Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
доходы / расходы / использование средств местных бюджетов / местный бюджет / налоговые доходы / неналоговые доходы / межбюджетные трансферты / консолидированный бюджет / налог на прибыль / межбюджетный трасферт / income / expenses / use of funds from local budgets / local budget / tax revenues / non-tax revenues / interbudgetary transfers / consolidated budget / income tax / interbudgetary transfer

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р.М. Никаева, З.У. Темирова

Региональная налоговая политика, как элемент государственной налоговой политики, направлена на обеспечение каждым субъектом страны полноценного развития своего хозяйственного комплекса и обеспечение его финансовой независимости за счет увеличения доходной базы бюджета. Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и законодательством субъектов Российской Федерации, являются составной частью налоговой системы государства и поступают в региональный бюджет. Каждый субъект стремится найти свое место в налоговой политике, выстроить собственную стратегию развития и определить методы реализации этой политики, объективно оценить свой налоговый потенциал. В статье анализируются налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты, рассматриваются направления формирования налоговой политики и практика применения региональных налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF REGIONAL TAXES IN THE FORMATION OF BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Regional tax policy, as an element of state tax policy, is aimed at ensuring that each constituent entity of the country fully develops its economic complex and ensures its financial independence by increasing the budget revenue base. Regional taxes are established by the Tax Code and the legislation of the constituent entities of the Russian Federation, are an integral part of the state tax system and go to the regional budget. Each subject seeks to find its place in tax policy, build its own development strategy and determine methods for implementing this policy, and objectively assess its tax potential. The article analyzes tax revenues to the federal and regional budgets, examines the directions of the formation of tax policy and the practice of applying regional taxes

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

3. Most E.S. Methodological approaches to the construction of indicators of sustainable development of the region // Bulletin of the Samara State University of Economics. 2008. No. 4 (42). S. 80-87. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11651858

4. Nepochatykh O.Yu. Formation of the mechanism of indicative management in the system of state policy // News of the South-West State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2020.Vol. 10.No. 3.P. 237-254. https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=43159971

5. Nikitina E. S. Forms and mechanisms of partnership between power and business // Siberian trade and economic journal. -2010. - No. 10. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15555446

6. Popov A.V., Sirotkina N.V. System of indicators of indicative management // Bulletin of Belgorod University of Consumer Cooperatives. 2006. No. S. S. 52-54. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35705303

7. Pyankova K.V., Kosvintsev N.N.Public-private partnership: advantages and disadvantages for the state and business // Bulletin of Perm University. Series: Economics. - 2010. - No. 4. https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-part-nerstvo-preimuschestva-i-nedostatki-dlya-gosudarstva-i-biznesa

8. Yakovleva Yu.K. Methodical and instrumental levels of indicative management of the socio-economic development of regions / Yakovleva Y.K. // Economics of construction and urban economy. 2017.Vol. 13.No. 3.P. 213-223. https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=35255564

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10636

Р.М. Никаева - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

R.M. Nikaeva - Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration ofFSBEI HE "Chechen State University", city of Grozny;

З.У. Темирова - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск,

Z.U. Temirova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk.

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ROLE OF REGIONAL TAXES IN THE FORMATION OF BUDGETS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: Региональная налоговая политика, как элемент государственной налоговой политики, направлена на обеспечение каждым субъектом страны полноценного развития своего хозяйственного комплекса и обеспечение его финансовой независимости за счет увеличения доходной базы бюджета. Региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и законодательством субъектов Российской Федерации, являются составной частью налоговой системы государства и поступают в региональный бюджет.

Каждый субъект стремится найти свое место в налоговой политике, выстроить собственную стратегию развития и определить методы реализации этой политики, объективно оценить свой налоговый потенциал. В статье анализируются налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты, рассматриваются направления формирования налоговой политики и практика применения региональных налогов.

