сравнительный анализ проводился за первое полугодие 2019 г. и 2020 г.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в доходной части исследуемых бюджетов субъектов РФ значительно снизились налоговые поступления от прибыли и доходов. У всех рассматриваемых региональных бюджетов наблюдается рост безвозмездных поступлений. В расходной части бюджетов увеличение в большей степени отмечается по разделу «Здравоохранение» и «Социальную политика».

Таким образом, меры государственной поддержки позволили в первом полугодии 2020 года сохранить профицит бюджетов у четырёх из шести субъектов РФ Уральского федерального округа. Однако складывающаяся в настоящее время ситуация с распространением коронавирусной инфекции, не позволяет делать оптимистичные прогнозы по дальнейшему наполнению доходной части региональных бюджетов. Аналогичная ситуация с расходной частью - они будут увеличиваться за счет роста социальных расходов, что отразиться на сбалансированности региональных бюджетов.

Ключевые слова: региональный бюджет; сбалансированность; Уральский федеральный округ; пандемия; бюджетные доходы; бюджетные расходы

В современных условиях замедления экономического роста, усиленного реализацией ограничительных мер, связанных с борьбой по распространению коронавирусной инфекции, одним из важных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при формировании бюджетной политики выступает сохранение источников и объемов поступлений финансовых средств в федеральные, региональные и местные бюджеты.

На фоне проблем, связанных с формированием доходной части бюджетов происходит рост бюджетных расходов, в первую очередь, социальной направленности.

Таким образом, все большую актуальность приобретают вопросы, направленные на финансирование дефицита бюджета, финансового обеспечения делегированных полномочий, формирования сбалансированных бюджетных планов территорий.

В этих условиях, приобретает все большее значение изучение региональных бюджетов, как важного звена бюджетной системы страны. С каждым годом их значимость растет, поскольку на субфедеральный уровень передается все больше полномочий из федерального центра. Во время вспышки коронавирусной инфекции, значительная нагрузка легла на регионы и их бюджеты. Ограничение экономической активности посредством ввода режима самоизоляции, введение Правительством РФ и региональными органами государственной власти мер поддержки субъектов экономической деятельности в виде отсрочки и льгот по уплате налогов, сборов и арендных платежей, становятся основными причинами снижения доходов регионов.

Введение

Обзор литературы

Одним из научных направлений в изучении вопросов формирования и расходования бюджетных средств выступают исследования, посвященные обеспечению их сбалансированности. В современной теории государственных финансов выделяют три основных подхода к обеспечению сбалансированности бюджета: концепция общей сбалансированности; концепция циклической сбалансированности; концепция функциональной сбалансированности. Выделенные подходы подробно описаны Шаш Н.Н. в работе [1], в которой автор анализирует сильные и слабые стороны каждого из них.

Исходя из этого, наряду с предложенными подходами, можно выделить вертикальную и внутреннюю сбалансированность. Вертикальная сбалансированность предполагает устойчивое распределение финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы стран с Федеративным устройством, внутренняя - баланс между доходной и расходной частями в рамках одного бюджетного плана.

Соколов И.А., Дерюгин А.Н. изучают вопросы вертикальной сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, предлагая направления сокращения нефинансируемых федеральных мандатов, например, в качестве одной из мер предлагается передача расходного обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения с регионального на федеральный уровень [2]. Куприянова Л.М., Сурхаев И.Д. рассматривают проблему сбалансированности бюджета с позиции реализации принципа построения бюджетной системы страны. Ими предложены рекомендации, направленные на оптимизацию доходов, расходов, формирование и использование бюджетных резервов, управление государственным долгом, а также эффективное регулирование межбюджетных отношений [3].

Белозерова К.С., в своих работах, показывает значимость принципа сбалансированности в реализации эффективного механизма формирования межбюджетных отношений, а также обосновывает применение инструментов достижения сбалансированности регионального бюджета в зависимости от текущего уровня несоответствия его доходов величине расходных обязательств [4]. Кривоносова Н.Я. доказывает необходимость постоянного мониторинга развития и динамики сбалансированности бюджетов в целях повышения качества управления бюджетным процессом и обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы [5].