Abstract. Regional tax policy, as an element of state tax policy, is aimed at ensuring that each constituent entity of the country fully develops its economic complex and ensures its financial independence by increasing the budget revenue base. Regional taxes are established by the Tax Code and the legislation of the constituent entities of the Russian Federation, are an integral part of the state tax system and go to the regional budget.

Each subject seeks to find its place in tax policy, build its own development strategy and determine methods for implementing this policy, and objectively assess its tax potential. The article analyzes tax revenues to the federal and regional budgets, examines the directions of the formation of tax policy and the practice of applying regional taxes. Ключевые слова: доходы, расходы, использование средств местных бюджетов,

местный бюджет, налоговые доходы, неналоговые доходы, межбюджетные трансферты, консолидированный бюджет, налог на прибыль, межбюджетный трасферт.

Key words: income, expenses, use of funds from local budgets, local budget, tax revenues, non-tax revenues, interbudgetary transfers, consolidated budget, income tax, interbudgetary transfer.

В условиях финансового кризиса наиболее актуальными являются вопросы обеспечения сохранности территориальной целостности страны и создания налоговой системы, обеспечивающей эффективное управление экономикой с соблюдением интересов государства, хозяйствующих субъектов и населения.

С учетом условий социально-экономического развития Российской Федерации определены основные направления формирования консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики на 2019-2020 годы.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов представлены статистической сводкой бюджетных показателей. Он отражает баланс доходов и расходов государственного бюджета, а также направления и условия финансовой бюджетной политики региона. [4]

Консолидированный бюджет республики предназначен для макроэкономической оценки и перспектив развития региона. Данные о выполнение плана поступлений налоговых и неналоговых доходов в разрезе основных доходных источников за рассматриваемый период представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Налоговые и неналоговые доходовы консолидированного бюджета _Карачаево - Черкесской Республики за 1 квартал 2020 года, (млн. рублей) [2]

Наименование показателей Факт 1 квартала 2019 года 1 квартала 2020 года Темп роста, % Исполнение плана, %

млн. рублей Уд. вес,% План Факт

млн. рублей Уд. вес,% млн. рублей Уд. вес,%

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 913, 9 100 1 971, 9 100 1 969, 0 100 102,9 99,9

Налог на прибыль, доходы 1 071, 8 56,0 1 054, 3 53,5 1 056, 9 53,7 98,6 100,3

Налог на прибыль организаций 281, 0 14,6 259, 8 13,1 189, 2 9,6 67,3 72,8

Налог на доходы физических лиц 790,8 41,3 794, 5 40,3 867, 8 44,0 109,7 109,2

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации. 314, 1 16,4 370, 2 18,8 327, 7 16,5 104,3 88,5

Налоги на совокупный доход 112, 9 5,9 113, 2 5,7 138, 7 7,0 122,8 122,4

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 91, 6 4,8 90, 9 4,6 112, 0 5,7 122,3 123,2

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 14, 3 0,7 15, 2 0,8 14, 8 0,8 103,2 97,2

Единый сельскохозяйственный налог 6, 8 0,4 6, 9 0,3 11, 4 0,6 169,2 165,4

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 0,2 0,01 0,1 0,005 0,4 0,02 175,1 268,4

Налоги на имущество 257, 9 13,5 274, 9 13,9 292, 4 14,9 113,4 106,4

Налог на имущество физических лиц 11, 9 0,6 22, 7 1,2 13, 3 0,7 111,1 58,5

Налог на имущество организаций 156, 9 8,2 162, 0 8,2 186, 4 9,5 118,8 115,0

Транспортный налог 40,6 2,1 39, 5 2,0 48, 6 2,5 119,9 123,1

Налог на игорный бизнес 0,5 0,02 0,7 0,04 0,8 0,04 99,8 69,3

Земельный налог 47, 9 2,5 49, 9 2,5 43, 6 2,2 90,8 87,2

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 10, 8 0,6 12, 4 0,6 13, 4 0,7 123,4 108,1

Налог на добычу полезных ископаемых 10, 8 0,6 12, 4 0,6 13, 4 0,7 123,4 108,1

Госпошлина 25, 9 1,4 26, 4 1,3 31, 4 1,6 121,0 119,0

Доходы от использования имущества, находящегося в гос и муниципальной собственности 26, 7 1,4 32, 8 1,7 26, 7 1,4 100,0 81,3

Платежи при пользовании природными ресурсами 1, 7 0,09 3, 0 0,2 3, 4 0,2 208,0 ,1123

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 29, 6 1,5 26, 8 1,4 27, 2 1,4 91,6 101,3

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 10, 1 0,5 6, 5 0,3 7, 5 0,4 74,0 115,3

Административные платежи и сборы 0,8 0,04 0,07 0,004 0,05 0,003 6,3 64,6

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 49, 9 2,6 50, 7 2,6 41, 8 2,1 83,8 82,4

Прочие неналоговые доходы 1, 4 0,07 0,4 0,02 1, 8 0,09 127,6 440,1

Консолидированный бюджет республики предназначен для макроэкономической оценки и перспектив развития региона. Данные об исполнении плана по налоговым и неналоговым доходам (в разрезе основных источников доходов) за отчетный период представлены в таблице 1.

Согласно таблице общие налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета за 1 квартал 2020 года составили 1969,07 млн руб., что на 2 853,4 тыс. руб. меньше, чем в плане на 2020 год.

Наибольшую долю налоговых и неналоговых доходов занимает налог на прибыль, доход, фактические показатели которого в 1 квартале 2019 года равны 56,0% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов в сумме, и это показатель меньше фактического значения за 1 квартал 2020 года на 2,3%.

Большую долю в структуре доходов занимает НДФЛ, фактический показатель которого составляет 41,3%. В последующий период происходит увеличение этого налога с темпом роста 109,7%. Это на 9,2% выше запланированного.

Наименьший удельный вес в структуре налогов на прибыль и доходы занимает налог на прибыль организации, фактический показатель которого составил 14,6%. По этому показателю в отчетном периоде наблюдается снижение не только показателей динамики, но и выполнения плана. Анализируя уменьшение средств в консолидированный бюджет, стоит отметить, что уменьшение произошло за счет налога на прибыль организаций в результате ухудшения финансово-экономических показателей организации.

Второе место по размерам сборов занимает налог на товары (работы, услуги), реализуемые в регионе. В 2019 году сумма этого налога составила 314,1 млн рублей, на долю которого пришлось 16,4%. В отчетном периоде этот показатель вырос на 4,3%.

Налоги на имущество занимают третье место по объему. Налог на имущество - это прямой налог на имущество организаций или физических лиц. На отчетную дату он составил 14,9%, что на 1,4% больше показателя за 2019 год.

В свою очередь, налоги на имущество включают следующие налоговые поступления: налог на имущество организаций, который в 2019 году составил 8,2%, а в 2020 году увеличился до 9,5%, следующий транспортный налог, который в 1 квартале 2019 года составлял 2, 1, а в отчетном году увеличился до 2,5. %, затем налог на игорный бизнес, который составлял 0,02% в 1 квартале 2019 года и увеличился до 0,04% в 2020 году, следующим компонентом налогов на имущество является земельный налог, который имеет тенденцию к снижению по сравнению с базовым годом и уменьшился. в отчетном году на 2,2%. Все эти показатели составляют налоги на имущество.

Четвертое место занимают налоги на совокупный доход, которые в первом квартале 2019 года составили 5,9%, а в отчетном году увеличились до 7,0%. Налог на совокупный доход состоит из налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, который в отчетном году составил 5,7%, что показывает рост на 0,9%, единого налога на вмененный доход для отдельных видов мероприятий, фактические показатели которых на 1 квартал 2019 года были на 0,1% меньше показателей на 2020 год. Абсолютные показатели единого сельскохозяйственного налога в 1 квартале отчетного года превысили показатели базового года и составили 0,6 %, что на 0,2% больше, чем в базовом году.