Наряду со сбалансированностью, активно изучаются вопросы формирования и расходования региональных бюджетных средств, этому посвящено много трудов российских исследователей. Например, вопросами изучения формирования доходной части региональных бюджетов в разных аспектах занимаются Малкина М.Ю., Балакин Р.В. [6]. Они в своих исследованиях проводят количественную оценку источников формирования налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ, на основе авторских математических моделей, с проведением факторной декомпозиции.

Цепелев О.А., Колесникова О.С. исследуют доходную часть бюджета региона с позиции оценки объема недополученных доходов от деятельности теневого сектора экономики, обосновывая необходимость регулярного определения налоговых потерь в целях повышения эффективности бюджетно-налоговой политики, проводимой региональными органами власти

Кремповая Н.Л. изучает роль консолидированных налогоплательщиков, отдельных налогов в формировании доходной части регионального бюджета [8]. Глубокий анализ и прогноз потенциальных итогов 2020 года для консолидированных бюджетов субъектов РФ проведен Валентеем С.Д., Лыковым Л.Н., Букиным И.С. [9; 10].

[7].

Ряд авторов исследуют бюджетную сферу отдельных регионов, разрабатывая индивидуальные рекомендации по их совершенствованию с учетом территориальной специфики. Сизова А.Е. предлагает одним из путей повышения самостоятельности бюджета Калужской области, как региона, не обладающего сырьевым потенциалом, внедрение инновационных технологий в различные отрасли экономики [11].

Анализ доходной и расходной части регионального бюджета Вологодской области, с позиции соответствия бюджетных параметров задачам развития региона, проводит Поварова А.И. Показав, что формирование основного финансового плана региона на 2018-2020 гг., т. е. на новый финансовый цикл, сохраняет тренд на имитацию стабильности без реального преодоления стагнации бюджетных доходов и увеличения финансирования значимых сфер жизни общества [12].

Кирпиченко А.Е., Маркович А.В., Ромадина Е.В. в своих исследованиях уделяют внимание формированию доходной части субфедеральных бюджетов, как одного из главных элементов регулирования экономики региона. На примере Алтайского края, показаны возможные источники формирования доходной части бюджета и возможные изменения в направлении расходования бюджетных средств [13].

Бычкова М.В., Сорокина Т.В., на примере Иркутской области, обосновывают применение показателя «доходы консолидированного бюджета региона» и алгоритм его встраивания в региональную управляющую модель [14].

Несмотря на достаточно большое внимание со стороны исследователей к рассматриваемым вопросам, эпидемия коронавируса вносит существенные изменения в формирование и расходование бюджетных средств, особенно на региональном уровне. В результате чего становиться важным и актуальным понимание скорости влияния вводимых санитарно-эпидемиологических ограничений и ухудшения мировой макроэкономической ситуации на сбалансированность региональных бюджетов. Очевидно, что в ближайшее время бюджетная политика претерпит изменения, что требует отдельного изучения.

Интерес для анализа представляют субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, поскольку имеют разную специализацию, и на их примере можно выявить различные тенденции в доходах и расходах бюджетов. Методологическая база исследования основана на общих методах научного познания (анализ, синтез, сравнение и др.). Для проведения исследования были использованы открытые данные с официальных сайтов Федерального казначейства и Единого портала Бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет».

В Свердловской области за I полугодие 2020 г. размер доходов бюджета составил 127 175,3 млн рублей, что незначительно ниже доходов области за аналогичный период прошлого года1, их структура приведена на рис. 1. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области за первые шесть месяцев 2020 г. составили 105 711,63 млн рублей. Процент исполнения данного показателя равен 35,2, а к уровню 2019 г. процент исполнения снизился на 6,5 %. Стоит отметить, что за анализируемый период происходит резкое увеличение безвозмездных поступлений. Если за I полугодие 2019 г. он

1 Информация об исполнении консолидированного бюджета Свердловской области по доходам и расходам на 01.07.2020 г. URL: https://minfin-samara.ru/reports-on-the-budget/ (дата обращения: 10.08.2020).

Страница 4 из 16

Методы и результаты

66ECVN520

исчислялся в размере 8 908 млн рублей, то на I полугодие 2020 г. - 21 463, 67 млн рублей (темп роста 141 %).

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области значительную долю занимают налоги на прибыль и доходы. За I полугодие 2020 г. они составили 56 %, за этот же период прошлого года - 70 %. В том числе, налог на прибыль организаций - 31 % (35 %), налог на доходы физических лиц - 39 % (36 %). Сумма поступлений по налогу на имущество в I полугодии 2020 г. составила 12 726 млн рублей (процент исполнения 41,4 %). По другим видам налогов за анализируемые периоды, также наблюдается отрицательная динамика.