Меньше поступлений было получено от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения. Абсолютное значение данного показателя в базовом периоде составило 0,2 млн руб., плановое значение на предыдущий период было занижено, что объясняет превышение показателя выполнения плана в 2020 году на 75%, а темп роста составил 168%.

Наименьшую долю в общей структуре налоговых и неналоговых доходов в I квартале 2020 года занимают следующие статьи:

- штрафы, санкции, ущерб - 2,1%

- госпошлина - 1,6%

- доход от использования государственного и муниципального имущества - 1,4%

- доход от оказания платных услуг (работ) и компенсации государственных расходов - 1,4%

- доход от продажи материальных и нематериальных активов 0,4%

- плата за использование природных ресурсов - 0,2%

- прочие неналоговые доходы - 0,09

- административные сборы и сборы - 0,003%

В течение 2020 года в бюджет республики были внесены изменения, в результате которых план по поступлению доходов бюджета был увеличен на 58,0 млн, или на 3,03%, соответственно план по расходам увеличен. Доходы бюджета республики за 1 квартал 2020 года составили 1969,0 млн рублей, в то время как запланировано было 1 971,9 млн рублей.

Для эффективного исполнения бюджета любого уровня необходимы финансовые ресурсы, в связи с чем, в бюджете обязательно должна присутствовать доходная часть, и как следствие доходы бюджета. Поступления в региональный бюджет формируются за счет счет налоговых (собственных и регулирующих) и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.

Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет региональных налогов и сборов.

Рассмотрим перечень доходов и их динамику в таблице 2.

Таблица 2 - Состав и динамика налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета _Карачаево-Черкесской Республики за 1 квартал 2020 года, (млн. рублей) [2] ^_

Наименование показателей Факт 1 квартала 2019 года 1 квартала 2020 года Темп роста, к 1 кварталу 2019 года, % Исполнение плана, 1 квартала 2020 года, %

млн. рублей Уд. вес,% План Факт

млн. рублей Уд. вес,% млн. рублей Уд. вес,%

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 1 407, 9 100 1 425,4 100 1 416,6 100 100,6 99,4

Налог на прибыль, доходы 837, 2 59,5 803,1 56,3 799,2 56,4 95,5 99,5

Налог на прибыль организаций 281,0 19,9 259,8 18,2 189,2 13,4 67,3 72,8

Налог на доходы физических лиц 556,2 39,5 543,3 38,1 609,9 43,1 109,7 112,3

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации. 283,0 20,1 334,6 23,5 296,1 20,9 104,6 88,5

Налоги на совокупный доход 91,6 6,5 90,9 6,4 112,0 7,9 122,3 123,2

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 91,6 6,5 90,9 6,4 112,0 7,9 122,3 123,2

Единый сельскохозяйственный налог 0,002 0,0001 0,0 0,0 0,003 0,000 2 138,0

Налоги на имущество 119,5 8,5 120,7 8,5 142,3 10,0 119,1 117,9

Налог на имущество организаций 78,5 5,6 80,5 5,7 93,2 6,6 118,8 115,8

Транспортный налог 40,6 2,9 39,5 2,8 48,6 3,4 119,9 123,1

Налог на игорный бизнес 0,5 0,04 0,7 0,05 0,5 0,04 99,8 69,3

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 10,8 0,8 12,4 0,9 13,4 0,9 123,4 108,1

Налог на добычу полезных ископаемых 10,8 0,8 12,4 0,9 13,4 0,9 123,4 108,1

Государственная пошлина 5,4 0.4 6,1 0,4 5,8 0,4 107,3 94,7

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 5,6 0,4 5,8 0,4 5,2 0,4 92,7 89,9

Платежи при пользовании природными ресурсами 1,2 0,001 1,9 0,1 2,0 0,1 174,5 107,9