Расходы консолидированного бюджета Свердловской области за I полугодие 2020 г. показали рост на 15,3 %, с 116 663,8 млн рублей до 134 542,4 млн рублей. За анализируемый период структура расходов консолидированного бюджета области не изменилась. Наибольшую долю в ней занимают расходы на «Образование» (33 %) и «Социальную политику» (25 %). В денежном выражении расходы на «образование» составили 43 719 млн рублей, что на 12 % выше относительно I полугодия 2019 года. Процент исполнения составил 36,8. Расходы на «Социальную политику» - 33 713 млн рублей и исполнены на 41,7 %. Стоит отметить, что в Свердловской области резко выросли расходы на «Здравоохранение». Рост составил 75 %, с 954,8 млн рублей в первом полугодии 2019 г. до 1 664,2 млн рублей в 2020 г. Во многом такое увеличение связано с реализацией мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. По другим статьям расходов ассигнования тоже выросли, хотя и в меньшей степени.

В результате сложившейся ситуации, в I полугодии 2020 г. бюджет Свердловской области исполнен с достаточно высоким дефицитом в размере 7 367,1 млн рублей, притом, что за тот же период 2019 г. наблюдался профицит в размере 11 368,9 млн рублей.

По данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета Курганской области на

1 июля 2020 года, в Курганской области за I полугодие 2020 г. размер доходов бюджета составил 24 620,9 млн рублей, что на 17,5 % выше аналогичного периода годом ранее2. Структура доходов консолидированного бюджета Курганской области за I полугодие 2020 г. приведена на рис. 2. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Курганской области за I полугодие 2020 г. составили 11 992,4 млн рублей, что составляет 49 % от всех доходов области. Стоит отметить, что в структуре доходов области большую долю занимают безвозмездные поступления (51 %), что в денежном выражении составляет 12 629 млн рублей (рост на 33 %).

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Курганской области 61 % приходится на налоги на прибыль и доходы, за этот же период прошлого года - 62,5 % (снижение на 2,4 %). В том числе, налог на прибыль организаций - 18,4 % (19,4 %), налог на доходы физических лиц - 42,6 % (42,9 %). Наблюдается небольшое снижение этих показателей. Сумма поступлений по налогу на имущество в I полугодии 2020 г. составила 1 327 млн рублей, что на 6 % меньше чем за I полугодие 2019 г. Доходы от акцизов за I полугодие 2020 г. по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, сложились в размере

2 182 млн рублей, что на 38,5 % выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

2 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Курганской области на 1 июля 2020 года URL: http://www.finupr.kurganobl.ru/index.php?test=otm (дата обращения: 10.08.2020).

Страница 5 из 16

66ECVN520

озмездные ления;

21 464 Налоговые

доходы; 100 888

Неналогов

доходы; 4 823

■ Налоги на прибыль, доходы

■ Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

■ Налоги на совокупный доход

1 Налоги на имущество

1 прочие

Рисунок 1. Структура доходов консолидированного бюджета Свердловской области за I полугодие 2020 гг., млн руб.

Безвозмездные поступления;

Неналоговые доходы; 4 331

Налоговые доходы; 91 237

■ Налоги на прибыль, доходы

' Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации ' Налоги на совокупный доход

' Налоги на имущество

■ прочие

6 260 441

Рисунок 3. Структура доходов консолидированного бюджета Тюменской области за I полугодие 2020 гг., млн руб.

Неналоговы доходы 614

■ Налоги на прибыль, доходы

■ Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

■ Налоги на совокупный доход

Налоги на имущество

■ прочие

Рисунок 2. Структура доходов консолидированного бюджета Курганской области за I полугодие 2020 гг., млн руб.

Налоговые доходы; 72 929

Неналоговые доходы; 3 159

■ Налоги на прибыль, доходы

1 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации 1 Налоги на совокупный доход

Налоги на имущество

■ прочие

Рисунок 4. Структура доходов консолидированного бюджета Челябинской области за I полугодие 2020 гг., млн руб.