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 7,4 0,5 0,01 0,0007 0,5 0,04 6,7 в3,1

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 3,4 0,2 0,2 0,01 2,7 0,2 81,0 в 13,5

Административные платежи и сборы 0,8 0,06 0,4 0,03 0,04 0,003 4,9 97,5

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 41,9 2,9 49,7 3,5 36,8 0,000 3 87,9 74,0

Прочие неналоговые доходы 0,2 0,01 0,0 0,0 0,5 0,04 293,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ исполнения доходной части республиканского бюджета по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов в текущем периоде показал, что ее общая сумма составила 1 416,6 млн руб. По сравнению с предыдущим периодом его размер увеличился на 8,67 млн руб., а процент выполнения плана в отчетном периоде составил 99,4%. Рассмотрев состав и структуру всех поступлений, можно отметить, что показатели плановые задания по налогу на прибыль в отчетном периоде выполнены только на 72,8%. На его долю приходится 13,4% от общей суммы всех налоговых и неналоговых платежей, а показатель динамики характеризует существенное изменение - темп роста составил 67,3%. Причинами отклонения от плановых показателей и снижения фактических показателей в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года является, прежде всего, сокращение в 2020 году общего количества налогоплательщиков с положительным финансовым результатом от финансово-хозяйственной деятельности, что также объясняется неблагоприятными условиями и последствиями экономического кризиса. Кроме того, именно в этот период увеличилось количество обращений налогоплательщиков в налоговые органы по поводу возврата излишне уплаченных налогов.

Поступления по налогам на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в 2020 году составили 609,9 млн рублей, что на 9,7% больше, чем годом ранее. Одним из факторов, повлиявших на положительную динамику данного вида налоговых поступлений, является выполнение прогноза по заработной плате.

Поступления по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование недрами, хотя и имеют незначительную долю в общей сумме всех поступлений, в 2020 году увеличатся на 23,4% и составят 13,4 млн рублей, что на 2,6. млн больше, чем в предыдущем периоде.

Местные бюджеты составляют финансовую основу местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы местного бюджета формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Несмотря на множество источников финансирования, местные бюджеты не могут в полной мере гарантировать выполнение бюджетных требований на достаточном уровне даже при сокращении расходных обязательств. Муниципалитетам нужны финансовые ресурсы, которые они могут планировать и использовать. Сегодня структура доходов местного бюджета сложилась таким образом, что доля местных налоговых доходов составляет 4%, федеральных и региональных налоговых доходов - 40%, межбюджетных трансфертов - от 45 до 50%, остальные доходы поступают от использования имущества и прочие поступления.

Таблица 3 - Отчет об исполнении налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных

образований Карачаево-Черкесской Республики за 1 квартал 2020 года, (тыс. рублей) [2]

Наименование показателей Факт 1 квартала 2019 года План 1 квартала 2020 года Факт 1 квартала 2020 года Абсолютный прирост Исполнение плана 1 квартала 2020 года, %

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 508,4 546,5 552,9 44,5 101,1

Налог на прибыль, доходы 234,6 251,2 257,8 23,2 102,6

Налог на доходы физических лиц 234,6 251,2 267,8 23,2 106,6

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в том числе: 31,1 35,6 31,6 0,5 88,8