Составлено авторами по данным с сайтов Федерального казначейства и Единого портала Бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет»

Страница 6 из 16

66ECVN520

Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com

Расходы консолидированного бюджета Курганской области за I полугодие 2020 г. увеличились на 8,6 % относительно уровня первых шести месяцев 2019 г. и составили 23 291 млн рублей. Но, несмотря на это структура расходов консолидированного бюджета области изменилась не значительно. На рис. 6 представлена структура расходов консолидированного бюджета Курганской области за I полугодие 2019 и 2020 гг. По всем разделам прослеживается увеличение, за исключением «Охраны окружающей среды», где значение показателя снизилось на 11 %. Разделы «Образование» и «Социальная политика» занимают значительную долю в структуре расходов - 34 % и 30 % соответственно. В связи с пандемией СОУГО-19, расходы на «Здравоохранение» Курганской области увеличились на 509,8 млн рублей, с 944,7 млн рублей в I половине 2019 г., до 1 454,6 млн рублей в I половине 2020 г., темп роста составил 54 %.

Как итог, в первом полугодии 2020 г. наблюдается превышение доходной части бюджета над расходной в размере 13 2976 млн рублей.По официальным данным, в Тюменской области за I полугодие 2020 г. размер доходов бюджета составил 102 668,65 млн рублей, что на 21 312,5 млн рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года 3 . Структура доходов консолидированного бюджета Тюменской области за I полугодие 2020 г. приведена на рис. 3. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Тюменской области за первые шесть месяцев 2020 г. составили 95 568 млн рублей, что на 21 % ниже, чем за I полугодие 2019 г. Стоит отметить резкое увеличение безвозмездных поступлений. На I полугодие 2020 г. они составили 7 100,6 млн рублей, что 128 % больше, чем за I полугодие 2019 г.

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Тюменской области за I полугодие 2020 г. значительную долю занимают налоги на прибыль и доходы, которые составляют 86,5 % от общего количества налоговых доходов. Их доля уменьшилась в сравнении с предыдущим анализируемом периодом (88,7 %). В том числе, налог на прибыль организаций - 68,9 % (73,6 %), налог на доходы физических лиц - 17,7 % (15 %). Сумма поступлений по налогу на имущество в I полугодии 2020 г. составила 62 560 млн рублей, что незначительно ниже предшествующего периода. Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации за рассматриваемый период сократились на 56 % относительно I полугодия 2020 г. и составили 3 110 млн рублей. По другим видам налогов за анализируемые периоды, также наблюдается отрицательная динамика, исключение составляют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (рост на 8,3 %)

Расходы по области составили 93 267,8 млн рублей, что на 16 % выше относительно аналогичного периода прошлого года. На рис. 7 представлена структура расходов консолидированного бюджета Тюменской области за I полугодие 2019 и 2020 г.

Как видно по данным рис. 7, в структуре расходов области значительную долю занимают расходы на «Национальную экономику», «Образование» «Социальную политику» и «Здравоохранение» - 20 %, 24 %, 27 % и 12 % соответственно. Стоит отметить, что произошел значительный рост расходов по направлениям «Социальная политика» и «Здравоохранение» в связи с ухудшением социально-экономической ситуации из-за пандемии. В денежном эквиваленте расходы на «социальную политику» исчисляются в размере 24 799,5 млн рублей, что на 27 % выше аналогичного периода годом ранее, при этом расходы на «Здравоохранение» увеличились на 65 %. По другим статьям расходов ассигнования тоже выросли, хотя и в

3 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Тюменской области и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 01.07.2020 URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/ot.htm (дата обращения: 10.08.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страница 7 из 16

66ECVN520

меньшей степени, сокращение финансирования произошло по статье «Национальная экономика» (на 7 %) и «Национальная оборона» (на 3 %).

В результате сложившейся ситуации, в первом полугодии 2020 г. бюджет Тюменской области исполнен с профицитом в размере 940,9 млн рублей, что на 78,51 % ниже I полугодия 2019 г.

В Челябинской области за I полугодие 2020 г. размер доходов бюджета составил 99 877 млн рублей, что незначительно выше первого полугодия 2019 г.4 Структура доходов консолидированного бюджета Челябинской области за I полугодие 2019 и 2020 г. приведена на рис. 4. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Челябинской области за первые шесть месяцев 2020 г. составили 76 087,8 млн рублей, что на 9,7 % ниже уровня 2019 г. Стоит отметить, что за анализируемый период наибольшее увеличение приходится на безвозмездные поступления. На I полугодие 2020 г. они составили 23 790 млн рублей, что на 75 % больше, чем за I полугодие 2019 г.

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Челябинской области значительную долю занимают налоги на прибыль и доходы. В I полугодии 2020 г. этот процент составил 74 %, за этот же период прошлого года - 73 %. В том числе, налог на прибыль организаций - 29 % (31 %), налог на доходы физических лиц - 45 % (43 %). Структура доходов за анализируемый период менялась незначительно. Сумма поступлений по налогу на имущество в I полугодии 2020 года составила 7 753,4 млн рублей, что на 1 768 млн рублей меньше чем за I полугодие 2019 г. По другим видам налогов за анализируемые периоды также наблюдается отрицательная динамика, исключение составляют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (темп роста - 22,9 %).

Расходы консолидированного бюджета Челябинской области за I полугодие 2020 г. повысились на 19 % относительно аналогичного периода прошлого года и составили 11 0180,3 млн рублей. На рис. 8 представлена структура расходов консолидированного бюджета Челябинской области за I полугодие 2019 и 2020 г. В структуре расходов области большая доля принадлежит разделу «Образование» (33 %) и «Социальная политика» (37 %). За

I полугодие 2020 г. наибольшее увеличение наблюдается по разделам «Охрана окружающей среды» в 9 раз, в денежном выражение на 1 202 млн рублей, и «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 46 % относительно I полугодия 2019 г. На фоне эпидемии коронавируса, расходы по статье «Здравоохранение» рекордно выросли, с 6 155,7 млн рублей в I полугодии 2019 г. до

II 991,8 млн рублей в 2020 г., общее увеличение составило практически на 95 %. По другим статьям расходов ассигнования тоже выросли, хотя и в меньшей степени, исключение составляют «СМИ» и «Обслуживание государственного (муниципального) долга», где произошло сокращение финансирования на 10,6 % и 34,9 % соответственно.

В результате сложившейся ситуации, в I полугодии 2020 г. бюджет области исполнен с достаточно высоким дефицитом, в размере 10 303 млн рублей, при том что за тот же период 2019 г. наблюдался профицит в размере 5 311,9 млн рублей.

4 Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда 01.07.2020 г. URL: https://minfin74.ru/mBudget/execution/monthly/ (дата обращения: 25.08.2020).

Страница 8 из 16

66ECVN520

1 Общегосударственные вопросы. национальная безопасность и правоохранительная деятельность, 10 328

обслуживание гос. (муниципального) долга 1 Национальная экономика

1 Жилищно-коммунальное хозяйство

1 Охрана окружающей среды

Образование

1 Здравоохранение

1 Социальная политика

Общегосударственные вопросы. национальная безопасность и правоохранительная деятельность, обслуживание гос. (муниципального) долга Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство 1 Охрана окружающей среды Образование Здравоохранение Социальная политика

18 966 20 416

Рисунок 5. Структура расходов консолидированного бюджета Рисунок 6. Структура расходов консолидированного бюджета Свердловской области за I полугодие 2019 и 2020 гг., млн руб. Курганской области за I полугодие 2019 и 2020 гг., млн руб.

Общегосударственные вопросы. национальная безопасность и правоохранительная деятельность, 8 083

обслуживание гос. (муниципального) долга 1 Национальная экономика

■ Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

Рисунок 8. Структура расходов консолидированного бюджета Челябинской области за I полугодие 2019 и 2020 гг., млн руб.

Общегосударственные вопросы. национальная безопасность и правоохранительная деятельность, 5 916

обслуживание гос. (муниципального) долга Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Здравоохранение

Социальная политика

Рисунок 7. Структура расходов консолидированного бюджета Тюменской области за I полугодие 2019 и 2020 гг., млн руб.

Составлено авторами по данным с сайтов Федерального казначейства и Единого портала Бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет»

Страница 9 из 16

66ECVN520

Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com

Доходы консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -

Югры за I полугодие 2020 г. составили 175 002,5 млн рублей, что на 17 % выше доходов округа за аналогичный период прошлого года, их структура представлена на рис. 95. В структуре доходов консолидированного бюджета округа за первые шесть месяцев 2020 г. наибольшую долю, в размере 94 %, занимают налоговые и неналоговые доходы. Безвозмездные поступления за I полугодие 2020 г. составили 10 479 млн рублей, что на 16 % больше, чем за I полугодие 2019 г. В структуре налоговых доходов округа значительную долю занимают налоги на прибыль и доходы - 74 %, что на 9 % выше, чем за I полугодие 2019 г. Процент исполнения по этому показателю равен 69,4. В том числе, налог на прибыль организаций - 47 % (35 %), налог на доходы физических лиц - 27 % (33 %). Налоги на имущество в рассматриваемый период составляют 21 % налоговых доходов консолидированного бюджета региона.