Акцизы на алкогольную продукцию 2,9 5,9 5,2 2,2 88,1

Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты 28,1 29,7 26,5 -1,7 89,2

Налоги на совокупный доход 21,3 22,3 26,6 5,3 119,3

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 14,4 15,2 14,8 0,4 97,2

Единый сельскохозяйственный налог 6,8 6,9 11,5 4,7 169,1

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 0,2 0,2 0,4 0,2 В 2 р

Налоги на имущество 138,4 154,3 150,1 11,7 97,3

Налог на имущество физических лиц 11,9 22,7 13,3 1,4 58,5

Налог на имущество организаций 78,5 81,6 93,2 14,7 114,2

Земельный налог 47,9 49,9 43,6 -4,3 87,4

В консолидированные бюджеты муниципальных образований за первый квартал 2020 года поступили налоговые и неналоговые доходы в размере 552,9 млн рублей, что составляет 44,5 млн рублей. или на 8,7% ниже уровня поступлений за аналогичный период 2019 года. Из налоговых поступлений наибольший рост наблюдался по налогу, взимаемому в связи с использованием патентной системы (абсолютный прирост на 0,2 млн руб.). По единому сельскохозяйственному налогу абсолютный прирост составил 4,7 млн руб., а темп роста - 165,4%. Сумма налога на прибыль увеличилась на 5,3 млн руб., относительное увеличение составило 19,5%. По состоянию на 1 квартал 2020 года наблюдается рост поступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по налогу на прибыль организаций (на 9,9%), значительному увеличению акцизов на алкогольную продукцию (2,2 млн рублей) и единой сельскохозяйственной налог. (169,2%), налог на совокупный доход (124,9%)

По неналоговым доходам темп роста фактических доходов за первый квартал 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 67,9%. Основным фактором, повлиявшим на снижение неналоговых доходов, стало уменьшение выручки от продажи материальных и нематериальных активов.

В целом по муниципальным образованиям республики за январь-март 2020 года выполнение уточненного плана составляет 93,5%. Рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сложился в 7 муниципальных районах, из них в Карачаевском городском округе - на 2,7 %, в Адыге-Хабльском районе - на 4,6 %, в Зеленчукском районе - на 23,6 %, в Малокарачаевском районе - на 34,2 %, в Прикубанском районе - на 5%, в Урупском районе - на 1,4% и в Хабезском районе- на 18,6% . Исполнение по доходам, поступающим в консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов, представлено в таблице 4.

Таблица 4 - Поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты

на 01.04.2020 г., млн руб. [2]

Бюджеты План Факт Отклонение от плана % исполнения к плану

принятый уточненный принятого уточненного принятому уточненному

Черкесский городской округ 241, 9 241,9 226,2 -15,7 -15,7 93,5 93,5

Карачаевский городской округ 41,4 41,4 42,5 1,1 1 ,1 102,7 102,7

Абазинский район 15,3 15,3 14,1 -1,2 -1,2 92,2 92,2

Абазинский муниципальный район 11,3 11,3 10,2 -1,1 -1,1 90,2 90,2

Адыге-Хабльский район 12,8 12,8 13,4 0,6 0,6 104,6 104,6

А-Х муниципальный район 9,2 9,2 9,4 0,2 0,2 102,6 102,6

Зеленчукский район 55,2 55,2 68,2 13,0 13,0 123,6 123,6

Зеленчукский муниципальный район 44,2 44,2 53,5 9,3 9,3 121,1 121,1

Карачаевский район 25,9 25,9 25,8 -0,1 -0,1 99,9 99,9

Карачаевский муниципальный район 22,3 22,3 21,6 -0,7 -0,7 97,0 97,0

Малокарачаевский район 23,4 23,4 31,4 7,9 7,9 134,2 134,2

Малокарачаевский муниципальный район 17,05 17,0 22,9 5,9 5,9 134,8 134,8

Ногайский район 10,5 10,5 7,6 -2,9 -2,9 72,3 72,3

Ногайский муниципальный район 7,2 7,2 5,1 -2,1 -2,1 70,5 70,5

Прикубанский район 27,9 27,9 29,3 1,4 1,4 105,0 105,0

Прикубанский муниципальный район 21,0 21,0 21,3 0,3 0,3 101,2 101,2

Урупский район 21,7 21,7 22,1 0,4 0,4 101,4 101,4

Урупский муниципальный район 16,7 16,7 16,7 0 0 99,9 99,9

Усть-Джегутинский район 48,2 48,2 45,9 -2,3 -2,3 95,2 95,2

Усть-Джегутинский муниципальный район 34,1 34,2 33,9 -0,3 -0,3 99,4 99,4

Хабезский район 22,2 22,2 26,3 4,2 4,2 118,7 118,6

Хабезский муниципальный район 17,9 17,3 18,9 1,1 1,1 106,0 109,8

Таким образом, анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, доля которого в объеме налоговых поступлений в январе-марте 2020 года составила 56,4%, что ниже аналогичного показателя. показатель 2019 года (59,5%). Доля

налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций изменились почти вдвое и составили 5,6% и 10,1% соответственно в базовом и отчетном периодах. Также произошло уменьшение прироста суммы дохода с 1 407 885,0 тыс. руб. до 1 416 561,3 тыс. руб.

Таким образом на сегодняшний день значение роли в региональных и местных налогов в формировании бюджетов остается первоочередной задачей регионов.

Для достижения этой цели необходимо внести определенные коррективы в налоговое законодательство в части налоговых ставок для конкретных налогоплательщиков, узаконить использование имеющиеся объекты недвижимости, расширить возможности субъектов по принятию решений, создать оптимальную налоговую политику с учетом специфических особенностей региона.

Источники:

1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - Режим доступа: [URL]: http:// www.nalog.ru/

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ.- Режим доступа: [URL] : http:// www.minfm.ru

3. Велиева Ф.Э. Налоговая система РФ: становление и проблемы развития//В сборнике: Финансовые инструменты устойчивого экономического развития регионов//В сборнике: Финансовые инструменты устойчивого экономического развития РФ. - 2017.- С. 140-144

4. Болатаева А.А. Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой система / Р.А. Булкаева, В.С. Джагаева // Научные известия. - 2017.- С. 41-45

References:

1. Official website of the Federal Tax Service. - Access mode: [URL]: http: // www.nalog.ru/

2. Official website of the RF Ministry of Finance. - Access mode: [URL]: http: // www.minfin.ru

3. Velieva F.E. Tax system of the Russian Federation: formation and development problems // In the collection: Financial instruments for sustainable economic development of regions // In the collection: Financial instruments for sustainable economic development of the Russian Federation. - 2017.- S. 140-144

4. Bolataeva A.A. Tax system of the Russian Federation: topical problems and ways to improve the modern tax system / R.A.Bulkaeva, V.S. Dzhagaeva // Scientific news. - 2017.- S. 41-45

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10637

Р.М. Никаева - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

R.M. Nikaeva - Ph.D., Associate Professor, Department of State and Municipal Administration ofFSBEI HE "Chechen State University", city of Grozny;

С. Крым-Гериевна Тхагапсова - к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет » ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск,

S.Krym-Gerievna Thagapsova - Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ THE MAIN METHODS AND DIRECTIONS OF STATE FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL BUSINESS IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Роль государства, региональных и муниципальных органов власти в развитии малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей является жизненно важной. Рост их доли в валовом региональном продукте позволяет решить ряд важных социально-экономических задач в части открытия новых рабочих мест и способствует решению вопроса занятости населения, обеспечивает рост доходов населения и их уровня жизни, а также стабильные налоговые поступления в бюджеты всех уровней, что в итоге положительно сказывается на инвестиционной привлекательности региона. Данная статья посвящена исследованию мер поддержки и регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации. В статье рассматриваются виды государственной поддержки малого предпринимательства. Описан ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса в условиях пандемии.

Abstract. the Role of the state, regional and municipal authorities in the development of small and medium-sized businesses and individual entrepreneurs is vital. The growth of their share in the gross regional product makes it possible to solve a number of important socio-economic problems in terms of opening new jobs and contributes to solving the issue of employment, provides growth in incomes and living standards, as well as stable tax revenues to budgets of all levels, which ultimately has a positive effect on the investment attractiveness of the region. This article is devoted to the study of measures to support and regulate small business in the Russian Federation. The article discusses the types of state support for small businesses. A number of measures aimed at supporting small and medium-sized businesses in the context of the pandemic are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.