Рисунок 9. Структура доходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югра за I полугодие 2020 гг., млн руб. (составлено авторами по данным с официальных сайтов Федерального казначейства и Единого портала Бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет»)

Стоит отметить, что в рассматриваемом периоде произошло резкое увеличение суммы налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, с 78,6 млн рублей до 172,3 млн рублей (темп роста 119 %).

Расходы консолидированного бюджета автономного округа составили 136 214 млн рублей, что на 12 % выше аналогичного периода прошлого года. На рис. 10 представлена структура расходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -Югра за I полугодие 2019 и 2020 гг. Значительную долю в структуре расходов округа занимают расходы на «Образование», «Социальную политику» и «Здравоохранение» - 33 %, 17 % и 17 % соответственно. В связи с пандемией СОУГО-19, расходы на здравоохранение автономного округа выросли, практически на 25 %, с 18 043,9 млн рублей в I полугодии 2019 г. до 22 478,58 млн рублей в 2020 г. Средства были направлены на создание дополнительных койко-мест, выплаты медицинскому персоналу, а также закупку специальных средств защиты и медицинского оборудования.

5 Анализ исполнения консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по доходам за I полугодие 2020 года URL: https://depfin.admhmao.ru/otkrvtyy-byudzhet/ispolnenie-byudzheta/ (дата обращения: 25.08.2020).

■ Общегосударственные вопросы. национальная безопасность и правоохранительная деятель обслуживание гос. (муниципального) долга

■ Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

■ Охрана окружающей среды

■ Образование

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

Культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура

Рисунок 10. Структура расходов консолидированного бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югра за I полугодие 2019 и 2020 гг., млн руб. (составлено авторами по данным с официальных сайтов Федерального казначейства и Единого портала Бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет»)

За I полугодие 2020 г. происходит резкое увеличение расходов, связанных с охраной окружающей среды (темп роста 105 %). По другим статьям расходов ассигнования изменились незначительно.

В результате сложившейся ситуации в I полугодии 2020 г. наблюдается превышение доходов над расходами в размере 38 788,26 млн рублей, что на 39 % выше, чем за I полугодие

Доходы консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за I

полугодие 2020 г. составили 113 231,8 млн рублей, что на 19 % ниже доходов бюджета округа, за аналогичный период прошлого года6. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за первые шесть месяцев 2020 г. составили 108 196,8 млн рублей и занимает 95,5 % от всех доходов округа. За анализируемый период происходит резкое увеличение безвозмездный поступлений, на I полугодие 2020 г. составили 5 035 млн рублей, что на 3 098 млн рублей или 159,91 % больше, чем за I полугодие 2019 года. Структура доходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за I полугодие 2020 г. приведена на рис. 11.

6 Сведения об исполнении консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа по доходам в расходам за отчетный период 2020 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года URL: https://www.yamaffin.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=24°/o3A2010-04-15-02-48-06&layout=default&Itemid=127 (дата обращения: 25.08.2020).

Страница 11 из 16

2019 г.

66ECVN520

Безвозмездные поступления;

5 035

Неналоговые

доходы;

4 240

Налоговые доходы; 103 960

¡Налоги на прибыль, доходы

¡Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации

¡Налоги на совокупный доход

¡Налоги на имущество

прочие

414

Рисунок 11. Структура доходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за I полугодие 2020 гг., млн руб. (составлено авторами по данным с официальных сайтов Федерального казначейства и Единого портала Бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет»)

В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета округа значительную долю занимают налоги на прибыль и доходы. За I полугодие 2020 этот процент составил 60,5 %, за этот же период прошлого года - 70 %. Общее снижение составило 14 %. В том числе, налог на прибыль организаций - 33 % (50 %), налог на доходы физических лиц - 28 % (20 %). Налоги на имущество в рассматриваемый период составляют 36,31 % налоговых доходов консолидированного бюджета региона. На 8 % происходит сокращение акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ.

Рисунок 12. Структура расходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за I полугодие 2019 и 2020 гг., млн руб. (составлено авторами по данным с официальных сайтов Федерального казначейства и Единого портала Бюджетной системы

Российской Федерации «Электронный бюджет»)

За I полугодие 2020 года расходы округа составили 100 894 млн рублей, что почти на 7 % превысили расходы за аналогичный период прошлого года. Но, несмотря на это, структура расходов консолидированного бюджета округа изменилась незначительно. На рис. 12 представлена структура расходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за I полугодие 2019 и 2020 гг.

Как видно по данным рис. 12, в структуре расходов округа значительную долю занимают расходы на «Национальную экономику» и «Образование» - 17,5 % и 26,6 % соответственно. В I полугодии 2020 года, в связи с тем, что стали осуществляться социальные выплаты гражданам и финансирование дополнительных расходов в рамках борьбы с СОУГО-19, наблюдается увеличение по статьям «Здравоохранение» (на 50 %) и «Социальная политика» (на 7 %). По другим статям расходов ассигнования так же выросли, за исключением «ЖКХ» (сократилось

В результате сложившейся ситуации, в первом полугодии 2020 года в бюджете округа наблюдается превышение доходной части над расходной, в размере 12 338,28 млн рублей, что на 73 % меньше, чем за тот же период 2019 года.

Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать несколько выводов. Во-первых, во всех рассматриваемых субъектах РФ значительную часть доходов бюджетов составляют налоги на прибыль, доходы. Этот вид налоговых доходов наиболее сильно пострадал от введенных ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции.

Во-вторых, в доходной части рассматриваемых субъектов, не зависимо от видов экономической деятельности, преобладающих в структуре экономики региона, отмечается значительный рост безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета.

В-третьих, что ожидаемо, в расходной части субфедеральных бюджетов у всех анализируемых регионов увеличились расходы в сфере здравоохранения и социальной политики, что связано с серьезной эпидемиологической обстановкой в стране и мире. Наибольший рост расходов на «Здравоохранение» отмечается в Челябинской области (на 95 %), «Социальную политику» - в Тюменской области (на 27 %).

И, в-четвертых, если бюджеты ХМАО и ЯНАО не так сильно пострадали от выпадающих доходов при локдауне, то на остальные субъекты Федерации Уральского федерального округа ограничительные меры оказали достаточно сильное влияние. И лишь благодаря финансовой помощи со стороны федерального правительства им удалось обойтись без дефицита бюджета.

Таким образом, меры государственной поддержки, направленные на финансирование расходов по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, позволили в первом полугодии 2020 года сохранить профицит бюджетов у четырёх субъектов РФ (Курганской и Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкий автономных округов). Наметившийся дефицит регионального бюджета отмечается у Свердловской и Челябинской областях.

Однако, сложившаяся макроэкономическая ситуация в стране не позволяет говорить об оптимистических прогнозах в формировании доходной части бюджетов субъектов РФ. Вторая волна коронавируса, повлечет дальнейший рост расходов на «Здравоохранение» и «Социальную политику», что отразиться на сбалансированности региональных бюджетов.

на 19,7 %).

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаш Н.Н. Обеспечение сбалансированности муниципальных бюджетов: финансовые инструменты и факторы влияния // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. - 2015. № 4(23). - С. 99-103.

2. Дерюгин А.Н., Соколов И.А. Бюджетный маневр и централизация страховых взносов неработающее население: варианты реализации и влияние на сбалансированность региональных бюджетов // Экономическое развитие России. -2018 - Т.25 - № 1 - с. 58-70.

3. Куприянова Л.М., Сурхаев И.Д. Сбалансированность федерального бюджета // Учет. Анализ. Аудит. - 2020 - 7(4) - с. 52-62. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-452-62.

4. Белозерова К.С. Сущность и значение реализации принципа сбалансированности бюджета при принятии законов о бюджете субъектов российской федерации // Финансовое право. - 2020 - №5 - С. 35-38. DOI: 10.18572/1813-1220-2020-5-35-38.

5. Кривоносова Н.Я. Теория и практика сбалансированности бюджетов субфедерального уровня // Известия БГУ. - 2013. - №6. - С. 61-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Вклад отраслей и их факторов в налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации // Регион: экономика и социология. - 2019. - №2 (102). - С. 30-55 DOI: 10.153 72/REG20190202.

7. Цепелев О.А., Колесникова О.С. Оценка влияния теневой экономики на величину налоговых доходов бюджета: региональный аспект // МЕЖДУНАРОДНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. - 2019. - Т. 22. - №11 (461). - С. 1309-1324. DOI: 10.24891/ia.22.11.1309.

8. Кремповая Н.Л. Влияние создания консолидированных групп налогоплательщиков на доходы бюджетов Российской Федерации // Символ науки. 2015. - №4. - С. 8991.

9. Валентей С.Д., Лыков Л.Н., Букин И.С. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. - 17 с. DOI: 10.21835/atbns/2.2019.

10. Валентей С.Д., Бахтизин А.Р., Кольчугина А.В. Тренды развития экономик субъектов Российской Федерации. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. - 11 с. DOI: 10.21686/rating/2019-1.

11. Сизова А.Е. Пути решения проблемы недостаточной бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации // Экономические науки. 2018. - №6(72). URL: https://re search-j ournal. org/economi cal/ puti -re sheniya-problemy-nedostatochnoj -byudzhetnoj -obespechennosti-regionov-rossij skoj -federacii/ (дата обращения: 14.10.2020). DOI: 10.23670/IRJ.2018.72.6.031.

12. Поварова А.И. Проблемы формирования регионального бюджета в условиях бюджетной консолидации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. - Т. 11. - № 2. - С. 100-116. DOI: 10.15838/esc.2018.2.56.7.

13. Кирпиченко А.Е., Маркович А.В., Ромадина Е.В. Анализ доходной части регионального бюджета на примере бюджета Алтайского края // Форум молодых ученых. 2018. - №1(7). С. 533-538.

14. Бычкова М.С. Особенности прогнозирования и планирования доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на основе

региональной управляющей модели / М.С. Бычкова, Т.В. Сорокина // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8, № 1. - DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).6.

Zakharchuk Ekaterina Aleksandrovna

Institute of economics of the Ural branch of the Russian academy of sciences, Yekaterinburg, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5546-8127 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id= 130479 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/L-6771-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57190412267

Pasynkov Aleksey Fyodorovich

Institute of economics of the Ural branch of the Russian academy of sciences, Yekaterinburg, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5186-4130 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=183140 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/L-7150-2017 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56736526700

Trifonova Polina Sergeevna

Institute of economics of the Ural branch of the Russian academy of sciences, Yekaterinburg, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3049-2873 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=925933 Researcher ID: https ://www.researcherid. com/rid/S-6415-2018

The impact of the pandemic on the structure of income and expenditure of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation of the Ural Federal District

Abstract. The article is devoted to the assessment of changes in the budgets of the constituent entities of the Russian Federation that are part of the Ural Federal District, which they have undergone in connection with the change in the macroeconomic situation in the country and regions. The article provides an overview of scientific research on the topic under consideration. On the basis of open official data, using general scientific methods, the influence of the introduced restrictive measures related to the fight against the spread of coronavirus infection on the regional budgets of the constituent entities of the Russian Federation of the Ural Federal District is shown. The analysis is carried out in the context of the structure of sources of formation of budget revenues, as well as in the areas of spending financial resources of the regions of the Ural Federal District, an assessment of the balance of the studied budgets is given. Comparative analysis was carried out for the first half of 2019 and 2020.

The results obtained indicate that in the revenue part of the studied budgets of the constituent entities of the Russian Federation, tax revenues from profits and incomes have significantly decreased. All the regional budgets under consideration show an increase in gratuitous receipts. In the expenditure part of the budgets, the increase is mainly noted in the sections "Healthcare" and "Social policy".

Thus, measures of state support in the first half of 2020 made it possible to maintain a budget surplus in four of the six subjects of the Russian Federation of the Ural Federal District. However, the current situation with the spread of coronavirus infection does not allow making optimistic forecasts for the further filling of the revenues of regional budgets. The situation is similar with the expenditure side - they will increase due to the growth of social expenditures, which will affect the balance of regional budgets.

Вестник Евразийской науки 2020, №5, Том 12 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2020, No 5, Vol 12 https://esi.today

Keywords: regional budget; balance; Ural Federal District; pandemic; budget revenues; budget expenditures

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.